45594

Научный стиль

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.

Русский

2013-11-17

39.5 KB

1 чел.

87.Научный стиль

Научный стиль – это речевая система, приспособленная для эффективного общения людей в научной сфере деятельности.

  1.  Задача:
    •  Получение новых знаний,
    •  Сделать новые знания достоянием общества.

Этот стиль принадлежит к числу книжных стилей лит. языка     

  1.  Главным стилеобразующим началом научной речи является ее содержательная сторона и цели научного сообщения.
  2.  Особенности содержательной стороны:
  •  Содержание характеризуется объективностью,
  •  Абстрактность, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков,
  •  Логичность изложения (последовательность, непротиворечивость),
  •  Точность, однозначность значения,
  •  Личностное начало сводится к минимуму или исключается вовсе (т.к. цель научного текста – представить объект исследования),
  •  Минимум оценочной лексики.

  1.  Форма существования:
  •  Преимущественно в книжной форме /письменной речи/,
  •  Возможна в устной форме /лекции, доклады и т.п./.

Устная форма имеет свои особенности (из-за спонтанности, необрат, многоканал): особое структурирование содержания, ограничения на степень сложности структур, активное использование контактоустанавливающих средств.

  1.  Собственно-лингвистические признаки.
  2.  Лексические особенности:
    •  Основной массив слов составляет межстилевая лексика. Характерная единица – термины. Термин – это научное понятие, существующее в общей системе понятий конкретной науки. Термин соотносится с другими понятиями данной науки, позволяющей полно и всесторонне описать объект, явление или процесс. Термин: систематичен; определенность  содержания /каждый термин содержит конкретное определение - дефиницию/; однозначен; кратко и полно определяет понятия; д/б удобен для произношения; должен обладать словообразовательными возможностями (клонировать ->клон).
    •  Слово в научной речи обозначает понятия и не обозначает образ индивидуального предмета.
    •  Широко употребляется абстрактная лексика в прямом значении: реакция, сила, прогресс.
    •  Терминологизация общеупотребительной лексики, при этом возможен переход конкретной лексики в разряд абстрактной или отвлеченной.
    •  Значительная часть лексики – это метафоры без метафорического компонента: доводы его были сжаты(метафора) и кратки.
    •  Очень ограничено использование эмоциональной лексики.
    •  В рамках научного стиля сформировалась научная фразеология: система Станиславского.
    •  Образные средства используются не для создания образности, выразительности образа, а для разъяснения авторской идеи.

  1.  Морфологические особенности:

Для морфологии в н.ст. отбираются  в основном именные части речи (сущ., прилаг.). Среди существительных преобладают отглагольные существительные: давление, образование, окисление. Наиболее распространены формы среднего рода. Существительные ед. ч. часто используются в значении мн. ч.

Часто используются субъективированные прилагательные (переход из одной ч.р. в другую): прямая, кривая, касательная. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция, равномерное движение.

Глаголы в н.ст. используются в основном, в которых ослаблена семантика. Широко используются классификационные глаголы: принадлежит, относится, становится, является. Обычно в настоящем времени. Почти не употребляются глаголы и местоимения 1 лица ед. ч., но широко – 1 лицо мн. ч.

Числительные пишутся цифрами. Среди предлогов широко используются: в связи, в течение, в результате, в силу и т.п. Широко используются вводные слова, которые указывают на порядок изложения мысли: итак, таким образом.

  1.  Синтаксические особенности:
  •  Двусоставные предложения, прямой порядок слов, полные предложения
  •  Среди простых преобладают предложения с осложнениями, среди сложных – союзные, СПП
  •  Придаточные сопоставительные: если то; так, как; не только, но и; не столько, сколько.
  •  Простые номинативные предложения в заголовках
  •  Безличные предложения: известно, что …
  •  Синтаксические структуры сложнее и насыщеннее лексикой, чем в художественной литературе и других стилях.

Подстили научного стиля:

  1.  научно-деловой и научно-технический: описание научных и технических достижений. Эти тексты близки к текстам официально-делового стиля и отличаются высокой клишированностью изложения;
    1.  учебно-научный: методическое изложение научной информации;
    2.  научно-публицистический: тексты совмещают черты научного и газетно-публицистического стилей. Некоторые авторы не выделяют этот подстиль, а рассматривают вместе с научно-популярным подстилем.
    3.  научно-популярный: текст обращен к массовому читателю. Здесь в допустимой форме и по возможности увлекательно излагаются открытия и достижения науки. В  этих текстах возможно употребление 1 лица ед. ч. и средства субъективизирующие информацию – метафоры, эпитеты. Термины комментируются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17088. Екстраполяційний метод Адамса розв’язання задачі Коші 36.5 KB
  Лабораторна робота №28 Тема. Екстраполяційний метод Адамса розв’язання задачі Коші. Мета. Навчитися знаходити розв’язок диференційного рівняння екстраполяційним методом Адамса. Устаткування: папір формату А4 ручка калькулятор ПЗ С . Хід роботи Правила
17089. Знаходження коренів нелінійного рівняння ітераційним методом 24.5 KB
  Лабороторна робота № 20 Тема. Знаходження коренів нелінійного рівняння ітераційним методом. Мета: навчитися вирішувати нелінійні рівняння методом ітерацій скласти програму. Обладнання: ПК програмне забезпечення С бумага формат А4 ручка. Хід роботи Пр
17090. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом ітерацій, складання алгоритму 104.5 KB
  Лабораторна робота №21 Тема. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом ітерацій складання алгоритму. Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом ітерацій с заданою точністю скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4 ПК С Хі
17091. Метод Ейлера вирішення задачі Коші 152 KB
  Лабораторна робота №25 Тема. Метод Ейлера вирішення задачі Коші. Мета. Навчитися будувати розв’язок задачі Коші по методу Ейлера. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 програмне забезпечення Borland С ПК Хід роботи Індивідуальне завдання. Вико...
17092. Метод прогонки розв’язання крайової задачі. Складання програми 40.5 KB
  Лабораторна робота №30 Тема. Метод прогонки розв’язання крайової задачі. Складання програми. Мета. Навчитися використовувати метод прогонки розв’язання крайової задачі звичайного диференційного рівняння. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ручка кал
17093. Вивчення інтегрованого середовища С 34 KB
  Лабораторна робота № 5 Тема: Вивчення інтегрованого середовища С Ціль роботи: навчитися використовувати інтегроване середовище С. Обладнання: ПКПО Borland C Теоретичні відомості Вид інтегрованого середовища і її можливості залежать від типу і версії компілято
17094. Базові конструкції структурного програмування 105.5 KB
  Лабораторна робота № 6 Тема: Базові конструкції структурного програмування. Мета: Навчитися здійснювати запуск Borland C 4.5 створювати новий файл редагування та компіляцію програми базові конструкції структурного програмування . Обладнання: П...
17095. Функції введення/виведення printf(), scanf().Лінійні обчислювальні процеси 99.5 KB
  Лабораторна робота № 7 Тема: Функції введення/виведення printf scanf.Лінійні обчислювальні процеси Ціль роботи: Вивчити формати оголошень і роботу основних функцій уведення/виведення інформації. Навчитися складати прості програми з лінійним обчислювальним процесом. О...
17096. Розробка програм зі скалярними типами даних 90 KB
  Лабораторна робота № 8 Тема: Розробка програм зі скалярними типами даних Ціль роботи: Розглянути і вивчити скалярні типи даних С int char float і ін. і їхнє використання. Обладнання: ПКПО Borland C Теоретичні відомості У С перемінні повинні бути оголошені тобто їхній ...