45726

Структура отечественного PR-рынка

Доклад

Маркетинг и реклама

Довольно быстро был пройден период 1988-1991 годов когда на российском рынке PR доминировали зарубежные агентства. Создаются первые отечественные PRагентства: Николо М Имидж-ленд ПР Имидж-контакт. Прежде всего агентства различного типа и специализации prагентства.субъекты: ПР-агентства.

Русский

2013-11-18

73 KB

27 чел.

4. Структура отечественного PR-рынка

Возникновение рынка услуг в области СО в России:

Источник: Чумиков, Бочаров

  •  Российский рынок PR формировался весьма активно, берет свое начало с конца 80-х годов 20 века. Он вбирал в себя особенности агитации советского периода и зарубежные методики PR-технологий. Довольно быстро был пройден период 1988-1991 годов, когда на российском рынке PR доминировали зарубежные агентства. Создаются первые отечественные PR-агентства: «Николо М», «Имиджленд ПР», Имидж-контакт».
  •  В 1991 образовалась РАСО. Наряду с РАСО возникают и другие профессиональные объединения. В этой связи следует упомянуть Российскую ассоциацию компаний-консультантов в сфере СО (АКОС)
  •  В 1991 г. образована РАСО. Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций (профессиональных ПР-агентств, коммерческих, государственных и общественных структур, вызов.
  •  1992 г. – в МГИМО появилась специализация «Связи с общественностью».
  •  С 1996 г. начинает выходить первый периодический профессиональный журнал «Советник». В 2002 г. число специализированных изданий – около 10: «СО-общение», «ПР в России», «ПР-диалог», «Новости СМИ».
  •  1997 г. – Национальная премия в области развития СО «Серебряный лучник» - первый сертификат качества ПР-услуг. Затем, 2000 г., - «Хрустальный апельсин».

2. В структуре рынка ПР функционирует ряд субъектов.

Рыночные субъекты – это организации и структуры, производящие и продающие pr-услугу с целью получения прибыли, т.е.выполняющие рыночные (коммерческие) задачи. Прежде всего агентства различного типа и специализации (pr-агентства). В сфере ПР взаимодействуют одновременно несколько групп разнородных субъектов, не обяз.выполн.рыночные задачи, а также те, которые в данный момент в конкретном обществе имеют опосредованное отношение к ПР.

Сфера ПР:

  1.  Прямые рыночн.субъекты: ПР-агентства.
  2.  Опосредованные рыночн.субъекты – сущест.в рыночном пространстве, оказывающие на него влияние и способствующие деятельности рыночн.субъектов:

- структуры корп.ПР – отделы, департаменты, управления;

- ПР-службы гос.органов - отделы, департаменты, управления, пресс-службы;

- специализированные учебн.учреждения – вузы, центры по переподготовке и повышению квалификации кадров для ПР;

-профессиональные сообщества, обществ.объединения, ассоциации специалистов в области ПР;

- специализированные СМИ;

- исследовательские центры, изуч.,анализ. и прогнозирующие развитие ПР.

  1.  Косвенные (смежные) субъекты ПР-сферы. Не связны напрямую с ПР, создают условия для деятельности субъектов; воздейств.на массовое сознание и потенциально способны принимать участие в реализации ПР-функций (СМИ; рекл.организации; марк.службы).

В субъект.пространство ПР входит внешн.и внутр.общест., различн.гос.  и негос. институты, формир.нормативно-правовую базу для данной деятельности, регулир., контролируют и т.д.    

Основную долю рыночных субъектов составляют 2 группы агентств: агентства с ПР как единст.услугой и аг-ва смешанного типа с маркетинговыми, рекламными и иными задачами. Сегодня в России более 500 агентств, предлагающих ПР как основную или вспомогательную услугу.

Основной типологический признак: специализация агентств по сферам общест.деят-сти: политич.консалтинг, бизнес-консалтанг, консалтинг в соц.-культ.сфере.

Вне зависимости от специализации агенств по общественным сферам, организационно-правовых форм их существования, структурного многообразия выделяются след.функциональные направления их деят-сти:

-организационно-журналистское (подготовка, размещение материалов в СМИ, организация пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами, ведение и обслуживание информационно-пропагандистских кампаний);

-консультационное (экономические и политич.консульт., психологическое, професс.консультирование личности и различных групп общественности, разработка стратегии и тактики мероприятий, ситуаций, легальное лоббирование);

- образовательное (проведение обучающих семинаров, курсов, тренингов, организация «круглых столов», конференций, встреч);

-научно-исследовательское и аналитическое (проведение комплексных маркет-иссл-ий, социологич.опросов, замеров общест.мнения, мониторинг СМИ, стратегическое коммуникационное планирование);

- рекламно-представительское (планирование рекл.кампаний как элемента общей марк.стратегии, изготовление разл.видов рекламного продукта, его размещение и тражирование в средствах распространения рекламы и т.д.);

- орг.и проведение спец.мероприятий (презентации, церемонии, праздники, выставки, ярмарки, благот.деят-сть);

- издательское (издание спец.лит-ры по ПР, специализир.журналов, информац.и статистических справочников, каталогов);

- корпоративное (разработка корп.имиджа субъекта, стратегии и тактики его коммуникационного поведения, пакетов, регламентир.и регулирующих функционирование внутрикорп.документов, форм годовой и иной отчётности);

-антикризисное (разработка комплекса мер по предупреждению и предотвращению разного рода кризисов, информ.кампаний по выходу из кризиса, ребрендинговых камп.).

К основным опосредованным рыночн.субъектам сферы ПР относятся специализир.подразделения гос.органов и отдельных корпораций.

Территориальный аспект. Совр.рос.рынок СО можно условно разбить на столичный и региональный. Столичный представлен крупнейш.отечест.ПР-структурами в Москве и имеющими регинональные филиалы и отделения, моск.филиалы крупн.зарубежн.ПР-агентств. Выполняют наиболее капиталоёмкие ПР-проекты федерального и межрегионального уровней в полит.и делов.сфере. Региональный рынок обслуживает внутрирегиональные и местные потребности. Имеено он определяет лицо совр.СО из-за подавляющей занятости и реализации осн.кол-ва проектов средн., средне-крупного и малого масштабов.

Институциональный аспект связан с размером и статусом рыночных субъектов – от транснацион.гигантов до МП, где производители и потребители делятся на 3 группы:

1. Крупный бизнес и крупные агентства формируют рынок продвинутых продавцов и потребителей, законодатели моды в ПР. Не в примитиве, а по укреплению репутации, поддержании и совершенствовании корп.бренда и т.д. (5ая часть рынка, но осваивают не менее 70% его финансов.объёмов). Особенность и специфика: СО ежедневная практика,  инсталлированная в общ.стратегическую матрицу; статус ПР-специалиста высок; смена структурно-отраслевого приоритета, от банковского, страхового и иных финансовых отраслей, автомоб.бзнеса и фармацевтики к российскому сырьевому бизнесу и к закрытым ранее областям (оборонная пром-сть); формирование корп.идентичности, создание элементов корп.культуры, философии, этическихоснов деятельности.

Рынок крупных ПР-аг. (в России больше 40) характеризуется след.параметрами:

1.Чёткая специализация агентств по производственным отраслям (фармацевтика,  авт., IT и т.д) из-за усложнения практик и методологий.

2.Процессы перегруппировки сил, рыночные альянсы, встраивание в мирове отраслевые сети.

3.Повышение требований к оказанию услуг, меняется отношение – ПР-структуры стал партнёрами, практика формирования долгосрочного заказа.

4.Интеграция СО в общий комплекс коммуникаций, агентства переходят на комплексность услуг: комплексные программы репутационного менеджмента, стратегического бренд-менеджмента, комплексного консалтинга. ИМК!

Но: несоответствие между активным развитием СО и готовностью к этому базисных субъектов. Спрос выше предложения. Ярко выраженный рынок продавца, а не потребителя.

2.Представители среднего и средне-крупного бизнеса, выбир. себе соответ.подрядчика в лице средн.агентства (45-50% рынка и четверть его финанс.ресурсов). Специфика:

- примитивный подход к ПР, закамуфлированная реклама. СО заказчики занимаются сами, к профессионалам только для размещения инфы в СМИ без знака рекламы;

- нет легитимности и открытости ПР-бюджета, что затрудняет пролонгированную, системную работу с клиентом, разорванный хар.спроса;

- заказчик не может сформ.задачи из-за мировоззренческого непонимания целей,ф-ций и возм-стей ПР.

  1.  Малые структуры, граничивающиеся разовыми акциями. На уровне начальных,элементарных коммуникаций, без комплексного воспри ятия ПР. Кол-во подсчитать сложно из-за великой динамики появления на рынке и ограниченности проявления публичной политики.

Возникновение рынка услуг в области СО в России:

Источник: Чумиков, Бочаров

  •  Российский рынок PR формировался весьма активно, берет свое начало с конца 80-х годов 20 века. Он вбирал в себя особенности агитации советского периода и зарубежные методики PR-технологий. Довольно быстро был пройден период 1988-1991 годов, когда на российском рынке PR доминировали зарубежные агентства. Создаются первые отечественные PR-агентства: «Николо М», «Имиджленд ПР», Имидж-контакт».
  •  В 1991 образовалась РАСО. Наряду с РАСО возникают и другие профессиональные объединения. В этой связи следует упомянуть Российскую ассоциацию компаний-консультантов в сфере СО (АКОС)
  •  В 1991 г. образована РАСО. Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций (профессиональных ПР-агентств, коммерческих, государственных и общественных структур, вызов.
  •  1992 г. – в МГИМО появилась специализация «Связи с общественностью».
  •  С 1996 г. начинает выходить первый периодический профессиональный журнал «Советник». В 2002 г. число специализированных изданий – около 10: «СО-общение», «ПР в России», «ПР-диалог», «Новости СМИ».
  •  1997 г. – Национальная премия в области развития СО «Серебряный лучник» - первый сертификат качества ПР-услуг. Затем, 2000 г., - «Хрустальный апельсин».

Корпоративные субъекты ПР-рынка:

Ежегодно в России возрастает число профессиональных ПР-агентств. В 2003 году в базе данных журнала о СО и рынке ПР «Советник» значилось около 250 таких агентств, около 140 из них имели свои представительства в Интернете. Не менее трети всех агентств базировались в Москве. Подразделения по работе с информацией и СО имели практически все крупные государственные организации. Например, в 2003 году в РАСО входили Управление по информационной политике Министерства РФ по налогам и сборам, управление по связям с гос и общ организациями Министерства финансов РФ, Пресс-служба Министерства путей сообщения, управление информации и общественных связей федеральной службы налоговой полиции РФ и др.

Динамично развивался ПР в коммерческих структурах. К 2003 году в РАСО вступили ПР- департаменты таких компаний как «алроса», «Лукойл», «филип Моррис», «Проктер энд Гембл»; банков «Газбанк», «Газпромбанк», «Импексбанк», «Санкт-Петербург» и др.

Неоходимо также отметить, что рос ПР-специалисты и структуры к 2003 году неплохо вписались в соответствующий сегмент международного рынка. Это выразилось, с одной стороны, в том, что число иностранных специалистов, работающих в рос отделениях международных корпораций, сократилось за счет прихода на их места россиян ; с другой, - отечественные ПР-агентства вошли в крупные международные сетевые агентства.

Региональный рынок PR:

К 2003 году московский ПР по прежнему доминировал, однако российский ПР перестал быть только московским. Причем, если активное возникновение ПР-агентств в регионах началось уже в 90-х годах, то в начале 2000-х этот процесс приобрел новые структурные формы : созданы Северо-западное и Уральское  отделения РАСО (формирование на уровне федеральных округов), а также нижегородское, саратовское, волгоградское и ивановское представительства РАСО ( на уровне субъектов РФ).Кроме того,  вне РАСО возникли самостоятельные региональные профессиональные объединения.

Образование в области ПР:

К 2003 году количество российских ВУЗов, имеющих лицензию по специальности «Связи с Общественностью», возросло до 108. В этом же году ВУЗы выпустили не менее тысячи дипломированных ПР-специалистов.

Ключевые мероприятия в области СО:

  •  С 1996 года в Москве по инициативе РАСО (обычно в феврале) проводится ежегодный цикл мероприятий (фестиваль) под общим названием «Дни ПР»
  •  В 2003 году впервые в самостоятельный блок корпоративных мероприятий федерального уровня выделена «студенческая ПР-неделя». Акции недели (конкурс молодежной ПР-публицистики, презентации студенческих проектов, семинары, мастер-классы, конференции) прошли в Москве , Воронеже, Твери, Екатеринбурге, Красноярске и ряде других рос городов.
  •  С 2001 года в Санкт-Петербурге проводится международный форум ПР-специалистов «The Baltik PR Weekend».

Рейтинги:

В 1999 году журналом «Советник» и исследовательским центром «РОМИР» впервые проведено исследование рейтинга профессиональных российских ПР-агенств. Исследования повторены в 2000, 2001, 2002 годах. В 2003 году исследование рейтинга не проводилось.

Среди агентств, которые в большинстве случаев входили в десятку сильнейших по категории «политический ПР» - «Николо м», «Имидж-контакт», «Фонд эффективной политики», «Новоком», «PR-CENTER», Фонд «Центр политических технологий», «Р.И.М.», «Паблисити ПР», «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг».

В категории бизнес ПР лучшими чаще всего назывались агентства «Михайлов и партнеры», «Имиджленд Edelman pr», «Николо М», «Р.И.М.», «Имидж-контакт», «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг», «PR-CENTER», «Маслов, Сокуров и партнеры».

Тенденции:

- наблюдался рост рынка, что в большей степени  зависит от стабильности в стране, чем от общих характеристик рынка ПР-услуг. Вследствие этого повышается конкуренция, что, в свою очередь, заставляет агентства работать над качеством предоставляемых услуг.

- ПР-бизнес постепенно становится частью консалтингового бизнеса, именно эта сфера активно развивается

- укрупнение бизнеса, интеграция агентств в консорциумы, что позволит что позволит агентствам выполнять большие сложные задачи, интегрировать ресурсы на ответ на запросы рынка.

- Рынок развивается в направлении интегрированного маркетинга, и все более востребован полный комплекс маркетинговых услуг из одних рук.

- Рынок ПР-услуг в Интернете формируется

- Область корпоративного ПР развивается наиболее интенсивно, он будет становиться все более интересным и технологичным.

Характерной тенденцией рынка PR-услуг стало объединение ряда агентств в консорциумы и холдинги. В частности, произошло слияние компании РОМИР и monitoring.ru в новую компанию РОМИР Monitoring, агентство "Р.И.М." и консалтинговая группа "Треугольник Портер Новелли" объединились в агентство "Р.И.М. Портер Новелли". Такие консорциумы и холдинги консолидируют исследовательскую, интеллектуальную и материальную базу партнеров, шире используют наиболее передовые технологии, укрепляют клиентскую базу, что позволяет им получить серьезное конкурентное преимущество на российском PR-рынке. Появление на нем новых игроков свидетельствует о тенденции укрупнения организационных структур.

Централизация PR-деятельности породила определенные проблемы - значительную стоимость PR-услуг, их оторванность от региональной специфики, некоторый "столичный снобизм" и, как следствие, не всегда высокую результативность PR-кампаний. В результате региональные агентства, стремящиеся развенчать миф о эксклюзивности столичных агентств и лучшем качестве предоставляемых ими услуг, получили аргументы в свою пользу. Безусловное их преимущество заключается в знании местных реалий, способности быстро создать организационные структуры, устойчивых связях с региональными элитами, возможности экономить финансовые ресурсы.

Тенденции развития PR рынка:

  •  Закрытость рынка PR услуг. (Сколько тратиться на PR, завышенная стоимость услуг);
  •  Удачно работают сетевые агентства;
  •  Интеграция рекламы и PR;
  •  Наиболее востребованная сфера - медиа-рилейшнз;
  •  Агентства объединяются в ассоциации;
  •  Рост профессионализма;
  •  В госструктурах открываются отделы СО;
  •  Бизнес PR перестает восприниматься как кризисный;
  •  Московские агентства открываются в регионах;
  •  Переход от политического PR в кризисный;
  •  Предоставление комплексных услуг, долгосрочное консультирование;
  •  Большое кол-во ВУЗов, выпускающих специалистов, эта специальность становится обязательной для всех;
  •  Заработная плата неадекватна тому, что делают (завышена);
  •  PR рынок не отделился до конца от рекламного.

На рынке ПР услуг в действуют: международные pr-агентства и входящие в их сети российские; российские pr-агентства, pr подразделения в рекламных и маркетинговых агентствах, в СМИ; pr-подразделения коммерческих структур; индивид. pr-консультанты.

Основные тенденции рынка: увеличение количества pr-агентств, столица Москва, но будущее за регионами, бизнес-консалтинг, усиление конкуренции PR-агентств с PR-отделами, нет работы для политтехнологов, бизнес-войны, мероприятия.

Общий объем рынка Public Relations за 2010 год составил около $ 1 млрд. Таким образом, показатели возросли почти на 20% по сравнению с 2009 годом и достигли уровня докризисного и наиболее успешного для PR-индустрии 2008 года. Посткризисное восстановление экономики и ужесточение конкуренции неизбежно стимулируют и развитие PR-индустрии. Компании стремятся к захвату новых аудиторий. Помимо основного инструментария – корпоративного, внутрикорпоративного, продуктового и брендового PR, становятся востребованными программы корпоративной ответственности и PR в Интернете».

Наибольший рост вложений в PR в 2010 году был зафиксирован в фармацевтике, автомобилестроении, телекоммуникациях и IT. В то же время компании, оперирующие на рынках недвижимости и финансов, а также игроки люксового сегмента, пока не торопились увеличивать бюджеты.

Рост объема рынка PR-услуг произошел, в том числе, и за счет повышения внимания компаний к интернет-коммуникациям, так как необходимость выделения отдельных бюджетов на продвижение в Сети стала очевидна большинству активных игроков российского рынка.

Среди наиболее востребованных на рынке услуг в области общественных связей оказались такие виды коммуникаций, как кризисные коммуникации, внешние связи, маркетинговые коммуникации, направленные на потребителя, и корпоративные коммуникации. Их бюджеты наименее пострадали в прошлом году. Что же касается другого полюса в области общественных связей, то наибольший спад по сравнению с 2008 годом был отмечен в финансовых (-35%), B2B (-30%) и внутренних коммуникаций (-25%). Среди отраслей экономики, где наблюдалась наименьшая востребованность в коммуникационных инструментах значатся финансовые услуги, недвижимость, автомобильная промышленность и сектор luxury.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36203. Стропильные материалы для малоэтажных зданий 20.54 KB
  Стропила несущие конструкции скатной кровли. Наслонные стропила: концами опираются на стены здания а средней частью при пролете между опорами более 4. Наличие дополнительной опоры позволяет увеличить ширину перекрываемую наслонными стропилами до 12м а двух опор – до 15м. Висячие стропила: опираются только концами на стены здания; шаг таких стропил от 3 до 6.
36204. Конструктивные схемы зданий (схемы зданий каркасных и зданий с несущими стенами) 24.76 KB
  Несмотря на значительные различия существующие между зданиями разног назначения как во внешнем виде так и во внутренней структуре все они состоят из основных взаимосвязных архитектурноконструктивных элементов выполняющих определенные функции. Основные элементы здания разделяются на: Несущие – воспринимают основные нагрузки возникающие в здании. К основным элементам здания относятся: фундаменты стены перекрытия отдельные опоры крыша перегородки лестницы окна двери. ФУНДАМЕНТ подземная конструкция основным назначением...
36205. Естественные и искусственные основания зданий (классификация грунтов) 32.5 KB
  Классификация грунтов: Скальные грунты залегают в виде сплошного массива. Эти грунты несжимаемы водоустойчивы и при отсутствии трещин и пустот являются наиболее прочными и надежными основаниями. Менее прочны скальные грунты залегающие в виде трещиноватых слоев образующих подобие сухой кладки. Крупнообломочные грунты это несвязные обломки скальных пород с преобладанием по массе свыше 50 частиц размером более 2мм.
36206. Фундаменты малоэтажных зданий (конструкции, материалы) 188.22 KB
  Фундаменты малоэтажных зданий конструкции материалы Фундамент конструктивный элемент здания воспринимающий нагрузку от наземной части здания и передающий ее на основание. с подушкой3трапецеидальной формы4ступенчатый высота ступени больше или равно 30 см Фундаменты малоэтажных жилых зданий...
36207. Деревянные конструкции. Принцип фахверковой стены. Вопросы ее утепления и облицовки 51 KB
  Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из : стоек вертикальных элементов балок горизонтальных элементов раскосов диагональных элементов которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка. В основном применяются конструкции позволяющие создать большую площадь остекления что зрительно создает эффект растворения границы интерьера сближая человека с природой. В основном несущие элементы конструкции фахверка покрывают защитным составом позволяющим сохранять древесину сухой трудновоспламеняемой и...
36208. КАМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ ОДНОСЛОЙНЫЕ И МНОГОСЛОЙНЫЕ КОНСТРУКЦИИ НЕСУЩИХ СТЕН 159 KB
  Стены основные элементы конструкции здания. Несущая стена является естественным продолжением и неотъемлемым элементом конструкции здания служит опорой для балок или бетонных плит потолочного перекрытия. Наружные стены могут быть однослойной или слоистой конструкции.
36209. Задачи дискретной оптимизации. Основные точные методы дискретной оптимизации: поиск с возвратом, динамическое программирование, метод ветвей и границ. Приближённые методы дискретной оптимизации: жадный алгоритм, метод локальных вариаций 126.5 KB
  Тогда в терминах ЦЧЛП задача о рюкзаке может быть сформулирована так: найти максимум линейной функции при ограничениях хj  0 . Найти кратчайший маршрут коммивояжера бродячего торговца начинающийся и заканчивающийся в заданном городе и проходящий через все города. Воспользовавшись им при k = n – 1 1 можно найти Q х0 – оптимальное значение критерия эффективности. Зная х1 можно найти – оптимальное управление на 2й стадии и т.
36210. Языки описания выбора. Процедуры выбора при критериальном описании: скалярно-оптимизационный механизм выбора, человеко-машинные процедуры, мажоритарные схемы 73.5 KB
  Процедуры выбора при критериальном описании: скалярнооптимизационный механизм выбора человекомашинные процедуры мажоритарные схемы. Как любая теория теория выбора начинается с языка описания. К настоящему времени сложилось три основных языка описания выбора: критериальный язык; язык бинарных отношений; язык функций выбора.
36211. Классы численных методов построения множеств неулучшаемых решений. Основные теоремы для поточечных методов и алгоритма последовательного выбора 31.5 KB
  Процедуры первой группы осуществляют поочередный поиск отдельных неулучшаемых точек как решений вспомогательных скалярных задач. В них на каждой итерации получается целое множество “неплохих†точек которое на последующих шагах постепенно улучшается. Генератор на каждой итерации порождает набор точек zk а ФВ осуществляет отбор в некотором смысле лучших из них: Генератор множеств точек zk Функция выбора С Для организации выбора необходимо произвести парные сравнения исходных вариантов и отбросить те из...