45661

Правовое регулирование журналистской деятельности. Закон РФ «О средствах массовой информации» и другие правовые акты

Доклад

Маркетинг и реклама

PRдеятельность основывается на законодательных актах федерального значения одним из которых является Закон РФ О средствах массовой информации далее Закон О СМИ так как СМИ является одним из инструментов этого вида деятельности. Закон О СМИ рассматривает понятие массовости для периодических печатных изданий а также регламентирует деятельность электронных средств массовой информации включая Интернет. Положения Закона РФ О СМИ рассматривают такие основополагающие понятия как свобода недопустимость цензуры и злоупотребления...

Русский

2013-11-17

68.5 KB

12 чел.

57. Правовое регулирование журналистской деятельности. Закон  РФ «О средствах массовой информации» и другие правовые акты.

PR-деятельность основывается на законодательных актах федерального значения, одним из которых является Закон РФ «О средствах массовой информации» (далее Закон «О СМИ»), так как СМИ является одним из инструментов этого вида деятельности.

Закон «О СМИ» рассматривает понятие массовости для периодических печатных изданий, а также регламентирует деятельность электронных средств массовой информации, включая Интернет.

Положения Закона РФ «О СМИ» рассматривают такие основополагающие понятия, как свобода, недопустимость цензуры и злоупотребления свободой СМИ. Также в гл. 1 Закона дается определение основным составляющим СМИ (печатные изделия, теле-, видео-, радио программы и др.). Статья 6 разъясняет применение данного Закона к деятельности СМИ.

Деятельность СМИ не подлежит ограничениям, за исключением тех положений, которые предусматриваются законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Закон «О СМИ» содержит ряд ограничений, основаниями для которых служат соблюдение государственной тайны или другой специально охраняемой законом тайны; охрана частной жизни; обеспечение безопасности и целостности государства; охрана здоровья; уважение прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций, необходимость соблюдения принципов равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д. (ст. 49 «Обязанности журналиста» Закона РФ «О СМИ»).

Статья 4 Закона «О СМИ» говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, что очень важно учитывать при проведении политических мероприятий в рамках PR, а также определяет поведение PR-специалистов во время проведения предвыборных кампаний. Пункт «б» ст. 22 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» допускает возможное ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры.

Закон «О СМИ» дает базу для законности деятельности журналиста, четко ограничивая его права и обязанности.

В рамках этого закона гарантируются соблюдение авторских прав и конфиденциальность источников информации.

Последняя глава Закона «О СМИ» рассматривает меру ответственности и возможное наказание при незаконном ведении деятельности.

(Михайлов)

Принципиальные основы в законе:

  •  Свобода мысли и слова;
    •  Запрет на антигуманную пропаганду;
    •  Запрет на цензуру;
    •  Беспрепятственное движение любой информации, кроме гос. тайны;
    •  Идеологический плюрализм.

Закон о СМИ регламентирует и регулирует массовую информационную деятельность СМИ.

Предшествующий закон СССР «О печати и других СМИ» 1990.

Акценты:

  •  Данный закон защищает редакционные коллективы от вмешательства из вне;
  •  Описывает механизмы взаимодействия СМИ в редакции с государствами, организациями и пр.;
  •  Гарантирует защиту чести, достоинства, здоровья и творческую независимость журналиста;
  •  Права и обязанности журналиста перед обществом.

Другие нормативные документы:

  •  Закон о государственной тайне, 1993 год.
  •  Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, 1994.
  •  Об информации, информатизации и защите информации, 1995 год.
  •  Закон о рекламе, 2006 год.
  •  О государственной поддержке СМИ и книгоиздании РФ, 1995.

(Что было)

Статья 29 Конституции Российской Федерации (РФ) закрепила свободу массовой информации, использовав краткую, но емкую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Также статья гарантируют «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Конституция гарантирует свободу мысли и слова; недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В части первой статьи 47 Закона о средствах массовой информации закреплены права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям. Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также свободу экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в статьях 8, 34 и 35 Конституции РФ, а также принцип идеологического разнообразия (ст. 13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В роли конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п.3 ст. 41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (п.1 ст. 44), открытость заседаний палат Федерального Собрания (п.2 ст.100), открытость судопроизводства (п.1 ст. 123) и т. д.

Конституцией РФ также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (п. 2 ст. 51), что уже заранее было предусмотрено Законом о СМИ, закрепившим обязанности журналиста и редакции по сохранению конфиденциальности информации и ее источника (ст. 42; абзац 5 части первой ст. 49). Таким образом, ныне преодолено противоречие между нормами Закона о СМИ и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

«Конституция - скрижаль политической свободы. Непосредственное действие ее норм закреплено в ст. 18. Несмотря на то, что в формуле «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» законодатель допустил юридическую неточность (непосредственно действующими могут быть нормы, а не права), данное положение открывает широкие перспективы. Оно позволяет в правоприменительной деятельности, в том числе в судебных процессах, использовать ссылки на нормы Конституции РФ, что существенно обогащает арсенал юридических средств защиты”.

Прямая имплементация международно-правовых норм закреплена в п. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Эта идея получает развитие в п. 1 ст.17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п.3 ст. 46). Наконец, в п. 4 ст.15 устанавливается приоритет международных договоров (участницей которых является Россия) над положениями внутреннего законодательства. Правда, случаи непосредственного применения судами международно-правовых, как, впрочем, и конституционных норм, пока весьма редки.

Применительно к свободе массовой информации, эти конституционные нормы означают прежде всего непосредственное действие на территории РФ статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. В связи со вступлением России в Совет Европы и с учетом вышеприведенных доводов непосредственно влияющими на содержание свободы массовой информации становятся также нормы соответствующих общеевропейских актов и практика их применения. Прежде всего это касается Европейской конвенции о защите прав человека. Кроме того, существует целый ряд решений Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), касающихся конкретного воплощения свободы массовой информации.

Очертив круг конституционных норм, в большей или меньшей степени влияющих на содержание свободы массовой информации, мы можем прийти к заключению, что в данном случае имеем дело с конституционным институтом. В свою очередь, этот институт играет роль структурообразующего фактора, интегрирующего различные по своему местоположению в законодательстве правовые нормы в единую систему взаимосвязанных, взаимодополняющих по своему назначению норм, регулирующих относительно обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования СМИ.

Номинально определить данную систему в категориях теории права можно как новую отрасль законодательства - массово-информационное право.

Начиная с принятия Закона о СМИ и по сей день эта отрасль российского законодательства переживает стадию бурного становления. При этом формально соблюдается принцип верховенства Закона о СМИ, согласно которому все другие законодательные акты о издаются в соответствии именно с ним (ч. 1 ст.5). Наличие этого принципа свидетельствует о том, что законодатель стремился придать Закону о СМИ структурообразующий характер, фактически признав за ним качества отраслевых основ законодательства.

Отсюда следует, что всякие коллизии между Законом о СМИ и другими актами, составляющими данную отрасль, должны разрешаться в его пользу. Однако законодатель вправе устранить коллизию и иначе, внеся необходимые коррективы в Закон о СМИ, который, разумеется, не является «священной коровой». Именно так поступила Государственная Дума 15 декабря 1994 года, когда одновременно с принятием закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» внесла соответствующие изменения в несколько статей Закона о СМИ (работа над этим законом продолжается и по сей день).

Ныне существует уже значительное число законов, касающихся отдельных видов СМИ или отдельных аспектов их деятельности: «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания», «Об экономической поддержке районных (городских) газет» и др. В некоторых из них, например, в упомянутом Законе «О порядке освещения...» прямо указывается на его принадлежность к законодательству о СМИ, в других такое упоминание отсутствует. Так, в Законе «О государственной поддержке...» хотя и не указывается, к какой отрасли законодательства он относится, однако все основные термины и понятия взяты из Закона о СМИ.

Значительное число норм, в большей или меньшей степени затрагивающих статус СМИ, содержится в законах РФ «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «О рекламе», «О таможенном тарифе», «Об обязательном экземпляре документов», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О референдуме в РФ», а также в кодексах: Гражданском, Уголовном и процессуальных, об административных правонарушениях и т. д. Кроме того, в законодательстве «распылено» немало единичных норм, касающихся, например, льгот по налогообложению прибыли, полученной редакциями СМИ от производства и распространения их продукции.

Помимо законов, статус СМИ на федеральном уровне определяется также многочисленными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Центризбиркома, а иногда и ведомственными инструкциями.

Согласно главе 4 Закона о СМИ «Редакция вправе запрашивать в устной или письменной форме органы государственной власти, ведомства, организации, учреждения, должностных лиц информацию об их деятельности, и те обязаны беспрепятственно ее представлять так же в устном или письменном виде путем проведения пресс-конференции, рассылки справочных и статистических материалов.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

В таком случае представителю редакции вручается запрашиваемой стороной в трехдневный срок после получения письменного запроса уведомление, в котором должны быть указаны причины отказа, а также должностное лицо, сделавшее это.

Допускается отсрочка выполнения запроса редакции на информацию, если требуемые сведения не могут быть предоставлены в течение семи дней».

 В 1992 году закрепила право на информацию за журналистами статья 38 Закона РФ «О СМИ», «а на долю граждан «выпало» лишь вторичное правомочие - возможность информирования через СМИ. Каково же конкретное правовое содержание этой законодательно установленной журналистикой привилегии? Во-первых, это четко определенный круг обязанных субъектов, которые должны представлять информацию о своей деятельности средствам массовой информации. Это государственные и общественные органы и организации, а также их должностные лица. Следовательно, все иные, то есть не входящие в это число органы и (или) организации и их должностные лица, по действующей «букве закона», не связаны юридической обязанностью представлять СМИ для передачи гражданам «достоверные сведения» о своей деятельности. В этой связи многочисленные обвинения, раздающиеся до сих пор в адрес СМИ по поводу их нереализованных возможностей соответствующей информацией предупредить граждан, несущих «свои кровные» в различные «Инвесты», «МММ» и прочая, по-человечески понятны... Но, как видим, закон пока не предоставил даже СМИ соответствующих правомочий для обеспечения необходимой и достаточной финансовой открытости хотя бы тех субъектов рыночных отношений, чья деятельность напрямую затрагивает финансовые интересы граждан.

Действующий с февраля 1995 года Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» также не решает эту проблему. Дело в том, что в гарантированный круг сведений, предоставляемый «каждому» в соответствии со статьями 12 и 13 этого Закона, входят только сведения из государственных информационных ресурсов“. Что же касается правомочий пользователя иных информационных ресурсов, то законодатель целиком делегировал право их установления собственникам ресурсов. Именно собственник, в соответствии с этим законом, определяет «порядок, правила и условия» предоставления информации своим пользователям. Ни о каком законодательно установленном минимуме обеспечения информационной прозрачности, необходимом, например, для вкладчика многочисленных негосударственных банковских структур, речи в законе не идет. Спасение утопающих... - их проблемы. Видимо, потребности реализации конституционной нормы о праве каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» требует внесения соответствующих корректировок и в Закон «Об информации...». Но фундаментально эту проблему призван решить внесенный Президентом России Б. Ельциным в Государственную Думу в июне 1996 г. проект Федерального закона «О праве на информацию». Этот законопроект устанавливает условия и порядок реализации права на информацию, обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы по обеспечению реализации права каждого на информацию. Законопроект Российской Федерации «О праве на информацию» обрел силу закона в сентябре 1997 года (он был принят Государственной Думой в первом чтении. Но Россия в этом качестве и так сильно отстала. Наша северная соседка Швеция аналогичные проблемы начала решать еще в 1776 г., впервые в мире, причем на конституционном уровне, установив систему публичного характера официальных документов властных структур и тем самым открытый для всех граждан характер отправления государственной власти.

К сожалению, журналистское сообщество еще довольно «вяло» использует законодательно установленные возможности защиты своего права на информацию. Хотя сегодня журналисты  все чаще прибегают к защите своих прав, и ярким доказательством тому служит активная деятельность Судебной палаты по информационным спорам (СПИС).

Закон РФ «О СМИ» содержит также несколько правовых норм, устанавливающих ряд ограничений, в том числе общий запрет, с четким перечнем трех исключений из него, на «распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки» (ст. 50).  А также запрет на использование установленных Законом «О СМИ» прав журналиста «в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации» (ст. 51).

Журналист наряду с правами наделен и обязанностями. Они закреплены в основном в ст. 49 Закона «О СМИ» и также содержат определенные ограничения свободы массовой информации, связанные прежде всего с некоторыми обязательными формальностями и условиями поиска и получения массовой информации, о которых мы уже говорили выше.

«Наряду с Законом «О СМИ» законодательную основу свободы массовой информации составляют и другие законы, входящие в законодательство РРФ о средствах массовой информации.

Так, Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» регулирует разнообразные отношения, возникающие в связи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Этот закон содержит правовые нормы, определяющие ряд важных сторон деятельности, прежде всего электронной прессы. И, в частности, определяет критерий «государственности СМИ» (ст. 3); дает предписание по обязательной тематике ежедневного (ст. ст. 5, 6), еженедельного (ст.7) и ежемесячного (ст. 10) освещения деятельности органов государственной власти; регулирует условия «появления» депутатов в региональном телерадиоэфире (ст. 9).

Среди указов Президента РФ, посвященных тем или иным вопросам свободы массовой информации, отметим также Указ от 20 марта 1993 года №377 «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию», утвердивший на период до принятия Закона о телерадиовещании «минимальный стандарт требований к телерадиовещанию»; Указ от 31 декабря 1993 года №2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», также на период до принятия соответствующего федерального закона, установивший ряд норм, регламентирующих пользование гражданами свободой массовой информации; Указ от 31 января 1994 года №228, утвердивший «Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации».

В создании правовых основ свободы массовой информации России участвуют и органы исполнительной власти РФ, и прежде всего Правительство Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1994 года №1221 утверждено «Положение о Комитете РФ по печати». Положение установило правовые рамки и формы участия этого федерального органа исполнительной власти в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области периодической печати; в защите свободы и независимости прессы; в осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ в области печати; в формировании культуры массовой информации, укреплении правовых, профессиональных и нравственных основ деятельности СМИ.   Заслуживают законодательного внимания многочисленные предложения представителей журналистского сообщества, правоохранительных органов и исполнительной власти, граждан по приведению в соответствие с изменившимися реалиями общественной и личной жизни Закона «О СМИ», действующего (и довольно активно) с февраля 1992 года.

Потенциал этого закона еще далеко не исчерпан, но, к сожалению, и законы не свободны от процессов старения и время от времени требуют для сохранения своей «формы» воздействия инъекциями изменений и дополнений».  И на сегодняшний день ситуация мало изменилась, хотя Правительством РФ, Союзом журналистов России и др. постоянно ведется активная работа в этом направлении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43318. Обґрунтування зовнішньоекономічної угоди по експорту поліамідних волокон 241.5 KB
  Загальна характеристика товару Програма підготовки угоди. Аналіз можливостей країни з експорту товару. Характеристика умов експорту товару Визначення країниімпортера товару. Обґрунтування доцільної схеми транспортування та базисних умов поставки товару.
43319. Розкриття основних понять опіки (піклування) та патронату над дітьми 239.5 KB
  Поняття і значення опіки та піклування над дітьми. Історія становлення та розвитку інституту опіки та піклування в Україні. Загальна характеристика інститутів опіки та піклування над дітьм. Встановлення опіки та піклування над дітьми.
43320. Загальна характеристика аналітичних програм на телеканалі „Київ” 76 KB
  Загальна історія аналітичного телебачення Журналістика періоду перебудови Українське телебачення в 19912000 роках Жанрова стуктура телевізійної журналістики Аналітичні програми телеканалу Київ†та їх характеристика: Споживач Час мера з Олександром Колодієм У центрі уваги СТН Тижневик Телепресклуб Столиця Список використаної літератури Загальна історія аналітичного телебачення Перші аналітичні програми з'явилися в Радянському Союзі на початку 60х років. Саме 60ті роки для телебачення стали етапом...
43321. Адміністративно-правові засади управління інформаційною галуззю 176 KB
  Адміністративно правовий статус Інтернетвидань. Це укази Президента України серед яких підписані такі як “Про заходи щодо розвитку національної складової глобальної інформаційної мережі Інтернет та забезпечення широкого доступу до цієї мережі в Україніâ€ “Про додаткові заходи щодо безперешкодної діяльності засобів масової інформації дальшого утвердження свободи слова в Україніâ€ “Про Державний комітет інформаційної політики телебачення та радіомовлення Україн膓Про невідкладні додаткові заходи щодо зміцнення моральності...
43322. Гомосексуальність і гомофобія: естетика versus демонізація 5.32 MB
  Тема гомосексуальніості в Україні є однією з маловивчених і ледве не табуйованих. Помічати явища, що не вписуються в загальноприйняті рамки, а тим більше говорити про них вважається недоречним. Суспільна думка дотепер послуговується стереотипами стосовно людей, що мають потяг до своєї статі, як «нездорових», «неприродних»; це явище асоціюється з психотичними розладами, розпустою, схильністю до злочинів, хворобами. Подібна ситуація не є випадковою, формування негативного образу гомосексуальних і бісексуальних людей має свою довгу історію. На запитання, чи психічна хвороба є внутрішньою властивістю гомосексуального стану, можна відповісти: «Для того, щоб правдиво оцінити це, потрібні майбутні, незалежні від ідеологів дослідження»
43323. Страви з круп 152 KB
  Страви з крупів – найкалорійніші вони містять вітаміни В і РР. Для приготування страв і гарнірів із крупів використовують казани на плитні каструлі різної місткості котломір грохот друшляк сита лопатки кухарські виделки шумівки черпаки та інший посуд і інвентар. Перед варінням каші крупу просіюють перебивають і промивають.
43324. АНАЛІЗ КРЕДИТОСПРОМОЖНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА НА ПРИКЛАДІ ВАТ «НІКОПОЛЬСЬКИЙ ЗАВОД ФЕРОСПЛАВІВ» 464.5 KB
  Поняття та суть кредитоспроможності підприємства. АНАЛІЗ КРЕДИТОСПРОМОЖНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА НА ПРИКЛАДІ ВАТ НІКОПОЛЬСЬКИЙ ЗАВОД ФЕРОСПЛАВІВ. Аналіз кредитоспроможності підприємства та дослідження шляхів покращення його кредитоспроможності. Діяльність підприємства в системі ринкової економіки неможлива без періодичного використання різноманітних форм залучення кредитів.
43325. Розрахунок фінансового стану підприємства 638 KB
  Акціонерне товариство провело деномінацію акцій шляхом дроблення у співвідношенні 1:6 витрати по операції склали 750 грн. Показник Статутний капітал грн. Номінальна вартість грн. Відбудеться зменшення нерозподіленого прибутку на суму 750 грн.
43326. Дослідження та аналіз прямих податків в Україні 586 KB
  Світовий досвід у сфері прямого оподаткування Необхідність вдосконалення системи прямого оподаткування Вступ податок прямий фінансовий Являючи собою неперевершений інструмент вилучення частини приватних доходів на користь суспільних союзів податки вважаються однією з основних рис сучасної цивілізації. Для досягнення поставленої мети вирішувалися такі задачі: дослідження історичних передумов виникнення і розвитку податків; дослідження теоретичних основ...