45684

Понятие и основные хар-ки МК

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК это обусловлено законом РФ О СМИ. В законе эти средства названы СМИ на практике чаще используется термин СМК. Под этот тип подпадают все СМК работающие без обратной связи с аудиторией. При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК а реципиент пассивно воспринимает информацию.

Русский

2013-11-17

62.5 KB

3 чел.

80. Понятие и основные хар-ки МК

 МК – процесс произв-ва и передачи инфы большим, рассредоточенным массам людей с пом.спец.техн.средств. МК подразумевает интерактивные информационные потоки между субъектами комм-ции. Особенности: массовость ауд.; её гетерогенность; исп.высокоскоростных и репродуктивных средств связи с инфой; быстрое распр.сообщений; относительно небольшпотребит.ст-сть получаемой инфы. Частный случай соц.комм.

Массовые коммуникации являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств. Специфика МК связана с массовостью, пространственной рассредоточенностью реципиентов, применением специальной техники. В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК, это обусловлено законом РФ «О СМИ».

Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио, аудиовизуальным и др. сообщениям и материалам. Соответственно под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио, теле, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения МИ. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе эти средства названы СМИ, на практике чаще используется термин СМК.

Три типа МК по форме взаимодействия с человеком:

  •  Линейная: это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают все СМК, работающие без обратной связи с аудиторией. При правильно выбранном коде и канале данный тип может эффективным, то есть убедительным и понятным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК, а реципиент пассивно воспринимает информацию. Взаимодействие между ними может ухудшаться из-за непонимания, потери интереса, усталости.

  •  Интерактивная модель преодолевает эту односторонность, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Происходит одноразовая смена ролей: каждый выполняет функции передатчика и приемника информации.

На радио и телевидении интерактивность проявляется в ряде передач через телефонную связь. Для периодической печати характерна обратная связь в форме писем, опросов, интервью, встреч, которые позволяют выявлять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникации с общественностью. Эта модель наиболее соответствует маркетиноговой работе производителей информационной продукции с потребителем, то есть изучению их отношения к информации.

  •  В трансакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянно действующей обратной связью и быстро адаптируется к коммуникационной ситуации, преодолевая социальные шумы. Такую модель используют СМК, заинтересованные в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Это наиболее сложный и высший уровень коммуникаций, идеал отношений СМК с общественностью.

Прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трансакционных социальных коммуникаций.

Виды МК:

  •  Печатные (книги, журналы, газеты)
  •  Электронные (радио, телевидение, Интернет)
  •  Химические (кино, фото)

Три основные функции СМИ:

  •  Информационная. Она связана с потребностями людей в событийной и иной оперативной информации и имеет форму новостей и репортажей. – второе место по рейтингу после худ. фильмов.
  •  Развлекательная – первые по рейтингу.
  •  Аналитическая – самое скромное место.

Мак-Куэйл выразил в форме метафор:

  •  Окно в окружающий мир
  •  Носитель информации
  •  Справочник
  •  Средтсво интерактивного общения
  •  Советник, помогающий понять суть проблем
  •  Зеркало, отражающее нас самих
  •  Фильтр, пропускающий то, на чем фокусируется внимание
  •  Барьер, блокирующий истину

Функции СМК могут быть определены на основе общих теорий коммуникаций:

  1.  Системная теория рассматривает коммуникации как совокупность определенных элементов и связей между ними. В кажестве элементов выступают отдельные группы, субъекты, организации, в том числе СМК, территории, страны.

Системная функция МК – наблюдение за внешней (другими системами) и внутренней средой, с целью обеспечения нормального функционирования системы и её элементов. С помощью СМК осуществляется только часть МК, а другие функции осуществляют наука, искусство, управление.

  1.  Общая теория управления системами указывает на функцию участия МК в управлении на основе учета обратной связи на основе учета обратной связи о результате принятых решений. Позитивная обратная связь требует усиления действий, а негативная – их корректиоровки и реформирования. Участие сводится к критике и поддержке курса в различных сочетаниях. Нужно учитывать, что коммуникатор, будучи элементом системы, подвержен её влиянию, а будучи элементом другой системе – другому влиянию. Это к вопросу об иностранных журналистах.
    1.  Из информационной теории вытекает наиболее известная функция МК – информирования, то есть сбора, отбора, структурирования, распространения сообщений. В реальности СМИ сообщают о выборочных событиях, придавая им сое значение и тем самым искривляя реальность.
    2.  С семиотикой связана такая функция СМК, как создание знаков, несущих определенные значения в СМК, в которых объективаная, обозначающая информация (денотация) переплетена с субъективной интерпретацияей (коннотации) массовых коммуникаторов. С этим связана необходимость сочетания отражения реальных процессов и придания им значимости, оценивания, выражения собственного мнения СМИ.  Знаки - выразительные или символические. Сами МК становятся знаками бульварной или серьезной МК.
    3.  Когнитивный, интерпретативный и феноменологический подходы дают журналистам и читателям право на субъективность, на независимые позиции и оценки, а также право на пропаганду и убеждение других людей в правоте своих идей.
    4.  В дискурсивном, нарративном и драматургическом подходе заложены основы культурно-развлекательной основы культурно-развлекательной функции МК – передачи текстов, бесед, рассказов, шоу и тр.пр. Сюда же примыкает социальное конструирование СМК новой виртуальной реальности с негативным или позитивным имиджем.
    5.  Из критических теорий вытекает функция критики и защиты от критики. С этими функциями связаны стремления СМИ к стабилизации положения в обществе и его модернизации, вплоть до радикальных изменений.
    6.  Из структурализма и спектрального подхода вытекает необходимость проникновения в бинарную структуру как основу осмысления жизни.

Спектральность МК имеет три слоя:

  •  Спектр событий, которые имеют позитивную или негативную направленность (рождение и смерть)
    •  Спектр СМК, которые выражают позиции равных сил, которые осуществляют выбор и структурирование сообщений в своих интересах.
    •  Спектр аудитории, которая включает в себя слои, по-разному относящиеся к реальным событиям и их освещению в СМК.

Эта многослойность усложняет процесс информирования, делая его объективным и точным.

Процесс массовой коммуникации имеет 4 стадии, отбора, создания, распространения, восприятия сообщений.

1-й этап: теория «привратника»

2-1: теория «повестки дня»

3-1: теория культивации

4-й: теории эффектов МК.

Теория «привратника»

Отбор – это процесс селекции информации, в результате чего из множества сообщений только небольшая часть попадает в СМИ.

Для обозначения субъекта отбора К.Левин предложил понятие «привратник». Уайт проследил за работой редактора газеты и выяснил, что 90% новостей туда не попадают. Сегодня говорят о 5 субъектах, уровнях:

  1.  Индивидуальный: интересы и вкусы издателей и редакторов
  2.  Технологический: технические факторы и сложившаяся рутина практики
  3.  Организация с её нормами и правилами
  4.  Социальная среда: правительство, рынок, рекламисты
  5.  Нормы культуры, распространяющиеся на всё общество

Речь идет о агентах влияния на процесс производств сообщений.

Это также и PR-специалисты, цензура – одна из форм «привратничества»

Теория «повестки дня»

Под повесткой дня понимается набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными в тот или иной отрезок времени.

  •  Личная – наиболее важные для индивида социальные и политические проблемы
  •  Межличностная – приоритетные проблемы микрогруппы
  •  Публичные и общественные – для сообщества людей, например, граждан страны или города

Липпманн: СМК формируют представления о мире в наших головах. Коген: между структурой новостей (повесткой дня) в СМК и их важностью дл человека существует определенная степень соответствия. Чем она выше, тем сильнее воздействие СМК на отношение людей к определенным событиям.

Современные положения:

  •  Структура новостей в СМК влияет на структуру представлений об этих сообщениях у общественности
  •  Подходы к событиям СМК, точки зрения журналистов влияют на оценки событий общественностью

Наиболее подвержены влиянию те, кто нуждается в ориентации, особенно, когда существует неясность относительно жизненно важных интересов. Наиболее сильно влияние СМК в вопросах, по которым у людей нет личного опыта и СМК – единственный источник.

Фрейминг – технология формирования структуры сообшений: суть проблемы, причины, оценка, решение.

Теория культивации

Дж.Гербнер.

СМИ как система повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Такое воздействие в течение длительного времени приводит к усвоению общих представлений как норм культуры.

Свойстве символической реальности:

Доминантность или мэйнстрим – основной поток образов. Процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различия между людьми в мыслях и поведении.

Несоответсвие того, что происходит на экране и в реальности.

Резонанс – кто больше смотрит, тот больше копирует

Различное отношение к символической реальности – кто больше смотри, тот больше ей верит.

Теории эффектов МК

Бол-Рокич и де Флер: когнитиные, аффективные, повденческие эффекты. Они имеют иерархическую структуру: ознакомление, понимание и оценка, проверка, принятие и удержание.

Д.Маккуэйл предложил типологию по времени и направленности:

Планируемая кратскосрочная, непланируемая краткосрояная, планируемая долгосрочная, непланируемая долгосрочная.

Теория зависимости эффекта от степени удовлетворения потребностей.

Теория неограниченного воздействия СМК

Теория магической пули: фактор потенциального страха + незнание. Пропаганда работает при внутреннем беспокойстве людей.

Факторы ограничения влияния СМК: Уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или различие позиций, обсуждение новостей с другими людьми.

Авторитарная теория (отличия от вышеизложенной)

  •  Форма собственности на СМИ м/быть общественной и частной
  •  Задача СМИ – поддерживать лидера
  •  Контроль над СМИ посредством патентов, цензуры, экономического давления.
  •  Критика власти юридически не запрещена, но карается

Либертарианская теория

Роль СМИ – контроль и критика властей

  •  Свобода от влияния гос-ва (СМИ частные и зарабатывают рекламой)
  •  Ф-ции – информировать, развлекать и зарабатывать

Критика и поддержка властей в условиях демократии

Нельзя критиковать все без разбора, ведь правительство действует в интересах всего общества (ну и чушь!).Переставать критиковать, когда Война и кризис, кажется. Не критиковать личность политика, а мочить его официальное лицо.

Недостатки либертарианской теории:

  •  Манипуляции со стороны заинтересованных лиц – экономическая зависимость от бизнеса и т.п.
  •  Вторжение в частную жизнь граждан
  •  Поверхностность, сенсационность
  •  СМИ пользуются властью в собственных интересах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76994. Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие, классификация 27.05 KB
  Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие классификация. Это те уполномоченные лица которые наделены правом принятия решений в производстве по делу решений о возбуждении дела или отказе в возбуждении дела о назначении наказания или прекращения производства и т. Эти лица не имеют своего интереса в исходе производства они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Всех субъектов производства можно разделить на несколько групп.
76995. Субъекты административно-юрисдикционной деятельности и подведомственность им дел об административных правонарушениях 27.07 KB
  Административноюрисдикционный процесс деятельность субъектов государственноисполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения осуществляемая в административнопроцессуальной форме. Подведомственность устанавливаемая КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ представляет собой распределение закрепление всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции которые уполномочены рассматривать дела...
76996. Характеристика участников производства по делу об административном правонарушении, имеющих заинтересованность в исходе дела 26 KB
  Характеристика участников производства по делу об административном правонарушении имеющих заинтересованность в исходе дела. По степени заинтересованности в деле участников производства по делу об административном правонарушении не обладающих государственновластными полномочиями следует классифицировать на: 1 имеющих личную заинтересованность в исходе дела об административном правонарушении; 2 не имеющих личной заинтересованности в исходе дела. К первой группе следует отнести: лицо в отношении которого ведется производство по делу об...
76997. Характеристика участников производства, способствующих осуществлению производства по делам об административных правонарушениях 27.05 KB
  Они вправе давать показания по делу; заявлять отводы других участников производства; пользоваться юридической помощью; обжаловать итоговые решения стадий; получать копии процессуальных документов; знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении. В качестве лиц способствующих осуществлению производства по делу об административном правонарушении могут быть только физические лица. По делу об административном правонарушении подлежат выяснению: 1.характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; В...
76998. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: правовое основание и цели применения, особенности процессуального оформления некоторых мер 28.22 KB
  Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; установления личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.1 освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6 медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7 задержание транспортного средства...
76999. Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводы и основания. Процессуальное оформление 26.14 KB
  Возбуждение дела об административном правонарушении. Возбуждение дела об административном правонарушении начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица постольку инициатором возбуждения дела является именно оно в некоторых случаях представитель общественного объединения.
77000. Протокол об административном правонарушении: содержание, требования, предъявляемые к протоколу, сроки его составления, случаи, когда протокол не составляется 28.31 KB
  Протокол об административном правонарушении: содержание требования предъявляемые к протоколу сроки его составления случаи когда протокол не составляется. Протокол об административном правонарушении процессуальный документ свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния конечно предположительно. В Кодексе об административных правонарушениях установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителях; сведения о личности нарушителя; место время совершения и его существо; нормативный акт...
77001. Административное расследование. Основания для проведения, процессуальное оформление, сроки расследования 27.67 KB
  Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения вынесенного должностным лицом уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного валютного законодательства законодательства о защите прав потребителей охраны окружающей среды пожарной безопасности дорожного движения и на транспорте и др. Административное расследование проводится если осуществляются экспертиза или иные процессуальные...
77002. Место и порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, разрешаемые вопросы и процессуальное оформление принятого решения 27.19 KB
  Место и порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению разрешаемые вопросы и процессуальное оформление принятого решения. Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении за которым следует подготовка дела к рассмотрению. Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли...