45606

Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Как и в статье в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы пытается определить еедальнейшее развитие выявить пути решения. Наиболее важное отличиесостоит в том что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется так сказать в голом виде т. Проблема в очерке выступает как преграда которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.

Русский

2013-11-17

50.5 KB

6 чел.

  1.  Анализ конфликтной ситуации в газетном очерке.

 Сущность очерка во многом предопределена тем,что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское(аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного началавоспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упоравтор делает на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязейвыступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. 

Современномуочерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущербхудожественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е.фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен,сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы,сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя ивосприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересныххудожественных произведений. В этом случае потребность в интенсивнойхудожественной переработке исходной информации нередко становится излишней. 
Предметом отображения вочерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ееразвития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкциипроблемный очерк может быть сходен стаким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такогосходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемнойситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке авторвыясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить еедальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяетмногие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пыталисьего отнести. 
Вто же время проблемный очерк всегда можно достаточно
 легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличиесостоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистическихзакономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статьекак жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Наповерхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблемаочень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновенияинтересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться досути проблемы. 
Приэтом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождаетсявсевозможными
переживаниями, как состороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить сутьпроисходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели,отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемнойстатье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфередеятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокоепроникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию тойпроблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке

Очерк

Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.

Таким образом, очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации).

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже и событии  обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного. Как правило, ему свойственна некоторая однобокость. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка. Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные классификации, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла:  документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Существует три основных типа авторского повествования.

1.  Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них.

2.  Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.

·    Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

·    Повествователь – исследователь. Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.

3.  Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Каждая из повествовательных форм призвана выполнять какую-либо функцию, отражать определенную точку зрения на предмет описания. В результате предмет очерка освещается с разных сторон, достигается  объективность описания.

При анализе очерка все стилистически разнородные компоненты рассматриваются и осмысливаются в контексте целого. Их связь и образует стиль отдельно взятого произведения. Тематическая однородность очерка создает и единство стилистического выражения.

В истории русской публицистики очерк известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.

Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер.

По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269].

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке -- это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68502. Мораль, нравственность и этика в системе регулярного поведения 102.99 KB
  Ритуалы и этикет как регуляторы поведения Ритуал магическое действие имеющее космический смысл Основная функция упорядочить взаимоотношения между социумом и Виды ритуалов: календарный погребальный Свадебный рождение ребенка инициации ритуал гостеприимства и обмена дарами ритуальные жертвоприношения...
68503. Этика - внутренняя организационная система 123.88 KB
  Никакие кодексы не будут действовать если они не соответствуют с внутренним ощущением правильного справедливого Будут этики доиндустриального общества пророки учет интересов других людей подчинение младших старшим Индустриальное общество...
68505. Ядерная физика 426.5 KB
  Активность является характеристикой радиоактивного вещества как источника радиоактивного излучения. Поглощенная доза – количество энергии ядерного излучения поглощенное единицей массы вещества. Поглощенная доза не учитывает качественный состав падающего излучения.
68506. Понятие финансового права и его сущность 62 KB
  Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (фин ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
68507. Сущность финансов 116 KB
  Финанстовые отношения многообразны и возникают при формированиии и использовании общегосударственных фондов денежных средств при перераспределении временно свободных финансовых ресурсов между экономически независимыми собственниками на основе спроса и предложения в процессе инвестиционной...
68508. Фізичний рівень передачі інформації: цифрові канали передачі даних 372.5 KB
  Крім того до апаратною складовою комп’ютерної мережі відносяться кабельні системи ліній зв’язку та комунікаційне обладнання що дозволяє об’єднувати окремі сегменти мережі і організовувати інформаційні потоки. Структурована кабельна система Кабельна система є базою для будьякої мережі.
68509. ФІЛОСОФІЯ, ЇЇ ПРЕДМЕТ ТА ФУНКЦІЇ 176.5 KB
  Завдання для самостійної роботи: Доведіть чому кожна людина є філософом хоча й не завжди усвідомлює це Проаналізуйте хто ближче до істини у поясненні суттєвості світу – матеріалісти чи ідеалісти Чим відрізняється релігія наука і філософія Проаналізуйте визначення філософії.