45596

Публицистический стиль

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Использованием местоимения мы вместо я. Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: Лексические языковые средства: широкое употребление общественно-политической экономической общекультурной лексики; использование торжественной лексики мерило воззрение источать несравненно часто в сочетании с разговорной; использование образных средств: эпитетов сравнений метафор фразеологизмов и крылатых выражений; акцентирование авторского я личной оценки ситуации; частая языковая игра...

Русский

2013-11-17

41.5 KB

9 чел.

79.Публицистический стиль.

Публицистический стиль – это функциональная разновидность литературного языка, используемая в СМИ, публицистических выступлениях, документальной публицистике.

Основной принцип публицистической речи – ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИИ И СТАНДАРТА.

Два закона Томашевского:

Стилистический эффект обратен степени усвоенности.

Закон отклонения от фона.

Два исследователя ПС: Г.О. Винокур ( с 1920-ых годов, изучает в аспекте обслуживания газетами идеологии); в наше время – В.Г. Костомаров «Русский язык на газетной полосе: Некоторые особенности языка современной газетной публицистики»

Что такое стандарт:

Любое средство языка (слово, словосочетание, выражение), которое характеризуется:

Однозначностью семантики

Нейтральностью и нормативностью (входит только в КЛЯ (кодифицированный литературный язык – то есть слова есть в словаре)

Воспроизводимостью.

Стандарт облегчает как создание текста, так и его восприятие.

Что такое экспрессия:

Экспрессия – это проявление личностного начала в тексте:

Слова оценки

Слова с отрицательно-оценочной коннотацией

Средства образной выразительности (тропы и фигуры речи)

Слова, называющие чувства и эмоции

Междометия

Экспрессивный синтаксис

Личные местоимения и личные формы глаголов.

Функции газетно-публицистического текста – информировать и воздействовать. Информационная функция реализуется с помощью стандарта, а воздействующая – с помощью экспрессии.

Воздействие также за счет такой особенности ПС как диалогичность. (Выражается разговорностью, риторическими вопросами, вводными выражениями, которые демонстрируют деликатность, лояльность автора, метатекстовыми элементами (метатекст – это мой комментарий моего же текста «скажу честно» и т.п.), использованием местоимения «мы» вместо «я».)

Публицистический стиль – это функциональная разновидность литературного языка, используемая в СМИ, публицистических выступлениях, документальной публицистике.

Экстралингвистические характеристики ПС:

Оперативность

Информативность

Актурлность

Вторичность (1 и то же сообщение в нескольких СМИ)

Полемичность

Массовая аудитория (чаще всего)

Коллективное авторство

Проблемы ПС:

Закавычивание слов, выражений (кавычки распространились из-за неуверенности авторов во владении нормами литературного языка, то есть кавычки зачастую не необходимый знак препинания, а авторский рефлексив – результат его сомнения в уместности слова)

Засилье официально-деловой речи (длинные словосочетания и предложения, аббревиатуры, отглагольные существительные). Все это формирует плеоназмы в публицистической речи.

Из билетов по стилистике:

Определение:

Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля: воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Применяя этот стиль, автор стремится призвать к поступку, к переоценке какого либо явления, побудить чувства, решить проблему.

Характерные черты публицистического стиля:

- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

- выражение авторского «Я»

логичность

- образность

- оценочность

- призывность.

Форма словесного выражения: рассуждение.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

Лексические языковые средства:

- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

- использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

- акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

- частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

Морфологические  языковые средства:

- активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

- использование тропов

- преобладают формы настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонении

- употребляются восклицательные частицы (что за, как), указательные частицы (вот, вон), - усилительные частицы (даже, ведь, всё-таки)

- употребляются междометья

- употребляются распространённые обращения

- употребляются модальные слова (конечно, вероятно, возможно)

- употребляются отрицательные частицы при выражении несогласия

Синтаксические языковые средства:

- не использование причастных и деепричастных оборотов, замена их придаточными предложениями;

- употребление побудительных и восклицательных предложений

- использование обращений;

- частые лексические и синтаксические повторы

- риторические вопросы

- повторы слов и синтаксических конструкций

- введение в текст открытого авторского «Я» находит своё выражение в различных восклицательных и вопросительных предложениях, риторических вопросах, оценочных словах.

- вопросительные предложения выполняют различные функции:

1) служат собственно вопросам

2) служат вопросам-размышлениям

3) подчёркивают нужную мысль

4) выражают предположения

5) являются эмоциональным откликом на ситуацию

- восклицательные предложения могут выражать:

1) оценку (призрение, ирония, сожаление, вера, восхищение)

2) побуждение к действию

3) непосредственный эмоциональный отклик

- использование прямой речи. Тоже подчёркивает авторское «Я».

Основные жанры публицистики: 

- публичное выступление (речь, доклад)

- дискуссия

- критическая заметка

- репортаж

- интервью

- статья

- заметка

- рецензия

- очерк

- зарисовка

Основной чертой жанров публицистического стиля является сочетание экспрессии и стандарта, а также использование принципа диалога (например, в интервью). Готовые речевые формулы позволяют легко и оперативно оформить любое публицистическое высказывание и делают доступным текст для широкого круга читателей или слушателей. Эмоционально-экспрессивные средства выполняют функцию убеждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32492. СТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 93 KB
  Теория и методика обучения информатики ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. История внедрения курса информатики в средние учебные заведения. Новая учебная дисциплина получила название Основы информатики и вычислительной техники ОИВТ. Вместе с тем постепенное проникновение в учебный план общеобразовательной школы сведений из области информатики началось значительно раньше и начинался этот процесс с опытов по изучению школьниками элементов программирования и кибернетики.
32493. Цели и задачи обучения информатики в школе 47.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ. Цели и задачи обучения информатики в школе На основе общих принципов педагогической политики государство определило главные задачи общеобразовательной школы: обеспечение усвоения учащимися системы знаний определяемой общественными и производственными потребностями; формирование научного миропонимания политической экономической правовой культуры гуманистических ценностей и идеалов творческого мышления самостоятельности в пополнении знаний;...
32494. Структура обучения информатике в школе 84.5 KB
  ; логические модели дедуктивные системы сложность вывода нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод вывод по аналогии правдоподобный вывод немонотонные рассуждения и т.; искусственный интеллект представление знаний вывод на знаниях обучение экспертные системы и т.; бионика математические модели в биологии модели поведения генетические системы и алгоритмы и т.; инженерия математического обеспечения языки программирования технологии создания программных систем инструментальные системы и т.
32495. СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ. СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 218.5 KB
  СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ Современное содержание образования школьного курса информатики Информатика в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания формирующая системноинформационный подход к анализу окружающего мира изучающая информационные процессы методы и средства получения преобразования передачи хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека связанная с использованием информационных технологий. Второй...
32496. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 102.5 KB
  03 Элементы абстрактной и компьютерной алгебры Понятие группы кольца поля булевой алгебры.04 Теория алгоритмов Понятие вычислимой функции. Понятие программы. Общее понятие исчисления.
32497. ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ 59.5 KB
  Оборудование школьного кабинета информатики Введение в учебный план средней школы нового предмета Основы информатики и вычислительной техники потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов трудового обучения в организации общественно полезного и производительного труда учащихся для эффективного управления учебновоспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся других форм...
32498. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 90.5 KB
  Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...
32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
  В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...
32500. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 68 KB
  Все это приемлемо и на уроках по информатике. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Главный признак урока это его дидактическая цель показывающая к чему должен стремиться учитель. Цель  тип урока  содержание урока  методы  форму познавательной деятельности учащихся  результат Основные типы уроков: урок формирования знаний; урок закрепления...