45684

Понятие и основные хар-ки МК

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК это обусловлено законом РФ О СМИ. В законе эти средства названы СМИ на практике чаще используется термин СМК. Под этот тип подпадают все СМК работающие без обратной связи с аудиторией. При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК а реципиент пассивно воспринимает информацию.

Русский

2013-11-17

62.5 KB

3 чел.

80. Понятие и основные хар-ки МК

 МК – процесс произв-ва и передачи инфы большим, рассредоточенным массам людей с пом.спец.техн.средств. МК подразумевает интерактивные информационные потоки между субъектами комм-ции. Особенности: массовость ауд.; её гетерогенность; исп.высокоскоростных и репродуктивных средств связи с инфой; быстрое распр.сообщений; относительно небольшпотребит.ст-сть получаемой инфы. Частный случай соц.комм.

Массовые коммуникации являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств. Специфика МК связана с массовостью, пространственной рассредоточенностью реципиентов, применением специальной техники. В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК, это обусловлено законом РФ «О СМИ».

Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио, аудиовизуальным и др. сообщениям и материалам. Соответственно под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио, теле, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения МИ. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе эти средства названы СМИ, на практике чаще используется термин СМК.

Три типа МК по форме взаимодействия с человеком:

  •  Линейная: это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают все СМК, работающие без обратной связи с аудиторией. При правильно выбранном коде и канале данный тип может эффективным, то есть убедительным и понятным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК, а реципиент пассивно воспринимает информацию. Взаимодействие между ними может ухудшаться из-за непонимания, потери интереса, усталости.

  •  Интерактивная модель преодолевает эту односторонность, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Происходит одноразовая смена ролей: каждый выполняет функции передатчика и приемника информации.

На радио и телевидении интерактивность проявляется в ряде передач через телефонную связь. Для периодической печати характерна обратная связь в форме писем, опросов, интервью, встреч, которые позволяют выявлять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникации с общественностью. Эта модель наиболее соответствует маркетиноговой работе производителей информационной продукции с потребителем, то есть изучению их отношения к информации.

  •  В трансакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянно действующей обратной связью и быстро адаптируется к коммуникационной ситуации, преодолевая социальные шумы. Такую модель используют СМК, заинтересованные в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Это наиболее сложный и высший уровень коммуникаций, идеал отношений СМК с общественностью.

Прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трансакционных социальных коммуникаций.

Виды МК:

  •  Печатные (книги, журналы, газеты)
  •  Электронные (радио, телевидение, Интернет)
  •  Химические (кино, фото)

Три основные функции СМИ:

  •  Информационная. Она связана с потребностями людей в событийной и иной оперативной информации и имеет форму новостей и репортажей. – второе место по рейтингу после худ. фильмов.
  •  Развлекательная – первые по рейтингу.
  •  Аналитическая – самое скромное место.

Мак-Куэйл выразил в форме метафор:

  •  Окно в окружающий мир
  •  Носитель информации
  •  Справочник
  •  Средтсво интерактивного общения
  •  Советник, помогающий понять суть проблем
  •  Зеркало, отражающее нас самих
  •  Фильтр, пропускающий то, на чем фокусируется внимание
  •  Барьер, блокирующий истину

Функции СМК могут быть определены на основе общих теорий коммуникаций:

  1.  Системная теория рассматривает коммуникации как совокупность определенных элементов и связей между ними. В кажестве элементов выступают отдельные группы, субъекты, организации, в том числе СМК, территории, страны.

Системная функция МК – наблюдение за внешней (другими системами) и внутренней средой, с целью обеспечения нормального функционирования системы и её элементов. С помощью СМК осуществляется только часть МК, а другие функции осуществляют наука, искусство, управление.

  1.  Общая теория управления системами указывает на функцию участия МК в управлении на основе учета обратной связи на основе учета обратной связи о результате принятых решений. Позитивная обратная связь требует усиления действий, а негативная – их корректиоровки и реформирования. Участие сводится к критике и поддержке курса в различных сочетаниях. Нужно учитывать, что коммуникатор, будучи элементом системы, подвержен её влиянию, а будучи элементом другой системе – другому влиянию. Это к вопросу об иностранных журналистах.
    1.  Из информационной теории вытекает наиболее известная функция МК – информирования, то есть сбора, отбора, структурирования, распространения сообщений. В реальности СМИ сообщают о выборочных событиях, придавая им сое значение и тем самым искривляя реальность.
    2.  С семиотикой связана такая функция СМК, как создание знаков, несущих определенные значения в СМК, в которых объективаная, обозначающая информация (денотация) переплетена с субъективной интерпретацияей (коннотации) массовых коммуникаторов. С этим связана необходимость сочетания отражения реальных процессов и придания им значимости, оценивания, выражения собственного мнения СМИ.  Знаки - выразительные или символические. Сами МК становятся знаками бульварной или серьезной МК.
    3.  Когнитивный, интерпретативный и феноменологический подходы дают журналистам и читателям право на субъективность, на независимые позиции и оценки, а также право на пропаганду и убеждение других людей в правоте своих идей.
    4.  В дискурсивном, нарративном и драматургическом подходе заложены основы культурно-развлекательной основы культурно-развлекательной функции МК – передачи текстов, бесед, рассказов, шоу и тр.пр. Сюда же примыкает социальное конструирование СМК новой виртуальной реальности с негативным или позитивным имиджем.
    5.  Из критических теорий вытекает функция критики и защиты от критики. С этими функциями связаны стремления СМИ к стабилизации положения в обществе и его модернизации, вплоть до радикальных изменений.
    6.  Из структурализма и спектрального подхода вытекает необходимость проникновения в бинарную структуру как основу осмысления жизни.

Спектральность МК имеет три слоя:

  •  Спектр событий, которые имеют позитивную или негативную направленность (рождение и смерть)
    •  Спектр СМК, которые выражают позиции равных сил, которые осуществляют выбор и структурирование сообщений в своих интересах.
    •  Спектр аудитории, которая включает в себя слои, по-разному относящиеся к реальным событиям и их освещению в СМК.

Эта многослойность усложняет процесс информирования, делая его объективным и точным.

Процесс массовой коммуникации имеет 4 стадии, отбора, создания, распространения, восприятия сообщений.

1-й этап: теория «привратника»

2-1: теория «повестки дня»

3-1: теория культивации

4-й: теории эффектов МК.

Теория «привратника»

Отбор – это процесс селекции информации, в результате чего из множества сообщений только небольшая часть попадает в СМИ.

Для обозначения субъекта отбора К.Левин предложил понятие «привратник». Уайт проследил за работой редактора газеты и выяснил, что 90% новостей туда не попадают. Сегодня говорят о 5 субъектах, уровнях:

  1.  Индивидуальный: интересы и вкусы издателей и редакторов
  2.  Технологический: технические факторы и сложившаяся рутина практики
  3.  Организация с её нормами и правилами
  4.  Социальная среда: правительство, рынок, рекламисты
  5.  Нормы культуры, распространяющиеся на всё общество

Речь идет о агентах влияния на процесс производств сообщений.

Это также и PR-специалисты, цензура – одна из форм «привратничества»

Теория «повестки дня»

Под повесткой дня понимается набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными в тот или иной отрезок времени.

  •  Личная – наиболее важные для индивида социальные и политические проблемы
  •  Межличностная – приоритетные проблемы микрогруппы
  •  Публичные и общественные – для сообщества людей, например, граждан страны или города

Липпманн: СМК формируют представления о мире в наших головах. Коген: между структурой новостей (повесткой дня) в СМК и их важностью дл человека существует определенная степень соответствия. Чем она выше, тем сильнее воздействие СМК на отношение людей к определенным событиям.

Современные положения:

  •  Структура новостей в СМК влияет на структуру представлений об этих сообщениях у общественности
  •  Подходы к событиям СМК, точки зрения журналистов влияют на оценки событий общественностью

Наиболее подвержены влиянию те, кто нуждается в ориентации, особенно, когда существует неясность относительно жизненно важных интересов. Наиболее сильно влияние СМК в вопросах, по которым у людей нет личного опыта и СМК – единственный источник.

Фрейминг – технология формирования структуры сообшений: суть проблемы, причины, оценка, решение.

Теория культивации

Дж.Гербнер.

СМИ как система повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Такое воздействие в течение длительного времени приводит к усвоению общих представлений как норм культуры.

Свойстве символической реальности:

Доминантность или мэйнстрим – основной поток образов. Процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различия между людьми в мыслях и поведении.

Несоответсвие того, что происходит на экране и в реальности.

Резонанс – кто больше смотрит, тот больше копирует

Различное отношение к символической реальности – кто больше смотри, тот больше ей верит.

Теории эффектов МК

Бол-Рокич и де Флер: когнитиные, аффективные, повденческие эффекты. Они имеют иерархическую структуру: ознакомление, понимание и оценка, проверка, принятие и удержание.

Д.Маккуэйл предложил типологию по времени и направленности:

Планируемая кратскосрочная, непланируемая краткосрояная, планируемая долгосрочная, непланируемая долгосрочная.

Теория зависимости эффекта от степени удовлетворения потребностей.

Теория неограниченного воздействия СМК

Теория магической пули: фактор потенциального страха + незнание. Пропаганда работает при внутреннем беспокойстве людей.

Факторы ограничения влияния СМК: Уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или различие позиций, обсуждение новостей с другими людьми.

Авторитарная теория (отличия от вышеизложенной)

  •  Форма собственности на СМИ м/быть общественной и частной
  •  Задача СМИ – поддерживать лидера
  •  Контроль над СМИ посредством патентов, цензуры, экономического давления.
  •  Критика власти юридически не запрещена, но карается

Либертарианская теория

Роль СМИ – контроль и критика властей

  •  Свобода от влияния гос-ва (СМИ частные и зарабатывают рекламой)
  •  Ф-ции – информировать, развлекать и зарабатывать

Критика и поддержка властей в условиях демократии

Нельзя критиковать все без разбора, ведь правительство действует в интересах всего общества (ну и чушь!).Переставать критиковать, когда Война и кризис, кажется. Не критиковать личность политика, а мочить его официальное лицо.

Недостатки либертарианской теории:

  •  Манипуляции со стороны заинтересованных лиц – экономическая зависимость от бизнеса и т.п.
  •  Вторжение в частную жизнь граждан
  •  Поверхностность, сенсационность
  •  СМИ пользуются властью в собственных интересах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85288. Лицарський турнір 763.5 KB
  6 грудня у календарі позначено як День Збройних сил України. І вже стало традицією вітати у цей день усіх чоловіків, хлопчиків. Напевне, цим жінки хочуть зайвий раз підкреслити у чоловіків риси, як мужність, сміливість. Щиросердя, шляхетність.
85289. Турнір Веселих інформатиків 220 KB
  Мета: розвиток стійкого інтересу до інформатики; формування творчої особистості; формування комунікаційної компетенції; виховання поваги до суперника, стійкості, волі до перемоги, спритності; повторення й закріплення основного матеріалу в нестандартній формі...
85290. Різноманітність тварин у природі 62.5 KB
  Формувати елементарні поняття риби земноводні плазуни; уявлення про істотні ознаки різних груп тварин. Виховувати пізнавальний інтерес до вивчення тварин прагнення до самоствердження у поєднанні з толерантним ставленням до інших потребу у збереженні природи.
85291. У царстві рослин. Дерева, кущі, трави. Зовнішня будова рослин 69.5 KB
  Ознайомити з функціональним призначенням органів рослин, показати пристосування рослин для поширення плодів і насіння; розвивати спостережливість, увагу; виховувати бережливе ставлення до природи, любов до рідного краю, почуття прекрасного в природі.
85292. У царстві рослин. Я і Україна 135 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням потреб...
85294. Свято в королівстві Ввічливості (лицарський турнір) 82 KB
  Запрошуємо Вас на наше свято. Відбудеться воно в незвичайній країні..., країні – добрих і ввічливих людей. Є в тій країні Королівство гарних манер або королівство Ввічливості. Правлять королівством їхні величності Король та Королева. А зрештою – побачите самі!
85295. Руководство по защите от пыли при добыче и переработке полезных ископаемых 12.46 MB
  Руководство было написано группой специалистов по технике безопасности, охране труда, профессиональным заболеваниям, и инженерами (перечислены ниже) для того, чтобы собрать и представить проверенные технологии и методы снижения воздействия пыли на людей, используемые на всех стадиях добычи и переработки минеральных полезных ископаемых.
85296. Фольклорная арт-терапия 39.8 KB
  Несомненную привлекательность арттерапии в глазах современного человека пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации составляет то что она использует язык визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека для выражения которых слова малопригодны. С развитием арттерапии связываются надежды на создание такой гуманной синтетической методологии которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства интеллект...