45561

Специальные PR-мероприятия: виды и специфика проведения

Доклад

Маркетинг и реклама

Специальные мероприятия Specil Event – это события проводимые компаниями в целях привлечения внимания общественности к самой компании ее деятельности продуктам и услугам. БРИФИНГ короткая сжатая во времени инструктивная встреча руководства компании с журналистами с приглашением представителей органов государственной власти. 1 по цели проведения события: рабочие обучающие семинары конгрессы; информативные облеченные при этом в развлекательную форму выпуск первой партии товара награждение миллионного покупателя день...

Русский

2013-11-17

85 KB

268 чел.

43. Специальные PR-мероприятия: виды и специфика проведения.

 СМ – это спланированное мероприятие (событие, акция), инициированное базисным субъектом ПР и направленное на достижение прагматических коммуникативных целей данного субъекта, способствующее приращению его паблицитного капитала. Задачи организации спец.события – привлечь вним.и интереса общ-сти к организаторам и переключение этого вним.на конкретные цели ПР-акции/камп. Гл.отлич.дост-во: оригинальность.  Марка должна тотально присут.в событии; запомин.название, ассоциир.с брендом; всё с ним связано; «послы марки». Виды: презентационно-событийные, информационно-образовательные, благотворительные.

Подлинные (естественные) и специальные (искусственные) события. Спец.заранее планир-ся, учитывают интересы ЦГ, театрализов.хар., опредлён.эмоц.фон., мах вписаны в сущест.соц.контекст., более эффект.

Специальные мероприятия (Special Event) – это события, проводимые компаниями в целях привлечения внимания общественности к самой компании, ее деятельности, продуктам и услугам. Поэтому при организации специальных мероприятий проводится серьезная работа с журналистами, призванная обеспечить освещение данного мероприятия в средствах массовой информации

Обычно организация специальных PR - мероприятий предполагает наличие некоторого «объективного» повода: вывод на рынок нового продукт, юбилей, запуск социально значимого проекта и т.п. Однако, при отсутствии такого повода его можно «создать» и сделать из него целое событие.

Специальными событиями и мероприятиями, организация которых относится к сфере Public Relations (PR), могут являться:

- мероп.для СМИ (п.-конф., брифинги, п.-туры);

- мер.для внутр.общ-сти (праздники, конкурсы, церем.награжд., ролев.игры);

- мер.для внешн.общ. (презентации, приёмы, церемонии открытия, выставки, экспозиции);

- информ.мероп. (семинары, конфер., симпозиумы, кургл.столы);

- развлекат.мероп. (праздники, концерты, фестивали, дни). И т.д.

3 этапа: 1. Принятие решения о провед. 2. Проведение. 3. Отследить полученные  рез.

 

Организация и проведение специальных PR - мероприятий может иметь различные цели:

  •  создание имиджа и репутации,
  •  создание и укрепление бренда,
  •  рост продаж,
  •  формирование команды и т.д.

Виды специальных мероприятий.

Далее мы разберем основные виды специальных мероприятий, основываясь на схеме 4П+F, а также дадим краткую характеристику мероприятия.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ - специальное мероприятие с журналистами, посвященное проблеме или событию и выраженное вопросами-ответами от субъекта ПР к журналистам и наоборот.

Виды пресс-конференций:

  •  событийные;
  •  проблемные.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО МЕСТА ТОРГОВЛИ. Данное мероприятие проводится в случае завершения нового строительства здания или реконструкции существовавшего ранее, повлекшей за собой изменение стиля, архитектуры или технологического подхода к работе с клиентами

PLACE – торговая точка + прилегающая территория. Нужно продумать также праздничное оформление здания и территории.

PROMOTION – Традиционно используется три способа информирования о предстоящем мероприятии:

  1.  Информация на здании.
    1.  Растяжки и указатели на улицах (дорогах) в непосредственной близости от данного здания или при подъезде к нему.
      1.  Рекламные модули и статьи в СМИ, реклама на радио и ТВ.

Если мероприятие не рассчитано на широкую общественность, то можно сделать рассылку приглашений по адресной базе.

PRESENTATION – необходима четкая проработка сценария(официальная часть с торжественным перерезанием красной ленты, выступления представителей фирмы и партнеров, представителей администрации, экскурсия по здания, представление отделов. Возможен фуршет.

PERSONAL – в данном мероприятии это: руководители фирмы, ведущие, участники  церемонии открытия, технический персонал, охрана

FOLLOW UP – важно отследить все будликации в прессе, а также следовать тем стандартам и той планке, которую взяли на торжественном открытии. Главное – не обмануть ожидания потребителей.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ – это мероприятия со строгим перечнем приглашаемых лиц (или представителей организаций)

PLACE – дворцы, музеи в центре города, официальные резиденции, здания фирм, помещения в гостиницах, парки и т.д.

PROMOTION – Информирование о таком мероприятии осуществляется путем индивидуальной рассылки приглашений по почте, либо курьерами, либо по факсу. Наиболее важным гостям, чье присутствие на мероприятии особенно значимо, приглашения могут быть вручены при встрече лично руководителем или представителем фирмы, организующей прием. В приглашении можно попросить подтвердить свое присутствие заранее по телефону, e-mail и т.д.

FOLLOW UP – Гостям, посетившим мероприятие, которые представляют для фирмы потенциальный интерес, можно отправить письма, в которых помимо благодарности за принятие приглашения посетить прием выражено желание фирмы начать или продолжить сотрудничество с фирмой, которую представляет данное лицо. Внутри фирмы необходимо свести воедино информацию, собранную всеми представителями фирмы на приеме и довести заключения организаторов и их выводы до соответствующих подразделений.

ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ. Задачей участия фирмы в выставке является развитие и закрепление имиджа организации, ее товаров и услуг, использую наглядные формы, а также создание общественного интереса к деятельности фирмы и тестовые продажи.

БРИФИНГ - короткая, сжатая во времени инструктивная встреча  руководства компании с журналистами, с приглашением представителей органов государственной власти. Сообщение носит односторонний оповещательный характер. Проводится в случаях ЧП и т.п.

Специальное мероприятие – это тщательно спланированная акция, которая проводится в рамках общей коммуникационной программы и, как правило, является одним из ее «ключевых» этапов.

Классификац.

1) по цели проведения события:

- рабочие (обучающие семинары, конгрессы);

- информативные, облеченные при этом в развлекательную форму (выпуск первой партии товара, награждение миллионного покупателя, день рождения компании),

- досуговые - ориентированные на общение и развлечение (концерты, дефиле, поездки, фестивали)

2) по периодичности:

- единовременные (one off),

- многократные (акция проводится в различных местах или же ее исполнители отправляются в тур по городам).

3) по наличию повода к организации мероприятия:

-естественные (выпуск новинки, изменение  ассортимента, расширение сферы услуг, достижение высоких качественных стандартов и т.п.)

-искусственные (конференции, презентации, Дни открытых дверей, передача пожертвований в благотворительные фонды, конкурсы и соревнования и т.д; многое зависит от творческих возможностей PR –менеджера)

4) по направленности на внутреннюю или внешнюю общественность

5) и прочее

Основными целями и задачами проведения специальных мероприятий являются:

- привлечение внимания общественности и СМИ к компании, ее деятельности и продуктам; формирование паблисити;

- формирование, поддержание и защита деловой репутации компании

- создание, поддержание и развитие положительного имиджа компании или ее продукта

- получение обратной связи, что позволяет провести анализ эффективности деятельности и стратегии

- демонстрация уровня развития компании, масштабов ее деятельности

- создание дополнительного источника информации о компании

- взаимодействие с целевыми общественными группами (в том числе поддержание внутрикорпоративных отношений)

специальные мероприятия:

Образовательные (конференции, семинары, круглые столы…)

Информационные (презентации, церемонии, дни открытых дверей,  корпоративный праздник…)

Инсценированные (посвящение, посадка деревьев…)

Досуговые (конкурсы, фестивали, концерты, соревнования)

Церемонии открытия

Церемонии открытия знаменуют собой начало нового бизнеса, становление новой услуги компании, — а именно открытие новой страницы в жизни компании.

Церемония открытия нового корпуса производственных мощностей, нового завода направлена на укрепление имиджа, улучшение репутации компании среди инвесторов, акционеров, дистрибьюторов, потребителей.

Официальное открытие нового магазина направлено на привлечение новых покупателей и партнеров.

Необходимость в паблисити, или позитивной известности, делает участие в церемонии открытия значимым не только для бизнеса, но и для политиков, государственных должностных лиц и неприбыльных организаций. Открывая новый корпус университета, делового центра, новую школу, больницу, политик или представитель администрации города усиливает позитивные стороны своего имиджа, что обеспечивает ему дополнительную поддержку на выборах.

Церемония открытия может быть полезной не только для заводов, магазинов, ресторанов, отелей, мостов, но и для определенных типов офисных помещений, складов, транспортных станций. Аналогом мероприятия открытия служит церемония закладки судна или спуск его на воду, торжественный полет, вояж или автопробег по новому маршруту.

Выбор персоны, лично открывающей объект, предполагает несколько альтернатив. Это может быть мэр города, министр или представитель городской администрации, представитель ведомства, курирующего сферу деятельности объекта, парламентарий, известный спортсмен, артист, общественный деятель. Критериями выбора служат — масштаб события и общественная значимость официальной персоны, ее доступность и заинтересованность.

Для проведения церемонии составляется программа и сценарий. Готовятся пресс-релизы и бэкграундеры — фоновая информация для медиа — история компании, профили главных управляющих. В материалах для прессы даётся характеристика открываемого объекта — нового подразделения/продукта/услуги/ товара/магазина. Обеспечивается присутствие фотографа — на случай, если фотограф из СМИ не придет или упустит интересный кадр. Извещение-приглашение в СМИ следует сделать как для журналиста или редактора отдела новостей, так и для фоторепортера. Важно определить специальные места для журналистов и создать им условия для работы.

Приемы

Прием — одна из форм «внешне- и внутриполитической» деятельности организации. Это, как правило, организованное и заранее подготовленное хозяевами, совместное проведение времени представителей организации-хозяина и гостей, сопровождающееся угощением. Прием проводится: а) по случаю торжественной даты — юбилея, годовщины основания фирмы, или создания организации, б) по случаю посещения организации известного и почетного гостя, делегации фирмы-партнера, в) в порядке повседневной деятельности фирмы на регулярной основе. Целью проведения приема может быть расширение и углубление контактов в сфере деятельности компании, получение необходимой информации, формирование имиджа организации во внешней деловой среде.

Приемы могут быть: дневные и вечерние, с рассадкой (заранее распределёнными местами участников) и без рассадки, формальные и неформальные.

Неформальные приемы проводятся в ситуациях, когда гостей «не ждали» заранее, чаще в небольших фирмах и экспромтом, в неформальной обстановке. Неформальные приемы распространены в США, когда партнера приглашают на ланч. Неформальность обстановки способствует решению нестандартных проблем, способности взглянуть на проблему иначе. К такому приему следует быть в принципе готовым.

Посещения

Посещения — важная составляющая официальных встреч. Во время иностранных визитов президенты, наряду с проведением официальных переговоров, посещают ведущие театры и музеи, научные центры и технопарки, предприятия, университеты и мемориальные кладбища, пивные рестораны, спортивные комплексы и исторические места. Руководители компаний, принимающие официальных гостей, обычно знают, куда можно отвезти посетителей, чтобы лучше ознакомить их с культурой и историей своей территории — области, края, города. Для построения таких мест-достопримечательностей местная администрация и бизнес могут прилагать значительные усилия, поскольку они привлекают интерес общественности, туристов, а значит и ресурсы для региона. Столица России стремится здесь не отставать от иностранных столиц, региональные столицы пытаются использовать опыт российской столицы.

Презентации

Презентация — самостоятельная акция, которая может сочетаться с приёмом, пресс-конференцией, днем открытых дверей и другими спецсобытиями. Презентация — это представление организации, проекта, продукта, персоны аудитории. Так, презентация фирмы может проводиться 1) по случаю открытия или создания фирмы, 2) ежегодно, например, — презентация, демонстрирующая новые достижения и результаты работы компании, ее новое лицо, 3) при выходе на новые рынки, например, презентация фирмы в стране создания филиала, подразделения или представительства.

Проведение презентации включает этапы:

  1.  Определение цели (или целей и их приоритетов): привлечение новых клиентов; формирование имиджа в деловой среде; привлечение новых партнеров,поставщиков, потребителей, инвесторов, рекрутирование новых занятых, улучшение отношений с
    местной общественностью и/или администрацией.
  2.  Генерирование идеи (основного замысла) презентации и её концептуализация; определение места и сроков проведения, состава участников — хозяев и приглашенных; примерного бюджета.

Лучше проводить презентации после обеда — в 15 часов. Длительность — 1,5—2 часа. После окончания — коктейль или фуршет продолжительностью 1—2 часа.

Приглашенным обычно рассылаются специальные приглашения с информацией, позволяющей гостю оценить целесообразность своего присутствия. В приглашении следует указать место, время (от и до) проведения презентации, программу, состав участников и гостей, а также ориентиры и способы достижения места проведения (станции метро, маршруты транспорта).

3. Разработка сценария (программы). Открывает и ведёт программу должностное лицо фирмы, представляющее её собственной персоной. Это может быть руководитель службы ПР или службы маркетинга. Ведущий должен уметь хорошо говорить, иметь хорошую дикцию и уметь вести себя публично.

Интернет-презентация — представление информации на интернет-сайте организации, резко увеличивает аудиторию информирования до глобальных, общемировых масштабов. Кроме того, презентация носит перманентный, т.е. постоянный характер. Посетитель сайта может посетить презентацию в любое удобное ему время из любой точки мира с интернет-доступом.

Конференции

Конференция — организованное собрание людей с целью ознакомления, обсуждения и распространения значимой научной, политической, деловой и культурной информации, представляемой авторитетными экспертами. Конференции могут включать презентации, круглые столы, приемы. Участие в конференции представителей организации дает организации возможность продвижения своих продуктов, технологий, идей. Конференции могут быть внутренними — т.е. для собственных занятых компании, или внешними — ориентированными на внешнюю аудиторию. Конференция может быть научной, практической, политической или синтезировать два и более аспектов. Назначение, тематическая направленность и название конференции обычно определяют характер проведения и содержание обсуждаемых проблем.

Конференции — это средство поддержания связей, обсуждения и решения проблем в профессиональных, корпоративных, академических, деловых и политических сообществах. Крупные организации и профессиональные ассоциации проводят конференции регулярно. В небольших компаниях собрания могут проводиться в начале или в конце рабочего дня. В глобальных и терри-ториально-распределенных компаниях, профессиональных и академических сообществах традиционные конференции дополняются теле- и видео-конференциями, конференциями в Интернет.

Дни открытых дверей

Дни открытых дверей могут быть открытыми для разных групп общественности: для широкой публики и родственников занятых, для потенциальных потребителей, для визита группы важных персон в сопровождении СМИ.

Посещение рабочих мест публикой требует обеспечения безо-пасности, уборки и наличия  сопровождающих, выполняющих функции хозяев для гостей. День открытых дверей — своего рода внутренняя экспозиция организации, демонстрация самой себя внешней общественности изнутри. Следует учесть, что большая часть посетителей не знакома с организацией в достаточной степени (поэтому они и пришли) и с трудом ориентируется в месторасположении помещений, коридоров и офисов. Для новых посетителей готовятся специальные информационные стенды, раздаточные буклеты, экземпляры внутренних изданий (газеты, буклеты), развешиваются указатели.

«Круглые столы»

«Круглый стол» — одна из форм генерирования и многостороннего обсуждения идей, значимых для различных групп общественности. Так, например, обсуждение актуальных социально-значимых проблем может быть организовано в форме «круглого стола», участниками которого являются авторитетные представители академического сообщества, делового мира, госаппарата, общественных организаций, СМИ. Участие в «круглом столе» высших руководителей компании, спонсорство компанией такого мероприятия и освещение его в СМИ способно расширить известность компании.

Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее и участников знакомят с ними до начала заседания. Число участников может составлять 6-14 человек. Таблички-идентификаторы имен и организаций облегчают процесс общения. Работу «стола» организует ведущий.

«Круглый стол» может быть отражен и в прессе. На газетной полосе размещается информация о теме, ведущем, месте проведения. Дискуссия последовательно воспроизводится абзацами выступлений; текст может печататься в сокращенном варианте, а полные тексты могут размещаться на интернет-сайте СМИ. Фотографии участников дополняют картину.

Выставки

Выставки — одно из ведущих средств ПР во всем мире. Преимуществом выставки является концентрированное в течение нескольких дней сочетание экспозиции, личных контактов, продвижения продаж, а также достаточно широкого первичного (посетителей) и вторичного (через СМИ) охватов общественности.

Выставки различаются по тематике — многопрофильные, отраслевые, специализированные. Выставка может проводиться в масштабе одной компании или целой отрасли. Выставка может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и более. Выставляться могут как товары и услуги, предназначенные к продаже, так и предметы искусства, исторические памятники. Некоммерческие выставки работают на имидж организаторов, авторов и экспонентов.

Организация специальных ПР-мероприятий (общее)

Специальное мероприятие – это тщательно спланированная акция, которая проводится в рамках общей коммуникационной программы и, как правило, является одним из ее «ключевых» этапов.

Классификац.

1) по цели проведения события:

- рабочие (обучающие семинары, конгрессы);

- информативные, облеченные при этом в развлекательную форму (выпуск первой партии товара, награждение миллионного покупателя, день рождения компании),

- досуговые - ориентированные на общение и развлечение (концерты, дефиле, поездки, фестивали)

2) по периодичности:

- единовременные (one off),

- многократные (акция проводится в различных местах или же ее исполнители отправляются в тур по городам).

3) по наличию повода к организации мероприятия:

-естественные (выпуск новинки, изменение  ассортимента, расширение сферы услуг, достижение высоких качественных стандартов и т.п.)

-искусственные (конференции, презентации, Дни открытых дверей, передача пожертвований в благотворительные фонды, конкурсы и соревнования и т.д; многое зависит от творческих возможностей PR –менеджера)

4) по направленности на внутреннюю или внешнюю общественность

5) и прочее

  Основными целями и задачами проведения специальных мероприятий являются:

- привлечение внимания общественности и СМИ к компании, ее деятельности и продуктам; формирование паблисити;

- формирование, поддержание и защита деловой репутации компании

- создание, поддержание и развитие положительного имиджа компании или ее продукта

- получение обратной связи, что позволяет провести анализ эффективности деятельности и стратегии

- демонстрация уровня развития компании, масштабов ее деятельности

- создание дополнительного источника информации о компании

- взаимодействие с целевыми общественными группами (в том числе поддержание внутрикорпоративных отношений)

ПО КРИВОНОСОВУ:

Специальные мероприятия:

«Специальные мероприятия призваны нарушить рутинный, привычный ход жизни в самой компании и окружающей среде, стать событием для различных общественных групп»   (Г.Л. Тульчинский)

мероприятия, проводимые субъектом PR в целях формирования оптимальной коммуникативной среды - привлечения внимания общественности к самому субъекту PR, его деятельности и продуктам.

Что влияет на выбор, содержание и организацию спец. мероприятия?

1. Специальные мероприятия персонализированы, следовательно, они существенно влияют на имидж компании;

2. Они способствуют корпоративной идентичности, то есть отражают корпоративные цели и ценности. По своей сути они являются ответом на вопросы: кто мы? что мы делали, делаем, собираемся делать? какие способы используем для достижения целей?;

3. Специальные мероприятия должны быть оригинальны по замыслу и исполнению, отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям целевых аудиторий;

4. Планирование любого мероприятия должно принимать в расчет восприятие его средствами массовой информации.

Cпециальные мероприятия:

  •  Образовательные (конференции, семинары, круглые столы…)
  •  Информационные (презентации, церемонии, дни открытых дверей,  корпоративный праздник…)
  •  Инсценированные (посвящение, посадка деревьев…)
  •  Досуговые (конкурсы, фестивали, концерты, соревнования)

По Алёшиной:

Специальные события (special events) — это мероприятия, проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании, её деятельности и продуктам. Спецсобытия призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в самой компании и окружающей её среде, стать событием для целевых групп общественности.

Успешное спецсобытие требует подготовки более серьезной, чем это обычно предполагается зрителями, участниками и приглашенными. Важно четко определить цель спецсобытия, согласовать её со всеми заинтересованными сторонами и довести до сведения всех участников подготовки мероприятия. Это помогает избежать разно-направленности действий и достичь принципиальной ско-ординированности усилий. Подготовка спецсобытия предполагает определение круга участников и их ролей, состава приглашенных, разработку детальной программы и сценария, расписанного по минутам. Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов спецмероприятия не должно существовать, — их следует оставить только для публики.

Мероприятия, имеющие значение для общественности более широкой, чем сами участники, предполагается освещать в СМИ. Важно подготовить необходимые условия для работы журналистов: стулья, розетки для аппаратуры, средства связи — иногда пресс-офисы с телефоном, факсом, компьютером, напитки и закуски. Отсутствие условий для своей работы на объекте журналисты воспринимают как пренебрежение конкретным СМИ, общественным мнением и потому освещение события может получить негативный оттенок.

Основными спецсобытиями, организация которых относится к компетенции ПР, являются: церемонии открытия, приёмы, презентации, конференции, дни открытых дверей, круглые столы, выставки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77252. Тройничный нерв, его ядра, корешки, узел. Третья ветвь тройничного нерва 42.16 KB
  tensor tympni m. lingulis В области основания черепа присоединяет chord tympni преганглионарные парасимпатические волокна от n. lingules – общая и вкусовая за счёт chord tympni чувствительность передних 2 3 языка rr. sublingules – к подъязычной и поднижнечелюстной слюнным железам слизистой оболочке дна полости рта десне нижней челюсти chord tympni заканчивается на gg.
77253. Лицевой нерв, его ядра, ганглии и ветви 42.5 KB
  Через metus custicus internus в cnlis n. petrosus mjor – парасимпатический ответвляется на уровне коленца идёт в cnlis n. petrosi mjoris через hitus cnlis n. petrosi mjoris до formen lcerum откуда идёт через cnlis pterygoideus где к нему присоединяется симпатический n.
77254. Языкоглоточный нерв, n. glossopharyngeus 237.4 KB
  Последняя связана с иннервацией желобоватых сосочков. По ходу от языкоглоточного нерва отходят боковые ветви. tympnicus смешанный отходит от языкоглоточного нерва наиболее краниально на уровне нижнего узла. croticotympnici из внутреннего сонного сплетения а также соединительная ветвь от лицевого нерва.
77255. Блуждающий нерв, п. vagus 17.93 KB
  В его пределах имеются две ветви. В этом отделе имеются следующие ветви. Глоточные ветви rmi phryngei смешанные по составу волокон двигательные чувствительные преганглионарные парасимпатические. Двигательные ветви из этого сплетения иннервируют констрикторы глотки а также мышцы мягкого нёба за исключением tensor veli pltini.
77257. Вегетативная НС. Ее отличия от анимальной НС 2.28 MB
  ВНС Центральный отдел Периферический отдел надсегментарные центры: вегетативные нервные волокна ядра гипоталамуса ретикулярная вегетативные ганглии формация мозжечок лимбическая вегетативные сплетения система кора полушарий...
77258. Симпатическая нервная система. Отделы, ядра, узлы, нервы 691.91 KB
  Каждый из этих двух симпатических стволов слагается из ряда нервных узлов первого порядка соединяющихся между собой посредством продольных межузловых ветвей rmi intergnglionres состоящих из нервных волокон. Кроме узлов симпатических стволов gngli trunci sympthici в состав симпатической системы входят указанные выше gngli intermedi. От узлов симпатического ствола или от промежуточных узлов отходят безмиелиновые волокна постганглионарного пути. В его состав входят 1012 узлов более или менее треугольной формы.
77259. Симпатический ствол, его отделы, строение, связи. Чревные нервы 14.65 KB
  Симпатический ствол образуют паравертебральные ганглии и межузловые ветви. От узлов отходят постганглионарные волокна которые следуют либо в состав спинномозгового нерва rmi communicntes grisei либо образуют паравазальные сплетения по ходу сосудов. Периферические ветви от 69 узлов образуют n.
77260. Парасимпатическая нервная система, ее отделы. Ядра, узлы, нервы, содержащие парасимпатические волокна 13.71 KB
  В составе парасимпатической нервной системы выделяют центральный и периферический отделы. Центральный представлен парасимпатическими ядрами III VII IX X пар черепных нервов краниальный отдел и парасимпатическими крестцовыми ядрами. В краниальном отделе различают мезенцефалический отдел содержащий nuclei ccessorii n.