45605

Особенности публицистического метода в журналистике

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Эссе –- единственный жанр у которого нет жестких жанровых критериев единственное требование – мнение автора должно быть общественно значимым. Публицистический текст ПТ: факт отношение автора к событию. Задача автора – очертить то или иное социальное явление и создать целостное представление о действительности путем обобщения. В самом произведении образ которого складывался по прочтении текста также существуют образы автора и читателя.

Русский

2013-11-17

38.5 KB

23 чел.

Особенности публицистического метода в журналистике 

 Публицистика объединяет журналистские произведения на злободневную, особо востребованную, острую тему. Жанры публицистики обычно относят кавторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, эссе, памфлети др. 
Публицистика основана на реальныхфактах (информационный уровень). Эссе – единственный жанр, у которого нетжестких жанровых критериев, единственное требование – мнение автора должно бытьобщественно значимым. 

Публицистикаподвергается воздействию многих факторов: политических, административных,культурных. 
Публицистическийтекст (ПТ): факт + отношение автора к событию. Задача автора – очертить то илииное социальное явление и создать целостное представление о действительностипутем обобщения.
 
Характеристики ПТ: субъективность,дискуссионность, высокий уровень вариативности, семантической свободы, предполагаетдомысливание. 
Три важных компонента ПТ: 
а)сообщение о новости или возникшей проблеме,
 
б)фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации,
 
в) приемыэмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образномуровне).
 
Признакипублицистики прослеживаются еще в Иллиаде Гомера (8 в. До н.э.).
 
Составные компоненты и характеристикипублицистики: 
Автор-читатель 
·В процессе замыслатекста участвуют реальный автор и воображаемый читатель как элементыкоммуникативного акта.
 
·В самом произведении,образ которого складывался по прочтении текста, также существуют образы автораи читателя.
 
·В процессевосприятиязаняты текст и реальныйчитатель как элементы коммуникативной цепочки.
 
Амбивалентность 
Публицистне сможет убедить аудиторию в правильности своей картины мира, если он в том жетексте будет рисовать совсем другую картину, предназначенную для другойаудитории. Публицистика не предполагает метаний и неопределенности, позициядолжна быть ясна.
 
Это былохарактерно для античной литературы. Там трудно найти элементы осуждения героя.Например, в Медее герой наказан, но не осужден, в ходе равной борьбы. Дляантичности более свойственно полярное восприятие: черное и белое четкоразделены, восприятие действительности более наивное.
 
Использованиенаивного взгляда как художественного приема в публицистике до сих порактуально. Но только в публицистике!
 
Коммуникативные намерения автора 
Изменитьэмоциональное состояние аудитории:
 
·Рассмешить
 
·Разгневать
 
·Шокировать
 
·Удивить
 
·Вывести из равновесия
 
Если врепортаже воздействует факт, то в публицистике – интерпретация фактов.
 
Публицистическиеметоды аргументации: логические и эмоциональные. Первые должнывсе-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным. Аргумент долженбыть: истинным, очевидным (нет возможности разворачивать рассуждения в пределахгазеты), достаточным для доказательства. 
Главное качество журналиста-публициста – критичность,возможность автора высказывать независимые суждения, внутренняя свобода.Главный метод публициста –рассуждение, осмысление. Публицистический текст – сплав мыслей и образа, воснове – живая авторская мысль. 
Автор впублицистике должен быть личностью. Он идентичен личности публициста. Он лицореальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Автор-публицистявляется не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просточеловеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.
 
Публицистикаспособствует отождествлению читателя с поведенческой ситуацией, отраженной втексте, а также самоидентификации с персонажами.
 
Публицистика– это всегда диалог с читателем. Автор должен четко рассчитать эффектвоздействия. В этом и состоит особенность современной российской прессы – онаработает в режиме диалога с аудиторией. 

***

Статья, Корреспонденция, Очерк, Фельетон, Обзор, Рецензия.

В основе публицистического произведения живая авторская мысль. Публицистика в ж-ке применяется при аргументации. Приемы аргументации бывают корректными и некоррект¬ными. При некорректной аргументации не соблюдаются требо¬вания, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и

настроения вместо обоснования тезиса объективными довода¬ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на¬электризовать аудиторию. И личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас¬суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп¬понента.

При директивной функции основной акцент делается на ауди¬торию (адресата), при информативной — на содержание, при фактической — на канал коммуникации, при эстетической — на фор¬му сообщения, при экспрессивной — на автора (адресанта). Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда свя¬занного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению. Главное воздействие публицистики связано не с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима¬ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре¬мится к увеличению экспрессивного эффекта.

Природа публицистического произведения – в основе живая авторская мысль. Публицистический текст – сплав мыслей и образа. Жанры публицистики обычно относят к авторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, корреспонденция и д.р. Особенность современной российской прессы – она работает в режиме диалога с аудиторией.

Публицистический текст имеет 2 характерные особенности:

1. он синтетичен (многообразен)

2. он содержит 3 уровня общения – эмоциональный, рациональный и ценностный.

Публицистические методы

1. на любой факт публицист смотрит как на политический

2. Открытая работа: рассказ об ошибках, поиске решения

3. Неравнодушие к предмету

4. Откровенная тенденциозность

5. сочетание понятия и образа, логического и эмоционального.

Публицистические методы аргументации – логические (документальная аргументация (первичная и вторичная – из 2-х рук) и научные аргументы) и эмоциональные словесный (тропы, детали), картины, персонажи, образ автора (формируется постепенно). Первые должны все-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46816. Специальные налоговые режимы. Мировая валютная система и формы ее организации 33.55 KB
  Основные элементы мировой и региональной валютных систем: международные платежные средства выполняющие роль мировых денег; условия и режимы обратимости валют; механизм и режим валютных курсов; формы международных расчетов; кредитные орудия обращения и порядок их использования в международных расчетах; международные ликвидные активы и порядок их регулирования; режим международных валютных и золотых рынков и межгосударственные институты регулирующие валютные отношения. А1 Наиболее ликвидные активы денежные средства и краткосрочные...
46817. Медицина. Прнципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств 28.4 KB
  Так на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы указывающие на заинтересованность в процессе самого вещества мозга. Воспалительный процесс может переходить с оболочек головного мозга на периферические нервы слуховой и зрительный реже отводящий и тройничный создавая определенную клиническую картину. В ряде случаев при менингитах воспалительный процесс не ограничивается мозговыми оболочками а распространяется на вещество мозга которое также подвергается различным патологическим нарушениям менингоэнцефалит....
46818. Функции менеджмента 31.65 KB
  Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Стратегическое планирование высший уровень – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. вписываются в такую систему при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей...
46819. Рыночная система и рыночный механизм 33.07 KB
  Рыночная экономика это экономическая система основанная на принципах свободного предпринимательства многообразия форм собственности на средства производства рыночного ценообразования договорных отношений между хозяйствующими субъектами ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. черты: основа экономики частная собственность на средства производства; многообразие форм собственности и хозяйствования; свободная конкуренция; рыночный механизм ценообразования; саморегулирование рыночной экономики; договорные...
46820. Статистика уровня жизни населения 32.18 KB
  Статистика уровня жизни населения. Доходы и расходы населения. Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые информационные показатели: ВНП на душу населения национальный доход на душу населения объем потребления на душу населения и ряд других. Информационными источниками для построения системы показателей по уровню жизни населения являются данные из материалов различных разделов государственной статистики демографической статистики труда статистики цен социальной статистики материалы выборочных обследований бюджетов...
46821. Региональная экономическая политика 33.67 KB
  Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта РФ глава муниципального образования; законодательные представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления далее законодательные представительные органы; исполнительные органы государственной власти исполнительнораспорядительные органы муниципальных образований; Центральный банк Российской Федерации; органы государственного муниципального финансового контроля; органы управления...
46822. Социально- трудовые отношения (СТО) и социальное партнерство 32.59 KB
  Социально трудовые отношения СТО и социальное партнерство. Социальнотрудовые отношения характеризуют экономические психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социальнотрудовых отношений обычно проводят по трем направлениям: субъекты; предметы; типы. Субъектами социальнотрудовых отношений являются индивиды или социальные группы.
46823. Понятие об информации, свойства информации 31.93 KB
  Как и всякий объект Понятие информации её виды и свойства. Виды информации: текстовая; числовая; графическая; звуковая; световая; электромагнитная информация электромагнитных волн. Свойства информации.
46824. Выразительные средства языка 32 KB
  Стилистический прием тропы– обобщенное типизированное воспроизведение нейтральных и выразительных фактов языка в различных литературных стилях речи оксюморон метафора метонимия ирония и др.срва языка не создают образов а повышают выразительность речи и усиливают ее эмоциональность при помощи особых синтаксических построений: инверсия контраст стилист. – повышение эмоциональности речи выделяются элементы.