45611

Система планов предприятия и их взаимосвязь

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Изучить типы и виды планирования на торговом предприятии, в т.ч. рассмотреть структуру планов торгового предприятия; перспективное внутрифирменное планирование; среднесрочное и текущее планирование; оперативно-календарное планирование; организационно-иерархическую соподчиненность планов предприятия...

Русский

2015-01-06

176.5 KB

20 чел.

«Система планов предприятия и их взаимосвязь»


Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Система планов предприятия и их взаимосвязь на торговом предприятии…………………........................................................................…5

1.1 Структура планов торгового предприятия…………………………………..5

1.2 Перспективное внутрифирменное планирование…………………………..6

1.3 Среднесрочное и текущее планирование……………………………………9

1.4 Оперативно-календарное планирование…………………………………...10

1.5 Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия..11

2. Система показателей планов торгового предприятия, их взаимодействие с нормативами…………………………………………………………………..…14

2.1 Понятие о плановых нормативах и нормах………………………………..14

2.2 Механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей………..17

3. Анализ системы показателей планов на предприятии ОАО «Тюменский ЦУМ»…………………………………………………………………..…………21

3.1 Краткая характеристика предприятия  ОАО «Тюменский ЦУМ»…….…21

3.2. Виды планов и плановых показателей, используемых на предприятии ОАО «Тюменский ЦУМ»…………………………………………………….....23

3.3 Рекомендации по совершенствованию системы плановых показателей...25

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………...…30

Введение

В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности.

Понятие "планирование деятельности фирмы" имеет два смысла.

Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.

Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.

Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

- высокая нестабильность внешних условий и факторов;

- новый стиль руководства персоналом;

- усиление центробежных сил в экономической организации.

В связи с вышеизложенным тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение системы показателей планов торгового предприятия и их взаимосвязи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить типы и виды планирования на торговом предприятии, в т.ч. рассмотреть структуру планов торгового предприятия; перспективное внутрифирменное планирование; среднесрочное и текущее планирование; оперативно-календарное планирование; организационно-иерархическую соподчиненность планов предприятия;

- исследовать систему показателей планов торгового предприятия, их взаимодействие с нормативами, а именно – изучить понятие плановых нормативов и норм; механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей;

- проанализировать систему показателей планов на примере ОАО «Тюменский ЦУМ»  и дать рекомендации по ее совершенствованию.


Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.

Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. С ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой стороны – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли – продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей .

В настоящее время в современных условиях, для которых характерна экономическая нестабильность, когда периоды развития сменяется периодами кризисов и катаклизмов, от предприятий особенно требуется повышение экономической эффективности их деятельности.

Эффективность деятельности торгового предприятия относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития торговли в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность торговой деятельности представляет собой количественное соотношение двух величин – результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Проблема повышения эффективности деятельности занимает в хозяйственной жизни предприятия одно из центральных мест.        Сущность проблемы повышения экономической эффективности состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Учет, всесторонний анализ и оценка экономических показателей путем сопоставления затратного и прибыльного механизмов являются исходными в определении экономической эффективности деятельности торгового предприятия.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности торгового предприятия.

Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  показать сущность экономической эффективности торговли;
  2.  рассмотреть показатели оценки экономической эффективности;
  3.  оценить организационно-экономические условия деятельности предприятия ООО ТД «Бенат»;
  4.  провести анализ экономической эффективности и систему планирования на предприятии ООО ТД «Бенат».

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является оптовое торговое предприятие ООО ТД «Бенат». Основная деятельность – торговля алкогольной продукцией.

Предметом исследования является диагностика эффективности экономической деятельности торгового предприятия.

В современных условиях большинство предприятий торговли испытывают трудности, обусловленные влиянием инфляции, ростом цен на закупаемые у поставщиков товары, увеличением конкуренции. Продукцию, которую реализует предприятие ООО ТД «Бенат», пользуются спросом, потому что данное предприятие ставит перед собой цель стать популярным местом покупок и престижным работодателем и стремиться к ее достижению.

Методами исследования поставленных в работе задач являются: системный подход, расчетно-аналитический метод, теория организации предприятия.

Теоретической основой исследования являются работы ученых экономистов в сфере анализа финансового состояния, а именно Бланка А.И., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Крейниной М.Н., Погостинского Ю.А. и Погостинской Н.Н. , Савицкой Г.В. , Коха Р.

Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации в сфере хозяйственной деятельности; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные и инструктивные материалы, а также показатели производственно-финансовой деятельности предприятия ООО «Эталон».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе даются понятие, классификация основных средств, роль и значение основных фондов в современных условиях. Также представлена методологическая основа организации анализа основных фондов торгового предприятия, исследована методика расчета показателей состояния, движения и эффективности использования основных фондов.

Вторая глава носит аналитический характер, в ней дается организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия ООО «Электа», проведена оценка структуре управления на предприятии. Кроме того, представлены результаты анализа состава, движения, структуры основных фондов предприятия. Дается оценка эффективности использования основных фондов в ООО «Электа».

В третьей главе работы по результатам практического исследования разработаны мероприятия по повышению эффективности использования основных фондов на предприятии, рассчитан экономический эффект от их внедрения на практике.

Работа выполнена на 84 страницах основного текста, содержит 16 таблиц, 8 рисунков, 8 формул, 2 приложения, список использованных источников и литературы из 52 источников.


1.
Система планов предприятия и их взаимосвязь на торговом предприятии

          1.1 Структура планов торгового предприятия

         Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.

Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства все подразделения разрабатывают свой план, который увязывается с общим планом торгового предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов - одна из наиболее сложных задач планирования.

В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период.

Параллельно действующие структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены о положении дел в смежных подразделениях. Они выполняют задание, указанное в плане, который и служит системой связи.

Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду торговому предприятию при выполнении следующих правил:

- пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

- точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

- наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.

Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана. Планы при этом группируются:

1. По срокам исполнения (рис. 1.1);

2. По функциям назначения:

- коммерческие (сбыт продукции и материально-техническое обеспечение предприятия);

- инвестиционные;

- планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала.

Рис. 1.1. Классификация планов по срокам исполнения

3. По уровням управления предприятием:

- общефирменные;

- по подразделениям;

- планы работ функциональных отделов;

- планы работ участков.

1.2 Перспективное внутрифирменное планирование

В современных условиях стали уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации торгового предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе:

- определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

- внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

- формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;

- совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений торгового предприятия с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.

В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.

В основу при разработке плана кладется:

- анализ перспектив развития торгового предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

- анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособно торговое предприятие на рынке и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям;

- выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии в отрасли торговли должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.

В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из подразделений торгового предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.

Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

1.3 Среднесрочное и текущее планирование

Среднесрочное планирование охватывает пятилетний срок как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируются основные задачи на установленный период, например стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по видам продукции; данные о капиталовложениях и источниках финансирования.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для торгового предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение персонала. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включают показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.

1.4 Оперативно-календарное планирование

В обязанности работников службы оперативно-календарного планирования (ОКП) входят обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и задании на текущую рабочую смену, на ближайшие дни, неделю, месяц, а также организация согласованной работы всего коллектива, при которой каждый работник дополняет другого.

ОКП является развернутым продолжением текущего планирования производства и включает:

- детализацию текущего плана торгового предприятия и доведение его заданий до каждого подразделения, отдела, работника. Планы и графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час;

- организацию доставки на рабочие места товаров для реализации, обеспечение исправности оборудования, подачу энергии, организацию контроля качества;

- обеспечение сплошного контроля за ходом торгового процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев работы на каждом рабочем месте.

Одной из самых распространенных, важных и наиболее сложных функций ОКП является распределение работ по рабочим местам. Оно осуществляется поэтапно: в подразделениях, в отделах торгового предприятия, на рабочих местах. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий и сохранение ритмичной работы предприятия, его функциональных подразделений, участков и рабочих.

Оптимальный вариант распределения по критерию максимальной производительности может быть получен только при использовании экономико-математических методов, т.е. при объективном распределении работ по рабочим местам с использованием соответствующих моделей, выверенных норм и нормативов.

           1.5 Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия

          Целевая ориентация системы планов осуществляется при помощи организационно-иерархической соподчиненности и естественно обусловленной кооперации объектов планирования. Основой системы планов является долгосрочная целевая программа, содержащая главные установочные показатели деятельности структурных единиц и торгового предприятия в целом.

Отдаленные долгосрочные цели дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана, поэтому резко сужается число показателей и степень их точности.

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же как сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, которая объединяет в комплекс весь механизм управления предприятием (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Организационно-иерархическая схема соподчиненности и кооперации планирования

Периодичность плана

Форма заказа

Структура показателей планирования

Ответственные исполнители плана

Оперативно-календарный

Заказы потребителей

Подетально-натуральные нормы и нормативы

Подразделения, отделы

Текущий

Преимущественно заказы потребителей

Натуральные - по видам продукции, стоимостные - подробно, нормы и нормативы, трудовые - подробно

Подразделения, отделы

Среднесрочный

Заказы потребителей, прогнозы

Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы

Функциональные отделы, некоторые отделы

Долгосрочный

В основном прогнозы, частично заказы

Укрупненная номенклатура продукции, объемы финансирования, доход

Функциональные отделы, некоторые отделы

Стратегический

Прогнозы

Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность

Отделы: маркетинга, технический, финансовый

С течением времени цель дробится на отдельные конкретные задания.

Взаимоувязка и взаимная корректировка при расхождении планов различных служб предприятия оперативно осуществляются на протяжении всего периода разработки и выполнения долгосрочного плана. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля, применяемых администрацией и бухгалтерией, достигается, как правило, лишь на завершающем этапе.

Переходя от долгосрочного плана, который разрабатывается на уровне функциональных отделов и администраций, к планам внутренних подразделений предприятия, решают детализированные задачи:

- определение заданий на период планирования и показателей планирования для каждого подразделения, выполняющего, как правило, лишь часть общего плана предприятия;

- выявление и устранение причин несоответствия внутренних планов между отделами;

- разукрупнение обобщенных показателей долгосрочных и среднесрочных планов предприятия при их описании в текущих и оперативно-календарных планах отделов;

- распределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов между подразделениями и отделами и их перераспределение при обнаружении диспропорций.

Главная задача руководителей и специалистов - умело и правильно совместить требования, связанные с выполнением перспективных целевых задач, с текущими повседневными задачами торгового предприятия. В этом залог долговременной успешной работы предприятия.

Классификация планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.


2. Система показателей планов торгового предприятия, их взаимодействие с нормативами

2.1 Понятие о плановых нормативах и нормах

Свободные рыночные отношения основаны на взаимодействии современных законов и нормативов, необходимых плановых требований и показателей, учитывающих интересы производителей и потребителей товаров. Любой из фундаментальных вопросов рыночной экономики может быть наиболее успешно решен с помощью системы планово-экономических нормативов и норм, нацеливающих всякое производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на удовлетворение потребностей людей и получение высокого конечного результата производственно-финансовой деятельности.

Высокие конечные результаты деятельности торгового предприятия должны обеспечиваться на всех этапах маркетинга, планирования, организации, менеджмента, продажи, инвестирования и других видов деятельности предприятия, связанных между собой единой системой планов и норм. Поэтому в рыночных отношениях внутрипроизводственное, или внутрифирменное, планирование становится приоритетной сферой деятельности. Оно позволяет без особых затрат ресурсов составить необходимый план-прогноз выполнения различных работ еще на ранней стадии разработки предстоящего инновационного проекта.

На завершающих этапах проектирования разнообразных видов деятельности планирование служит основой установления уточненных конечных результатов и затрат, выбора оптимальных организационно-управленческих рекомендаций, принятия обоснованных экономических решений о целесообразности применения какого-либо инвестиционного проекта в конкретных условиях производства. Точность и обоснованность принимаемых на всех уровнях управления решений во многом зависит от качества используемых на различных этапах планирования экономических нормативов и норм.

Как отмечается в отечественном энциклопедическом словаре, термин "норма", в переводе с латинского, означает руководящее начало, правило, образец, признанный обязательным порядок, установленную меру, среднюю величину чего-нибудь. А "норматив" - это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятий.

В существующих методических рекомендациях по созданию системы норм и нормативов утверждается, что нормы - это плановые технико-экономические показатели, характеризующие удельные величины расхода материальных, трудовых, финансовых ресурсов или предельные временные величины, утверждаемые в установленном порядке и рассчитываемые на основе анализа развития научно-технических достижений в планируемом периоде, и обеспечивающие высокое качество производимой продукции (выполняемых работ) и экономное использование ресурсов. Нормативами здесь называются величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.

С научных позиций всякий норматив представляет собой единую, средневзвешенную величину расхода экономических ресурсов, сложившуюся в действующих рыночных условиях и обеспечивающую эффективное их использование. Иными словами, норматив - это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации производства и требуемой квалификации персонала. Это значит, что нормативы должны отражать оптимальные или эффективные условия развития отечественного производства и передовые методы выполнения работы. Они служат своего рода мерилом, с которым сравниваются плановые и действительные затраты. Соответственно этому нормативы должны обеспечивать высокую или достигнутую степень эффективности производства, как правило, не ниже установленного рынком нормального или необходимого уровня превышения результатов над затратами. Любой норматив как единая плановая величина может быть применен на уровне предприятия, отрасли и на более высокой ступени хозяйствования. Действующие плановые нормативы поэтому определяют не только величину затрат ресурсов на производство единицы продукции или работы, но и уровень эффективности развития как отдельного предприятия, так и всей рыночной системы либо страны в целом.

Сложившаяся на рынке величина норматива с точки зрения планирования характеризует конечный результат производства, а величина нормы - затраты экономических ресурсов на его осуществление в заданных условиях. Следовательно, норма - это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях. Норма устанавливает индивидуальное значение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях предприятия, его подразделения или другого уровня.

Нормы, в отличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное или внутрифирменное назначение. Они создаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения в заданных отраслевых или корпоративных условиях с учетом взаимодействия конкретных производственно-технических, организационно-экономических, социально-трудовых и многих других факторов. Все применяемые нормы должны всегда соответствовать тем условиям, для которых они были разработаны и предназначены, и пересматриваться в соответствии с изменением нормообразующих производственных факторов.

С практических позиций всякие нормативы и нормы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, классифицируемую по различным признакам.

2.2 Механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей

Планирование и оценка деятельности предприятия осуществляется с помощью оценки показателей. Они определяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданий и ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оценивают напряжённость плана и эффективность его выполнения.

Показатели могут быть:

  1.  Утверждаемые (или директивные) и расчётные.

Количество директивных показателей характеризует степень самостоятельности предприятия в организационно-плановой деятельности.

Расчётные показатели - показатели, которые рассчитываются самим предприятием.

  1.  Качественные и количественные.

Качественные показатели характеризуют работу предприятия:

а) показатели качества продукции;

б) показатели использования всех ресурсов.

Количественные показатели - абсолютные, объёмные значения отдельных показателей:

а) объём реализации;

б) численность рабочих;

в) фонд оплаты труда;

г) валовая прибыль и др.

На их основе рассчитываются качественные показатели.

Соотносимость показателей планирования представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Соотносимость показателей планирования

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВИДАМ ПЛАНИРОВАНИЯ

стратегическое

долгосрочное

текущее

оперативно-календарное

Наименование продукта

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Перечень и количество всей номенклатуры

Подетальный перечень и количество всей номенклатуры

Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат, в рублях

Сумма расходования ресурсов по видам

Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре реализуемой продукции

Нормы расходования ресурсов по видам

Ориентировочные сроки исполнения

Календарные сроки исполнения

Точно установленные сроки исполнения

Почасовые и суточные графики исполнения

Ответственные исполнители, без указания соисполнителей

Ответственные исполнители и соисполнители по видам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам, видам и номенклатуре продукции

Подетальное распределение работ среди исполнителей

Эффективность достижения цели, окупаемость затрат

Превышение дохода над расходами

Сумма чистого дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции

В рыночных отношениях предприятий действует целая система взаимосвязанных планово-экономических показателей и механизмов, определяющих конечный результат всякой производственно-финансовой и социально-трудовой деятельности. Они выполняют весьма важную регулирующую роль в современном производстве и предпринимательстве. От содержания и целевого назначения конкретных плановых показателей, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит не только уровень самого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, но и достигаемые при этом как промежуточные, так и конечные результаты.

В условиях рынка, как известно, главными конечными результатами выступают финансовые показатели, определяющие общую сумму прибыли или дохода предприятия. На величину конечных финансовых результатов воздействуют многие производственные, трудовые, социальные, экономические и иные промежуточные показатели. В соответствии с существующей отечественной теорией и практикой планирования все основные показатели принято группировать по таким направлениям деятельности предприятия, как производство и освоение новой продукции, труд и социальное развитие, материально-техническое обеспечение, инвестирование, финансы, реклама, кредитование и др. Каждый из названных плановых показателей является не только промежуточным с точки зрения финансовых результатов, но и конечным для своей стадии производства или функции планирования. При наличии четкого взаимодействия между исходными, промежуточными и конечными результатами в планово-производственной деятельности предприятий и фирм можно говорить и о существующих экономических механизмах, явлениях и процессах.

Между нормами и планами на всех предприятиях и фирмах в условиях рынка существует весьма прочный механизм взаимодействия. Зарубежный опыт передовых рыночных отношений учит, что все экономические явления, объединенные в однородные группы, бывают тесно связаны между собой. Вполне очевидно, что приобрести на рынке можно лишь то, что уже было кем-то предварительно произведено.

При внутрифирменном планировании необходимо наиболее полно учитывать существование самых разных экономических механизмов и их взаимодействие в современных рыночных отношениях.

В практике рыночного планирования необходимо полнее использовать механизмы взаимодействия всех плановых показателей с конечными результатами для достижения экономии ограниченных ресурсов и роста эффективности производства. Для этого необходимо прежде всего применять научно обоснованные нормы расхода всех ресурсов, в первую очередь затрат рабочей силы, предметов труда и средств труда. Такие прогрессивные нормативы служат основой разработки всех показателей комплексного плана социально-экономического развития предприятия и составления бизнес-плана реализации продукции.

Таким образом, в современных рыночных условиях на предприятиях торговли должны применяться различные по содержанию и назначению плановые нормы и показатели. На государственных и муниципальных предприятиях могут быть использованы как свободные либо расчетные рыночные показатели, так и утверждаемые либо обязательные планы-заказы или государственные (муниципальные) заказы-наряды.

Однако на всех предприятиях и фирмах непременно должны быть обеспечены сбалансированность и равновесие планов по труду и численности персонала, по внедрению новой техники и инвестициям, по доходам и расходам и многим иным взаимосвязанным показателям.

Механизм взаимодействия основных плановых показателей должен быть взаимоувязан не только по различным видам деятельности предприятия, но и по всем стадиям производства, а также времени действия планов. Такое всестороннее взаимодействие плановых показателей будет способствовать достижению на каждом предприятии или фирме высоких рыночных результатов.


3. Анализ системы показателей планов на предприятии

        3.1 Краткая характеристика предприятия

       ОАО «Тюменский ЦУМ»  – осуществляет продажу товаров народного потребления, предлагая по доступным ценам широким слоям населения услуги и продукцию известных отечественных и зарубежных брендов. Будучи самым старейшим и уважаемым торговым центром нашего города, ЦУМ продолжает меняться вместе с ним в соответствии с современными мировыми стандартами.

      На сегодняшний день Центральный Универмаг - один из крупнейших торговых центров Тюмени с общей площадью более чем 20 000 м². Он включает в себя более 50 магазинов. Ежедневно его клиентами становятся до 20 тыс. человек. На четырех этажах ЦУМа представлен широкий ассортимент товаров (более 150 тыс. наименований): мужская и женская обувь и одежда, товары для детей, электротовары, посуда, товары бытовой химии, ювелирные украшения, аксессуары из кожи и ткани, домашний текстиль и множество других товаров как на каждый день, так и подарков и сувениров к памятным датам.

      На предприятии применяется линейно-функциональная (комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания и взаимодействия линейной и функциональной структур. По данному принципу построены практически все организационные структуры управления в торговле и общественном питании.

      Производственно-организационную структуру управления универмага ОАО "Тюменский ЦУМ" изобразим в виде схемы.

      Генеральный директор предприятия осуществляет общее руководство и разрабатывает стратегию развития ОАО «Тюменский ЦУМ».

      Коммерческий директор предприятия осуществляет общее руководство отделом оптово-розничной торговли и подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия.

Заместитель коммерческого директора осуществляет общее руководство отделом оптово-розничной торговли в отсутствие коммерческого директора, заключает договора с поставщиками, контролирует работу универмага ОАО " Тюменский ЦУМ".

Бухгалтер осуществляет учет реализованных товаров, ежемесячно готовит товарный отчет для центральной бухгалтерии.

             

 

Рис.1. Производственно-организационная структура управления универмага ОАО " Тюменский ЦУМ"

         Товароведы осуществляют составление заявок на товар, производят приемку товара, отслеживают правильность оформления получаемых продуктов, соблюдение сроков и условия хранения скоропортящихся продуктов, достоверность сертификации товаров.

Продавцы участвуют в процессе розничной продажи промышленных товаров.

3.2 Виды планов и плановых показателей, используемых на предприятии  ОАО «Тюменский ЦУМ»

План экономического и социального развития рассматриваемого торгового предприятия  ОАО «Тюменский ЦУМ»  состоит  из пяти разделов:

- розничный  товарооборот и товарное обеспечение;

- финансовый план;

- развитие материально-технической базы;

- социально развитие коллективов;

- план по труду.

Планы разрабатываются в виде долгосрочных – до 10 лет, среднесрочных – от трех до пяти лет, текущих – до одного месяца.

В основе планирования – товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров.

Оптовый и розничный товарооборот прогнозируется в следующей последовательности:

  1.  оценивают ожидаемое выполнение плана за текущий год;
  2.  исчисляют среднегодовые темпы товарооборота за два-три года, предшествовавших периоду прогноза;
  3.  на основании анализа первых двух позиций экспертным методом устанавливают в процентах темпы роста (снижения) продажи отдельных товаров (товарных групп на прогнозируемый период).

Умножением объема ожидаемого товарооборота за текущий год на прогнозируемый темп роста продажи рассчитывают возможный товарооборот в прогнозируемом периоде.

Необходимые товарные ресурсы состоят из ожидаемого товарооборота и товарных запасов. Товарные запасы могут измеряться в натуральном и денежном выражении или в днях оборота. Товарные запасы планируют на основе экстраполяции данных по четвертому кварталу за ряд лет.

Товарное обеспечение определяют путем сравнения потребности в необходимых товарных ресурсах и их источников. Необходимые товарные ресурсы рассчитывают как сумму товарооборота, вероятного прироста товарных запасов за минусом естественной убыли товаров и их уценки.

Финансовый план рассматриваемого торгового предприятия  ОАО «Тюменский ЦУМ» включает кассовый план, кредитный план и сметы доходов и расходов. Кассовый план составляю поквартально, в кредитном плане определяют потребность в различных видах кредита, в смете доходов и расходов – по статьям доходы и поступления денежных средств, расходы и отчисления средств.

Объектами планирования материально-технической базы является  техническое оснащение, складское хозяйство, то есть планируются общая потребность в торговой площади, торговых предприятиях, их размещение и специализация, потребность в механизмах и оборудовании, необходимые складские емкости.

Показатели социального развития коллектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условий труда и охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий, развития общественной активности.

Достаточно сложным разделом является план по труду. Необходимо подчеркнуть, что в торговле результатом труда выступает не продукт, а услуга, здесь преобладают затраты живого труда в связи с затруднением механизации большинства трудоемких процессов.

Производительность труда в торговле измеряется показателями среднего товарооборота, приходящегося на одного работника за определенный период времени, то есть сумма товарооборота делится на среднесписочную численность работников. В связи с тем что реализация различных товаров по своей трудоемкости не одинакова, при планировании следует учитывать изменения в товарообороте, индексы цен, ассортиментный состав товаров.

План экономического и социального развития рассматриваемого предприятия включает следующие разделы:

- исходные данные;

- основные экономические показатели работы предприятия;

- техническое и организационное развитие предприятия;

- план закладки продукции на длительное хранение;

- план реализации продукции;

- план розничного товарооборота;

- распределение издержек по завозу, хранению товаров;

- издержки обращения розничной реализации продукции;

- затраты на производства продукции, ее переработку и реализацию;

- численность работников и фонд заработной планы;

- план прибыли от всех видов деятельности;

- распределение дохода;

- распределение прибыли; социальное развитие коллектива;

- финансовый план.

3.3 Рекомендации по совершенствованию системы плановых показателей

Для совершенствовании системы плановых показателей на предприятии ОАО «Тюменский ЦУМ» предполагается внедрить технологию Balanced Scorecard. Сбалансированная система показателей (ССП) – это инструмент стратегического управления, который, путем перевода миссии и стратегии компании в целостную и структурированную систему взаимосвязанных показателей, распространяет стратегические цели на все уровни управления компании, вплоть до каждого сотрудника. Система позволяет решать следующие задачи:

1. Трансформировать стратегию компании в конкретные цели, мероприятия по их достижению и показатели, отражающие степень выполнения поставленных задач.

2 Установить взаимосвязи между стратегическими целями, тактическим и оперативным управлением (например, бюджетным управлением) и системой мотивации.

3. Создать «обратную связь», позволяющую оперативно оценивать жизнеспособность выбранной стратегии и адекватность поставленных стратегических целей. Внедрение информационной системы поддержки процессов стратегического планирования позволяет планировать и отслеживать статус показателей в режиме реального времени.

BSC не заменяет систему мониторинга повседневных параметров, а дополняет ее, являясь одним из инструментов реализации стратегических целей компании.

Основные выгоды для бизнеса:

- согласованность - обеспечивается согласованность целей и задач подразделений со стратегией компании. Менеджмент и сотрудники компании ориентированы на достижение стратегических целей;

- управляемость - мониторинг показателей своевременно поставляет данные, необходимые для оперативного реагирования, а значит, успешного воплощения стратегии компании в жизнь;

- прозрачность - возможность предоставления собственникам и кредиторам информации финансового и нефинансового характера, которая характеризует потенциал компании, ее конкурентные преимущества, позицию на рынке, позволяет точнее оценить стоимость компании.


Заключение

План - центральное звено хозяйственного управления, в котором поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период.

Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду торговому предприятию при выполнении следующих правил:

- пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

- точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

- наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.

Точность и обоснованность принимаемых на всех уровнях управления решений во многом зависит от качества используемых на различных этапах планирования экономических нормативов и норм.

В рыночных отношениях предприятий действует целая система взаимосвязанных планово-экономических показателей и механизмов, определяющих конечный результат всякой производственно-финансовой и социально-трудовой деятельности.

Они выполняют весьма важную регулирующую роль в современном производстве и предпринимательстве. От содержания и целевого назначения конкретных плановых показателей, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит не только уровень самого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, но и достигаемые при этом как промежуточные, так и конечные результаты.

- прибыль от оптовой реализации продукции;

ОАО «Тюменский ЦУМ» занимается, согласно устава общества, розничной торговлей.

На предприятии применяется линейно-функциональная (комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания и взаимодействия линейной и функциональной структур. По данному принципу построены практически все организационные структуры управления в торговле и общественном питании.

План экономического и социального развития рассматриваемого торгового предприятия  ОАО «Тюменский ЦУМ» состоит в из пяти разделов: розничный  товарооборот и товарное обеспечение; финансовый план; развитие материально-технической базы; социально развитие коллективов; план по труду.

В основе планирования – товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров.

Финансовый план рассматриваемого торгового предприятия ОАО «Тюменский ЦУМ» включает кассовый план, кредитный план и сметы доходов и расходов.

Показатели социального развития коллектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условий труда и охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий, развития общественной активности.

Для совершенствовании системы плановых показателей на предприятия предполагается внедрить технологию Balanced Scorecard.

Система позволяет решать следующие задачи:

1. Трансформировать стратегию компании в конкретные цели, мероприятия по их достижению и показатели, отражающие степень выполнения поставленных задач.

2 Установить взаимосвязи между стратегическими целями, тактическим и оперативным управлением (например, бюджетным управлением) и системой мотивации.

3. Создать «обратную связь», позволяющую оперативно оценивать жизнеспособность выбранной стратегии и адекватность поставленных стратегических целей. Внедрение информационной системы поддержки процессов стратегического планирования позволяет планировать и отслеживать статус показателей в режиме реального времени.


Список использованной литературы

  1.  Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2010
    1.  Афитов Э.А. Планирование на предприятии. – М.: Вышэйшая школа, 2011
    2.  Бабич Т.Н., Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии. – М.: КноРус, 2012
    3.  Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Эльга, Ника-Центр, Экслибрис, 2010
    4.  Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело. – М.: ИНФРА-М, 2011
    5.  Брагин Л.А., Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2012
    6.  Бухалков М.И. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2012
    7.  Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. – М.: Академ. Проект, Трикста, 2013
    8.  Греховодова М. Н. Экономика торгового предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
    9.  Иванов Г.Г. Экономика торговли. – М.: ИЦ Академия, 2011
    10.  Ильин А.И. Планирование на предприятии. – М.: Новое знание, 2012
    11.  Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., Дрогомирецкий И.И. Планирование на предприятии. – М.: Вектор, 2012
    12.  Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия. – М.: Новое Знание, 2011
    13.  Либерман И.А. Планирование на предприятии. – М.: РИОР, 2013
    14.  Пивоваров К.В. Планирование на предприятии. – М.: Дашков и К, 2013
    15.  Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2012
    16.  Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. А.Ю. Аванесова– М.: МИИП ТОО "Люкс-арт", 2013
    17.  Экономика предприятий торговли и общественного питания / По ред. Николаевой Т.И., Егоровой Н.Р. – Екатеринбург: Урал. Гос. экон., 2012
    18.  Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. Соломатина А.Н. – М.: ИНФРА-М , 2013


Генеральный директор ОАО «Тюменский ЦУМ
»

оммерческий директор ОАО «Тюменский ЦУМ»

Заместитель коммерческого директора ОАО «Тюменский ЦУМ»

Директор универмагаОАО «Тюменский ЦУМ»

Бухгалтерия универмага ОАО «Тюменский ЦУМ»

грузчики

старшие

продавцы

товароведы

Складские работники

Продавцы,

кассиры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52251. Урок-узагальнення знань з теми «Атмосфера» 62.5 KB
  Обладнання: мультимедійна презентація Вид хмар плакат Космічний простір Ракети демонстраційні картки до конкурсів атласи мультимедійний проектор таблиці: Чисте повітря – запорука здоров’я. Запитання команді Восток Повітряна оболонка нашої планети. у Температура повітря залежить від Кута падіння сонячних променів Прилад для вимірювання напряму і сили вітру. Флюгер Наука що вивчає зміни показників стану повітря.
52253. НАВЧАННЯ АУДІЮВАННЮ З АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 184.5 KB
  Труднощі сприйняття іноземної мови на слух – одна з основних проблем, з якою стикаються учні на початкових етапах навчання. Згодом ця проблема вирішується завдяки постійній практиці.
52255. Композиція музичного твору. Форми в музиці. Сонатна форма 65.5 KB
  Товаром на уроціаукціоні є знання учнів які пропонуються у вигляді лотів. Підготовкою запитань лотів може займатися як сам вчитель так і купці учні. Купці можуть готувати по дватри лоти завдання під керівництвом і контролем учителя. Скарбник після кожного лоту виконаного завдання визначає середній бал кожного акціонерного товариства й записує результати у зведену таблицю.
52256. Аукціон фізичних знань 140.5 KB
  Команда яка швидше записала букви в кінці зірки і прочитала слово отримує 5 балів. Інша команда якщо вона правильно впоралась з завданням отримує 4 бали. Команда прослухавши повідомлення і розглянувши портрет відгадує ім'я вченого. За кожен правильно вгаданий портрет команда отримує по 3 бали.
52257. Організація закупівлі товарів на аукціонах 249.5 KB
  Інструкційно – методична карта практичного заняття № 4 Тема: Організація підготовки і проведення аукціону. Навчальні цілі заняття: ознайомити студентів з планом проведення заняття ; І виявлення знань студентів по темі використовуючи різні форми і методи контролю; ІІ привити практичні навички оформлення акційних документів; ІІ навчити самостійно робити висновки вносити пропозиції щодо організації підготовки та проведення аукціону; ІІІ формувати особу спеціаліста з сучасним економічним мисленням здатну...
52259. Рельєф. Тектоніка. Геологічнабудова. Корисні копалини України 50.5 KB
  Корисні копалини України. Корисні копалини України. прищеплювати любов до України географії. Обладнання: Фізична карта України Тектонічна карта України магнітофон жетони гонг штатив молоточок таблиці атлас України 89 класи призи.