45783

Региональные особенности территории Боснии и Герцеговины

Курсовая

Международные отношения

Данная проблема является весьма актуальной и требует незамедлительного решения. Безработица в Боснии и Герцеговине составляет 20%, промышленное производство не достигло и 40% от довоенного уровня и развивается низкими темпами

Русский

2014-08-21

701 KB

9 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 36

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Факультет: Международный институт государственной службы и управления

Направление подготовки: 032000.62 «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат)

Профиль: Иформационно-аналитическое обеспечение международного сотрудничества

Кафедра зарубежного регионоведения и международного сотрудничества

Курсовой проект

на тему:

«Региональные особенности территории Боснии и Герцеговины»

Автор проекта:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Матюха Кристина Сергеевна

подпись _______________

Руководитель проекта:

должность, звание _____________________

Узланер Дмитрий Александрович

подпись ________________

«____» _____________ 2013 г.

Москва 2013г.

План написания курсовой работы.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. «Региональные особенности территории Боснии и Герцеговины»………………………………………………………………………...7

1.1 Природные особенности………………………………………………7

1.2 История…………………………………………………………………8

1.3 Государственное устройство………………………………………...13

1.4 Этнический состав……………………………………………………16

1.5 Общество……………………………………………………………...18

1.6 Экономика…………………………………………………………….20

Глава 2. «Проблема восстановления экономики Боснии и Герцеговины»……………………………………………………….………………23

2.1 Военный конфликт 1992-1995 гг…………………………………....23

2.2 Дейтонский компромисс и его последствия………………………..23

2.3 Особенности послевоенной экономики…………………………….25

2.4 «Дискриминационная» политика……………………………………26

2.5 Взаимоотношения Боснии и Герцеговины с другими странами….27

2.7 Взаимоотношения Боснии и Герцеговины и России………………28

Заключение…………………………………………………………………...30

Список используемой литературы………………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования.

В данной работе будет рассмотрена проблема восстановления экономики Боснии и Герцеговины послевоенного периода. За 18 лет, прошедшие с момента завершения военных действий, властям этого региона не удалось восстановить экономику и существенно поднять уровень жизни населения.

Данная проблема является весьма актуальной и требует незамедлительного решения. Безработица в Боснии и Герцеговине составляет 20%, промышленное производство не достигло и 40% от довоенного уровня и развивается низкими темпами, 40% населения живет за чертой бедности или чуть выше этого уровня. Средний класс отсутствует.

Степень изученности темы.

История региона описывается в следующих источниках: «Балканы между прошлым и будущим»1, «Балканы в конце XIX – начале XX века: Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе»2, «Боснийский кризис 1908-1909»3, «Босния, Герцеговина и Россия в 1850-1875 годах: народы и дипломатия»4, «Балканские владения Османской империи на рубеже XVIII-XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений»5.

Последние новости региона можно получить из газет Боснии и Герцеговины, собранных на сайте Newspapersglobal.com6 .

Политические особенности данного региона рассматриваются в таких источниках, как: научный журнал «Власть»7«Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура»8.

Сведения о состоянии экономики в разные периоды времени отображены в следующих источниках: «Энциклопедический справочник. Весь мир»9, «Страны мира. Полный универсальный информационный справочник»10, «Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в.»11, «Боснийский кризис 1908-1909 гг. – пролог первой мировой войны»12, «Бизнес с Боснией и Герцеговиной: Экономика и связи с Россией в 2001-02 гг.» 13.

Объект.

Объектом данного исследования является регион Боснии и Герцеговины.

Предмет.

Предметом данного исследования является восстановление экономики Боснии и Герцеговины в послевоенный период.

Цель.

Целью данного проекта является изучение сущности, значения, структуры и факторов развития экономики данного региона.

Задачи.

1.  Проанализировать региональные особенности Боснии и Герцеговины.

2.  Рассмотрение причин низкого уровня экономики в регионе.

3. Выделение внутренних противоречий развития на данный период времени.

4.  Поиск решения проблем внутренней экономики на международном рынке.

5. Выявление эффективных способов выведения экономики на более высокий уровень.

 Научная новизна исследования.

В данной работе впервые на русском языке проводится анализ региональных особенностей Боснии и Герцеговины с учетом последних данных. На основе проведенного анализа делаются выводы, касающиеся перспектив вывода региона на новый виток экономического, политического и общественного развития.

Практическая значимость исследования.

Средствами повышения эффективности развития экономики являются объединение двух энтитетов в единое неделимое государство, установление единой власти и вступление в Европейский Союз.
Новая модель экономики предполагает определенную централизацию в Боснии и Герцеговине. Боснийским политикам придется пойти на серьезную корректировку систем власти и принять ряд компромиссных решений.

Данная работа может поспособствовать развитию знаний о регионе, в частности, лучшему пониманию экономического состояния Боснии и Герцеговины, что, в свою очередь, важно для развития взаимоотношений с Россией.

 ГЛАВА 1. «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ».

Регион (лат. Regio — «страна», «область») – территория, по совокупности составляющих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью.14

Регионализм  – факт существования районов со значительными природными, хозяйственными, социальными и этнокультурными различиями.14 

Факторы регионализма: природный, этнический, демографический, конфессиональный, социально-экономический, культурный, политический и исторический.

В данной работе будет использован этнический фактор регионализации как основной фактор в данном регионе.

1.1. Природные особенности.

Босния и Герцеговина15 –  страна, в рельефе которой преобладают горы и долины16.

Общая площадь составляет  51 197 кв. км: суша - 51 187 кв. км, водная территория - 10 кв. км.

Большая ее часть расположена в пределах Динарского нагорья. Северную треть страны занимает плодородная равнина.

Самой низкой точкой в данном регионе является Адриатическое море - 0 м; а самой высокой - гора Маглич - 2 386 м.

Босния и Герцеговина богата природными ресурсами, такими как: каменный уголь, железо, бокситы, марганец, лес, медь, хром, свинец, цинк, гидроэнергия.

Большинство рек принадлежат бассейну реки Дунай. Лишь немногие реки впадают в Адриатическое море, самая крупная из них – Неретва.

Босния и Герцеговина расположена в пределах умеренного климатического пояса. Лето здесь жаркое, зима холодная; в высокогорных районах -  прохладное лето и долгая суровая зима; в прибрежных районах - зима мягкая, дождливая.

Территория Боснии и Герцеговины богата лесами. Они занимают 41% всей территории страны. Распространены дубово-грабовые, буково-пихтовые, вечнозеленые леса, листопадные кустарники и субальпийские луга.

Землепользование Боснии и Герцеговины составляет: пахотная земля – 19,61%, постоянные зерновые культуры – 1,89%. Отсюда видно, что пахотные земли занимают очень маленькую площадь из всей территории страны.

Главной опасностью в данном регионе являются разрушительные землетрясения.

В стране существуют следующие актуальные проблемы в рамках окружающей среды: загрязнение воздуха от деятельности металлургических заводов, ограниченное количество мест, пригодных для сбрасывания городского мусора, нехватка водных ресурсов и разрушение инфраструктуры в результате Гражданской войны 1992-1995 гг.

1.2 История.

 Если обратиться к ранней истории Боснии и Герцеговины, мы обнаружим остатки жилищ-полуземлянок, а так же наземные дома из камыша и глины. В данной местности присутствовали очаги и мастерские кремневых орудий, что является прямым доказательством наличия поздненеолитической культуры. В Боснии и Герцеговине наблюдалась уникальная культура, которая была названа бутмирской. Эта культура брала свое название из стоянки Бутмир, расположенной вблизи г. Сараево. Среди предметов этой культуры – амфоры и другие сосуды, украшенные рельефным орнаментом и спиральными нарезками. С этой культурой связано зарождение мотыжного земледелия  и скотоводства.

С VI-VII вв., после захвата западных частей Балканского полуострова славянскими племенами, главным образом хорватами и сербами,  на территории Боснии  произошло распределение языков.

В средние века из всех областей южных славян, Босния последней образовала государство и была обращена в христианство. Изолированное географическое положение государства не позволяло проникать в него культурам соседних стран.

Изначально Босния, располагавшаяся в верховьях р. Босна, находилась в вассальной зависимости у Рашки (Сербии). Боснийские славяне в конце X в. смогли создать небольшое самостоятельное государство, которым управлял бан. Некоторое время спустя это маленькое государство попадает в зависимость от другого славянского государства – Дукля. В начале XII века, часть Боснии была оккупирована Венгрией, и на этих землях были назначены наместники Венгерского короля.

В 1203 году папский легат обязал бана Кулина Боснийского признать главенство Римско-католической церкви. После смерти Кулина Венгрия подчинила себе банов.

Затем, Босния попала в зависимость от Византии на 13 лет, в 1250 году снова попала в зависимость от Венгрии и находилась в ней до конца XV в.

В XIII-XIV вв. баны и короли значительно расширили территории Боснии, которая стала последним большим средневековым королевством южных славян. После приобретения Хумской земли, страна получила выход к Адриатическому морю.

После смерти Твртко I Котроманича, который был сначала баном и вассалом Венгрии, а затем объявил себя королем Боснии, Венгрия, из-за ослабления государства, вновь захватила центральную и северную части Далмации, которые Твртко I приобрел в 1390 году.

В 1449 году племянник Сандаля Хранича Степан Вукчич назвал себя герцогом, после чего средневековый Хум стал называться Герцеговиной.

С 1463 (Босния) и с 1482 (Герцеговина) по 1878 гг. находились под властью турок. После захвата территории, боснийские богомилы в массовом порядке были обращены в ислам. Территория Боснии была расширена за счет хорватских земель. По указу правительства 1859 года, феодалы объявлялись полными владельцами земли, а крестьяне превращались в издольщиков.

По решению Берлинского конгресса 1878 года, Босния и Герцеговина были переданы под власть Австро-Венгрии.

За время австро-венгерского правления были проложены железные дороги, основаны банки,  построены табачные и деревообрабатывающие фабрики. Вместе с этим, росло недовольство полуколониальным режимом, который ввел Калай. В то же время, в Боснии и Герцеговине возрастали междоусобицы хорватов и сербов. В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, поставив Европу на край войны.

В конце Первой мировой войны Босния и Герцеговина вошла в состав нового Королевства, позже именуемого Королевством Югославия. В 1929 году Александр I Карагеогриевич разделил Боснию и Герцеговину на несколько бановин. После создания автономной бановины Хорватия, территория Боснии и Герцеговины, где большую часть составляли хорваты, была включена в нее.

В Италии появляется фашистское движение, основанное Анте Павеличем в 1929 году, названное усташи. В годы Второй мировой войны режим усташей Анте Павелича провозгласил Независимое Государство Хорватия. Это движение  вплоть до  1945 года являлось верным союзником гитлеровской Германии. Усташи вели борьбу с коммунистической Народно-Освободительной Армией Югославии Тито и с сербскими национал-монархистами , осуществляли геноцид сербского народа. Частью этого геноцида был концлагерь Ясеновац — система лагерей смерти, созданная усташами в августе 1941 года в 60 км от Загреба. Единого мнения о количестве жертв Ясеноваца нет — в наше время в различных источниках цифры жертв лагеря значительно отличаются друг друга: от 50 тысяч до более чем миллиона человек.

Во время Второй мировой войны Босния и Герцеговина вошла в состав независимого государства Хорватия. Этот период характеризовался преследованием сербов усташами.

После окончания войны Босния и Герцеговина получила статус республики в югославской федерации, созданной по советскому образцу Иосипом Броз Тито.

В 1990 году в Боснии и Герцеговине  были проведены выборы на многопартийной основе. Власть была передана коалиционному правительству, состоящему из трех партий.

После выборов было сформировано коалиционное правительство из представителей партий всех трех национальных общин.  Председателем Президиума был избран лидер боснийских мусульман  А. Изетбегович, премьер-министром стал хорват Ю. Пеливан, председателем парламента – серб М. Краишник.

Тактическая предвыборная коалиция распалась уже в 1991 году, так как мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить вопрос о суверенитете Боснии и Герцеговины, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение ее в составе в составе Югославии.

Сербская демократическая партия провозгласила своей целью объединение всех сербов в одном государстве.

После декларации о независимости республики Боснии и Герцеговины, Сербы напали на различные части страны. Правительство Боснии и Герцеговины прекратило эффективно функционировать, потеряв контроль над территорией.

Сербы хотели захватить те земли, где было большинство их нации - восточная и западная Босния.

Хорваты и их лидер Фрэнджо Тудман также нацелились на захват нескольких частей Боснии и Герцеговины. Политика республики Хорватии по отношению к Боснии и Герцеговине никогда не была безразличной, целью Фрэнджо Тудмана было расширение границ Хорватии за счет боснийских территорий. Боснийские мусульмане - единственная этническая группа, которая относилась к Боснийскому правительству преданно. Они были легкой целью, потому что Боснийские правительственные силы не были готовы к войне.

Сначала военная ситуация была успешной для сербов, которым удалось окружить город Сараево и завоевать значительные территории. Это вызвало недовольство у стран Европейского сообщества, в особенности у США, которые обвинили сербов в этнических чистках и обстрелах мирного населения города Сараево и других городов. Были наложены экономические санкции на югославскую армию, которую обвиняли в помощи сербской стороне.

Мирные переговоры проводились много раз в течение 2 лет (1993-94гг.). Эти переговоры, к сожалению, не давали нужных результатов, которых добивалось ООН для враждующих сторон. Советом Безопасности ООН были установлены воздушные зоны безопасности и введены войска ООН.

Ответственность за безопасность на территории воздушных зон приняли на себя войска НАТО. Одной из крупных миссий является миссия, выполненная НАТО — бомбардировка аэродрома Удбина в республике Сербская Краина на территории Хорватии. Не смотря на это, сербы продолжали свое наступление и  27 ноября 1994 разгромили 5-й корпус боснийской армии в районе анклава Бихач, осадив г. Горажде и захватив г. Сребряницы (7 июля 1995). Несмотря на это, в августе 1995 хорватской армии удалось за очень короткий срок – в двое суток - полностью занять территорию самопровозглашенной республики Сербская Краина, которая просуществовала всего 4 года. В то же время, со своей стороны, НАТО проводило очень жесткую политику по отношению к боснийским сербам, неоднократно нанося удары с воздуха по сербским позициям. Правительство Сербии под давлением мирового сообщества также приостановило поддержку боснийских сербов. 14 декабря 1995 в Париже был подписан мирный договор между Сербией, Хорватией и Боснией и Герцеговиной. Гарантами выступили США, Франция, Германия, Великобритания и Россия.

Спустя 10 лет Ричард Холбрук отметил: «Положение дел еще больше улучшилось в остальных районах Боснии. Прежде всего, наступил мир, а не просто прекращение огня; эта война не возобновится. Не распалась Босния и на два самостоятельных государства, как предсказывали критики Дейтонского мирного договора. Хотя многие (Пентагон в том числе) предрекали появление демилитаризованной зоны между сербами и мусульманами, как на Корейском перешейке, между районами не существует никаких барьеров, а экономические и политические связи между этническими группами укрепляются. Более миллиона беженцев вернулись в свои дома, причем многие, как в Сребренице, возвратились в районы, где они оказались в меньшинстве. И Европейский союз, и НАТО начинают переговоры, которые могут привести к соглашениям о сотрудничестве между Боснией и Брюсселем.»17

1.3 Государственное устройство.

В настоящее время на территории Боснии и Герцеговины действует Конституция18 1995 г., которая установила на этой территории самое сложное в Европе политическое и государственное устройство.  Государство представлено двумя энтитетами: Республика Сербская, которая является централизованным образованием, Федерация Боснии и Герцеговины – децентрализованное образование – и область Брчко, которой предоставлена полная автономия19. Два этих энтитета вполне независимы друг от друга в политической, военной, экономической и других сферах, но полномочия собственных институтов Боснии и Герцеговины весьма ограничены Конституцией. Центральное правительство энтитетов занимается: внешней политикой и торговлей, таможенной и денежной политикой, иммиграцией и предоставлением статуса беженца, соблюдением норм международного и межнационального уголовного права, внутренней и международной связью, а также контролем над воздушными перевозками и деятельностью транспорта на всей территории страны. Согласно Конституции, центральное правительство должно принимать меры, которые необходимы для сохранения суверенитета, поддержания территориальной целостности, соблюдения политической независимости и обеспечения международного значения страны.

Парламентская ассамблея  является высшим законодательным органом Боснии и Герцеговины. В нее входят две палаты: Палата Народов и Палата Представителей.

Палата Народов состоит из 15 делегатов. Десять из них - мусульмане и хорваты из Федерации Боснии и Герцеговины и пять от Республики Сербской. В Палату Представителей входят 42 избранных прямыми выборами депутата: 28 от Федерации Боснии и Герцеговины и 14 от Республики Сербской.

Принятие законодательного акта определяется путем голосования обеих палат Парламентской ассамблеи.

Палата Народов может быть распущена Президиумом или самой Палатой, если решение принято большинством делегатов.

Высшим органом власти в данном регионе является Президиум Боснии и Герцеговины. Он состоит из трех человек: один серб, один хорват и один мусульманин, которые выбираются всенародным общим голосованием в своих энтитетах. Полномочия членов Президиума длятся 4 года. Из выбранного состава Президиума назначается Председатель.

В круг обязанностей  Президиума входят вопросы внешней политики, определения направленности деятельности двух образований, гражданское командование вооруженными силами каждого из субъектов через Постоянный комитет по военным вопросам, выбор главы совместного правительства, представление предложений по бюджету и др. В юрисдикцию Президиума так же входит назначение пяти членов правления Центрального банка.

Президиум и Совет министров занимаются исполнительной властью. Кандидатура на пост Председателя Совета выбирается Президиумом и утверждается Палатой Представителей. Председатель Совета занимает свою должность 8 месяцев. Затем, он сменяется представителем другой основной национальности.

Последние выборы в Президиум состоялись 3 октября 2010 года. На данный момент его представляют следующие лица: Желько Комшич (хорваты), Небойша Радманович (сербы) и Бакир Изетбегович (бошняки).

Председателем Совета Министров с 12 января 2012 года является Векослав Беванда.

Должность Премьер-министра занимает Милорад Додик.

1.4 Этнический состав.

Рассматривая многонациональные и многоконфессиональные Балканы, важно учитывать, что здесь часто говорят о самоопределении и прогнозируют межконфессиональные конфликты.

Этнический состав данного региона представлен тремя основными национальными группами:  44% - боснийцы-мусульмане, 31% - сербы, 17% - хорваты, 5,5% - югославы и 2,5% - другие национальности.

В стране представлены три национально-религиозные общины: мусульмане-боснийцы – 43%, православные сербы – 32% и католики-хорваты – 17,5%. Среди малочисленных групп выделяются протестанты – 4%.

Искендеров П.А. говорил: «Балканы ждет новая волна перекройки границ с одновременным появлением в регионе радикального исламистского государства, способного стать воротами для мусульманского джихада против христианской Европы.»20

По данным на 2009 г. на территории Боснии и Герцеговины проживало около 4 613 414  человек.

По возрастным группам население в 2001 г. делилось следующим образом: население до 15 лет составляла 14%, от 15 до 64 лет – 71%, старше 65 лет – 15%.21

Средняя продолжительность жизни составляет 40,7 лет.

Ежегодный прирост населения равен 0,009% на 2011 год.

В 2011 г. рождаемость составляла 8,89 человек на 1000 населения. Смертность – 8,8 человек на 1000 населения. Коэффициент миграции – 8,91 на 1000 населения.

Официальными языками в Боснии и Герцеговине являются боснийский, сербский и хорватский.

В столице – г. Сараево - проживает около 430 тысяч человек, по состоянию на 2011 г.

«Дейтонские соглашения создали не самую худшую модель урегулирования кровопролитного балканского конфликта. За десять с лишним лет международное сообщество так и не создало на Балканах другой модели, способной урегулировать сложные этнические и конфессиональные проблемы региона, – свидетельствует директор Института славяноведения РАН, специалист по истории Боснии и Герцеговины Константин Никифоров. – Проблема в том, чтобы не допускать перекосов в пользу того или иного субъекта, не ущемлять предоставленных им прав». По его словам, «от «дейтонской» Боснии возможно движение как в сторону большего унитаризма, так и в сторону усиления центробежных сил, вплоть до распада государства». Однако, игнорируя эту специфику, «вместо того, чтобы укреплять и совершенствовать дейтонскую модель, международное сообщество взяло курс на постепенное лишение боснийских сербов их основополагающих прав»22.

Босния населена преимущественно боснийцами или бошняками (этнический термин для обозначения славян-мусульман), населяющими юг и запад региона, северные и южные районы населяет хорватское большинство. В Сербской республике преобладают сербы. Герцеговина традиционно населена хорватами на западе и сербами на востоке. Визуально речь идет об одном этносе (хорваты, сербы, босняки), абсолютно ничем не отличающимся друг от друга по внешним признакам, более того, общающимся на одном и том же языке (сербско-хорватский). Различия состоят исключительно в религиозной принадлежности.

1.5 Общество.

Социальное обеспечение. В послевоенные годы в Боснии и Герцеговине насчитывалось около 4,5 тысячи врачей и 12 тысяч младшего медицинского персонала. При содействии международных организаций к 2000 г. были восстановлены большинство больниц. На протяжении 90-х гг. XX в. международное сообщество оказывало населению Боснии и Герцеговины гуманитарную помощь.

Религия. Территория Боснии и Герцеговины относилась к юрисдикции Западной (Римской) церкви. В XIIXV вв. боснийское государство являлось центром богомильства. Усилению францисканского ордена способствовали последние боснийские цари, которые исповедовали католичество.  Православными, в основном, оставались восточные районы средневекового государства.

XV-XVI вв. для Боснии и Герцеговины стали временем массового обращения населения в ислам. Этому способствовало завоевание  данной территории Турцией. В основном в ислам обращались дворяне, с целью сохранения имущества, привилегии и господствующего положения.

Литература. Первые произведения литературы  Боснии и Герцеговине носили религиозный характер. В основном, это была церковная литература, но сохранились и отдельные документы. После завоевания турками литературная деятельность велась в религиозных общинах. Произведения писались боснийцами на арабском, турецком, персидском и хорватском языках. Известны талмуды сефардских евреев Сараево и Травника.

Национальному возрождению хорватов и сербов в 19 в. способствовала следующие авторы: из хорватов - монах-францисканец Иван Франо Юкич, редактор первого литературного журнала в Боснии и Герцеговине – «Босанский приятель», среди литераторов - представитель раннего сербского романтизма, уроженец Сараева Сима Милутинович (Сарайлия, 1791–1847), проведший большую часть жизни в Сербии.

По завершении XIX столетия были открыты Национальный музей в Сараево, библиотеки, создавались научные общества. Число грамотных держалось на низком уровне и едва превышало одну десятую часть населения. По решению австро-венгерского правительства после 1908 г. было введено обязательное всеобщее образование.

Многие выдающиеся писатели XX в. были выходцами из Боснии. Среди них: уроженец Травника Иво Андрич (1892–1975), лауреат Нобелевской премии 1961, и Мехмед Меша Селимович (род. в 1910 в Тузле).

Долгое османское правление оставило свой след в культуре Боснии и Герцеговины. Это видно по архитектуре постоялых дворов, мостов и других сооружений, которые наполнены исламскими мотивами. До наших дней дошли исламские рукописи, украшенные цветными рисунками. Народная музыка пронизана исламскими мелодиями, особенно в  лирических песнях.

Средства массовой информации. Крупными изданиями Боснии и Герцеговины являются газеты «Ослободжене» («Освобождение», 56 тыс. экз.) и «Вечерне новине» (15 тыс.). Государственное Радио и телевидение Боснии и Герцеговины ведет вещание на четырех радиоканалах и двух телеканалах.

Система образования. В первой половине 1990-х годов в результате войны были разрушены или частично разрушены многие учебные заведения. С окончанием военных действий и наступлением мирной жизни правительство занялось восстановлением образовательной системы. В нее входят дошкольные учреждения, базовые обязательные школы, общие, специальные и технические средние школы, университеты. В детские сады ходят с 3 до 7 лет. В Боснии и Герцеговине обязательное 8-летнее образование. По окончании базовой школы дети в возрасте от 15 до 19 лет могут продолжить образование в общей 4-летней средней школе (гимназии) или в 4-летних специальных средних школах, которые делятся на педагогические, художественные, музыкальные, религиозные и технические. Профессию можно приобрести также в трехлетней профессионально-технической школе.

По окончании средней школы для получения высшего образования по результатам вступительных экзаменов выпускники могут поступить в один из четырех университетов (Сараевский, в Баня-Луке, Мостаре или Тузле), в одну из академий (в том числе педагогические в Зенице и Бихаче) или в открытый в начале 2000-х годов специальный педагогический колледж в Биелине.   

1.6 Экономика.

До 1990 из всех государств, которые входили в состав СФРЮ, Босния и Герцеговина входила в число слаборазвитых. Не смотря на это, промышленность здесь все-таки была развита. В первую очередь, добыча угля, железной руды, каменной соли.

По окончании Второй мировой войны, уровень безработицы в Боснии и Герцеговине был очень высок. В течение войны, социальная сфера и экономика были почти полностью разрушены. Промышленное производство пошло на резкий спад.

Во время Гражданской войны экономика Боснии и Герцеговины снова понесла серьезные потери.

С 1995 года ведется международная помощь по восстановлению экономики Боснии и Герцеговины, но межэтнические конфликты оказывают негативное влияние на ее развитие.

На сегодняшний день, экономика данного региона находится на более низком уровне, чем до войны. И это при условии быстрого роста ВВП.

Босния и Герцеговина, до сегодняшнего дня, остается аграрной страной.  

В период гражданской войны 1992 – 1995 гг. был нанесен непоправимый урон экономике данной страны. Большинство преобладавших в экономике до военных действий предприятий легкой промышленности  были разорены или полностью уничтожены. Импорт нефти пошел на убыль, вследствие блокады портов на Адриатическом море.

После 1995 года поддержка США и  других стран во многом помогла восстановить экономику. Международная программа предусматривала выделение в 1996-2000 годах на оказание помощи 5,1 млрд. долларов.

В 2012 году уровень ВВП по ППС составил 32,08 млрд. долларов; на душу населения – 8300 долларов.23  По состоянию на 2011 год в структуре ВВП доминировала сфера услуг – 65,4%, доля промышленности составляла – 26,3%, сельского хозяйства – 19%.2 

Уровень инфляции, по состоянию на 2008 год, оценивался в 8%.

Трудоспособное население составляет 2,6 млн. человек.24 Уровень безработицы повышается. В 2011 году он составлял 43,3%.25

Большую часть в секторе экономики занимает сельское хозяйство, где главными культивируемыми видами являются зерновые культуры, а так же табак и сахарная свекла.  В горной местности население выращивает овец, а там, где равнины – крупный рогатый скот. Неотъемлемой частью экономики Боснии и Герцеговины являются ее лесные ресурсы.

В сельском хозяйстве занято ½ территории страны. Из них 50% - обрабатываются (пашни, огороды, виноградники, сады), а другие 50% отведены для подгорных пастбищ и лугов.

Большую известность Боснии и Герцеговине приносит коневодство, за счет своих небольших боснийских коней, чьей особенностью является удивительная выносливость, и которые подходят для использования в горах.

Восстанавливается и внешняя торговля. В 2012 году экспорт26 товаров и услуг оценивался в долларов, импорт27 – 10180 000000 долларов28.  Партнерами по экспорту являются Хорватия, Италия, Германия, Швейцария, по импорту – Хорватия, Италия, Германия, Словения. С 2001 года налажены отношения с Россией.


Глава 2. Проблема восстановления экономики Боснии и Герцеговины

В данной главе будут даны общие сведения, касающиеся экономики региона. Далее будут проанализированы причины, которые препятствуют экономическому росту: последствия войны, запутанность межэтнических отношений, сложности государственного устройства, изъяны в законодательстве страны.

2.1 Военный конфликт 1992-1995гг.

Война в Боснии и Герцеговине стала самым ожесточенным и масштабным конфликтом из всех, которые сопровождали распад Республики Югославии. Численность населения потерпела огромный ущерб: сотни тысяч человек погибли и около двух миллионов стали беженцами.

В ходе войны социальная и экономическая сферы понесли огромные потери и были фактически разрушены. В сфере образования наблюдался резкий спад.

На предотвращение конфликта были брошены силы Югославской Народной Армии, армии Хорватии, а так же наемников со всех сторон  и вооруженных сил НАТО.

14 декабря 1995 года в Париже Алия Изетбегович, Франьо Туджман и Слободан Милошевич подписали мирное соглашение. В декабре был так же подписан ряд соглашений в Дейтоне (США, штат Огайо).

2.2 Дейтонское соглашение и его последствия.

Документом, завершившим военный конфликт в Боснии и Герцеговине, стало Дейтонское соглашение. Конституция, сформулированная данным соглашением, предусматривала некий компромисс между сторонами-противниками.

Босния и Герцеговина разделилась на два энтитета: Федерация Боснии и Герцеговины и Сербская Республика. Дейтонская модель представляет сложную систему власти, учитывающую интересы всех сторон.

В течение всех послевоенных лет политическая ситуация в Боснии и Герцеговине остается сложной. В стране сохраняются те проблемы, которые существовали до войны. Цели и взгляды на развитие государства, преобразование дейтонской системы и обеспечение прав граждан у лидеров трех государствообразующих народов во многом различаются. Все сферы жизни страны, а так же и ее международный имидж страдают из-за отсутствия компромисса между боснийскими сторонами.

Дейтонское соглашение положило конец кровопролитию, но в то же время узаконил искусственные границы между враждующими сторонами, что препятствует  примирению народов и созданию работоспособного государства. Разногласия появились во всех сферах жизни: политике, экономике, образования и человеческих отношений.

Даже через 15 лет после окончания войны, Босния и Герцеговина не имела определенного плана дальнейшего развития и восстановления на международной арене. При этом, она имеет самую дорогостоящую в Европе администрацию, которая представляет из себя огромный  бюрократический аппарат, воплощающий задуманную Дейтонским соглашением систему власти.

Академик Борис Тихи, советник по экономическим вопросам в президиуме Боснии и Герцеговины (коллективный глава государства) отмечает в интервью РИА Новости: "Дейтон получился таким, потому что по-другому нельзя было остановить войну. Американцы не хотели, чтобы кто-то вышел победителем, они хотели заморозить положение. Однако война продолжилась, но не гранатами, а политической борьбой".29 

"Ни одну серьезную проблему невозможно решить без энтитетского голосования, а у энтитетов разные интересы, - поясняет Тихи. - Не принимается никаких рациональных решений, чтобы можно было выработать внутреннюю и внешнюю стратегию. Изначально политики хотели, чтобы энтитеты были сильными, а государство слабым. Но Дейтон не запрещает работать в интересах обоих территориальных образований и договариваться о чем угодно".30

2.3  Особенности послевоенной экономики.

Спустя 18 лет властям Боснии и Герцеговины не удалось существенно приблизиться к довоенному уровню экономики.

Страна входит в число развивающихся. Положение обоих энтитетов тяжелое. 40% населения живет за чертой бедности или немногим выше этого уровня.

Республика Сербская представляет собой централизованное образование. Что касается Федерации Боснии и Герцеговины, то она является децентрализованным, состоит из 10 кантонов, которые обладают высокой степенью автономности.

По данным на 2011 год, уровень безработицы в Боснии и Герцеговине составил 43,3%.31 Промышленное производство развивается слабо. На международной арене Босния и Герцеговина воспринимается как страна высокого политического риска.

2.4 «Дискриминационная» политика.

После окончания войны, этнические конфликты не прекратили свое существование. Народы продолжают жить изолированно друг от друга.

С точки зрения безопасности, ситуация в данном регионе является стабильной. Возобновление военных действий не прогнозируется.

Еврокомиссар по расширению и европейской политике соседства Штефан Фюле, посетив Сараево, выразил разочарование нежеланием лидеров Боснии и Герцеговины корректировать конституцию страны в соответствии с решением Европейского суда, что тормозит процесс евроинтеграции.

Приведение конституции Боснии и Герцеговины в соответствие с требованием Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) является условием для вступления в силу Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС, что, в свою очередь, откроет стране возможность для подачи заявки на членство в Евросоюзе. ЕСПЧ постановил в 2009 году устранить дискриминационные положения в законодательстве Боснии и Герцеговины, где на высшие государственные должности могут избираться только представители трех государствообразующих народов: боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.

"Политические партии в последние три года не смогли добиться прогресса в выполнении решения ЕСПЧ по делу Сейдич-Финци. Процесс, в котором ЕС оказывал помощь, не привел к ощутимым результатам из-за неспособности политических лидеров претворить в жизнь их обещания", — заявил Фюле. По оценке еврокомиссара, такой подход подрывает процесс евроинтеграции БиГ и делает неприемлемыми для Европейского Союза предстоящие в стране всеобщие выборы.22

Боснийская система власти учитывает, прежде всего, интересы боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов. Между тем в стране проживают нацменьшинства, а также выходцы из смешанных семей, которые не относят себя ни к одному из трех указанных народов. Представители цыганской и еврейской общин Дерво Сейдич и Якоб Финци выиграли в ЕСПЧ дело против Боснии и Герцеговины поскольку местные законы не позволяют им избираться в президиум Боснии и Герцеговины (коллективный руководящий орган страны) и Палату народов Парламентской ассамблеи.32

2.5 Взаимоотношения Боснии и Герцеговины с другими странами.

Босния и Герцеговина - кандидат для вступления ЕС. Выполнение Дейтонского Соглашения 1995 сосредоточило усилия высших чиновников в Боснии и Герцеговине, так же как международного сообщества, на региональной стабилизации в преемниках стран прежней Югославии. В пределах Боснии и Герцеговины отношения с ее соседями Хорватии, Сербии и Черногории были довольно устойчивы, начиная с подписания Дейтонского Соглашения в 1995.

"Я не вижу возможности нормального существования и функционирования стран бывшей Югославии вне рамок Европейского союза. Все страны бывшей Югославии должны войти в ЕС хотя бы для того, чтобы гарантировать, что война здесь больше не повторится. Идеи "Великой Сербии" и "Великой Хорватии", которые пытались реализовать за счет Боснии и Герцеговины, по-прежнему живы. В итоге Босния и Герцеговина стала жертвой самого кровавого конфликта. Мы пока очень далеки от стандартов ЕС, и надо над этим работать. У нас просто нет выбора", - говорит в интервью РИА Новости правозащитница и писательница Светлана Броз, возглавляющая неправительственную организацию GARIWO.33

Что касается соседей – Сербии и Хорватии, – от которых в наибольшей степени зависит стабильность в данном регионе, они не заинтересованы в усилении напряженности. Правительства обеих стран понимает, что любая нестабильность в Боснии и Герцеговине скажется на их интересах и перспективах.

Еще одним партнером Боснии и Герцеговины, на сегодняшний день, является Азербайджан.

Палата представителей Боснии и Герцеговины признала суверенитет и территориальную целостность Азербайджана.

"Азербайджан обладает стремительно развивающейся экономикой. Азербайджан обладает большим авторитетом не только в своем регионе, но и в Балканском регионе, и играет большую роль на Балканах с точки зрения инвестиций", - сказал Любич.34

Так же, в поддержку восстановления данного региона, Экмеледдин Ихсаноглу отметил важность вступления Боснии и Герцеговины в Объединение исламского сотрудничества.

«Босния и Герцеговина должна стать полноправным членом Организации исламского сотрудничества и пользоваться всеми возможностями, предусмотренными членством в ОИС», – отметил он.35

2.6 Взаимоотношения Боснии и Герцеговины и России.

 Российская Федерация признала независимость Боснии и Герцеговины 27 апреля 1992 года. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 26 декабря 1996 года.

Россия, являясь гарантом Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, а также членом Руководящего комитета Совета по его выполнению, принимает участие в деятельности мирового сообщества по преодолению последствий вооружённого конфликта в Боснии и Герцеговине и содействию в становлении её стабильным и демократическим государством. До июня 2003 года в Боснии и Герцеговине присутствовал российский воинский контингент в составе многонациональных сил по стабилизации ситуации в стране. Представители России также задействованы в Аппарате Верховного представителя и Миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине.

Посол России в Боснии и Герцеговине - Александр Аркадьевич Боцан-Харченко. Посол Боснии и Герцеговины в России — Иван Барбалич.

 Соглашение о введении безвизового режима между Россией и Боснией и Герцеговиной планируется подписать в первом полугодии 2013 года, сообщил в четверг официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.36

Затянувшиеся проблемы во взаимоотношениях Европейского союза и Боснии и Герцеговины предоставляет России возможность развития отношений. Создаются благоприятные условия для вовлечения Боснии в реализацию крупных двусторонних энергетических, инфраструктурных и других проектов, которые разрабатываются Россией. Данные проекты являются весьма успешными, так как несут реальные социально-экономические выгоды обеим сторонам. Возрастает значение контактов с оппозиционными силами, которые негативно относятся к форсированной интеграции своих стран в ЕС и одновременно способны стать более надежными российскими партнерами, нежели нынешние экономически развитые страны. 


Заключение.

В данной работе было проведено изучение сущности, значения, структуры и факторов экономики Боснии и Герцеговины.

В ходе исследования был проведен анализ региональных особенностей, из которого можно сделать вывод о выгодном географическом положении данного региона. Босния и Герцеговина имеет выход к морю, что способствует развитию торгово-морских связей. Кроме того, страна обладает богатыми природными ресурсами, что делает ее полноценным участником мирового рынка.

При рассмотрении причин низкого уровня экономики, были выделены следующие: Гражданская война 1992-1995гг., которая привела состояние экономического уровня в резкий упадок, разрушила большинство промышленных заводов и мелких фабрик; внутриполитические конфликты, которые не позволяют выбрать единую внешнюю политику и создать целостное государство, что могло бы облегчить продвижение на международной арене; а так же «дискриминационная» политика, которая не позволяет народам разных конфессий полноценно взаимодействовать друг с другом.

Среди внутренних противоречий наиболее яркими являются политические, которые не дают возможности Боснии и Герцеговине полноценно восстанавливаться. Политики, находящиеся во главе двух энтитетов, не могут найти компромисс, что мешает ведению единой внешней политики. Лидеры трех партий не желают о чем-либо договариваться, отстаивая интересы каждый своего народа. К сожалению, их интересы либо частично, либо полностью противоречат друг другу, что делает их существование в едином государстве невозможным.

США усиленно выступает за вступление Боснии и Герцеговины в Европейский Союз, что позволило бы стране восстанавливать экономику еще более быстрыми темпами. Целью США и ЕС является унитаризация Боснии и преодоление ее недееспособности. Но правительства энтитетов не могут достигнуть консенсуса в этой области, не принимая, при этом, поддержки ЕС.

Рассмотрев возможные выходы из данного положения, можно предложить следующие решения:

1) Внесение поправок и изменений в действующую Конституцию Боснии и Герцеговины в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Данное действие открывает возможности интегрирования Боснии и Герцеговины в Европейский союз, прекращения ведения «дискриминационной» политики и установления мирных связей между конфессиями.

2) Вступление Боснии и Герцеговины в Европейский Союз. Интеграция в ЕС позволит Боснии развиваться быстрыми шагами. Экономика Боснии и Герцеговины сможет быстрее восстановиться, что поможет выплатить государственные долги. Так же это предоставляет возможность для страны повысить свой международный авторитет.

3) Активное развитие экономических связей с Азербайджаном. Министр экономического развития Азербайджана Шахин Мустафаев на встрече с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком отметил значимость сотрудничества с Боснией и Герцеговиной.37 Данные связи так же помогут развитию экономики и восстановлению довоенного уровня.

4) Вступление в Объединение исламского сотрудничества. Вступление в ОИС поможет Боснии и Герцеговине расширять международные связи и сохранять веротерпимость на территории страны.

5) Начало активного сотрудничества с Россией. Российская Федерация, в первую очередь, является гарантом Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине. Она так же активно поддерживает развитие образования в стране. На данный момент между двумя странами решается вопрос о введении безвизового режима между Россией и Боснией и Герцеговиной, что свидетельствует о доверительных отношениях.

Подводя итоги, можно сказать, что Босния и Герцеговина, хоть и является зоной политического риска, является страной с весьма перспективными возможностями развития.

В том случае, если правительства двух энтитетов найдут компромисс и создадут унитарное государство, то данный регион будет считаться одним из самых перспективных регионов для сотрудничества. Список используемой литературы.

Аблазова Л. С. Государства – наследники СФРЮ// Балканы между прошлым и будущим. М., 1995.

Балканы в конце XIX – начале ХХ века: Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991.

Бизнес с Боснией и Герцеговиной. Экономика и связи с Россией в 2001-02 гг. М., 2003.

Большая Российская Энциклопедия. М., 2006.

Босния, Герцеговина и Россия в 1850-1875 годах: народы и дипломатия. М., 1991.

Виноградов К.Б. Боснийский кризис 1908-1909 гг. – пролог первой мировой войны. Л., 1964.

Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. // Советская послевоенная историография. М., 1990.

Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVIII-XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990.

Кондратьева В.Н. Русские дипломатические документы об аграрных отношениях в Боснии и Герцеговине (60-70-е годы XIX в.). М., 1971.

Международные отношения и страны Центральной и Юго-Восточной Европы в период фашистской агрессии на Балканах и подготовки нападения на СССР (сентябрь 2940 – июнь 1941). М., 1992.

Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1-2. М., 1992.

Никифоров К.В. Между Кремлем и Республикой Сербской. (Боснийский кризис: завершающий этап). М., 1999.

Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1850-1864. Документы. М., 1985.

Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1865-1875. Документы. М., 1988.

Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.

Проблемы Боснии и трансатлантическая дискуссия. М., 1998.

Раннефеодальные государства и народности (Южные и западные славяне, VI-XII вв.). М., 1991.

Россия и Балканы. М., 1995.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. М., 1981.

Россия и мусульманский мир. М., 1996.

Современный ислам в диалоге культур. Нижний Новгород, 1996.

Сравнительное конституционное обозрение. Вып. 57.  М., 2006.

Страны мира. Полный универсальный информационный справочник. М., 2003.

Центральная и Юго-Восточная Европа в новое время. М., 1974.

Энциклопедический справочник. Весь мир. Минск, 2004.

Этнические проблемы и политика государств Европы. М., 1998.

Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995.

Интернет-источники:

Агентство Анадолу// http://www.aa.com.tr/ru/news/160893

Босния и Герцеговина: борьба за выживание спустя 15 лет после войны // РИА Новости.// http://ria.ru/analytics/20101119/298340911.html#ixzz2SKjjIiJq

Еврокомиссар Фюле раскритиковал боснийских лидеров за Конституцию.//РИА Новости// http://ria.ru/world/20130412/932212118.html#ixzz2SKnlLAgh

Искендеров П.А. Босния и Герцеговина: исторические уроки и современные угрозы // http://www.perspektivy.info/oykumena/balkan/bosnija_i_gercegovina_istoricheskije_uroki_i_sovremennyje_ugrozy_2009-11-17.htm 

Конституция Боснии и Герцеговины// http://worldconstitutions.ru/archives/119

Перевод статьи Ричарда Холдбрука из газеты «The Washington Post»  //http://beta.inosmi.ru/world/20050719/221044.html

Перспективы сотрудничества// Day.az// http://news.day.az/economy/385274.html

РФ и БиГ до июля планируют подписать соглашение об отмене виз – МИД// РИА Новости// http://ria.ru/world/20130321/928380559.html#ixzz2SKu5yVLT

Статья TREND.az// http://www.trend.az/news/politics/2115798.html

Экономические данные по странам мира. ВВП по ППС стран мира за 2012 год// http://mostinfo.su/215-vvp-po-pps-stran-mira-za-2012-god.html#sel=453:1,453:4

Экономические данные по странам мира. ВВП на душу населения в странах мира на 2012 год// http://mostinfo.su/217-vvp-na-dushu-naseleniya-v-stranah-mira-na-2012-god.html

Экономические данные по странам мира. Уровень безработицы в странах мира 2012.// http://mostinfo.su/254-uroven-bezraboticy-v-stranah-mira-2012.html

Экономические данные по странам мира. Импорт товаров странами мира.// http://mostinfo.su/226-import-tovarov-stranami-mira-2012.html

CIA World Factbook// https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html


ПРИЛОЖЕНИЕ А

«Босния и Герцеговина на карте»

Рисунок 1 - Положение Боснии и Герцеговины на Балканском полуострове

Рисунок 2 - Рельеф Боснии и Герцеговины 

Источник: Лекция кандидата географических наук – Уледова В.А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

«Административно-государственное устройство Боснии и Герцеговины».

Рисунок 3 - Территориальное разделение Боснии и Герцеговины

Источник: Лекция кандидата географических наук – Уледова В.А.
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 1

Таблица данных объема экспорта странами мира

№ п.п.

Страна

Объем экспорта в долл. США

Дата (год)

1

Европейский Союз

2 170 000 000 000

2011

2

Китай

2 021 000 000 000

2012

3

США

1 612 000 000 000

2012

4

Германия

1 149 000 000 000

2012

5

Япония

792 900 000 000

2012

111

Босния и Герцеговина

5 427 000 000

2012

112

Исландия

5 100 000 000

2012

113

Танзания

5 031 000 000

2012

114

Сирия

4 951 000 000

2012

115

Чад

4 780 000 000

2012

Источник: Экономические данные стран мира [Электронный ресурс]/Объем экспорта стран мира 2012 – Электрон, дан. – Режим доступа: http://mostinfo.su/225-obem-eksporta-stran-mira-2012.html, свободный. – Яз. рус.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 2

Таблица объема импорта товаров странами мира 2012

№ п.п.

Страна

Объем импорта в долл. США

Дата (год)

1

Европейский Союз

2 397 000 000 000

2012

2

Китай

2 357 000 000 000

2012

3

США

1 780 000 000 000

2012

4

Германия

1 276 000 000 000

2012

5

Япония

856 900 000 000

2012

96

Босния и Герцеговина

10 180 000 000

2012

97

Сирия

10 010 000 000

2012

98

Танзания

9 724 000 000

2012

99

Парагвай

9 700 000 000

2012

100

Тринидад и Тобаго

9 362 000 000

2012

Источник: Экономические данные стран мира [Электронный ресурс]/Импорт товаров странами мира 2012 – Электрон, дан. – Режим доступа: http://mostinfo.su/226-import-tovarov-stranami-mira-2012.html

Annotation.

1st year student

Christina Matyukha

Department: International Institute of Public Administration and Management.

Destination: Foreign Regional.

Group: OB10-12

This term work is called “Regional peculiarity of the territory of Bosnia and Herzegovina”.

There are analyses of many aspects of social, political, historical and cultural side of the region of Bosnia and Herzegovina, as well as its geographical location and the relationship with other regions in this term work.

This region is rich in minerals and is able to cooperate with other countries. But the economic crisis that broke out in the country after the Civil War 1992-1995 prevents the successful development of international relations. To raise the level of the economy to a higher stage some solutions were offered in this work.

As to the relationship of Bosnia and Herzegovina with Russia, it is worth noticing that in recent years they have become more reliable.

To sum up, following conclusions can be drawn:

  •  Bosnia and Herzegovina is a country with rich natural resources;
  •  the location of this country is advantageous  to enter the arena of peers;
  •  although the region is an area of "political risk", at the same time it is beneficial for cooperation with others.

1 Аблазова Л. С. Государства – наследники СФРЮ// Балканы между прошлым и будущим. - М.: Апрель – 85, 1995. – 222 с.

2 Балканы в конце XIX – начале ХХ века// Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. - М., 1991.

3 Виноградов К.Б. Боснийский кризис 1908-1909 гг. – пролог первой мировой войны. Л., 1964.

4 Босния, Герцеговина и Россия в 1850-1875 годах: народы и дипломатия.// Институт славяноведения и балканистики (Академия наук СССР) - М., 1991.

5 Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVIII-XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. - М., 1990.

6 Газеты Боснии и Герцеговины.// http://www.newspapersglobal.com/RU/europe/Bosnia-and-Herzegovina/bosnia-and-herzegovina.htm

7 Сидоренко А. Босния и Герцеговина: В поисках выхода из «навязанного» федерализма //Научный журнал «Власть» - М., 2009. - №7. – С. 138 – 141.

8 Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. М.: Наука, 1990. – 336 с.

9 Гарин В.Б. Страны и Народы мира: Энциклопедический справочник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 608 с.

10 Василиади О. Страны мира. Полный универсальный информационный справочник. М.: Олма-Пресс, 2003. – 608 с.

11 Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. М.: АН СССР, 1981. – 396 с.

12 Виноградов К.Б. Боснийский кризис 1908-1909 гг. – пролог первой мировой войны. Л.: Мысль, 1964.

13 Вачнадзе Г.Н. Бизнес с БиГ. Экономика и связи с Россией в 2001-02 гг. М.: ПОЛПРЕД, 2003.

14 Лекция кандидата географических наук Уледова В.А.

15 прил. А  рис. 1.

16 прил. А рис. 2.

17 Перевод статьи Ричарда Холдбрука из газеты «The Washington Post»  //http://beta.inosmi.ru/world/20050719/221044.html

18 Конституция Боснии и Герцеговины// http://worldconstitutions.ru/archives/119 

19 прил. Б рис. 3

20 Искендеров П.А. Босния и Герцеговина: исторические уроки и современные угрозы // http://www.perspektivy.info/oykumena/balkan/bosnija_i_gercegovina_istoricheskije_uroki_i_sovremennyje_ugrozy_2009-11-17.htm 

21 CIA World Factbook// https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html

22 Искендеров П.А. Босния и Герцеговина: исторические уроки и современные угрозы // http://www.perspektivy.info/oykumena/balkan/bosnija_i_gercegovina_istoricheskije_uroki_i_sovremennyje_ugrozy_2009-11-17.htm

23 Экономические данные по странам мира. ВВП по ППС стран мира за 2012 год// http://mostinfo.su/215-vvp-po-pps-stran-mira-za-2012-god.html#sel=453:1,453:4
Экономические данные по странам мира. ВВП на душу населения в странах мира на 2012 год//
http://mostinfo.su/217-vvp-na-dushu-naseleniya-v-stranah-mira-na-2012-god.html

24 Книга Фактов. Босния и Герцеговина.// http:/www.knigafactov.ru/bosnia-and-herzegovina

25 Экономические данные по странам мира. Уровень безработицы в странах мира 2012.// http://mostinfo.su/254-uroven-bezraboticy-v-stranah-mira-2012.html

26 прил. В таблица 1

27 прил. Г таблица 2

28 Экономические данные по странам мира. Импорт товаров странами мира.// http://mostinfo.su/226-import-tovarov-stranami-mira-2012.html

29 Босния и Герцеговина: борьба за выживание спустя 15 лет после войны // РИА Новости.// http://ria.ru/analytics/20101119/298340911.html#ixzz2SKajbJdy

30 см. выше

31 Книга Фактов: Безработица в Боснии и Герцеговине// http://www.knigafactov.ru/bosnia-and-herzegovina/unemployment-rate

32Еврокомиссар Фюле раскритиковал боснийских лидеров за Конституцию.//РИА Новости// http://ria.ru/world/20130412/932212118.html#ixzz2SKnlLAgh

33 Босния и Герцеговина: борьба за выживание спустя 15 лет после войны // РИА Новости.// http://ria.ru/analytics/20101119/298340911.html#ixzz2SKjjIiJq

34 Статья TREND.az// http://www.trend.az/news/politics/2115798.html

35 Агентство Анадолу// http://www.aa.com.tr/ru/news/160893

36 РФ и БиГ до июля планируют подписать соглашение об отмене виз – МИД// РИА Новости// http://ria.ru/world/20130321/928380559.html#ixzz2SKu5yVLT

37 Перспективы сотрудничества// Day.az// http://news.day.az/economy/385274.html