45766

Полани. Личностное знание

Доклад

Логика и философия

Полани является автором концепции личностного или неявного знания которое с его точки зрения нельзя выразить в явной форме но которое является сущностной составляющей деятельности ученого. Ключевое понятие “эпистемологическая страстность†для Полани “истина†это личностная категория относящаяся к убеждениям каждого конкретного человека. Что касается проблемы сознания то Полани так определяет свою концепцию: “Главным ключом для пересмотра этого понятия понятия “знаниеâ€.Для Полани “личностное знание†это сплав...

Русский

2013-11-18

37 KB

129 чел.

Полани. Личностное знание.

Майкл По́лани. Представитель постпозитивизма.

Полани является автором концепции «личностного (или неявного) знания», которое, с его точки зрения, нельзя выразить в явной форме  но которое является сущностной составляющей деятельности ученого. Личностное или неявное знание формируется посредством личных контактов и оказывает непосредственное влияние на теоретические и практические навыки ученых, их способность к воображению и творчеству.

Ключевое понятие “эпистемологическая страстность”

для Полани “истина” — это личностная категория, относящаяся к убеждениям каждого конкретного человека.

Что касается проблемы сознания, то Полани так определяет свою концепцию: “Главным ключом для пересмотра этого понятия (понятия “знание”. — В.К.) стали для меня открытия гештальтпсихологии. Я хочу по-своему развить применение понятия “гештальт”. Для меня знание — это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства” .Для Полани “личностное знание” — это сплав личного, т.е. субъективного, и объективного. Концепция Полани, относимая к принципам познавательной деятельности вообще, применяется им как методологический подход и для его исследования знания.  “ Личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, поэтому в его претензии на истинность имеется определенная доля риска. Объективное знание такого рода может содержать лишь утверждения, для которых не исключена возможность оказаться ложными. ”  Основную идея: “…...будучи человеческими существами, мы неизбежно вынуждены смотреть на Вселенную из того центра, что находится внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями человеческого общения. Всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице”.А также: “Мы отказались от грубого антропоцентризма наших чувств в пользу более честолюбивого антропоцентризма нашего разума” Преемственность рассмотрения Вселенной с математической точки зрения на предмет познания гармонии ее устройства Полани выстраивает по такой линии имен и школ:

Пифагор и пифагорейцы (они рассматривали числа как первичную субстанцию всех вещей и процессов);Коперник (он считал, что Вселенную следует рассматривать как систему простых математических соотношений)

Кеплер (который экстатически узрел, что Солнце является центром космоса и постигает небесную музыку);Галилей (который ввел математическое описание в динамике “для анализа земных событий, а в отношении небесных движений он по-прежнему придерживался пифагорейской точки зрения: книга природы написана языком геометрии”; Декарт (с его упованием на универсальную математику и принцип построения научных теорий на основе умозрения ясных идей .Полани  не видит другой гармонии, кроме геометрической симметрии или математических пропорций. В целом же выделенные Полани тенденции с различными образами Вселенной и типами представления ее в научном знании выглядят убедительно. Традиция ионийской философии в конечном итоге привела к резкому понижению статуса научной теории: “К концу XIX в. возникла новая философия — позитивизм, которая отрицала всякие притязания физических научных теорий на рациональность; эти притязания были объявлены метафизикой и мистикой. Первоначальное и вместе с этим наиболее сильное и влиятельное развитие этой идеи было дано в работах Эрнста Маха Из сказанного выше концепция и ход дискурса Полани вполне ясны, они могут быть выражены в следующие тезисах:

1) научное знание всегда является “личностным знанием”, в какой бы форме его ни представляли;

2) идеал без личностного и соответственно бесстрастного знания, т.е. идеал объективного знания, вреден для познания мира человеком;

3) продуктивная традиция человеческого познания Вселенной на принципах поиска ее красоты и гармонии, идущая от пифагорейцев, сильно подавлена в современной интеллектуальной культуре традицией, идущей от ионийской философии и ознаменовавшейся зарождением и развитием позитивизма в последние два столетия.

Для обоснования своей концепции Полани рассматривает систематические погрешности в научном знании, различает вероятностные суждения и вероятность суждения (последнее характеризует степень личной убежденности).

Особое внимание Полани уделяет невыразимому, или неявному знанию. Такое знание присутствует в искусстве любой сферы человеческой практики, в том числе и в науке: “Искусство, процедуры которого остаются скрытыми, нельзя передать с помощью предписаний, ибо таковых не существует. Оно может передаваться только посредством личного примера от учителя к ученику”.   Полани высказывает в этом контексте принципиально важную мысль, хотя давно известную, но дополнительно им обоснованную в рамках понятия “неявное знание”, что “искусство, которое не практикуется в течение жизни одного поколения, оказывается безвозвратно утраченным”.М.Полани делает шаг в сторону социологии науки. «Личностное знание. На пути к пост-критической философии». основной пафос концепции М.Полани состоял в преодолении ложного идеала деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с объективностью. «Идеал безличной, беспристрастной истины подлежит пересмотру с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина», — утверждал мыслитель. «Я отказался от идеала научной беспристрастности, — писал он, — и хочу предложить иной идеал знания». В эпистемологии М. Полани значительно усиливаются антропологические ориентации. Основными тезисами является заключения:

• науку делают люди, обладающие мастерством;
• искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь в непосредственном общении с мастером. (Тем самым традиционный принцип «Делай как я!» звучит с новой силой и представлен в новой парадигме - profreglament.ru);
• люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от произведенного ими знания;
• в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность.

Полани по-новому оценивает огромную роль веры в познавательном процессе, отмечая, что «вера была дискредитирована настолько, что помимо ограниченного числа ситуаций, связанных с исповеданием религии, современный человек потерял способность верить, принимать с убежденностью какие-либо утверждения, что феномен веры получил статус субъективного проявления, которое не позволяет знанию достичь всеобщности». Сегодня, по мнению автора, мы снова должны признать, что вера является источником знания - profreglament.ru. На ней строится система взаимного общественного доверия. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. в качестве идеала знания выбрано такое представление естественной науки, в котором она выглядит как набор утверждений, «объективных в том смысле, что содержание их целиком и полностью определяется наблюдением, а форма может быть конвенциальной». Тем самым он косвенным образом указывает на все три этапа, пройденные философией науки, сводящие ее к экономичному описанию фактов, к конвенциальному языку для записи выводов и к формулировке на языке протокольных предложений данных наблюдений. Однако интуиция, на его взгляд, неустранима из познавательного процесса.

Для автора очевидно, что мастерство познания не поддается описанию и выражению средствами языка, сколь бы развитым и мощным он ни был. Этот тезис, безусловно, противоречит задаче создания унифицированного языка науки. Научное знание, представленное в текстах научных статей и учебников, по мнению мыслителя, всего лишь некоторая часть, находящаяся в фокусе сознания. Другая часть сосредоточена на половине так называемого периферийного (или неявного) знания, постоянно сопровождающего процесс познания - profreglament.ru. Интерпретировать неявное, периферийное знание можно по аналогии с «краевым опознаванием ощущений» от находящегося в руке инструмента, без которого процесс деятельности как целенаправленный процесс невозможен. «Акт познания осуществляется посредством упорядочивания ряда предметов, которые используются как инструменты или ориентиры, и оформления их в искусный результат, теоретический или практический. Можно сказать, что в этом случае наше сознание является «периферическим» по отношению к главному «фокусу сознания» той целостности, которой мы достигаем в результате».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63105. Подготовка семян гороха к посеву 23.73 KB
  Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву. Задачи: обучение определению всхожести семян гороха; коррекция и развитие внимания памяти речи мелкой моторики на основе выполнения заданий физминутки и практической работы...