45594

Научный стиль

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.

Русский

2013-11-17

39.5 KB

1 чел.

87.Научный стиль

Научный стиль – это речевая система, приспособленная для эффективного общения людей в научной сфере деятельности.

  1.  Задача:
    •  Получение новых знаний,
    •  Сделать новые знания достоянием общества.

Этот стиль принадлежит к числу книжных стилей лит. языка     

  1.  Главным стилеобразующим началом научной речи является ее содержательная сторона и цели научного сообщения.
  2.  Особенности содержательной стороны:
  •  Содержание характеризуется объективностью,
  •  Абстрактность, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков,
  •  Логичность изложения (последовательность, непротиворечивость),
  •  Точность, однозначность значения,
  •  Личностное начало сводится к минимуму или исключается вовсе (т.к. цель научного текста – представить объект исследования),
  •  Минимум оценочной лексики.

  1.  Форма существования:
  •  Преимущественно в книжной форме /письменной речи/,
  •  Возможна в устной форме /лекции, доклады и т.п./.

Устная форма имеет свои особенности (из-за спонтанности, необрат, многоканал): особое структурирование содержания, ограничения на степень сложности структур, активное использование контактоустанавливающих средств.

  1.  Собственно-лингвистические признаки.
  2.  Лексические особенности:
    •  Основной массив слов составляет межстилевая лексика. Характерная единица – термины. Термин – это научное понятие, существующее в общей системе понятий конкретной науки. Термин соотносится с другими понятиями данной науки, позволяющей полно и всесторонне описать объект, явление или процесс. Термин: систематичен; определенность  содержания /каждый термин содержит конкретное определение - дефиницию/; однозначен; кратко и полно определяет понятия; д/б удобен для произношения; должен обладать словообразовательными возможностями (клонировать ->клон).
    •  Слово в научной речи обозначает понятия и не обозначает образ индивидуального предмета.
    •  Широко употребляется абстрактная лексика в прямом значении: реакция, сила, прогресс.
    •  Терминологизация общеупотребительной лексики, при этом возможен переход конкретной лексики в разряд абстрактной или отвлеченной.
    •  Значительная часть лексики – это метафоры без метафорического компонента: доводы его были сжаты(метафора) и кратки.
    •  Очень ограничено использование эмоциональной лексики.
    •  В рамках научного стиля сформировалась научная фразеология: система Станиславского.
    •  Образные средства используются не для создания образности, выразительности образа, а для разъяснения авторской идеи.

  1.  Морфологические особенности:

Для морфологии в н.ст. отбираются  в основном именные части речи (сущ., прилаг.). Среди существительных преобладают отглагольные существительные: давление, образование, окисление. Наиболее распространены формы среднего рода. Существительные ед. ч. часто используются в значении мн. ч.

Часто используются субъективированные прилагательные (переход из одной ч.р. в другую): прямая, кривая, касательная. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция, равномерное движение.

Глаголы в н.ст. используются в основном, в которых ослаблена семантика. Широко используются классификационные глаголы: принадлежит, относится, становится, является. Обычно в настоящем времени. Почти не употребляются глаголы и местоимения 1 лица ед. ч., но широко – 1 лицо мн. ч.

Числительные пишутся цифрами. Среди предлогов широко используются: в связи, в течение, в результате, в силу и т.п. Широко используются вводные слова, которые указывают на порядок изложения мысли: итак, таким образом.

  1.  Синтаксические особенности:
  •  Двусоставные предложения, прямой порядок слов, полные предложения
  •  Среди простых преобладают предложения с осложнениями, среди сложных – союзные, СПП
  •  Придаточные сопоставительные: если то; так, как; не только, но и; не столько, сколько.
  •  Простые номинативные предложения в заголовках
  •  Безличные предложения: известно, что …
  •  Синтаксические структуры сложнее и насыщеннее лексикой, чем в художественной литературе и других стилях.

Подстили научного стиля:

  1.  научно-деловой и научно-технический: описание научных и технических достижений. Эти тексты близки к текстам официально-делового стиля и отличаются высокой клишированностью изложения;
    1.  учебно-научный: методическое изложение научной информации;
    2.  научно-публицистический: тексты совмещают черты научного и газетно-публицистического стилей. Некоторые авторы не выделяют этот подстиль, а рассматривают вместе с научно-популярным подстилем.
    3.  научно-популярный: текст обращен к массовому читателю. Здесь в допустимой форме и по возможности увлекательно излагаются открытия и достижения науки. В  этих текстах возможно употребление 1 лица ед. ч. и средства субъективизирующие информацию – метафоры, эпитеты. Термины комментируются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75964. Беловежские соглашения - исторический смысл и дискуссионные проблемы 19.6 KB
  БЕЛОВЕ́ЖСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ термин используемый для обозначения соглашения подписанные 8 декабря 1991 высшими руководителями России Белоруссии и Украины о роспуске СССР и образовании Содружества независимых государств СНГ. Смысл: После попытки ГКЧП в августе 1991 реальная власть перешла в руки республиканских правящих элит и президент СССР М. а 5 декабря Кравчук объявил что Украина денонсирует договор 1922 о создании СССР. Тогда Кравчук Ельцин и Шушкевич собрались в Беловежской пуще для решения вопроса о сохранении СССР.
75965. Декларация о государственном суверенитете РСФСР - условия принятия и исторический смысл 17.91 KB
  Декларация о государственном суверенитете РСФСР политикоправовой акт ознаменовавший начало конституционной реформы в РСФСР где суверенитет рассматривается как естественное и необходимое условие существования российской государственности. Условия: Декларация была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года и подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Значение исторический смысл: Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза...
75966. Шоковая терапия и ее исторические последствия 53 KB
  Шоковая терапия - пропагандистское (газетное) название, с легкой руки некоторых публицистов приклеившееся к политике, которую начало проводить, придя к власти, реформаторское правительство Ельцина-Гайдара – политике стабилизации экономики. (попытка России перейти к Рыночной Экономике)
75967. Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена 15.84 KB
  Норманская теория происхождения древнерусского государства: это направление в историографии которое склоняется к тому что варяги и скандинавы норманы стали основателями Киевской Руси то есть первого восточнославянского государства основоположники Бейер и Миллер. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой антинаучной концепции генезиса Древней Руси. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян но просто по тому что все первые князья на Руси а значит законная власть...
75968. Русь и Византия. Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок 17.05 KB
  Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок Направления византийского влияния: Византия помогала Руси стать православным государством. Принятие на Руси христианства резко усилило влияние византийской культуры. Крещение Руси по православному обряду ввело киевского князя в круг европейских монархов и позволило использовать типичный для Средневековья способ закрепления дип. Крещение Руси также дало нам славянскую азбуку и приобщило к европейской культурной традиции.
75969. Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика 18.4 KB
  Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия
75970. И.А. Ильин о сущности русской идеи 16.89 KB
  В этих фразах и заключается мысль о том что идея должна быть основана на народных особенностях и только это сможет обеспечить достойную жизнь народа на земле сделает возможным исполнение его исторического призвания. Если же говорить о самой сущности то Ильин утверждает: Русская идея есть идея сердца. Эта идея конечно же корнями уходит в православное христианство которое русский человек принял не от меча не по расчету не страхом и не умственностью а чувством добротою совестью и сердечным созерцанием. Таким образом русская...
75971. СВЯТО ПОХІДНОЇ 94.5 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити і систематизувати знання учнів 11-го класу по темі «Похідна та її застосування», формувати навички практичного застосування отриманих знань; розвивальна: розвивати знання учнів про похідну, формувати навички контролю....
75972. СВЯТО ПОКРОВИ 517 KB
  Мета: ознайомити учнів зі святом Покрови, пробуджувати пізнавальні інтереси до історії української культури; сприяти примноженню родинних і національних традицій. Виховувати любов та пошану до традицій українського народу.