45598

Речевые особенности информационных жанров

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Основная роль принадлежит авторской причем непрямой речи К информационным жанрам относятся: Хроникальная информация заметка корреспонденция отчет интервью путевые заметки блицопрос вопросответ репортаж некролог Хроникальная информация Наиболее простой вид информации. власти настроения силы позиции частое употребление предлога по работы по расширению Синтаксис: относительно сложный строй предложения изза тяги к деловому языку множество оборотов прозрачность и ясность синтаксического строя...

Русский

2013-11-17

67.5 KB

23 чел.

81.Речевые особенности информационных жанров

(журналистика, недавнее)

Объединение основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Объединяющий признак называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций – «жанром».

Система жанров печати (по Тертычному)

  •  информационные
  •  аналитические
  •  художественно-публицистические

Стиль сам по себе существует только как совокупность жанров. (Притом, что точного определения жанра не существует). Различия между языковыми и речевыми особенностями жанров существенны, но не нарушают единства того или иного стиля.

Газетно-публицистический стиль выделяется среди других:

  1.  Социально-оценочный характер использования языка, формирование своей лексики и фразеологии.
  2.  Образом автора (это одна из главных характеристик любого функционального стиля). В газете образ автора = образу рассказчика. Отсюда – документальность и эмоциональность публицистической речи.
  3.  Основная роль принадлежит авторской (причем непрямой) речи

К информационным жанрам относятся:

  •  Хроникальная информация,
  •  заметка,
  •  корреспонденция,
  •  отчет,
  •  интервью,
  •  путевые заметки,
  •  блиц-опрос «вопрос-ответ»,
  •  репортаж,
  •  некролог

Хроникальная информация

Наиболее простой вид информации.

Экстралингвистические особенности: рассказ о факте без комментариев, обезличенность. Даже без заголовка порой. Отсюда – лаконичность изложения. Область книжно-письменной речи + официальный тон (ссылка на источник, например). Монологическая нейтральная речь. Повествование, а не описание с рассуждением. Обычно состоит из 2-3 предложений, первое из которых несет наибольшую семантическую нагрузку.

Лексика:

  •  общеупотребительные термины (для точности)
  •  термины в переносном значении («Штурм»). Когда это значения прочно закреплены в языке.
  •  Канцеляризмы («отбыть», «посетить»)
  •  Собственные имена, названия, титулы
  •  «газетизмы» («давление», «активность»)
  •  слова с постоянной эмоциональной окраской (режим, веха)
  •  метонимии (Белый дом)
  •  метафоры (колесо истории, дары земли)
  •  фразеология
  •  Клише и штампы (а как иначе писать быстро и правильно при том?)

Морфология:

  •  имена преобладают над глаголами
  •  много отглагольных существительных
  •  множественное чисто существительных вместо единственного, когда собирательное сущ. «власти, настроения, силы, позиции)
  •  частое употребление предлога «по» (работы по расширению)

Синтаксис:

  •  относительно сложный строй предложения (из-за тяги к деловому языку)
  •  множество оборотов
  •  прозрачность и ясность синтаксического строя, хотя и сложного
  •  нет форм изобразительного синтаксиса
  •  простые глагольные сказуемые
  •  композиция четкая: каждый абзац включает одно синтаксическое целое

Интервью – разговорный жанр, однако степень «разговорности» может быть разной. Все-таки язык в конечном итоге должен быть письменным. Т.е. применяется разговорный книжный стиль.

Разговорность создается синтаксическими средствами – в первую очередь. Например, неполные вопросы-уточнения к только что сказанному (как бы перебивая собеседника).

Необходимый элемент интервью – образность, т.к. надо создать атмосферу разговора. Обязательно. К тому же, это помогает показать собеседника как человека со своими ассоциациями, переживаниями.

Благодаря тому, что это диалог, текст – длинный, в нем мало коротких реплик, высокая динамичность.

Репортаж

(*текст информационного жанра, который дает читателю наглядное представление о событии через восприятие журналиста – очевидца события)

Некоторые исследователи считают, что репортаж движется от информационного жанра к публицистичному. Он документален, объективен, но и эмоционален, ярок. Это две его стороны: тенденция к строгой документальности и к живописному изображению действительности. Он предполагает авторскую личную оценку происходящего и использование средств, которые дают «эффект присутствия».

Различные формы авторского «я» создают многообразие стилистических оттенков.:

  •  прямое «я» журналиста. Самая эмоциональная форма. Выражает творческую установку автора, глубоко личную манеру изложения. Или, наоборот, выполняет композиционно-стилистическую функцию (переход от темы к теме, например)
  •  форма «мы», более сухая, чем «я», но сохраняющая авторскую модальность. В основном, в репортажах официально-делового характера.
  •  Личные глагольные формы («люблю, когда…»). Придает дополнительную динамику.
  •  Форма «вы» и глаголы в тех же формах – авторское обращение к читателю, предполагающее наличие за кадром автора-очевидца.
  •  «вот» и «так», поставленные после описания и начинающие комментарий автора («так проходит день солдата…»)

Ориентированность произведения на сообщение проявляется в языковых чертах, присущих информационным жанрам. Если читателя нужно убедить, воздействовать на него путем анализа, то преобладают языковые особеннсоти аналит.жанров.

Заметка.(инф.жанр) – тяготение к  стандарту оф.-дел.речи. Термины, имена собственные. В завис. от типа издания кол-во терминов различается. в провинц., отраслевых и специл.изд. терминов много. Оперативность порожадет образование клише. Изложение факта носит статичный, констант.хар-р. имя преобладает над глаголом (морфол.особ). Синтакс. особен. - Простое преложение, осложн. однородными и обособл. конструкциями, сложноподч. с небольшим кол-вом придаточных обусловлено малым форматом заметки при емкости содержания. Распростр. двусост.предл., в которых употребл. различные типы сказуемого, глагольные односостав. предложение (неопр.-личные, обоб-личные. безличные) что придает официальность. Композиция четкая – 1 абзац – 1 синтакс.целое (описание). 1 предл. – главная новость. Экспрес.порядок слов – важное в начало.

Репортаж (инф.жанр) – описание факта с места события. Эффект присутствия автора – важное стилеобразующе средство – личн. и притяж.местоимения, глаголы в 1 лице. Может и от 3 лица – автор.восприятие с помощью отбора оценочной лексики. разг, проф.слов, авторских эпитетов, сравнений, метафор). сочетание документ. с образностью. В синтаксисе преобладает динамизм, который передается с помощью номинативных предл. и коротких одно и двусост.предлоений, где преобладает глагольное сказуемое в форме наст.времени. В морфологии доминирует глагол. Композиция подвижная (описание + повествование и рассуждение). Абзац не равен синтаксическому целому. В композиции выделяется зарисов. заставка, репорт.описание, повествование, публ.отступление, элементы интервью, концовка.

Статья (аналит.жанр) – документально + анализ + ярко выраж. авторская оценка. Статья – элемента оф-дел. и научного стилей. При преобладании нейтральный слов – книж. и нейтр.лексика. Осн.функция слова – номинативная – имя преобладает над глаголом. Синтаксис письменно книжный с разработаной системой подчинит.конструкций, выражающих отношение причины, следствия и пр. Широко распр. конструкции. выявляющие авторское отношение к сообщению (вставные и вводные конструкции, сложн. предл. с изъяснит.придаточными, элемены экспрессивного синтаксиса: присоед.конструкции, градация, антитеза и т.д. Преобладание рассуждения над описанием и повествованием. Жесткая композиционная схема – абзац равен сложному синтакс.целому. В 1 предл. тема, в последнем – вывод. Чаще всего текст строится по принципу нанизывания предложений: рема последнего предложения – тема последующего.

Очерк (худ-публ.жанр) – с одной стороны явления и приемы публ.речи: социальная оценочная лексика. синт.конструк, повыш.информ.повествоания, привл.внимания читателя. С др.стороны – явления худ-изобраз.речи. Люди и события воплощаются в образе. Конкретизация имени, глагол в значении актуального времени (наст, пр,буд). Синтаксис – важна роль синтакс.организации для создания внутреннего ритма текста, передающего состояние лица, характер его действий. Изобр.функцию выполняют формы передачи чужой речи: прямая, несобств-пряма, несобств-авторская. кот. обусловл. включенипе элементов разговор. лексики, разговор.синтакс.конструкций. Композиция6 смена, чередов. изобразительного и публицистичного, которые связывает образ автора – это прежде всего проявление отношения автора к сообщаемому, изображаемому. Очерк – типы (худ. и публ), темы (портретный, путевой, проблемный). Различия влияют и на стил.орг.очерков.

Жанровый вид и его разновидности

Предмет отображения

Целевая функция

Метод работы с информацией

Информационные жанры

Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве.

Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
·оперативность; релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность; декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения; очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы); краткость информации. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков.

Информационное сообщение

Решения

Оповещение о важнейших событиях общественно - политической и социально - экономической жизни страны /объем: 5 - 30 строк/

Работа с документальными источниками

Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.)

Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.)

Информирование об актуальных фактах, событиях, явлениях / объем: 30 - 70 строк/

Интервью, работа с документами и пресс-релизами

Репортаж

Информация, основанная на суждениях собеседника /Внутренний мир собеседника, его убеждение, привычки, эмоциональное состояние и т.д./

Включение читателя в переживание события, развернутое наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события

Различные виды наблюдения: включенное и невключенное, интервьюирование, эксперимент

Интервью (интервью - монолог, интервью - диалог, портретное интервью и т.п.)

Информация, основанная на суждениях собеседника, его убеждения, привычки, эмоциональное состояние и т.д.

Объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути специалистами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления проблемы

Метод интервью

Заявление

Решения

Оперативная оценка актуальной социально - политической ситуации на самом авторитетном уровне, являющаяся вместе с тем актом практической политики

Работа с официальными документами

Анонс

События культурной жизни

Оповещение об объективных процессах культурной жизни общества

Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры

Аннотация

Произведения искусства и культуры

Ориентирование в потоке культуры, явлений культуры, путем привлечения внимания к наиболее существенным произведениям

Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры, книги и т.п.

Сигнал

Читательское мнение относительно – конкретных событий

Привлечение общественного внимания на актуальную проблему

Публицистическое обобщение и оценка ситуации

Реплика

Конкретная ситуация (эпизод)

Ориентирование в злободневных явлениях и событиях выражением чувства восхищения или негодования, причины которых самоочевидны

Публицистическое сообщение и оценка ситуации

Справка

Статистический материал

Предоставление справочного материала ориентирующего характера

Работа с документальными источниками

Полилог

Мнения и суждения

Предельно развернутое выступление одновременно нескольких авторов

Диалог, беседа

Опрос

Мнения

Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам

Телефонный опрос, прессовый опрос

Вопрос – ответ

Мнения

Оповещение о возможности такого рода контакта со средствами массовой информации о типе вопросов, возникающих у массового читателя

Прямая связь, читательская почта

Совет

Мнения

Предоставление читателям узкоспециализированной информации: “советы садоводам”, “наш домашний доктор” и т.п.

Интервью, экспертный опрос

Некролог

Идеалы

Рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби

Биографический метод (работа с анкетными и биографическими данными, автобиографическими справками


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32188. Структура ИПБ России 24.5 KB
  в РФ было создано некоммерческое партнерство Институт профессиональных бухгалтеров России ИПБ России учредителями которого являются ведущие высшие учебные научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ создает филиалы и открывает представительства.
32189. Способы фиксации результатов осмотров места происшествия 34 KB
  Способы фиксации результатов осмотров места происшествия. Осмотр места происшествия это неотложное следственное действие заключающееся в непосредственном восприятии исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия относящихся к делу следов и объектов их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события механизма преступления и отдельных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. Осмотр места происшествия как часть процесса расследования связан не только с...
32190. Тактические особенности производства обыска помещений 30 KB
  Тактические особенности производства обыска помещений. При производстве обыска основное тактическое правило внезапность. На подготовительном этапе следователь должен принять все необходимые меры для обеспечения внезапности обыска исключить возможности утечки информации о предполагаемом обыске. Исходя из соображений внезапности и конфиденциальности данный вопрос решается следователем как правило уже по прибытии на место обыска.
32191. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого 27.5 KB
  Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлена особенностями их психики повышенной внушаемостью и самовнушаемостью склонностью к фантазированию высокой эмоциональностью неустойчивостью поведения и др. Наоборот на несовершеннолетних в возрасте 15 17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности они скорее скажут правду. Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного отказа говорить правду могут объясняться самовнушением...
32192. Понятие предъявления для опознания. Его виды 27 KB
  Понятие предъявления для опознания. Предъявление для опознания следственное действие осуществляемое в регламентируемом уголовнопроцессуальным законом порядке и состоящее в том что свидетель потерпевший подозреваемый или обвиняемый обозревает предъявленные ему сходные объекты мысленно сопоставляет их признаки с запечатленным в его памяти образом и решает вопрос о наличии или отсутствии тождества либо групповой принадлежности. Суть опознания объекта состоит в его идентификации по чувственноконкретному отображению сохранившемуся в...
32193. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля 28.5 KB
  Тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля. Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего его интересах склонностях привычках своеобразии семейной микросреды взаимоотношениях с лицом в отношении которого будет проводиться допрос. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости какихлибо подсказок наводящих вопросов назидательного тона раздражения в отношении несовершеннолетнего.
32194. Тактические основы проверки показаний на месте 30.5 KB
  Тактические основы проверки показаний на месте. Проверка показаний на месте должна быть организована проведена а ее результаты зафиксированы так чтобы впоследствии не возникло сомнений в объективности производства этого следственного действия. При проверке показаний нескольких лиц проверка производится с каждым из них по отдельности и так чтобы они не могли общаться друг с другом и особенно с лицами чьи показания на месте уже проверены. Понятым нужно разъяснить сущность следственного действия и объяснить что они должны не просто...
32195. Тактика задержания и личного обыска 33 KB
  Тактика задержания и личного обыска Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо подозреваемое в совершении преступления доставить и водворить в изолятор временного содержания. Подготовка к задержанию и аресту включает в себя: 1 изучение лица подлежащего задержанию и аресту; 2 определение времени и места задержания; 3 решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания; 4 определение обязанностей участников задержания какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до...
32196. Особенности предъявления для опознания трупов 28.5 KB
  Особенности предъявления для опознания трупов Трупы предъявляются для опознания в тех случаях когда нет возможности установить личность умершего по документам либо когда внешность трупа значительно изменена. При обнаружении такого трупа прежде всего устанавливают кто из жителей данной местности региона города поселка деревни пропал без вести. Раздельное предъявление трупа и предметов находившихся при нем одежда очки дипломат трость часы и т. позволяют точнее соблюсти норму закона о порядке предъявления каждого из объектов...