45598

Речевые особенности информационных жанров

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Основная роль принадлежит авторской причем непрямой речи К информационным жанрам относятся: Хроникальная информация заметка корреспонденция отчет интервью путевые заметки блицопрос вопросответ репортаж некролог Хроникальная информация Наиболее простой вид информации. власти настроения силы позиции частое употребление предлога по работы по расширению Синтаксис: относительно сложный строй предложения изза тяги к деловому языку множество оборотов прозрачность и ясность синтаксического строя...

Русский

2013-11-17

67.5 KB

17 чел.

81.Речевые особенности информационных жанров

(журналистика, недавнее)

Объединение основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Объединяющий признак называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций – «жанром».

Система жанров печати (по Тертычному)

  •  информационные
  •  аналитические
  •  художественно-публицистические

Стиль сам по себе существует только как совокупность жанров. (Притом, что точного определения жанра не существует). Различия между языковыми и речевыми особенностями жанров существенны, но не нарушают единства того или иного стиля.

Газетно-публицистический стиль выделяется среди других:

  1.  Социально-оценочный характер использования языка, формирование своей лексики и фразеологии.
  2.  Образом автора (это одна из главных характеристик любого функционального стиля). В газете образ автора = образу рассказчика. Отсюда – документальность и эмоциональность публицистической речи.
  3.  Основная роль принадлежит авторской (причем непрямой) речи

К информационным жанрам относятся:

  •  Хроникальная информация,
  •  заметка,
  •  корреспонденция,
  •  отчет,
  •  интервью,
  •  путевые заметки,
  •  блиц-опрос «вопрос-ответ»,
  •  репортаж,
  •  некролог

Хроникальная информация

Наиболее простой вид информации.

Экстралингвистические особенности: рассказ о факте без комментариев, обезличенность. Даже без заголовка порой. Отсюда – лаконичность изложения. Область книжно-письменной речи + официальный тон (ссылка на источник, например). Монологическая нейтральная речь. Повествование, а не описание с рассуждением. Обычно состоит из 2-3 предложений, первое из которых несет наибольшую семантическую нагрузку.

Лексика:

  •  общеупотребительные термины (для точности)
  •  термины в переносном значении («Штурм»). Когда это значения прочно закреплены в языке.
  •  Канцеляризмы («отбыть», «посетить»)
  •  Собственные имена, названия, титулы
  •  «газетизмы» («давление», «активность»)
  •  слова с постоянной эмоциональной окраской (режим, веха)
  •  метонимии (Белый дом)
  •  метафоры (колесо истории, дары земли)
  •  фразеология
  •  Клише и штампы (а как иначе писать быстро и правильно при том?)

Морфология:

  •  имена преобладают над глаголами
  •  много отглагольных существительных
  •  множественное чисто существительных вместо единственного, когда собирательное сущ. «власти, настроения, силы, позиции)
  •  частое употребление предлога «по» (работы по расширению)

Синтаксис:

  •  относительно сложный строй предложения (из-за тяги к деловому языку)
  •  множество оборотов
  •  прозрачность и ясность синтаксического строя, хотя и сложного
  •  нет форм изобразительного синтаксиса
  •  простые глагольные сказуемые
  •  композиция четкая: каждый абзац включает одно синтаксическое целое

Интервью – разговорный жанр, однако степень «разговорности» может быть разной. Все-таки язык в конечном итоге должен быть письменным. Т.е. применяется разговорный книжный стиль.

Разговорность создается синтаксическими средствами – в первую очередь. Например, неполные вопросы-уточнения к только что сказанному (как бы перебивая собеседника).

Необходимый элемент интервью – образность, т.к. надо создать атмосферу разговора. Обязательно. К тому же, это помогает показать собеседника как человека со своими ассоциациями, переживаниями.

Благодаря тому, что это диалог, текст – длинный, в нем мало коротких реплик, высокая динамичность.

Репортаж

(*текст информационного жанра, который дает читателю наглядное представление о событии через восприятие журналиста – очевидца события)

Некоторые исследователи считают, что репортаж движется от информационного жанра к публицистичному. Он документален, объективен, но и эмоционален, ярок. Это две его стороны: тенденция к строгой документальности и к живописному изображению действительности. Он предполагает авторскую личную оценку происходящего и использование средств, которые дают «эффект присутствия».

Различные формы авторского «я» создают многообразие стилистических оттенков.:

  •  прямое «я» журналиста. Самая эмоциональная форма. Выражает творческую установку автора, глубоко личную манеру изложения. Или, наоборот, выполняет композиционно-стилистическую функцию (переход от темы к теме, например)
  •  форма «мы», более сухая, чем «я», но сохраняющая авторскую модальность. В основном, в репортажах официально-делового характера.
  •  Личные глагольные формы («люблю, когда…»). Придает дополнительную динамику.
  •  Форма «вы» и глаголы в тех же формах – авторское обращение к читателю, предполагающее наличие за кадром автора-очевидца.
  •  «вот» и «так», поставленные после описания и начинающие комментарий автора («так проходит день солдата…»)

Ориентированность произведения на сообщение проявляется в языковых чертах, присущих информационным жанрам. Если читателя нужно убедить, воздействовать на него путем анализа, то преобладают языковые особеннсоти аналит.жанров.

Заметка.(инф.жанр) – тяготение к  стандарту оф.-дел.речи. Термины, имена собственные. В завис. от типа издания кол-во терминов различается. в провинц., отраслевых и специл.изд. терминов много. Оперативность порожадет образование клише. Изложение факта носит статичный, констант.хар-р. имя преобладает над глаголом (морфол.особ). Синтакс. особен. - Простое преложение, осложн. однородными и обособл. конструкциями, сложноподч. с небольшим кол-вом придаточных обусловлено малым форматом заметки при емкости содержания. Распростр. двусост.предл., в которых употребл. различные типы сказуемого, глагольные односостав. предложение (неопр.-личные, обоб-личные. безличные) что придает официальность. Композиция четкая – 1 абзац – 1 синтакс.целое (описание). 1 предл. – главная новость. Экспрес.порядок слов – важное в начало.

Репортаж (инф.жанр) – описание факта с места события. Эффект присутствия автора – важное стилеобразующе средство – личн. и притяж.местоимения, глаголы в 1 лице. Может и от 3 лица – автор.восприятие с помощью отбора оценочной лексики. разг, проф.слов, авторских эпитетов, сравнений, метафор). сочетание документ. с образностью. В синтаксисе преобладает динамизм, который передается с помощью номинативных предл. и коротких одно и двусост.предлоений, где преобладает глагольное сказуемое в форме наст.времени. В морфологии доминирует глагол. Композиция подвижная (описание + повествование и рассуждение). Абзац не равен синтаксическому целому. В композиции выделяется зарисов. заставка, репорт.описание, повествование, публ.отступление, элементы интервью, концовка.

Статья (аналит.жанр) – документально + анализ + ярко выраж. авторская оценка. Статья – элемента оф-дел. и научного стилей. При преобладании нейтральный слов – книж. и нейтр.лексика. Осн.функция слова – номинативная – имя преобладает над глаголом. Синтаксис письменно книжный с разработаной системой подчинит.конструкций, выражающих отношение причины, следствия и пр. Широко распр. конструкции. выявляющие авторское отношение к сообщению (вставные и вводные конструкции, сложн. предл. с изъяснит.придаточными, элемены экспрессивного синтаксиса: присоед.конструкции, градация, антитеза и т.д. Преобладание рассуждения над описанием и повествованием. Жесткая композиционная схема – абзац равен сложному синтакс.целому. В 1 предл. тема, в последнем – вывод. Чаще всего текст строится по принципу нанизывания предложений: рема последнего предложения – тема последующего.

Очерк (худ-публ.жанр) – с одной стороны явления и приемы публ.речи: социальная оценочная лексика. синт.конструк, повыш.информ.повествоания, привл.внимания читателя. С др.стороны – явления худ-изобраз.речи. Люди и события воплощаются в образе. Конкретизация имени, глагол в значении актуального времени (наст, пр,буд). Синтаксис – важна роль синтакс.организации для создания внутреннего ритма текста, передающего состояние лица, характер его действий. Изобр.функцию выполняют формы передачи чужой речи: прямая, несобств-пряма, несобств-авторская. кот. обусловл. включенипе элементов разговор. лексики, разговор.синтакс.конструкций. Композиция6 смена, чередов. изобразительного и публицистичного, которые связывает образ автора – это прежде всего проявление отношения автора к сообщаемому, изображаемому. Очерк – типы (худ. и публ), темы (портретный, путевой, проблемный). Различия влияют и на стил.орг.очерков.

Жанровый вид и его разновидности

Предмет отображения

Целевая функция

Метод работы с информацией

Информационные жанры

Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве.

Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
·оперативность; релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность; декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения; очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы); краткость информации. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков.

Информационное сообщение

Решения

Оповещение о важнейших событиях общественно - политической и социально - экономической жизни страны /объем: 5 - 30 строк/

Работа с документальными источниками

Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.)

Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.)

Информирование об актуальных фактах, событиях, явлениях / объем: 30 - 70 строк/

Интервью, работа с документами и пресс-релизами

Репортаж

Информация, основанная на суждениях собеседника /Внутренний мир собеседника, его убеждение, привычки, эмоциональное состояние и т.д./

Включение читателя в переживание события, развернутое наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события

Различные виды наблюдения: включенное и невключенное, интервьюирование, эксперимент

Интервью (интервью - монолог, интервью - диалог, портретное интервью и т.п.)

Информация, основанная на суждениях собеседника, его убеждения, привычки, эмоциональное состояние и т.д.

Объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути специалистами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления проблемы

Метод интервью

Заявление

Решения

Оперативная оценка актуальной социально - политической ситуации на самом авторитетном уровне, являющаяся вместе с тем актом практической политики

Работа с официальными документами

Анонс

События культурной жизни

Оповещение об объективных процессах культурной жизни общества

Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры

Аннотация

Произведения искусства и культуры

Ориентирование в потоке культуры, явлений культуры, путем привлечения внимания к наиболее существенным произведениям

Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры, книги и т.п.

Сигнал

Читательское мнение относительно – конкретных событий

Привлечение общественного внимания на актуальную проблему

Публицистическое обобщение и оценка ситуации

Реплика

Конкретная ситуация (эпизод)

Ориентирование в злободневных явлениях и событиях выражением чувства восхищения или негодования, причины которых самоочевидны

Публицистическое сообщение и оценка ситуации

Справка

Статистический материал

Предоставление справочного материала ориентирующего характера

Работа с документальными источниками

Полилог

Мнения и суждения

Предельно развернутое выступление одновременно нескольких авторов

Диалог, беседа

Опрос

Мнения

Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам

Телефонный опрос, прессовый опрос

Вопрос – ответ

Мнения

Оповещение о возможности такого рода контакта со средствами массовой информации о типе вопросов, возникающих у массового читателя

Прямая связь, читательская почта

Совет

Мнения

Предоставление читателям узкоспециализированной информации: “советы садоводам”, “наш домашний доктор” и т.п.

Интервью, экспертный опрос

Некролог

Идеалы

Рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби

Биографический метод (работа с анкетными и биографическими данными, автобиографическими справками


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69148. Биполярные транзисторы, принцип работы, основные параметры и характеристики 88 KB
  Движение тока осуществляется за счет перемещения двух носителей. Типы включения транзистора режимы работы: Активный режим рабочий. 1 режим отсечки 2 активный режим 3 точка насыщения 4 зона насыщения С точки зрения схемотехники различают 2 режима...
69149. ПОПЕРЕЧНЫЙ ИЗГИБ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛАСТИНОК 1.12 MB
  Срединная плоскость пластинки плоскость делящая толщину пластинки пополам. Изогнутой срединной поверхностью пластинки называют поверхность в которую переходит срединная плоскость при деформации. Нагрузки действующие на пластинку...
69151. УСТОЙЧИВОСТЬ ПЛАСТИНОК 779.5 KB
  Основной особенностью пластинки является её способность воспринимать только распределённую нагрузку действующую главным образом в её плоскости рис. Нагружение пластины граничные условия для пластинки более разнообразны так как включают опирание продольных кромок рис.
69152. УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ 585.5 KB
  Стержень - элемент удлинённой формы, работающий на растяжение-сжатие от продольных (осевых) сил (рис. 12.1,а). Стержни в авиационных конструкциях - это стрингеры крыла, фюзеляжа, оперения, пояса лонжеронов, тяги проводки управления и т.д.
69153. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРУШАЮЩЕЙ НАГРУЗКИ ПОДКРЕПЛЁННОЙ ПАНЕЛИ 473.5 KB
  Панель элемент авиационной конструкции состоящий из пластинки обшивки и стержней стрингеров подкрепляющих её. В зависимости от характера соединения обшивки со стрингерами различают панели: клёпаной конструкции; сварной клеесварной и клеевой конструкции; монолитные...
69154. СИЛОВЫЕ СХЕМЫ, КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА КРЫЛЬЕВ 2.83 MB
  В обычной конструкции крыла силовыми элементами являются рис.1: обшивка; лонжероны и стрингеры продольный набор крыла; нервюры поперечный набор крыла; соединения заклепочные болтовые сварные или клеевые. Конструкция крыла 1 обшивка; 2 лонжерон; 3 стрингер; 4 нервюра; 5 соединения...
69155. СТРЕЛОВИДНЫЕ КРЫЛЬЯ 740.5 KB
  Нормальные нервюры могут устанавливаться перпендикулярно к оси крыла рис. вдоль хорд фактического обтекания крыла потоком рис. Если они поставлены по потоку то форма профиля в плоскости фактического обтекания крыла выдерживается лучше.
69156. Устройства, улучшающие взлетно-посадочные характеристики самолета 354 KB
  Устройства улучшающие взлетно посадочные характеристики самолета повысить несущие свойства крыла cyS можно обычными средствами механизации или энергетическими которые обеспечивают увеличение подъемной силы за счет силовой установки. Средства механизации повышают несущие свойства крыла.