45563

Понятие корпоративной социальной ответственности

Доклад

Маркетинг и реклама

Понятие корпоративной социальной ответственности. Согласно российским источникам корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной экономической и экологической сферах связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума1. Корпоративная социальная ответственность предполагает2: производство в достаточных количествах продукции и услуг качество которых соответствует всем обязательным нормам при соблюдении всех законодательных...

Русский

2013-11-17

62.5 KB

83 чел.

45. Понятие корпоративной социальной ответственности.

 Корпоративная социальная ответственность - это отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании, улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.

Всемирный совет по устойчивому развитию определяет корпоративную социальную ответственность, как приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни.

Согласно российским источникам корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума1. Корпоративная социальная ответственность, прежде всего, призвана показать, как в управлении компанией учитывается ее социальное, экологическое и экономическое воздействие, как при минимальных отрицательных влияниях достигается максимальная прибыль. Таким образом, социальная ответственность компаний связана с их устойчивым развитием.

Корпоративная социальная ответственность предполагает2:

  •  производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;
  •  соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;
  •  содействие повышению квалификации и навыков персонала;
  •  защиту окружающей среды и экономия невосполнимых ресурсов,
  •  защиту культурного наследия;
  •  поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;
  •  помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;
  •  соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Среди наиболее распространенных направлений социальных программ компаний можно выделить такие, как:

- развитие;

- охрана здоровья и безопасные условия труда;

- социально ответственная реструктуризация;

- природоохранная деятельность и ресурсосбережение;

- развитие местного сообщества;

- добросовестная деловая практика.

Инструментарий, позволяющий оценивать полноту и сопоставлять положение дел в области корпоративной социальной ответственности в различных компаниях, разрабатывается международными организациями в форме стандартов корпоративной социальной отчетности.

Аргументы в пользу социальной ответственности

  1.  Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
    1.  Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.
    2.  Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.
    3.  Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

СИ носят плановый и системный характер, с вовлечением всех структур организации. 2  технологии СИ:

1.Прямые инвестиции компании, комп.сама заключает договоры на благот.поддержку, оплачивает счета. Характерна для ранних этапов развития УСО.

2.Инвестиции через соц.фонды, комп.сама создаёт собст.фонды, либо участвует в системном фонде.

СИ: рационально, работает на бизнес-цели, прозрачно для общества, часть бизнеса, выбор определяется бизнес-интересами, учтены интересы всех заинтересованных сторон, нацелено на долгосрочный эффект и на решение проблемы, рассматривает все соц.?ы в комплексе, использует весь набор форм социально связанной деятельности и ресурсы всех служб.

СИ – путь к корпоративному гражданству. Это уход от благотворительности как простой раздачи средств к современной модели ведения бизнеса, где бизнес часть гражданского общества, реализующий свою ответственность перед обществом. Это не просто информирование о деят.в соц.сфере, но и привлечение представителей общест-сти в процессы отбора и реализации программ и проектов, более ощут.результат.

Нужно не просто внедрять принципы КСО, надоу уметь пользоваться достижениями. В ПР выработаны инструменты, которые способствуют выстраиванию комм-ций с ГО и их информированию о деят-сти орг-ции. Это социальная отчётность – инфа о соц.деят., начиная с этапа планирования и заканчивая действиями после мероприятия, follow-up, документами аудит.проверки. Отчёт стандарт.(установлены в мировой практике соц.отчётности с обязат.наличием справки внешнего аудита)и нестанд. Соц.отчётность – инструмент менеджмента и стратегического планирования.

Способствует созданию корп.духа и развитию корп.идентичности и корп.культ.

Нормативное регулирование КСО

В развитых странах установлены определенные стандарты сотрудничества государства и бизнеса, в основу которых положены определенные институциональные принципы этих взаимоотношений в рамках принятия корпорациями на себя социальной ответственности за результаты своей деятельности. Это находит проявление в том, что компании осуществляют инвестиции в развитие образования, медицины, науки, производства, поддержку социально незащищенных слоев населения и природоохранные мероприятия. При этом они не только приносят пользу обществу, но и получают определенные выгоды от этой деятельности, так как осуществление социальной ответственности корпорациями способствует росту их имиджа, а, следовательно, положительно влияет и на их капитализацию. Нужно отметить, что социальная деятельность корпораций на Западе строго стандартизирована, что проявляется через общепризнанные требования к развитию программ корпоративной социальной ответственности и социальной отчетности, являющейся эффективным инструментом управления социальной ответственностью. Существующие стандарты корпоративной социальной отчетности обязывают соблюдать принципы и придерживаться стандартов социальной ответственности. Они представляют собой своды принципов и рекомендаций ведения социально ответственного бизнеса, модели достижения эффективности бизнеса в соответствии с интересами общества, стандарты трудовых отношений, стандарты в области охраны окружающей среды и т.д.

Именно поэтому западные компании придают отчетности столь важное значение, и вместе с тем она строится преимущественно на принципах добровольности участия компаний в социально ориентированных мероприятиях без участия государства.

Наиболее распространенным стандарт является стандарт Лондонского Института социальной и этической отчетности и Руководство GRI Глобальной инициативы по отчетности.

GRI – стандарт, подготовленный некоммерческой организацией Global Reporting Initiative. Согласно GRI, социальный отчет должен отражать экономическую, социальную и экологическую политику компании. В каждой из трех сфер GRI предлагает набор количественных показателей. В основе данного подхода лежит концепция устойчивого развития, то есть нахождения баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений3. Этот стандарт отчетности не призывает соблюдать принципы социальной ответственности. Он представляет собой отражение деятельности организации.

Global compact (Глобальный договор) – добровольный договор ООН с деловым сообществом, предложенный в 1999 году. Основная цель данного договора – объединение корпораций для участия в решении глобальных проблем цивилизации. Компании принимают обязательства привести деятельность в соответствие с десятью принципами в сфере соблюдения прав человека, трудового права, экологии и противодействия коррупции.

Глобальный договор является сугубо добровольной инициативой, преследующей две цели4:

1. Интеграция десяти принципов в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе

2. Стимулирование действий в поддержку более широких целей развития ООН, таких как Цели развития тысячелетия.

Десять принципов Глобального Договора

Права человека

Принцип № 1: Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния.

Принцип № 2: Деловые круги не должны быть причастными к нарушениям прав человека.

Трудовые отношения

Принцип № 3: Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор.

Принцип № 4: Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.

Принцип № 5: Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда.

Принцип № 6: Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности.

Окружающая среда

Принцип № 7: Деловые круги должны поддерживать осторожный подход к экологическим вопросам.

Принцип № 8: Деловые круги должны предпринимать инициативы в поддержку усиления экологической ответственности.

Принцип № 9: Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.

Борьба с коррупцией

Принцип № 10: Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Присоединиться к Глобальному договору значит публично заявить о своей приверженности Десяти универсальным принципам данной инициативы. Приобщение к Глобальному договору возлагает обязательства не только на данную компанию в целом, но и прежде всего на ее руководство. Личное участие высшего руководства является для сотрудников и других заинтересованных сторон важным свидетельством того, что обязательства компании в отношении корпоративной гражданской позиции являются действующим и стратегическим приоритетом.

Корпоративная социальная ответственность регламентируется международным стандартом «Социальная ответственность 8000» (SA 8000). SA 8000 по значимости стоит в одном ряду со стандартами управления качеством (ИСО 9000), управления охраной окружающей среды (14001). В отличие от двух последних стандартов SA 8000 содержит базовые требования по социальной ответственности корпоративных структур. Идеологической основой стандарта SA8000 являются принципы, заложенные в 12 международных конвенциях МОТ. Они касаются принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, техники безопасности, здравоохранения и т.д., а также отражает принципы создания управленческих систем ISO. SA8000 содержит проверяемые показатели и процедуры сертификации. Сертификат подтверждает, что деятельность компании на всех участках цепочки создания стоимости спроектирована с соблюдением прав работников.

Стандарт ISO 26000. Международный Стандарт ISO 26000 представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Этот Международный Стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности.

14 февраля 2010 г. было завершено голосование национальных органов по стандартизации в пользу получения статуса окончательного проекта международного стандарта ISO/DIS 26000. Планируемой официальной датой публикации стандарта ISO 26000, как международного стандарта ISO, является конец 2010 года.

Стандарт ИСО в области социальной ответственности поможет на практике определять и реализовывать цели по достижению устойчивого развития. Он будет включать в себя информацию о современном состоянии социальной ответственности; принципы социальной ответственности, применимые к организациям; определение набора принципов социальной ответственности на основе анализа различных источников и руководство по этим принципам; руководство по практической реализации социальной ответственности в организациях, включая политику, практику, подходы, оценку деятельности, отчеты, а также перечень документов, которые необходимо использовать совместно с данным стандартом, и определение терминов, упоминаемых в стандарте.

Социальная отчетность является отображением социальной ответственности организации. Социальная отчетность позволяет комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний; производить самооценку по этим трем направлениям; вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания; предотвращать возможные обвинения; получать дополнительные конкурентные преимущества; укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ; создавать основу для разработки стратегии развития компании.

1 Франкевич Ж.А. Формирование рациональной системы корпоративной социальной ответственности угольной компании // Горный информационно-аналитический бюллетень – 2008 - №8 - С. 180

2 Тавер Е.И. Социальная ответственность бизнеса // Мир качества – 2009 - № 1-2 (11-12) - С. 6

3 Руководство G3 // http://www.globalreporting.org/Home/LanguageBar/RussianLanguagePage.htm

4 Документы по «Глобальному договору» на русском языке // http://www.unglobalcompact.org/Languages/russian


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59579. Нашого цвіту — по всьому світу 52 KB
  Хто такі емігранти За яких причин вони можуть опинитися за кордоном 2. Українська діаспора умовно поділяється на східну у Росії проживає 43 млн українців у Казахстані 900 тис. у Молдові 600 тис. у Бєларусі 300 тис.
59581. Сценарій до річниці Чорнобиля: О, земле наша, рідная, святая... 79 KB
  Сцена оформлена: на задній стіні з верхнього лівого кутка до низу правого по діагоналі прикріплені стрічки червоного і чорного кольору, які проходять через великий український вінок, розміщений посередині; з правого шторку плакат з написом:
59582. Образне мислення на уроках ритміки 47.5 KB
  На першому році навчання вивчається склад класу для чого учням даються різні вправи на розвиток пластики освоєння жестів і поз у різних психологічних станах у статиці у дії у спілкуванні з партнерами.
59583. Комбінований урок із біології, фізики, основ здоров’я: Око як оптична система 86 KB
  На основі знань одержаних вами у 8му класі на уроках фізики про світло про закони заломлення світла на межі двох прозорих середовищ про геометричну оптику ми ознайомимося з тим як наше око сприймає світло та колір пояснимо причини...
59584. Источники «формы права» 54.5 KB
  Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен
59585. Трудове навчання: Осінні фантазії 44.5 KB
  Наочність та обладнання: репродукція картини Левітана Золота осінь грамзапис П. Чайковського Пори року відеозапис телевізор відеомагнітофон програвач казковий герой Осінь. Ой а хто це ще до нас на урок поспішає...
59586. Сценарій уроку: Освіта проти корупції 39 KB
  Методи: робота у групах створення формального тексту гра інсценівка. Кожна група повинна придумати десять правил угоди. Команди повинні написати лист чиновникам із проханням виділити школі комп’ютери: перша група дуже покірний і прохальний стиль листа...
59587. Виховний захід у молодшій школі: Поговоримо про культуру… 53.5 KB
  Дуже добре якщо у класі всі дружать але коли тобі хтось не подобається ти можеш з ним не дружити хоча це і прикро але ти маєш пам’ятати: ображати іншого це великий гріх або злочин. На тему дуже звичну нам Вікторія говорить: Почну з Вітька бо він себе поводить некультурно...