45719

Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принципы и законы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Но и этого субъективного фактора еще мало для окончательного формирования индивидуального облика газеты. Но при всех обстоятельствах при равных и различных типографских возможностях каждая редакция может добиться графической индивидуализации своей газеты придать большее или меньшее своеобразие ее внешнему облику. Отобранные отработанные и ставшие стабильными приемы и способы оформления и придают газете черты самобытности образующей ее графическую индивидуальность своего рода оформительскую модель данной газеты. Лицо газеты таким...

Русский

2013-11-18

55 KB

13 чел.

116.Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Специфика и особенности газетного оформления. Основные принципы и законы.

Каким бы идеальным ни был макет, изготовленный в редакции, какими бы выразительными ни были все детали оформления, их графическое совершенство дойдет до читателя в виде отпечатанного газетного листа. Насколько умелы и искусны наборщики, верстальщики, цинкографы, печатники, настолько успешно будут реализованы все лучшие замыслы редакции.

Но и этого, субъективного, фактора еще мало для окончательного формирования индивидуального облика газеты. Оформительские замыслы реализуются при помощи конкретных материальных средств — полиграфического оборудования, бумаги, красок и т. д. Типографские возможности самым непосредственным образом сказываются на графической индивидуальности газет. Газета, которая печатается офсетным способом, выгодно отличается от неофсетных своей многокрасочностью, высоким качеством воспроизведения иллюстраций, четкой печатью. Состояние шрифтовой кассы, способ изготовления клише, качество бумаги, красок, тип печатной машины — все это оставляет заметный след на газетной полосе.

Но при всех обстоятельствах, при равных и различных типографских возможностях каждая редакция может добиться графической индивидуализации своей газеты, придать большее или меньшее своеобразие ее внешнему облику. Здесь все будет зависеть от особых приемов и способов оформления, преимущественного использования тех или иных шрифтов, линеек, орнамента, специфического расположения материалов, заголовков. Отобранные, отработанные и ставшие стабильными приемы и способы оформления и придают газете черты самобытности, образующей ее графическую индивидуальность — своего рода оформительскую модель данной газеты. Все элементы этой модели — результат художественного и технического творчества конкретных личностей, в основе которого лежат ее идейно-политическое содержание, тип и национальное своеобразие газетной графики.

Лицо газеты, таким образом,— стабильная совокупность соподчиненных между собою внутренних и внешних признаков и особенностей, посредством которых выявляется идейно-политическое содержание, тип и графическая индивидуальность газеты.

Композиционно-графическая модель газеты. Устойчивость композиции, внешних особенностей и признаков создает основу для построения композиционно-графической модели газеты, которая включает в себя наиболее типичные особенности ее содержания и формы: главную тематику газеты, ее структуру, формы организаций и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Для каждого типа газет (отраслевых, районных, молодежных и т. п.) требуется своя модель, на основе которой могут быть созданы модели отдельных газет и разные варианты этих моделей с учетом динамики газетного содержания.

Стабильная повторяемость главных элементов содержания и формы и составляет основу композиционно-графической модели как обобщенной описательно-изобразительной конструкции той или иной газеты. Лишь незначительные отклонения, касающиеся деталей, могут иметь место в редакционной политике. Она определяет выбор заголовков, иллюстраций и вида верстки. При оформлении заголовков, отборе фотографий и верстке страниц оформитель действует в соответствии с уже принятой моделью, не отступая от выработанной линии.

В редакционной практике своеобразными моделями служат специальные памятки для сотрудников. В них обычно перечисляются основные рубрики, излагаются, применительно к данной газете, общие правила по организации работы редакции, по верстке и оформлению.

Если обратимся к зарубежному опыту, то и здесь обнаружим тяготение к четкому композиционному плану, в котором каждой крупной теме соответствует полоса, несколько полос или секция. В английской и американской прессе первая полоса традиционно отводится под главные новости дня, а редакционные полосы с передовыми статьями занимают середину номера (так же компонуются и газетные секции). Долгое время уникальным исключением была лондонская «Тайме», печатающая на первой полосе мелкие объявления. Но с осени 1966 г. и эта газета стала строиться по общепринятому образцу. Унификация шрифтового оформления (одна-две гарнитуры на весь номер) подчеркивает лаконизм композиции и в какой-то мере нейтрализует рекламную пестроту.

Однако, как уже упоминалось, эта выдержанность стиля, строгость композиции свойственны лишь сравнительно немногим, так называемым «качественным», или «солидным», газетам, тогда как массовые, сенсационные издания скорее отражают все законы газетной композиции, чем согласуются с ними.

Обилие рекламы в массовых газетах, проникновение ее едва ли не во все полосы создает значительные трудности в поисках нужных материалов, даже если они имеют постоянное место и рубрику. Неслучайно поэтому некоторые редакции практикуют издание буклетов-указателей, которые помогают читателю ориентироваться в лабиринте страниц и рекламных объявлений.

Оформление — важный компонент профиля газеты, тем более важный, что на нем в первую очередь отражаются глубокие изменения в технической базе газет.

Болгарский исследователь прессы Димитр Георгиев ввел в теорию печати понятие «графическая концепция газеты». В нее входят: тематическая структура газеты, т. е. распределение главных материалов и рубрик по полосам, композиция полос в разные дни недели, принципы построения специальных полос, постоянные графические элементы газеты, оформление рубрик, шрифтовое оформление и построение заголовков, шрифтовое оформление текстов, использование «воздуха» в газете, иллюстрационное оформление

В общем, в графической концепции Д. Георгиева есть все, что составляет композиционно-графическую модель газеты. Базируясь на перспективных планах газеты, на ее типе, традициях, творческой индивидуальности, она должна включать в себя все особенности построения данной газеты, соразмерных элементов, шрифтового и иллюстрационного оформления.

Композиционно-графическая модель призвана повысить уровень художественно-технического оформления газеты, т. к. вся ее графика основывается не на субъективных решениях, принимаемых часто в спешке и потому не всегда грамотных, целесообразных, а на заранее продуманных и примененных с учётом специфики газетного листа. Она может служить не только концепциальным исходным документом, но и типовым рабочим планом при издании газетной формы. Этот план обеспечивает быстрое исполнение макета каждого отдельного номера и соответственно оригинальной печатной формы из фотоизображений, т. к. отпадает необходимость каждый раз решать по-новому в принципе одни и те же оформительские задачи.

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное — соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Асимметричная композиция может включать в себя элементы симметрии. Американский исследователь печатного дизайна Альберт Саттон, называя симметричное и асимметричное равновесие формальным и неформальным, пишет: «расстановка частей по принципу неформального равновесия заставляет наш взор пробегать по сложной, динамичной кривой — отсюда эффект живости, что обусловливает большую выразительность». И далее: «…Применение принципов неформального баланса обеспечивает гораздо большую свободу композиционных вариантов, чем решение оформительской задачи, основанной на принципах формального равновесия». Асимметрия позволяет эффективно выявлять смысловую связь между разделами газеты, отдельными сообщениями в подборках. Но построение асимметричной композиции требует от дизайнера, стремящегося обеспечить оптимальность восприятия, особого мастерства. «…Безоговорочное предпочтение асимметричной композиции, порождаемое иногда модой, может привести к утверждению нового шаблона…»

Использование локальной симметрии, по нашему мнению, позволяет избежать этой опасности. Асимметричная композиция в сочетании с локальной симметрией наиболее современна, такое «содружество» создает архитектурную стройность газетных полос, дает возможность находить новые пути совершенствования геометрической структуры той или иной полосы. Оно не противоречит и требованию простоты, оптимизирующей восприятие. Именно локальная симметрия позволяет избегать излишней вычурности в подаче газетных сообщений (кстати, по аналогии можно ввести и понятие локальной асимметрии, которая разнообразит симметрично построенные композиции полос, подборок). Для создания динамичных композиций лучше всего использовать элементы ломаной, горизонтальной, вертикальной, симметричной верстки с тем условием, что они не меняют кардинально устоявшегося вида верстки, а обогащают его, не слишком затрудняя выпуск издания.

Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Традиции и современные тенденции оформления газеты, требования оперативного выпуска номера объективно диктуют простой, разумный и в то же время неформальный способ расположения материалов.

Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Ее преимущества очевидны: во-первых, при шестиколонной верстке и наборе текста на 2 1/4 квадрата экономится газетная площадь (по сравнению с набором 2 1/2 квадрата), во-вторых, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов — макеты не повторяются, что, естественно, оживляет газетные полосы, делает их привлекательными. Но шестиколонная верстка сама по себе не дает преимуществ, их надо находить. А некоторые оформители по-прежнему «разрезают» страницы пополам, применяют упрощенную горизонтальную компоновку материалов, не оставляют места для разделительных линеек, рамок (в этом случае необходимо уменьшать ширину одной из колонок). Получается, что иные газеты, хотя и верстаются по-старому, на 5 колонок, имеют более привлекательный внешний вид. У них свои выигрыши: увеличенные межколонные пробелы позволяют свободно маневрировать линейками, другими наборно-графическими элементами и т. д. Но — и это надо подчеркнуть — применение колонки шириной 2 1/2 квадрата приводит к тому, что читатели недополучают в каждом номере почти 200 строк газетной информации…

Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 — восемь. То, что квалифицированные секретари достаточно осторожно варьируют форматы набора текста, способствует созданию ритма на газетной полосе, соответствует принципам композиционно-графического моделирования, ускоряет процессы макетирования. И все же совершенно необходимо использовать дополнительные форматы в каких-то определенных, заранее оговоренных случаях: при наборе особо важных редакционных материалов, идущих под постоянными рубриками и располагающихся в определенном месте, подписей к снимкам, «врезок», «выносов в тексте», заключений и т.д. Без всего этого газетное пространство выглядит сплошной серой массой, глаза читателей утомляются, к тому же они затрудняются в выделении главного и второстепенного при чтении опубликованных материалов — оформление газеты не до конца выполняет свою комментирующую роль.

Композиция периодического издания. Свойства композиции.

В общем понимании «композиция» — составление, соединение, расположение. Для оформителя газеты первостепенное значение имеет такое распределение ее компонентов, которое придает газете целостность и помогает выявить главное, привлечь к нему внимание читателя.

Специфическое в композиции газеты то, что она развернута во времени и пространстве, т. е. существует как длинная цепь номеров, каждый из которых состоит из определенного ряда полос. Применительно к газете мы должны говорить не об одной, а о нескольких композициях, о разных ее уровнях:

1) о композиции газеты как о системе организации и распределении материалов, обусловленных характером и традициями данной газеты, а также перспективными и текущими планами работы редакции;

2) о композиции номера, в которой реализуются общие принципы организации н распределения материалов в зависимости от политических задач дня и плана данного номера;

3) о композиции полосы (в отдельных случаях — разворота) как способе расположения материалов и использовании изобразительных средств в соответствии с конкретным содержанием данной части номера и его общим тематическо-жанровым и графическим ансамблем.

Специфика газетной композиции выражается таким образом в системе организации и распределении материалов, в выявлении главного, в создании единства газеты путем объединения ее разнородных частей: материалов аналитических и информационных, положительных и критических, официальных и авторских, редакционных и рекламных, матерналов на внутренние и международные темы, текстовых и иллюстрационных, больших и маленьких и т. д.

План дает основу композиции, сама же она начинается с организации  материалов — их распределения и группировки. Печать выработала такие формы организации и подачи материалов: подборка, рубрика (раздел), тематическая полоса, тематический разворот, «газета в газете», специальный номер. В соответствии с этими формами строится очередной номер. В принципе это построение будет повторять построения предыдущих номеров (эта повторяемость и есть композиция газеты), но в деталях и частностях создается нечто новое — композиция номера.

Определив композицию номера, приступают к композиционному построению каждой полосы. Здесь тоже в первую очередь решается вопрос о расположении материалов: что поставить на видных местах полосы — в верхних ее углах, что — в серединой в нижней части, к какому материалу привлечь внимание какими средствами, какой избрать вид верстки и т. д. Способ верстки, шрифтовое К. иллюстрационное оформление, характер линеек и украшений, графические акценты — все художественно-полиграфические средства должны быть нацелены на лучшее выявление содержания полосы как части номера, имеющей свои физические границы и свою тематическую самостоятельность (многотемность полосы не исключает этой ее самостоятельности, хотя и подсказывает другие оформительские решения). Построение и графика отдельной полосы должны быть согласованы с композицией и графикой других полос и составлять вместе с ними единый оформительский ансамбль. Как композиция отдельного номера строится на основе традиционной композиции данной газеты, так и композиция отдельной полосы взаимосвязана с К. всего номера.

Итак, композиционный график — оформительский принцип газеты, продиктованный ее политическим статусом, ее типом, традициями, перспективными и текущими планами редакции. газета, как целое, существует во множестве номеров. К. объединяет все номера общими оформительскими признаками: системой расположения материалов по полосам, разделам и рубрикам, постоянством и порядковостью этих разделов и рубрик, способами выделения материалов и их индивидуальным оформлением. О К. газеты можно, таким образом, сказать, что она служит принципиальной оформительской моделью, на основе которой решаются частные вопросы оформления каждого номера.

Естественно, что композиция двухполосной многотиражки резко отличается от композиции 16-полосной «Литературной газеты», где за основу композиции принято деление газеты на две секции — литературоведческую и общепублицистическую. Определенные различия мы найдем в композиции городской и районной газеты, утренней и вечерней, общеполитической и ведомственной и т. д. Но в пределах каждой отдельной газеты мы обнаружим большее или меньшее постоянство композиции.

Композиция, как более существенный элемент оформления, является в то же время и более устойчивым, более стабильным элементом. Резкие отступления от принятой композиции могут быть оправданы только чрезвычайными обстоятельствами — историческими событиями; публикацией больших официальных материалов, выпуском юбилейных и тематических номеров и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24938. Право собственности публично-правовых образований 49 KB
  Право собственности публичноправовых образований. Право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. Известные ограничения влекущие особенности правового режима отдельных объектов этого права также по общему правилу являются одинаковыми для всех собственников например строго целевой характер использования находящихся в их собственности земли или других природных ресурсов либо жилых помещений; отчуждение и использование вещей ограниченных в обороте и т. В связи с этим отпадают основания для различия форм...
24939. Вещные права на земельные участки 41.5 KB
  Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все что находится над и под поверхностью этого участка если иное не предусмотрено законами о недрах об использовании воздушного пространства иными законами и не нарушает прав других лиц. Гражданин обладающий правом пожизненного наследуемого владения владелец земельного участка имеет права владения и пользования земельным участком передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком установленных законом не вытекает иное владелец земельного...
24940. Понятие и виды ограниченных вещных прав 36.5 KB
  Вещное право включает право собственности и ограниченные вещные права. Право собственности является наиболее широким ограниченным правом но не единственным вещным правом. Отличие от права собственности – право на чужую вещь. Право на чужую вещь является не вполне точным выражением.
24941. Ограниченные вещные права на хозяйствование с имуществом собственника 26 KB
  Ограниченные вещные права на хозяйствование с имуществом собственника Вещными правами на хозяйствование с имуществом собственника относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Данные права используются для характеристики имущественной обособленности унитарных предприятий и учреждений. Субъекты права – только юридические лица в форме унитарных предприятий и финансируемых собственником учреждений которые не становятся собственниками имущества т. Собственники как правило публичноправовые образования лишаются права...
24942. Субъекты наследственного правопреемства 37 KB
  Юридические лица могут выступать в качестве наследников только в том случае если в их пользу составлено завещание. Не наследуют ни по закону ни по завещанию граждане которые своими умышленными противоправными действиями направленными против наследодателя коголибо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя выраженной в завещании способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим...
24943. Наследование по завещанию 59.5 KB
  Запрет на распоряжение имуществом на случай смерти какимлибо образом кроме совершения завещания предотвращает также заключение притворных сделок или обход строгих правил о форме завещания и т. Составление завещания через представителей поверенных опекунов попечителей не допускается. Не допускаются и совместные завещания известные за рубежом. Взаимные завещания также исключаются.
24944. Наследование по закону 50.5 KB
  Рождение самого наследодателя в это число не входит. Наследниками первой очереди по закону являются дети супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления. Наследниками второй очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя его дедушка и бабушка как со стороны отца так и со стороны матери.
24945. Принятие наследства и отказ от наследства 67 KB
  Принятие наследства и отказ от наследства Принятие наследства Принятие наследства как и отказ от наследства односторонние сделки совершаемые наследником. И принятие и отказ от наследства действуют с обратной силой во времени. Это означает что наследник принявший наследство приобретает право не только на то имущество которое оказалось в наличии в момент принятия наследства но и на все то имущество которое было в наличии в момент открытия наследства. Принятие наследства под условием и с оговорками не допускается ст.
24946. Ипотека. Отдельные объекты ипотеки 39 KB
  Ипотека Законодательное регулирование: ГК глава 23 3 Залог ФЗ Об ипотеке залоге недвижимости от 16 июля 1998 г. Общие правила о залоге содержащиеся в ГК применяются к отношениям по договору об ипотеке в случаях когда ГК или ФЗ об ипотеке не установлены иные правила. Определение: по договору о залоге недвижимого имущества договору об ипотеке одна сторона залогодержатель являющийся кредитором по обязательству обеспеченному ипотекой имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству...