45740

Давид Юм «Трактат о человеческой природе»

Доклад

Логика и философия

Ассоциация по сходству похожесть ассоциация по смежности в пространстве и времени ассоциация по причинности Юм выступает против понятия абстрактной идеи требуя ее элиминации из философского рассмотрения поскольку идеи выступают слабыми копиями впечатлений а для абстрактных идей невозможно указать какоелибо из впечатлений которое было бы их источником. В центре гносеологической концепции Юма анализ идеи причинности. Идея причинности образуется из следующих эмпирических отношений между объектами: смежности в пространстве и времени...

Русский

2013-11-18

35.5 KB

66 чел.

Давид Юм «Трактат о человеческой природе» (3 книги)

Книга 1 - О познании (гносеология)

Структура опыта (табличка)

перцепции

идеи

впечатления

простые

не допускают расчленения

происходят от простых

впечатлений

сложные

1 модусы

2 отношения

3 субстанции

ощущения

внешние ощущения

включают боль и удовольствие

рефлексии

(«желание», «отвращение», «надежда») эмоции, вторичные впечатления

Принцип ассоциации — центральный принцип человеческой психики — непознаваем.

ассоциация по сходству (похожесть)

ассоциация по смежности (в пространстве и времени)

ассоциация по причинности

Юм выступает против понятия абстрактной идеи, требуя ее элиминации из философского рассмотрения, поскольку идеи выступают слабыми копиями впечатлений, а для абстрактных идей невозможно указать какое-либо из впечатлений, которое было бы их источником. Существование не может быть необходимым признаком вещи, отсюда его критика онтологического аргумента доказательства бытия Бога (следует Беркли).

В центре гносеологической концепции Юма — анализ идеи причинности. Идея причинности образуется из следующих эмпирических отношений между объектами:

смежности в пространстве и времени

предшествовании одного объекта (события) другому во времени

Демонстрирует, что суждения относительно причинности не обладают строго аналитическим характером, и что каузальные (причинно-следственные) и логические (необходимо истинные) связи не совпадают. Источником веры в объективный характер причинности полагается привычка, которая складывается на основе многократного повторения впечатлений и действует чисто инстинктивно, придавая устойчивый характер непостоянному изменчивому содержанию нашего опыта.

Сферу человеческого познания Юм подразделяет на

знания (Это - особая уверенность, возникающая в душе в результате сравнения идей.)

доказательства (Понятие истинности как соответствия представления и предмета элиминируется, поскольку перцепция (представление) есть единственная реальность, которой ничто не соответствует.)

вероятности (Сопровождается чувством неуверенности и может основываться как на причинности так и на случайности. Случайность - отсутствие знания причин.)

Юм следует Беркли в критике понятия материи (внешних объектов), которая является источником перцепций. Считает, что такое якобы воспринимаемое качество объекта как его самотождественность есть результат действия воображения. «Ход воображения» может быть настолько плавным, что перерывы между восприятиями не замечаются, и воображение смешивает эту последовательность восприятий с «тождественным» объектом.

Продолжая дело Беркли, Юм обрушивается на понятие мыслящей субстанции, полагая, что то, что мы называем духом, должно быть понято как пучок восприятий.

Книга 2. Об аффектах

Волей человека руководят аффекты, а не разум. Разум - «раб аффектов». Аффект - эмоция, возникающая под влиянием объекта. Все аффекты подразделяются на

спокойные (например чувство прекрасного и безобразного)

бурные (любовь, ненависть, печаль и радость)

Юм формулирует принцип, согласно которому противоположные впечатления связаны с противоположными аффектами. Например, красота выступает как объект аффекта гордости, а безобразное - аффекта униженности. Красивое и прекрасное суть относительные и субъективные качества, которые нравятся потому, что способны производить приятные аффекты. Эстетика для Юма является подразделом его теории аффектов (эмоций).

Особое место занимает аффект симпатии, в основе которого лежит бесспорный, хотя рационально и не объяснимый факт - природа наделила большим сходством все человеческие существа. Симпатия оживляет все другие аффекты.

Книга 3. О морали.

Этическая теория Юма имеет описательный, а не предписывающий характер. «Одобрение одного характера и порицание другого суть лишь различные перцепции». Юм, критикуя интеллектуалистские подходы к этике, согласно которым все в мире подчиняется строгим отношениям и закономерностям, акцентирует внимание на роли чувственности в нравственном поведении человека.

Согласно Юму, переход от фактических суждений к суждениям долженствования, составляющим неэмпирической теории этики, представляется проблематическим. Этика должна интересоваться мотивами поступков, которые обуславливаются психологической организацией человеческих существ. Мотивы выступают причинами наших поступков, что делает свободу воли («свободу безразличия») проблематичной.

Объединению людей в общество и образованию государства способствует изначально присущее людям чувство симпатии и ощущение полезности совместной жизни. С другой стороны, Юм отводит серьезную роль в образовании государства прямой узурпации власти и завоеваниям. Собственность - благо, следовательно государственное устройство, способствующее сохранению собственности, есть наилучшее. В основе общественного поведения людей лежит конкретный интерес, направляющий общественное устройство ко всеобщему благу.

Народ может перестать повиноваться властям, если власть окажется невыносимой, но этим правом народ не должен злоупотреблять.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48238. Л.Д. Малевич. Українська мова професійного спілкування 282.5 KB
  Стилі і норми української літературної мови в професійному спілкуванні Мовне законодавство в Україні Природа і функції мови. Місце української мови серед мов світу. Правовий статус української мови.
48239. УКРАЇНСЬКА МОВА ЗА ПРОФЕСІЙНИМ СПРЯМУВАННЯМ 888.5 KB
  Усне ділове спілкування. Етика ділового спілкування її предмет та завдання. Структура ділового спілкування. Мовленнєвий етикет Правила усного спілкування фахівця зустрічі переговори телефонне спілкування.
48240. ІСТОРІЯ УКРАЇНИ 430.5 KB
  Програма з курсу Історія України Укл. ВСТУПНЕ СЛОВО Пропоновані матеріали підготовлено з урахуванням проекту навчальної програми з курсу Історія України для вищих навчальних закладів освіти і передбачають розвязання таких завдань: а використання останніх досягнень світової і вітчизняної історичної науки в процесі викладання історії України; б постійне підвищення і вдосконалення наукового і виховного рівня викладання; в забезпечення реалізації в ході навчання принципів історизму та обєктивності в оцінці конкретних подій і явищ; г...
48241. УКРАЇНСЬКА КУЛЬТУРА 102.5 KB
  Ульяновський Українська наукова і культурницька еміграція у ЧехоСловаччині між двома світовими війнами Українська культура: розвиток ідеї та історія книги Автори Української культури: Дмитро Антонович Василь Біднов Дмитро Дорошенко Олександр Лотоцький Симон Наріжний Степан Сірополко Володимир Січинський Дмитро Чижевський Андрій Яковлів Українська культура: Лекції за редакцією Дмитра Антоновича Упор. Ця книжка унікальна спроба цілісного дослідження феномена української культури з найдавніших до...
48242. УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА ХХ СТОЛІТТЯ 1.33 MB
  Франка нова генерацiя прагнула цiлком модерним європейським способом зобразити своєрiднiсть життя українського народу. Психологiзм змалювання внутрiшнього життя особистостi як важливого моменту образу свiту. Поставши на грунтi класичного реалiзму але не сприйнявши лiнiйно мiметичного принципу зображення життя у формах життя неореалiсти визначали свiй концептуальний принцип мiж документальною достовiрнiстю фiлософськоаналiтичним заглибленням у дiйснiсть та лiричною стихiєю; подеколи промовиста деталь реалiстичного письма сюжет....
48243. УКРАЇНСЬКА МОВА 1.04 MB
  Поняття літературної мови. Тенденції розвитку української літературної мови на сучасному етапі. Функції мови. Культура мови.
48244. Текстове оформлення довідково-інформаційних документів 345.5 KB
  СТАТУТ обєднання співвласників багатоквартирного будинку КРИСТАЛ м. Обєднання співвласників багатоквартирного будинку Кристал надалі Обєднання створюється на підставі Закону України Про обєднання співвласників багатоквартирного будинку від 29 листопада 2001 р. як організаційноправова форма обєднання власників житлових і нежитлових приміщень для сумісного управління єдиним комплексом нерухомого майна й забезпечення...
48245. Українська мова за професійним спрямуванням. Класифікація стилів сучасної української мови 145 KB
  Місце української мови серед інших мов світу. Норми літературної мови. Функціональні стилі сучасної української літературної мови. Місце української мови серед інших мов світу Мова це величне надбання людства.
48246. Специфіка ділової української мови (офіційно-ділового стилю) 57.91 KB
  Офіційно-діловий стиль є одним із соціально значущих різновидів літературної мови, оскільки відіграє важливу роль у державно-політичному, громадському й суспільно-виробничому житті країни.