45695

Средства выражения личностного начала в журналистском тексте

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Частица вот выражает десятки значений: Усиление значение привлечение внимания Вот в чем вопрос Удивление Вот новости Восхищение Вот это мастер Укоризна Вот тото же Вот именно Подведение итогов Вот такие расклады Резкое неприятие отказ Вот еще Возвращение к разговору Так вот Угроза Вот я тебе Мечтательность Вот бы предлоги и союзы дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.

Русский

2013-11-17

35 KB

4 чел.

91.Средства выражения личностного начала в журналистском тексте.

Средства выражения авторского я:

- субъектная организация текста

- морфологические средства

- синтаксические средства

Субъектная организация текста – повествование от I или от III лица.

Повествование от «Ich Erzahlung» - я-формы:

- ощущение достоверности

- возможность мистификации, детектива (я – герой в ограниченном знании, и ты- читатель тоже будешь в ограниченном знании до конца)

- возможность оправдать героя (Достоевский отказался от я-формы в «Преступлении и наказании»)

- увеличивает переживание читателя, возможность для читателя пережить необыкновенный опыт.

- удобен для достижения комического или сатирического эффекта (Зощенко)

Морфологические средства выражения авторского я.

- действительный или страдательный залог (говорящий показывает, что примарно – субъект или предикат)

- частицы (осуществляют связь между морфологией и синтаксисом, так как примыкают к глаголу-сказуемому). Прямо выражают я говорящего. Они аморфны по значению, поэтому трудно передать их значение точно, они часто передают целый комплекс значений (оценочные значения, эмоциональные составляющие). Например: «Дождь так и хлестал» - интенсивность и безостановочность.

Частица «вот» - выражает десятки значений:

Усиление значение, привлечение внимания «Вот в чем вопрос»

Удивление «Вот новости!»

Восхищение «Вот это мастер!»

Укоризна «Вот то-то же!» «Вот именно»

Подведение итогов «Вот такие расклады»

Резкое неприятие, отказ «Вот еще!»

Возвращение к разговору «Так вот…»

Угроза «Вот я тебе!»

Мечтательность «Вот бы…»

- предлоги и союзы – дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.

Пример:

Владимир Высоцкий «Кони привередливые»:

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...

Синтаксические средства выражения авторского я.

Авторский синтаксис – это его интонация, по которой читатель стремится уловить его отношение к предмету речи и личную заинтересованность.

Ярче всего синтаксис разговорной речи, поэтому синтаксические элементы разговорной речи (односоставные предложения: номинативные, определенно-личные, обобщенно-личные; неполные, парцелляты, неосложненные) являются экспрессивным началом  публицистическом тексте.

Синтаксические средства выражения авторского я (не путать с тропами и фигурами речи!):

Риторические вопросы

Цепочки вопросительных предложений

Метатекст (комментарий автора к своим же словам)

Обобщенно-личные предложения («Заглядываешь в глаза псу – и видишь всю преданность…») – воплощение внутренней интонации субъекта речи

Неопределенно-личные («Прибыли в Юрятин») – повествователь – участник событий

Парцелляция – актуализирует ту часть высказывания, на которую падает логическое ударение

Сегментация – разговорность, интимность. Контактоустанавливающее средство.

92.Речевые особенности информационных жанров.

Источник интерпретации факта – даже в информационных текстах – противоречивость понятия факт. С одной стороны, событие происходит в реальности, оно объективно. С другой – факт принадлежит нашему сознанию, которое всегда субъективно. Для убеждения читателя в объективности утверждаемого факта используется определенная языковая структура:

Фактообразующая семантика (простое неосложненное предложение)

Отсутствие вводных слов, оценочных слов, слов с эмоциональной окраской

Официально-деловые номинации

Наличие численных данных

Наличие ссылок на источники


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60926. Имя прилагательное 141 KB
  Цель: закреплять написание слов из словаря. Что общего у этих слов Какая для этих слов общая непроверяемая гласная Какое задание я вам хочу предложить Верно мы будем упражняться в написании слов из словаря. Запиши словарные слова из кроссворда в столбик по памяти.
60932. Система освіти в Україні, Великобританії та США 669.5 KB
  Мета: навчати учнів вести бесіду за темою та вживати нові ЛО в мовленні; розширювати пасивний словниковий запас; розвивати навички аудіювання та діалогічного мовлення, вміння включати нові ЛО в мовленнєву ситуацію; прищеплювати культуру колективної співпраці та повагу до думки співрозмовника.