45695

Средства выражения личностного начала в журналистском тексте

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Частица вот выражает десятки значений: Усиление значение привлечение внимания Вот в чем вопрос Удивление Вот новости Восхищение Вот это мастер Укоризна Вот тото же Вот именно Подведение итогов Вот такие расклады Резкое неприятие отказ Вот еще Возвращение к разговору Так вот Угроза Вот я тебе Мечтательность Вот бы предлоги и союзы дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.

Русский

2013-11-17

35 KB

4 чел.

91.Средства выражения личностного начала в журналистском тексте.

Средства выражения авторского я:

- субъектная организация текста

- морфологические средства

- синтаксические средства

Субъектная организация текста – повествование от I или от III лица.

Повествование от «Ich Erzahlung» - я-формы:

- ощущение достоверности

- возможность мистификации, детектива (я – герой в ограниченном знании, и ты- читатель тоже будешь в ограниченном знании до конца)

- возможность оправдать героя (Достоевский отказался от я-формы в «Преступлении и наказании»)

- увеличивает переживание читателя, возможность для читателя пережить необыкновенный опыт.

- удобен для достижения комического или сатирического эффекта (Зощенко)

Морфологические средства выражения авторского я.

- действительный или страдательный залог (говорящий показывает, что примарно – субъект или предикат)

- частицы (осуществляют связь между морфологией и синтаксисом, так как примыкают к глаголу-сказуемому). Прямо выражают я говорящего. Они аморфны по значению, поэтому трудно передать их значение точно, они часто передают целый комплекс значений (оценочные значения, эмоциональные составляющие). Например: «Дождь так и хлестал» - интенсивность и безостановочность.

Частица «вот» - выражает десятки значений:

Усиление значение, привлечение внимания «Вот в чем вопрос»

Удивление «Вот новости!»

Восхищение «Вот это мастер!»

Укоризна «Вот то-то же!» «Вот именно»

Подведение итогов «Вот такие расклады»

Резкое неприятие, отказ «Вот еще!»

Возвращение к разговору «Так вот…»

Угроза «Вот я тебе!»

Мечтательность «Вот бы…»

- предлоги и союзы – дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.

Пример:

Владимир Высоцкий «Кони привередливые»:

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...

Синтаксические средства выражения авторского я.

Авторский синтаксис – это его интонация, по которой читатель стремится уловить его отношение к предмету речи и личную заинтересованность.

Ярче всего синтаксис разговорной речи, поэтому синтаксические элементы разговорной речи (односоставные предложения: номинативные, определенно-личные, обобщенно-личные; неполные, парцелляты, неосложненные) являются экспрессивным началом  публицистическом тексте.

Синтаксические средства выражения авторского я (не путать с тропами и фигурами речи!):

Риторические вопросы

Цепочки вопросительных предложений

Метатекст (комментарий автора к своим же словам)

Обобщенно-личные предложения («Заглядываешь в глаза псу – и видишь всю преданность…») – воплощение внутренней интонации субъекта речи

Неопределенно-личные («Прибыли в Юрятин») – повествователь – участник событий

Парцелляция – актуализирует ту часть высказывания, на которую падает логическое ударение

Сегментация – разговорность, интимность. Контактоустанавливающее средство.

92.Речевые особенности информационных жанров.

Источник интерпретации факта – даже в информационных текстах – противоречивость понятия факт. С одной стороны, событие происходит в реальности, оно объективно. С другой – факт принадлежит нашему сознанию, которое всегда субъективно. Для убеждения читателя в объективности утверждаемого факта используется определенная языковая структура:

Фактообразующая семантика (простое неосложненное предложение)

Отсутствие вводных слов, оценочных слов, слов с эмоциональной окраской

Официально-деловые номинации

Наличие численных данных

Наличие ссылок на источники


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.
20672. Философский пессимизм Артура Шопенгауэра 46 KB
  Основные работы: Мир как воля и представление 1818 г. Прежде всего Шопенгауэр считал неприемлемой и губительной для философии гегелевскую систему миропонимания и в работе Мир как воля и представление в основу своих размышлений он поставил положения учения Иммануила Канта. В произведении Мир как воля и представление Шопенгауэр отталкивается от кантовских рассуждений о вещах в себе и мире феноменов поэтому краеугольной идеей данного произведения становится утверждение мир есть мое представление. Говоря о мире как воле...
20673. Экзистенциональная философия С. Кьеркегора 47 KB
  Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему. В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.
20674. Философские идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса 63 KB
  Карл Маркс 1818 1883 и Фридрих Энгельс 18201895 немецкие философы родоначальники диалектического и исторического материализма. Например Марксу принадлежат: Критика гегелевской философии права 1843. Капитал 1867 1885 1894 Энгельс редактировал второй и третий тома Капитала после смерти Маркса.
20675. Философия Фридриха Ницше 41.5 KB
  Фридрих Ницше 18441900г. Принято творчество Ницше подразделять на ряд этапов. На втором этапе Ницше старался разрабатывать уже собственные оригинальные идеи.
20676. Философские аспекты психоанализа Зигмунда Фрейда 51.5 KB
  Зигмунд Фрейд 18561939 учёный врач психиатр проживавший в Австрии. Фрейд признан отцомоснователем психоанализа течения в медицине признающего узость физиологического неврологического и просто инструментального подхода гипноз электрошок и пр. Неправомерно отождествлять фрейдизм и психоанализ как таковой который в современной науке представляет сложную дисциплину далеко выходящую за границы учения Фрейда и его последователей.
20677. Классический позитивизм и эмпириокритицизм в истории философии 100.5 KB
  Таким образом по мнению позитивистов право на истинность получает знание сообщаемое исключительно наукой а единственными методами познания выступают естественнонаучный инструментарий. Историю обществоведение по его мнению следует обогатить точными методами и экспериментами. По мере смены этих форм господства по мнению СенСимона происходит смена форм мировоззрения: для феодализма характерно религиозное для индустриализма научное воззрение на мир. По его мнению научная социология или социальная физика должна стать единственным...