45594

Научный стиль

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.

Русский

2013-11-17

39.5 KB

1 чел.

87.Научный стиль

Научный стиль – это речевая система, приспособленная для эффективного общения людей в научной сфере деятельности.

  1.  Задача:
    •  Получение новых знаний,
    •  Сделать новые знания достоянием общества.

Этот стиль принадлежит к числу книжных стилей лит. языка     

  1.  Главным стилеобразующим началом научной речи является ее содержательная сторона и цели научного сообщения.
  2.  Особенности содержательной стороны:
  •  Содержание характеризуется объективностью,
  •  Абстрактность, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков,
  •  Логичность изложения (последовательность, непротиворечивость),
  •  Точность, однозначность значения,
  •  Личностное начало сводится к минимуму или исключается вовсе (т.к. цель научного текста – представить объект исследования),
  •  Минимум оценочной лексики.

  1.  Форма существования:
  •  Преимущественно в книжной форме /письменной речи/,
  •  Возможна в устной форме /лекции, доклады и т.п./.

Устная форма имеет свои особенности (из-за спонтанности, необрат, многоканал): особое структурирование содержания, ограничения на степень сложности структур, активное использование контактоустанавливающих средств.

  1.  Собственно-лингвистические признаки.
  2.  Лексические особенности:
    •  Основной массив слов составляет межстилевая лексика. Характерная единица – термины. Термин – это научное понятие, существующее в общей системе понятий конкретной науки. Термин соотносится с другими понятиями данной науки, позволяющей полно и всесторонне описать объект, явление или процесс. Термин: систематичен; определенность  содержания /каждый термин содержит конкретное определение - дефиницию/; однозначен; кратко и полно определяет понятия; д/б удобен для произношения; должен обладать словообразовательными возможностями (клонировать ->клон).
    •  Слово в научной речи обозначает понятия и не обозначает образ индивидуального предмета.
    •  Широко употребляется абстрактная лексика в прямом значении: реакция, сила, прогресс.
    •  Терминологизация общеупотребительной лексики, при этом возможен переход конкретной лексики в разряд абстрактной или отвлеченной.
    •  Значительная часть лексики – это метафоры без метафорического компонента: доводы его были сжаты(метафора) и кратки.
    •  Очень ограничено использование эмоциональной лексики.
    •  В рамках научного стиля сформировалась научная фразеология: система Станиславского.
    •  Образные средства используются не для создания образности, выразительности образа, а для разъяснения авторской идеи.

  1.  Морфологические особенности:

Для морфологии в н.ст. отбираются  в основном именные части речи (сущ., прилаг.). Среди существительных преобладают отглагольные существительные: давление, образование, окисление. Наиболее распространены формы среднего рода. Существительные ед. ч. часто используются в значении мн. ч.

Часто используются субъективированные прилагательные (переход из одной ч.р. в другую): прямая, кривая, касательная. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция, равномерное движение.

Глаголы в н.ст. используются в основном, в которых ослаблена семантика. Широко используются классификационные глаголы: принадлежит, относится, становится, является. Обычно в настоящем времени. Почти не употребляются глаголы и местоимения 1 лица ед. ч., но широко – 1 лицо мн. ч.

Числительные пишутся цифрами. Среди предлогов широко используются: в связи, в течение, в результате, в силу и т.п. Широко используются вводные слова, которые указывают на порядок изложения мысли: итак, таким образом.

  1.  Синтаксические особенности:
  •  Двусоставные предложения, прямой порядок слов, полные предложения
  •  Среди простых преобладают предложения с осложнениями, среди сложных – союзные, СПП
  •  Придаточные сопоставительные: если то; так, как; не только, но и; не столько, сколько.
  •  Простые номинативные предложения в заголовках
  •  Безличные предложения: известно, что …
  •  Синтаксические структуры сложнее и насыщеннее лексикой, чем в художественной литературе и других стилях.

Подстили научного стиля:

  1.  научно-деловой и научно-технический: описание научных и технических достижений. Эти тексты близки к текстам официально-делового стиля и отличаются высокой клишированностью изложения;
    1.  учебно-научный: методическое изложение научной информации;
    2.  научно-публицистический: тексты совмещают черты научного и газетно-публицистического стилей. Некоторые авторы не выделяют этот подстиль, а рассматривают вместе с научно-популярным подстилем.
    3.  научно-популярный: текст обращен к массовому читателю. Здесь в допустимой форме и по возможности увлекательно излагаются открытия и достижения науки. В  этих текстах возможно употребление 1 лица ед. ч. и средства субъективизирующие информацию – метафоры, эпитеты. Термины комментируются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54153. КОНКУРС ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ 32.5 KB
  Сколько лыжников посещают хор Найдите пятую степень числа 2. Сколько денег досталось каждому Разделить на две части 25 рублей так чтобы одна часть была в 49 раз больше другой. Сколько лет человеку Если к возрасту моего сына прибавить столько и еще полстолько то получится 10 лет. Сколько лет сыну Сколько в 1 кубическом метре кубических сантиметров Исполняются номера художественной самодеятельности.
54154. «Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов 83.5 KB
  Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.
54155. Гра «Щасливий випадок» 51.5 KB
  Запитання для першої команди Результат додавання чисел називається сума Одиницею вимірювання площі є см Фігура яка складається з чотирьох точок і чотирьох відрізків що послідовно їх сполучають називається чотирикутник Площа квадрата обчислюється за формулою а Градусна міра прямого кута. 90˚ Прямі називаються паралельними якщо вони не перетинаються Рівність що містить змінну називається рівнянням Добуток всіх дійсних чисел дорівнює 0 Відрізок що з’єднує вершину трикутника з серединою...
54156. Математичний бій 50 KB
  Хід заходу Ведучий 1: Добрий день всім хто зібрався сьогодні в цьому залі Ведучий 2: Всім шанувальникам великої і прекрасної науки. Ведучий 1: Математика. Ведучий 2: Математика. Ведучий 1: Математика – це мистецтво наук і наука мистецтв Ведучий 2: Математика – це політ фантазії і творчості.
54158. Математика в оточуючому світі 33.5 KB
  Відстань між пристанями А і В дорівнює 40 км. Від А до В за течією річки рухається моторний човен, власна швидкість якого 18 км/год., а від В до А – інший моторний човен, власна швидкість якого 16 км/год. При зустрічі виявилось, що перший човен йшов 1 год., а другий – 1,5 год. Знайдіть швидкість течії річки.
54159. Неможливо бути математиком, не будучи в той же час поетом у душі 92 KB
  Мета: Показати учням звязок математики з літературою, формувати філософське сприймання світу як органічне поєднання духовності і науковості; Розширити кругозір учнів, збагатити їх інтелект, виховувати в них свідоме ставлення до одержання знань.
54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невід’ємна величина; Завжди від’ємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.