45509

Разработка пользовательского интерфейса

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Интерфейс пользователя эта та часть программы которая находится у всех на виду. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы ЖЦ: Анализ трудовой деятельности пользователя объединение бизнесфункций в роли. Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса. Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем функциональной модели и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.

Русский

2013-11-17

44 KB

56 чел.

9. Разработка пользовательского интерфейса

 В системах на основе ЭВМ значительное место занимают специфические вопросы согласования работы человека – «оператора» и технологической части системы «машины». Все вопросы ввода-вывода (темп, формы представления) необх-мо согласовывать с «человеческим фактором» и отображения информации; клавиатуры и др. органы управления; ср-ва коммуникации; конструктивное исполнение устройств. Интерфейс пользователя - эта та часть программы, которая находится у всех на виду. Эргономика включается в процессы разработки и тестирования программного продукта как часть системы качества. Разработка пользовательского интерфейса (ПИ) ведется параллельно дизайну программного продукта в целом и в основном предшествует его имплементации. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы ЖЦ:

  1.  Анализ трудовой деятельности пользователя, объединение бизнес-функций в роли.
  2.  Построение пользовательской модели данных, привязка объектов к ролям и формирование рабочих мест.
  3.  Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса.
  4.  Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем (функциональной модели) и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.
  5.  Корректировка и детализация сценария взаимодействия, выбор и дополнение стандарта (руководства) для построения прототипа.
  6.  Разработка макетов и прототипов ПИ и их оценка в деловой игре, выбор окончательного варианта.
  7.  Разработка средств поддержки пользователя и их встраивание в программный код.
  8.  тестирование тестовой версии ПИ по набору раннее определенных показателей.
  9.  Подготовка пользовательской документации и разработка программы обучения.

 Приложение разрабатывается для обеспечения работы пользователя. С точки зрения эргономики, самое важное в программе - создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности:

Точность работы определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям.

Функциональная полнота отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи.

Завершенность работы описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки. Надо избегать такого интерфейса, который не соответствует алгоритму решения пользовательских задач.

Пользовательский интерфейс должен соответствовать следующим показателям эффективности:

  1.  Простота изучения предметной области и системы функционирования продукта.
  2.  Естественность, привычность действий пользователя при взаимодействии с прикладной программой.
  3.  Своевременное и подробное информирование пользователя в режиме запроса справки и его информационное сопровождение в on-line режиме об объектах, действиях и режимах работы.
  4.  Сбалансированное, гармоничное использование цветографических возможностей аппаратного и программного обеспечения для отображения информации.
  5.  Доброжелательность, эмоциональная выразительность текстов сообщений.
  6.  Своевременная и достаточная информация о субъектах автоматизируемой деятельности, их действиях и правилах работы с ними.
  7.  Установка, настройка отдельных характеристик интерфейса под индивидуальные предпочтения пользователя.

Для того чтобы разобраться в технологии решения задач пользователя, разработчику необходимо выяснить следующие моменты (исследуя деятельность пользователя):

  1.  Какая информация необходима пользователю для решения задачи?
  2.  Какую информацию пользователь может игнорировать (не учитывать)?
  3.  Совместно с пользователем разделить всю информацию на сигнальную, отображаемую, редактируемую, поисковую и результирующую.
  4.  Какие решения пользователю необходимо принимать в процессе работы с программой?
  5.  Может ли пользователь совершать несколько различных действий (решать несколько задач) одновременно?
  6.  Какие типовые операции использует пользователь при решении задачи?
  7.  Что произойдет, если пользователь будет действовать не по предписанному Вами алгоритму, пропуская те или иные шаги или обходя их?

Дизайн ПИ должен обеспечивать минимизацию усилий пользователя при выполнении работы и приводить к:

  1.  сокращению длительности операций чтения, редактирования и поиска информации.
  2.  уменьшению времени навигации и выбора команды.
  3.  повышению общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени.
  4.  увеличению длительности устойчивой работы пользователя и др.

Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:

  1.  Прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет.
  2.  Ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности.
  3.  Быстроты обучения при работе с программой( использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия).
  4.  Наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход «зависания» процессов и др.).

Для оценки уровня удобства инт-йса используют опросники, формуляры, чек-листы, к данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике. Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.

Важную роль играют вопросы технической эстетики, целесообразного формиров-ния предметно-пространственной среды.

На этапе разработки прототипа необходимо:

1. Учитывать особенности устройств ввода/вывода информации, используемых пользователем, например: размер экрана монитора, разрешение экрана, цветовая палитра, мыши (с роликом или без), тип клавиатуры (“прямая”, “косая”) и др.

2. Выбирать технологии и методы ведения диалога программы с пользователем: степень активности пользователя при взаимодействии; степень учета ситуации; соответствие ожиданиям пользователя; устойчивость, терпимость к ошибкам пользователя путем исправления типичных ошибок; дублирование вручную отдельных функций системы и дополнительные контрольные процедуры работы отдельных режимов; настройка ПИ на различный уровень подготовки пользователя; степень адаптивности ПИ под предпочтения пользователя; настройка ПИ на специфику задачи

3. Размещать информацию и управляющие элементы в поле экрана, в окне. При композиции экрана необходимо учитывать ограниченные размеры пространства экрана, в связи, с чем возникает задача оптимального расположения максимально возможного объема информации.

4. Формировать обратную связь между пользователем и приложением: показ актуального состояния системы, режима работы системы и режима взаимодействия. вывод отдельных, важных для рабочей операции данных и показателей; отражение действий пользователя; ясность и информативность сообщений системы.

5. Проектировать панели меню и инструментов (toolbars) и выбор пунктов в них: логическая и смысловая группировка пунктов; фиксированная позиция панелей на экране;ограничение на ширину списка выборов и шагов (глубины) меню; использование привычных названий, широко распространенных икон-пиктограмм, традиционных икон-символов и аккуратное введение сокращений

6. Разрабатывать средства ориентации и навигации:легкость определения своего местонахождения , удобный переход ,быстрый поиск в списке и т.д.

7.Создавать формы для ввода данных: определение способов ввода данных, выделение редактируемых обязательных и необязательных.

Принципы реализации пользовательского интерфейса

  1.  Стилевая гибкость – возможность использовать различные интерфейсы с одним и тем же приложением.
  2.  Совместное наращивание функциональности – возможность развивать приложение без разрушения (т.е. оставаясь в рамках) существующего интерфейса.
  3.  Масштабируемость – возможность легко настраивать и расширять как интерфейс, так и само приложение при увеличении числа пользователей, рабочих мест, объема и характеристик данных.
  4.  Адаптивность к действиям пользователя – приложение должно допускать возможность ввода данных и команд множеством разных способов  и многовариативность доступа к прикладным функциям, кроме того программа должна учитывать возможность перехода и возврат от окна к окну, от режима к режиму, и правильно обрабатывать такие ситуации.
  5.  Независимость в ресурсах – для создания пользовательского интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, направленные на хранение и обработку данных, необходимых для поддержки пользователя
  6.  Переносимость – при переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.

Также необходимо информировать пользователя о ходе процесса: Один из способов информирования пользователя о ходе выполнения работы - использовать в форме индикатор процесса. Необходимо проводить проверку на пользователях. Тестирование на пользователях даст наиболее верную информацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25287. Віра і релігійна віра. Психологічні аспекти осягнення феномену віри 28.5 KB
  Віра і релігійна віра. Психологічні аспекти осягнення феномену віри Поняття віра€ є полісемантичним багатозначним. Віра – це особливого роду суб’єктивний акт те як ми віримо. У змістовному відношенні виділяють: 1 етичну віру віра довір’я; напр.
25288. Вчення про Бога: теїзм, деїзм, пантеїзм 28.5 KB
  Вчення про Бога: теїзм деїзм пантеїзм Теїзм від грецького theos бог – релігійнофілософське вчення яке визнає існування Бога як надприродної істоти що наділена розумом і волею і таємничим чином впливає на всі матеріальні та духовні процеси. На відміну від деїзму теїзм стверджує безпосередню участь Бога в усіх світових подіях а на відміну від пантеїзму відстоює існування Бога поза світом і над ним. deus – бог – вчення яке визнає існування Бога в якості першопричини світ який потім розвивається за своїми власними законами. деїзм...
25289. Аналіз доказів буття Бога 32.5 KB
  Аналіз доказів буття Бога Особливості доказів буття Бога: 1 на думку богословів кожен доказ без інших не може бути взятий; 2 вони є непрямими; 3 всі докази не стверджуються з логічною необхідністю вони лише вірогідні. Якщо Бог сукупність всіх досконалостей то суди входить досконалість як Буття а отже Бог існує. Все що ми мислимо – то є буття. Кант: з поняття Бога не можна вивести буття Бога бо вони протилежні одне одному.
25290. Зв’язок української філософії з політикою українізації. „Поворот” на філософському фронті України та його наслідки 26.5 KB
  Поворот€ на філософському фронті України та його наслідки. У ній активну участь взяли письменники та літературні діячі України. Зеров відзначає той факт що відбувається відродження шляхом повернення України до Заходу тобто через відновлення віковічних зв'язків з Західною Європою. У столиці тогочасної України у Харкові відбувається організаційне оформлення ідей та позицій.
25291. П.Копнін – засновник київської світоглядно-гносеологічної школи 29.5 KB
  Копнін – засновник київської світоглядногносеологічної школи Павло Копнін 19221971. Основні праці Копніна: Боротьба матеріалізму та ідеалізму€ канд. Копніна був найпліднішим у його творчості. Починаючи з Копніна в Україні виникає нове культурне явище.
25292. Основні напрямки філософських пошуків В.Шинкарука 33 KB
  Радіщева€ дисертація Людина та світ людини€ Соціальноісторичні та світоглядові аспекти філософських категорій€. В своїй дисертації Шинкарук висловлює такі думки: людина є внутрішня€ та зовнішня€ де перше визначає друге; зовнішня натура як ієрогліф€ внутрішньої; вирішальна значущість внутрішнього світу людини який уможливлює поставлення себе над усіма випадками€; принцип самопізнання як наріжний для людини; обмеженість опосередкованості розуму та переваги безпосереднього спілкування€ з духовним світом. Відповідно...
25293. Проблема людини і світу у працях українських шестидесятників 32 KB
  Проблема людини і світу у працях українських шестидесятників Парадигмальні зрушення котрі було започатковано в українській філософії 60х років мали значущість не лише науковофілософську а й загальнокультурну й навіть політичну. Цінності культури розглядаються як квінтесенція духовного досвіду людини та як найважливіший регулятив її світовідношення. У центр своїх наукових пошуків Іванов поставив проблему людини. При розгляді цієї проблеми виходив з діяльних аспектів людського буття єдності онтологічних світоглядних та гносеологічних...
25294. Проблема методології та логіки наукового пізнання в Україні 60-80-х років 32.5 KB
  Проблема методології та логіки наукового пізнання в Україні 6080х років Головною орієнтацією наукового пізнання в цей період було звернення до матеріалізму в природознавстві.Копнін – засновник світоглядногносеологічної школи – орієнтував свою філософію на розкриття світоглядних методологічних і гносеологічних аспектів розвитку наукового пізнання проблеми діалектичної логіки розвиток діалектики як теорії пізнання діалектичного матеріалізму з’ясування взаємозв’язку філософії з іншими науками обґрунтування творчої активності суб’єкта...
25295. Діалектичний матеріалізм – міф чи реальність 33 KB
  діалектичний матеріалізм – міф чи реальність. Діалектичний матеріалізм позначає філософію в офіційній доктрині комуністичних партій але також у деяких її критиків напр. Анрі Лефевр €œДіалектичний матеріалізм€ 1940. Подальше застосування терміна належить Леніну €œМатеріалізм та емпіріокритицизм€ 1908.