45605

Особенности публицистического метода в журналистике

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Эссе –- единственный жанр у которого нет жестких жанровых критериев единственное требование – мнение автора должно быть общественно значимым. Публицистический текст ПТ: факт отношение автора к событию. Задача автора – очертить то или иное социальное явление и создать целостное представление о действительности путем обобщения. В самом произведении образ которого складывался по прочтении текста также существуют образы автора и читателя.

Русский

2013-11-17

38.5 KB

22 чел.

Особенности публицистического метода в журналистике 

 Публицистика объединяет журналистские произведения на злободневную, особо востребованную, острую тему. Жанры публицистики обычно относят кавторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, эссе, памфлети др. 
Публицистика основана на реальныхфактах (информационный уровень). Эссе – единственный жанр, у которого нетжестких жанровых критериев, единственное требование – мнение автора должно бытьобщественно значимым. 

Публицистикаподвергается воздействию многих факторов: политических, административных,культурных. 
Публицистическийтекст (ПТ): факт + отношение автора к событию. Задача автора – очертить то илииное социальное явление и создать целостное представление о действительностипутем обобщения.
 
Характеристики ПТ: субъективность,дискуссионность, высокий уровень вариативности, семантической свободы, предполагаетдомысливание. 
Три важных компонента ПТ: 
а)сообщение о новости или возникшей проблеме,
 
б)фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации,
 
в) приемыэмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образномуровне).
 
Признакипублицистики прослеживаются еще в Иллиаде Гомера (8 в. До н.э.).
 
Составные компоненты и характеристикипублицистики: 
Автор-читатель 
·В процессе замыслатекста участвуют реальный автор и воображаемый читатель как элементыкоммуникативного акта.
 
·В самом произведении,образ которого складывался по прочтении текста, также существуют образы автораи читателя.
 
·В процессевосприятиязаняты текст и реальныйчитатель как элементы коммуникативной цепочки.
 
Амбивалентность 
Публицистне сможет убедить аудиторию в правильности своей картины мира, если он в том жетексте будет рисовать совсем другую картину, предназначенную для другойаудитории. Публицистика не предполагает метаний и неопределенности, позициядолжна быть ясна.
 
Это былохарактерно для античной литературы. Там трудно найти элементы осуждения героя.Например, в Медее герой наказан, но не осужден, в ходе равной борьбы. Дляантичности более свойственно полярное восприятие: черное и белое четкоразделены, восприятие действительности более наивное.
 
Использованиенаивного взгляда как художественного приема в публицистике до сих порактуально. Но только в публицистике!
 
Коммуникативные намерения автора 
Изменитьэмоциональное состояние аудитории:
 
·Рассмешить
 
·Разгневать
 
·Шокировать
 
·Удивить
 
·Вывести из равновесия
 
Если врепортаже воздействует факт, то в публицистике – интерпретация фактов.
 
Публицистическиеметоды аргументации: логические и эмоциональные. Первые должнывсе-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным. Аргумент долженбыть: истинным, очевидным (нет возможности разворачивать рассуждения в пределахгазеты), достаточным для доказательства. 
Главное качество журналиста-публициста – критичность,возможность автора высказывать независимые суждения, внутренняя свобода.Главный метод публициста –рассуждение, осмысление. Публицистический текст – сплав мыслей и образа, воснове – живая авторская мысль. 
Автор впублицистике должен быть личностью. Он идентичен личности публициста. Он лицореальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Автор-публицистявляется не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просточеловеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.
 
Публицистикаспособствует отождествлению читателя с поведенческой ситуацией, отраженной втексте, а также самоидентификации с персонажами.
 
Публицистика– это всегда диалог с читателем. Автор должен четко рассчитать эффектвоздействия. В этом и состоит особенность современной российской прессы – онаработает в режиме диалога с аудиторией. 

***

Статья, Корреспонденция, Очерк, Фельетон, Обзор, Рецензия.

В основе публицистического произведения живая авторская мысль. Публицистика в ж-ке применяется при аргументации. Приемы аргументации бывают корректными и некоррект¬ными. При некорректной аргументации не соблюдаются требо¬вания, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и

настроения вместо обоснования тезиса объективными довода¬ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на¬электризовать аудиторию. И личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас¬суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп¬понента.

При директивной функции основной акцент делается на ауди¬торию (адресата), при информативной — на содержание, при фактической — на канал коммуникации, при эстетической — на фор¬му сообщения, при экспрессивной — на автора (адресанта). Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда свя¬занного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению. Главное воздействие публицистики связано не с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима¬ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре¬мится к увеличению экспрессивного эффекта.

Природа публицистического произведения – в основе живая авторская мысль. Публицистический текст – сплав мыслей и образа. Жанры публицистики обычно относят к авторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, корреспонденция и д.р. Особенность современной российской прессы – она работает в режиме диалога с аудиторией.

Публицистический текст имеет 2 характерные особенности:

1. он синтетичен (многообразен)

2. он содержит 3 уровня общения – эмоциональный, рациональный и ценностный.

Публицистические методы

1. на любой факт публицист смотрит как на политический

2. Открытая работа: рассказ об ошибках, поиске решения

3. Неравнодушие к предмету

4. Откровенная тенденциозность

5. сочетание понятия и образа, логического и эмоционального.

Публицистические методы аргументации – логические (документальная аргументация (первичная и вторичная – из 2-х рук) и научные аргументы) и эмоциональные словесный (тропы, детали), картины, персонажи, образ автора (формируется постепенно). Первые должны все-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35788. МОЙ ВЫБОР. Рабочая тетрадь проекта по профессиональному самоопределению 102 KB
  И мы надеемся рабочая тетрадь Мой выбор поможет Вам в этом так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой которая поможет Вам добиться творческих успехов достичь поставленных целей найти смысл своей жизни. Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению. Основная цель рабочей тетради – помочь Вам понять себя свои особенности цели в жизни и на основе этого сделать...
35789. Мой выбор. Творческий проект По самоопределению 92 KB
  Обоснование выбора профессии Профессиональное самоопределение – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Но осуществить добровольный выбор профессии очень не просто. Общая характеристика профессии. Общение с людьми также важно в профессии журналист.
35790. Лялька - мотанка 3.57 MB
  Коли нам запропонували теми для творчого проекту, я вирішила обрати саме «Лялька - мотанка в українському стилі». Адже мотанка — прадавній оберіг українського народу. Вона несе в собі сонячну енергетику, тепло людських рук, любов і турботу, з якою створена. Головне призначення ляльки — берегти душу свого власника від зла й нечистих помислів.
35791. Творческий проект «Сорочка» 5.51 MB
  Расчет себестоимости изготовления изделия План Изготовления изделия Изготовления изделия и проверка качества Самооценка и оценка 1.Задачи Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия. Изготовить выкройку швейного изделия. Подобрать ткань для изделия.
35792. Выбор профессии 168 KB
  Появление профессии Определение интересов и склонностей Обоснование выбора Алгоритм профессион. самопределения Формула профессии Выявление индивидуальных характер. Выбор профессии – это большая ответственность которую очень важно осознать как можно раньше.
35794. Кружка. Творческий проект 158.5 KB
  4 Технологическая карта № детали № операции Название операции Эскиз Инструмент и приспособления 1 1 Выбрать заготовку с учётом припуска на обработку Линейка 2 Прострогать базовую сторону Верстак рубанок 3 Разметить и прострогать заготовку по толщине Линейка рубанок карандаш 4 Разметить и прострогать по ширине Линейка рубанок карандаш 5 Отторцевать заготовку Угольник карандаш подкладка 6 Разметить и отпилить заготовку по длине Верстак линейка угольник карандаш ножовка 7 Разметить заготовку по чертежу Линейка угольник карандаш...
35795. Вышивка своими руками. Творческий проект 1.18 MB
  Вышивание крестом – один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков когда появился первый стежок сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных нити льна хлопка конопли шелка шерсти а так же применяли натуральный волос. Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии.