45605

Особенности публицистического метода в журналистике

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Эссе - единственный жанр у которого нет жестких жанровых критериев единственное требование мнение автора должно быть общественно значимым. Публицистический текст ПТ: факт отношение автора к событию. Задача автора очертить то или иное социальное явление и создать целостное представление о действительности путем обобщения. В самом произведении образ которого складывался по прочтении текста также существуют образы автора и читателя.

Русский

2013-11-17

38.5 KB

25 чел.

Особенности публицистического метода в журналистике 

 Публицистика объединяет журналистские произведения на злободневную, особо востребованную, острую тему. Жанры публицистики обычно относят кавторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, эссе, памфлети др. 
Публицистика основана на реальныхфактах (информационный уровень). Эссе – единственный жанр, у которого нетжестких жанровых критериев, единственное требование – мнение автора должно бытьобщественно значимым. 

Публицистикаподвергается воздействию многих факторов: политических, административных,культурных. 
Публицистическийтекст (ПТ): факт + отношение автора к событию. Задача автора – очертить то илииное социальное явление и создать целостное представление о действительностипутем обобщения.
 
Характеристики ПТ: субъективность,дискуссионность, высокий уровень вариативности, семантической свободы, предполагаетдомысливание. 
Три важных компонента ПТ: 
а)сообщение о новости или возникшей проблеме,
 
б)фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации,
 
в) приемыэмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образномуровне).
 
Признакипублицистики прослеживаются еще в Иллиаде Гомера (8 в. До н.э.).
 
Составные компоненты и характеристикипублицистики: 
Автор-читатель 
·В процессе замыслатекста участвуют реальный автор и воображаемый читатель как элементыкоммуникативного акта.
 
·В самом произведении,образ которого складывался по прочтении текста, также существуют образы автораи читателя.
 
·В процессевосприятиязаняты текст и реальныйчитатель как элементы коммуникативной цепочки.
 
Амбивалентность 
Публицистне сможет убедить аудиторию в правильности своей картины мира, если он в том жетексте будет рисовать совсем другую картину, предназначенную для другойаудитории. Публицистика не предполагает метаний и неопределенности, позициядолжна быть ясна.
 
Это былохарактерно для античной литературы. Там трудно найти элементы осуждения героя.Например, в Медее герой наказан, но не осужден, в ходе равной борьбы. Дляантичности более свойственно полярное восприятие: черное и белое четкоразделены, восприятие действительности более наивное.
 
Использованиенаивного взгляда как художественного приема в публицистике до сих порактуально. Но только в публицистике!
 
Коммуникативные намерения автора 
Изменитьэмоциональное состояние аудитории:
 
·Рассмешить
 
·Разгневать
 
·Шокировать
 
·Удивить
 
·Вывести из равновесия
 
Если врепортаже воздействует факт, то в публицистике – интерпретация фактов.
 
Публицистическиеметоды аргументации: логические и эмоциональные. Первые должнывсе-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным. Аргумент долженбыть: истинным, очевидным (нет возможности разворачивать рассуждения в пределахгазеты), достаточным для доказательства. 
Главное качество журналиста-публициста – критичность,возможность автора высказывать независимые суждения, внутренняя свобода.Главный метод публициста –рассуждение, осмысление. Публицистический текст – сплав мыслей и образа, воснове – живая авторская мысль. 
Автор впублицистике должен быть личностью. Он идентичен личности публициста. Он лицореальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Автор-публицистявляется не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просточеловеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.
 
Публицистикаспособствует отождествлению читателя с поведенческой ситуацией, отраженной втексте, а также самоидентификации с персонажами.
 
Публицистика– это всегда диалог с читателем. Автор должен четко рассчитать эффектвоздействия. В этом и состоит особенность современной российской прессы – онаработает в режиме диалога с аудиторией. 

***

Статья, Корреспонденция, Очерк, Фельетон, Обзор, Рецензия.

В основе публицистического произведения живая авторская мысль. Публицистика в ж-ке применяется при аргументации. Приемы аргументации бывают корректными и некоррект¬ными. При некорректной аргументации не соблюдаются требо¬вания, относящиеся к процессу коммуникации. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и

настроения вместо обоснования тезиса объективными довода¬ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на¬электризовать аудиторию. И личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас¬суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп¬понента.

При директивной функции основной акцент делается на ауди¬торию (адресата), при информативной — на содержание, при фактической — на канал коммуникации, при эстетической — на фор¬му сообщения, при экспрессивной — на автора (адресанта). Сегодня публицистическая идея адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда свя¬занного с выбором. Соответственно и принуждение как метод влияния уступило место внушению и убеждению. Главное воздействие публицистики связано не с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима¬ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре¬мится к увеличению экспрессивного эффекта.

Природа публицистического произведения – в основе живая авторская мысль. Публицистический текст – сплав мыслей и образа. Жанры публицистики обычно относят к авторской или писательской журналистике: статья, обзор, рецензия, корреспонденция и д.р. Особенность современной российской прессы – она работает в режиме диалога с аудиторией.

Публицистический текст имеет 2 характерные особенности:

1. он синтетичен (многообразен)

2. он содержит 3 уровня общения – эмоциональный, рациональный и ценностный.

Публицистические методы

1. на любой факт публицист смотрит как на политический

2. Открытая работа: рассказ об ошибках, поиске решения

3. Неравнодушие к предмету

4. Откровенная тенденциозность

5. сочетание понятия и образа, логического и эмоционального.

Публицистические методы аргументации – логические (документальная аргументация (первичная и вторичная – из 2-х рук) и научные аргументы) и эмоциональные словесный (тропы, детали), картины, персонажи, образ автора (формируется постепенно). Первые должны все-таки перевешивать, иначе текст будет менее доказательным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51286. исследование дисперсии стеклянной призмы 74 KB
  Цель работы: Наблюдение линейных спектров испускания определение показателя преломления оптического стекла для различных длин волн и построение кривой дисперсии этого стекла определение дисперсионных характеристик призмы. Определение зависимости Преломляющий угол...
51287. Изучение явления интерференции света в тонких плёнках на примере колец Ньютона 131.5 KB
  Цель работы: изучение явления интерференции света определение радиуса кривизны линзы с помощью колец Ньютона определение длины волны пропускания светофильтров
51289. Изучение методов получения когерентных источников света искусственным делением фронта световой волны (бипризма Френеля) 42.5 KB
  Цель работы: изучение методов получения когерентных источников света искусственным делением фронта световой волны бипризма Френеля; изучение явления интерференции света; определение длины волны источника света и расстояний между когерентными источниками света. Приборы и принадлежности: источник света светофильтры раздвижная щель бипризма Френеля микроскоп с отсчет ной шкалой оптические рейтеры.Определение длины волны источника света. Вывод: изучили методы получения когерентных источников света искусственным делением...
51290. Иучение явления интерференции света с помощью бипризмы Френеля 52.5 KB
  Цель работы: Изучение методов получения когерентных источников света искусственным делением фронта световой волны бипризма Френеля; изучение явления интерференции света. Приборы и принадлежности: источник света светофильтры раздвижная...
51291. Дифракция света в лазерных лучах 55 KB
  Газовый лазер непрерывного действия ЛГ-75 или ЛПМ-11, рейтер с дифракционными объектами (раздвижная щель, тонкая нить, две взаимно перпендикулярные нити), экран с отсчетными линейками.
51292. Финансы и финансовая деятельность 178.88 KB
  Финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
51294. Изучение поляризации отраженного от диэлектриков света 328 KB
  Цель работы: Изучение свойств света поляризованного при отражении от диэлектриков; изучение законов поляризации света при отражении от прозрачной среды; изучение методов определения показателя преломления диэлектрика по степени поляризации отраженного света...