45594

Научный стиль

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.

Русский

2013-11-17

39.5 KB

1 чел.

87.Научный стиль

Научный стиль – это речевая система, приспособленная для эффективного общения людей в научной сфере деятельности.

  1.  Задача:
    •  Получение новых знаний,
    •  Сделать новые знания достоянием общества.

Этот стиль принадлежит к числу книжных стилей лит. языка     

  1.  Главным стилеобразующим началом научной речи является ее содержательная сторона и цели научного сообщения.
  2.  Особенности содержательной стороны:
  •  Содержание характеризуется объективностью,
  •  Абстрактность, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков,
  •  Логичность изложения (последовательность, непротиворечивость),
  •  Точность, однозначность значения,
  •  Личностное начало сводится к минимуму или исключается вовсе (т.к. цель научного текста – представить объект исследования),
  •  Минимум оценочной лексики.

  1.  Форма существования:
  •  Преимущественно в книжной форме /письменной речи/,
  •  Возможна в устной форме /лекции, доклады и т.п./.

Устная форма имеет свои особенности (из-за спонтанности, необрат, многоканал): особое структурирование содержания, ограничения на степень сложности структур, активное использование контактоустанавливающих средств.

  1.  Собственно-лингвистические признаки.
  2.  Лексические особенности:
    •  Основной массив слов составляет межстилевая лексика. Характерная единица – термины. Термин – это научное понятие, существующее в общей системе понятий конкретной науки. Термин соотносится с другими понятиями данной науки, позволяющей полно и всесторонне описать объект, явление или процесс. Термин: систематичен; определенность  содержания /каждый термин содержит конкретное определение - дефиницию/; однозначен; кратко и полно определяет понятия; д/б удобен для произношения; должен обладать словообразовательными возможностями (клонировать ->клон).
    •  Слово в научной речи обозначает понятия и не обозначает образ индивидуального предмета.
    •  Широко употребляется абстрактная лексика в прямом значении: реакция, сила, прогресс.
    •  Терминологизация общеупотребительной лексики, при этом возможен переход конкретной лексики в разряд абстрактной или отвлеченной.
    •  Значительная часть лексики – это метафоры без метафорического компонента: доводы его были сжаты(метафора) и кратки.
    •  Очень ограничено использование эмоциональной лексики.
    •  В рамках научного стиля сформировалась научная фразеология: система Станиславского.
    •  Образные средства используются не для создания образности, выразительности образа, а для разъяснения авторской идеи.

  1.  Морфологические особенности:

Для морфологии в н.ст. отбираются  в основном именные части речи (сущ., прилаг.). Среди существительных преобладают отглагольные существительные: давление, образование, окисление. Наиболее распространены формы среднего рода. Существительные ед. ч. часто используются в значении мн. ч.

Часто используются субъективированные прилагательные (переход из одной ч.р. в другую): прямая, кривая, касательная. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция, равномерное движение.

Глаголы в н.ст. используются в основном, в которых ослаблена семантика. Широко используются классификационные глаголы: принадлежит, относится, становится, является. Обычно в настоящем времени. Почти не употребляются глаголы и местоимения 1 лица ед. ч., но широко – 1 лицо мн. ч.

Числительные пишутся цифрами. Среди предлогов широко используются: в связи, в течение, в результате, в силу и т.п. Широко используются вводные слова, которые указывают на порядок изложения мысли: итак, таким образом.

  1.  Синтаксические особенности:
  •  Двусоставные предложения, прямой порядок слов, полные предложения
  •  Среди простых преобладают предложения с осложнениями, среди сложных – союзные, СПП
  •  Придаточные сопоставительные: если то; так, как; не только, но и; не столько, сколько.
  •  Простые номинативные предложения в заголовках
  •  Безличные предложения: известно, что …
  •  Синтаксические структуры сложнее и насыщеннее лексикой, чем в художественной литературе и других стилях.

Подстили научного стиля:

  1.  научно-деловой и научно-технический: описание научных и технических достижений. Эти тексты близки к текстам официально-делового стиля и отличаются высокой клишированностью изложения;
    1.  учебно-научный: методическое изложение научной информации;
    2.  научно-публицистический: тексты совмещают черты научного и газетно-публицистического стилей. Некоторые авторы не выделяют этот подстиль, а рассматривают вместе с научно-популярным подстилем.
    3.  научно-популярный: текст обращен к массовому читателю. Здесь в допустимой форме и по возможности увлекательно излагаются открытия и достижения науки. В  этих текстах возможно употребление 1 лица ед. ч. и средства субъективизирующие информацию – метафоры, эпитеты. Термины комментируются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54693. Прощай осень 61 KB
  Учитель: Дорогие ребята Уважаемые гости Очень рады видеть Вас на нашем празднике посвященному прощанию с золотой осенью. Если на деревьях листья пожелтели Если в край далекий птицы улетели Если небо хмурое если дождик Это время года осенью зовется 1 ученица Тихо осінь ходить гаєм Ліс довкола аж горить Ясень листя осипає Дуб нахмуренний стоїть І березка над потоком Стаа наче молода Вітер...
54694. Крокувала Осінь українським краєм 83 KB
  Позакласний захід Крокувала Осінь українським краєм 1й ведучий: Довгими журавлиними ключами відлетіло літо. І Осінь прибула на нашу землю на трійці багряних коней із милозвучними іменами: вересень жовтень і листопад. 2й ведучий: Осінь. Осінь чарівниця вона пригощає яблуками і грушами бурячками й морквою готує землю під майбутній врожай.
54695. ЗОЛОТА ПРЯЖА ОСЕНІ 38.5 KB
  Ми сьогодні проводжаємо осінь таку ласкаву з багряними полотнами і розкішними килимами. Осінь до самого обрію палахкотить пожарами. ВЧИТЕЛЬ Ось до нас і прийшла господиня Осінь. заходить Осінь ОСІНЬ Доброго дня вам любі діти Я прийшла до вас у гості Захотіла ще раз з вами привітатися.
54696. Осінь – художниця 109.5 KB
  Макіївка Інтегроване заняття для дітей старшого дошкільного віку по ознайомленню з творами мистецтва Осінь художниця Підготувала: Вихователь Литвиненко О. Матеріали: оповідання Казка про осінь Т. Левітана Жовтень та Золота осінь.Вівальді Осінь.
54697. Осінь золота 237 KB
  Мета: розповсюдження поглиблення і систематизація знань учнів про пору року осінь формувати вміння працювати в групі; виховувати інтерес до літератури рідної мови та любов до природи. Обладнання: Колоски пшениці жита композиції з природніх матеріалів малюнки на тему Осінь. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. Пісня Школа На сцену виходять 5 учнів: 1й Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Непомітно зявилася осінь Все коротшає день щодобиГлянь берізки уже злотокосіІ в дубів...
54698. Антимонопольная политика государства 22.83 KB
  Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.
54699. Королева Осінь 37 KB
  Діти заходять під марш. Вихователь: Діти сьогодні ми з вами йдемо до країни Осінь. Під тиху музику діти йдуть на півпальцях. Діти розслаблюються.
54700. Основи безпеки життєдіяльності на уроках фізичної культури 326.5 KB
  Техніка безпеки на уроках фізичної культури 1.1 Основи техніки безпеки на уроках фізичної культури 1.2 Профілактика травматизму як основний напрямок техніки безпеки на уроках фізичної культури 1.
54701. Социально-экономическое понятие предприятия 56.5 KB
  Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли