45804

Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Понятие ЭОР и ЦОР в образовательном процессе. Обзор ЭОР на СD дисках, примеры использования на уроках и во внеурочной деятельности. ЦОР в сети Интернет. Образовательный и воспитательный потенциал видео фрагментов на уроках географии. Источники информации

Русский

2014-10-12

756.11 KB

4 чел.


  1. Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения.

Учитель географии МАОУ СОШ №36 Фиохина Е.Н.

План

  1.  Актуальность.
  2.  Понятие ЭОР и ЦОР в образовательном процессе
  3.  Обзор ЭОР на СD дисках, примеры использования на уроках  и во внеурочной деятельности
  4.  ЦОР в сети Интернет
  5.  Образовательный и воспитательный потенциал видео фрагментов на уроках географии.
  6.  Источники информации

Новые образовательные стандарты — это не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Школа резко разворачивается от набора знаний и умений, которые ученик до сих пор должен демонстрировать на выходе, к тому, что он должен быть психологически готовым всю жизнь учиться и уметь это делать. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени  определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать  новую информацию.

Информационно-коммуникативные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Они позволяют решать очень важные педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при изучении георафии ,наконец, только с помощью информационных технологий можно максимально полно задействовать фактор наглядности при изучении тем . Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Ученики в состоянии воспринимать такие уроки.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.

Средства  наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Однако современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников [1].

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

  1.  Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2.  ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  3.  Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы
1.1 Федеральные программы развития образования и место электронного обучения в них. Инициатива «Наша новая школа», Программа развития образования до 2015 года. Отражение в образовательной программе школы информационной среды.
1.2 Понятие информационно-образовательной среды (ИОС) школы в документах ФГОС основной школы. ! Мета предметные результаты обучения и отражение в них информационной деятельности детей. Цифровые зоны школы и ИКТ компетентность педагогов. 
1.3 Федеральная система информационных образовательных ресурсов (государственная коллекция ФЦИОР, Единая коллекция ЦОР, государственный образовательный портал, система предметных порталов, общеобразовательный портал, региональные образовательные порталы). 
1.4 Федеральные и региональные ресурсы методической поддержки педагогов. Сетевые педагогические сообщества и методические объединения по предмету, педагогические СМИ и конференции. 
1.5 Информационная среда школы «Школа Кирилла и Мефодия».
1.6 Электронное портфолио педагога.
2. Методические аспекты использования ЭОР нового поколения в образовательной деятельности (с учётом специфики учебного предмета) 
2.1 Электронные учебники. Интерактивный УМК «Школа БИНОМ» в ИОС школы.
2.2 . Методика работы с предметной коллекцией ФЦИОР и Единой коллекцией для организации образовательной деятельности.
2.3 Модели организации обучения по предмету с использованием сетевых образовательных ресурсов: дистанционное обучение, организации проектной работы учащихся, контроль достижения результатов обучения, подготовка одаренных школьников к конкурсам и олимпиадам, обучение детей с ограниченными возможностями. 
2.4 Методические аспекты проектирования уроков с использованием ЭОР по предмету в информационно-образовательной среде  школы.

Обзор ЭОР на CD дисках:

•Электронные учебники компании «КМ»

•Интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа»

•«Карты нового поколения», компания «ИНГИТ»

•Образовательная коллекция 1С

•Диски компании «Новая школа»

Диски издательства «Учитель»

Примеры использования на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Серьёзным недостатком использования CD дисков является их статичность: никаких изменений внести нельзя, информация не копируется.

Значение ЦОР в сети Интернет.

Примеры популярных и используемых сайтов.

http://learningapps.org/ 

http://learningapps.org/ 

http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title  

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28 

http://fcior.edu.ru/ 

Особая роль принадлежит видео фрагментам на уроках географии. Использование этого ресурса носит мощный образовательный и воспитательный потенциал. Примеры использования.

Выводы:

1. Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможность:

  1.  использовать изобразительные возможности (анимация, видеофрагмент) и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
  2.  сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;
  3.  моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  1.  провести быстрое и эффективное тестирование учащихся;
  2.  организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;
  3.  в случае необходимости организовать дистанционное обучение.

2. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания географии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов

3. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

4. Полноценное решение задач информатизации школы невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки будущих учителей, без обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебных материалов для использования в учебном процессе, при проведении конкретного урока.

Литература и ссылки по данной теме

  1.  ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введ.01.07.2002 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности. – СПб.: Профессия, 2006
  2.  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
  3.  Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
  4.  Знакомство с ЭОР / Синаторов С.В. - http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96&currentorg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734EBAEA9A8D3E&scoid=1144
  5.  Каталог образовательных ресурсов сети Интернет - http://catalog.iot.ru/
  6.  Открытые образовательные модульные мультимедиа системы: Монография / Осин А.В. -http://window.edu.ru/library/pdf2txt/703/70703/46158/page6
  7.  Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности - http://eor.it.ru/eor/
  8.  Федеральные образовательные ресурсы для общего образования -http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
  9.  Федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" -http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/proekt/327/
  10.  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
  11.  Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование / Агеев В. Н., Древс Ю. Г. – М.: МГУП. – 2003
  12.  Электронные образовательные ресурсы - http://www.eorhelp.ru/
  13.  Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах -http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34346. Технология производства керамического кирпича 23 KB
  Технология производства керамического кирпича Несмотря на обширный ассортимент разнообразие форм и свойств керамических изделий основные этапы их производства являются общими и включают следующие стадии: Карьерные работы добыча транспортирование и хранение запаса глин подготовку глиняной массы формование изделий сушку отформованных изделий обжиг высушенных изделий обработку изделий глазурование ангобирование и прочее и упаковку. Формование изделий осуществляется преимущественно на прессах: при первом способе подготовке глиняной...
34347. Основные свойства, классификация и назначение стеклянных изделий 22 KB
  Материалы и изделия из стекла применяемые в строительстве в зависимости от назначения разделяются на следующие группы: Материалы для заполнения проемов зданий и сооружений – наиболее обширная группа строительных материалов из стекла включающая листовые стекла различных видов и стеклопакеты; в свою очередь листовое стекло подразделяется на листовое оконное витринное полированное и неполированное армированное узорчатое увиолевое трехслойное закаленное и др.; Материалы для строительных конструкций – профильное стекло стеклоблоки;...
34348. Производство листового стекла, труб 24 KB
  Производство листового стекла труб. Это изделие из стекла в виде плоских листов отношение толщины которых к длине сравнительно невелико и составляет приблизительно 015 15. Стекольной промышленностью вырабатывается широкий ассортимент листового стекла: обычное оконное витринное полированное и неполированное армированное узорчатое увиолевое трехслойное и др. Производство строительного стекла включает следующие основные операции: подготовку сырьевых материалов приготовление стекольной шихты варку стекла формование изделий отжиг...
34349. Технология производства сортового и тарного стекла 21 KB
  Сфе изделия поступают на отжиг вырабатывают изделия бригадным способом. При механическом сплавах для формирования машины производятся изделия прем.
34350. Сравнительная экономическая оценка разных видов стекла 22.5 KB
  Сравнительная экономическая оценка разных видов стекла. Основными направлениями интенсификации прва стекла являются:1дальнейшие автоматизации техн прв; 2 расширение ассортимента и повышение качества стекла; 3реконструкция действующей прти; ;4 совершенствования техн прва стр стекла. Усовершенствование методов варки стекла предполагает увеличение площади покрытия пламенем зеркала шихты и стекломассы применением печей новых типов. велики амортизационные отчисления при его производстве – высокая стоимость оборудования для флотационного...
34351. Классификация, основные свойства и назначение минеральных вяжущих материалов 23 KB
  Минеральные вяжущие вещества по способности затвердевать и сохранять прочность на воздухе или в воде подразделяют на воздушные и гидравлические. Воздушные вяжущие вещества после смешивания с водой твердеют прочность получающегося камня сохраняется или повышается только на воздухе. Поэтому такие вяжущие применяют при возведении надземных сооружений не подвергающихся действию воды. Гидравлические вяжущие вещества обладают этими свойствами не только на воздухе но и в воде их применяют в надземных подземных...
34352. Технология производства портландцемента по сухому и мокрому способу 32 KB
  В зоне испарения до 200 С испаряется свободная вода происходит высушивание сырьевой смеси подсушенный материал комкуется. Дальнейшее высушивание смеси выгорание органических примесей начало дегидратации глины удаления химически связанной воды разрушение глинистых минералов происходит в зоне подогрева 200. В третьей зоне зоне декарбонизации 700. Термическая диссоциация СаСОз эндотермический процесс поэтому потребление теплоты в третьей зоне печи наибольшее.
34353. Технико-экономические показатели производства цемента 21 KB
  Техникоэкономические показатели производства цемента. Себестоимость цемента оказывает реш. расход цемента достиг. Себестоимость цемента зависит от вида исходного сырья топлива ТП и объема производства.
34354. Гипсовые вяжущие материалы, их производство и назначение 27 KB
  Сырьем для производства гипсовых вяжущих служат природный гипсовый камень CSO42H2O и природный ангидрит CSO4 а также отходы химической промышленности содержащие сернокислый кальций фосфогипс при переработке природных фосфатов в суперфосфат борогипс и др. Низкообжиговые гипсовые вяжущие вещества получают тепловой обработкой двуводного гипса CSO42H2O при низких температурах 110.160 С с частичной его дегидратацией и переводом в полуводный гипс CSO405H2O. При этом двуводный гипс дегидратируется по реакции: CSO42H2O = =...