45719

Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принципы и законы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Но и этого субъективного фактора еще мало для окончательного формирования индивидуального облика газеты. Но при всех обстоятельствах при равных и различных типографских возможностях каждая редакция может добиться графической индивидуализации своей газеты придать большее или меньшее своеобразие ее внешнему облику. Отобранные отработанные и ставшие стабильными приемы и способы оформления и придают газете черты самобытности образующей ее графическую индивидуальность своего рода оформительскую модель данной газеты. Лицо газеты таким...

Русский

2013-11-18

55 KB

16 чел.

116.Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принципы и законы.

Каким бы идеальным ни был макет, изготовленный в редакции, какими бы выразительными ни были все детали оформления, их графическое совершенство дойдет до читателя в виде отпечатанного газетного листа. Насколько умелы и искусны наборщики, верстальщики, цинкографы, печатники, настолько успешно будут реализованы все лучшие замыслы редакции.

Но и этого, субъективного, фактора еще мало для окончательного формирования индивидуального облика газеты. Оформительские замыслы реализуются при помощи конкретных материальных средств — полиграфического оборудования, бумаги, красок и т. д. Типографские возможности самым непосредственным образом сказываются на графической индивидуальности газет. Газета, которая печатается офсетным способом, выгодно отличается от неофсетных своей многокрасочностью, высоким качеством воспроизведения иллюстраций, четкой печатью. Состояние шрифтовой кассы, способ изготовления клише, качество бумаги, красок, тип печатной машины — все это оставляет заметный след на газетной полосе.

Но при всех обстоятельствах, при равных и различных типографских возможностях каждая редакция может добиться графической индивидуализации своей газеты, придать большее или меньшее своеобразие ее внешнему облику. Здесь все будет зависеть от особых приемов и способов оформления, преимущественного использования тех или иных шрифтов, линеек, орнамента, специфического расположения материалов, заголовков. Отобранные, отработанные и ставшие стабильными приемы и способы оформления и придают газете черты самобытности, образующей ее графическую индивидуальность — своего рода оформительскую модель данной газеты. Все элементы этой модели — результат художественного и технического творчества конкретных личностей, в основе которого лежат ее идейно-политическое содержание, тип и национальное своеобразие газетной графики.

Лицо газеты, таким образом,— стабильная совокупность соподчиненных между собою внутренних и внешних признаков и особенностей, посредством которых выявляется идейно-политическое содержание, тип и графическая индивидуальность газеты.

Композиционно-графическая модель газеты. Устойчивость композиции, внешних особенностей и признаков создает основу для построения композиционно-графической модели газеты, которая включает в себя наиболее типичные особенности ее содержания и формы: главную тематику газеты, ее структуру, формы организаций и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Для каждого типа газет (отраслевых, районных, молодежных и т. п.) требуется своя модель, на основе которой могут быть созданы модели отдельных газет и разные варианты этих моделей с учетом динамики газетного содержания.

Стабильная повторяемость главных элементов содержания и формы и составляет основу композиционно-графической модели как обобщенной описательно-изобразительной конструкции той или иной газеты. Лишь незначительные отклонения, касающиеся деталей, могут иметь место в редакционной политике. Она определяет выбор заголовков, иллюстраций и вида верстки. При оформлении заголовков, отборе фотографий и верстке страниц оформитель действует в соответствии с уже принятой моделью, не отступая от выработанной линии.

В редакционной практике своеобразными моделями служат специальные памятки для сотрудников. В них обычно перечисляются основные рубрики, излагаются, применительно к данной газете, общие правила по организации работы редакции, по верстке и оформлению.

Если обратимся к зарубежному опыту, то и здесь обнаружим тяготение к четкому композиционному плану, в котором каждой крупной теме соответствует полоса, несколько полос или секция. В английской и американской прессе первая полоса традиционно отводится под главные новости дня, а редакционные полосы с передовыми статьями занимают середину номера (так же компонуются и газетные секции). Долгое время уникальным исключением была лондонская «Тайме», печатающая на первой полосе мелкие объявления. Но с осени 1966 г. и эта газета стала строиться по общепринятому образцу. Унификация шрифтового оформления (одна-две гарнитуры на весь номер) подчеркивает лаконизм композиции и в какой-то мере нейтрализует рекламную пестроту.

Однако, как уже упоминалось, эта выдержанность стиля, строгость композиции свойственны лишь сравнительно немногим, так называемым «качественным», или «солидным», газетам, тогда как массовые, сенсационные издания скорее отражают все законы газетной композиции, чем согласуются с ними.

Обилие рекламы в массовых газетах, проникновение ее едва ли не во все полосы создает значительные трудности в поисках нужных материалов, даже если они имеют постоянное место и рубрику. Неслучайно поэтому некоторые редакции практикуют издание буклетов-указателей, которые помогают читателю ориентироваться в лабиринте страниц и рекламных объявлений.

Оформление — важный компонент профиля газеты, тем более важный, что на нем в первую очередь отражаются глубокие изменения в технической базе газет.

Болгарский исследователь прессы Димитр Георгиев ввел в теорию печати понятие «графическая концепция газеты». В нее входят: тематическая структура газеты, т. е. распределение главных материалов и рубрик по полосам, композиция полос в разные дни недели, принципы построения специальных полос, постоянные графические элементы газеты, оформление рубрик, шрифтовое оформление и построение заголовков, шрифтовое оформление текстов, использование «воздуха» в газете, иллюстрационное оформление

В общем, в графической концепции Д. Георгиева есть все, что составляет композиционно-графическую модель газеты. Базируясь на перспективных планах газеты, на ее типе, традициях, творческой индивидуальности, она должна включать в себя все особенности построения данной газеты, соразмерных элементов, шрифтового и иллюстрационного оформления.

Композиционно-графическая модель призвана повысить уровень художественно-технического оформления газеты, т. к. вся ее графика основывается не на субъективных решениях, принимаемых часто в спешке и потому не всегда грамотных, целесообразных, а на заранее продуманных и примененных с учётом специфики газетного листа. Она может служить не только концепциальным исходным документом, но и типовым рабочим планом при издании газетной формы. Этот план обеспечивает быстрое исполнение макета каждого отдельного номера и соответственно оригинальной печатной формы из фотоизображений, т. к. отпадает необходимость каждый раз решать по-новому в принципе одни и те же оформительские задачи.

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное — соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Асимметричная композиция может включать в себя элементы симметрии. Американский исследователь печатного дизайна Альберт Саттон, называя симметричное и асимметричное равновесие формальным и неформальным, пишет: «расстановка частей по принципу неформального равновесия заставляет наш взор пробегать по сложной, динамичной кривой — отсюда эффект живости, что обусловливает большую выразительность». И далее: «…Применение принципов неформального баланса обеспечивает гораздо большую свободу композиционных вариантов, чем решение оформительской задачи, основанной на принципах формального равновесия». Асимметрия позволяет эффективно выявлять смысловую связь между разделами газеты, отдельными сообщениями в подборках. Но построение асимметричной композиции требует от дизайнера, стремящегося обеспечить оптимальность восприятия, особого мастерства. «…Безоговорочное предпочтение асимметричной композиции, порождаемое иногда модой, может привести к утверждению нового шаблона…»

Использование локальной симметрии, по нашему мнению, позволяет избежать этой опасности. Асимметричная композиция в сочетании с локальной симметрией наиболее современна, такое «содружество» создает архитектурную стройность газетных полос, дает возможность находить новые пути совершенствования геометрической структуры той или иной полосы. Оно не противоречит и требованию простоты, оптимизирующей восприятие. Именно локальная симметрия позволяет избегать излишней вычурности в подаче газетных сообщений (кстати, по аналогии можно ввести и понятие локальной асимметрии, которая разнообразит симметрично построенные композиции полос, подборок). Для создания динамичных композиций лучше всего использовать элементы ломаной, горизонтальной, вертикальной, симметричной верстки с тем условием, что они не меняют кардинально устоявшегося вида верстки, а обогащают его, не слишком затрудняя выпуск издания.

Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Традиции и современные тенденции оформления газеты, требования оперативного выпуска номера объективно диктуют простой, разумный и в то же время неформальный способ расположения материалов.

Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Ее преимущества очевидны: во-первых, при шестиколонной верстке и наборе текста на 2 1/4 квадрата экономится газетная площадь (по сравнению с набором 2 1/2 квадрата), во-вторых, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов — макеты не повторяются, что, естественно, оживляет газетные полосы, делает их привлекательными. Но шестиколонная верстка сама по себе не дает преимуществ, их надо находить. А некоторые оформители по-прежнему «разрезают» страницы пополам, применяют упрощенную горизонтальную компоновку материалов, не оставляют места для разделительных линеек, рамок (в этом случае необходимо уменьшать ширину одной из колонок). Получается, что иные газеты, хотя и верстаются по-старому, на 5 колонок, имеют более привлекательный внешний вид. У них свои выигрыши: увеличенные межколонные пробелы позволяют свободно маневрировать линейками, другими наборно-графическими элементами и т. д. Но — и это надо подчеркнуть — применение колонки шириной 2 1/2 квадрата приводит к тому, что читатели недополучают в каждом номере почти 200 строк газетной информации…

Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 — восемь. То, что квалифицированные секретари достаточно осторожно варьируют форматы набора текста, способствует созданию ритма на газетной полосе, соответствует принципам композиционно-графического моделирования, ускоряет процессы макетирования. И все же совершенно необходимо использовать дополнительные форматы в каких-то определенных, заранее оговоренных случаях: при наборе особо важных редакционных материалов, идущих под постоянными рубриками и располагающихся в определенном месте, подписей к снимкам, «врезок», «выносов в тексте», заключений и т.д. Без всего этого газетное пространство выглядит сплошной серой массой, глаза читателей утомляются, к тому же они затрудняются в выделении главного и второстепенного при чтении опубликованных материалов — оформление газеты не до конца выполняет свою комментирующую роль.

Композиция периодического издания. Свойства композиции.

В общем понимании «композиция» — составление, соединение, расположение. Для оформителя газеты первостепенное значение имеет такое распределение ее компонентов, которое придает газете целостность и помогает выявить главное, привлечь к нему внимание читателя.

Специфическое в композиции газеты то, что она развернута во времени и пространстве, т. е. существует как длинная цепь номеров, каждый из которых состоит из определенного ряда полос. Применительно к газете мы должны говорить не об одной, а о нескольких композициях, о разных ее уровнях:

1) о композиции газеты как о системе организации и распределении материалов, обусловленных характером и традициями данной газеты, а также перспективными и текущими планами работы редакции;

2) о композиции номера, в которой реализуются общие принципы организации н распределения материалов в зависимости от политических задач дня и плана данного номера;

3) о композиции полосы (в отдельных случаях — разворота) как способе расположения материалов и использовании изобразительных средств в соответствии с конкретным содержанием данной части номера и его общим тематическо-жанровым и графическим ансамблем.

Специфика газетной композиции выражается таким образом в системе организации и распределении материалов, в выявлении главного, в создании единства газеты путем объединения ее разнородных частей: материалов аналитических и информационных, положительных и критических, официальных и авторских, редакционных и рекламных, матерналов на внутренние и международные темы, текстовых и иллюстрационных, больших и маленьких и т. д.

План дает основу композиции, сама же она начинается с организации  материалов — их распределения и группировки. Печать выработала такие формы организации и подачи материалов: подборка, рубрика (раздел), тематическая полоса, тематический разворот, «газета в газете», специальный номер. В соответствии с этими формами строится очередной номер. В принципе это построение будет повторять построения предыдущих номеров (эта повторяемость и есть композиция газеты), но в деталях и частностях создается нечто новое — композиция номера.

Определив композицию номера, приступают к композиционному построению каждой полосы. Здесь тоже в первую очередь решается вопрос о расположении материалов: что поставить на видных местах полосы — в верхних ее углах, что — в серединой в нижней части, к какому материалу привлечь внимание какими средствами, какой избрать вид верстки и т. д. Способ верстки, шрифтовое К. иллюстрационное оформление, характер линеек и украшений, графические акценты — все художественно-полиграфические средства должны быть нацелены на лучшее выявление содержания полосы как части номера, имеющей свои физические границы и свою тематическую самостоятельность (многотемность полосы не исключает этой ее самостоятельности, хотя и подсказывает другие оформительские решения). Построение и графика отдельной полосы должны быть согласованы с композицией и графикой других полос и составлять вместе с ними единый оформительский ансамбль. Как композиция отдельного номера строится на основе традиционной композиции данной газеты, так и композиция отдельной полосы взаимосвязана с К. всего номера.

Итак, композиционный график — оформительский принцип газеты, продиктованный ее политическим статусом, ее типом, традициями, перспективными и текущими планами редакции. газета, как целое, существует во множестве номеров. К. объединяет все номера общими оформительскими признаками: системой расположения материалов по полосам, разделам и рубрикам, постоянством и порядковостью этих разделов и рубрик, способами выделения материалов и их индивидуальным оформлением. О К. газеты можно, таким образом, сказать, что она служит принципиальной оформительской моделью, на основе которой решаются частные вопросы оформления каждого номера.

Естественно, что композиция двухполосной многотиражки резко отличается от композиции 16-полосной «Литературной газеты», где за основу композиции принято деление газеты на две секции — литературоведческую и общепублицистическую. Определенные различия мы найдем в композиции городской и районной газеты, утренней и вечерней, общеполитической и ведомственной и т. д. Но в пределах каждой отдельной газеты мы обнаружим большее или меньшее постоянство композиции.

Композиция, как более существенный элемент оформления, является в то же время и более устойчивым, более стабильным элементом. Резкие отступления от принятой композиции могут быть оправданы только чрезвычайными обстоятельствами — историческими событиями; публикацией больших официальных материалов, выпуском юбилейных и тематических номеров и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41208. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ 149 KB
  Лишь в некоторых случаях примером которых являются так называемые пассивные конструкции например Мальчик укушен собакой синпраксическая и логическая структуры предложения расходятся и действующее лицо логическое подлежащее ставится в творительном падеже который семантически остается именительным в то время как объект воздействия в именительном который по своему значению принимает функции косвенного однако и в этом случае флексия этого косвенного падежа является средством управления. На самом деле это не два рядом...
41209. Финансовый анализ как инструмент управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 195 KB
  Сущность содержание финансового анализа и его место в системе экономических знаний 1. Предмет метод объекты и субъекты финансового анализа 1. Классификация методов и процедур финансового анализа Финансовый анализ как инструмент управления финансовохозяйственной деятельностью предприятия Финансовый анализ являясь неотъемлемым компонентом комплексного экономического анализа хозяйствующего субъекта представляет собой процесс идентификации сбора обработки и использования разнообразной официальной и неофициальной внутренней и внешней...
41211. Информационное обеспечение АСУВ 73.5 KB
  Понятие информации и ее классификация Для принятия правильного решения руководитель перерабатывает информацию. Это приводит к тому что в ряде случаев объем информации поступающей оператору превышает его физические возможности по ее переработке и использованию. Очевидно что в таких условиях управление предприятием затруднено а рост объемов информации может привести к не обеспечению оперативной работы СУ. Поэтому все большее значение приобретает рационализация потоков информации автоматизация ее обработки в СУ.
41212. «СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ» И ИХ ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 445.5 KB
  Выготским обозначили термином значение слова. Однако этим не исчерпывается анализ реальной психологической структуры слова. Как мы уже говорили выше каждое слово возбуждает целую сложную систему связей являясь центром целой семантической сети актуализирует определенные семантические поля которые характеризуют важный аспект психологической структуры слова. Под внутренними ассоциативными связями понимаются те связи которые вызываются включением слова в определенную категорию собака животное стул мебель дуб дерево.
41213. РОЛЬ РЕЧИ В ПРОТЕКАНИИ РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ 154 KB
  Необходимо выйти за пределы организма и посмотреть как волевые процессы формируются в развитии конкретной деятельности ребенка и в его общении со взрослыми. Выготского объясняющая организацию волевого акта основана на анализе речевого развития ребенка. Предъявляя ребенку эти речевые инструкции мать перестраивает его внимание: выделяя названную вещь из общего фона она организует с помощью своей речи двигательные акты ребенка. Поэтому истоками произвольного акта является общение ребенка со взрослым причем ребенок сначала должен...
41214. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И ЕЕ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 76 KB
  Сначала регуляция поведения собственной речью ребенка требует его развернутой внешней речи затем речь постепенно свертывается превращаясь во внутреннюю речь. Таким путем формируется тот сложный процесс самостоятельного волевого акта который по существу является подчинением действия ребенка уже не речи взрослого а его собственной речи которая носит сначала развернутый а затем свернутый внутренний характер. попытаться дать анализ того как формируется внутренняя речь ребенка имеющая регулирующую функцию и какова структура этой...
41215. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФРАЗЫ 104.5 KB
  Чем определяется переход от отдельных слов к фразам которые составляют основную единицу целого высказывания Мы уже сказали о том что если изолированное слово обозначает предмет действие или качество и обобщает его т. Однако подобные предположения лишь подчеркивают своеобразие тех процессов которые обеспечивают порождение фразы. Потребовалось длительное время чтобы понять процесс порождения целой фразы этой единицы речевого сообщения.
41216. РАЗВЕРНУТОЕ РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ И ЕГО ПОРОЖДЕНИЕ 95.5 KB
  С одной стороны мы рассмотрим психологический путь формирования речевого высказывания от мысли через внутреннюю схему высказывания и внутреннюю речь к развернутой внешней речи из которой и состоит речевая коммуникация. С другой стороны мы остановимся на анализе того как протекает процесс восприятия и понимания речевого высказывания который начинается с восприятия развернутой речи собеседника и через ряд ступеней переходит к выделению существенной мысли а затем и всего смысла воспринимаемого высказывания. Таким образом предметом...