45591

Семиотический подход к коммуникациям

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков. Знак определся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель)

Русский

2013-11-17

47.5 KB

21 чел.

74.Семиотический подход к коммуникациям

Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков.

Знак определ-ся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель).

Основные отличия от инф.-процесс.подхода:

- комм.- процесс рождения и понимания новых смыслов (а не как процесс передачи инфы);

- особ.внимание уделяется тексту и получателю, т.е.процессу декодировки;

- семиот.модели не линейны, описывают не шаги/этапы, а отношение;

- прист.внимание – культ.контексту.

Осн.направления данного подхода:

- «прагматические модели». Разрабатывались в рамках философии, матем.логики (Ч.Пирс, Ч.Моррис);

-модели структурной лингвистики ( Ф.де Соссюр).

Выделаются т.н.совр.модели семиотического подхода, котор.пытаются совместить прагматические и структурно-линейные модели.

Прагматические модели коммуникации. Ч.Пирс, Ч.Моррис.

Ч.Пирс и его идеи.

3ёхугольная модель знака.

Знак – явление,представление, что-то перед кем-то в некотором отношении (определён.харак-ки кач-ва явл.).

2 вида взаимодействия с объектом:

- суб.непосредственно взаим.с объектом;

- суб.взаим.с объектом, минуя его и действуя через знак О:

реальность:                    

3 типа знаков:

1.Знаки-индексы (симптомы) – набл.явления, свид.о наличии др. непосредственно не набл.явлениях (градусник, дым).

2.Знаки-иконы – мат.предметы, или тексты, воспоизв.внешн.вид или внутр.устр-во объекта (фото, схемы, модели, рис.). Самое распозноваемое.

3.Знаки-символы (коммуникационные знаки) – прямой связи между объектом и знаком нет, связь – форма конвенции (договорённости) между людьми.

 

Структурно-лингвистические модели коммуникации.

Ф. де Соссюр.

Знак – явление, кот.репрезентирует, представляет, замещает др.явление или св-во или отношение.

Знак имеет двойственную природу:

- мат.носитель;

- в значении.

Центр.проблема: правило орг-ции знаков (проблема орг-ции кодов). Выдел.2 основных организации знаков: парадигма и синтагма.

Парадигма – это совокупность знаков, кот.обладают общими свойствами и где каждый знак отличается от других (1,2,3 и т.д.; А, В, Г и т.д.).

 Синтагма – это комбинация элементов парадигмы, составленная по определённым правилам. Одежда – брюки, свитер – парадигма; порядок надетого – синтагма. Книга – синтагма.

 Для грамотного построения сообщения:

- выбрать определён.парадигму;

- из её элементов составить синтагму в соот.с правилами кодирования (грамматика, мелодия, мода, вкус).

После Соссюра проблема классифик.кодов остаётся 1ой из центр.в теории комм.

Виды кодов:

1.Коды-регуляторы поведения и коды-смыслы. Разделение условно, 2 составляющие в любом коде.

2.Аналоговые (аналог в природе) и разделительные  коды. Непрерывные, разделительные коды – элементы чётко отделены друг от друга (мелодия – непрерыв., нотная запись – раздел.).

3. Сложные и простые. В зависимости от сложности набора язык.средств, построения сообщений, а т.ж.по направлению использования этих кодов (прост.-речь подростков с т.з.набора лекс.единиц, набора фраз, приобщ.к группе – мы; сложн.-слож.лит-ра, на индивидуальность).

4.Репрезентативные (ационные) и презентативные (ационные).

Р.к. – для сообщений, способных существовать независимо от источников. Текст, картина, фото. Состоит из знаков-икон, символов и выполн.когнитивную (познават.) ф-цию.

П.к. – не сущ.отдельно от коммуникатора, сост.из знаков-индексов и выполн.конотивную и эмотивную ф-цию(жесты, соц.расст-личное,интимное,мимика, угол общения, внешн.вид, позы, неверб.аспекты речи – понижение, повышение, ускорение, замедление).

Массовые и специализированные коды.

Пересекаются с прост.и сложными. Массовые коды для обыденного общения, не треб.спец.подготовки для восприятия, эмотивны, специальные коды когнитивны (содержание), ориентированы на специализир.ауд., служат формальным признакам принадлежности к специализир.аудитории.

Логические и условные коды.

Л.к. – символичны, безличны, статичны, закрыты (не рек.вносить нов.знач.и символы), парадигмы чётки, ограничены, конкретны: V=S/t.

У.к. – открыты, дополн., динамичны, эмоциональны, распознать более сложно.

Язык – эстетический код.

Семиотический подход к моделям коммуникации.

«Семантический треугольник».

Коннотация – означение, созначение. Свойство, явление, существующее относительно независимо от объекта (русалка) – треугольник без денотата.

С.П. – это подход при котором основное внимание исследователя фокусируется на знаковых аспектах коммуникационного взаимодействия.

Семиотический подход в своей основе опирается на понимание коммуникации как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Коренное различие между процессно-информационным и семиотическим подходами лежит именно во взгляде на коммуникацию. В первом случае это - механическое перемещение определенных объемов информации от одного субъекта к другому, имеющее определенный эффект. Во втором, коммуникация – это своеобразная социально обусловленная "история жизни и трансформаций сообщения", некоторого смысла, который зародился в сознании коммуникатора, приобрел кодированную форму с помощью коммуникативных средств, прошел по каналу и декодировался в сознании реципиента. Это процесс возникновения понимания и рождения новых значений

В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут выступать вербальные средства - слова, словосочетания, предложения; невербальные средства – громкость, тембр голоса, интонация, выражение лица, движение глаз, позы и т.п.; материальные предметы – костюм, украшения, аксессуары, костры, маяки, ритуальные предметы и т.д. и т.п.

Дополнительные отличия семиотического подхода к коммуникации от процессно-информационного подхода заключаются в следующем:

  •  Если центральное понятие процессного подхода – информация, (процесс прохождения информации), то здесь центральное понятие – знак.
  •  Особое внимание уделяется тексту и реципиенту (слушателю, читателю). Процессу декодирования отводится гораздо более значимая роль, чем в процессных моделях.
  •  Семиотические модели нелинейны. Они показывают не шаги и этапы перемещения информации, а отношения, возникающие в процессе движения значений и смыслов. (Некоторый аналог среди процессных моделей – только модель Ньюкомба).
  •  Большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному (коллективному и индивидуальному) контексту коммуникативного акта.

Фердинан де Соссюр – рассматривал язык как многоаспектное явление, но прежде всего сосредотачивается на значении языка, как значимой системы. Общая система знаков – семиология. Центральное понятие знак – это явление, кот. репрезентирует, замещает другое явление (сво-во или отношение).  Любой знак по Соссюру состоит из двух компонентов – из носителя или физической сущности знака и значения, т.е. содержания вкладываемого в знак его пользователем. Его не интересует прагматика как таковая – а прежде всего правило (=коды)  организации знаков. В знаковых системах выделяет 1) парадигму – это совокупность знаков, обладающих общими свойствами, в кот. каждый элемент отличается от всех других. 2) синтагма -? вместе построенное, соединенное.

2. Логико-философское направление (Чарльз Пирс – сформулировал общую логическую теорию знаков) + Чарльз Моррис (структурная модель построения языка и соотношения знаковых систем)  Ч.Пирс поставил перед собой задачу не только сформулировать определения знака и рассмотреть его структуру, но и описать механизм знаковой деятельности человека. Знаковую деятельность Пирс понимал как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами – предметным миром, миром внешних по отношению к нему объектов, и знаковым миром – миром некоторых имен. Согласно определению Пирса, знак — это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. "Треугольник Пирса",модель знаковой деятельности человека. Еще ее можно обозначить как прагматическую модель коммуникации.

Пирс – прагматическая модель ком.

1. Субъект имеет представление, как об объекте, так и о его объективном знаке и в этом случае субъективный или отражение знака «O» в сознании субъекта имеет объективно-субъективное содержание. Это значит, что сам объект прямым образом участвует в формировании знака S

2. Когда знак S образуется исключительно посредством восприятия знака (объективного)  O. В этой ситуации субъект не имеет прямого контакта с объектом. И возможность манипулирования характеристиками знака S гораздо выше. В этом случае имеет место виртуальная реальность коммуникации.

Логическая модель знака Г.Фреге.

Развивал идеи Пирса.

Для семиотического подхода характерно – 1)в семиотическом подходе основное внимание – на механизмы зарождения, кодирования, превращения и интерпретации смыслов. Ком. в рамках этого подхода – процесс формирования соглашений по поводу понимания смыслов и значений процесса рождения и понимания этих смыслов. Здесь все внимание сфокусировано на тексте, как системе знаков. Главный субъект здесь – это реципиент, получатель сообщения. Т.о. семиотические модели принципиально не линейны, в отличие от информ. процессного подхода. Они показывают не шаги и этапы движения инфы, а нелинейные процессы и отношения возникающие в ходе движения смыслов. В отличие от информ. проц. подхода особую роль в семиотике играет культурный контекст ком-ционного отношения. Семиотика – научная дисциплина, изучающая процессы знакового взаимодействия, а также сущность, виды и функции знаков, знаковые истины, и знаковую единицу – человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68067. Театралізоване дійство про українське козацтво 94.5 KB
  Зал святково прикрашений рушниками кетягами калини колоссям плакатами стіннівками: Мова моя калинова Цікава граматика З історії слів Діалектизми нашого краю Веселі фразеологізми Правила в малюнках Поетичне слово. Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота жива схованка...
68068. Разработка эффективной системы адаптации работников Красноярского информационно-вычислительного центра 387.5 KB
  Исследовать содержание процесса адаптации работников; выполнить анализ основных показателей трудовых ресурсов предприятия; проанализировать нормативно - правовую базу ОАО «РЖД», регламентирующую функционирование системы адаптации; выполнить анализ существующей системы адаптации работников в Красноярском...
68069. Краса українського слова 51.5 KB
  Ведучий 2: Так писав відомий український письменник Тарас Шевченко. Ведучий 1: О місячне сяйво і спів соловя Півонії мальви жоржини Моря брилі антів це мова моя Це мова моєї Вкраїни. Ведучий 2: Мова це неоціненне духовне багатство в якому народ живе передає з покоління в покоління мудрість...
68070. І гукає в віки вічна слава твоя, Краснодоне 149.5 KB
  Це свято духа Вияв сил таких Які плекати може серце чисте Це сталь і ніжність почуттів людських І величі ознака урочиста Учень 2 Це втілення краси людської. Це усе чим людство на землі пишалось Це вміння смерті глянути в лице Та так щоби цього і смерть сама злякалась Учень 3 Це спалах світлий...
68071. ВІКТОРИНА «ЧИ ЗНАЕШ ТИ СВІЙ РІДНИЙ КРАЙ?!» 26 KB
  Приймає участь 2 команди по 5 чоловік. 1/. Конкурс "Адреса" рідного краю". Звучить запитання, яка команда першою відповідає вірно, отримує -1- бал. /за кожне запитання/. 1. В якій частині України знаходиться Вінницька область? /в Правобережній/. Хмельницькою, Житомирською/.
68072. Природні багатства. Корисні копалини. Охтирка – нафтова столиця 34.5 KB
  Корисні копалини. Передбачувані результати: Учні повинні знати: природні багатства рідного краю; Вміти: розрізняти корисні копалини розповідати про них. Що вони означають Так це корисні копалини. На сьогоднішньому уроці ми знову погоримо про корисні копалини саме про ті які є в нашій місцевості.
68073. Крымские горы 59.5 KB
  Продолжать формировать представление о природных зонах Украины о горах. Сформировать понятие Крымские горы. Необходимо назвать горные системы название которых начинается с этой буквы и рассказать какие интересные факты об этой горной системе они знают.
68074. Кримські гори 185.5 KB
  Обладнання: Фізична карта України слайди з виглядом гір тварин і рослин кримських гір картки для опитування тестові завдання картки із словами спостережливі ерудовані старанні дружні уважні матеріали проекту Тваринний світ Кримських гір оформлені у вигляді папки і газети. Як називається карпатська...
68075. «Крок до зірок» Позакласний захід для учнів 5 – 6 класів 73 KB
  Ведучий. Доброго дня, дорогі гості, шановні вболівальники та учасники змагань. Сьогодні ми будемо свідками цікавої боротьби юних математиків. У змаганнях беруть участь дві команди — «Пропорція» та «Діаметр», які матимуть можливість показати свої знання, ерудицію, кмітливість і вміння мислити.