45659

Саморегулирование в рекламе и PR. Этические кодексы в области рекламы и PR

Доклад

Маркетинг и реклама

Этические кодексы в области рекламы и PR. Развитие профессиональной PRдеятельности в России выдвигает потребность выработки Кодекса профессиональной этики. Он регулирует сбор хранение использование и распространение информации о личной жизни также стоит на страже личной тайны семейной тайны тайны переписки телефонных переговоров почтовых телеграфных и иных сообщений физического лица; 2 Гражданский кодекс РФ ч. 3 Гражданский кодекс РФ ч.

Русский

2013-11-17

114 KB

31 чел.

55.Саморегулирование в рекламе и PR . Этические кодексы  в области рекламы и PR.

В процессе PR-деятельности часто появляются большие разногласия между целью и этичностью способов ее достижения. Иногда возникают вопросы по поводу самой цели и ее нравственности. Немаловажное значение имеет и уровень доверия клиента и даже общества к PR-структуре и PR в целом. Поэтому PR-сфера просто не может пренебрегать установленными этическими нормами.

Этика PR-деятельности находится в прямой зависимости от результата.

Никогда не оправдывается использование для достижения PR-цели ложных, вредных или сомнительных орудий. Этические нормы формируются из единого ряда компонентов: в первую очередь это общие этические нормы, которые признаны в развитой среде, обстоятельства поведения человека, не зависящие от его профессии; во вторую очередь – взгляды и стандарты профессионального поведения.

Развитие профессиональной PR-деятельно-сти в России выдвигает потребность выработки Кодекса профессиональной этики.

Процесс PR-деятельности должен вестись с учетом правовых норм, но главенствующее место занимают этические аспекты. Важнейшими принципами делового взаимодействия считаются верность слову и уважительное отношение к партнеру. При нарушении этических норм в работе возможно прекращение деловых контактов. Многогранность PR мешает принятию единого нормативного документа, поэтому правовые основы PR-деятельности в России не имеют своего законодательного акта.

В России каждый работник сферы PR должен знать:

1) Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Он регулирует сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни, также стоит на страже личной тайны, семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица;

2) Гражданский кодекс РФ (ч. 4) Гл. 70 «Авторское право» охраняет авторские права на пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы и иное, созданные сотрудниками PR-подраз-делений в порядке выполнения служебных обязанностей, они являются их собственностью, а права на их использование принадлежат работодателю.

3) Гражданский кодекс РФ (ч. 4) Гл. 76 Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. В PR-сфере важны все аспекты, в том числе и способ придания индивидуальности организации, ее товарам и услугам. Здесь не обойтись без хорошо запоминающегося фирменного знака, при разработке которого необходимо помнить положения данного Закона, который содержит ряд правовых норм, запрещающих использование знаков, аналогичных запатентованным.

В России есть: Закон о СМИ и Закон о рекламе. PR не имеет правового акта, т.к. это слишком обширная сфера. Но как коммуникативная сфера попадает под указы Президента (~законы). Деятельность PR регламентируется рядом законов: 1) Конституция РФ (право на свободу слова, на получение достоверной информации). PR-специалисты подчиняются ей, т.к. граждане РФ. Этика профессии не регламентируется гос-вом. Требование ее выполнения основано на профессиональных, человеческих принципах, невыполнение ведет к формальному наказанию. Этическое регулирование отличает добровольное присоединение к данным этическим нормам, отсутствие регулирования гос-вом.  За невыполнение не следует санкций.

Из закона о рекламе:

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы

Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы

Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:

1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации о рекламе;

3) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

4) применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;

5) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;

6) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;

7) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;

8) разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;

9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;

10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.

Гражданское общество – об-во, в котором доминируют общечеловеческие нормы и правила, а не навязанные гос-вом. В гражданском об-ве сильны императивы этики. Сфера этики: кодексы, хартии, соглашения, принципы (поведения).

В PR:

1) Кодекс проф поведения ИПРА (Венецианский кодекс) – принят в мае 1961 в Венеции на Ген ассамблее ИПРА): включает себя параграфы о: личной и проф честности; отношениях с клиентами и служащими (честность, конфиденциальность инфы, не представлять конкурирующие стороны, нельзя предлагать зависимость гонорара своего от определенных результатов); отношениях со СМИ и общественностью (предоставление правдивой информации); отношениях с коллегами (стучать на нарушителей этики). Афинский кодекс – принят в мае 1965 в Афинах на Ген ассамблее ИПРА (изменен в апреле 1968; в 1965 также принят СЕРП): строгие моральные нормы, даже в личной жизни помнить об имидже профессии.

2) Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс проф поведения в области PR) – принят в Л. 16 апреля 1978 и дополнен 13 мая 1989. О чем: опять строгие моральные и проф нормы; открытость PR-деятельности; воздерживаться от саморекламы; не гарантировать количественных результатов; не платить за публикацию новостей; стучать о нарушениях кодекса; пункты делятся на общие проф обязанности и спец проф обязанности по отношению к: клиентам и нанимателям, СМИ и общественному мнению, коллегам и своей профессии.

3) Римская хартия (Проф хартия ИКО) – октябрь 1991, принята на заседании ИКО в Риме). Структура: Общие положения; отношения с общественностью, СМИ и предст-лями др профессий; отношения с клиентами; с коллегами (указывать копирайт). Сменилась Стокгольмской Хартией (текст упрощен; акцент на поведении, которое ожидается от фирм, занимающихся профессиональной деятельностью).

4) Британский институт PR (IPR). При вступлении в институт практик PR обязывается соблюдать положения Кодекса проф поведения Британского института PR (и тыкать туда носом нанимателя при каждом удобном случае). Кодекс был принят в декабре 1963, пересмотрен в 1985 и в обновленном виде принят в качестве спец резолюции на ежегодной сессии ИПР в апреле 1986.

5) Хельсинкская хартия – ИПРА + СЕРП + ИКО на Всемирном конгрессе PR в Хельсинки одобрили Хартию качества и качественного развития для профессии. Качество в PR – совокупность особенностей и характерных черт PR-услуг, способных удовлетворить потребности в соответствии с проф стандартами. Профессия PR – свод знаний, программ, исследований, этических правил и контроль за их исполнением. Создали для совершенствования профессии ИКПР (IQPR) – М/н институт качества СО. ИКПР разработал Минимальные стандарты качества PR, приняты на этом несчастном конгрессе в Хельсинки, в июне 1997. 4 категории МСК: процесс PR-деятельности; методики, которыми должен владеть пиарщик; то, как исполняются услуги; персональные навыки пиарщика. Направления PR: консультирование; организация мероприятий; выпуск спец продукции; работа со СМИ и др посредниками и исследования. Требования к PR-спецам: университетское образование, выполнять задачи в пределах компетенции; знание языков и терминологии своей и отрасли клиента; знание и участие в общественной жизни; соблюдение проф этики.

6) Декларация проф и этических принципов в области СО (Декларация РАСО) – принята на конференции РАСО в ноябре 1994. Придать цивилизованный характер отечественной практике PR. Структура: общие принципы; взаимоотношения с клиентами; с коллегами. Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на рос рынке услуг по СО (Хартия 11-ти) – подписана рук-лями 11 рос PR-агентств летом 1997 и открыта для присоединения). Оговаривает принципы взаимоотношений с клиентами. Осн цель – формирование ее учаснегами цивилизованных рамок сотрудничества, взаимодействия и существования в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции. Хартия «Политконсультанты за честные выборы» - подписана около 100 рук-лей PR-агентств, исследовательских и консалтинговых структур, индивидуальных консультантов летом 1999. Из Хартии: не помогать баллотироваться бандитам, экстремистам и прочим упырям; способствовать осуществлению избирательных прав честно; не ябедничать на коллег, которые работают на конкурента; всюду пиздеть о Хартии с целью ейной пропаганды. Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области СО - принят на заседании Исп Совета РАСО 26 сентября 2001 в Москве. Структура: общие принципы, взаимоотношения с клиентами, с коллегами (не тырить чужие методики); со СМИ и др профессиями; отношение к профессии.

(журналисты, недавнее)

По книге Кривоносова

«Пиар-текст в системе публичных коммуникаций»

Сегодня известно несколько моделей взаимоотношений пиар-структур и журналистов. Первая такая модель предполагает зависимость прессы или информационного канала прежде всего от представителей власти, чьи пресс-релизы практически полностью и без комментария публикуются и озвучиваются в эфире. Следом за властью наиболее благоприятные условия получают фирмы и организации, с которыми у собственника СМИ существуют определенные отношения и общие интересы. Такая инфа публикуется в том виде, в каком предоставляется журналисту. Третья модель – региональная пресса выражает готовность публиковать свой материал за ту или иную плату. Причем характер публикаций от этого не меняется: это тот же пресс-релиз с указанием заказчика или скрытая «заказуха». Исследователь Г.А.Карташян в этой связи пишет: «Нарушение основополагающих принципов взаимодействия пиар и журналистики приводит к негативным последствиям в развитии эффективных коммуникативных отношений с общественностью. Журка и пиар должны обеспечивать доступ к социальной информации, делая ее более понятной и полезной».

Пиармены-практики считают, что в отношениях со СМИ важными являются «правильное определение целевой аудитории, выработка необходимых ключевых сообщений и правильный выбор каналов информации и правильная организация процесса коммуникации».

Как показывает практика, публикация в прессе не о новых товарах и услугах, а о деятельности субъекта пиар, могут быть оплаченными. «Заказные статьи» - одна из острых проблем современной российской журки. Ворошилов предлагает решение – развитие информационного рыка России, активизация работы пресс-службы, становление и расширение деятельности агентств, занятых реализацией мероприятий пиар, которые бы уже открыто, а не подпольно, по известных расценкам готовили бы заказные материалы фирм (по тому же принципу предлагают легализовать проституцию – прим. В.Г.), установление и контроль этических норм и жесткого правового регулирования в сфере журналистики, рекламы и пиар (есть мнение, что попытка ввести закон о пиар превратит деятельность пиар-специалистов в агитацию, поэтому они всячески противятся кодификации извне).

Чумиков и Бочаров в книге «СО теория и практика» пишут, что задача пиар-специалиста – не оплата заказухи, а управление информационным потоком и создание новостных поводов. Поэтому оптимальные отношения с прессой строятся так: это информационное взаимодействие, когда СМИ размещают инфу бесплатно на основе приемлемого для редакции информационного повода.

В идеале отношения с прессой и другими средствами массовой информации  носят двусторонний характер. Они взаимовыгодны и постоянно возобновляются как журналистами, так и представителями деловых кругов,  отдельных коммерческих, общественных и государственных структур.  Взаимное доверие сторон в этом общении, в этом обмене информацией и  услугами - основа паритетных, равноправных отношений между СМИ  и Паблик Рилейшнз, ПР-агентствами, пресс-центрами, представляющими интересы своих организаций.

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ОТНОШЕНИЙ С ПРЕССОЙ

Взаимная потребность в деловых контактах редакций СМИ и социальных институтов (делового мира) формирует общие принципы этих  отношений (стратегию отношений).ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ отношений подразумевает предоставление  честной и откровенной информации. "Сообщайте прессе как можно  больше, даже сведения конфиденциального характера, а затем оговаривайте, какие моменты нельзя публиковать и почему" СЕНСАЦИОННОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ, относящихся к деятельности фирмы (организации), не всегда организует общественное мнение в  тех направлениях, которые отражают действительные события, правильную их оценку, действительную связь с целевой аудиторией. Сенсация необходима массовым, популярным изданиям (особенно бульварным); другие издания - газеты и журналы деловых кругов, бизнес пресса, а также качественная пресса - предпочитают точную и оперативную информацию прежде всего. Эти издания постоянно нуждаются в  свежих новостях, в информационных материалах, пресс-релизах (содержащих в обязательном порядке новость и выполненных как готовый  информационный материал для печатного издания). В этой связи постоянно снабжать редакции СМИ новостями - стратегическая задача  ПР-агентства, пресс-центра, пресс-секретаря.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ по любому вопросу, затронутому в предыдущих публикациях, в пресс-релизах, всегда должна  быть под рукой у ПР-специалиста, ответственного за связи с редакциями СМИ.ПРОВЕРЯЕМОСТЬ представляемой информации достигается готовностью указать другие источники информации (т.е. не ограничиваться  только "своими собственными", фирменными банками данных).ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС - критерий отбора фирменных новостей для газет и журналистов. Ориентация на общественный интерес,  на интересы целевой группы (для ПР-специалиста), на интересы подписчиков (для журналиста) - общая база взаимопонимания журналистов  и специалистов  Паблик Рилейшнз.ЭТИКА отношений редакций СМИ и ПР-агентств формируется под  влиянием профессиональных традиций мира журналистики, равно как и  этических кодексов деятельности ПР-организаций. Взаимная ориентация сторон на соблюдение "своих" цеховых этических принципов укрепляет, в конечном счете, взаимодействие и сотрудничество к обоюдной  выгоде. Дело в том, что взятые в отдельности этические кодексы  сходятся в одном - в уважении интересов партнера, в корректном  отношении к оппоненту (и конкуренту в том числе). ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ отношений государственных, общественных, бизнес-структур принимают традиционное воплощение в  виде пресс-служб, пресс-центров и различных их модификаций.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА пресс секретаря В РАБОТЕ С ЖУРНАЛИСТАМИ:

1. помнить, что имеешь дело с подготовленными слушателями, знающими существо излагаемой проблемы;

2. учитывать, что журналисты уходят с пресс-конференции задолго до ее окончания не из бравады или фрондерства: они торопятся в  редакции (или - к телефонам), чтобы успеть с отчетом в ближайший  выпуск новостей, поэтому им нужно дать важную информацию в кратком,  деловом стиле изложения;

3. выделять приоритетную информацию (приемы акцентировки подсказывают обстановка и принятые стандарты общения);

4. беречь время журналистов, точно соблюдать объявленный регламент.

NB: Присутствие журналиста на пресс-конференции, встрече и т.п.  означает только интерес к теме, а не обещание обязательной публикации.

ПРИОБЩЕННОСТЬ К КОМАНДЕ руководителя побуждает пресс-секретаря сознательно уходить в тень, на второй план, работая рядом с  лидером. Что бы ни делал пресс-секретарь, реализуя собственное дарование и призвание к организационной работе с журналистами, все его  личные успехи приобщаются к общей репутации руководства, команды,  определенной структуры. Как режиссер умирает в актере, так и пресс- секретарь "растворяется" в официальных заявлениях своего лидера  (включая всякого рода попутные реплики, замечания, оценки и т.п.,  произнесенные шефом). В этом контексте неуместным выглядит СОБСТВЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ пресс-секретаря в связи с какими-то событиями общественно-политических или коммерческих (экономических)  отношений. (Ситуация напоминает официальный прием, на котором  один из приближенных дома появляется в костюме с хозяйского плеча.)  НЕ НУЖНО также вступать в творческое состязание с журналистами,  публикуя наряду с ними аналитические обзоры по итогам тех же самых  пресс-конференций, которые проводил сам пресс-секретарь. В любом  случае, это - уход пресс-секретаря от своих прямых обязанностей (их  суть - организационная работа с журналистами, а не преподнесение им  "образцовой журналистики"). При этом неизбежны суждения о склонности пресс-секретаря злоупотреблять своим положением (в частности - доступом его к тем источникам информации, которые закрыты  для других). Надо оставить и собственные заявления, и собственные  аналитические образы для будущих МЕМУАРОВ, создаваемых после  ухода с должности пресс-секретаря.

Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью


Принят на заседании Исполнительного Совета

Российской Ассоциации по связям с общественностью

26 сентября 2001 года (г. Москва)

Российская Ассоциация по связям с общественностью, основываясь в своей профессиональной деятельности на общечеловеческих ценностях и универсальных правах личности, прежде всего, свободе слова, свободе печати и свободе собраний, а также на уважении права человека на свободный доступ к информации, сознавая свою ответственность перед обществом и законом, в том числе за достоверность, точность и честность распространяемой информации, руководствуясь пониманием важности формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, провозглашает следующие принципы и нормы своей профессиональной и этической деятельности:

1. ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1.1. Деятельность консультанта или агентства, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, должна исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности. Участие в любых мероприятиях, ставящих под угрозу интересы общества или преследующих тайные, необъявленные публично цели, решительно отвергается.

1.2. Практическая деятельность консультанта или агентства по связям с общественностью должна строиться на неукоснительном соблюдении принципов точности, правдивости и добросовестности передаваемой информации. Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение, а также использование ложных или вводящих в заблуждение сведений, распространение информации, причиняющей вред третьим сторонам, или применение ведущих к этому форм и методов работы.

2. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ

2.1. Консультант или агентство, предоставляющие услуги в сфере связей с общественностью, должны придерживаться честного и откровенного подхода в отношениях со своими клиентами или нанимателям. Они не могут одновременно представлять интересы конфликтующих или конкурирующих сторон без их на то согласия.

2.2. Консультант или агентство обязаны соблюдать полную конфиденциальность, строго придерживаться принципа секретности информации, полученной от настоящих, бывших или потенциальных клиентов или нанимателей, кроме тех случаев, когда клиент предоставил такую информацию для публичного использования или дал ясное разрешение на ее разглашение. Ограничения конфиденциальности допустимы только в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством.

2.3. Консультант или агентство по связям с общественностью обязаны открыто заявить о своих обстоятельствах в случае, если их личные интересы или обязательства могут вступить в противоречие с интересами их клиента. Они не должны ориентировать своего клиента на деловые связи с фирмами или организациями, в которых они сами имеют финансовые, коммерческие или любые иные интересы, без предварительного объявления о таковых. Недопустимо получение материального вознаграждения в любой форме от третьей стороны за услуги, выполняемые по заказу клиента или нанимателя, без согласия на то последнего.

2.4. Консультант или агентство не должны предлагать или выплачивать для обеспечения интересов своего клиента, а также способствовать своими действиями тому, чтобы клиент предлагал или выплачивал вознаграждение лицам, занимающим общественные и государственные посты или работающим в организациях, созданных в соответствии с законом, в случаях, когда такое действие несовместимо с интересами общества.

2.5. Консультант или агентство во взаимоотношениях с клиентами не должны:
А) использовать информацию о клиенте с целью получения финансовой или иной выгоды;
Б) оказывать клиенту услуги на условиях, которые могут повлиять на независимость, объективность и честность консультанта или агентства;
В) гарантировать клиенту конкретного результата, если достижение такового не находится под прямым и непосредственным контролем консультанта или агентства;
Г) заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому консультант или агентство гарантируют достижение каких-либо количественных результатов методами и средствами, противоречащими требованиям настоящего Кодекса.

2.6. Если выполнение услуг для клиента или нанимателя может привести к серьезным нарушениям правил профессионального поведения или подразумевает действия, противоречащие принципам настоящего Кодекса, консультант или агентство обязаны предпринять шаги к тому, чтобы немедленно уведомить об этом своего клиента или нанимателя, а также сделать все, чтобы убедить последнего уважать требования Кодекса. Если же клиент или наниматель упорствует в своих намерениях, консультант или агентство обязаны, тем не менее, соблюдать Кодекс вне зависимости от грозящих последствий.

3. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОЛЛЕГАМИ  В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

3.1. В отношениях с коллегами консультант или агентство по связям с общественностью должны избегать нечестной конкуренции. Консультант или агентство не должны умышленно наносить ущерб профессиональной репутации или работе коллег.

3.2. Если у консультанта или агентства есть доказательства того, что другой консультант или агентство виновны в неэтичном поведении или в незаконной, нечестной деятельности и нарушении настоящего Кодекса, они обязаны предоставить эту информацию руководящим органам и профильным комиссиям национальной профессиональной ассоциации.

3.3. Консультант или агентство не должны в своей работе пользоваться методами, унижающими достоинство клиентов или нанимателей другого консультанта или агентства.

3.4. Консультант или агентство не должны публиковать или иным способом распространять на коммерческих условиях методики и технологии, авторство которых принадлежит другому консультанту или агентству, что может быть достоверно установлено, иначе как с письменного согласия последних.

4. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  СО СМИ и ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ

4.1. Консультант или агентство не должны предпринимать действия, могущие нанести ущерб репутации СМИ.

4.2. Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.

4.3. Если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации в соответствии с принципами настоящего Кодекса, консультант или агентство могут сделать это с помощью платной публикации в прессе или заплатив за время вещания на радио и телевидении в соответствии с правилами и практикой, принятыми в этой области.

4.4. В своих взаимоотношениях с представителями других профессий и в других областях общественных отношений консультант или агентство должны знать и уважать правила и практику, принятые в этих профессиях, и соблюдать их в той степени, в которой они совместимы с этикой его собственной профессии и настоящим Кодексом.

5. ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

5.1. Консультант или агентство должны воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации профессии. Они не должны причинять ущерба национальной профессиональной ассоциации, эффективному выполнению ею своих функций, ее доброму имени.

5.2. Долг каждого консультанта или агентства не только самим уважать настоящий Кодекс, но и способствовать тому, чтобы он был широко известен и понятен всем; сообщать руководящим органам и профильным комиссиям национальной профессиональной ассоциации обо всех нарушениях или подозрениях в нарушениях Кодекса, которые стали ему известны.

5.3. Консультант или агентство, которые допускают нарушение настоящего Кодекса другими консультантами или агентствами, будут сами считаться нарушителями Кодекса.

5.4. Контроль за соблюдением консультантами и агентствами настоящего Кодекса осуществляется руководящими органами и профильными комиссиями национальной профессиональной ассоциации, в задачи которых входит решение конфликтных ситуаций в сфере связей с общественностью, и принятие по ним соответствующих мер.

ХАРТИЯ
"Политические консультанты за честные выборы"
Признавая и поддерживая основополагающие принципы чистых и честных выборов, политические консультанты считают своим профессиональным долгом и нравственной обязанностью, соблюдение норм настоящей Хартии и признают необходимым:
1. Способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса.
2. Препятствовать попыткам ограничения прав и свобод, которые являются необходимым условием развития демократических основ российского общества и жизнедеятельности нашего профессионального сообщества.

3. Содействовать осуществлению гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, гарантируемых Конституцией, действующим законодательством и нормами международного права.

4. Осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с действующим законодательством и нравственно-этическими нормами гражданского общества.

5. Препятствовать применению избирательных технологий в интересах групп политических экстремистов, а также представителей криминального мира.

6. Не допускать распространения в ходе избирательных кампаний; заведомо ложных сведений, порочащих достоинство кандидатов в депутаты и на выборные должности. Воздерживаться от дискредитации коллег-профессионалов, выступающих на стороне конкурентов.

7. Препятствовать проникновению в профессиональную среду лиц, использующих методы, противоречащие настоящей Хартии.

8. Внедрять высокие стандарты и принципы профессиональной деятельности организаций и лиц, занимающихся консультированием участников избирательных кампаний.

9. Способствовать пропаганде, распространению и применению норм Хартии среди других представителей профессионального сообщества.

10. Признавать, что данная Хартия является составной частью Хартии всех участников избирательного процесса, и обращаться ко всем, кто профессионально связан с организацией и участием в предвыборных кампаниях, с призывом - поддержать принципы Хартии "За честные и чистые выборы"

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ - КОДЕКС IPRA

Принят Международной ассоциацией ПР (IPRA)

на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г.

и является обязательным для всех членов Ассоциации

А. Личная и профессиональная честность
Под личной честностью принято понимать поддержание высоких нравственных норм и хорошей репутации. Под профессиональной честностью понимается соблюдение Конституции, правил и в особенности настоящего кодекса, принятого IPRA.

Б. Отношения с клиентами и служащими
1. Основной долг каждого члена IPRA — поддерживать честные отношения с клиентами и служащими, бывшими или нынешними.
2. Член IPRA не должен представлять интересы одной из конфликтующих или соперничающих сторон без согласия на то всех заинтересованных сторон.
3. Член IPRA обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию, доверенную ему нынешними или бывшими клиентами или служащими.
4. Член IPRA не должен пользоваться методами, унижающими достоинство клиентов или нанимателей другого члена IPRA.
5. При выполнении своих обязанностей для клиента или нанимателя член IPRA не должен принимать гонорара, комиссионных или других видов ценного вознаграждения за предоставляемые услуги от кого бы то ни было, кроме клиента или нанимателя, без согласия его клиента или нанимателя, данного после полного выяснения всех обстоятельств.
6. Член IPRA не должен предлагать потенциальному клиенту или нанимателю, чтобы его гонорар или иное возмещение зависело от достижения определенных результатов; он не может вступать ни в какие соглашения с этой целью.

В. Отношения с общественностью и СМИ

1. Член IPRA должен осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с интересами общества и с полным уважением к достоинству личности.
2. Член IPRA не должен заниматься никакой деятельностью, которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.
3. Член IPRA обязан при любых обстоятельствах предоставлять всестороннюю и правдивую информацию об организации, в которой он работает.
4. Член IPRA не должен создавать никакой организации, призванной служить какой-либо декларированной цели, но на самом деле служащей особым скрываемым или частным интересам другого члена, его клиента или нанимателя; он не должен также извлекать пользу из таких интересов или любой такого рода организации.

Г. Отношения с коллегами

1. Член IPRA не должен намеренно наносить ущерб профессиональной репутации или работе другого члена. Однако если у члена IPRA есть доказательства того, что другой член виновен в неэтичном поведении или в незаконной или нечестной деятельности и нарушении настоящего кодекса, он обязан предоставить эту информацию Совету IPRA.
2. Член IPRA не должен стремиться заменить другого члена в работе с нанимателем или клиентом.
3. Член IPRA должен сотрудничать с другими членами в соблюдении и выполнении положений настоящего кодекса.

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ PR

(КОДЕКС СЕRР)

Принят Генеральной ассамблеей Европейской конфедерации PR (СЕRР)

в Лиссабоне в апреле 1978г. и дополнен в мае 1989г.

ЧАСТЬ I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников PR, налагаемые на них настоящим Кодексом
Статья 1
Каждый профессиональный член национальной ассоциации, принятый в нее согласно правилам данной ассоциации, считается практическим работником сферы PR, обязанным следовать установлениям настоящего Кодекса.

ЧАСТЬ II. Общие профессиональные обязанности
Статья 2
В своей деятельности практический работник PR обязан уважать принципы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека, и в особенности свободу слова и свободу печати, которые способствуют осуществлению права личности на получение информации. Таким же образом он обязан действовать в соответствии с интересами общества и не причинять ущерба достоинству и чести личности.
Статья 3
В своей деятельности практический работник PR должен выказывать честность, интеллект и лояльность. В частности, он обязан не использовать информацию или комментарии, если считает, что они являются ложными или вводящими в заблуждение. Таким же образом он должен проявлять осторожность, чтобы не применять даже случайно формы и методы работы, несовместимые с настоящим Кодексом.
Статья 4
Вся деятельность в области PR должна вестись открыто, быть легко опознаваемой, иметь ясные указания на свое происхождение и не иметь тенденций к введению в заблуждение третьих сторон.

Статья 5
В своих взаимоотношениях с представителями других профессий и в других областях общественных отношений практический работник PR должен уважать правила и практику, принятые в этих профессиях или занятиях, в той степени, в которой они совместимы с этикой его собственной профессии.
Практический работник PR должен уважать национальные кодексы профессионального поведения и законы, действующие в той стране, где он работает, а также должен воздерживаться от саморекламы.

ЧАСТЬ III. Специальные профессиональные обязанности

По отношению к клиентам и нанимателям
Статья 6
Практический работник PR не будет представлять интересов конфликтующих сторон без согласия на то заинтересованных клиентов или нанимателей.

Статья 7
В своей деятельности практический работник PR должен соблюдать полную конфиденциальность. Он обязан строго соблюдать профессиональную тайну, в частности не разглашать никакой конфиденциальной информации, полученной от своих клиентов или нанимателей, бывших, настоящих или потенциальных, или же использовать такую информацию, не имея на это права.

Статья 8
Практический работник PR, имеющий какие-либо права или интересы, которые могут противостоять интересам его клиента или нанимателя, обязан обнародовать их как можно раньше.

Статья 9
Работник PR не должен рекомендовать своему клиенту или нанимателю услуги любой фирмы или организации, в которых ему принадлежат финансовые, коммерческие или другие права и интересы, без предварительного объявления о таких своих правах и интересах.

Статья 10
Работник PR не должен заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому работник гарантирует какие-либо количественные результаты.

Статья 11
Работник PR может принимать вознаграждение за свои услуги только в форме заработной платы или гонорара, но ни в коем случае не должен принимать плату или другое материальное вознаграждение в зависимости от профессиональных результатов.

Статья 12
Работник PR не должен принимать никакого вознаграждения за услуги своему клиенту или нанимателю от третьей стороны — например, в виде скидки, комиссионных или оплаты товаров, а также натурой, — кроме как по согласованию с клиентом или нанимателем.

Статья 13
Если выполнение задания по PR может привести к серьезным нарушениям правил профессионального поведения или подразумевает действия и поведение, противоречащие принципам настоящего Кодекса, практический работник PR обязан предпринять шаги к тому, чтобы немедленно уведомить об этом своего клиента или нанимателя, а также сделать все от него зависящее, чтобы убедить последнего уважать требования Кодекса. Если же клиент или наниматель упорствует в своих намерениях, работник PR обязан тем не менее соблюдать Кодекс вне зависимости от грозящих последствий.

По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации
Статья 14
Дух настоящего Кодекса и правила, изложенные в предыдущих статьях, особенно в статьях 2, 3, 4 и 5, подразумевают постоянную заботу практического работника PR о соблюдении права на информацию и, более того, его долг поставлять информацию в рамках профессиональной конфиденциальности. Правила предполагают также уважение прав и независимости СМИ.
Статья 15
Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение или его представителей. Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.

Статья 16
Если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации в соответствии с принципами настоящего Кодекса, практический работник PR может сделать это с помощью платной публикации в газете или заплатив за время вещания по радио в соответствии с правилами, практикой и методами пользования, принятыми в этой области.

По отношению к коллегам — работникам PR

Статья 17
Работник PR должен воздерживаться от нечестной конкуренции с коллегами. Его действия или слова не должны наносить ущерба репутации или деятельности коллеги — работника PR при условии выполнения им своих обязанностей.

По отношению к своей профессии

Статья 18
Работник PR должен воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации его профессии. В особенности он не должен причинять ущерба своей национальной ассоциации, эффективному выполнению ею своих функций, ее доброму имени — ни злонамеренными нападками, ни» нарушением ее устава или правил.
Статья 19
За репутацию профессии отвечает каждый член Ассоциации. Долг каждого работника PR не только уважать самому настоящий Кодекс, но и:
а) способствовать тому, чтобы этот Кодекс был более широко известен и понятен всем;
б) сообщать компетентным властям, занимающимся дисциплинарными вопросами, обо всех нарушениях или подозрениях в нарушениях Кодекса, которые стали ему известны;
в) применять все имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы обеспечить соблюдение постановлений этих властных структур и эффективное применение санкций.
Любой практический работник PR, который допускает нарушение настоящего Кодекса другими, будет сам считаться нарушителем этого Кодекса.

Этика и профессиональные стандарты в СО.

Особенностью паблик рилейшнз, в отличие от других коммуникативных профессий, является то, что PR не контролируется специальными законодательными актами. (Так в журналистике существует Закон о СМИ, в рекламе – Закон о рекламе). Деятельность в сфере PR находится под контролем довольно большого числа правовых документов косвенного порядка. Именно поэтому для формирования зрелых связей с общественностью так важен комплекс этических регуляторов. В этот комплекс входят различного рода кодексы, хартии, протоколы и т.п. профессиональных организаций, внутрифирменные документы этического свойства (правила делового поведения, миссии организаций и т.д.), неформальные соглашения между участниками бизнеса. Виды Кодексов профессионального поведения PR-специалиста: Афинский и Лиссабонский кодексы IPRA, Римская Хартия ICCO и АКОС, Кодекс профессиональных стандартов PRSA, Декларация этических принципов РАСО и другие. Кодекс  профессионального поведения был принят Международной ассоциацией PR (ИПРА) на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 года и является обязательным для всех членов Ассоциации. От членов ИПРА также требуется соблюдение этического кодекса, известного как Афинский кодекс, поскольку он был принят в Афинах Генеральной ассамблеей ИПРА в мае 1965 года. В него были внесены некоторые изменения в апреле 1968 года. Афинский кодекс был также принят Европейской конфедерацией PR в 1965 г

Согласно этому Кодексу, каждый член ИПРА обязан соблюдать строгие моральные нормы, такие как: «Относиться с должным уважением и соблюдать человеческое достоинство, признавать право каждого на собственное суждение. Всегда помнить о том, что его поведение, даже в личной жизни, в связи с важностью отношений между его профессией и обществом - будет иметь влияние на то, как эта его профессия воспринимается в целом». Он должен стремиться к тому, чтобы «при исполнении своих профессиональных обязанностей соблюдать нравственные принципы и положения «Всеобщей декларации прав человека».

Реалии же современной России предъявляют новые требования к взаимоотношениям журналистов, СМИ и специалистов в области PR. До сих пор взаимодействие журналистов и PR-cлужб строилось зачастую без соблюдения принципов профессиональной этики. В результате сильно пострадала общественная репутация обеих профессий, резко снизился уровень доверия общества к информации, исходящей, как от журналистов, так и от PR-служб. Очевидно, что, продолжая действия в таком ключе, и журналисты, и PR-cпециалисты не смогут эффективно решать свои профессиональные задачи. Но сегодня можно констатировать, что российское PR-сообщество делает уверенные шаги в направлении установления более четких границ профессиональных стандартов в СО. К этим шагам стоит отнести создание в России в 2000 году общественного комитета по сертификации пиарменов, в который вошли представители всех национальных организаций (РАСО, АКОС, РАРА и др.), и появление Кодекса профессиональной сертификации специалиста по связям с общественностью.

В сентябре 2001 года исполком Российской ассоциации по СО принял первый Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Кодекс определил общие профессиональные принципы в сфере PR, а также принципы взаимодействия с журналистами, клиентами, различными профессиональными группами. Один из постулатов этического закона гласит, что деятельность PR-субъекта «должна исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести и достоинству личности». В кодексе отмечается также ряд правил, регулирующих взаимоотношения внутри PR-цеха. Например: PR-специалист не должен наносить ущерб профессиональной репутации своих коллег, ровно как и унижать достоинство их клиентов, не должны порочить доброе имя национальной проф. ассоциации. Одной из мер наказания за проф. Нарушения является отзыв сертификата специалиста по СО, широкое освещение в прессе данного факта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54413. Лікарські рослини у житті людини. Збирання і заготівля лікарських рослин 79.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про лікарські рослини їх значення в житті людини формувати в учнів вміння і навички збору лікарських рослин їх зберігання. Обладнання: таблиці; гербарні екземпляри різних лікарських рослин дидактичний матеріал книги: Травы дарующие здоровье лікарські трави. Основні терміни і поняття: лікарські рослини фармакологія хімікофармацевтична промисловість.
54414. ВИКОРИСТАННЯ МУЛЬТИМЕДІЙНИХ ЗАСОБІВ НАВЧАННЯ НА УРОКАХ ФІЗИКИ 946 KB
  Мета: –навчити використанню операторів циклу при опрацюванні результатів лабораторної роботи Визначення модуля пружності гуми; –розвити навики роботи у середовищі Turbo Pscl; –виробляти вміння узагальнювати вивчений матеріал; –виховувати в учнів уважність та відповідальність при виконанні завдань. Організаційний момент Викреслення мети основних завдань уроку ознайомлення з обладнанням необхідним для проведення лабораторної роботи та опрацювання результатів вимірювань. Виконання лабораторної роботи. Для виконання лабораторної...
54415. Модульное обучение на уроках химии 38.5 KB
  Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс обеспечить его целостность в реализации целей обучения развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной научнопопулярной и справочной литературой в результате обучения. Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество ибо модуль как целостное единство содержания и технологии его изучения реализуется через комплекс технологий...
54416. Мохоподібні: будова, різноманітність, значення в природі та житті людини 1.32 MB
  Навчальна: ознайомити учнів з характерними рисами мохоподібних, особливостями розмноження, їхнім значенням у природі та господарстві людини. Розвиваюча: розвивати логічне та біологічне мислення, вміння працювати з дидактичним матеріалом, малюнками, схемами, таблицями, аналізувати спостереження та робити висновки. Виховна: сприяти формуванню основних уявлень про наукове пізнання світу, розвитку інтересу до вивчення природи; виховувати в учнів уміння слухати, культуру мови та спілкування.
54417. Молодь за здорове майбутнє. Виховний захід 41 KB
  Епіграф: Немає друга рівного здоров’ю; Немає ворога рівного хворобі Давньоіндійське прислів’я Обладнання: комп’ютер мультимедійний проектор екран плакати з написами Хід заходу Вихователь. Люди кажуть один одному при зустрічі: Доброго Вам здоров’я. Вони бажають один одному здоров’я.
54418. ІННОВАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ ВИЯВЛЕННЯ, НАВЧАННЯ І ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ ОБДАРОВАНОЇ МОЛОДІ 367 KB
  Профільне навчання в сучасній школі як технологічне рішення по створенню розвивального середовища для обдарованої молоді. Теоретичний аналіз світового досвіду профільної диференціації навчання.Сутність мета і принципи профільного навчання.
54419. Молюски 137.5 KB
  Мета: перевірити та узагальнити знання учнів з теми, сприяти застосуванню теоретичного матеріалу, виховувати вміння звертатися до свого досвіду, розвивати творчу активність, пізнавальні інтереси учнів, продовжувати формувати вміння працювати з роздатковим матеріалом, додатковою літературою, порівнювати, узагальнювати, робити висновки.
54420. Тип Молюски 377 KB
  Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни их значении в экосистемах и для человека ; Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать сравнивать логически мыслить делать выводы; Воспитывать бережное отношение к природе развивать экологическое мышление; формировать культуру общения поддерживать психологический микроклимат доверия толерантного отношения друг к другу. Учащиеся должны знать: Общие признаки...
54421. Money 147.5 KB
  So, we need many things to be happy and one of them is money . Today we are going to talk about money and everything connected with it. You know how important money is in our life. Practically all our life is based on money. The majority of relations in the modern world are based on money.