45605

Особенности публицистического метода в журналистике

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Эссе - единственный жанр у которого нет жестких жанровых критериев единственное требование мнение автора должно быть общественно значимым. Публицистический текст ПТ: факт отношение автора к событию. Задача автора очертить то или иное социальное явление и создать целостное представление о действительности путем обобщения. В самом произведении образ которого складывался по прочтении текста также существуют образы автора и читателя.

Русский

2013-11-17

38.5 KB

25 чел.

Особенности публицистического метода в журналистике 

 Публицистика объединяет журналистские произведения на злободневную, особо востребованную, острую тему. Жанры публицистики обычно относят кавторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, эссе, памфлети др. 
Публицистика основана на реальныхфактах (информационный уровень). Эссе – единственный жанр, у которого нетжестких жанровых критериев, единственное требование – мнение автора должно бытьобщественно значимым. 

Публицистикаподвергается воздействию многих факторов: политических, административных,культурных. 
Публицистическийтекст (ПТ): факт + отношение автора к событию. Задача автора – очертить то илииное социальное явление и создать целостное представление о действительностипутем обобщения.
 
Характеристики ПТ: субъективность,дискуссионность, высокий уровень вариативности, семантической свободы, предполагаетдомысливание. 
Три важных компонента ПТ: 
а)сообщение о новости или возникшей проблеме,
 
б)фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации,
 
в) приемыэмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образномуровне).
 
Признакипублицистики прослеживаются еще в Иллиаде Гомера (8 в. До н.э.).
 
Составные компоненты и характеристикипублицистики: 
Автор-читатель 
·В процессе замыслатекста участвуют реальный автор и воображаемый читатель как элементыкоммуникативного акта.
 
·В самом произведении,образ которого складывался по прочтении текста, также существуют образы автораи читателя.
 
·В процессевосприятиязаняты текст и реальныйчитатель как элементы коммуникативной цепочки.
 
Амбивалентность 
Публицистне сможет убедить аудиторию в правильности своей картины мира, если он в том жетексте будет рисовать совсем другую картину, предназначенную для другойаудитории. Публицистика не предполагает метаний и неопределенности, позициядолжна быть ясна.
 
Это былохарактерно для античной литературы. Там трудно найти элементы осуждения героя.Например, в Медее герой наказан, но не осужден, в ходе равной борьбы. Дляантичности более свойственно полярное восприятие: черное и белое четкоразделены, восприятие действительности более наивное.
 
Использованиенаивного взгляда как художественного приема в публицистике до сих порактуально. Но только в публицистике!
 
Коммуникативные намерения автора 
Изменитьэмоциональное состояние аудитории:
 
·Рассмешить
 
·Разгневать
 
·Шокировать
 
·Удивить
 
·Вывести из равновесия
 
Если врепортаже воздействует факт, то в публицистике – интерпретация фактов.
 
Публицистическиеметоды аргументации: логические и эмоциональные. Первые должнывсе-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным. Аргумент долженбыть: истинным, очевидным (нет возможности разворачивать рассуждения в пределахгазеты), достаточным для доказательства. 
Главное качество журналиста-публициста – критичность,возможность автора высказывать независимые суждения, внутренняя свобода.Главный метод публициста –рассуждение, осмысление. Публицистический текст – сплав мыслей и образа, воснове – живая авторская мысль. 
Автор впублицистике должен быть личностью. Он идентичен личности публициста. Он лицореальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Автор-публицистявляется не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просточеловеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.
 
Публицистикаспособствует отождествлению читателя с поведенческой ситуацией, отраженной втексте, а также самоидентификации с персонажами.
 
Публицистика– это всегда диалог с читателем. Автор должен четко рассчитать эффектвоздействия. В этом и состоит особенность современной российской прессы – онаработает в режиме диалога с аудиторией. 

***

Статья, Корреспонденция, Очерк, Фельетон, Обзор, Рецензия.

В основе публицистического произведения живая авторская мысль. Публицистика в ж-ке применяется при аргументации. Приемы аргументации бывают корректными и некоррект¬ными. При некорректной аргументации не соблюдаются требо¬вания, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и

настроения вместо обоснования тезиса объективными довода¬ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на¬электризовать аудиторию. И личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас¬суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп¬понента.

При директивной функции основной акцент делается на ауди¬торию (адресата), при информативной — на содержание, при фактической — на канал коммуникации, при эстетической — на фор¬му сообщения, при экспрессивной — на автора (адресанта). Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда свя¬занного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению. Главное воздействие публицистики связано не с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима¬ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре¬мится к увеличению экспрессивного эффекта.

Природа публицистического произведения – в основе живая авторская мысль. Публицистический текст – сплав мыслей и образа. Жанры публицистики обычно относят к авторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, корреспонденция и д.р. Особенность современной российской прессы – она работает в режиме диалога с аудиторией.

Публицистический текст имеет 2 характерные особенности:

1. он синтетичен (многообразен)

2. он содержит 3 уровня общения – эмоциональный, рациональный и ценностный.

Публицистические методы

1. на любой факт публицист смотрит как на политический

2. Открытая работа: рассказ об ошибках, поиске решения

3. Неравнодушие к предмету

4. Откровенная тенденциозность

5. сочетание понятия и образа, логического и эмоционального.

Публицистические методы аргументации – логические (документальная аргументация (первичная и вторичная – из 2-х рук) и научные аргументы) и эмоциональные словесный (тропы, детали), картины, персонажи, образ автора (формируется постепенно). Первые должны все-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68357. Коренные народы Сибири: опыт управления в Российской империи и СССР (XVII–XX вв.) 55 KB
  Граница Российской империи в Сибири имела приблизительно те же очертания что и сейчас. И народы Поволжья Приуралья и большинство коренного населения Сибири было знакомо с этой практикой применявшейся у них до прихода русских людей в течение длительного времени.
68358. Межэтнические контакты славян с их соседями в Средней Сибири в XVII-XIX веках 47.5 KB
  В итоге к концу XIX в. Учитывая отсутствие сообщений о переселениях отсюда тунгусов в каких-либо заметных масштабах сведений о их гибели в результате голодовок или эпидемий можно полагать что полное исчезновение к концу XIX в.
68359. Аграрное развитие и судьбы коренного населения Средней Сибири в XVII–XIX веках 46 KB
  Под Средней Сибирью современные географы понимают, в основном, территорию бассейна Енисея и некоторые соседние районы баcсейна Оби. Большая часть коренного населения данного региона в XVII-XIX вв. входила в состав Русского государства и жила рядом с пришельцами, в основном...
68360. Демография коренных народов Сибири в XVII - XX вв. Колебания численности и их причины 247 KB
  Существенно повысилась и степень вовлеченности коренного населения Сибири в общемировые процессы и события. Естественно это серьезно сказалось на судьбах населения и отразилось на демографическом развитии. Однако непосредственно вопросам исторической демографии совокупного коренного населения Сибири в XVII XX вв....
68361. Система гражданско-правового образования в современной России 354 KB
  Современные тенденции правового гражданско-правового гражданского образования в России. Понятия правового гражданско-правового гражданского образования его основные задачи. Условия решения задач правового гражданско-правового гражданского образования.
68362. Символизм 41.5 KB
  Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.
68365. Самостоятельная работа обучаемых по праву 127.5 KB
  На первом этапе учитель должен научить своих воспитанников элементарным приемам самостоятельной работы. При этом педагог выступает в роли консулыланта организатора самостоятельной работы детей. Приобретая навыки самостоятельной работы ученик подготавливается к исследовательской деятельности.