45717

Социальные функции журналистики

Доклад

Маркетинг и реклама

Социальные функции журналистики Корконосенко разделяет социальные роли и социальные функции журналистики. РОЛИ Сущность ролевой характеристики заключается в выполнении ряда соц. Ролевая характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей сфер жизни в которые проникает журналистика социетальных систем – практически во все. Это: экономическая политическая духовноидеологическая и социальная.

Русский

2013-11-20

38.5 KB

44 чел.

Социальные функции журналистики

Корконосенко разделяет социальные роли и социальные функции журналистики.

РОЛИ

Сущность ролевой характеристики заключается в выполнении ряда соц. обязанностей в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Ролевая характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей сфер жизни, в которые проникает журналистика (социетальных систем) – практически во все. Это: экономическая, политическая, духовно-идеологическая и социальная.

1) В теории менее всего освоена производственно-экономическая роль журналистики. Советская наука признавала наличие этого качества только у буржуазной прессы. Тем самым игнорировался колоссальный мировой опыт. Сейчас в России на глазах делаются состояния удачливых издателей и владельцев вещательных станций. Но в то же время основная часть СМИ не может существовать без гос. дотаций или спонсорских субсидий. + журналисты только начинают осознавать производственно-экономическую роль прессы как особенное, относительно автономное, но неотъемлемое качество. С экономической точки зрения, главным в журналистике явл. ее товарная сущность. Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: стоимость имеет квалификация корреспондента, добытая им информация, готовый тираж газеты, оборудование и т.п.

2) В социальной сфере роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений, т.е. с усвоением ими социально-культурного опыта предшественников (норм, привычек, морали) и включением в контекст общественных отношений. Люди воспринимают чужой опыт через общение, которое в свою очередь составляет содержание МК. Следовательно, информационно-коммуникативная роль прессы. Отсюда – первостепенное значение имеет информационная природа журналистики, хотя в др. социетальных системах эта природа не явл. главной. Пресса обладает уникальной способностью накапливать информацию, служить своего рода памятью человечества. С др. стороны, в сфере общения редакции выполняют отнюдь не технические функции ретранслятора новостей – от их работы зависит репутация, а то и судьба тех, о ком они пишут и говорят.

3) В политической области на первый план выходят власть и связанные с ней отношения. Здесь журналистика выполняет регулирующую роль, участвуя в процессах управления обществом, самоуправления и контроля. Живые потребности общества заставляют прессу соответствовать своей способности выражать интересы, волю, мнения населения, быть для него средством самоорганизации во имя решения коренных соц. проблем. Пресса не только служит продуктом общественного мнения, но и создает его. Публичное слово может и смягчить соц. напряжение. Пресса (по Марксу) некий посредник между правителями и управляемыми, наделенный «головой гражданина и гражданским сердцем».

4) В идеологическом плане печать явл. участницей духовного производства – через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание идеалов, идеологических концепций, морально-нравственных или эстетических ценностей. Духовно-идеологическую роль журналистики иногда трактуют только в свете политико-идеологических отношений. Но идеалы м. иметь и совсем др. происхождение. Через прессу выявляются разноречивые взгляды и убеждения, а на этой почве происходит размежевание приверженцев разных точек зрения. При этом готовится база для национального согласия по вопросам, касающимся сохранения сложившейся общности людей или даже цивилизации в целом.

Как социетальные системы не отделены между собой, так и роли журналистики проявляются во взаимосвязи. Если говорить о их иерархии, в соответствии с гуманистическим пониманием целей соц. развития выше всего ставится деятельность журналистики в духовно-идеологической сфере…

ФУНКЦИИ

Социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к определению ее функций (от лат. Исполнение, совершенствование). В рамках определенной социетальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной сфере. Н-р, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В соц. измерении гл. явл. сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Возможны и др. подходы к проблеме функций СМИ. Например, субъектный подход.

Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество, социальная система. В качестве ведущих потребностей  в данном случае выступают выживание, самосохранение системы и ее непрерывное движение, которое явл. условием жизнестойкости и самосохранения.

1) На удовлетворение первой потребности направлена функция интеграции составных элементов общества. Она приобретает все большее значение в ситуации глобализации. Эксперты предлагают рассматривать СМИ как своего рода согласительную комиссию, подготавливающую общественное мнение к оптимальным и бескровным решениям. Это не только в общемировых масштабах, но и на уровне локальных соц. образований.

2) На потребность общества в развитии направлена функция познания (самопознания).

На уровне отдельных социальных структур внутри общественной системы на первый план выходят потребности в усилении их влияния, привлечении единомышленников и союзников, а в политико-государственной сфере – в завоевании и удержании власти.

3) Здесь имеет место агитационно-пропагандистская функция прессы. Исп. ее и общественные движения, союзы, партии etc. У нас плюрализм типа.

Пропаганда (от лат. распространять) – распространение полит., философских, экономических ,технических и иных знаний и идей, а также эстетических и морально0нравственных ценностей. Ее целями явл. просвещение и воспитание аудитории, формирование у нее определенного мировоззрения. Задача – чтобы в сознании публики укреплялись определенные воззрения и представления о мире. Но! Это не манипуляция сознанием аудитории, а помощь в осмыслении явления и проблемы, предоставление необходимого для этого материала.

Агитация (от лат. приведение в движение) – воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. Побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил.

4) Функция организации направлена на достижение определенных сдвигов в социальной практике. Формы: участие в проведении выборов и референдумов, телемарафоны, газетные конкурсы и лотереи, рекламные фестивали, подписные кампании, предусматривающие различные контакты между журналистами и потенциальными читателями.

На уровне личности, отдельного представителя аудитории функции прессы тоже есть.

5) Блок функций ориентации. Социализация индивида. Часть функций чисто утилитарна (рекламно-справочная информация). Др. необходимы человеку для познания окружающей среды и корректирования своего поведения в ней. Здесь на первом плане - прогнозирование развития ситуаций, трансляция морально-этических норм.

6) Др. блоки формируются на базе понятий связи с обществом и конкретными людьми (духовной, эмоциональной, организационно-деятельной) и морально-психологического удовлетворения (развлечение, общение с интересным собеседником, торжество справедливости, наблюдаемое после выступления прессы, престижность обладания информацией и т.д.).

На уровне журналиста:

7) Служебно-профессиональная функция. (реализация знаний и навыков, исполнение должностных обязанностей и общественного долга, обеспечение средствами к существованию)

8) Творческая функция. (самопознание, самореализация и саморазвитие в процессе создания журналистских произведений)

Ролевой и субъектный подход дает разные варианты подходов к проблеме функций СМИ. Есть и др. подходы. Но в любом случае речь идет о частностях. В литературе принято говорить о генеральной функции журналистики – о ее соц. назначении. Существуют разные ее толкования. Можно ставить во главу угла информационность, но это не исчерпывающе. Назначение журналистики в регулирующем и преобразующем воздействии на соц. практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами соц. прогресса.