45605

Особенности публицистического метода в журналистике

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Эссе - единственный жанр у которого нет жестких жанровых критериев единственное требование мнение автора должно быть общественно значимым. Публицистический текст ПТ: факт отношение автора к событию. Задача автора очертить то или иное социальное явление и создать целостное представление о действительности путем обобщения. В самом произведении образ которого складывался по прочтении текста также существуют образы автора и читателя.

Русский

2013-11-17

38.5 KB

25 чел.

Особенности публицистического метода в журналистике 

 Публицистика объединяет журналистские произведения на злободневную, особо востребованную, острую тему. Жанры публицистики обычно относят кавторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, эссе, памфлети др. 
Публицистика основана на реальныхфактах (информационный уровень). Эссе – единственный жанр, у которого нетжестких жанровых критериев, единственное требование – мнение автора должно бытьобщественно значимым. 

Публицистикаподвергается воздействию многих факторов: политических, административных,культурных. 
Публицистическийтекст (ПТ): факт + отношение автора к событию. Задача автора – очертить то илииное социальное явление и создать целостное представление о действительностипутем обобщения.
 
Характеристики ПТ: субъективность,дискуссионность, высокий уровень вариативности, семантической свободы, предполагаетдомысливание. 
Три важных компонента ПТ: 
а)сообщение о новости или возникшей проблеме,
 
б)фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации,
 
в) приемыэмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образномуровне).
 
Признакипублицистики прослеживаются еще в Иллиаде Гомера (8 в. До н.э.).
 
Составные компоненты и характеристикипублицистики: 
Автор-читатель 
·В процессе замыслатекста участвуют реальный автор и воображаемый читатель как элементыкоммуникативного акта.
 
·В самом произведении,образ которого складывался по прочтении текста, также существуют образы автораи читателя.
 
·В процессевосприятиязаняты текст и реальныйчитатель как элементы коммуникативной цепочки.
 
Амбивалентность 
Публицистне сможет убедить аудиторию в правильности своей картины мира, если он в том жетексте будет рисовать совсем другую картину, предназначенную для другойаудитории. Публицистика не предполагает метаний и неопределенности, позициядолжна быть ясна.
 
Это былохарактерно для античной литературы. Там трудно найти элементы осуждения героя.Например, в Медее герой наказан, но не осужден, в ходе равной борьбы. Дляантичности более свойственно полярное восприятие: черное и белое четкоразделены, восприятие действительности более наивное.
 
Использованиенаивного взгляда как художественного приема в публицистике до сих порактуально. Но только в публицистике!
 
Коммуникативные намерения автора 
Изменитьэмоциональное состояние аудитории:
 
·Рассмешить
 
·Разгневать
 
·Шокировать
 
·Удивить
 
·Вывести из равновесия
 
Если врепортаже воздействует факт, то в публицистике – интерпретация фактов.
 
Публицистическиеметоды аргументации: логические и эмоциональные. Первые должнывсе-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным. Аргумент долженбыть: истинным, очевидным (нет возможности разворачивать рассуждения в пределахгазеты), достаточным для доказательства. 
Главное качество журналиста-публициста – критичность,возможность автора высказывать независимые суждения, внутренняя свобода.Главный метод публициста –рассуждение, осмысление. Публицистический текст – сплав мыслей и образа, воснове – живая авторская мысль. 
Автор впублицистике должен быть личностью. Он идентичен личности публициста. Он лицореальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Автор-публицистявляется не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просточеловеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.
 
Публицистикаспособствует отождествлению читателя с поведенческой ситуацией, отраженной втексте, а также самоидентификации с персонажами.
 
Публицистика– это всегда диалог с читателем. Автор должен четко рассчитать эффектвоздействия. В этом и состоит особенность современной российской прессы – онаработает в режиме диалога с аудиторией. 

***

Статья, Корреспонденция, Очерк, Фельетон, Обзор, Рецензия.

В основе публицистического произведения живая авторская мысль. Публицистика в ж-ке применяется при аргументации. Приемы аргументации бывают корректными и некоррект¬ными. При некорректной аргументации не соблюдаются требо¬вания, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и

настроения вместо обоснования тезиса объективными довода¬ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на¬электризовать аудиторию. И личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас¬суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп¬понента.

При директивной функции основной акцент делается на ауди¬торию (адресата), при информативной — на содержание, при фактической — на канал коммуникации, при эстетической — на фор¬му сообщения, при экспрессивной — на автора (адресанта). Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда свя¬занного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению. Главное воздействие публицистики связано не с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима¬ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре¬мится к увеличению экспрессивного эффекта.

Природа публицистического произведения – в основе живая авторская мысль. Публицистический текст – сплав мыслей и образа. Жанры публицистики обычно относят к авторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, корреспонденция и д.р. Особенность современной российской прессы – она работает в режиме диалога с аудиторией.

Публицистический текст имеет 2 характерные особенности:

1. он синтетичен (многообразен)

2. он содержит 3 уровня общения – эмоциональный, рациональный и ценностный.

Публицистические методы

1. на любой факт публицист смотрит как на политический

2. Открытая работа: рассказ об ошибках, поиске решения

3. Неравнодушие к предмету

4. Откровенная тенденциозность

5. сочетание понятия и образа, логического и эмоционального.

Публицистические методы аргументации – логические (документальная аргументация (первичная и вторичная – из 2-х рук) и научные аргументы) и эмоциональные словесный (тропы, детали), картины, персонажи, образ автора (формируется постепенно). Первые должны все-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20335. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКИ. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 54 KB
  ОБЩИЕ ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. Причины современного повышенного акцентированного внимания к феномену техники.
20336. ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕХНИКИ. УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИЙ ТЕХНИКИ И ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ. ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ 72 KB
  ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕХНИКИ. УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИЙ ТЕХНИКИ И ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.
20337. ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРЫ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ 65.5 KB
  ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. Философия техники или философия технологии Технический или технологический университет Философия техники как философия техносферы. Объект и предмет философии техники.
20338. Объективная и субъективная диалектика. Теоретическое и обыденное сознание и диалектика. Софистика, эклектика, релятивизм и диалектика 62.5 KB
  Но поскольку человек только часть бесконечного объективного мира то это богатство именно относительно. Беднее поскольку отражение объективного в субъективной форме не есть тождественное отражение. Ее всеобщность уже была Вам представлена поскольку изложение начальных вопросов философии ее предмета основных философских направлений не обошлось без диалектики например практически вечная борьба в философии материализма и объективного идеализма. релятивизме относительности даже полном релятивизме когда на каждое да возможно нет...
20339. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 43 KB
  ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Какой из возможных видов сравнения взять за начало Сравнение философии с другими видами мировоззрений. Это позволит с одной стороны показать специфику философии на фоне других мировоззрений с другой стороны выйти на разделы философского знания. Темы раздела: диалектика противоположности законы диалектики качество количество Вопросы: отличие диалектики от метафизики специфика диалектического снятия История философии собрание всей мудрости.
20340. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ 50 KB
  Социальноисторические условия и предпосылки возникновения философии. Необходимым условием возникновения философии выступает рост производительных сил общва техники трудовых умений и знаний. Из истории вы должны знать какие причины видят в основании греческого чуда которое в частности привело к возникновению философии.
20341. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ, ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ЦЕННОСТЬ 44 KB
  СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Наука в это время в целом входит в лоно философии. Одни социальноэкономические условия способствовали появлению философии и науки атмосфера демократии возможность существования теоретического абстрактного знания.
20342. ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛЮРАЛИЗМА ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ 38 KB
  ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ. Для многих это признак слабости философии. В философии сегодня наиболее полно представлена самобытность человека.
20343. СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, РЕЛИГИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА, ФОМЫ АКВИНСКОГО, Г. ГЕГЕЛЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА 52 KB
  Но размышляя он приходит к выводу что известный тезис христианства о творении мира из ничто ничего нужно понимать так: есть некое Ничто существующее независимо от Бога. Но Бердяев считал что в таком случае никак нельзя обосновать свободу какая это свобода если все в мире подконтрольно Богу и все грехи мира падают на Бога. Но лишает христианского Бога роли господина всего существующего что для большинства христиан абсолютно неприемлемо. мы в силу общественной привычки и обучения часто без особых доказательств не говоря уже о...