45598

Речевые особенности информационных жанров

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Основная роль принадлежит авторской причем непрямой речи К информационным жанрам относятся: Хроникальная информация заметка корреспонденция отчет интервью путевые заметки блицопрос вопросответ репортаж некролог Хроникальная информация Наиболее простой вид информации. власти настроения силы позиции частое употребление предлога по работы по расширению Синтаксис: относительно сложный строй предложения изза тяги к деловому языку множество оборотов прозрачность и ясность синтаксического строя...

Русский

2013-11-17

67.5 KB

16 чел.

81.Речевые особенности информационных жанров

(журналистика, недавнее)

Объединение основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Объединяющий признак называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций – «жанром».

Система жанров печати (по Тертычному)

  •  информационные
  •  аналитические
  •  художественно-публицистические

Стиль сам по себе существует только как совокупность жанров. (Притом, что точного определения жанра не существует). Различия между языковыми и речевыми особенностями жанров существенны, но не нарушают единства того или иного стиля.

Газетно-публицистический стиль выделяется среди других:

  1.  Социально-оценочный характер использования языка, формирование своей лексики и фразеологии.
  2.  Образом автора (это одна из главных характеристик любого функционального стиля). В газете образ автора = образу рассказчика. Отсюда – документальность и эмоциональность публицистической речи.
  3.  Основная роль принадлежит авторской (причем непрямой) речи

К информационным жанрам относятся:

  •  Хроникальная информация,
  •  заметка,
  •  корреспонденция,
  •  отчет,
  •  интервью,
  •  путевые заметки,
  •  блиц-опрос «вопрос-ответ»,
  •  репортаж,
  •  некролог

Хроникальная информация

Наиболее простой вид информации.

Экстралингвистические особенности: рассказ о факте без комментариев, обезличенность. Даже без заголовка порой. Отсюда – лаконичность изложения. Область книжно-письменной речи + официальный тон (ссылка на источник, например). Монологическая нейтральная речь. Повествование, а не описание с рассуждением. Обычно состоит из 2-3 предложений, первое из которых несет наибольшую семантическую нагрузку.

Лексика:

  •  общеупотребительные термины (для точности)
  •  термины в переносном значении («Штурм»). Когда это значения прочно закреплены в языке.
  •  Канцеляризмы («отбыть», «посетить»)
  •  Собственные имена, названия, титулы
  •  «газетизмы» («давление», «активность»)
  •  слова с постоянной эмоциональной окраской (режим, веха)
  •  метонимии (Белый дом)
  •  метафоры (колесо истории, дары земли)
  •  фразеология
  •  Клише и штампы (а как иначе писать быстро и правильно при том?)

Морфология:

  •  имена преобладают над глаголами
  •  много отглагольных существительных
  •  множественное чисто существительных вместо единственного, когда собирательное сущ. «власти, настроения, силы, позиции)
  •  частое употребление предлога «по» (работы по расширению)

Синтаксис:

  •  относительно сложный строй предложения (из-за тяги к деловому языку)
  •  множество оборотов
  •  прозрачность и ясность синтаксического строя, хотя и сложного
  •  нет форм изобразительного синтаксиса
  •  простые глагольные сказуемые
  •  композиция четкая: каждый абзац включает одно синтаксическое целое

Интервью – разговорный жанр, однако степень «разговорности» может быть разной. Все-таки язык в конечном итоге должен быть письменным. Т.е. применяется разговорный книжный стиль.

Разговорность создается синтаксическими средствами – в первую очередь. Например, неполные вопросы-уточнения к только что сказанному (как бы перебивая собеседника).

Необходимый элемент интервью – образность, т.к. надо создать атмосферу разговора. Обязательно. К тому же, это помогает показать собеседника как человека со своими ассоциациями, переживаниями.

Благодаря тому, что это диалог, текст – длинный, в нем мало коротких реплик, высокая динамичность.

Репортаж

(*текст информационного жанра, который дает читателю наглядное представление о событии через восприятие журналиста – очевидца события)

Некоторые исследователи считают, что репортаж движется от информационного жанра к публицистичному. Он документален, объективен, но и эмоционален, ярок. Это две его стороны: тенденция к строгой документальности и к живописному изображению действительности. Он предполагает авторскую личную оценку происходящего и использование средств, которые дают «эффект присутствия».

Различные формы авторского «я» создают многообразие стилистических оттенков.:

  •  прямое «я» журналиста. Самая эмоциональная форма. Выражает творческую установку автора, глубоко личную манеру изложения. Или, наоборот, выполняет композиционно-стилистическую функцию (переход от темы к теме, например)
  •  форма «мы», более сухая, чем «я», но сохраняющая авторскую модальность. В основном, в репортажах официально-делового характера.
  •  Личные глагольные формы («люблю, когда…»). Придает дополнительную динамику.
  •  Форма «вы» и глаголы в тех же формах – авторское обращение к читателю, предполагающее наличие за кадром автора-очевидца.
  •  «вот» и «так», поставленные после описания и начинающие комментарий автора («так проходит день солдата…»)

Ориентированность произведения на сообщение проявляется в языковых чертах, присущих информационным жанрам. Если читателя нужно убедить, воздействовать на него путем анализа, то преобладают языковые особеннсоти аналит.жанров.

Заметка.(инф.жанр) – тяготение к  стандарту оф.-дел.речи. Термины, имена собственные. В завис. от типа издания кол-во терминов различается. в провинц., отраслевых и специл.изд. терминов много. Оперативность порожадет образование клише. Изложение факта носит статичный, констант.хар-р. имя преобладает над глаголом (морфол.особ). Синтакс. особен. - Простое преложение, осложн. однородными и обособл. конструкциями, сложноподч. с небольшим кол-вом придаточных обусловлено малым форматом заметки при емкости содержания. Распростр. двусост.предл., в которых употребл. различные типы сказуемого, глагольные односостав. предложение (неопр.-личные, обоб-личные. безличные) что придает официальность. Композиция четкая – 1 абзац – 1 синтакс.целое (описание). 1 предл. – главная новость. Экспрес.порядок слов – важное в начало.

Репортаж (инф.жанр) – описание факта с места события. Эффект присутствия автора – важное стилеобразующе средство – личн. и притяж.местоимения, глаголы в 1 лице. Может и от 3 лица – автор.восприятие с помощью отбора оценочной лексики. разг, проф.слов, авторских эпитетов, сравнений, метафор). сочетание документ. с образностью. В синтаксисе преобладает динамизм, который передается с помощью номинативных предл. и коротких одно и двусост.предлоений, где преобладает глагольное сказуемое в форме наст.времени. В морфологии доминирует глагол. Композиция подвижная (описание + повествование и рассуждение). Абзац не равен синтаксическому целому. В композиции выделяется зарисов. заставка, репорт.описание, повествование, публ.отступление, элементы интервью, концовка.

Статья (аналит.жанр) – документально + анализ + ярко выраж. авторская оценка. Статья – элемента оф-дел. и научного стилей. При преобладании нейтральный слов – книж. и нейтр.лексика. Осн.функция слова – номинативная – имя преобладает над глаголом. Синтаксис письменно книжный с разработаной системой подчинит.конструкций, выражающих отношение причины, следствия и пр. Широко распр. конструкции. выявляющие авторское отношение к сообщению (вставные и вводные конструкции, сложн. предл. с изъяснит.придаточными, элемены экспрессивного синтаксиса: присоед.конструкции, градация, антитеза и т.д. Преобладание рассуждения над описанием и повествованием. Жесткая композиционная схема – абзац равен сложному синтакс.целому. В 1 предл. тема, в последнем – вывод. Чаще всего текст строится по принципу нанизывания предложений: рема последнего предложения – тема последующего.

Очерк (худ-публ.жанр) – с одной стороны явления и приемы публ.речи: социальная оценочная лексика. синт.конструк, повыш.информ.повествоания, привл.внимания читателя. С др.стороны – явления худ-изобраз.речи. Люди и события воплощаются в образе. Конкретизация имени, глагол в значении актуального времени (наст, пр,буд). Синтаксис – важна роль синтакс.организации для создания внутреннего ритма текста, передающего состояние лица, характер его действий. Изобр.функцию выполняют формы передачи чужой речи: прямая, несобств-пряма, несобств-авторская. кот. обусловл. включенипе элементов разговор. лексики, разговор.синтакс.конструкций. Композиция6 смена, чередов. изобразительного и публицистичного, которые связывает образ автора – это прежде всего проявление отношения автора к сообщаемому, изображаемому. Очерк – типы (худ. и публ), темы (портретный, путевой, проблемный). Различия влияют и на стил.орг.очерков.

Жанровый вид и его разновидности

Предмет отображения

Целевая функция

Метод работы с информацией

Информационные жанры

Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве.

Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
·оперативность; релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность; декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения; очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы); краткость информации. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков.

Информационное сообщение

Решения

Оповещение о важнейших событиях общественно - политической и социально - экономической жизни страны /объем: 5 - 30 строк/

Работа с документальными источниками

Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.)

Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.)

Информирование об актуальных фактах, событиях, явлениях / объем: 30 - 70 строк/

Интервью, работа с документами и пресс-релизами

Репортаж

Информация, основанная на суждениях собеседника /Внутренний мир собеседника, его убеждение, привычки, эмоциональное состояние и т.д./

Включение читателя в переживание события, развернутое наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события

Различные виды наблюдения: включенное и невключенное, интервьюирование, эксперимент

Интервью (интервью - монолог, интервью - диалог, портретное интервью и т.п.)

Информация, основанная на суждениях собеседника, его убеждения, привычки, эмоциональное состояние и т.д.

Объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути специалистами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления проблемы

Метод интервью

Заявление

Решения

Оперативная оценка актуальной социально - политической ситуации на самом авторитетном уровне, являющаяся вместе с тем актом практической политики

Работа с официальными документами

Анонс

События культурной жизни

Оповещение об объективных процессах культурной жизни общества

Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры

Аннотация

Произведения искусства и культуры

Ориентирование в потоке культуры, явлений культуры, путем привлечения внимания к наиболее существенным произведениям

Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры, книги и т.п.

Сигнал

Читательское мнение относительно – конкретных событий

Привлечение общественного внимания на актуальную проблему

Публицистическое обобщение и оценка ситуации

Реплика

Конкретная ситуация (эпизод)

Ориентирование в злободневных явлениях и событиях выражением чувства восхищения или негодования, причины которых самоочевидны

Публицистическое сообщение и оценка ситуации

Справка

Статистический материал

Предоставление справочного материала ориентирующего характера

Работа с документальными источниками

Полилог

Мнения и суждения

Предельно развернутое выступление одновременно нескольких авторов

Диалог, беседа

Опрос

Мнения

Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам

Телефонный опрос, прессовый опрос

Вопрос – ответ

Мнения

Оповещение о возможности такого рода контакта со средствами массовой информации о типе вопросов, возникающих у массового читателя

Прямая связь, читательская почта

Совет

Мнения

Предоставление читателям узкоспециализированной информации: “советы садоводам”, “наш домашний доктор” и т.п.

Интервью, экспертный опрос

Некролог

Идеалы

Рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби

Биографический метод (работа с анкетными и биографическими данными, автобиографическими справками


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8533. Постпозитивизм. проблема демаркации эмпирических и теоретических наук 19.63 KB
  Постпозитивизм. проблема демаркации эмпирических и теоретических наук Позитивизм - направление в науке и философии, исходящее из позитивного, т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исслед...
8534. Бытие как философская категория: основные формы и диалектика бытия 21.33 KB
  Бытие как философская категория: основные формы и диалектика бытия Бытие —- это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности - космоса, природы, человека. Впервые понятие...
8535. История развития философского понятия материя 20.26 KB
  История развития философского понятия материя Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирован...
8536. Движение как коренное свойство материи 14.71 KB
  Движение как коренное свойство материи Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение. Структурность материи, существование в ней определенного типа...
8537. Пространство и время как форма существования материи 19.78 KB
  Пространство и время как форма существования материи Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, с...
8538. Теория познания: проблема познаваемости в философии. Сенсуализм рационализм 19.04 KB
  Теория познания: проблема познаваемости в философии. Сенсуализм рационализм На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях п...
8539. Понятие истины: Объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность 19.15 KB
  Понятие истины: Объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность. Истина - гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Имеются разные понимания истины.: Истина - это соответствие знаний действитель...
8540. Диалектика абсолютной и относительной истины 15.98 KB
  Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле. Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не...
8541. Агностицизм и его разновидности 16.42 KB
  Агностицизм и его разновидности Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли, однако выражение позиции агностицизма...