45509

Разработка пользовательского интерфейса

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Интерфейс пользователя эта та часть программы которая находится у всех на виду. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы ЖЦ: Анализ трудовой деятельности пользователя объединение бизнесфункций в роли. Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса. Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем функциональной модели и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.

Русский

2013-11-17

44 KB

62 чел.

9. Разработка пользовательского интерфейса

 В системах на основе ЭВМ значительное место занимают специфические вопросы согласования работы человека – «оператора» и технологической части системы «машины». Все вопросы ввода-вывода (темп, формы представления) необх-мо согласовывать с «человеческим фактором» и отображения информации; клавиатуры и др. органы управления; ср-ва коммуникации; конструктивное исполнение устройств. Интерфейс пользователя - эта та часть программы, которая находится у всех на виду. Эргономика включается в процессы разработки и тестирования программного продукта как часть системы качества. Разработка пользовательского интерфейса (ПИ) ведется параллельно дизайну программного продукта в целом и в основном предшествует его имплементации. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы ЖЦ:

  1.  Анализ трудовой деятельности пользователя, объединение бизнес-функций в роли.
  2.  Построение пользовательской модели данных, привязка объектов к ролям и формирование рабочих мест.
  3.  Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса.
  4.  Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем (функциональной модели) и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.
  5.  Корректировка и детализация сценария взаимодействия, выбор и дополнение стандарта (руководства) для построения прототипа.
  6.  Разработка макетов и прототипов ПИ и их оценка в деловой игре, выбор окончательного варианта.
  7.  Разработка средств поддержки пользователя и их встраивание в программный код.
  8.  тестирование тестовой версии ПИ по набору раннее определенных показателей.
  9.  Подготовка пользовательской документации и разработка программы обучения.

 Приложение разрабатывается для обеспечения работы пользователя. С точки зрения эргономики, самое важное в программе - создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности:

Точность работы определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям.

Функциональная полнота отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи.

Завершенность работы описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки. Надо избегать такого интерфейса, который не соответствует алгоритму решения пользовательских задач.

Пользовательский интерфейс должен соответствовать следующим показателям эффективности:

  1.  Простота изучения предметной области и системы функционирования продукта.
  2.  Естественность, привычность действий пользователя при взаимодействии с прикладной программой.
  3.  Своевременное и подробное информирование пользователя в режиме запроса справки и его информационное сопровождение в on-line режиме об объектах, действиях и режимах работы.
  4.  Сбалансированное, гармоничное использование цветографических возможностей аппаратного и программного обеспечения для отображения информации.
  5.  Доброжелательность, эмоциональная выразительность текстов сообщений.
  6.  Своевременная и достаточная информация о субъектах автоматизируемой деятельности, их действиях и правилах работы с ними.
  7.  Установка, настройка отдельных характеристик интерфейса под индивидуальные предпочтения пользователя.

Для того чтобы разобраться в технологии решения задач пользователя, разработчику необходимо выяснить следующие моменты (исследуя деятельность пользователя):

  1.  Какая информация необходима пользователю для решения задачи?
  2.  Какую информацию пользователь может игнорировать (не учитывать)?
  3.  Совместно с пользователем разделить всю информацию на сигнальную, отображаемую, редактируемую, поисковую и результирующую.
  4.  Какие решения пользователю необходимо принимать в процессе работы с программой?
  5.  Может ли пользователь совершать несколько различных действий (решать несколько задач) одновременно?
  6.  Какие типовые операции использует пользователь при решении задачи?
  7.  Что произойдет, если пользователь будет действовать не по предписанному Вами алгоритму, пропуская те или иные шаги или обходя их?

Дизайн ПИ должен обеспечивать минимизацию усилий пользователя при выполнении работы и приводить к:

  1.  сокращению длительности операций чтения, редактирования и поиска информации.
  2.  уменьшению времени навигации и выбора команды.
  3.  повышению общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени.
  4.  увеличению длительности устойчивой работы пользователя и др.

Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:

  1.  Прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет.
  2.  Ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности.
  3.  Быстроты обучения при работе с программой( использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия).
  4.  Наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход «зависания» процессов и др.).

Для оценки уровня удобства инт-йса используют опросники, формуляры, чек-листы, к данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике. Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.

Важную роль играют вопросы технической эстетики, целесообразного формиров-ния предметно-пространственной среды.

На этапе разработки прототипа необходимо:

1. Учитывать особенности устройств ввода/вывода информации, используемых пользователем, например: размер экрана монитора, разрешение экрана, цветовая палитра, мыши (с роликом или без), тип клавиатуры (“прямая”, “косая”) и др.

2. Выбирать технологии и методы ведения диалога программы с пользователем: степень активности пользователя при взаимодействии; степень учета ситуации; соответствие ожиданиям пользователя; устойчивость, терпимость к ошибкам пользователя путем исправления типичных ошибок; дублирование вручную отдельных функций системы и дополнительные контрольные процедуры работы отдельных режимов; настройка ПИ на различный уровень подготовки пользователя; степень адаптивности ПИ под предпочтения пользователя; настройка ПИ на специфику задачи

3. Размещать информацию и управляющие элементы в поле экрана, в окне. При композиции экрана необходимо учитывать ограниченные размеры пространства экрана, в связи, с чем возникает задача оптимального расположения максимально возможного объема информации.

4. Формировать обратную связь между пользователем и приложением: показ актуального состояния системы, режима работы системы и режима взаимодействия. вывод отдельных, важных для рабочей операции данных и показателей; отражение действий пользователя; ясность и информативность сообщений системы.

5. Проектировать панели меню и инструментов (toolbars) и выбор пунктов в них: логическая и смысловая группировка пунктов; фиксированная позиция панелей на экране;ограничение на ширину списка выборов и шагов (глубины) меню; использование привычных названий, широко распространенных икон-пиктограмм, традиционных икон-символов и аккуратное введение сокращений

6. Разрабатывать средства ориентации и навигации:легкость определения своего местонахождения , удобный переход ,быстрый поиск в списке и т.д.

7.Создавать формы для ввода данных: определение способов ввода данных, выделение редактируемых обязательных и необязательных.

Принципы реализации пользовательского интерфейса

  1.  Стилевая гибкость – возможность использовать различные интерфейсы с одним и тем же приложением.
  2.  Совместное наращивание функциональности – возможность развивать приложение без разрушения (т.е. оставаясь в рамках) существующего интерфейса.
  3.  Масштабируемость – возможность легко настраивать и расширять как интерфейс, так и само приложение при увеличении числа пользователей, рабочих мест, объема и характеристик данных.
  4.  Адаптивность к действиям пользователя – приложение должно допускать возможность ввода данных и команд множеством разных способов  и многовариативность доступа к прикладным функциям, кроме того программа должна учитывать возможность перехода и возврат от окна к окну, от режима к режиму, и правильно обрабатывать такие ситуации.
  5.  Независимость в ресурсах – для создания пользовательского интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, направленные на хранение и обработку данных, необходимых для поддержки пользователя
  6.  Переносимость – при переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.

Также необходимо информировать пользователя о ходе процесса: Один из способов информирования пользователя о ходе выполнения работы - использовать в форме индикатор процесса. Необходимо проводить проверку на пользователях. Тестирование на пользователях даст наиболее верную информацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11045. Мехатронные системы в машиностроительных технологиях 794.5 KB
  Мехатронные системы в машиностроительных технологиях. Автоматизация технологических процессов в производственной сфере проходит путем широкого внедрения мехатронных объектов. Аппаратурные вычислительные и программные возможности в настоящее время позволяют созд...
11046. Промышленные роботы. Основные определения и классификация 295.5 KB
  Промышленные роботы. Основные определения и классификация. Общие сведения о промышленных роботах Исторически мехатроника развивается в основном на базе робототехники. Однако мехатронный подход может быть реализован отнюдь не только в робото
11047. Манипуляторы робототехнических систем 219.5 KB
  Манипуляторы робототехнических систем 6.1. Манипулятор. Кинематические пары цепи и схемы. Базовым элементом робота является манипулятор механизм обладающий несколькими степенями подвижности который предназначен для перемещения и ориентации объектов ...
11048. Кинематика манипулятора. Прямая и обратная задача. Геометрия рабочего пространства 179.5 KB
  Кинематика манипулятора. Прямая и обратная задача. Геометрия рабочего пространства. 7.1 Общие сведения о кинематике манипуляторов. В процессе изучения кинематических свойств многозвенных механизмов возникает необходимость описания движения их звеньев без уче...
11049. Мехатронные транспортные средства, устройства бытового и медицинского назначения. Периферийные устройства компьютеров как мехатронные объекты 513.5 KB
  Мехатронные транспортные средства устройства бытового и медицинского назначения. Периферийные устройства компьютеров как мехатронные объекты. 8.1 Мехатронные транспортные средства. Современная автомобильная МС включает как правило целый ряд подсистем выполн
11050. Информационные системы в мехатронике 96.5 KB
  Информационные системы в мехатронике 1. Место и роль информационных систем Информационная система ИС представляет собой совокупность функционально объединенных измерительных вычислительных и других вспомогательных технических средств предназначенных для получ
11051. Первичные измерительные преобразователи 139.5 KB
  Первичные измерительные преобразователи Основные определения Измерительный преобразователь ИП средство измерения предназначенное для преобразования входного измерительного сигнала измеряемой величины в выходной сигнал более удобный для дальнейшего преобра...
11052. Принципы передачи и преобразования информации 130 KB
  Принципы передачи и преобразования информации Во многих встречающихся на практике случаях функциональный блок мехатронного устройства являющийся потребителем информации удален от первичного источника информации например датчика на некоторое иногда довольно зна...
11053. Системы управления мехатронными объектами 123 KB
  Системы управления мехатронными объектами Мехатронные объекты являются ярким примером реализации сложных законов управления. Системы управления применимы в тех случаях когда объект процесс обладает управляемостью т.е. существует возможность изменения его некотор...