45596

Публицистический стиль

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Использованием местоимения мы вместо я. Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: Лексические языковые средства: широкое употребление общественно-политической экономической общекультурной лексики; использование торжественной лексики мерило воззрение источать несравненно часто в сочетании с разговорной; использование образных средств: эпитетов сравнений метафор фразеологизмов и крылатых выражений; акцентирование авторского я личной оценки ситуации; частая языковая игра...

Русский

2013-11-17

41.5 KB

11 чел.

79.Публицистический стиль.

Публицистический стиль – это функциональная разновидность литературного языка, используемая в СМИ, публицистических выступлениях, документальной публицистике.

Основной принцип публицистической речи – ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИИ И СТАНДАРТА.

Два закона Томашевского:

Стилистический эффект обратен степени усвоенности.

Закон отклонения от фона.

Два исследователя ПС: Г.О. Винокур ( с 1920-ых годов, изучает в аспекте обслуживания газетами идеологии); в наше время – В.Г. Костомаров «Русский язык на газетной полосе: Некоторые особенности языка современной газетной публицистики»

Что такое стандарт:

Любое средство языка (слово, словосочетание, выражение), которое характеризуется:

Однозначностью семантики

Нейтральностью и нормативностью (входит только в КЛЯ (кодифицированный литературный язык – то есть слова есть в словаре)

Воспроизводимостью.

Стандарт облегчает как создание текста, так и его восприятие.

Что такое экспрессия:

Экспрессия – это проявление личностного начала в тексте:

Слова оценки

Слова с отрицательно-оценочной коннотацией

Средства образной выразительности (тропы и фигуры речи)

Слова, называющие чувства и эмоции

Междометия

Экспрессивный синтаксис

Личные местоимения и личные формы глаголов.

Функции газетно-публицистического текста – информировать и воздействовать. Информационная функция реализуется с помощью стандарта, а воздействующая – с помощью экспрессии.

Воздействие также за счет такой особенности ПС как диалогичность. (Выражается разговорностью, риторическими вопросами, вводными выражениями, которые демонстрируют деликатность, лояльность автора, метатекстовыми элементами (метатекст – это мой комментарий моего же текста «скажу честно» и т.п.), использованием местоимения «мы» вместо «я».)

Публицистический стиль – это функциональная разновидность литературного языка, используемая в СМИ, публицистических выступлениях, документальной публицистике.

Экстралингвистические характеристики ПС:

Оперативность

Информативность

Актурлность

Вторичность (1 и то же сообщение в нескольких СМИ)

Полемичность

Массовая аудитория (чаще всего)

Коллективное авторство

Проблемы ПС:

Закавычивание слов, выражений (кавычки распространились из-за неуверенности авторов во владении нормами литературного языка, то есть кавычки зачастую не необходимый знак препинания, а авторский рефлексив – результат его сомнения в уместности слова)

Засилье официально-деловой речи (длинные словосочетания и предложения, аббревиатуры, отглагольные существительные). Все это формирует плеоназмы в публицистической речи.

Из билетов по стилистике:

Определение:

Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля: воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Применяя этот стиль, автор стремится призвать к поступку, к переоценке какого либо явления, побудить чувства, решить проблему.

Характерные черты публицистического стиля:

- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

- выражение авторского «Я»

логичность

- образность

- оценочность

- призывность.

Форма словесного выражения: рассуждение.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

Лексические языковые средства:

- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

- использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

- акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

- частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

Морфологические  языковые средства:

- активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

- использование тропов

- преобладают формы настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонении

- употребляются восклицательные частицы (что за, как), указательные частицы (вот, вон), - усилительные частицы (даже, ведь, всё-таки)

- употребляются междометья

- употребляются распространённые обращения

- употребляются модальные слова (конечно, вероятно, возможно)

- употребляются отрицательные частицы при выражении несогласия

Синтаксические языковые средства:

- не использование причастных и деепричастных оборотов, замена их придаточными предложениями;

- употребление побудительных и восклицательных предложений

- использование обращений;

- частые лексические и синтаксические повторы

- риторические вопросы

- повторы слов и синтаксических конструкций

- введение в текст открытого авторского «Я» находит своё выражение в различных восклицательных и вопросительных предложениях, риторических вопросах, оценочных словах.

- вопросительные предложения выполняют различные функции:

1) служат собственно вопросам

2) служат вопросам-размышлениям

3) подчёркивают нужную мысль

4) выражают предположения

5) являются эмоциональным откликом на ситуацию

- восклицательные предложения могут выражать:

1) оценку (призрение, ирония, сожаление, вера, восхищение)

2) побуждение к действию

3) непосредственный эмоциональный отклик

- использование прямой речи. Тоже подчёркивает авторское «Я».

Основные жанры публицистики: 

- публичное выступление (речь, доклад)

- дискуссия

- критическая заметка

- репортаж

- интервью

- статья

- заметка

- рецензия

- очерк

- зарисовка

Основной чертой жанров публицистического стиля является сочетание экспрессии и стандарта, а также использование принципа диалога (например, в интервью). Готовые речевые формулы позволяют легко и оперативно оформить любое публицистическое высказывание и делают доступным текст для широкого круга читателей или слушателей. Эмоционально-экспрессивные средства выполняют функцию убеждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33404. Етикет подарка 35.5 KB
  Ваш подарок может и должен зависеть от характера Ваших отношений с тем кому Вы собираетесь его преподнести. Такой подарок разрушает имидж слабого пола . В портмоне или кошелек надо обязательно положить монетку иначе подарок сулит безденежье. Этот подарок может смутить и вызвать неприятные ощущения если будет подарен в присутствии смешанной компании.
33405. ПРИЁМ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И ОБЩЕНИЕ С НИМИ 35.5 KB
  Хозяин офиса принимает посетителя сидя ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ. Он отвечает на приветствие и приглашает сесть перед своим столом. Расположение участников беседы в офисе за стандартным прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника: 1. Люди не желающие взаимодействовать за столом друг с другом занимают независимую позицию.
33406. Психологическая культура делового разговора 12.94 KB
  Создание благоприятного психологического климата. Задавайте вопросы, на которые вашему партнеру приятно будет отвечать. Поощрите его к тому, чтобы он рассказывал и о достижениях своей фирмы.
33407. Культура речи. Речевой этикет в стилистике и культуре речи 14.81 KB
  Культура деловой речи общая характеристика официальноделового стиля Деловой стиль это совокупность языковых средств функция которых обслуживание сферы официальноделовых отношений т. Таким образом сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официальноделовых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов. Культура деловой речи общая характеристика официальноделового стиля Деловой стиль это совокупность языковых средств функция которых обслуживание...
33408. Краткое изложение темы Тайм менеджмент 23.5 KB
  Таймменеджмент в переводе с английского означает управление временем. Временем понятно управлять нельзя и реальная задача таймменеджмента ТМ упорядочить использование времени и рабочего и личного времени дня и недели чтобы все важные дела успевать делать. Таймменеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина развиваемая в большей степени консультантами по управлению нежели учеными.
33409. Цветовой тип внешности 59 KB
  Он считал что определенные сочетания тонов кожи цвета волос и глаз эффектнее всего выглядят если используемая косметика подбирается в одной цветовой гамме. Таким людям очень идут фиолетовые цвета нежные ледяные оттенки розового фисташкового голубого. Резкое противопоставление одних качеств цвета другим.
33410. HR-брендинг 26.5 KB
  Пример кокакола Ребрендинг комплекс мероприятий по изменению бренда либо его составляющих: названия логотипа визуального оформления бренда с изменением позиционирования изменение целостной идеологии бренда. Продвижения HRбренда во врешний мир.
33411. Ведение делового совещания 14.89 KB
  Деловое совещание это деятельность связанная с принятием решения группой заинтересованных лиц соответственно особенности такого поведения распределения ролей в группе отношения между членами группы групповое давление оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты. Подготовка к проведению совещания включает: принятие решения о его проведении определение тематики формирование повестки дня определение задач собрания и его общей продолжительности даты и времени начала состава участников...
33412. Ведение деловой беседы 17.65 KB
  Функции деловой беседы: начало перспективных мероприятий и процессов; контроль и координация уже начатых мероприятий и процессов; обмен информацией; взаимное общение работников из одной деловой среды; поддержание деловых контактов на уровне организаций объединений отраслей и целых государств совместных предприятий и т. В правилах деловой беседы самое главное это верно начать её. Условия успешной деловой беседы: умение заинтересовать своего собеседника убедить его в том что эта деловая беседа полезна обоим; создание в процессе встречи...