45509

Разработка пользовательского интерфейса

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Интерфейс пользователя эта та часть программы которая находится у всех на виду. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы ЖЦ: Анализ трудовой деятельности пользователя объединение бизнесфункций в роли. Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса. Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем функциональной модели и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.

Русский

2013-11-17

44 KB

62 чел.

9. Разработка пользовательского интерфейса

 В системах на основе ЭВМ значительное место занимают специфические вопросы согласования работы человека – «оператора» и технологической части системы «машины». Все вопросы ввода-вывода (темп, формы представления) необх-мо согласовывать с «человеческим фактором» и отображения информации; клавиатуры и др. органы управления; ср-ва коммуникации; конструктивное исполнение устройств. Интерфейс пользователя - эта та часть программы, которая находится у всех на виду. Эргономика включается в процессы разработки и тестирования программного продукта как часть системы качества. Разработка пользовательского интерфейса (ПИ) ведется параллельно дизайну программного продукта в целом и в основном предшествует его имплементации. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы ЖЦ:

  1.  Анализ трудовой деятельности пользователя, объединение бизнес-функций в роли.
  2.  Построение пользовательской модели данных, привязка объектов к ролям и формирование рабочих мест.
  3.  Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса.
  4.  Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем (функциональной модели) и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.
  5.  Корректировка и детализация сценария взаимодействия, выбор и дополнение стандарта (руководства) для построения прототипа.
  6.  Разработка макетов и прототипов ПИ и их оценка в деловой игре, выбор окончательного варианта.
  7.  Разработка средств поддержки пользователя и их встраивание в программный код.
  8.  тестирование тестовой версии ПИ по набору раннее определенных показателей.
  9.  Подготовка пользовательской документации и разработка программы обучения.

 Приложение разрабатывается для обеспечения работы пользователя. С точки зрения эргономики, самое важное в программе - создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности:

Точность работы определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям.

Функциональная полнота отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи.

Завершенность работы описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки. Надо избегать такого интерфейса, который не соответствует алгоритму решения пользовательских задач.

Пользовательский интерфейс должен соответствовать следующим показателям эффективности:

  1.  Простота изучения предметной области и системы функционирования продукта.
  2.  Естественность, привычность действий пользователя при взаимодействии с прикладной программой.
  3.  Своевременное и подробное информирование пользователя в режиме запроса справки и его информационное сопровождение в on-line режиме об объектах, действиях и режимах работы.
  4.  Сбалансированное, гармоничное использование цветографических возможностей аппаратного и программного обеспечения для отображения информации.
  5.  Доброжелательность, эмоциональная выразительность текстов сообщений.
  6.  Своевременная и достаточная информация о субъектах автоматизируемой деятельности, их действиях и правилах работы с ними.
  7.  Установка, настройка отдельных характеристик интерфейса под индивидуальные предпочтения пользователя.

Для того чтобы разобраться в технологии решения задач пользователя, разработчику необходимо выяснить следующие моменты (исследуя деятельность пользователя):

  1.  Какая информация необходима пользователю для решения задачи?
  2.  Какую информацию пользователь может игнорировать (не учитывать)?
  3.  Совместно с пользователем разделить всю информацию на сигнальную, отображаемую, редактируемую, поисковую и результирующую.
  4.  Какие решения пользователю необходимо принимать в процессе работы с программой?
  5.  Может ли пользователь совершать несколько различных действий (решать несколько задач) одновременно?
  6.  Какие типовые операции использует пользователь при решении задачи?
  7.  Что произойдет, если пользователь будет действовать не по предписанному Вами алгоритму, пропуская те или иные шаги или обходя их?

Дизайн ПИ должен обеспечивать минимизацию усилий пользователя при выполнении работы и приводить к:

  1.  сокращению длительности операций чтения, редактирования и поиска информации.
  2.  уменьшению времени навигации и выбора команды.
  3.  повышению общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени.
  4.  увеличению длительности устойчивой работы пользователя и др.

Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:

  1.  Прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет.
  2.  Ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности.
  3.  Быстроты обучения при работе с программой( использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия).
  4.  Наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход «зависания» процессов и др.).

Для оценки уровня удобства инт-йса используют опросники, формуляры, чек-листы, к данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике. Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.

Важную роль играют вопросы технической эстетики, целесообразного формиров-ния предметно-пространственной среды.

На этапе разработки прототипа необходимо:

1. Учитывать особенности устройств ввода/вывода информации, используемых пользователем, например: размер экрана монитора, разрешение экрана, цветовая палитра, мыши (с роликом или без), тип клавиатуры (“прямая”, “косая”) и др.

2. Выбирать технологии и методы ведения диалога программы с пользователем: степень активности пользователя при взаимодействии; степень учета ситуации; соответствие ожиданиям пользователя; устойчивость, терпимость к ошибкам пользователя путем исправления типичных ошибок; дублирование вручную отдельных функций системы и дополнительные контрольные процедуры работы отдельных режимов; настройка ПИ на различный уровень подготовки пользователя; степень адаптивности ПИ под предпочтения пользователя; настройка ПИ на специфику задачи

3. Размещать информацию и управляющие элементы в поле экрана, в окне. При композиции экрана необходимо учитывать ограниченные размеры пространства экрана, в связи, с чем возникает задача оптимального расположения максимально возможного объема информации.

4. Формировать обратную связь между пользователем и приложением: показ актуального состояния системы, режима работы системы и режима взаимодействия. вывод отдельных, важных для рабочей операции данных и показателей; отражение действий пользователя; ясность и информативность сообщений системы.

5. Проектировать панели меню и инструментов (toolbars) и выбор пунктов в них: логическая и смысловая группировка пунктов; фиксированная позиция панелей на экране;ограничение на ширину списка выборов и шагов (глубины) меню; использование привычных названий, широко распространенных икон-пиктограмм, традиционных икон-символов и аккуратное введение сокращений

6. Разрабатывать средства ориентации и навигации:легкость определения своего местонахождения , удобный переход ,быстрый поиск в списке и т.д.

7.Создавать формы для ввода данных: определение способов ввода данных, выделение редактируемых обязательных и необязательных.

Принципы реализации пользовательского интерфейса

  1.  Стилевая гибкость – возможность использовать различные интерфейсы с одним и тем же приложением.
  2.  Совместное наращивание функциональности – возможность развивать приложение без разрушения (т.е. оставаясь в рамках) существующего интерфейса.
  3.  Масштабируемость – возможность легко настраивать и расширять как интерфейс, так и само приложение при увеличении числа пользователей, рабочих мест, объема и характеристик данных.
  4.  Адаптивность к действиям пользователя – приложение должно допускать возможность ввода данных и команд множеством разных способов  и многовариативность доступа к прикладным функциям, кроме того программа должна учитывать возможность перехода и возврат от окна к окну, от режима к режиму, и правильно обрабатывать такие ситуации.
  5.  Независимость в ресурсах – для создания пользовательского интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, направленные на хранение и обработку данных, необходимых для поддержки пользователя
  6.  Переносимость – при переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.

Также необходимо информировать пользователя о ходе процесса: Один из способов информирования пользователя о ходе выполнения работы - использовать в форме индикатор процесса. Необходимо проводить проверку на пользователях. Тестирование на пользователях даст наиболее верную информацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35283. Використання спадкування для створення ієрархії класів 71.5 KB
  Відповідно до індивідуального завдання розробити структуру базового класу і спадкоємців не менш 3х похідних класів на двох рівнях ієрархії.Скільки базових класів може бути в похідного класу 6.Чи можна задавати специфікатори для базових класів при спадкуванні оголошення довільного класу 8.Як змінюється доступ до елементів базового класу при спадкуванні з різними специфікаторами доступу: з розділів класу із програми з інших класів 9.
35284. Використання віртуальних і покажчиків для роботи з обєктами класів 60.5 KB
  Відповідно до індивідуального завдання на базі лабораторної роботи №22 розробити алгоритм роботи з обєктами базових і похідних класів з використанням покажчиків на базові і похідні класи. 3.При необхідності довести ієрархію класів до 3-4-х рівнів.
35285. Тема. Побудова багаточлена Лагранжа. 43 KB
  Побудова багаточлена Лагранжа. Навчитися будувати багаточлен Лагранжа скласти програму. Індивідуальне завдання Знайти наближене значення функції при даному значенні аргументу за допомогою інтерполяційного багаточлена Лагранжа. Що називають вузлами інтерполяції і як вони Яка ідея методу інтерполяції за допомогою багаточлена Лагранжа.
35286. Анализ медико-демографических показателей и оценка оказания медицинской помощи населению Тарусского Н-ской области за 2009 год 359 KB
  Население Тарусского района Н-ской области в данном году 87500, в том числе женщин в возрасте 15-49 лет – 25300. В райцентре в городе Таруссе проживает 36500. Остальное население в районе – сельское.
35287. Тема. Формули Нютона через кінцеві різниці Мета. 65.5 KB
  Формули Нютона через кінцеві різниці Мета. Навчитися обчислити значення функції при даному значенні аргумента використовуючи формули Нютона через кінцеві різниці. Індивідуальна робота x y 0115 865729 0120 829329 0125 795829 0130 764893 0135 736235 0140 709613 0145 684815 0150 661659 0155 639986 0160 619658 0165 600551 0170 582558 0175 565583 0180 549543 № варіанта х1 х2 16 01168 01745 Контрольні питання: Дати визначення кінцевої різниці 1го кго порядку Поставте задачу інтерполяції функції Запишіть...
35288. Организационно-экономическая характеристика организации 720 KB
  Основная цель анализа – выявление и оценка тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Менеджеру эта информация необходима для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической
35289. Собственные мышцы гортани, их иннервация, значение для голосообразования 15.25 KB
  Грудинощитовидная начинается от задней поверхности рукоятки гортани, присоединяется к передней поверхности щитовидного хряща. (Опускает гортань вниз)...