45589

Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации

Доклад

Маркетинг и реклама

Социальная коммуникация это процесс в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта причём наличествует как факт передачи так и факт приёма информации причём со стороны источника передача осуществляется интенционно намеренно вербально невербально а со стороны получателя происходит приём этой информации как в осозновании так и вне осозновании.Неполноценная вырожденная ком.Мин колво участников 2 полноценная социальная комм.

Русский

2013-11-17

42 KB

37 чел.

  1.  Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

Социальная коммуникация – это процесс, в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта, причём наличествует как факт передачи, так и факт приёма информации, причём со стороны источника передача осуществляется интенционно (намеренно) (вербально/невербально), а со стороны получателя происходит приём этой информации как в осозновании, так и вне осозновании.

С.К. – обмен между соц.субъектами инфой, кот.в том или ином виде исп-ся обществом в различных целях.

Обобщённая типология с.к. Франка Дане:

1.Неполноценная, вырожденная ком. – для процесса к.достаточно наличие факта передачи инфы.

Полноценная к. – необходим факт и передачи, и приёма.

2.Мин кол-во участников – 2 – полноценная социальная комм.

Один – субъектно-вырожденная.

3.Природа участников комм.: один из участников – соц.субъект, 2ой – объект/субъект иной природы. Оба участника комм. – это соц.субъекты.

4.Необходимо ли интенционное поведение со стороны и получателя, и источника? 9 типов взаимодействия. 3 т.з.:

- узкая (классическая): модель передатчик-приёмник в чёрточках):

- модель реципиента. С.к. – всё, что воспринимается получателем (все В и С);

- модель коммуникационного поведения – наиб.широкое понимание с.к. (всё, кроме 1А).

Виды СК:

Базовая схема Г.Ласвелла предлагает определить к.с помощью 5 вопросов:

Source – источник, кто говорит;

Мessage – что говорят, сообщение;

Channel – по какому каналу;

Receiver – кому, получатель;

Effect – с каким эффектом.

  1.  По типу источник-получатель:

  1.  По типу сообщения: 

А) когнитивные (содерж. информацию), эмотивные (вызывающие эмоцию,мнение), конативные (действию);

Б) информативные (содержательное) – для передачи ког., эмот., кон.; ритуальные (фактические) – для поддержания комм-ции.  

3. По типу каналу:

А) одно-, многоканальные;

Б) непосредственные, опосредованные (естественно (иной соц.субъект)/искусственно опосредованные (с пом.техн.средств);

4. По эффекту:

А) эффективные (изменение в ЦА, позитивный/негативный) – неэффективные;

Б) конструктивные – деструктивные (разрыв коммуникации, эфф.-неэфф.: разрыв отношений грамотно).

Дополнительная классификация.

5. По сферам:

- политическая, социальная, культурная, бизнес-к. (экономическая);

- деловая, бытовая.

6. По регулярности: регулярные (годовой отчёт), нерегулярные.

7. По характеру используемой базовой модели (Д.Грюниг):

- односторонние/двусторонние;

- ассимметричные (польза источнику)/симметричные (вазиманая выгода организации и общества).

1 модель комм.:

Пропаганда, манипулирование(односторонняя, симметричная). Потребитель – жертва. Электоральный процесс, шоу-бизнес, рекламные/финансовые пирамиды. Эффективно при сиюминутном, момент.возд-ии.

2 модель:

Информирование (журн.). Односторонняя, относит.объект.инфа, дозируема. Гос.органы.

3 модель:

Двусторонняя, ассимметричная. Маркетинговая (исслед-ся и анализир-ся, но в целях орг-ции).

4 модель:

Двусторонняя, симметричная. Диалог, цель – взаимная выгода, соц-ответ.бизнес.

 

По хар-ру обратной связи:

односторонняя (от орг. к общ), двусторонняя (от орг. к общ. и от общ. к орг.).

 По рез-там ком-ии как для источника, так и для получателя:

ассиметричные(эффект получает только источник), симметричные (обе стороны).

По намерениям источника:

интенц., неинтенц.(ненамеренная).

По критерию типа канала

одноканальная и многоканальная

вербальная (м.б. устная и письменная) и невербальная:

аудиальная, визуальная, органолептическая, кинестетическая

Под ком. понимаемой в широком смысле следует обозначать: 1) средства связи  любых объектов материального или идеального мира. 2) общение, передача инфы от индивида к индивиду. 3) общение и обмен инфой в обществе в целом. Только все вместе эти определения могут дать ответ, что есть ком.

В узком понимании соц. ком это – целенаправленный процесс передачи/приема инфы (соц. значимых смыслов) между 2 или более соц. субъектами, осуществляемый вербально и не вербально. Соц. ком – это движение знаний, эмоций и волевых воздействий в социальном времени и соц. пространстве. + это информационное взаимодействие между людьми посредством знаков (смотреть на часы, если беседа затянулась) размещаемых в презентационных (голос, лицо, тело ) и репрезентационных (книги, письмо, фотографии)  технических средствах (радио, ТВ, телефон) , распространяемых по определенным каналам в соответствии с выбранным кодом.  

Предмет ком. – особые аспекты связей и отношений, кот. Составляют определенную отдельно взятую сторону объекта науки.

Социология и ком. – нам важно изучать 1) соц. структуру и соц. взаимодействие субъектов ком-ции. 2) соц. обусловленность ком. отношений 3) соц. значение и происхождение смысла сообщений, составляющих содержание ком. 4) психологическая грань предметного пространства ком связана 1) теорией общения – межличностное общение 2) соц. психология – психологич. аспекты мас. ком. (при управлении массовой аудиторией).

Лингвистика и теор. Ком.  – общее это семиотика – наука о человеческом общении как о знаковом взаимод. О структуре и функционально знаковой системе.

Шеннон и Вивер – соц. ком – это понятие обозначающее весе процедуры с помощью которых одно сознание может влиять на другое.

Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации. У типологий ком-ий существуют разные критерии. Ком-ия – сложный комплексный феномен, позволяющий различными образами выстроить ком. структуру. В рамках классификационных подходов к ком-ии выделено:

1. Базовые (опираются на простейшую модель ком-ии).

2. Дополнительные.

4 основных типа соц. субъектов: 1. Индивид/ личность – отдельный человек, вступающий в ком-ию. 2. соц. организациягруппа особого типа, характеризуемое особым членством, нравственными входами и выходами, нормами. 3. массовая общность – субъекты особого типа, образованные на основе общего чувственного опыта, внимание к одному и тому же объекту; Элемент массы, не имеющий идентичного; В естественном состоянии не способны к действиям, иррациональны. Методологический подход – система научн. знаний с опорой на ту или иную базовую категорию. Методологический базис: наука о ком-ях, опирающаяся на общенаучные и соответствующие научные методы. Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие).

Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28216. Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже 36.5 KB
  Пиаже показал что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими какими их дает непосредственное восприятие то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает например что луна следует за ним во время его прогулок останавливается когда он останавливается бежит за ним когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем что ребенок говорит не пытаясь воздействовать на собеседника и не осознает...
28217. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления 42 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.
28218. Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи 37 KB
  Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме.
28219. Язык и речь: виды речи и ее функции 38.5 KB
  Язык и речь: виды речи и ее функции. Речь конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков проявляющийся в различных процессах речи. Речь форма общения опосредствованная языком. Речь процесс использования языка.
28220. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы 48.5 KB
  При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции выполняемые памятью в жизни и деятельности. Основные процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение Есть еще один процесс памяти забывание. Деятельность памяти начинается с запоминания т. Таким образом запоминание можно определить как процесс памяти в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
28221. Основные характеристики памяти и методы их исследования 37 KB
  У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации отбору переработке. Опосредствованный осмысленный характер запоминания. Отбирая нужное существенное подлежащее сохранению человек пользуется для лучшего удержания этого материала какимлибо обозначением чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными...
28222. Факторы и способы повышения эффективности запоминания 38 KB
  Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.
28223. Внимание, его характеристики и методы диагностики 49.5 KB
  Функции внимания: 1функция отбора значимых воздействий которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3функция удержания сохранения выполняемой деятельности пока не будет достигнута цель т. Виды внимания: непроизвольное непреднамеренное произвольное преднамеренное. Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Свойства внимания: сосредоточенность удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении...
28224. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление 36.5 KB
  Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.