45719

Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принципы и законы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Но и этого субъективного фактора еще мало для окончательного формирования индивидуального облика газеты. Но при всех обстоятельствах при равных и различных типографских возможностях каждая редакция может добиться графической индивидуализации своей газеты придать большее или меньшее своеобразие ее внешнему облику. Отобранные отработанные и ставшие стабильными приемы и способы оформления и придают газете черты самобытности образующей ее графическую индивидуальность своего рода оформительскую модель данной газеты. Лицо газеты таким...

Русский

2013-11-18

55 KB

16 чел.

116.Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принципы и законы.

Каким бы идеальным ни был макет, изготовленный в редакции, какими бы выразительными ни были все детали оформления, их графическое совершенство дойдет до читателя в виде отпечатанного газетного листа. Насколько умелы и искусны наборщики, верстальщики, цинкографы, печатники, настолько успешно будут реализованы все лучшие замыслы редакции.

Но и этого, субъективного, фактора еще мало для окончательного формирования индивидуального облика газеты. Оформительские замыслы реализуются при помощи конкретных материальных средств — полиграфического оборудования, бумаги, красок и т. д. Типографские возможности самым непосредственным образом сказываются на графической индивидуальности газет. Газета, которая печатается офсетным способом, выгодно отличается от неофсетных своей многокрасочностью, высоким качеством воспроизведения иллюстраций, четкой печатью. Состояние шрифтовой кассы, способ изготовления клише, качество бумаги, красок, тип печатной машины — все это оставляет заметный след на газетной полосе.

Но при всех обстоятельствах, при равных и различных типографских возможностях каждая редакция может добиться графической индивидуализации своей газеты, придать большее или меньшее своеобразие ее внешнему облику. Здесь все будет зависеть от особых приемов и способов оформления, преимущественного использования тех или иных шрифтов, линеек, орнамента, специфического расположения материалов, заголовков. Отобранные, отработанные и ставшие стабильными приемы и способы оформления и придают газете черты самобытности, образующей ее графическую индивидуальность — своего рода оформительскую модель данной газеты. Все элементы этой модели — результат художественного и технического творчества конкретных личностей, в основе которого лежат ее идейно-политическое содержание, тип и национальное своеобразие газетной графики.

Лицо газеты, таким образом,— стабильная совокупность соподчиненных между собою внутренних и внешних признаков и особенностей, посредством которых выявляется идейно-политическое содержание, тип и графическая индивидуальность газеты.

Композиционно-графическая модель газеты. Устойчивость композиции, внешних особенностей и признаков создает основу для построения композиционно-графической модели газеты, которая включает в себя наиболее типичные особенности ее содержания и формы: главную тематику газеты, ее структуру, формы организаций и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Для каждого типа газет (отраслевых, районных, молодежных и т. п.) требуется своя модель, на основе которой могут быть созданы модели отдельных газет и разные варианты этих моделей с учетом динамики газетного содержания.

Стабильная повторяемость главных элементов содержания и формы и составляет основу композиционно-графической модели как обобщенной описательно-изобразительной конструкции той или иной газеты. Лишь незначительные отклонения, касающиеся деталей, могут иметь место в редакционной политике. Она определяет выбор заголовков, иллюстраций и вида верстки. При оформлении заголовков, отборе фотографий и верстке страниц оформитель действует в соответствии с уже принятой моделью, не отступая от выработанной линии.

В редакционной практике своеобразными моделями служат специальные памятки для сотрудников. В них обычно перечисляются основные рубрики, излагаются, применительно к данной газете, общие правила по организации работы редакции, по верстке и оформлению.

Если обратимся к зарубежному опыту, то и здесь обнаружим тяготение к четкому композиционному плану, в котором каждой крупной теме соответствует полоса, несколько полос или секция. В английской и американской прессе первая полоса традиционно отводится под главные новости дня, а редакционные полосы с передовыми статьями занимают середину номера (так же компонуются и газетные секции). Долгое время уникальным исключением была лондонская «Тайме», печатающая на первой полосе мелкие объявления. Но с осени 1966 г. и эта газета стала строиться по общепринятому образцу. Унификация шрифтового оформления (одна-две гарнитуры на весь номер) подчеркивает лаконизм композиции и в какой-то мере нейтрализует рекламную пестроту.

Однако, как уже упоминалось, эта выдержанность стиля, строгость композиции свойственны лишь сравнительно немногим, так называемым «качественным», или «солидным», газетам, тогда как массовые, сенсационные издания скорее отражают все законы газетной композиции, чем согласуются с ними.

Обилие рекламы в массовых газетах, проникновение ее едва ли не во все полосы создает значительные трудности в поисках нужных материалов, даже если они имеют постоянное место и рубрику. Неслучайно поэтому некоторые редакции практикуют издание буклетов-указателей, которые помогают читателю ориентироваться в лабиринте страниц и рекламных объявлений.

Оформление — важный компонент профиля газеты, тем более важный, что на нем в первую очередь отражаются глубокие изменения в технической базе газет.

Болгарский исследователь прессы Димитр Георгиев ввел в теорию печати понятие «графическая концепция газеты». В нее входят: тематическая структура газеты, т. е. распределение главных материалов и рубрик по полосам, композиция полос в разные дни недели, принципы построения специальных полос, постоянные графические элементы газеты, оформление рубрик, шрифтовое оформление и построение заголовков, шрифтовое оформление текстов, использование «воздуха» в газете, иллюстрационное оформление

В общем, в графической концепции Д. Георгиева есть все, что составляет композиционно-графическую модель газеты. Базируясь на перспективных планах газеты, на ее типе, традициях, творческой индивидуальности, она должна включать в себя все особенности построения данной газеты, соразмерных элементов, шрифтового и иллюстрационного оформления.

Композиционно-графическая модель призвана повысить уровень художественно-технического оформления газеты, т. к. вся ее графика основывается не на субъективных решениях, принимаемых часто в спешке и потому не всегда грамотных, целесообразных, а на заранее продуманных и примененных с учётом специфики газетного листа. Она может служить не только концепциальным исходным документом, но и типовым рабочим планом при издании газетной формы. Этот план обеспечивает быстрое исполнение макета каждого отдельного номера и соответственно оригинальной печатной формы из фотоизображений, т. к. отпадает необходимость каждый раз решать по-новому в принципе одни и те же оформительские задачи.

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное — соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Асимметричная композиция может включать в себя элементы симметрии. Американский исследователь печатного дизайна Альберт Саттон, называя симметричное и асимметричное равновесие формальным и неформальным, пишет: «расстановка частей по принципу неформального равновесия заставляет наш взор пробегать по сложной, динамичной кривой — отсюда эффект живости, что обусловливает большую выразительность». И далее: «…Применение принципов неформального баланса обеспечивает гораздо большую свободу композиционных вариантов, чем решение оформительской задачи, основанной на принципах формального равновесия». Асимметрия позволяет эффективно выявлять смысловую связь между разделами газеты, отдельными сообщениями в подборках. Но построение асимметричной композиции требует от дизайнера, стремящегося обеспечить оптимальность восприятия, особого мастерства. «…Безоговорочное предпочтение асимметричной композиции, порождаемое иногда модой, может привести к утверждению нового шаблона…»

Использование локальной симметрии, по нашему мнению, позволяет избежать этой опасности. Асимметричная композиция в сочетании с локальной симметрией наиболее современна, такое «содружество» создает архитектурную стройность газетных полос, дает возможность находить новые пути совершенствования геометрической структуры той или иной полосы. Оно не противоречит и требованию простоты, оптимизирующей восприятие. Именно локальная симметрия позволяет избегать излишней вычурности в подаче газетных сообщений (кстати, по аналогии можно ввести и понятие локальной асимметрии, которая разнообразит симметрично построенные композиции полос, подборок). Для создания динамичных композиций лучше всего использовать элементы ломаной, горизонтальной, вертикальной, симметричной верстки с тем условием, что они не меняют кардинально устоявшегося вида верстки, а обогащают его, не слишком затрудняя выпуск издания.

Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Традиции и современные тенденции оформления газеты, требования оперативного выпуска номера объективно диктуют простой, разумный и в то же время неформальный способ расположения материалов.

Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Ее преимущества очевидны: во-первых, при шестиколонной верстке и наборе текста на 2 1/4 квадрата экономится газетная площадь (по сравнению с набором 2 1/2 квадрата), во-вторых, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов — макеты не повторяются, что, естественно, оживляет газетные полосы, делает их привлекательными. Но шестиколонная верстка сама по себе не дает преимуществ, их надо находить. А некоторые оформители по-прежнему «разрезают» страницы пополам, применяют упрощенную горизонтальную компоновку материалов, не оставляют места для разделительных линеек, рамок (в этом случае необходимо уменьшать ширину одной из колонок). Получается, что иные газеты, хотя и верстаются по-старому, на 5 колонок, имеют более привлекательный внешний вид. У них свои выигрыши: увеличенные межколонные пробелы позволяют свободно маневрировать линейками, другими наборно-графическими элементами и т. д. Но — и это надо подчеркнуть — применение колонки шириной 2 1/2 квадрата приводит к тому, что читатели недополучают в каждом номере почти 200 строк газетной информации…

Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 — восемь. То, что квалифицированные секретари достаточно осторожно варьируют форматы набора текста, способствует созданию ритма на газетной полосе, соответствует принципам композиционно-графического моделирования, ускоряет процессы макетирования. И все же совершенно необходимо использовать дополнительные форматы в каких-то определенных, заранее оговоренных случаях: при наборе особо важных редакционных материалов, идущих под постоянными рубриками и располагающихся в определенном месте, подписей к снимкам, «врезок», «выносов в тексте», заключений и т.д. Без всего этого газетное пространство выглядит сплошной серой массой, глаза читателей утомляются, к тому же они затрудняются в выделении главного и второстепенного при чтении опубликованных материалов — оформление газеты не до конца выполняет свою комментирующую роль.

Композиция периодического издания. Свойства композиции.

В общем понимании «композиция» — составление, соединение, расположение. Для оформителя газеты первостепенное значение имеет такое распределение ее компонентов, которое придает газете целостность и помогает выявить главное, привлечь к нему внимание читателя.

Специфическое в композиции газеты то, что она развернута во времени и пространстве, т. е. существует как длинная цепь номеров, каждый из которых состоит из определенного ряда полос. Применительно к газете мы должны говорить не об одной, а о нескольких композициях, о разных ее уровнях:

1) о композиции газеты как о системе организации и распределении материалов, обусловленных характером и традициями данной газеты, а также перспективными и текущими планами работы редакции;

2) о композиции номера, в которой реализуются общие принципы организации н распределения материалов в зависимости от политических задач дня и плана данного номера;

3) о композиции полосы (в отдельных случаях — разворота) как способе расположения материалов и использовании изобразительных средств в соответствии с конкретным содержанием данной части номера и его общим тематическо-жанровым и графическим ансамблем.

Специфика газетной композиции выражается таким образом в системе организации и распределении материалов, в выявлении главного, в создании единства газеты путем объединения ее разнородных частей: материалов аналитических и информационных, положительных и критических, официальных и авторских, редакционных и рекламных, матерналов на внутренние и международные темы, текстовых и иллюстрационных, больших и маленьких и т. д.

План дает основу композиции, сама же она начинается с организации  материалов — их распределения и группировки. Печать выработала такие формы организации и подачи материалов: подборка, рубрика (раздел), тематическая полоса, тематический разворот, «газета в газете», специальный номер. В соответствии с этими формами строится очередной номер. В принципе это построение будет повторять построения предыдущих номеров (эта повторяемость и есть композиция газеты), но в деталях и частностях создается нечто новое — композиция номера.

Определив композицию номера, приступают к композиционному построению каждой полосы. Здесь тоже в первую очередь решается вопрос о расположении материалов: что поставить на видных местах полосы — в верхних ее углах, что — в серединой в нижней части, к какому материалу привлечь внимание какими средствами, какой избрать вид верстки и т. д. Способ верстки, шрифтовое К. иллюстрационное оформление, характер линеек и украшений, графические акценты — все художественно-полиграфические средства должны быть нацелены на лучшее выявление содержания полосы как части номера, имеющей свои физические границы и свою тематическую самостоятельность (многотемность полосы не исключает этой ее самостоятельности, хотя и подсказывает другие оформительские решения). Построение и графика отдельной полосы должны быть согласованы с композицией и графикой других полос и составлять вместе с ними единый оформительский ансамбль. Как композиция отдельного номера строится на основе традиционной композиции данной газеты, так и композиция отдельной полосы взаимосвязана с К. всего номера.

Итак, композиционный график — оформительский принцип газеты, продиктованный ее политическим статусом, ее типом, традициями, перспективными и текущими планами редакции. газета, как целое, существует во множестве номеров. К. объединяет все номера общими оформительскими признаками: системой расположения материалов по полосам, разделам и рубрикам, постоянством и порядковостью этих разделов и рубрик, способами выделения материалов и их индивидуальным оформлением. О К. газеты можно, таким образом, сказать, что она служит принципиальной оформительской моделью, на основе которой решаются частные вопросы оформления каждого номера.

Естественно, что композиция двухполосной многотиражки резко отличается от композиции 16-полосной «Литературной газеты», где за основу композиции принято деление газеты на две секции — литературоведческую и общепублицистическую. Определенные различия мы найдем в композиции городской и районной газеты, утренней и вечерней, общеполитической и ведомственной и т. д. Но в пределах каждой отдельной газеты мы обнаружим большее или меньшее постоянство композиции.

Композиция, как более существенный элемент оформления, является в то же время и более устойчивым, более стабильным элементом. Резкие отступления от принятой композиции могут быть оправданы только чрезвычайными обстоятельствами — историческими событиями; публикацией больших официальных материалов, выпуском юбилейных и тематических номеров и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69767. Завантаження операційної системи Linux 57.5 KB
  Під час завантаження Linux використовують двоетапний завантажувач. Є кілька програмних продуктів, що реалізують такі завантажувачі, найвідоміший із них l i l o (від Іішіх loader). Він може бути встановлений як у MBR (замінивши там код, що завантажує перший сектор активного розділу)...
69768. Завантаження Windows XP 40 KB
  Завантаження Windows XP починають стандартним способом — із передавання керування коду завантажувального сектора активного розділу диска. Головне його завдання — визначити місцезнаходження файла ntldr у кореневому каталозі цього розділу, завантажити його...
69769. Продуктивність багатопроцесорних систем 29 KB
  Під масштабуванням навантаження (workload scalability) у SMP-системах розуміють вплив додавання нових процесорів на продуктивність системи. У реальних умовах воно залежить від багатьох факторів.
69770. Планування у багатопроцесорних системах 34.5 KB
  Головною особливістю планування у багатопроцесорних системах є його двовимірність. У цьому розділі розглянемо деякі підходи до організації планування які враховують ці фактори а у наступному важливе поняття спорідненості процесора що впливає на організацію планування у багатопроцесорних системах.
69771. Особливості архітектури: Windows XP 97 KB
  Менеджер об’єктів відповідає за розподіл ресурсів у системі підтримуючи їхнє універсальне подання через об’єкти. Концепція об’єктів забезпечує важливі переваги. Імена об’єктів організовані в єдиний простір імен де їх легко знаходити. Доступ до всіх об’єктів здійснюється однаково.
69772. Перемикання контексту й обробка переривань 28 KB
  Найважливішим завданням операційної системи під час керування процесами і потоками є організація перемикання контексту передачі керування від одного потоку до іншого зі збереженням стану процесора. Звичайно потрібно виконати такі операції: зберегти стан процесора потоку в деякій ділянці...
69773. Керування процесами в UNIX і Linux 50.5 KB
  Образ процесу В UNIXсистемах образ процесу містить такі компоненти: керуючий блок процесу; код програми яку виконує процес; стек процесу де зберігаються тимчасові дані параметри процедур повернені значення локальні змінні тощо; глобальні дані спільні для всього процесу.
69774. Види планування процесів і потоків 48.5 KB
  Види планування процесів і потоків. Довготермінове планування Засоби довготермінового планування визначають яку з програм треба завантажити у пам’ять для виконання. Таке планування називають також статичним оскільки воно не залежить від поточного стану системи.
69775. Реалізація планування в Linux 55 KB
  Ядро Linux при плануванні не розрізняє процеси і потоки тому для визначеності ми надалі говоритимемо про планування процесів. Планування процесів реального часу в ядрі Стосовно процесів реального часу достатньо сказати що: вони завжди матимуть під час планування пріоритет...