45606

Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Как и в статье в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы пытается определить еедальнейшее развитие выявить пути решения. Наиболее важное отличиесостоит в том что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется так сказать в голом виде т. Проблема в очерке выступает как преграда которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.

Русский

2013-11-17

50.5 KB

6 чел.

  1.  Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке.

 Сущность очерка во многом предопределена тем,что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское(аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного началавоспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упоравтор делает на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязейвыступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. 

Современномуочерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущербхудожественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е.фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен,сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы,сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя ивосприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересныххудожественных произведений. В этом случае потребность в интенсивнойхудожественной переработке исходной информации нередко становится излишней. 
Предметом отображения вочерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ееразвития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкциипроблемный очерк может быть сходен стаким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такогосходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемнойситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить еедальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяетмногие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пыталисьего отнести. 
Вто же время проблемный очерк всегда можно достаточно
 легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличиесостоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистическихзакономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статьекак жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Наповерхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблемаочень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновенияинтересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться досути проблемы. 
Приэтом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождаетсявсевозможными
переживаниями, как состороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить сутьпроисходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели,отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемнойстатье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфередеятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокоепроникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию тойпроблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке

Очерк

Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.

Таким образом, очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации).

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже и событии  обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного. Как правило, ему свойственна некоторая однобокость. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка. Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные классификации, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла:  документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Существует три основных типа авторского повествования.

1.  Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них.

2.  Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.

·    Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

·    Повествователь – исследователь. Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.

3.  Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Каждая из повествовательных форм призвана выполнять какую-либо функцию, отражать определенную точку зрения на предмет описания. В результате предмет очерка освещается с разных сторон, достигается  объективность описания.

При анализе очерка все стилистически разнородные компоненты рассматриваются и осмысливаются в контексте целого. Их связь и образует стиль отдельно взятого произведения. Тематическая однородность очерка создает и единство стилистического выражения.

В истории русской публицистики очерк известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.

Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер.

По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269].

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке -- это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73630. Риск-менеджмент в организации 144.78 KB
  Рискменеджмент в организации Система управления риском. Развитие концепции управления риском. Общая характеристика системы управления риском. Свойства системы управления риском.
73631. СВІТОВА ВАЛЮТНА СИСТЕМА 376 KB
  Ця мета потребує щоб: окремі країни проводили економічну та фінансову політику яка б сприяла підтриманню збалансованої міжнародної системи платежів; фінансові механізми забезпечували регулювання платіжного балансу; уряди сприяли збереженню рівноваги на ринках іноземної валюти. Основні елементи національної і світової валютних систем Національна валютна система Світова та міжнародна валютні системи Національна валюта Резервні валюти міжнародні рахункові валютні одиниці Умови конвертування національної валюти Умови взаємного конвертування...
73632. Міжнародна міграція робочої сили 206.5 KB
  Міжнародна міграція робочої сили. Регулювання міжнародної міграції робочої сили. Сутність структура та основні риси світового ринку праці Одним із важливих елементів глобальної економічної системи на яку перетворився світ наприкінці другого тисячоліття є міжнародний ринок праці з його уніфікованою шкалою критеріїв щодо якості трудових ресурсів розвитком нових форм зайнятості гнучкістю та надзвичайною мобільністю сукупної робочої сили. Світовий міжнародний ринок праці це система відносин що виникають між державами з приводу...
73633. Міжнародні розрахунки і платіжний баланс 121.5 KB
  Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Стан платіжного балансу визначає попит і пропозицію національної й іноземної валюти в цей момент і він є одним із факторів формування валютного курсу. Прибуткові та витратні статті балансу міжнародних рахунків Прибуткові статті Джерела грошових коштів Витратні статті Способи використання грошових коштів Експорт товарів та послуг Імпорт товарів та послуг Приток капіталу Вивіз капіталу Приватні та...
73634. Реформы А.Н. Косыгина и причины их неудач 73.1 KB
  Для изучения этой системы и хода реформы дают материал интервью взятые у министра легкой промышленности СССР 1965 1980 гг. начальника главного управления трикотажной и текстильногалантерейной промышленности Софьи Николаевны Чупрыгиной. Министерство легкой промышленности СССР являлось такой же частью системы государственного управления как другие министерства и принципы его работы были такими же как у них. он прошел путь от сменного мастера на Ореховозуевском хлопчатобумажном комбинате до министра легкой промышленности СССР.
73635. Ответственность организаций и исполнителей за нарушение метрологического обеспечения 75.5 KB
  Дисциплинарная и материальная ответственность исполнителей за нарушение законодательства о метрологическом обеспечении производства и испытаний продукции Федеральный закон Российской федерации О техническом регклировании постатейный коментарий...
73637. Співвідношення культури та цивілізації 1.5 MB
  Співвідношення культури та цивілізації Певні теоретичні міркування саме під таке розуміння цивілізованості підвів американський соціолог та культуролог Л. Морган намагався відрізняти давні перші цивілізації від сучасної цивілізації яка У базується на наукових знаннях та технічних досягненнях Упередбачає високий рівень культури релігійної свободи демократичних прав правового регулювання міжнародних відносин. Досить резонансною та багато в чому пророчою постала книга Освальда Шпенглера Занепад Європи в якій цивілізація...