45759

Джон Локк. Опыты о человеческом разумении

Доклад

Логика и философия

Опыты о человеческом разумении 4 книги Локк впервые дал систематическую теорию эмпиризма. Средоточие философии Локка его теория познания изложенная в Опыте о человеческом разумении Ее задача объяснить происхождение и основы человеческого познания и найти границы познавательной способности рассудка. Задачи философии Предмет философии по Локку исследование происхождения знания.

Русский

2013-11-18

28 KB

20 чел.

Джон Локк. Опыты о человеческом разумении 4 книги

Локк впервые дал систематическую теорию эмпиризма. Средоточие философии Локка – его теория познания, изложенная в "Опыте о человеческом разумении" Ее задача – объяснить происхождение и основы человеческого познания и найти границы познавательной способности рассудка. Задачи философии, Предмет философии, по Локку, исследование происхождения знания. Прежде чем заниматься познанием, нужно знать возможности и пределы человеческого познания. Если человек не будет знать, что он может знать, это может привести его или к опасности ошибочного догматизма, или в болото скептицизма. Для того чтобы проделать это исследование, считает Локк, совсем не обязательно исследовать все способности человеческого разума – достаточно знать границы его применения.  Критика иннатизма (теории врожденности идей) Возражая кембриджским платоникам и Декарту, Локк начинает свой «Опыт о человеческом разумении» с критики теории врожденности идей. Для того чтобы показать, что представления не врождены человеку, достаточно показать, откуда они на самом деле происходят. Причиной уверенности во врожденности идей Локк называет леность нашего мышления. В сознании каждого человека изначально содержатся представления, которые Локк называет идеями: «Все, что разум воспринимает в себе самом или что является непосредственным объектом восприятия, мышления или рассудка, я называю идеей

. Опыт бывает 2-х видов – внутренний и внешний. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний – о нашем внутреннем мире. Поэтому, разделяя идеалы сенсуализма (учения о том, что все знание происходит из ощущений) Локк, тем не менее, строит гораздо более широкую систему, которую следует назвать эмпиризмом. Эмпиризм – это учение, в соответствии с которым все знание приходит из опыта, а чувственный опыт является лишь одним из видов возможного опыта; другим видом является внутренний опыт. При рождении душа человека представляет из себя чистую доску – «tabula rasa» (“лист папируса”, знаменитый термин, который употреблялся задолго до него философами-стоиками). При помощи воздействия на органы чувств в душу входят идеи, поэтому в уме есть только то, что приходит в него посредством наших чувств. Локк: нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах . Человек развивает 3 вида сложных представлений:1) идеи субстанции (существующие сами по себе единичные вещи, либо виды) 2) модусов (суть сложные представления, которые не существуют сами по себе, а встречаются в субстанциях) 3) и отношений. Ум, который в дальнейшем начинает оперировать простыми идеями, производит операции по образованию различных сложных идей. Локк говорил, что качества, которым соответствуют идеи в нашем уме, являются соединенными в предметах, в самих вещах. Ум может разделять эти идеи в процессе познавательной деятельности и таким образом образовывать сложную идею абстракции. Поэтому и общие идеи (идея белизны, идея цвета), которые не имеют никакого соответствия в материальных телах, в действительности, по Локку, образуются нашим умом из простых идей путем различного рода соединений, сопоставлений (отношений) или абстрагирования Этими 3-мя действиями ограничивается все действие ума в отношении простых идей.