45591

Семиотический подход к коммуникациям

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков. Знак определся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель)

Русский

2013-11-17

47.5 KB

21 чел.

74.Семиотический подход к коммуникациям

Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков.

Знак определ-ся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель).

Основные отличия от инф.-процесс.подхода:

- комм.- процесс рождения и понимания новых смыслов (а не как процесс передачи инфы);

- особ.внимание уделяется тексту и получателю, т.е.процессу декодировки;

- семиот.модели не линейны, описывают не шаги/этапы, а отношение;

- прист.внимание – культ.контексту.

Осн.направления данного подхода:

- «прагматические модели». Разрабатывались в рамках философии, матем.логики (Ч.Пирс, Ч.Моррис);

-модели структурной лингвистики ( Ф.де Соссюр).

Выделаются т.н.совр.модели семиотического подхода, котор.пытаются совместить прагматические и структурно-линейные модели.

Прагматические модели коммуникации. Ч.Пирс, Ч.Моррис.

Ч.Пирс и его идеи.

3ёхугольная модель знака.

Знак – явление,представление, что-то перед кем-то в некотором отношении (определён.харак-ки кач-ва явл.).

2 вида взаимодействия с объектом:

- суб.непосредственно взаим.с объектом;

- суб.взаим.с объектом, минуя его и действуя через знак О:

реальность:                    

3 типа знаков:

1.Знаки-индексы (симптомы) – набл.явления, свид.о наличии др. непосредственно не набл.явлениях (градусник, дым).

2.Знаки-иконы – мат.предметы, или тексты, воспоизв.внешн.вид или внутр.устр-во объекта (фото, схемы, модели, рис.). Самое распозноваемое.

3.Знаки-символы (коммуникационные знаки) – прямой связи между объектом и знаком нет, связь – форма конвенции (договорённости) между людьми.

 

Структурно-лингвистические модели коммуникации.

Ф. де Соссюр.

Знак – явление, кот.репрезентирует, представляет, замещает др.явление или св-во или отношение.

Знак имеет двойственную природу:

- мат.носитель;

- в значении.

Центр.проблема: правило орг-ции знаков (проблема орг-ции кодов). Выдел.2 основных организации знаков: парадигма и синтагма.

Парадигма – это совокупность знаков, кот.обладают общими свойствами и где каждый знак отличается от других (1,2,3 и т.д.; А, В, Г и т.д.).

 Синтагма – это комбинация элементов парадигмы, составленная по определённым правилам. Одежда – брюки, свитер – парадигма; порядок надетого – синтагма. Книга – синтагма.

 Для грамотного построения сообщения:

- выбрать определён.парадигму;

- из её элементов составить синтагму в соот.с правилами кодирования (грамматика, мелодия, мода, вкус).

После Соссюра проблема классифик.кодов остаётся 1ой из центр.в теории комм.

Виды кодов:

1.Коды-регуляторы поведения и коды-смыслы. Разделение условно, 2 составляющие в любом коде.

2.Аналоговые (аналог в природе) и разделительные  коды. Непрерывные, разделительные коды – элементы чётко отделены друг от друга (мелодия – непрерыв., нотная запись – раздел.).

3. Сложные и простые. В зависимости от сложности набора язык.средств, построения сообщений, а т.ж.по направлению использования этих кодов (прост.-речь подростков с т.з.набора лекс.единиц, набора фраз, приобщ.к группе – мы; сложн.-слож.лит-ра, на индивидуальность).

4.Репрезентативные (ационные) и презентативные (ационные).

Р.к. – для сообщений, способных существовать независимо от источников. Текст, картина, фото. Состоит из знаков-икон, символов и выполн.когнитивную (познават.) ф-цию.

П.к. – не сущ.отдельно от коммуникатора, сост.из знаков-индексов и выполн.конотивную и эмотивную ф-цию(жесты, соц.расст-личное,интимное,мимика, угол общения, внешн.вид, позы, неверб.аспекты речи – понижение, повышение, ускорение, замедление).

Массовые и специализированные коды.

Пересекаются с прост.и сложными. Массовые коды для обыденного общения, не треб.спец.подготовки для восприятия, эмотивны, специальные коды когнитивны (содержание), ориентированы на специализир.ауд., служат формальным признакам принадлежности к специализир.аудитории.

Логические и условные коды.

Л.к. – символичны, безличны, статичны, закрыты (не рек.вносить нов.знач.и символы), парадигмы чётки, ограничены, конкретны: V=S/t.

У.к. – открыты, дополн., динамичны, эмоциональны, распознать более сложно.

Язык – эстетический код.

Семиотический подход к моделям коммуникации.

«Семантический треугольник».

Коннотация – означение, созначение. Свойство, явление, существующее относительно независимо от объекта (русалка) – треугольник без денотата.

С.П. – это подход при котором основное внимание исследователя фокусируется на знаковых аспектах коммуникационного взаимодействия.

Семиотический подход в своей основе опирается на понимание коммуникации как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Коренное различие между процессно-информационным и семиотическим подходами лежит именно во взгляде на коммуникацию. В первом случае это - механическое перемещение определенных объемов информации от одного субъекта к другому, имеющее определенный эффект. Во втором, коммуникация – это своеобразная социально обусловленная "история жизни и трансформаций сообщения", некоторого смысла, который зародился в сознании коммуникатора, приобрел кодированную форму с помощью коммуникативных средств, прошел по каналу и декодировался в сознании реципиента. Это процесс возникновения понимания и рождения новых значений

В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут выступать вербальные средства - слова, словосочетания, предложения; невербальные средства – громкость, тембр голоса, интонация, выражение лица, движение глаз, позы и т.п.; материальные предметы – костюм, украшения, аксессуары, костры, маяки, ритуальные предметы и т.д. и т.п.

Дополнительные отличия семиотического подхода к коммуникации от процессно-информационного подхода заключаются в следующем:

  •  Если центральное понятие процессного подхода – информация, (процесс прохождения информации), то здесь центральное понятие – знак.
  •  Особое внимание уделяется тексту и реципиенту (слушателю, читателю). Процессу декодирования отводится гораздо более значимая роль, чем в процессных моделях.
  •  Семиотические модели нелинейны. Они показывают не шаги и этапы перемещения информации, а отношения, возникающие в процессе движения значений и смыслов. (Некоторый аналог среди процессных моделей – только модель Ньюкомба).
  •  Большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному (коллективному и индивидуальному) контексту коммуникативного акта.

Фердинан де Соссюр – рассматривал язык как многоаспектное явление, но прежде всего сосредотачивается на значении языка, как значимой системы. Общая система знаков – семиология. Центральное понятие знак – это явление, кот. репрезентирует, замещает другое явление (сво-во или отношение).  Любой знак по Соссюру состоит из двух компонентов – из носителя или физической сущности знака и значения, т.е. содержания вкладываемого в знак его пользователем. Его не интересует прагматика как таковая – а прежде всего правило (=коды)  организации знаков. В знаковых системах выделяет 1) парадигму – это совокупность знаков, обладающих общими свойствами, в кот. каждый элемент отличается от всех других. 2) синтагма -? вместе построенное, соединенное.

2. Логико-философское направление (Чарльз Пирс – сформулировал общую логическую теорию знаков) + Чарльз Моррис (структурная модель построения языка и соотношения знаковых систем)  Ч.Пирс поставил перед собой задачу не только сформулировать определения знака и рассмотреть его структуру, но и описать механизм знаковой деятельности человека. Знаковую деятельность Пирс понимал как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами – предметным миром, миром внешних по отношению к нему объектов, и знаковым миром – миром некоторых имен. Согласно определению Пирса, знак — это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. "Треугольник Пирса",модель знаковой деятельности человека. Еще ее можно обозначить как прагматическую модель коммуникации.

Пирс – прагматическая модель ком.

1. Субъект имеет представление, как об объекте, так и о его объективном знаке и в этом случае субъективный или отражение знака «O» в сознании субъекта имеет объективно-субъективное содержание. Это значит, что сам объект прямым образом участвует в формировании знака S

2. Когда знак S образуется исключительно посредством восприятия знака (объективного)  O. В этой ситуации субъект не имеет прямого контакта с объектом. И возможность манипулирования характеристиками знака S гораздо выше. В этом случае имеет место виртуальная реальность коммуникации.

Логическая модель знака Г.Фреге.

Развивал идеи Пирса.

Для семиотического подхода характерно – 1)в семиотическом подходе основное внимание – на механизмы зарождения, кодирования, превращения и интерпретации смыслов. Ком. в рамках этого подхода – процесс формирования соглашений по поводу понимания смыслов и значений процесса рождения и понимания этих смыслов. Здесь все внимание сфокусировано на тексте, как системе знаков. Главный субъект здесь – это реципиент, получатель сообщения. Т.о. семиотические модели принципиально не линейны, в отличие от информ. процессного подхода. Они показывают не шаги и этапы движения инфы, а нелинейные процессы и отношения возникающие в ходе движения смыслов. В отличие от информ. проц. подхода особую роль в семиотике играет культурный контекст ком-ционного отношения. Семиотика – научная дисциплина, изучающая процессы знакового взаимодействия, а также сущность, виды и функции знаков, знаковые истины, и знаковую единицу – человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78282. Способы изложения и виды текста 78.5 KB
  Традиционная классификация принятая в теории и практике редактирования выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование описание и рассуждение в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения Цель повествования передать движение событий во времени. Традиционная трёхкомпонентная повествование описание рассуждение схема бесспорно справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Своё место в ней должно найти сообщение структура...
78283. Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста 46 KB
  Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста Логический анализ текста необходим на всех стадиях работы над литературным произведением необходим автору критику редактору. Классической логикой выведены и сформулированы четыре основных закона правильного мышления следуя которым мы достигаем его определённости непротиворечивости последовательности и обоснованности. Контроль за соблюдением основных законов логического мышления обязательный этап анализа текста. Вариантность его смысловой организации не безгранична:...
78284. Виды правки в методике редактирования 44.5 KB
  При втором углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова каждого знака текста. Цель редакторской правкивычитки чтение текста насквозь. Его обязанность заметить недостатки текста и указать на них но отнюдь не править его исключая разумеется бесспорные ошибки и буквенные опечатки. Цель правкисокращения уменьшить объем текста довести его до заданного размера.
78285. Бронхо-легенева система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: бронхо-легенева система в умовах патології 45.27 KB
  Важливу роль у виникненні бронхіту відіграє курінняпаління. Фактори ризику розвитку ХОЗЛ тривале паління тютюну індекс паління 10 20 пачкорік промислові та побутові шкідливі викиди повітряні полютанти гази та пари хімічних сполук продукти згоряння біологічного палива інфекції дитячі інфекції з тяжким перебігом респіраторні інфекції ВІЛ складний соціальний статус обмеження харчування скупченість переохолодження шкідливі звички; внутрішні генетично зумовлені спадковий дефіцит α1антитрипсину...
78286. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах спокою 67.33 KB
  Скоротлива функція скелетного мяза та його волокон у звичних умовах Мязове скорочення це відповідь мязів на стимул який включає потенціал дії в одному або декількох мязових волокнах. Час між початком дії стимулу на мотонейрон і початком скорочення називається латентною фазою; період часу протягом якого відбувається скорочення фазою скорочення а період часу протягом якого відбувається розслаблення фазою розслаблення. Потенціал дії представляє собою електромеханічне явище тоді як скорочення механічне. Скорочення виникає протягом...
78287. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах тренувальних впливів, екстремальних та граничних станів 42.94 KB
  Адаптація акліматизація до виконання фізичних вправа в умовах підвищеної температури довколишнього середовища. Мязова діяльність в умовах зниженого атмосферного тиску а також відносної вагомості. Нездужання зумовлені перебуванням в умовах високогіря.
78288. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах патологічних станів 47.4 KB
  Головним симптомом фіброміалгії є больові відчуття в ділянці м’язів. На сьогоднішній день лікарі не знають, як лікувати це захворювання. Больові відчуття виникають в м’язах або в місці з’єднання м’язів з суглобами, але не в суглобах. Біль носить хронічний й прогресуючий характер. Відмінною рисою цього захворювання є наявність особливо болючих точок в м’язах.
78289. Ендокринологія спортивної діяльності 143.5 KB
  Гормональні зміни що виникають під впливом гострого та тривалого фізичного тренування підкреслюють важливу роль ендокринної системи в задоволенні метаболічних потреб які виникають під час занять фізичними вправами і реалізації механізмів задіяних у відновленні й перебудові тканин. Слід нагадати що під час спортивних змагань виникає фізіологічний стрес. Припускається що участь в змаганнях викликає не тільки підвищення тривоги але й збудження внаслідок невизначеності результатів виступу і наступних подій. Попереднє зростання...
78290. Оцінка фізичної працездатності 619.5 KB
  Оцінка результатів проби з фізичним навантаженням у осіб літнього і старечого віку. Загальні принципи оцінки фізичної працездатності Умови проведення тесту з фізичним навантаженням: Дослідження слід проводити в приміщенні при температурі 1822o С відносній вологості 4060. За добу до дослідження необхідно пояснити пацієнтові зміст і завдання велоергометрії також бажано провести з ним тренування на велоергометрі з мінімальним навантаженням. Проводити ці дослідження можуть тільки лікарі які знайомі з методикою тестування показаннями...