45592

Информационно-коммуникативное общество: сущность, подходы, основные характеристики

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Происходящая в современном мире глобальная трансформацияиндустриального общества в информационнокоммуникативное обществосопровождается не только проникновением коммуникации во все сферыжизнедеятельности общества возникновением и развитием качественно нового типакоммуникативных структур и процессов но и глубоким переосмыслениемкоммуникативной природы социальной реальности. Сегодня представления Никласа Лумана о коммуникации как о сущностнойхарактеристике самого общества его утверждения о том что человеческиеотношения да и сама...

Русский

2013-11-17

33 KB

47 чел.

  1.  Информационно-коммуникативное общество: сущность, подходы, основные характеристики.

Происходящая в современном мире глобальная трансформацияиндустриального общества в информационно-коммуникативное обществосопровождается не только проникновением коммуникации во все сферыжизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типакоммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслениемкоммуникативной природы социальной реальности. 
Сегодня представления Никласа Лумана о коммуникации как о сущностнойхарактеристике самого общества, его утверждения о том, что "человеческиеотношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации".актуальным в этом плане является осмысление с позиций современности теорийкоммуникативного действия Юргена Хабермаса .
 

На настоящий момент информационно-коммуникативноеобщество (ИКО) является следующей фазой развития информационного общества (ИО).В основе его появления лежат несколько причин, но, прежде всего, это то, чтопроисшедшая в конце прошлого века информационная революция, является не простотехнологической, а социо-технологической. В основном, эта революция былаобусловлена развитием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), сетевыхкоммуникаций и Глобальной паутины или Интернета, а также стремительнойвестернизацией и глобализацией современных сообществ. Её результатом и сталопоявление ИКО. При этом именно экспоненциальное развитие Интернета сделаловозможным как глобальность сетевых коммуникаций, так и возникновение ИКО.Метафорически говоря, своим рождением ИКО отчасти обязано Интернету.  

, межгрупповых, личных) в самыхразнообразных коммуникативных ситуациях. Границы коммуникативных процессовстановятся зыбкими и проницаемыми, а различные уровни коммуникативныйпространства – легкосовместимыми. наиболее ярко все перечисленныесвойства сетевого коммуникативного процесса отражаются в пространстве интернет-коммуникаций. Одним из результатов развития интернет-технологий являетсявозникновение коммуникативно-социального пространства сети Интернет. Это пространствовыступает как одна из форм существования ИКО.
 

Парадоксыинформационного общества:
 
1.«обществознания» стремительно воспроизводит «общество ничегонезнаек»: ну типа инфымного, а нам разбираться, что правда, что нет – не особо хочется и времени нет.
 
2.Возможностьутраты «модерным» обществом лидирующей роли, несмотря на лидирующиеинформационно-коммуникативные технологии. Здесь говорится какая-то лажа овиртуальной зависимости.
 
3.
Третийпарадокс информационного общества – управление системой,активированнной «на вершине» и лишенной сигналов снизу.Глобальное управление нуждается вкоррекции снизу, опирающейся на граждан, на формы их самоорганизации.Проблема управления и «социальногопорядка» (в том числе порядка институционального) становится одной иззлободневных в информационном сообществе, в котором усилились национализм,расизм, ксенофибия, фундаментализм и сектанство 
4.дваразнонаправленных скачка: к интеграции человеческого сообщества как социальнойобщности, связанной «всемирной паутиной», и к дезинтеграции социального и появлению«кастового» и «атомизированного» общества. «Системные медиа» способныобъединить людей земного шара вокруг «значимых событий»: футбольный «мундиаль»,цены на нефть, экологическое бедствие или политический конфликт. Но «системныемедиа», актуализирующие мировые событиядня связывают людей условно. Собственно,
 связи между людьми нет,есть ее иллюзия, складывающееся под влиянием сопричастности, общности эмоций (утелеэкрана и на стадионе). (здесь мы вспоминаем Габриэля Трда и его разницмежду "публикой" и "толпой"). 
5.
Пятыйпарадокс информационного мира заключается в актуализациимомента времени и создании пространства «вневременья». Сентенции современныхмедиа «оставайтесь с нами», «сегодня», «здесь и сейчас» порождают установки,формируя «вневременное» и внеисторическое сознание аудитории. 
6.
Шестойпарадокс - деление понятий «деятельности» и «делания».Современные новости дняделаются, имидж – делается, публичнаясфера «изготавливается». «Делание новостей», «делание имиджа», «деланиеполитики» и т.п. стали доходными областями с огромным количеством заказчиков, асоциальный конструктивизм стал востребованной теорией. Возникла«деятельность-по-деланию», формой приложения которой стал не объект, а субъекти его сознание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8749. Цивилизация - это синоним культуры 36 KB
  Цивилизация - это синоним культуры. Цивилизация – это уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры это ступень развития, следующая за варварством. Существуют древние цивилизации и современные цивилизации, Западные и...
8750. Глобальные проблемы современности. Проблема предотвращения новой мировой войны 47.5 KB
  Глобальные проблемы современности 1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания второй мировой и победы над нацизмом. Тогда было принято решение и о со...
8751. Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике 47.5 KB
  Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике Экономика играет огромную роль в жизни общества. Экономика - в широком смысле обычно понимают систему общественного, производства, т. е. процесс создания ма...
8752. Рыночные отношения в современной экономике 31 KB
  Вариант 1. Рыночные отношения в современной экономике Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются: производство товаров в соответ...
8753. Государство и экономика 62 KB
  Государство и экономика. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монопо...
8754. Нации и межнациональные отношения 43.5 KB
  Нации и межнациональные отношения Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего, э...
8755. Государство. Три ветви власти 39.5 KB
  Государство. Три ветви власти Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из асп...
8756. Роль права в жизни общества. Правовое государство 44.5 KB
  Роль права в жизни общества. Правовое государство Право - система общеобязательных норм (правил) поведения установленных или санкционированные государством и обеспеченных его принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным по...
8757. Демократия и парламентаризм. Политические реформы в России 56.5 KB
  Демократия и парламентаризм. Политические реформы в России Термин демократия появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает власть народа. В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о п...