45684

Понятие и основные хар-ки МК

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК это обусловлено законом РФ О СМИ. В законе эти средства названы СМИ на практике чаще используется термин СМК. Под этот тип подпадают все СМК работающие без обратной связи с аудиторией. При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК а реципиент пассивно воспринимает информацию.

Русский

2013-11-17

62.5 KB

3 чел.

80. Понятие и основные хар-ки МК

 МК – процесс произв-ва и передачи инфы большим, рассредоточенным массам людей с пом.спец.техн.средств. МК подразумевает интерактивные информационные потоки между субъектами комм-ции. Особенности: массовость ауд.; её гетерогенность; исп.высокоскоростных и репродуктивных средств связи с инфой; быстрое распр.сообщений; относительно небольшпотребит.ст-сть получаемой инфы. Частный случай соц.комм.

Массовые коммуникации являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств. Специфика МК связана с массовостью, пространственной рассредоточенностью реципиентов, применением специальной техники. В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК, это обусловлено законом РФ «О СМИ».

Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио, аудиовизуальным и др. сообщениям и материалам. Соответственно под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио, теле, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения МИ. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе эти средства названы СМИ, на практике чаще используется термин СМК.

Три типа МК по форме взаимодействия с человеком:

  •  Линейная: это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают все СМК, работающие без обратной связи с аудиторией. При правильно выбранном коде и канале данный тип может эффективным, то есть убедительным и понятным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК, а реципиент пассивно воспринимает информацию. Взаимодействие между ними может ухудшаться из-за непонимания, потери интереса, усталости.

  •  Интерактивная модель преодолевает эту односторонность, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Происходит одноразовая смена ролей: каждый выполняет функции передатчика и приемника информации.

На радио и телевидении интерактивность проявляется в ряде передач через телефонную связь. Для периодической печати характерна обратная связь в форме писем, опросов, интервью, встреч, которые позволяют выявлять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникации с общественностью. Эта модель наиболее соответствует маркетиноговой работе производителей информационной продукции с потребителем, то есть изучению их отношения к информации.

  •  В трансакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянно действующей обратной связью и быстро адаптируется к коммуникационной ситуации, преодолевая социальные шумы. Такую модель используют СМК, заинтересованные в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Это наиболее сложный и высший уровень коммуникаций, идеал отношений СМК с общественностью.

Прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трансакционных социальных коммуникаций.

Виды МК:

  •  Печатные (книги, журналы, газеты)
  •  Электронные (радио, телевидение, Интернет)
  •  Химические (кино, фото)

Три основные функции СМИ:

  •  Информационная. Она связана с потребностями людей в событийной и иной оперативной информации и имеет форму новостей и репортажей. – второе место по рейтингу после худ. фильмов.
  •  Развлекательная – первые по рейтингу.
  •  Аналитическая – самое скромное место.

Мак-Куэйл выразил в форме метафор:

  •  Окно в окружающий мир
  •  Носитель информации
  •  Справочник
  •  Средтсво интерактивного общения
  •  Советник, помогающий понять суть проблем
  •  Зеркало, отражающее нас самих
  •  Фильтр, пропускающий то, на чем фокусируется внимание
  •  Барьер, блокирующий истину

Функции СМК могут быть определены на основе общих теорий коммуникаций:

  1.  Системная теория рассматривает коммуникации как совокупность определенных элементов и связей между ними. В кажестве элементов выступают отдельные группы, субъекты, организации, в том числе СМК, территории, страны.

Системная функция МК – наблюдение за внешней (другими системами) и внутренней средой, с целью обеспечения нормального функционирования системы и её элементов. С помощью СМК осуществляется только часть МК, а другие функции осуществляют наука, искусство, управление.

  1.  Общая теория управления системами указывает на функцию участия МК в управлении на основе учета обратной связи на основе учета обратной связи о результате принятых решений. Позитивная обратная связь требует усиления действий, а негативная – их корректиоровки и реформирования. Участие сводится к критике и поддержке курса в различных сочетаниях. Нужно учитывать, что коммуникатор, будучи элементом системы, подвержен её влиянию, а будучи элементом другой системе – другому влиянию. Это к вопросу об иностранных журналистах.
    1.  Из информационной теории вытекает наиболее известная функция МК – информирования, то есть сбора, отбора, структурирования, распространения сообщений. В реальности СМИ сообщают о выборочных событиях, придавая им сое значение и тем самым искривляя реальность.
    2.  С семиотикой связана такая функция СМК, как создание знаков, несущих определенные значения в СМК, в которых объективаная, обозначающая информация (денотация) переплетена с субъективной интерпретацияей (коннотации) массовых коммуникаторов. С этим связана необходимость сочетания отражения реальных процессов и придания им значимости, оценивания, выражения собственного мнения СМИ.  Знаки - выразительные или символические. Сами МК становятся знаками бульварной или серьезной МК.
    3.  Когнитивный, интерпретативный и феноменологический подходы дают журналистам и читателям право на субъективность, на независимые позиции и оценки, а также право на пропаганду и убеждение других людей в правоте своих идей.
    4.  В дискурсивном, нарративном и драматургическом подходе заложены основы культурно-развлекательной основы культурно-развлекательной функции МК – передачи текстов, бесед, рассказов, шоу и тр.пр. Сюда же примыкает социальное конструирование СМК новой виртуальной реальности с негативным или позитивным имиджем.
    5.  Из критических теорий вытекает функция критики и защиты от критики. С этими функциями связаны стремления СМИ к стабилизации положения в обществе и его модернизации, вплоть до радикальных изменений.
    6.  Из структурализма и спектрального подхода вытекает необходимость проникновения в бинарную структуру как основу осмысления жизни.

Спектральность МК имеет три слоя:

  •  Спектр событий, которые имеют позитивную или негативную направленность (рождение и смерть)
    •  Спектр СМК, которые выражают позиции равных сил, которые осуществляют выбор и структурирование сообщений в своих интересах.
    •  Спектр аудитории, которая включает в себя слои, по-разному относящиеся к реальным событиям и их освещению в СМК.

Эта многослойность усложняет процесс информирования, делая его объективным и точным.

Процесс массовой коммуникации имеет 4 стадии, отбора, создания, распространения, восприятия сообщений.

1-й этап: теория «привратника»

2-1: теория «повестки дня»

3-1: теория культивации

4-й: теории эффектов МК.

Теория «привратника»

Отбор – это процесс селекции информации, в результате чего из множества сообщений только небольшая часть попадает в СМИ.

Для обозначения субъекта отбора К.Левин предложил понятие «привратник». Уайт проследил за работой редактора газеты и выяснил, что 90% новостей туда не попадают. Сегодня говорят о 5 субъектах, уровнях:

  1.  Индивидуальный: интересы и вкусы издателей и редакторов
  2.  Технологический: технические факторы и сложившаяся рутина практики
  3.  Организация с её нормами и правилами
  4.  Социальная среда: правительство, рынок, рекламисты
  5.  Нормы культуры, распространяющиеся на всё общество

Речь идет о агентах влияния на процесс производств сообщений.

Это также и PR-специалисты, цензура – одна из форм «привратничества»

Теория «повестки дня»

Под повесткой дня понимается набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными в тот или иной отрезок времени.

  •  Личная – наиболее важные для индивида социальные и политические проблемы
  •  Межличностная – приоритетные проблемы микрогруппы
  •  Публичные и общественные – для сообщества людей, например, граждан страны или города

Липпманн: СМК формируют представления о мире в наших головах. Коген: между структурой новостей (повесткой дня) в СМК и их важностью дл человека существует определенная степень соответствия. Чем она выше, тем сильнее воздействие СМК на отношение людей к определенным событиям.

Современные положения:

  •  Структура новостей в СМК влияет на структуру представлений об этих сообщениях у общественности
  •  Подходы к событиям СМК, точки зрения журналистов влияют на оценки событий общественностью

Наиболее подвержены влиянию те, кто нуждается в ориентации, особенно, когда существует неясность относительно жизненно важных интересов. Наиболее сильно влияние СМК в вопросах, по которым у людей нет личного опыта и СМК – единственный источник.

Фрейминг – технология формирования структуры сообшений: суть проблемы, причины, оценка, решение.

Теория культивации

Дж.Гербнер.

СМИ как система повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Такое воздействие в течение длительного времени приводит к усвоению общих представлений как норм культуры.

Свойстве символической реальности:

Доминантность или мэйнстрим – основной поток образов. Процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различия между людьми в мыслях и поведении.

Несоответсвие того, что происходит на экране и в реальности.

Резонанс – кто больше смотрит, тот больше копирует

Различное отношение к символической реальности – кто больше смотри, тот больше ей верит.

Теории эффектов МК

Бол-Рокич и де Флер: когнитиные, аффективные, повденческие эффекты. Они имеют иерархическую структуру: ознакомление, понимание и оценка, проверка, принятие и удержание.

Д.Маккуэйл предложил типологию по времени и направленности:

Планируемая кратскосрочная, непланируемая краткосрояная, планируемая долгосрочная, непланируемая долгосрочная.

Теория зависимости эффекта от степени удовлетворения потребностей.

Теория неограниченного воздействия СМК

Теория магической пули: фактор потенциального страха + незнание. Пропаганда работает при внутреннем беспокойстве людей.

Факторы ограничения влияния СМК: Уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или различие позиций, обсуждение новостей с другими людьми.

Авторитарная теория (отличия от вышеизложенной)

  •  Форма собственности на СМИ м/быть общественной и частной
  •  Задача СМИ – поддерживать лидера
  •  Контроль над СМИ посредством патентов, цензуры, экономического давления.
  •  Критика власти юридически не запрещена, но карается

Либертарианская теория

Роль СМИ – контроль и критика властей

  •  Свобода от влияния гос-ва (СМИ частные и зарабатывают рекламой)
  •  Ф-ции – информировать, развлекать и зарабатывать

Критика и поддержка властей в условиях демократии

Нельзя критиковать все без разбора, ведь правительство действует в интересах всего общества (ну и чушь!).Переставать критиковать, когда Война и кризис, кажется. Не критиковать личность политика, а мочить его официальное лицо.

Недостатки либертарианской теории:

  •  Манипуляции со стороны заинтересованных лиц – экономическая зависимость от бизнеса и т.п.
  •  Вторжение в частную жизнь граждан
  •  Поверхностность, сенсационность
  •  СМИ пользуются властью в собственных интересах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29498. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ 141.5 KB
  Но каждое время то есть каждая социальная ситуация выбирает поддерживает пестует продвигает подходящий для нее тип человека. Если на поверхности советской системы находился человек послушнокарьерный то с ее распадом на переднем плане в политической жизни бизнесе медиа социальнонаучной сфере и около них оказался человек ловкий ориентированный на ближайший успех и не связанный ни ценностными ни социальногрупповыми рамками ответственности. Массовый человек ориентируется практически не на те звездные образцы политкумиров...
29499. «СРЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК»: ФИКЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ 102 KB
  В соответствии с такой исследовательской ориентацией предметом рассмотрения прежде всего становится человек как респондент массового исследования а лишь затем возникает проблема социальногрупповой типологии. в рамках исследовательской программы Советский человек. Средний показатель I высшая 1 1 1 1 1 1 1 II 1 1 1 1 1 1 1 III 3 4 3 2 3 3 3 IV 6 5 6 4 7 6 5 V 21 20 24 21 19 19 20 VI 17 11 15 14 13 13 12 VII 18 13 14 16 16 15 15 VIII 12 16 15 15 16 18 15 IX 9 11 10 10 10 10 9 X низшая 8 17 13 16 15 14 14 Средний статус 626 697 675...
29500. ИНДИКАТОРЫ И ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ 109 KB
  Нужен какойто переход к теоретическому уровню анализа построению работоспособных гипотез и моделей культуры или как было предложено Т. Исходное предположение состоит в том что получаемые исследователями в массовых опросах глубоких интервью статистике данные относятся к состоянию видимых терминалов скрытого от невооруженного глаза сложного и в определенном смысле целостного механизма культуры. Перемены социальные и культурные: разные шкалы времени Понятно что все феномены и процессы культуры могут существовать реально только в...
29501. ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ: ПАРАДОКСЫ И СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ 123.5 KB
  При этом за пределами внимания остаются особенности представлений о природе и функциях власти присущие массовому сознанию современного общества. Необходимые разграничения В нашем общественном мнении обычно слабо различаются механизмы и функции власти структура властных институтов роли и действия конкретных лиц наделенных властью. Многочисленные опросные данные относительно доверия к социальным институтам регулярно публикуемые в журнале Мониторинг показывают существенные различия в отношении населения к власти федерального центра и...
29502. ИНДЕКСЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В «НОРМЕ» И В КРИЗИСЕ 164 KB
  В последнее время большую международную известность приобрел индекс потребительских настроений который в нашей стране разрабатывается группой ИПНРоссия на основе регулярных мониторинговых исследований ВЦИОМ; его результаты широко освещаются в периодической печати в том числе в журнале Мониторинге общественного мнения2. По аналогичным методикам могут быть построены как частные так и сводный индексы социальных настроений и установок. По своей методологической природе любой сконструированный индекс величина искусственно полученная в...
29503. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАЛАНСА ОБЩЕСТВА 182.5 KB
  Высказанные им соображения о методологической слабости психологической трактовки распространенных в исследованиях общественного мнения в том числе и проведенных ВЦИОМ перечней различных страхов представляются вполне правомерными. Представляется полезным обсудить особенности природы и функций социальных страхов различных типов в их соотношении с другими компонентами эмоционального поля общества например интересами радостями позитивными оценками и переживаниями. Первое и важнейшее различение с которым приходится сталкиваться при...
29504. «ЧЕЛОВЕК СОВЕТСКИЙ» ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: 1989-1994 (Предварительные итоги сравнительного исследования) 86 KB
  ВЦИОМ провел обширное исследование Советский человек результаты которого составили основу коллективной монографии2. было осуществлено новое исследование направленное на выявление изменений в установках ценностях нормативных структурах поведения человека в условиях социальных перемен и потрясений прошедшего периода. В первом исследовании было опрошено 2700 человек в нескольких республиках СССР в том числе 1325 человек в России во втором 3000 человек в различных регионах России.
29505. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ФЕНОМЕНУ «ЧЕЛОВЕКА СОВЕТСКОГО»: проблемы методологии анализа 89 KB
  Все это совершенно новые типы ориентаций не имеющие аналогов и корней в советской реальности или в традиционных характеристиках человека советского. В условиях продолжающегося кризиса государственно-политических институтов общества не только важнейшими показателями его состояния но в значительной мере и условием социального выживания являются именно те нормативные и ценностные структуры которые действуют на уровне социального человека то есть те которые интериоризированы в структуре усвоенных им ориентаций и рамок восприятия...
29506. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ: проблема социальных критериев 97 KB
  С мыслью о своем народе опрошенные по программе Советский человек в 1989 и 1994 гг. Место где я родился и вырос 40 41 Наше прошлое наша история 24 37 Территория на которой мы живем 10 25 Язык моего народа 22 19 Родная природа 16 18 Государство в котором я живу 28 17 Исследования по программе Советский человек 1989 г. N = 1325 человек и 1994 г. N = 3000 человек.