45587

Эволюция системы СМИ СССР в 1950-1990-х гг

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В ней регул печ обзорыпечати они были одной из форм парт руква прессой. Критич статьи и обзорыпечати обязательно перепеч изданиями кот критиковались с признаниемправильности высказанных замечаний. Причины: необх усиления идейного содержания печати и повышенияее роли в полит.импульсдля развития печати.

Русский

2013-11-17

46.5 KB

2 чел.

  1.  Эволюция системы СМИ СССР в 1950-1990-х гг.

Послевоенная журналистика

Направляют усилия прессы на проблемы хоз. строительства. Почти все мест газеты выходят в уменьшобъеме на 2 полосах. Огранич размеры, бедность мат-тех. базы, недостаток жур.кадров лишали их возм-ти полно освещать жизнь страны и своего района. растетчисло газет, в т.ч. городских - за послевоенное десятилетие их было созданоболее 30 (Заполярная правда, Знамя коммунизма (Ангарск)). Вновь созд.веч г (Веч Ленинг). Развивается нац. пресса. Особое место - газета «Культураи жизнь» (с июня 1946), выполняла фии директивн органа, указания кот бобязательны для прессы и других идеологич. институтов. В ней регул печ обзорыпечати, они были одной из форм парт руква прессой. Критич статьи и обзорыпечати обязательно перепеч изданиями, кот критиковались, с признаниемправильности высказанных замечаний. Закрылась в 1951 г. 

За послевоенное десятилетие было принято около 50 документово СМИ. Причины: необх усиления идейного содержания печати и повышенияее роли в полит. воспитании трудящихся. Постановления «Об улучш кач и увелобъема республик, краевых и област газет «Молот», «Волжская коммуна», «Курскаяправда» и др. Укрепление партийного руководства печатью Постановления огаз ТРУД, ГУДОК. «О мерах по улучшению районных газет» Антидемокр постановления«О журналах ЗВЕЗДА и ЛЕНИНГРАД»1946, «О репертуаре драм театров и мерахпо его улучшению»1946, «Об опере» и др. (критика Ахматовой, Зощенко,Шостаковича и др). Кампания травли деятелей культуры, обвинявшихся вкосмополитизме. Обсуждение проблем подменялось субъект оценками, публлисьнаговоры и клевета. Централизация деят-ти республиканских и местных отделенийТАСС. 
С 1947 повышается роль радиовещания в инф масс, ихполит. воспитании. Растет объем инф. программ «Последние известия», развив худвещание, растет число лит. передач, радиотеатра и т.п. Районные радиоотделы.
 
К нач. 50-х > роль ТВ в системе СМИ. В 1949 введена(ПТС) и проведена первая в СССР внестуд передача–репортаж с футб матча состадиона «Динамо». В 1955 ежедн стало Моск, а в 1956 Ленингр ТВ. В стране -около 1млн телезр. В марте 1953 г. умер И.Сталин, необходимо подниматьэкономику. Появление в ПРАВДЕ и журнале НОВЫЙ МИР острых публицистическихвыступлений Овечкина - правдивое отображение колхозной жизни. Необх осваиватьцелинн и залежн земли–это шир отраж в прессе. КОМс ПРАВДА в течение полугодапубликовала серию целевых полос, посвящ мол целинникам. В период освоенияцелины возродились многие формы мас работы редакций газет 30-х годов и в первуюочередь выездные редакции. Они выпускали и газету на целине «КП на целине»,«Правда на целине». В 1956 г. - новый курс партии. «Оттепель» в общ-пол жизниблаготворно сказалась на системе СМИ. Гл становятся ? реальн полож дел в эк,борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в пол жизни. Однакоположение ж-ки в системе адм-командного управления остается полностьюнеизменной. Краткосрочность оттепели, неизменность положения журналистики какидеологической структуры партийно-директивного аппарата стали причинамивозврата к старому, ж-ка оставалась важнейшим средством манипулирования. Глплатформой сторонников «оттепели» стал лит журнал «Новый мир». Симонов.
 
Портретные очерки послевоенного времени Полевого,Овечкина, Тендрякова, гражданской поэзией Твардовского, Шагинян и т.п.Февр.1956 г. -20й съезд, доклад «О культе личности». После съезда нов.импульсдля развития печати. Экон.изд-я: «Пром.-эк.газеты», общ-пол.: «Моск.новости»,«Сов. Россия»(новатор, с июля 56 г.)
 
Ж-лы. «Мол.гвардия», «Ленинград», «Нева». 60й г. – 4тыс.ж-в! Критичность, творч.подход,глубже в суть проблемы, развенч. культаСталина. Некотор свобода, ослабление тоталитарн власти.

В 1956 г. - новый курс партии. «Оттепель» в общ-полжизни благотворно сказалась на системе СМИ. Гл становятся ? реальн полож дел вэк, борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в пол жизни. Однакоположение ж-ки в системе адм-командного управления остается полностьюнеизменной. Краткосрочность оттепели, неизменность положения журналистики какидеологической структуры партийно-директивного аппарата стали причинамивозврата к старому, ж-ка оставалась важнейшим средством манипулирования. Глплатформой сторонников «оттепели» стал лит журнал «Новый мир». Симонов. 

К сер. 50-х сила воздействия печати на массы ослабла,ощущалась необходимость в развитии структуры ж-ки. ЦК КПСС содействовал возникннов центр и местных изд (ЭК ГАЗЕТА, МОСК НОВОСТИ). Колх многотир газеты. Во 2-йп.50-х и в 60-е созданы центр. Ж-лы: АГИТАТОР, МОЛ ГВАРДИЯ, МОСКВА, ЛЕНИНГРАД,НЕВА. В к.70, в 80-х произошло заметное технич переоснащ ТАСС. Развивалась инф.служба агентства исеть егокор.пунктов.В 1961 г. былосоздано еще одно инф.агентство – АПН (Агентство печати «Новости»), на егоматериалах издавалось 51 журнал, 10 газет, выпускались телефильмы. К началу60-х 85% терр стр вовле в зону приема всесоюзн программ радио. Распр. ТВ (4млн.телевизоров). В 1959 г.- 1-й Всесоюзный съезд советских журналистов – былсоздан Союз журналистов СССР. В ред-х центр.газет, ТАСС, на радио и ТВ началираб курсы, семинары, стажировки. Подготовку жур кадров осущ 24 фак и отделениягос.универов.Тематика В 1956-1958 изменился х-р выступлений прессы.Преобл творч подход, стремл глубже проникнуть в жизнь, подвергнуть критикеотриц.явления в хоз.Иобщ-полит.жизни. Доклад Хрущева «О культе личн и его последствиях». Темапреодоления последств кул лич нашла свое отраж в ст центр. и местной печати.Лозунг «догнать и перегнать сша» (акцент на с/х). Борьба за урожаи кукурузы, поустановке Хрущева. Цент темы – пятилетки и семилетки. 
В 1956-58 г.-новые телеперед и журналы. Увелич. кол-воновостн инф передач (ВРЕМЯ, СЕГОДНЯ В МИРЕ). В 1962 у власти Брежнев, ликвидсовнархозы. В октябре 1965 б взят курс на нов эк реформу с лозунг «Все во имячел, для блага чел». В печати расск о матер благополу сов людей. внимание проблемамкосмоса: запуск спутника, Гагарин, выход в космос Леонова. в 1962 г. В «Новоммире» б опубл «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Для печати 70-х-нач.80-х годов хна борьб с инакомысл. Под огонь критики вновь попадает НОВЫЙ МИР.Твардовского второй раз убирают из ред. В к.70-х – сер.80-х в сов журкеутверждаются помпезность, лжепафос, стремление выдать желаемое задействительное, уход от реальных проблем.
Перестройка 80-е. Горбачев.Демократизация и гласность открыли для жур-тов нове темы и создали огртрудности. Развитию гласности препятствовали силы и традиции прошедших лет.КПСС пошло на радик изменение своей политики, в том числе по отношению к СМИ.Перестройка привела к возрастающ авторитету СМИ. В 1990 ликвидировалосьмонопольное право КПСС на издание пер печати. В июне 1990 был принят Закон СССР«О печати и других СМИ», он отменил цензуру, предоставил шир права научреждение печати и других СМИ. Переход к рыночн отношениям. Конкуренциявызвала к жизни качественно новые издания НЕЗАВИС ГАЗЕТУ, КУРАНТЫ, КОММЕРС,СОВЕРШ СЕКР. В 1991 г. нач процесс разруш ед инф пространства СССР. Нацреспублики Союза провозглашали свой суверенитет. В конце 80-х появились первыенезавис агентства- ИНТЕРФАКС,ИМА-ПРЕСС, ПОСТФАКТУМ и т.п. Попытка гос.переворота в августе 1991–прекращенывыпуски всех центральных и мск газ и ж, за исключением 6 газет КПСС, а такжеТРУДА, ИЗВЕСТИЙ И КРАСН ЗВЕЗДЫ. 21 авг Ельцин издал указ «О СМИ в РСФСР», вкотором говорилоь о том, что имевший место переворот показал опасность монополизацииСМИ. Гарантом стабильности демократ.жур-ки стал указ «О мерах по защите свободыпечати в РСФСР» (сент 1991). Реформирование экономики отразилось на ж-ке. Дажеу лучших изданий резко упало число подписчиков 
Первыми самиздатовскими нелег ж б ГЛАСНОСТь.ЭКСПРЕСС-ХРОНИКА, ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. Их кол-во неуклонно росло, все более пестрымстановился их полит.спектр: либ-дем, христианские, пацифистские, марксистские,художественно-философские. Отныне изд могли выходить свободно, если не пропаганто, что запр зак-ом.
 
После оттепели – диссиденты. 1960-е гг. – 3я волнаэмиграции. Самиздат – нов.опыт борьбы с ком.властью. 1)
 парт.-дем.крыло(хрущевцы, продолжить курс либерал-и, «Новый мир» Твардовского, «Румянцев –ред-р «Правда»), 2) соц. демокр. движ-е. Сахаров. Евродисс-ты. Законвергенцию Востока и Запада. Петр Григоренко – военн.генерал, за возвр-еленинизма. 3)антисоветчики – за свержение сов.строя. Вл. Буковский, А.Амальрик. У них самая активн.самиздат.деят-ть. Типы самиздата. Жанры: а)листовка , б) бюллетень. Ж-л «Хроника текущ.событий» (68-73 гг.). Ред.-Наталья Горбановская. Эпиграф – ст. 19 Всеобщ.декл.о пр.чел-ка(свободаубеждений).В 73 г. редакцияразгромлена. 
Ж-л-бюллетень «
Хроника защиты прав в СССр»,последователь (выст-я адвокатов, зап. правозащ-в, мат-лы следствий, хартии). С70-х полож-е ухудшилось в стране, тамиздат. 1974 – в Париже ж-лМаксимова «Лит., общ-пол. и религ. издание» (Кредо: безусловныеантитоталитаризм, демократизм, беспарт-ть, религ.идеализм)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52154. Організація алгоритмів розгалудження мовою Turbo Pascal 483.5 KB
  Навчити вирішувати задачі по темі Організація розгалуження мовою Turbo Pаscаl. Активізувати знання по темі €œОрганізація розгалуження мовою Turbo Pаscаl для рішення задач по данній темі. Перевірка знання теорії по темі €œОрганізація алгоритмів розгалуження мовою Turbo Pscl 7 хвилин IV.
52156. Програмування циклічних обчислень 64.5 KB
  Мета уроку: навчальна, навчитись практично застосовувати теоретичні відомості до розвязання задач; закріпити оформлення та запис на мові програмування; придбати практичні навички використання вказівок розгалуження та повторення при розв’язку задач;
52157. АЛГОРИТМ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА УРОКА ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 45.45 KB
  чтение слогов слов текста с изученными буквами в основном выборочное с попутным проведением лексической работы грамматической и орфографической пропедевтики; беседа по картинке на основе наблюдений жизненного опыта детей прослушивание и анализ подготовленных дома рассказов развитие коммуникативной компетенции в режиме публичного монолога; повторение изученных звуков и букв признаков гласных и согласных звуков звуков парных по твердости мягкости звонкости глухости в процессе работы с демонстрационными и слоговыми таблицами...
52158. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА, ЗАНЯТИЯ 29 KB
  Планконспект урока должен состоять из следующих рубрик: ТЕМА: название темы берется из календарнотематического плана. ЦЕЛЬ урока. ТИП урока: определяется исходя из целей и задач урока.
52159. Алгоритми та програмування 67.5 KB
  Поняття математичної інформаційної моделі. Поняття алгоритму. Учні повинні знати: основні етапи розв'язування задачі з використанням ЕОМ; поняття інформаційної моделі задачі; визначення вхідних даних та результатів поняття алгоритму; поняття виконавця; властивості алгоритмів; способи та форми подання алгоритмів; основні базові структури алгоритмів; сутність методу покрокової деталізації; основні Ідеї та принципи структурного програмування. Поняття про мову програмування.
52160. Алкоголь - ворог № 1 64 KB
  Мета: сформувати уявлення що алкоголізм це хвороба викликати почуття образи до алкогольних напоїв визначити причини та наслідки вживання алкоголю активізувати увагу на статистичних даних щодо вживання алкогольних напоїв навчити використовувати здобуті на виховному заході знання в практичній діяльності виховувати дбайливе ставлення до власного здоров’я. Обладнання: фліпчарт листи А1 маркери мультимедійна установка рекламні плакати про вживання алкоголю клей ножиці.Інформаційне повідомлення Наслідки вживання алкоголю.Вплив...
52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.