45599

Речевые особенности аналитических жанров

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Действительность в ее сущностных проявлениях Формирование универсальных представлений практически приложимых в условиях практического разрешения любой проблемной ситуации Методы теоретического и эмпирического анализа Редакционная статья Решения Формирование читательских представлений о редакционной политике Научные методы анализ синтез индукция дедукция аналогия сравнение и т. Комментарий Позиции Прямое объяснение событий поступка документа с определенной идейнополитической позиции Научные методы анализ синтез индукция...

Русский

2013-11-17

54 KB

13 чел.

82.Речевые особенности аналитических жанров.

* Корреспонденция

* Статья

* Обзор

* Рецензия

Эти жанры в последнее десятилетие стали очень редкими, их место занимает гонзо-журналистика.

Побудительность – оценочность – полемичность – экспрессивность – диалогичность.

Аналитика – основана на рассуждении, а рассуждение, в свою очередь, это процесс восстановления причинно-следственных связей между событиями.

Логическое рассуждение – результат: оценка, версия истины.

Практическое рассуждение – результат: принято решение.

Языковые средства, эксплицирующие отношения обусловленности:

- подчинительные союзы (невзирая на то что, при всем том что, а именно)

- интонация

- в письменной речи – знаки препинания, порядок слов, парцелляция

- предлоги (из-за, благодаря, в связи с)

- повторы слов (лексические повторы или повторы при парцелляции).

Жанровый вид и его разновидности

Предмет отображения

Целевая функция

Метод работы с информацией

Аналитические жанры

Объект аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.
Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д.

Отчет (общий, прямой,

проблемный, тематический, отчет – комментарий)

Съезды, конференции, дипломатические приемы, собрания и т.п.

Формирование идеологически выдержанной, практически исполнимой программы действий в сложившейся ситуации

Публицистическая интерпретация события

Корреспонденция (постановочная, проблемная, аналитическая)

Отдельные конкретные ситуации или явления социальной практики

Коррекция некоторых частных моментов социальной практики путем объяснения общественного значения анализируемого явления и предложения в способах разрешения конкретной проблемы действительности

Анализ и оценка конкретной ситуации

Статья (теоретическая, полемическая, проблемная, постановочная и т.п.)

Действительность в ее сущностных проявлениях

Формирование универсальных представлений, практически приложимых в условиях практического разрешения любой проблемной ситуации

Методы теоретического и эмпирического анализа

Редакционная статья

Решения

Формирование читательских представлений о редакционной политике

Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.п.)

Комментарий

Позиции

Прямое объяснение событий (поступка, документа) с определенной идейно-политической позиции

Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.п.)

Уведомление

Эффекты

Оповещение о существующих в обществе принятых нормах реагирования на критику

Аналитические методы

Напоминание

Эффекты

Оценка адекватности реакции на критику в газете конкретных руководителей предприятий и общественных организаций

Аналитические методы

“Возвращаясь к напечатанному”

Эффекты

Разъяснение способов эффективного использования публичной критики для коррекции решения конкретной проблемы

Оценочная трактовка фактов

Круглый стол

Позиции

Разностороннее обсуждение проблемной ситуации

Сопоставительный метод

Анкета

Мнения

Оповещение о возможности непосредственного диалога читателя и журналиста

Социологические методы

Отклик

Мнения

Сопоставление оценок события журналистом и читателем, повышающее убедительность позиции, занятой редакцией

Сопоставительный метод

Мониторинг

Мнения

Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов

Социологические методы

Рейтинг

Мнения

Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей

Социологические методы: группировка социологических данных, экспертный комментарий

Рецензия

Научные, художественные или общественно – политические произведения

Воздействие на процессы освоения конкретного произведения массовым читателем объяснением его художественных достоинств

Детальный искусствоведческий разбор конкретного произведения искусства

Прогноз

Прогностические суждения, гипотезы

Прогноз статуса явления, развития события

Прогностические методы

Версия

Прогностические суждения, гипотезы

Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение.

Прогностические методы

Эксперимент

Смоделированная ситуация

Исследование проблемы изнутри путем моделирования ситуации

Метод эксперимента

Обзор

Шедевры культуры и искусства

Формирование универсальных установок на использование всех богатств культуры для осмысления и разрешения реальных проблем социальной практики и воздействия на важнейший процесс духовной жизни общества - художественное творчество

Искусствоведческий анализ

Журналистское расследование

Реалии

Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй…

Социологические методы

Письмо

Контакты

Развернутое сообщение, в котором читатель стремится разъяснить собственную позицию, убедить широкий круг сограждан в правоте предполагаемой им программы

Работа с читательской почтой

Обзор почты

Контакты

Формирование спонтанных настроений, суждений и действий аудитории на социальную практику

Контент – анализ

Обозрение

Позиции

Предоставление читателю обобщенных до символического значения эталонных оценок ситуации и фактов данного типа

Публицистическое обобщение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82847. Навколишнє середовище (довкілля) тварин. Як тварини пристосувалися до різних умов навколишнього середовища. Охорона тварин 143 KB
  Мета: формувати елементарні поняття про навколишнє середовище тварин та необхідні умови для їх життя уявлення про деякі ознаки пристосування тварин до умов навколишнього середовища та пристосування до захисту від ворогів у природі...
82848. Дієслова близькі та протилежні за значенням 59 KB
  Дієслова близькі та протилежні за значенням. Поглиблювати знання про дієслова; розвивати в учнів уміння добирати дієслова близькі та протилежні за значенням; вчити вживати дієсловасиноніми у власному мовленні; збагачувати лексичний запас учнів; учити складати розповідь за серією малюнків використовуючи...
82849. Розповідні речення 49.5 KB
  Розширити уявлення учнів про речення; розпочати ознайомлення з типами речень за метою висловлювання; ознайомити учнів з розповідними реченнями їх характерними ознаками оформленням на письмі; розвивати вміння визначати розповідні речення в мовленні правильно записувати їх за інтонаційними ознаками...
82851. Слова, що означають назви предметів 40 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати значення по вивченій темі, розвивати увагу, пам’ять, зв’язне мовлення, вміння аналізувати, узагальнювати і виділяти головне, виховувати старанність, інтерес до навчання, бережливе ставлення до природи.
82852. Слова, що означають назви предметів. Складання усної розповіді за малюнком 105 KB
  Закріпити знання учнів про слова що означають назви предметів. Сьогодні ми будемо закріплювати знання про слова що означають назви предметів будемо розпізнавати ці слова і ставити до них питання. Дрізд до дятла Добрий день Дуб здоровий не впаде Дятел дзьобом дріботить: Двісті років простоїть...
82853. Головні слова у реченні. Складання речень за графічними схемами 98 KB
  Мета: формувати поняття головні слова в реченні вчити знаходити їх у реченні; закріплювати знання про речення його види за метою висловлювання; розвивати інтерес до мовних явищ мовлення та мислення; розвивати вміння аналізувати доводити синтезувати інформацію; виховувати любов до своїх рідних...
82854. Слова, близькі за значенням (синоніми) 75.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із синонімами (словами, близькими за значенням), визначити їх роль у мовленні, познайомити з окремими стійкими сполученнями слів; вчити спостерігати за роллю слів, що мають декілька значень, звучать і пишуться однаково; збагачувати словниковий запас...
82855. Мандрівка до квітучого саду. (Складання тексту-опису квітки або казки) 72.5 KB
  Мета: познайомити учнів з походженням деяких назв квітів, із значенням квітів в житті людей; вчити добирати вдалі образні вислови, порівняння, збагачувати активний і пасивний словник дітей; працювати творчо; виховувати прагнення берегти і примножувати красу рідної землі.