45734

Ю. Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие

Доклад

Логика и философия

Действия в этих мирах выражаются в языке. Теория коммуникативного действия: центром усилий Хабермаса различение противопоставление инструментального и коммуникативного действия. Воплощение инструментального действия сфера труда. При совершении инструментального действия реализуются определенные цели осуществляются предсказания касающиеся последствий данного действия.

Русский

2013-11-18

38 KB

211 чел.

№ 144. Ю. Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие.

Согласен с Адорно и Хоркхаймером в их критике разума. Но не согласен с ними в том, что это единственный тип рациональности. Хабермас создает более широкую концепцию разума.

3 типа познавательных интересов (соответтвует з типа рациональности):

1) технический интерес (инструмент рациональности) – позитивистская фил-ия, цель-подчинить природу, изменить среду и себя;

2) практический интерес (реализуется в языке) – герменевтическая философия, цель-коммуникация;

3) эмансипационный интерес (реализуется в политической борьбе) – критическая философия, цель-равенство.

Хабермас хочет синтеза всех трех философий.

Разум является коммуникативным в том смысле, что он диалогичен по природе. Сама структура языка отражает стремления людей к взаимопониманию. Хабермас создает универсальную грамматику, предмет которой – изучение притязаний, высказываний на универсальность (всеобщую значимость). Прагматика лежит на стыке лингвистики и социологии. Она выявляет общие предпосылки консенсуса, которые Хабермас находит в обыденном языке.

Люди живут и говорят в 3х мирах: 1) объективном (манипулирование объектом) 2) социальном (общение с людьми) 3) субъективном (выражение себя). Действия в этих мирах выражаются в языке. Язык помогает слушателю понять, каков тот мир, о котором высказывание. В объективном мире – в виде правильности. Во внутреннем мире – в виде правдивости. Структура языка содержит в себе возможность взаимопонимания. Коммуникация является идеальной (истинной) если она свободна от искажений (принуждения участников).

Хабермас: язык универсален, так все можно выразить. Идеальная коммуникация – когда можно обсудить все. Все обговорить, все выяснить (за этим следует взаимопонимание и согласие).

Хабермас предлагает конкретный анализ языка с целью создания научной теории аргументации. «Теория коммуникативного действия»: центром усилий Хабермаса - различение противопоставление инструментального и коммуникативного действия. Воплощение инструментального действия - сфера труда. Это действие упорядочивается согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Под коммуникативным действием понимается такое взаимодействие (2х и более индивидов), которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное действие - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус.

Хабермас различает инструментальную (заимствуется у Макса Вебера) и коммуникативную рациональности.

Позднее типология действия Хабермаса испытала заметную трансформацию. Впоследствии он выделил 4 типа: стратегическое, норморегулирующее, экспрессивное (драматургическое) и коммуникативное действие.

Исследование типов действия в связи с соответствующими им типами рациональности. Аспекты рациональности, которые проанализировал Хабермас, позволили уточнить саму типологию действия.   Теперь ее можно рассматривать в свете следующих аспектов рациональности:

- в аспекте инструментальной рациональности (рационального разрешения технических задач, в качестве конструкции эффективных средств, которые зависят от эмпирического знания);

- в аспекте стратегической рациональности (последоватеьного решения в пользу тех или иных возможностей выбора - при данных предпочтениях и максимах решения и с учетом решения рациональных контрагентов);

- в аспекте нормативной рациональности (рационального решения практических задач в рамках морали, руководящейся принципами)";

- в аспекте рациональности "экспрессивного действия". Иными словами, понятие рациональности уточняется соответственно типологии действия.

Существенное отличие концепции рациональности Хабермаса - то, что в нее органически включаются и синтезируются: а) отношение действующего лица к миру; б) отношение его к другим людям, в частности, такой важный фактор как процессы "говорения", речи, высказывания тех или иных языковых предложений и выслушивания контрагентов действия.

Отсюда Хабермас делает вывод: понятие коммуникативного действия требует, чтобы действующие лица были рассмотрены как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с "объективным, социальным или субъективным миром", а одновременно выдвигают определенные притязания на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены. => Отношения отдельных субъектов к миру всегда опосредованы возможностями коммуникации с другими людьми, а также их спорами и способностью прийти к согласию.

Эти притязания на значимость (и соответствующие процессы их признания - не признания) выдвигаются и реализуются в процессе дискурса. По Хабермасу, дискурс - это и есть тематизирование, как бы "приостановка" чисто внешних принуждений к действию, новое обдумывание и аргументирование субъектами действий их мотивов, намерений, ожиданий, т.е. собственно притязаний.

Особое значение для Хабермаса - то, что дискурс по самому своему смыслу противоречит модели господства - принуждения, кроме "принуждения" к совершенной убеждающей аргументации.

Суть коммуникативного действия - в необходимости, даже неизбежности для действующих индивидов самим находить и применять рациональные основания, способные убедить других субъектов и склонить их к согласию. Коммуникативных аспектов и измерений в человеческих действиях значительно больше, чем мы думаем. И задача современной мысли заключена в том, чтобы вычленить, как бы высветить их в реальной коммуникации людей, помогая современному человеку пестовать механизмы согласия, консенсуса, убеждения, без которых не может быть нормального демократического процесса.

Ю. Хабермас «Моральное сознание и коммуникативное действие». Репрессивное социальное и антропологическое влияние науки и техники на современном этапе, слияние науки и гоподства. Научность претендует на статус единственного типа  рациональности. Коммуникация равноправных сторон - основа общественной жизни; интерес и интеракция (взаимодействие субъектов) - элемент коммуникации. «Коммуникативное действие» - наукооборазная рациональность и принудительные стороны общественной жизни могут быть компенсированы развитием коммуникативной демократии, основанной на коммуникации свободной от принуждения. Связь коммуникации и действия: коммуникация нацелена на совершения действия, действие так же имеет коммуникативную сторону. Свобода в коммуникации.

Выход в свет работы Ю. Хабермаса середины 80-х годов “Моральное сознание и коммуникативное действие” подтверждает необходимость анализа хабермасовой концепции этики и в какой-то мере облегчает такой анализ. Структура этой работы неоднородна, по сути дела, это 4 различных текста, объединенные единой темой и посвященные четырем комплексам проблем, так или иначе связанных с проблемами этики в их хабермасовой интерпретации: 

1) “Фил-я как "местоблюститель" и "интерпретатор"” призвана внести ясность как в достаточно старый спор о преимуществах трансцендентального (кантианского) и диалектического (гегелевского) подходов к обоснованию разума, так и в гораздо более новый спор об обоснованиях (и возможности таких обоснований) разума вообще. Философия "ставит на карту свою самотождественность", т.е. перестает быть сама собой. Роль фил-ии для Хабермаса – это роль "хранителя рациональности".

2) Вторая часть “Реконструктивные и понимающие науки об обществе” – посвящена, если так можно выразиться, герменевтике этического.

3) третий раздел работы (“Этика дискурса: замечания к программе обоснования”) призван прояснить и феноменологию этики, и ее обусловленность теорией коммуникативного действия. По мысли Хабермаса, этика дискурса целиком и полностью покоится на двух допущениях: во-первых, что притязания на нормативную значимость обладают когнитивным смыслом и могут рассматриваться подобно притязаниям на истинность, и, во-вторых, что обоснование норм и предписаний требует осуществления реального дискурса и возможно в конечном счете не как монологическое как реальный диалог, значение которого раскрывается в конкретной социальной практике. Дискурсивная теория этики вовсе не является самодостаточной, отстаивающей определенные универсалистские тезисы.

4) В этом разделе “Моральное сознание и коммуникативное действие” – дискурсивная теория претендует в отношении этих тезисов на относительно слабый статус – "местоблюстителя" и "интерпретатора".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32846. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни 15.34 KB
  Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании прежде всего в философии и религии. Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти.
32847. Общество как материальная система 15.36 KB
  Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность системность и структурность движение пространство время отражение самоорганизация. Общество возникает и существует объективно т. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.
32848. Материально-производственная сфера общественное жизни.Диалектика производительных сил и производственных отношений 12.99 KB
  Материальное производство характеризуется определенным способом производства который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. В этом проявляется диалектика экономических потребностей производства и потребления.; способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие...
32849. Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества. Виды социальных общностей 13.65 KB
  Социальная структура общества. Сфера общества – это социальное пространство которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности. Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами социальными группами и социальными общностями. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества социальных общностей и групп отношения общества и личности здесь создаются и совершенствуются условия труда быта и досуга.
32850. Политическая сфера общественной жизни. Структура и соц функции. Государство,как основной политический институт 12.55 KB
  Общество как система состоит из нескольких подсистем или сфер основными из которых являются экономическая социальная политическая духовная и экологическая. Политическая сфера – область общественной жизни включающая в себя политические отношения данного общества. и международные; политическая деятельность; политическое сознание политическая идеология и политическая психология.
32851. Экологическая сфера. Роль мед работников 11.81 KB
  Общество как система состоит из нескольких подсистем или сфер основными из которых являются экономическая социальная политическая духовная и экологическая. Экологическая сфера общества сформировалась во 2й половине ХХ в. Экологическая сфера – подсистема общества формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране воспроизводству улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Экологическая деятельность.
32852. Духовная сфера общ6ества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь 14.08 KB
  Специфика идеологии проявляется в том что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов как систему идей и взглядов классов. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии. Общественно историческая практика...
32853. Религия, как форма общественного сознания 16.61 KB
  1Мораль 2Религия 3Искусство4Наука 5Философия 6Политическое сознание 7Право 8Экологическое сознание Религия – представления о мире основанные на вере в сверхъестественное и отражающие мир в иллюзорной форме. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии основанной на эмоциях и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Религия существует много веков повидимому также долго как существует человечество.
32854. Мораль, особенности медицинской этики 13.15 KB
  Особенности медицинской этики. Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача. в связи с развитием новых медицинских технологий появилась необходимость пересмотра многих принципов медицинской этики. Сформировалась новая наука – биоэтика этика живого – дисциплина определяющая меру ответственности тех кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий.