45606

Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Как и в статье в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы пытается определить еедальнейшее развитие выявить пути решения. Наиболее важное отличиесостоит в том что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется так сказать в голом виде т. Проблема в очерке выступает как преграда которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.

Русский

2013-11-17

50.5 KB

6 чел.

  1.  Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке.

 Сущность очерка во многом предопределена тем,что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское(аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного началавоспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упоравтор делает на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязейвыступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. 

Современномуочерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущербхудожественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е.фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен,сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы,сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя ивосприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересныххудожественных произведений. В этом случае потребность в интенсивнойхудожественной переработке исходной информации нередко становится излишней. 
Предметом отображения вочерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ееразвития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкциипроблемный очерк может быть сходен стаким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такогосходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемнойситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить еедальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяетмногие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пыталисьего отнести. 
Вто же время проблемный очерк всегда можно достаточно
 легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличиесостоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистическихзакономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статьекак жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Наповерхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблемаочень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновенияинтересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться досути проблемы. 
Приэтом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождаетсявсевозможными
переживаниями, как состороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить сутьпроисходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели,отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемнойстатье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфередеятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокоепроникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию тойпроблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке

Очерк

Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.

Таким образом, очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации).

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже и событии  обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного. Как правило, ему свойственна некоторая однобокость. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка. Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные классификации, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла:  документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Существует три основных типа авторского повествования.

1.  Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них.

2.  Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.

·    Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

·    Повествователь – исследователь. Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.

3.  Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Каждая из повествовательных форм призвана выполнять какую-либо функцию, отражать определенную точку зрения на предмет описания. В результате предмет очерка освещается с разных сторон, достигается  объективность описания.

При анализе очерка все стилистически разнородные компоненты рассматриваются и осмысливаются в контексте целого. Их связь и образует стиль отдельно взятого произведения. Тематическая однородность очерка создает и единство стилистического выражения.

В истории русской публицистики очерк известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.

Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер.

По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269].

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке -- это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...
76546. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения 34 KB
  Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76547. Обзор лингвистических терминов по морфемике и словообразованию 27.5 KB
  Морфема служит для образования новых слов или форм слова и может воспроизводиться в составе слова. Выделить в составе слова его значимые части то есть морфемы корень приставка суффикс окончание В 56 классах школьники знакомится с морфемой и словообр системой как с элементами системы языка. На первых же уроках по изучению морфемики учащиеся учатся различать два понятия словообразование и словоизменение Корень слова основная морфема в которой заключено основное лексическое значение слова. Окончание флексия значимая часть слова изменяемая...
76549. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения 31 KB
  Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...
76550. Методика обучения морфологии. Цели, задачи, методы обучения 30 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...
76551. Методика обучения синтаксису. Цели, задачи, методы обучения 30.5 KB
  Основными единицами являются словосочетание и предложения. Изучение начинается в 5 классе когда рассматривают словосочетание и предложения в пропедовтическом вводный курс курсе: Словосочетание: Обладает номинативной функцией но в отличии от слова характеризует предмет или явление более развернуто. Предложение: школьники знакомится с понятием грамматическая основа предложения однородными членами предложения с постановкой знаков препинания в однородных. Главные члены предложения.
76552. Методика обучения орфографии 34.5 KB
  Методика обучения орфографии. Принципы обучения орфографии: Морфологический принцип во всех словах морфемы пишутся одинаково независимо от их произношения. Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся т. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения.
76553. Методика обучения пунктуации 28.5 KB
  Методика обучения пунктуации. Методика обучения пунктуации. Основная цель обучения пунктуации в школе научить учащихся применять те правила пунктуации которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Усвоение этих правил создает хорошую основу для осуществления этих целей развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации как средство помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств которые в звучащей речи передаются интонационно или очевидно вытекают из ситуации общения.