45734

Ю. Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие

Доклад

Логика и философия

Действия в этих мирах выражаются в языке. Теория коммуникативного действия: центром усилий Хабермаса различение противопоставление инструментального и коммуникативного действия. Воплощение инструментального действия сфера труда. При совершении инструментального действия реализуются определенные цели осуществляются предсказания касающиеся последствий данного действия.

Русский

2013-11-18

38 KB

194 чел.

№ 144. Ю. Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие.

Согласен с Адорно и Хоркхаймером в их критике разума. Но не согласен с ними в том, что это единственный тип рациональности. Хабермас создает более широкую концепцию разума.

3 типа познавательных интересов (соответтвует з типа рациональности):

1) технический интерес (инструмент рациональности) – позитивистская фил-ия, цель-подчинить природу, изменить среду и себя;

2) практический интерес (реализуется в языке) – герменевтическая философия, цель-коммуникация;

3) эмансипационный интерес (реализуется в политической борьбе) – критическая философия, цель-равенство.

Хабермас хочет синтеза всех трех философий.

Разум является коммуникативным в том смысле, что он диалогичен по природе. Сама структура языка отражает стремления людей к взаимопониманию. Хабермас создает универсальную грамматику, предмет которой – изучение притязаний, высказываний на универсальность (всеобщую значимость). Прагматика лежит на стыке лингвистики и социологии. Она выявляет общие предпосылки консенсуса, которые Хабермас находит в обыденном языке.

Люди живут и говорят в 3х мирах: 1) объективном (манипулирование объектом) 2) социальном (общение с людьми) 3) субъективном (выражение себя). Действия в этих мирах выражаются в языке. Язык помогает слушателю понять, каков тот мир, о котором высказывание. В объективном мире – в виде правильности. Во внутреннем мире – в виде правдивости. Структура языка содержит в себе возможность взаимопонимания. Коммуникация является идеальной (истинной) если она свободна от искажений (принуждения участников).

Хабермас: язык универсален, так все можно выразить. Идеальная коммуникация – когда можно обсудить все. Все обговорить, все выяснить (за этим следует взаимопонимание и согласие).

Хабермас предлагает конкретный анализ языка с целью создания научной теории аргументации. «Теория коммуникативного действия»: центром усилий Хабермаса - различение противопоставление инструментального и коммуникативного действия. Воплощение инструментального действия - сфера труда. Это действие упорядочивается согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Под коммуникативным действием понимается такое взаимодействие (2х и более индивидов), которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное действие - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус.

Хабермас различает инструментальную (заимствуется у Макса Вебера) и коммуникативную рациональности.

Позднее типология действия Хабермаса испытала заметную трансформацию. Впоследствии он выделил 4 типа: стратегическое, норморегулирующее, экспрессивное (драматургическое) и коммуникативное действие.

Исследование типов действия в связи с соответствующими им типами рациональности. Аспекты рациональности, которые проанализировал Хабермас, позволили уточнить саму типологию действия.   Теперь ее можно рассматривать в свете следующих аспектов рациональности:

- в аспекте инструментальной рациональности (рационального разрешения технических задач, в качестве конструкции эффективных средств, которые зависят от эмпирического знания);

- в аспекте стратегической рациональности (последоватеьного решения в пользу тех или иных возможностей выбора - при данных предпочтениях и максимах решения и с учетом решения рациональных контрагентов);

- в аспекте нормативной рациональности (рационального решения практических задач в рамках морали, руководящейся принципами)";

- в аспекте рациональности "экспрессивного действия". Иными словами, понятие рациональности уточняется соответственно типологии действия.

Существенное отличие концепции рациональности Хабермаса - то, что в нее органически включаются и синтезируются: а) отношение действующего лица к миру; б) отношение его к другим людям, в частности, такой важный фактор как процессы "говорения", речи, высказывания тех или иных языковых предложений и выслушивания контрагентов действия.

Отсюда Хабермас делает вывод: понятие коммуникативного действия требует, чтобы действующие лица были рассмотрены как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с "объективным, социальным или субъективным миром", а одновременно выдвигают определенные притязания на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены. => Отношения отдельных субъектов к миру всегда опосредованы возможностями коммуникации с другими людьми, а также их спорами и способностью прийти к согласию.

Эти притязания на значимость (и соответствующие процессы их признания - не признания) выдвигаются и реализуются в процессе дискурса. По Хабермасу, дискурс - это и есть тематизирование, как бы "приостановка" чисто внешних принуждений к действию, новое обдумывание и аргументирование субъектами действий их мотивов, намерений, ожиданий, т.е. собственно притязаний.

Особое значение для Хабермаса - то, что дискурс по самому своему смыслу противоречит модели господства - принуждения, кроме "принуждения" к совершенной убеждающей аргументации.

Суть коммуникативного действия - в необходимости, даже неизбежности для действующих индивидов самим находить и применять рациональные основания, способные убедить других субъектов и склонить их к согласию. Коммуникативных аспектов и измерений в человеческих действиях значительно больше, чем мы думаем. И задача современной мысли заключена в том, чтобы вычленить, как бы высветить их в реальной коммуникации людей, помогая современному человеку пестовать механизмы согласия, консенсуса, убеждения, без которых не может быть нормального демократического процесса.

Ю. Хабермас «Моральное сознание и коммуникативное действие». Репрессивное социальное и антропологическое влияние науки и техники на современном этапе, слияние науки и гоподства. Научность претендует на статус единственного типа  рациональности. Коммуникация равноправных сторон - основа общественной жизни; интерес и интеракция (взаимодействие субъектов) - элемент коммуникации. «Коммуникативное действие» - наукооборазная рациональность и принудительные стороны общественной жизни могут быть компенсированы развитием коммуникативной демократии, основанной на коммуникации свободной от принуждения. Связь коммуникации и действия: коммуникация нацелена на совершения действия, действие так же имеет коммуникативную сторону. Свобода в коммуникации.

Выход в свет работы Ю. Хабермаса середины 80-х годов “Моральное сознание и коммуникативное действие” подтверждает необходимость анализа хабермасовой концепции этики и в какой-то мере облегчает такой анализ. Структура этой работы неоднородна, по сути дела, это 4 различных текста, объединенные единой темой и посвященные четырем комплексам проблем, так или иначе связанных с проблемами этики в их хабермасовой интерпретации: 

1) “Фил-я как "местоблюститель" и "интерпретатор"” призвана внести ясность как в достаточно старый спор о преимуществах трансцендентального (кантианского) и диалектического (гегелевского) подходов к обоснованию разума, так и в гораздо более новый спор об обоснованиях (и возможности таких обоснований) разума вообще. Философия "ставит на карту свою самотождественность", т.е. перестает быть сама собой. Роль фил-ии для Хабермаса – это роль "хранителя рациональности".

2) Вторая часть “Реконструктивные и понимающие науки об обществе” – посвящена, если так можно выразиться, герменевтике этического.

3) третий раздел работы (“Этика дискурса: замечания к программе обоснования”) призван прояснить и феноменологию этики, и ее обусловленность теорией коммуникативного действия. По мысли Хабермаса, этика дискурса целиком и полностью покоится на двух допущениях: во-первых, что притязания на нормативную значимость обладают когнитивным смыслом и могут рассматриваться подобно притязаниям на истинность, и, во-вторых, что обоснование норм и предписаний требует осуществления реального дискурса и возможно в конечном счете не как монологическое как реальный диалог, значение которого раскрывается в конкретной социальной практике. Дискурсивная теория этики вовсе не является самодостаточной, отстаивающей определенные универсалистские тезисы.

4) В этом разделе “Моральное сознание и коммуникативное действие” – дискурсивная теория претендует в отношении этих тезисов на относительно слабый статус – "местоблюстителя" и "интерпретатора".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50108. Техніка ударів по мячу головою 77 KB
  Техніка ударів по м’ячу головою. У другій фазі його тулуб швидко подається вперед і верхньою частиною голови він б’є по м’ячу. Удар по м’ячу головою з місця Послідовність навчання Удар по нерухомому м’ячу.
50110. ВЕТРОВЫЕ НАГРУЗКИ 95.5 KB
  Скорость ветра Для измерений характеристик ветра на метеостанциях в настоящее время используются анеморумбометры М63М или их модификации который обеспечивает автоматическое измерение средней скорости за 10 минут в диапазоне 140 м с максимальной скорости до 60 м с и направления ветра. Они предназначены для измерения скорости ветра от 0 до 40 м с. При этом определяли среднюю скорость ветра максимальную скорость порыв в срок наблюдений а также направление ветра. Для определения скорости ветра наблюдается колебание доски в течение 2...
50112. Дослідження спектрального розподілу фотопровідності та пропускання напівпровідникових кристалів 229.5 KB
  Прилади і обладнання Монохроматор УМ2 джерело світла селеновий фотоелемент зразок напівпровідникового кристалу Опис установки Оптична схема експериментальної установки для дослідження спектрального розподілу фотопровідності пропускання та поглинання напівпровідникових матеріалів зібрана на базі монохроматора УМ2 рис.1 в окрему групу виділені основні елементи монохроматора. Світловий пучок що випромінюється джерелом світла 1 фокусується конденсорною лінзою 3 на вхідній щілині 6 монохроматора. Для одержання спектрального розподілу...
50114. Рух по діагоналі. Рух по колу. Команди та дії 83.5 KB
  Стройові вправи. Загальнорозвивальні вправи. Прикладні вправи. Стройові вправи.
50115. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЛИНЗЫ И ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ ПО КОЛЬЦАМ НЬЮТОНА 366.5 KB
  Закрепите ртутный фонарь высокого давления с двойным конденсором фокусное расстояние 60 мм держатель для линз с интерференционным фильтром устройство для получения колец Ньютона держатель для линз с линзой с фокусом 50 мм и полупрозрачный экран на расстоянии 40 см от линзы на оптической скамье. Затем в держатель для линзы вставьте желтый светофильтр. В экспериментальной установке значение радиуса кривизны плосковыпуклой линзы R = 121 м.