45591

Семиотический подход к коммуникациям

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков. Знак определся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель)

Русский

2013-11-17

47.5 KB

21 чел.

74.Семиотический подход к коммуникациям

Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков.

Знак определ-ся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель).

Основные отличия от инф.-процесс.подхода:

- комм.- процесс рождения и понимания новых смыслов (а не как процесс передачи инфы);

- особ.внимание уделяется тексту и получателю, т.е.процессу декодировки;

- семиот.модели не линейны, описывают не шаги/этапы, а отношение;

- прист.внимание – культ.контексту.

Осн.направления данного подхода:

- «прагматические модели». Разрабатывались в рамках философии, матем.логики (Ч.Пирс, Ч.Моррис);

-модели структурной лингвистики ( Ф.де Соссюр).

Выделаются т.н.совр.модели семиотического подхода, котор.пытаются совместить прагматические и структурно-линейные модели.

Прагматические модели коммуникации. Ч.Пирс, Ч.Моррис.

Ч.Пирс и его идеи.

3ёхугольная модель знака.

Знак – явление,представление, что-то перед кем-то в некотором отношении (определён.харак-ки кач-ва явл.).

2 вида взаимодействия с объектом:

- суб.непосредственно взаим.с объектом;

- суб.взаим.с объектом, минуя его и действуя через знак О:

реальность:                    

3 типа знаков:

1.Знаки-индексы (симптомы) – набл.явления, свид.о наличии др. непосредственно не набл.явлениях (градусник, дым).

2.Знаки-иконы – мат.предметы, или тексты, воспоизв.внешн.вид или внутр.устр-во объекта (фото, схемы, модели, рис.). Самое распозноваемое.

3.Знаки-символы (коммуникационные знаки) – прямой связи между объектом и знаком нет, связь – форма конвенции (договорённости) между людьми.

 

Структурно-лингвистические модели коммуникации.

Ф. де Соссюр.

Знак – явление, кот.репрезентирует, представляет, замещает др.явление или св-во или отношение.

Знак имеет двойственную природу:

- мат.носитель;

- в значении.

Центр.проблема: правило орг-ции знаков (проблема орг-ции кодов). Выдел.2 основных организации знаков: парадигма и синтагма.

Парадигма – это совокупность знаков, кот.обладают общими свойствами и где каждый знак отличается от других (1,2,3 и т.д.; А, В, Г и т.д.).

 Синтагма – это комбинация элементов парадигмы, составленная по определённым правилам. Одежда – брюки, свитер – парадигма; порядок надетого – синтагма. Книга – синтагма.

 Для грамотного построения сообщения:

- выбрать определён.парадигму;

- из её элементов составить синтагму в соот.с правилами кодирования (грамматика, мелодия, мода, вкус).

После Соссюра проблема классифик.кодов остаётся 1ой из центр.в теории комм.

Виды кодов:

1.Коды-регуляторы поведения и коды-смыслы. Разделение условно, 2 составляющие в любом коде.

2.Аналоговые (аналог в природе) и разделительные  коды. Непрерывные, разделительные коды – элементы чётко отделены друг от друга (мелодия – непрерыв., нотная запись – раздел.).

3. Сложные и простые. В зависимости от сложности набора язык.средств, построения сообщений, а т.ж.по направлению использования этих кодов (прост.-речь подростков с т.з.набора лекс.единиц, набора фраз, приобщ.к группе – мы; сложн.-слож.лит-ра, на индивидуальность).

4.Репрезентативные (ационные) и презентативные (ационные).

Р.к. – для сообщений, способных существовать независимо от источников. Текст, картина, фото. Состоит из знаков-икон, символов и выполн.когнитивную (познават.) ф-цию.

П.к. – не сущ.отдельно от коммуникатора, сост.из знаков-индексов и выполн.конотивную и эмотивную ф-цию(жесты, соц.расст-личное,интимное,мимика, угол общения, внешн.вид, позы, неверб.аспекты речи – понижение, повышение, ускорение, замедление).

Массовые и специализированные коды.

Пересекаются с прост.и сложными. Массовые коды для обыденного общения, не треб.спец.подготовки для восприятия, эмотивны, специальные коды когнитивны (содержание), ориентированы на специализир.ауд., служат формальным признакам принадлежности к специализир.аудитории.

Логические и условные коды.

Л.к. – символичны, безличны, статичны, закрыты (не рек.вносить нов.знач.и символы), парадигмы чётки, ограничены, конкретны: V=S/t.

У.к. – открыты, дополн., динамичны, эмоциональны, распознать более сложно.

Язык – эстетический код.

Семиотический подход к моделям коммуникации.

«Семантический треугольник».

Коннотация – означение, созначение. Свойство, явление, существующее относительно независимо от объекта (русалка) – треугольник без денотата.

С.П. – это подход при котором основное внимание исследователя фокусируется на знаковых аспектах коммуникационного взаимодействия.

Семиотический подход в своей основе опирается на понимание коммуникации как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Коренное различие между процессно-информационным и семиотическим подходами лежит именно во взгляде на коммуникацию. В первом случае это - механическое перемещение определенных объемов информации от одного субъекта к другому, имеющее определенный эффект. Во втором, коммуникация – это своеобразная социально обусловленная "история жизни и трансформаций сообщения", некоторого смысла, который зародился в сознании коммуникатора, приобрел кодированную форму с помощью коммуникативных средств, прошел по каналу и декодировался в сознании реципиента. Это процесс возникновения понимания и рождения новых значений

В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут выступать вербальные средства - слова, словосочетания, предложения; невербальные средства – громкость, тембр голоса, интонация, выражение лица, движение глаз, позы и т.п.; материальные предметы – костюм, украшения, аксессуары, костры, маяки, ритуальные предметы и т.д. и т.п.

Дополнительные отличия семиотического подхода к коммуникации от процессно-информационного подхода заключаются в следующем:

  •  Если центральное понятие процессного подхода – информация, (процесс прохождения информации), то здесь центральное понятие – знак.
  •  Особое внимание уделяется тексту и реципиенту (слушателю, читателю). Процессу декодирования отводится гораздо более значимая роль, чем в процессных моделях.
  •  Семиотические модели нелинейны. Они показывают не шаги и этапы перемещения информации, а отношения, возникающие в процессе движения значений и смыслов. (Некоторый аналог среди процессных моделей – только модель Ньюкомба).
  •  Большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному (коллективному и индивидуальному) контексту коммуникативного акта.

Фердинан де Соссюр – рассматривал язык как многоаспектное явление, но прежде всего сосредотачивается на значении языка, как значимой системы. Общая система знаков – семиология. Центральное понятие знак – это явление, кот. репрезентирует, замещает другое явление (сво-во или отношение).  Любой знак по Соссюру состоит из двух компонентов – из носителя или физической сущности знака и значения, т.е. содержания вкладываемого в знак его пользователем. Его не интересует прагматика как таковая – а прежде всего правило (=коды)  организации знаков. В знаковых системах выделяет 1) парадигму – это совокупность знаков, обладающих общими свойствами, в кот. каждый элемент отличается от всех других. 2) синтагма -? вместе построенное, соединенное.

2. Логико-философское направление (Чарльз Пирс – сформулировал общую логическую теорию знаков) + Чарльз Моррис (структурная модель построения языка и соотношения знаковых систем)  Ч.Пирс поставил перед собой задачу не только сформулировать определения знака и рассмотреть его структуру, но и описать механизм знаковой деятельности человека. Знаковую деятельность Пирс понимал как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами – предметным миром, миром внешних по отношению к нему объектов, и знаковым миром – миром некоторых имен. Согласно определению Пирса, знак — это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. "Треугольник Пирса",модель знаковой деятельности человека. Еще ее можно обозначить как прагматическую модель коммуникации.

Пирс – прагматическая модель ком.

1. Субъект имеет представление, как об объекте, так и о его объективном знаке и в этом случае субъективный или отражение знака «O» в сознании субъекта имеет объективно-субъективное содержание. Это значит, что сам объект прямым образом участвует в формировании знака S

2. Когда знак S образуется исключительно посредством восприятия знака (объективного)  O. В этой ситуации субъект не имеет прямого контакта с объектом. И возможность манипулирования характеристиками знака S гораздо выше. В этом случае имеет место виртуальная реальность коммуникации.

Логическая модель знака Г.Фреге.

Развивал идеи Пирса.

Для семиотического подхода характерно – 1)в семиотическом подходе основное внимание – на механизмы зарождения, кодирования, превращения и интерпретации смыслов. Ком. в рамках этого подхода – процесс формирования соглашений по поводу понимания смыслов и значений процесса рождения и понимания этих смыслов. Здесь все внимание сфокусировано на тексте, как системе знаков. Главный субъект здесь – это реципиент, получатель сообщения. Т.о. семиотические модели принципиально не линейны, в отличие от информ. процессного подхода. Они показывают не шаги и этапы движения инфы, а нелинейные процессы и отношения возникающие в ходе движения смыслов. В отличие от информ. проц. подхода особую роль в семиотике играет культурный контекст ком-ционного отношения. Семиотика – научная дисциплина, изучающая процессы знакового взаимодействия, а также сущность, виды и функции знаков, знаковые истины, и знаковую единицу – человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21677. Взаимные влияния между цепями связи, телемеханики и меры защиты 307.5 KB
  Первичные параметры влияния на цепи связи в воздушных линиях связи; 3. Первичные параметры ЭМ влияния между цепями симметричных кабелей связи; 4. Причины взаимного влияния между цепями связей и основные параметрыпервичные и вторичные параметры влияния Качество и дальность связи обуславливаются не столько собственным затуханием цепей сколько мешающими взаимными влияниями между соседними цепями которые проявляются в виде переходного разговора или шума.
21678. Основное уравнение влияния между цепями 153.5 KB
  Токи электрического влияния ближнем и дальнем концах; 2. Токи магнитного влияния на ближнем и дальнем концах; Полный ток электромагнитного влияния на ближнем и даль нем концах. Токи электрического влияния ближнем и дальнем концах Рассмотрим общий случай когда две двухпроводные цепи с параллельными проводами имеют различные параметры и замкнуты на концах на согласованные нагрузки рис. Обозначим напряжения и токи во влияющей цепи U10 I10; на ближнем конце U20 I20 и U2l I2l на дальнем конце цепи подверженной влиянию.
21679. Переходное затухание между цепями в кабельных линиях 336.5 KB
  На ближнем конце ; дБ На дальнем конце . дБ Так как мощность в начале влияющей цепи; мощность в начале цепи подверженной влиянию мощность на дальнем конце цепи подверженной влиянию. 1 где уровни передачи в начале и в конце цепей. Согласно определению защищённости на ближнем конце: Откуда переходное затухание на ближнем конце.
21680. Общие понятия об организации связи на железнодорожном транспорте и видах НС 41 KB
  Организация связи на железнодорожном транспорте; 4. автоматики телемеханики и связи Изучение дисциплины будет проходить в 6ом семестре. Вы должны самостоятельно изучить следующие вопросы: Конструкции и свойства воздушных линий связи и высоковольтных линий автоблокировки; кабельных линий автоматики телемеханики и связи: кабелей связи ВЧ и НЧ; коаксиальных кабелей; кабелей автоматики телемеханики и силовых; волоконнооптических кабелей; волноводов; сверхпроводящих кабелей.
21681. Основы электродинамики направляющих систем 183.5 KB
  Исходные уравнения электродинамики; 2.Исходные уравнения электродинамики Основные уравнения электродинамики поля называемые уравнениями Максвелла обобщают два основных закона электродинамики: закон полного тока и закон электромагнитной индукции.2 представляют собой интегральную запись уравнений Максвелла чаще пользуются уравнениями в дифференциальной форме. Второе слагаемое в правой части уравнения 2.
21682. Особенности электромагнитных процессов в направляющих системах 222 KB
  1 Скорость перемещения фазы поля называют фазовой скоростью. На практике основной интерес представляет знание характеристик поля на очень больших расстояниях от излучателя таких что .8 Величину принято называть эквивалентной глубиной проникновения поля. Расчетные соотношения глубины проникновения поля для некоторых металлов приведены в таблице: Таблица 2.
21683. Параметры передачи цепей воздушных и кабельных линий 280 KB
  Первичные параметры цепи; 2. Первичными параметрами цепи называются индуктивность активное сопротивление проводов цепи емкость между проводами цепи а также проводимость изоляции между проводами отнесённые к единице длины линии километру и равномерно распределённые по всей длине линии. Индуктивность проводов L Гн км характеризует способность цепи накапливать энергию в магнитном поле а также определяет связь между током в проводах цепи и сцепленным с ним магнитным потоком: . Емкость C Ф км характеризует способность цепи накапливать...
21684. Оптимальное соотношение между первичными параметрами кабельных цепей 263 KB
  Уравнение однородной линии; 2.Уравнение однородной линии При определённых условиях первичные параметры полностью характеризуют электрические свойства линейных цепей связи. Однако в отличии от сосредоточенных параметров они распределены по всей длине линии.Вторичные параметры цепи Из приведённых выше формул следует что распространение энергии по линии ток и напряжение в любой точке цепи обусловлены в первую очередь параметрами и .
21685. Физические процессы в линия связи на оптических волокнах 224.5 KB
  Апертура волоконного световода; 3.Критическая частота и критическая длина волны воло конного световода; 5.Затухание сигнала в волоконных световодах. Отличие от радиоканалов состоит в том что волна распространяется не в свободном пространстве а концентрируется в самом объеме световода и передаётся по нему в заданном направлении.