45804

Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Понятие ЭОР и ЦОР в образовательном процессе. Обзор ЭОР на СD дисках, примеры использования на уроках и во внеурочной деятельности. ЦОР в сети Интернет. Образовательный и воспитательный потенциал видео фрагментов на уроках географии. Источники информации

Русский

2014-10-12

756.11 KB

5 чел.


  1. Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения.

Учитель географии МАОУ СОШ №36 Фиохина Е.Н.

План

  1.  Актуальность.
  2.  Понятие ЭОР и ЦОР в образовательном процессе
  3.  Обзор ЭОР на СD дисках, примеры использования на уроках  и во внеурочной деятельности
  4.  ЦОР в сети Интернет
  5.  Образовательный и воспитательный потенциал видео фрагментов на уроках географии.
  6.  Источники информации

Новые образовательные стандарты — это не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Школа резко разворачивается от набора знаний и умений, которые ученик до сих пор должен демонстрировать на выходе, к тому, что он должен быть психологически готовым всю жизнь учиться и уметь это делать. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени  определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать  новую информацию.

Информационно-коммуникативные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Они позволяют решать очень важные педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при изучении георафии ,наконец, только с помощью информационных технологий можно максимально полно задействовать фактор наглядности при изучении тем . Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Ученики в состоянии воспринимать такие уроки.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.

Средства  наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Однако современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников [1].

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

  1.  Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2.  ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  3.  Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы
1.1 Федеральные программы развития образования и место электронного обучения в них. Инициатива «Наша новая школа», Программа развития образования до 2015 года. Отражение в образовательной программе школы информационной среды.
1.2 Понятие информационно-образовательной среды (ИОС) школы в документах ФГОС основной школы. ! Мета предметные результаты обучения и отражение в них информационной деятельности детей. Цифровые зоны школы и ИКТ компетентность педагогов. 
1.3 Федеральная система информационных образовательных ресурсов (государственная коллекция ФЦИОР, Единая коллекция ЦОР, государственный образовательный портал, система предметных порталов, общеобразовательный портал, региональные образовательные порталы). 
1.4 Федеральные и региональные ресурсы методической поддержки педагогов. Сетевые педагогические сообщества и методические объединения по предмету, педагогические СМИ и конференции. 
1.5 Информационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия».
1.6 Электронное портфолио педагога.
2. Методические аспекты использования ЭОР нового поколения в образовательной деятельности (с учётом специфики учебного предмета) 
2.1 Электронные учебники. Интерактивный УМК «Школа БИНОМ» в ИОС школы.
2.2 . Методика работы с предметной коллекцией ФЦИОР и Единой коллекцией для организации образовательной деятельности.
2.3 Модели организации обучения по предмету с использованием сетевых образовательных ресурсов: дистанционное обучение, организации проектной работы учащихся, контроль достижения результатов обучения, подготовка одаренных школьников к конкурсам и олимпиадам, обучение детей с ограниченными возможностями. 
2.4 Методические аспекты проектирования уроков с использованием ЭОР по предмету в информационно-образовательной среде  школы.

Обзор ЭОР на CD дисках:

•Электронные учебники компании «КМ»

•Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа»

•«Карты нового поколения», компания «ИНГИТ»

•Образовательная коллекция 1С

•Диски компании «Новая школа»

Диски издательства «Учитель»

Примеры использования на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Серьёзным недостатком использования CD дисков является их статичность: никаких изменений внести нельзя, информация не копируется.

Значение ЦОР в сети Интернет.

Примеры популярных и используемых сайтов.

http://learningapps.org/ 

http://learningapps.org/ 

http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title  

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28 

http://fcior.edu.ru/ 

Особая роль принадлежит видео фрагментам на уроках географии. Использование этого ресурса носит мощный образовательный и воспитательный потенциал. Примеры использования.

Выводы:

1. Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможность:

  1.  использовать изобразительные возможности (анимация, видеофрагмент) и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
  2.  сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;
  3.  моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  1.  провести быстрое и эффективное тестирование учащихся;
  2.  организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;
  3.  в случае необходимости организовать дистанционное обучение.

2. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания географии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов

3. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

4. Полноценное решение задач информатизации школы невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки будущих учителей, без обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебных материалов для использования в учебном процессе, при проведении конкретного урока.

Литература и ссылки по данной теме

  1.  ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введ.01.07.2002 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности. – СПб.: Профессия, 2006
  2.  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
  3.  Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
  4.  Знакомство с ЭОР / Синаторов С.В. - http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96&currentorg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734EBAEA9A8D3E&scoid=1144
  5.  Каталог образовательных ресурсов сети Интернет - http://catalog.iot.ru/
  6.  Открытые образовательные модульные мультимедиа системы: Монография / Осин А.В. -http://window.edu.ru/library/pdf2txt/703/70703/46158/page6
  7.  Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности - http://eor.it.ru/eor/
  8.  Федеральные образовательные ресурсы для общего образования -http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
  9.  Федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" -http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/proekt/327/
  10.  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
  11.  Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование / Агеев В. Н., Древс Ю. Г. – М.: МГУП. – 2003
  12.  Электронные образовательные ресурсы - http://www.eorhelp.ru/
  13.  Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах -http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75740. Определение величин, характеризующих вибрацию (виброскорость, виброускорение, логарифмический уровень виброскорости) 39.5 KB
  Источниками вибрации являются различные технологические процессы механизмы машины и их рабочие органы. Воздействие вибрации на человека классифицируется: по способу передачи вибрации на организм человека; по направлению действия вибрации; по временной характеристике вибрации. Вибрации воздействующая на отдельные части организма работающего определяется как локальная. Показателями вибрационной нагрузки на оператора являются виброускорение виброскорость диапазон частот время воздействия вибрации.
75741. Понятие вибрации. Воздействие вибрации на организм человека. Способы защиты от вредного воздействия вибрации 16.65 KB
  Понятие вибрации. Воздействие вибрации на организм человека. Способы защиты от вредного воздействия вибрации. По способу передачи на человека вибрации подразделяются на общую передающуюся через опорные поверхности на тело человека и локальную передающуюся через руки человека.
75742. Электромагнитное излучение. Негативное воздействие на организм человека 20.25 KB
  Биологический эффект зависит от физических параметров ЭМП радиочастот: длины волны частоты колебаний интенсивности и режима излучения непрерывный прерывистый импульсно модулированный продолжительности и характера облучения организма постоянное интермиттирующее...
75743. Защита от электромагнитного излучения. Эффективность защиты 18.88 KB
  Эффективность защиты. Средства и методы защиты от ЭМП делятся на три группы: организационные инженерно-технические и лечебно-профилактические. В качестве средств индивидуальной защиты рекомендуется специальная одежда выполненная из металлизированной ткани и защитные очки. Средства защиты от электрического поля частотой 50 Гц: стационарные экранирующие устройства козырьки навесы перегородки; переносные передвижные экранирующие средства защиты инвентарные навесы палатки перегородки щиты зонты экраны...
75744. Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон 21.74 KB
  Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным его создают электрические лампы; смешанным которое является совокупностью естественного и искусственного освещения. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях.
75745. Виды искусственного освещения, источников искусственного освещения. Методы расчета.расчет искусственной освещенности по коэффициенту использования светового потока 20.13 KB
  В осветительных установках предназначенных для освещения предприятий в качестве источников света широко используются газоразрядные лампы и лампы накаливания. К основным характеристикам источников света относятся: номинальное напряжение В; электрическая мощность
75746. Действие электрического тока на организм человека. Скрытая опасность поражения. Внешнее (местное) поражение, электрический удар (внутреннее поражение). Факторы, от которых зависит степень поражения 19.76 KB
  Действие электрического тока на организм человека. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов то есть напряжению на концах участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов на пути прохождения тока.
75747. Физиологическое воздействие электрического тока на организм человека и его последствия. Сопротивление организма человека прохождению электрического тока 18.05 KB
  Сопротивление организма человека прохождению электрического тока. Проходя через тело ток действует двояко: во-первых встречая сопротивление тканей он превращается в тепло которое тем больше чем больше сопротивление. Наиболее велико сопротивление кожи вследствие чего возникают её ожоги от незначительных местных изменений до тяжёлых ожогов вплоть до обугливания отдельных участков тела; во-вторых ток приводит мышцы в частности дыхательные и сердечные в состояние длительного сокращения что может вызвать остановку дыхания и прекращение...
75748. Условия поражения человека электрическим током 14.92 KB
  Условия поражения человека электрическим током Возникновение электро-травмы в результате воздействия электрического тока и электрической дуги может быть связано: с однофазным однополюсным прикосновением не изолированного от земли основания человека к неизолированным токоведущим частям электроустановок находящихся под напряжением...