45602

Модальность как компонент предикативности. Объективная и субъективная модальность. Основные способы выражения субъективно-модальных значений

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Модальность выражается в русском языке формами наклонения интонацией а также лексическими средствами модальными словами и частицами. Модальными называются слова посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. По значению выделяются две группы модальных слов: Модальные слова выражающие логическую оценку...

Русский

2013-11-17

25.42 KB

12 чел.

85. Модальность как компонент предикативности. Объективная и субъективная модальность. Основные способы выражения субъективно-модальных значений.

Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называется модальностью. Модальность выражается в русском языке формами наклонения, интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Например: Это, верно, кости гложет красногубый вурдалак (П.); Обстоятельства, верно, вас разлучили? (П.). В приведенных примерах слово верно является модальным словом. Оно выражает отношение говорящего к содержанию высказывания как предполагаемой возможности, причем в первом предложении модальное слово оттеняет отношение говорящего к содержанию всего высказывания, а во втором относится к одному из компонентов высказывания - подлежащему.

Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам, так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. Ср., например: Успехи наши действительно (частица) невелики. - Я прислушался: действительно (модальное слово), это был голос (Л. Т.).

По значению выделяются две группы модальных слов:

  1.  Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

  1.  Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.).

Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов соотносительны с различными частями речи, а именно:

а) с именами существительными: правда, факт, право. Ср.: Правда глаза колет (погов.). - Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (П.);

б) с именами прилагательными краткой формы и наречиями: очевидно, конечно, действительно, верно и др. Ср.: Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно (Ч.). - Окна были закрыты жалюзи. Очевидно, в доме все еще спали (Ч.);

в) с безлично-предикативными словами: видно, слышно. Ср.: Хоть убей, следа не видно (П.). - Так, видно, она [Дуня] замужем? (П.);

г) с различными формами глагола: кажется, разумеется, значит, пожалуй, знать и др. Ср.: Как вам кажется письмо Чаадаева? (П.). - Я, кажется, хозяйке мил (П.);

д) с местоимениями: никак, само собой. Ср.: Воеводы не дремали, но никак не успевали (П.). - Ты, никак, Фишка, стонешь? (Марк.); Глаза закрылись сами собой (Арс.). - Когда же мы увидимся? - Не раньше лета, должно быть. Зимой едва ли... Само собою, если случится что, то дайте знать - приеду.(Ч.).

Соотносительность модальных слов с другими частями речи является чисто внешней: переход в разряд модальных слов сопровождается полным преобразованием лексико-грамматической структуры слова. Модальные слова являются омонимами по отношению к знаменательным словам, с которыми они совпадают по звучанию. Ср.: Человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд (Л.-К.) (право - существительное). - Да где же это мой чепец? Куда это он девался, право? (Т.) (право - модальное слово в значении «в самом деле, действительно»).

Модальные слова отличаются от знаменательных, с которыми они связаны по происхождению, отсутствием номинативной функции. Модальные слова не являются названиями предметов, признаков или процессов, обозначаемых знаменательными словами; они лишены грамматической связи со словами, составляющими предложение, и не являются членами предложения. Оказавшись грамматически изолированными в предложении, модальные слова подвергаются процессу лексикализации. В силу этого процесса модальные слова выполняют роль целых лексических единиц, теряют не только изменяемость, но и морфологическую членимость. Так, сочетание может быть, получая значение модального слова, нередко теряет второе слово (быть), а флексия -ет в слове может утрачивает присущее ей значение.

Характерными особенностями модальных слов со стороны синтаксической являются следующие:

1) употребление в значении слова-предложения, чаще в диалогической речи: Средство это - дорогое! Конечно! (М. Г.);

2) употребление в качестве вводного слова: Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А.Н. Т.);

3) употребление в качестве утвердительных слов в значении, близком к модальным частицам и наречиям; ср.: Безусловно, поэт талантлив (безусловно сближается с модальной частицей да). - Поэт безусловно талантлив (безусловно - определительное наречие). - Поэт, безусловно, талантлив (безусловно - модальное слово в роли вводного).

2 основных признака предложения: предикативность и интонационная завершенность.

Предикативность – отнесение содержания высказывания к деятельности. Поскольку это грамматическое значение предложения, значит нужно найти грамматические свойства предикатов. (это персональность (есть лицо) + темпаральность (отношения содержания высказывания к одному из трех времен) + модальность (временной план: настоящее, прошедшее, будущее).

Модальность – выступает как обязательное качество любого предложения. Делится на два вида: объективная модальность (прежде всего, для предиката. Выражается противопоставленностью форм синтаксического наклонения реального формам ирреальных наклонений: сослагательного и повелительного. Реальная объективная модальность -  категория синтаксического изъявительного наклонения, относит содержание сообщения в один из 3 временных планов. Ирреальная объективная модальность - если сказуемому соответствуют формы сослагательного и повелительного наклонения, то высказывание ирреально, т.е не соответствует действительности, а только предполагаемое желаемое, требуемое и характеризуется временной неопределенностью) и субъективная модальность ( предложение сопровождается. Оно передает отношение говорящего к предмету речи).

Значение синтаксической модальности определяется по глагольному наклонению, которое устанавливается с точки зрения говорящего: реальное изъявительное/ сослагательное ( бы),  условное ( если бы),  желательное (вот бы),  побудительное ( пусть будет), долженствования (должен бы).

В текст вводится оценочная точка зрения автора или другого лица, если в тексте господствует оценочная точка зрения нас должно интересовать принадлежит она только пишущему или она общередакционноя. Русскому термину «оценочное значение» соответствует «аксиологическое значение». К оценке можно отнести субъективную модальность(мне нравится фильм) и оценочное значение (это хороший фильм).

Оценка сопровождает познание мира, поэтому ее семантическое поле очень объемно. Оценка- не свойство предмета. Оценка больше говорит не об объекте оценки, а о субъекте (она обнажает его: говорит об эмоциональном состоянии, жизненном опыте, вкусах, взглядах).

Механизм оценки - сравнение данного объекта с образцовым на основании своих представлений об идеальном.

Классификация (в основе лежит характер восприятия мира человеком):

1.Сенсорно-вкусовые оценки (вкусный, горький) и психологические (печальный, нежный, глупый, талантливый) сопровождают чувственное восприятие мира.

2.Этические и эстетические оценки сопровождают мировоззренческий уровень восприятия мира (порочный, вежливый, добродетельный).

3.Утилитарные и нормативные оценки используются в практической деятельности (полезный, эффективный, качественный, правильный).

Способы выражения оценки:  

1.оценочные прилагательные: ядро лексико-семантические поля оценки

2.все другие части речи, имеющие оценочную коннотацию (Париж заметно обуржуазился)

3.метафора

4.ирония

5.интонация

6.цитата(«богатенькие буратиночки»)

Оценочная лексика в текстах СМИ

В разговорной речи мы склонны гиперболизировать оценку (не плохой, а гнусный, мерзкий, отстой).

Отрицательная оценка личности без мотивировки преследует одну цель – инвективу (словесное оскорбление).

Используются слова, лексическое значение которых предметно-логическое, но имеющие оценочную коннотацию: тоталитарный режим; приватизация.

Стилистически нейтральные слова, употребляемые в переносном смысле, получают оценку и экспрессию (козел). Они могут быть закреплены в языке и могут быть индивидуальными. Глаголы, имеющие в первом значении звуки, издаваемые животными: шипеть, лаять, хрюкать.

Деминутивы - слова с уменшительно-ласкательными суффиксами: киса, солнышко, пупсик.

Многозначные слова, приобретающие оценочную коннотацию в переносном смысле: дуб, болото, тряпка (к ним относятся и зоологизмы типа свинья, курица, телка).

Билет 20. Морфологические средства выражения авторского «я» в текстах СМИ.

Местоименная система – возможность обозначить себя в тексте. Чем больше местоимений, тем больше личностное начало в тексте. Используются глаголы восприятия, речи, мысли (решил, засомневался), желания, внутреннего состояния (обрадовался).

1. Глагол - это интерпретация содержания с точки зрения говорящего. Например, с помощью наклонения (изъявительного – я поеду в Крым; условного – я съездил бы в Крым). Глагол интерпретирует содержание в реальное или ирреальное. Через настоящее время делается актуализация события. Категория времени тесно связана с видом (совершенный вид- прочитать; несовершенный вид - читать). Глагол дает возможность выражать одно и то же содержание по-разному.

2. Категория залога - форма интерпретации содержания.

Рабочие строят дом – действительный залог. Дом строится рабочими – страдательный залог.

3. Служебные части речи.

- междометия (Ах, как скоро ночь минула!- «ах» это выражение сожаления);

- частицы, особенно модальные (Он читает же книгу. Он знай себе читает книгу). Частицы многозначны, их значение выявляется через интонацию, например,  частица вот: Мне вот  этот(указывает), Вот и поезжай себе(значение естественного следствия), Вот телевизор!(отриц) Вот Телевизор(пол).

- частица НЕ – ее основная задача – отрицать. Она позволяет расширить сферу оценочных отношений, придавать оттенок действию, ситуации (Полянка не полянка – значение неуверенности; Ну не ночевать же в лесу – категорич. Отрицание). Союзы. «И»- союз, переходящий в частицу (Купи и книги и тетради – усилит.частица).

Обращение и вопросные цепочки создают в тексте интонации живой беседы. У читателя возникает ощущение соприсутствия. вводные слова дают общую модальную эмоционально-экспрессивную оценку.

Также используются оценочные прилагательные, существительные

Отрицательная оценка личности без мотивировки преследует одну цель – инвективу (словесное оскорбление).

Используются слова, лексическое значение которых предметно-логическое, но имеющие оценочную коннотацию: тоталитарный режим; приватизация.

Стилистически нейтральные слова, употребляемые в переносном смысле, получают оценку и экспрессию (козел). Они могут быть закреплены в языке и могут быть индивидуальными. Глаголы, имеющие в первом значении звуки, издаваемые животными: шипеть, лаять, хрюкать.

Деминутивы - слова с уменшительно-ласкательными суффиксами: киса, солнышко, пупсик.

Многозначные слова, приобретающие оценочную коннотацию в переносном смысле: дуб, болото, тряпка (к ним относятся и зоологизмы типа свинья, курица, телка).

Билет 21. Синтаксические средства выражения авторского «я» в текстах СМИ.

Под автором понимается реальная биографическая личность. Это не одно и тоже, что и образ автора. Образ автора скрывается в глубине текста, откуда извлекается читателем.

Повествователь – тот, кто ведет рассказ в тексте, субъект речи. Субъективная организация повествования  - связь повествователя с субъектом речи Разные сознания входят в повествование. Корман Б. О – исследователь, созданной целостной концепции системных терминов.

Субъект речи – тот, кому принадлежит речь в данном отрезке.

Субъект сознания – тот, чье сознание воплощается, в данном отрезке текста.

Точка зрения – соотнесенность отрезка текста с субъектом речи или субъектом сознания.

Система форм повествования:

1.грамматическая форма повествования - в основе повествование от первого и третьего лица (от 2-го редко)

2.полнота изображения - полная осведомленность повествователя об изображаемом мире.

Субъективность, объективность повествования – внешняя или внутренняя повествовательная перспектива.

Как только повествователь входит в изображаемы мир, он перестает быть объектом.

1.повествание от 3-го лица: позиция олимпийца. Повествователь характеризуется всезнанием, всеведением. Он знает абсолютно все о внутреннем мире героев, о всех событиях. Он не мотивирует свою осведомленность и откровенно ее демонстрирует. Он находится вне и над изображаемым миром. При этом актуализируется семантика вымысла и образность. Автор не заинтересован в происдящих событиях. Полнота изображения зависит от авторского произвола. Читатель получает максимум об изображаемом мире.

2. повествование лица от 3 лица: повествователь – сторонний наблюдатель, но не участник событий, регистрирует увиденное, услышанное и пересказывает это. При этом его время и пространство сопадает со временем и пространством изображаемого мира. Актуализируется семантика правдивости и ограничивается полнота знания о мире повествователем. Неполноту восполняют дневники, письма, пересказанные разговоры.

3.Повествование от 1-лица. Повествователь – главный герой или один из героев, участнив событий. Очень субъективный тип повествования. Ограничена полнота знаний повествователя, такое повествование всегда достоверно. Цель – воссоздать во всей полноте мир человеческой личности, сам реальный автор максимально самоустраняется

Обобщенно-личные предложения производят ограниченное впечатление, воплощают внутреннюю интонацию («Заглядываешь весной в незнакомые окна…»). Собеседник приобщается к переживанию.

Неопределенно-личные (3 лицо, мн.ч.) («Приехали в…») – повествователь всегда участник событий. Он спустился в описываемый им мир.

Риторические вопросы, метатекст. Вопросительные и восклицательные цепочки играют роль эмоциональных центров текста.

Парцелляция- мысль выражается не в единой синтаксической структуре, а подается интонационно законченными частями,  отделяется друг от друга точками. Таким образом делается синтаксическая актуализация части высказывания, логическое ударение.

Сегментация в письменной речи передает разговорность. Тема выделяется в один сегмент, который предшествует группе сказуемого с местоимением, играет роль подлежащего (это называется именительным представлением). Например: Политики – они ведь все актеры, и каждый не одну играет роль.

Период (от греч. обход) – это гармоничная по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, полнотой и завершенностью содержания. Его черта - нарастающая интонация до высшей точки, пауза на ней, а потом понижение. Такая интонация создается за счет построения на параллельных синтаксических конструкциях. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19147. Приближения точечной кинетики. Запаздывающие нейтроны. Время жизни нейтронов в реакторе с учетом запаздывающих нейтронов 148 KB
  Лекция 11. Приближения точечной кинетики. Запаздывающие нейтроны. Время жизни нейтронов в реакторе с учетом запаздывающих нейтронов. Система уравнений точечной кинетики с одной группой запаздывающих нейтронов. Реактивность периоды реактора. Критичность на мгновенных и
19148. Выгорание топлива. Единицы измерения глубины выгорания. Классификация осколков деления 159.5 KB
  Лекция 12. Выгорание топлива. Единицы измерения глубины выгорания. Классификация осколков деления. Отравление и зашлаковывание реактора. Ксеноновая яма. Отравление самарием и неодимом. . Процессы происходящие в топливе во время работы реактора. Уменьшение ядер д
19149. Воспроизводство делящихся материалов. Уравнения выгорания. Расширенное воспроизводство. Оружейный и энергетический плутоний 130 KB
  Лекция 13. Воспроизводство делящихся материалов. Уравнения выгорания. Расширенное воспроизводство. Оружейный и энергетический плутоний. Малые актиноиды. Спонтанное деление. 13.1. Воспроизводство делящихся материалов. На рис. 13.1 приведена схема превращений изотопов т
19150. Радиационные характеристики отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Хранение и транспортировка ОЯТ 221 KB
  Лекция 14. Радиационные характеристики отработавшего ядерного топлива ОЯТ. Хранение и транспортировка ОЯТ. 14.1. Радиационные характеристики отработавшего ядерного топлива ОЯТ К радиационным характеристикам ОЯТ будем относить: активность остаточное энерговыделе
19151. Классификации реакторов АЭС. Особенности легководных, графитовых и тяжеловодных реакторов. Проблемы безопасности АЭС 65.5 KB
  Лекция 15. Классификации реакторов АЭС. Особенности легководных графитовых и тяжеловодных реакторов. Проблемы безопасности АЭС. Перспективные типы реакторов. 15.1. Классификации реакторов АЭС. Рассмотрим три классификации реакторов АЭС: по нейтронному спектру по
19152. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТЕРМОДИНАМИКЕ 73 KB
  ТЕМА 1. Основные понятия о термодинамике 1.1. Роль термодинамики в разработке и исследовании конструкционных материалов ядерных реакторов Высокочистые вещества прецизионные сплавы композиты основные материалы ядерной энергетики. Рафинирование. Термодинамическо...
19153. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики 61 KB
  2.2. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики Понятие энергии. Джоуль и калория. Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Условность отсчета внутренней энергии. Изохорные процессы. Функции состояния и характеристические функции. Слово энергия
19154. Основные свойства криогенных жидкостей 175 KB
  ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КРИОГЕННЫХ УСТРОЙСТВ Лекция 1 Основные свойства криогенных жидкостей 1.1. Виды жидких хладагентов Для получения низких температур можно использовать различные криогенные жидкости которые прежде всего характеризуются температурой кипения...
19155. Теплоизоляция и принципы теплового расчета 67.5 KB
  ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КРИОГЕННЫХ УСТРОЙСТВ Лекция 2 Теплоизоляция и принципы теплового расчета Изза малой величины теплоты парообразования жидких хладагентов особенно жидкого гелия вопросы теплоизоляции рабочего объема играют ключевую роль при разработке р