45718

Научные исследования массовой коммуникации: направления и методы.

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Научные исследования массовой коммуникации: направления и методы. Науки занимающиеся исследованием массовой коммуникации: Теория коммуникации Социология массовой коммуникации Психология массовой коммуникации Появления новой навой дисциплины Коммуникологии ссылаться на Ф. Шаркова курс лекций по Социологии массовой коммуникации Далее он по тексту: Коммуникология – система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации направленные на интеграцию в единую систему знаний науку включающее: 1 теорию...

Русский

2013-11-18

80 KB

39 чел.

115. Научные исследования массовой коммуникации: направления и методы.

Науки, занимающиеся исследованием массовой коммуникации:

  •  Теория коммуникации
  •  Социология массовой коммуникации
  •  Психология массовой коммуникации

Появления новой навой дисциплины «Коммуникологии» (ссылаться на Ф.И. Шаркова  курс лекций по «Социологии массовой коммуникации»)

Далее он по тексту:

Коммуникология – система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, направленные на интеграцию в единую систему знаний (науку), включающее: 1) теорию коммуникации; 2) теории коммуникаций, разработанные  различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистической коммуникации,  теория эгалитарной коммуникации и пр.); 3) науки и научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.; 4)  теорию и практику коммуникативной деятельности, осуществляемой с различными субъектами во всех сферах общества с помощью разнообразных средств. Несмотря на то, что генезис коммуникологии, имеет богатые коммуникативные и мультидисциплинарные традиции, она все еще лишь формирующаяся наука. Научный потенциал коммуникологии может быть создан наилучшим образом не на основе простого суммирования отраслевых и мультидисциплинарных теорий коммуникации, а на базе диалектического единства, взаимопроникновения и дополнения различных теорий коммуникации и теретико-методологической основы формирующейся науки.

Коммуникология рассматривает получение и синтез новых знаний о: видах и моделях коммуникации; функциях коммуникативных систем; структуре и содержании межкультурной коммуникации, а также методах исследования процесса межкультурной коммуникации в различных социальных сферах. Кроме того, коммуникология изучает проблематику этнической, национальной, территориальной, социальной принадлежности коммуникантов и их личностных характеристик; лингвистические, психологические, психолингвистические, семиотические, семиосоциопсихологические составляющие теории межкультурной коммуникации.

Коммуникология изучает  особенности  коммуникации в экономической, политической, культурной и социальных сферах общества (образовательной, производственной, политической и других), информационные потоки, обеспечивающие коммуникацию в современном обществе как на межличностном, так и на глобальном уровне. Однако сегодня многие направления коммуникологии разрабатываются разрозненно, не смормировалась  общая теоретико-методологическая основа формирующейся науки «коммуникология». Особое место в исследовании проблем коммуникологии и коммуникативистики  следует отвести американским ученым. Различные направления науки о коммуникации (коммуникологии, коммуникативистики) разрабатывают также канадские1 и французские теоретики. Представители французской научной школы о коммуникациях предпочитают рассматривать информационные и коммуникационные направления в интегральной «информационно-коммуникативной науке». Это характерно, в частности, для таких ученых, как профессор коммуникационных наук Б.Мьеж, Д.Бунью, Д.Вольтон, П.Бурдье и др.

В первой группе теорий, в которой массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй –  идеологический.

К первой подгруппе относится теория массового общества или теория массового отвлечения, которая исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего средства массовой информации оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживая политико-экономический курс властных структур, помогают публике адаптироваться к своей судьбе, отвлечься от проблем и восстановить душевное равновесие. Это в свою очередь обеспечивает централизованный контроль властных структур над массами и стабильность общества в целом.

Данная теория особо подчеркивает роль СМИ в формировании общественного мнения. При этом СМИ, с одной стороны, могут манипулировать общественным мнением (это хорошо показано в трудах таких крупных социологов, как В. Парето и К. Маннгейм), а с другой – помогают людям выжить в трудных условиях. Данная и другие варианты теории, основываются на классическом марксистском понимании СМИ прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью. Политико-экономическая теория (Г. Мердок и П. Голдинг) наиболее последовательно использует постулаты марксизма; на первое место в ней выдвигается роль экономических факторов, определяющих функции СМИ. Политические факторы здесь также учитываются, поскольку СМИ находятся в руках владельцев.

Критическая теория представляет собой неомарксистский подход к анализу социальных процессов в обществе (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно). Критическое отношение к идее Маркса о революционных возможностях рабочего класса в преобразовании общества обосновано в теории на примере СМИ, которые сыграли большую роль в идеологизации экономики в интересах господствующего класса как механизма власти сдерживания изменений. Ко второй подгруппе относятся теория гегемонии и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской.

Теория гегемонии СМИ, или теория гегемонии масс-медиа (Н. Пулантзас и Л. Альтюссер) носит условное название, в котором слово «гегемония» интерпретируется как господствующая идеология. Импульсом для возникновения данной теории явилось положение критической теории о СМИ как о мощном механизме, способном реализовать изменения в обществе.

Советская социологическая школа (Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов) на основе марксистско-ленинской методологии разрабатывала теорию массовой коммуникации как вида социального общения. Одним из ее постулатов является положение, согласно которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом. Наряду с изучением духовной деятельности и общественного мнения большое внимание здесь уделялось идеологической пропаганде.

Во второй группе теорий наиболее значительными являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма.

Структурно-функциональная теория восходит к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса, создателя системно-функциональной школы в социологии, и в значительной степени опирается на положение американского социолога Р. Мертона, по мнению которого, все действия в обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом несущественны. СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил.

Для теорий третьей группы характерен социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ. В настоящее время этот подход явно набирает силу, что объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к гуманитаризации наук.

Франкфуртская (поздняя) школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникации (Т. Адорно и Г. Энценсбергер). Вольно или невольно представители этой школы сохраняют марксистский постулат о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе. Это отражено в постановке и условиях выполнения основной задачи: прежде чем изучить реакцию различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ, необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.

Бирмингемская школа, которая начала функционировать с 1970 г. имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе (С. Холл). В трудах и работах ее представителей сделана попытка исследовать более тщательно роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этнических меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.

Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями Г. МакЛюэна и А. Моля. Культурологический подход ищет объяснение тому, каким образом массовая культура, используя СМИ, влияет на интеграцию девиантных оппозиционных элементов в общий социальный контекст. Г. МакЛюэн разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств с его точки зрения необходимо для понимания их взаимодействия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. И еще одно интересное наблюдение: пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы, посредством так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений – книги читаются «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересующую информацию. «Мозаичность» культуры, создаваемую при помощи СМИ, отмечал также и Моль. Теории информационного общества стоят особняком, поэтому выделены в отдельную группу. В основе названных теорий лежит концепция постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом. Постулаты этих теорий сводятся к следующему: информация является главным источником и средством производства, а также и его продуктом; СМИ – мощный стимул для потребления информации и его оценки, они также стимулируют коммуникативные технологии, благодаря чему создаются вакансии для работы; изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее передачи и дальнейшего ее применения.

Истоки этих идей можно обнаружить в работах американских социологов старшего поколения. Так, основатель чикагской школы Р. Парк и один из основоположников теории «малых групп» Ч. Кули рассматривали коммуникацию как массовое общение, возникшее на волне индустриализации и урбанизации «коллективной группировки», интересы которой лежат за пределами локальных, малых групп.

Рассмотренные теории массовой коммуникации ориентированы, главным образом на раскрытие роли СМИ в обществе. В плане прогнозирования одни предсказывают усиление дифференциации власти над СМИ, упадок культурного уровня общества (так как культурологическая функция никем не контролируется) и ослабление интеграции общества (поскольку общество будет привязано к своим локальным интересам). Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМИ в условиях свободного выбора информации, когда можно избежать их централизованного давления, а интеграция, хотя и сузится, но в новых условиях будет более глубокой и устойчивой.

Теории массовой коммуникации в отечественных исследованиях никогда не замыкались исключительно на роли СМИ, хотя большое число работ посвящено изучению особенностей передачи и восприятия информации с помощью различных каналов и воздействия СМИ на общественное сознание, речевое поведение и мотивы поступков индивидов.

На базе общей теории коммуникации и теории информации массовая коммуникация рассматривается в русле проблематики философии, социологии, психологии, этнографии, лингвистики и других гуманитарных наук. Но наиболее значимы для теоретического и прагматического аспектов массовой коммуникации междисциплинарные направления, отраженные в таких интегративных научных дисциплинах, как психолингвистика, социопсихология, социолингвистика, социокоммуникация и др., поскольку изучение взаимодействия многих факторов, обусловливающих массовую коммуникацию, позволяет выяснить самое сокровенное – ее механизм, способ функционирования и средства воздействия на общество и индивидов.

Психологи коммуникацию рассматривают как процессы обмена продуктами психической деятельности. Психологический аспект коммуникации  – это одна из форм взаимодействия людей в процессе общения. Ряд ученых психологов практически отождествляют коммуникацию и общение (А. Леонтьев). В психолингвистике на материале речевых актов рассматриваются пути оптимизации речевого воздействия и возможности их моделирования (А.А. Леонтьев, Е.Ф. Тарасов, Ю.А. Сорокин, Н.В. Уфимцева и др.)

Обоснование фазности коммуникации позволило глубже изучить особенности коммуникативных фаз. С названными особенностями коммуникативного процесса связана теория о двухфазовой, в другом варианте трехфазовой коммуникации: докоммуникативной – коммуникативной – посткоммуникативной. Во-первых, это то, что мысль предшествует языковому оформлению, и коммуникативные единицы (высказывание и дискурс), в отличие от языковых единиц (слов, не путать с однословными высказываниями, и словосочетаниями), формируются в процессе коммуникации. Во-вторых, это связано с организацией самого общения. В-третьих, проявление посткоммуникативной фазы, которая актуализируется в форме решения и конкретной деятельности как своего рода реакции на речевое воздействие. Проблема мотивации в речевом воздействии занимает одно из ключевых мест в теории массовой коммуникации. Конечно, границы между фазами условны, так как взаимодействие мысли и коммуникативных средств ее выражения сложны.

Линейная (классическая) модель. В 1948 г. Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов: кто? (передает сообщение) — коммуникатор; что? (передается) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Каждый из элементов указанной схемы — объект многочисленных исследований. Выделяются, например, характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того чтобы выступление человека оказало нужный эффект, он должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).

Интеракционистская (социально-психологическая) модель разработана Т. Ньюкомбо, который предложил учитывать отношения, складывающиеся как между общающимися, так и к объекту разговора (речи), исходя из того, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. Если два контактирующих сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к тому объекту, о котором идет речь. При несовпадении отношения друг к другу будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношения к такому объекту при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация: к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.

Усовершенствованная (шумовая) модель, предложенная инженером К. Шенноном для описания коммуникации средствами телефонной связи и распространенная В. Вивером на все виды коммуникации, внесла в схему процесса существенный элемент — шум — любые помехи, затрудняющие коммуникацию.

Модель Лассуэла, и модель Шеннона—Вивера концептуализируют коммуникацию, как линейный, однонаправленный процесс. Конечно, такая модель далеко не адекватна реальной коммуникации. Авторы более поздних моделей пошли по пути их усложнения, стремясь максимально отразить компоненты и факторы процесса коммуникации, его многообразные проявления и варианты. Примером в этом может служить факторная модель немецкого исследователя Г. Малецки, в которой помимо базовых элементов отражены около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на субъекты этого процесса. В 1954 г. В. Шрамм и К. Осгуд предложили циркулярную (замкнутую), сбалансированную модель коммуникации, в которой отправитель и получатель информации выступают равноправными партнерами и большое значение придается обратной связи между ними, уравновешивающей прямую связь: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

Таким образом, основные, опорные элементы коммуникации были полностью введены в научный оборот. К таким элементам относятся коммуникатор, сообщение, коммуникант, кодирование, канал, результат, обратная связь, шум.

Текстовая (А. Пятигорского) модель, по мнению ее автора, создается в определенной коммуникативной ситуации связи с другими лицами: «Текст создается в определенной, единственной ситуации связи — субъективной ситуации, а воспринимается в зависимости от времени и места в бесчисленном множестве объективных ситуаций. Для письма время функционально не значимо; наоборот, основная тенденция корреспонденции — предельное сокращение времени. Письмо в идеале — чисто пространственное явление, где временем можно пренебречь (телеграмма, фототелеграмма и т.д.). К этому «безвременному» идеалу стремится и всякое газетное сообщение. Для заметки в записной книжке время не значимо. Заметка не рассчитана на пространственную передачу — она должна остаться в том же месте; для данного момента она бессмысленна».

Конфликтологическая (У. Юри с коллегами) модель предполагает три уровня разрешения конфликтов — на уровне интересов, на уровне права и на уровне силы. Пример разрешения на уровне силы — забастовка, война, драка. Это определение того, кто сильнее. На уровне права — обращение в суд, т.е. выяснение — кто прав. «Интересы — это потребности, желания, заинтересованности, страхи — вещи, которые нас заботят или волнуют. Они предопределяют человеческие позиции — реальные вещи, о которых люди говорят, что хотят их».

Как определить, какой уровень разрешения конфликта лучше? Эффективная система разрешения конфликтов, по мнению авторов, должна базироваться на переговорном процессе, рассмотрении конфликта на более ранних ступенях его проявления. Решение конфликта — коммуникативная процедура. Современная наука занята поиском наиболее эффективных процессов таких процедур.

Каждая из моделей коммуникаций может быть положена в основу моделирования реальных ситуаций в жизни человека.

К первой группе теорий, в которой МК трактуется как функция политического контроля, относятся материально – экономический и идеологический факторы.

В теории коммуникации – это массовое общество или массового отвлечения. М. информация оказывается интегрированной в социальные институты общества, поддерживая политико-экономический курс власти, помогают публике адаптироваться к своей судьбе. Это обеспечивает контроль над массами и стабильность общества. Данная теория особо подчеркивает роль СМИ в формировании общественного мнения. Это показано в трудах В. Парето и К. Мангейма. Теория помогает людям выжить в трудных условиях.  

Следующая теория – политико-экономическая. Г. Медок. использует марксизм. На первое место выдвигается роль экономических факторов, определяющих функции СМИ.

Критическая теория – неомарксистский подход (Г. Маркузе, Т. Адорно). Во второй группе теорий наиболее значительные теории, разработанные на основе структурного функционализма, которая происходит из социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса. Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями Г. МакЛюэна, который разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения. Пользуясь электронной информацией мы вынуждены думать не последовательно линейно, а мозаично, через интервал, дискретно, посредством так называемого резонанса.

Теории информационного общества составляют отдельную группу. Д. Белл, Парк, Кули. Теории при всей их вариативности ориентированы на роль СМИ.

Мыслительно-коммуникативные процессы рассматриваются Ю. Хабермасом, российским ученым Щедровицким. Теории отечественных ученых выводы не замыкались лишь на СМИ. Они опирались на психолингвистический речевой материал и рассматривали пути оптимизации речевого воздействия в коммуникации.

По Яковлеву, который у нас читал Теорию массовых коммуникаций (тот самый учебник, который все покупали):

Теории процесса массовой коммуникации:

  1.  Теория «привратника»
  2.  Теория «повестки дня»
  3.  Теория культивации Дж. Гербнера
  4.  Теория эффектов массовой коммуникации

Аудитория в массовой коммуникации:

  1.  Теория неограниченного влияния СМК на аудиторию
  2.  Теория ограниченного влияния СМК
  3.  Теория активной аудитории
  4.  Постмодернизм и «гипериндивидуалистическая теория»

Массовые коммуникации и власть:

  1.  Тоталитарная теория СМИ
  2.  Авторитарная теория
  3.  Либертарианская теория
  4.  Теория анархической свободы и постмодернизм

Массовые коммуникации и общество:

  1.  Технологический детерминизм М.Маклюэна
  2.  Культуральный детерминизм

Более подробно см. это в учебном пособии И.П. Яковлева «Современные теории массовых коммуникаций» Санкт-Петербург, 2004 г.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38459. Построение оптимальной системы безопасности в гостинице 341.5 KB
  Обязанности участников туристского процесса в том числе и по обеспечению безопасности изложены в принятом ВТО в 1999 году Глобальном этическом кодексе туризма. Цель настоящей выпускной квалификационной работы – построить оптимальную систему безопасности в гостинице. Объектом исследования выступает безопасность в Ресторанногостиничном комплексе высокого уровня Маякоvsкий Предметом исследования является работа службы безопасности Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть основные аспекты...
38460. Разработка системы управления содержимым сайта 658.9 KB
  Организация системы управления содержимым сайта, позволяющая работать с ней людям, не знакомым ни с языком разметки гипертекста, ни с языком программирования. В этом случае можно самостоятельно оперативно вносить изменения на сайт, либо возложить эти обязанности на секретаря.
38461. Осмысление христианской культуры в творчестве философа И.А.Ильина 457.5 KB
  Иван Александрович Ильин – религиозный мыслитель, ученый-правовед, культуролог, оратор, публицист и литературный критик, исключительный эстет и знаток родного языка. Его наследие включает более ста публикаций и тридцати книг по философии, религии, культуре, литературе, проблемам государства и права. Его творчество мощно и многогранно, а стиль мышления широк, образен, поэтичен и, в то же время, не лишен черт скрупулезности и точности академического философствования.
38463. Проектирование содержания и оформления интерактивной карты «Курорты Италии» 9.98 MB
  Современная курортология медицинская научная дисциплина изучающая целебные свойства природных физических факторов характер их действия на организм человека возможности их применения с лечебными и профилактическими целями на курортах и во вне курортных учреждениях разрабатывающая показания и противопоказания для санаторнокурортного лечения и методы применения курортных факторов при различных заболеваниях. Приморский климат средиземноморского типа без резких суточных и годовых колебаний метеорологических факторов с обилием солнца...
38464. Организация оперативно-тактических действий подразделений по чрезвычайным ситуациям Хойникского гарнизона при ликвидации ЧС на аммиачно-холодильном участке Хойникского РайПО, расположенного по ул. Колесника 61, г. Хойники 460.5 KB
  Свойства аммиака. Прогнозирование масштабов заражения. Действия подразделений по чрезвычайным ситуациям. Экономическое обоснование затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака. Основные формулы и справочные данные для расчета экономического обоснования затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака. Расчет затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака Мероприятия по охране труда.