45786

Маркетинговая информация: понятие, виды и методы сбора

Доклад

Маркетинг и реклама

Маркетинговые исследования – это первичная маркетинговая информация которая собирается под определенную цель. МИ исследования могут быть проведены: Собственными силами компании Путем обращения в исследовательскую компанию к специалистам Частично собственными силами частично при помощи привлеченных специалистов. По соответствию целям исследования: первичная вторичная 7. Виды маркетинговых исследований: кабинетные исследования; полевые исследования.

Русский

2013-11-18

24.81 KB

15 чел.

  1.  Маркетинговая информация: понятие, виды и методы сбора.

Информация – значимый и ценный ресурс в современном обществе.

В отличии от других ресурсов важно не только обладать информацией, но и уметь использовать ее для принятия решений.

Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.

Маркетинговые исследования – это первичная маркетинговая информация, которая собирается под определенную цель.

Это более дорогой источник информации.

МИ исследования могут быть проведены:

  1.  Собственными силами компании
  2.  Путем обращения в исследовательскую компанию/ к специалистам
  3.  Частично собственными силами, частично при помощи привлеченных специалистов.

  1. По содержанию: эконом., соц., правовая и т.п.
  2. По времени отображаемого события: ретроспективная, текущая, прогнозная.
  3. По форме планирования маркетинга: оперативная, стратегическая.
  4. По методологии: количественная, качественная.
  5. По месту сбора: внутренняя, внешняя.
  6. По соответствию целям исследования: первичная, вторичная

7. По назначению: аналитическая, рекомендательная, сигнальная, справочная, нормативная, регулирующая.

  1. По регулярности поступления: постоянная, переменная, эпизодическая (спорадическая).
  2. По форме предоставления: фонетическая, письменная, иконографическая.

Требования, предъявляемые к маркетинговой информации:

-актуальность (своевременность);

-достоверность;

-надежность (устойчивость);

- релевантность;

- независимость;

-полнота отображения;

- достаточность;

- экономичность.

«Пользовательские» требования: адресность, наглядность представления, возможность быстрой передачи; возможность неограниченного хранения.

Виды маркетинговых исследований:

  1. кабинетные  исследования;
  2. полевые исследования.

Кабинетные маркетинговые исследования выполняются на основе анализа вторичных данных, получаемых из официальных источников, публикаций, справочников и др. Проводятся с целью получения информации об общих тенденциях и процессах, доступности рынка, действий конкурентов и т.п.

Полевые маркетинговые исследования связаны с получением первичной информации о состоянии спроса на продукцию предприятия со стороны отдельных потребителей, в определенное время и в определенном месте. Полевые маркетинговые исследования подразделяются на:

  1.  качественные - получение данных, объясняющих наблюдаемое явление. Такого рода данные не выражаются в конкретных цифрах и не поддаются поэтому какой-либо статистической обработке. С помощью качественных исследований Можно определить мотивы поведения потребителей;
  2.  количественные исследования - получение и анализ достоверных данных, подлежащих всесторонней статистической обработке. Количественные исследования позволяют получить количественную оценку распространенности мнений и моделей поведения потребителей, выявленных в ходе качественных исследований.

Методами проведения кабинетных исследований являются:

  1.  контент-анализ - редставляет собой процедуру анализа текстового массива, при котором выявляются наиболее часто встречающиеся в нем понятия, суждения, процессы и т.п. Это дает возможность оценить важность, настоятельность, приоритет того или иного явления (например, деятельность конкурентов, развитие I новых нужд и потребностей населения и т.д.);
  2.  регрессионный и корреляционный анализ - в математической форме выявляется зависимость значения какого-либо результативного показателя от некоторых других переменных величин. Например, можно определить количественно, какое влияние на изменение объема продажи окажут изменение цены, увеличение доходов и рост численности потенциальных покупателей. Необходимо при этом иметь количественные данные по данным факторам в динамике за определенный период времени.

В полевых исследованиях используются следующие методы сбора первичной информации:

  1.  наблюдение - наиболее простой метод фиксации происходящих процессов, при котором наблюдатель не вступает в непосредственный контакт с наблюдаемым объектом. Например, в магазине ведется наблюдение за количеством покупок какого-либо товара или движением потоков покупателей. Используется запись наличия определенных товаров у потребителей. Могут применяться технические средства наблюдения {камера-глаз, тахистоскоп, измеритель зрачка и др.) для определения реакции потребителей, например, на рекламу, новую упаковку, эмоциональное воздействие и т.п. При этом происходит только фиксация событий без объяснения их причин;
  2.  эксперимент (полевой и лабораторный) - осуществление какого-либо процесса с замером полученных результатов на основе предварительного <создания ситуации>. Используется при изучении причинно-следственных связей. Например, замеры реакции покупателей на предложение товара в различной упаковке, оценка величины продажи модифицированного товара к сравнении с традиционным ассортиментом и др. С помощью эксперимента исследуются, как правило, конкретные случаи разового характера, и не всегда полученные данные можно обобщить;
  3.  выборочные обследования (разовые или "панельные") - специальная процедура, позволяющая получить достаточно широкий диапазон различных данных оригинального характера. Выборочное обследование предполагает определенную программу действий, последовательное решение следующих задач: постановка проблемы, определение выборки, установление контактов с опрашиваемыми и т.д.

Методами качественных исследований являются:

  1.  индивидуальные глубинные интервью - осуществляются путем проведения индивидуального или группового интервьюирования с целью получения сведений о существующих моделях и мотивации поведения различных потребителей;
  2.  фокус-группа - суть метода состоит в том, что участники (10-12 специально подобранных респондентов) стремятся обсудить возможно большее число различных аспектов проблемы. При этом руководитель дискуссии минимально вмешивается в ее ход. Обсуждению может быть представлена идея нового продукта, аргумент рекламы, усовершенствованная упаковка и т.п. В ходе группового интервьюирования (фокус-группа) достигается большая глубина в выявлении суждений и оценок опрашиваемых;
  3.  экспертные оценки (метод Дельфи и др.) - дают возможность достаточно быстро получить данные о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных маркетинговых мероприятий. Используются методы Дельфи, "мозгового штурма", "адвоката дьявола" и др.

Количественные исследования (сплошные или выборочные) обычно проводятся при помощи анкетирования или опроса с использованием методов статистической выборки. Наиболее распространенные способы проведения количественных исследований:

  1.  устные опросы -  обладают значительными преимуществами, поскольку основаны на личном общении. Они дают высокий процент ответа респондентов. С их помощью можно получить значительный объем информации. Вместе с тем устные опросы требуют высоких затрат и специально подготовленных интервьюеров
  2.  анкетирование по почте или в точках продаж - сравнительно дешевый способ получения информации. Не имея ограничений по времени, опрашиваемый может ответить на достаточно сложные вопросы, требующие обдумывания. Влияние интервьюера исключается. Существенным недостатком анкетирований является более низкий уровень возврата анкет (при почтовом - максимум 10-15%).
  3.  телефонные опросы - самый дешевый и оперативный способ проведения опросов. Обладает высокой результативностью (80-90% ответов). Однако такой способ проведения опросов ограничен небольшим количеством задаваемых вопросов. Кроме того, выборка может оказаться недостаточно репрезентативной (преобладание определенных групп населения).

Консультация

МИС – маркетинговая информационная система

Это система данных собранных для целей маркетинга, систематизированная и структурированная, для наибольшего удобства пользования.

Вся маркетинговая информация делится на вторичную (собирается не для маркетинга) и первичную (собирается специально для маркетинга).

Любое МИ начинается с обработки вторичных данных.

МИ делится на внутреннею и внешнюю, полученную вне фирмы.

Панельные обследования всегда направлены на домохозяйство. Отличается длительностью в 3-5 лет. В ПИ не меняются респонденты.