45716

Этическое регулирование журналистской деятельности

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Существует 2 основных критерия выделения профессиональной этики: 1 применение ПЭ в условиях конкретной профессии на основе общих норм нравственности 2 ПЭ существует лишь в тех профессиях которые непосредственно воздействуют на человека. Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. В СССР Союз журналистов появился в 1957году в 1988 создан Совет по профессиональной этике...

Русский

2013-11-18

46 KB

12 чел.

113. Этическое регулирование журналистской деятельности

Рассматривая функции журналистики, как целеполагающую характеристику этого вида деятельности мы с полным основанием можем говорить о необходимости понимания каждым отдельным журналистом, работающим в системе средств массовой информации не только целей и задач своей деятельности, но и о знании определенных закономерностей и правил, форм и методов осуществления своего труда. Только в контексте понимания общих правил и норм журналистики можно говорить о целенаправленном и профессиональном исполнении своих обязанностей. Принципы четко определяют границы допустимого и недопустимого, диктуют те моральные и этические нормы, которыми журналист должен руководствоваться.

Делая осознанный выбор профессии, журналист должен отдавать себе отчет в том, что общественная информационная деятельность сопряжена не только с большим количеством прав, которыми общество наделяет его, но и с соответствием профессии определенным нравственным нормам, строгой корпоративной этикой регламентирующими этот вид деятельности. Среди множества нормативных и ненормативных принципов, лежащих в основе журналистской деятельности многие принципы являются незыблемыми и всеобщими, исходящими из общих принципов публичности, общечеловеческой морали, этически установок общества и социальной значимости профессии, которые имеют глубокие философские и исторические корни. Право на владение всей полнотой информации, свободу слова, которым наделяет граждан едва ли не любая конституция государств, основанных на демократических принципах, специфика информационной деятельности, имеющей дело с фактом как категорией объективной не может не налагать ряд ограничений на деятельность журналиста. Информация, как форма адекватного отражения происходящих в действительности событий требует не только методологически верных профессиональных подходов со стороны журналиста, но и соблюдения этических норм. В противном случае создаются весьма реальные условия для сколь угодно асоциальных ее проявлений, наносящих значительный ущерб как журналистике в профессиональном смысле, так и обществу, как потребителю информации.

История ПЭЖ в СССР-России. Союз журналистов СССР.

Кодекс профессиональных обязанностей журналиста 1991 года.

Московская хартия 1994 года.

Кодекс профессиональных обязанностей Союза журналистов России 1994 года. Сравнительный анализ кодексов 1991 и 1994 годов.

Региональные этические кодексы. Этика электронных СМИ.

    Журналистская этика - это не фиксируемые юридически, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания.

    Существует 2 основных критерия выделения профессиональной этики: 1) применение ПЭ в условиях конкретной профессии на основе общих норм нравственности, 2) ПЭ существует лишь в тех профессиях, которые непосредственно воздействуют на человека. Хотя, как и юриспруденция, и медицина, журналистика направлена непосредственно на человека, специфика отношений с людьми у нее своеобычна: общение с конкретными людьми носит вспомогательный характер, главными являются отношения с аудиторией.

    Предмет ПЭЖ – нормы профессионально-этического регулирования, основанные на специфике отношений, вытекающих из диалектики «СМИ – аудитория».

    Задачи ПЭЖ:

1) Давать мотив на служение обществу.

2) Дополнять право.

3) Решать ситуации, которые не регулирует право.

4) Повышать дисциплину.

5) Повышать престиж профессии.

    Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.

    Первый кодекс ПЭЖ – «Хартия поведения», принятая в 1918 во Франции.

    1923 – «Каноны журнализма» в США.

    1939 – первый международный кодекс ПЭЖ, «Профессиональный кодекс чести журналиста».

    1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам.

    В СССР Союз журналистов появился в 1957году, в 1988 – создан Совет по профессиональной этике и праву. В историю отечественных СМИ вошли и «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 г.), и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), и «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы. Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами;  3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации.

    Кодекс профессиональной этики журналиста (1991):

    Глава I. Принципы  профессиональной  этики  советского   журналиста: социальная ответственность  журналиста, правдивость и объективность, добросовестность,  честность, уважение  чести  и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность.

    Глава II. Нарушения норм профессиональной этики: проступки, нарушающие право граждан на получение информации; проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мнений; проступки против  чести  и достоинства личности; нарушения  профессиональной   чести   журналистов; нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов.

    Глава III. Возложение ответственности:  рассмотрение дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики; право официального толкования принципов и норм журналистской этики принадлежит совету по  профессиональной  этике союза  журналистов  СССР на конфедеративной основе.

    Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года (Союз ж-тов России - 1992):

1) Журналист должен действовать, исходя из принципов данного Кодекса.

2) Журналист должен соблюдать законы, но что касается профессионального долга, он признает только юрисдикцию своих коллег.

3) Необходимость известности источника, различий между фактом и мнением (при этом журналист может не быть нейтрален), недопустимость незаконной и недостойной методики получения информации, обязанность исправлять ошибки.

4) Конфиденциальность источника.

5) Недопустимость злоупотребления статусом журналиста (экстремизма, нарушения гражданских прав, дискриминации по признакам пола, возраста, профессии, расовой, религиозной принадлежности, физических и психических недостатков, Ф.И.О.)

6) Статус журналиста несовместим с работой в органах государственной власти, с оружием.

7) Недопустимо распространять информацию рекламного характера.

8) Журналист отстаивает права коллег, соблюдает законы честной конкуренции и авторские права.

9) Отказ от задания, если оно не совместимо с принципами данного кодекса.

10) Журналист пользуется правовыми нормами для собственной защиты.

    Недостатки Кодекса: тенденциозность (ярко выраженный либеральный х-р), отсутствие российской специфики.

Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.

Первые кодексы появились в начале века: в 1900, в Швеции, но этот кодекс не получил широкого распространения. Более известна “Хартия поведения”, принятая в 1918 во Франции Национальным синдикатом журналистов..

В 20-е было принято много кодексов, проводились международные встречи журналистов по профессиональным вопросам. В 1923 были приняты “Каноны журнализма” в США. Они были написаны под явным влиянием концепции свободной, или либертальной, прессы, эта концепция возникла в начале века, и ее истоки восходят к идеям Мильтона, Джефферсона, Дж.-Ст.Милля.

1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам.

В 1982 году в Праге были приняты "Международные принципы журналистской этики". В 1988 году в Бостоне приняты "Международные принципы профессиональной этики в журналистике".

Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами;  3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации.

Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране 1 съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе в 1991. Авторы кодекса: Д.С.Авраамов и М.Федотов. В кодексе три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности.

1994 году в России был принят "Кодекс профессиональной этики российского журналиста"

Основные положения:

  1.  Обязательное соблюдение принципов профессиональной этики.
  2.  Соблюдение законов своей страны, отклонение любых попыток давления и вмешательства со стороны правительства.
  3.  Распространение только полной, достоверной и проверенной информации.
  4.  Сохранение профессиональной тайны в отношении источника информации.
  5.  Уважение и соблюдение прав и свобод человека.
  6.  Не злоупотреблять своим профессиональным положением (в распространении рекламы и коммерческой информации и т.д.).
  7.  Уважение и отстаивание профессиональных прав своих коллег.
  8.  Отказ от задания, если его выполнение противоречит принципам профессиональной этики журналиста.
  9.  Журналист имеет все гарантии защиты в суде от насилия, оскорблений, морального ущерба, диффамации и т.д.
  10.  Профессиональный статус журналиста несовместим с занятием должностей в органах власти, политических партиях. Журналист не должен брать в руки оружие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58704. Людські - чесноти. Доброта 166 KB
  Мета: продовжити знайомити учнів з людськими чеснотами вчити характеризувати події та явища як прояв добра і зла розкрити моральний зміст доброти; сприяти розвитку в учнів мотивації до добрих гуманних вчинків розвивати мислення творчу уяву збагачувати словниковий запас...
58706. Усне множення двоцифрових і круглих багатоцифрових чисел на розрядні числа 59 KB
  Мета: закріплювати вміння учнів виконувати усне множення двоцифрових і круглих багатоцифрових чисел на розрядні числа; удосконалювати вміння розвязувати складені задачі розвязання яких вимагає знаходження дробу від числа...
58707. Узагальнююче слово при однорідних членах речення. Двокрапка й тире при узагальнюючих словах у реченнях з однорідними членами 36 KB
  Мета: а навчальна: навчити розрізняти узагальнюючі слова при однорідних членах речення; моделювати схеми речень з узагальнюючим словом при однорідних членах; б розвиваюча: розвивати творчі вміння поширювати речення узагальнюючими...
58708. Число іменників (однина і множина) 87.5 KB
  Які іменники відносяться до власних Як пишуться власні іменники А як загальні Наведіть приклади. Які іменники відносяться до чоловічого роду Які до жіночого А які до середнього Актуалізація опорних знань. Я буду називати іменники а ви будете записувати у перший стовпчик іменники...
58709. Урок української літератури з використанням відеозаписів та особистісно орієнтованих технологій 59.5 KB
  Обладнання: портрети Сковороди книжки з його творами відеофільм Григорій Сковорода збірка Сад божественних пісень підручник. Де і коли народився Григорій Сковорода У Чорнухах на Полтавщині 3 грудня 1722 р. Сковорода Хто були його батьки...
58710. Клуб веселых математиков 39.5 KB
  Цель: обобщать и систематизировать знания по математике. Задачи: познакомить с различными видами задач по математике; развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, творческие способности...
58711. Здоровые дети – в здоровой семье 49.5 KB
  Оборудование Экран мультимедийный проектор ноутбук Набор цветных кружков красный желтый зеленый для каждого учащегося Ход мероприятия Слайд 1 Всем известно и понятно Что здоровым быть приятно. Слайд 2 Добрый день ребята.
58712. Поговорим об этикете 14.5 KB
  Цели: формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости,уважения и чуткости по отношению к другим людям. Оборудование: сигнальные карточки - синего и красного цветов, иллюстрации.