45714

Правовое регулирование журналистской деятельности

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Идеологический плюрализм в России; Статья 14 религиозный плюрализм никакая религия не может быть признана государственной или официальной; Статья 15 приоритет международного над национальным правом; Статья 23 право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь особая сфера бытовых и интимных отношений человека не подлежащая контролю со стороны государства и общества; Статья 41 ответственность...

Русский

2013-11-18

36.5 KB

20 чел.

111. Правовое регулирование журналистской деятельности.

Система законодательства о СМИ в России. Основные законы РФ, касающиеся медиасферы. Понятия свободы слова и информации, гарантии этих свобод в Конституции. Недопустимость цензуры. Ограничения на свободу слова и информации. Понятие частной жизни. Тайна и неприкосновенность частной жизни. Ограничения неприкосновенности частной жизни. Принципы сбора и хранения информации о гражданах. Приоритет международного права над национальным. Идеологический и религиозный плюрализм. Свобода творчества и преподавания. Гласность парламентской деятельности и судопроизводства.

Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002 .

Правовое поле журналиста. – М., 1997.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2002 .

Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002.

    Основные законы РФ, касающиеся медиасферы:

Конституция РФ

Закон «О СМИ»;

Закон «Об авторских и смежных правах»;

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»;

Закон «О рекламе»;

Закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

Закон «О связи»;

Закон «О защите прав потребителей»;

Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»;

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Закон «О государственной тайне».

    I. Конституция РФ.

    История: В царской России не было конституции. Первая – 1924 г., вторая «сталинская» -1936г. (одна из прогрессивных и демократических, но система репрессий не давала выполнять ее), третья «брежневская» - 1977г., четвертая «ельцинская» - 12 декабря 1993г. (принята на международном референдуме, большое влияние президента, мало – у законодательной власти).

    Статья 29:

    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. (Ст.5 Закона «О государственной тайне»: сведения в области внешней политики и экономики; сведения в военной области; сведения в области науки и техники; сведения в области правоохранительной, разведывательной и контрразведывательной деятельности).

    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Статья 13 – идеологический плюрализм в России; Статья 14 – религиозный плюрализм (никакая религия не может быть признана государственной или официальной);

    Статья 15 – приоритет международного над национальным правом;

    Статья 23 – право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь – особая сфера бытовых и интимных отношений человека, не подлежащая контролю со стороны государства и общества;

    Статья 41 – ответственность за сокрытие общественно значимой информации;

    Статья 44 – свобода творчества и преподавания; интеллектуальная собственность защищена законом;

    Статья 55 -  право не давать показания против себя и своих близких;

    Статья 100 – открытость парламентских заседаний;  Статья 123 – открытость судебного производства.

   

    II.Отрасли права, регулирующие деятельность СМИ в России:

Гражданское право (гражданский кодекс, гражданско-процессуальный кодекс): Статья 139 «Разглашение коммерческой тайны» - штраф;  Статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» - штраф; Уголовный кодекс РФ (2001г.): Статья 129 «Клевета» - штраф, арест, лишение свободы до 3 лет; Статья 130 «Оскорбление» - арест 3-6 месяцев.

    III. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (27.12.1991)

    История: 1862г. – временное положение о печати (цензура, газеты не имеют право обсуждать политическую жизнь в стране); 1917 г. – Декрет о печати (закрытие оппозиционных изданий);

1990 – закон «О печати и других СМИ», 1991 - «Закон о СМИ РФ» - 7 глав, 62 статьи:

    Глава 1 – общие положения, глава 2 – организация деятельности СМИ, глава 3 – распространение массовой информации, глава 4 – отношения СМИ с гражданами и организациями, глава 5 – права и обязанности журналистов, глава 6- международный обмен информацией, глава 7 – ответственность за нарушение норм настоящего закона.

    Достоинства закона: провозглашение свободы слова, запрет на цензуру, запрет на злоупотребление свободой слова; детально прописан мех-м запроса инф-ции в гос. структурах, мех-мы ответа и опровержения. Недостатки закона: противоречие другим законодат-ным нормам РФ, недостаточное внимание к электронным СМИ, отсутствие мех-мов защиты от местных и региональных властей, от учредителей.

В зарубежном законодательстве можно найти примеры, где гарантии свободы печати и свободы слова явно не выражены (Великобритания и Австралия например). В большинстве других стран, в которых свобода выражения мнений защищена конституцией, многие провозглашают специальную защиту прессы. В Германии и Испании считается, что представители прессы обладают большими, чем кто-либо, правами собирать и распространять информацию и эти права являются следствием особой роли прессы в формировании общественного мнения и служении общественным интересам.

В Австралии, Канаде и США основные законы, воздействующие на прессу, включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь, – это законы субъектов федерации. В Австрии же федеральное правительство имеет все полномочия по решению вопросов, связанных с прессой. В Германии вопросы, связанные с клеветой и вмешательством в частную жизнь, регулирует федеральный закон, в то время как другие вопросы, связанные с массовой информацией, решаются на уровне законодательств земель. В ФРГ бытует мнение, согласно которому все вопросы, касающиеся прессы, должны решаться федеральным правительством, чтобы свести к минимуму возникающие из-за разделения полномочий сложности.

В некоторых странах нет специальных законов о средствах массовой информации, поскольку считается, что СМИ попадают под те же законы, которые регулируют и другие отношения в обществе. Так, нет закона о СМИ в Нидерландах например, поскольку многие вопросы их деятельности учтены в гражданском, уголовном и административном праве


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45841. Маркетинг: понятие, виды, функции и задачи маркетинга 14.55 KB
  Функции маркетинга: Аналитическая изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей. Функция управления и контроля сосредоточение всего комплекса маркетинга в руках одного из высших должностных лиц. Виды маркетинга: внешний и внутренний м.
45844. Стимулирование сбыта в системе маркетинговых коммуникаций 16.81 KB
  Стимули́рование сбы́та стимулирование продаж англ. Sles promotion читается как сэ́йлз промо́ушн продвижение продаж это вид маркетинговых коммуникаций обозначающий комплекс мероприятий по продвижению продаж по всему маршруту движения товара от изготовителя через каналы сбыта до потребителя с целью ускорения сбыта товаров. В основе данных мероприятий краткосрочное увеличение продаж путем предоставления покупателю как конечному потребителю так и розничному продавцу определенной выгоды. Виды стимулирования сбыта Стимулирование...
45845. Литьё под давлением 49 KB
  Сплавов на основе Zn l Cu. сплавов: Из l сплавов литьём под давлением изготавливаются: батареи отопления корпуса лодочных моторов и мотоциклов. Из Zn сплавов: карбюраторы мебельная фурнитура корпуса фильтров. Из Mg сплавов: детали бинокля фото и киноаппарата корпуса бензо и электропил.
45846. Модельный комплект 18.2 KB
  Конструкция модели должна обеспечивать быстрое удаление модели из формы без разрушения. величина усадки сплава выраженная в процентах серый чугун 1 цветные сплавы 15 углеродная сталь 2 ; формовочные уклоны на поверхностях перпендикулярных плоскости разъёма по ГОСТ 3212 для удобства извлечения модели из плоскости формы без разрушения; галтели скругления в местах сопряжения стенок и ребер величина которых зависит от толщины сопрягаемых стенок; знаковые части модели которые не участвуют в создании конфигурации отливки...