45819

Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование

Доклад

Маркетинг и реклама

Помимо финансовой и законодательной поддержки тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации так и ее руководителя. Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном так и на региональном и местном уровнях причем местные...

Русский

2013-11-18

22.98 KB

14 чел.

Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование.

В контексте своей деятельности PR-отдел любой организации взаимодействует с рядом внешних аудиторий. Одной из главных задач службы по связям с общественностью является своевременное установление эффективных коммуникаций с представителями властных структур.

Коммерческие организации связаны с органами гос. власти на всех основных этапах формирования – от планирования и организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Это в первую очередь касается оформления лицензий, акцизов, сертификатов соответствия, растаможивания грузов, получения дотаций и льготных кредитов. Помимо финансовой и законодательной поддержки, тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти, их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации, так и ее руководителя.

Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, причем местные органы власти более тесно и плодотворно взаимодействуют с компаниями своих регионов. Взаимодействие PR-служб коммерческих организаций с гос. органами носят различный характер, но конечной целью, как правило, является лоббирование интересов организации.

  1.  Вообще в российской PR-литературе этому вопросу уделяется немного внимания. Если соответствующая глава и существует, то зачастую она представляет собой анализ зарубежного опыта. Одной из причин может стать тот факт, что в западных странах под процесс лоббирования подведена развитая законодательная база, отечественные же связи с органами власти носят несколько коррумпированный характер (причем даже если не в действительности, то в сознании избирателей/потребителей точно). Этот факт отмечают многие российские авторы (Чумиков, Синяева)

Увеличение количества фирм и компаний, формирование класса предпринимателей естественным образом создали группы давления и соответственно механизмы реализации интересов на уровнях исполнительной и законодательной власти. Лоббирование – это механизм воздействия социальных институтов на процесс принятия решений законодательными органами власти. Иными словами, лоббирование представляет собой процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Однако оно мало изучено как процесс защиты интересов граждан, и многими в обществе воспринимается как отрицательное явление (Синяева). В идеале же процесс лоббирования сдерживает деятельность властных структур, помогает выявить действительные потребности в поддержке отдельных производств, сфер общественной жизни, социальных групп населения.

Синяева выделяет три пути влияния на правительственные круги:

  1.  криминальный, связанный с коррупцией и в последнее время нередко приводящий к печальным последствиям для вовлеченных в этот процесс
  2.  лидеры коммерческих структур сами идут в политику. Этот путь популярен, но не всегда оправдан и эффективен. Не каждый руководитель предприятия реально сможет совмещать две весьма ответственные должности.
  3.  влияние на политические решения с соблюдением закона, которое обеспечивается продолжительной и кропотливой работой с властными структурами. Это включает подготовку кампаний в СМИ, участие в семинарах и конференциях, организацию встреч, спонсорство, поддержку определенных кандидатов, участие в различных проектах, участие в подготовке законодательных проектов.

Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т.д. Все эти изменения часто приводят к необходимости институционального выделения новой категории управленца – менеджера по связям с органами государственной власти или GR-менеджера.

В западной научной литературе наряду с понятием «лоббизм» существуют термины Government Relations, Public Affairs, Advocacy и Government and Public Affairs.  Все они, по большому счету, являются составными частями общей предпринимательской коммуникационной стратегии, которая направлена, в первую очередь, на максимизацию прибыли при минимизации издержек. В первую очередь отметим, что использование термина Government Relations (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия лоббирование, которое зачастую перегружено отрицательными характеристиками. Однако это не означает, что лоббизм и GR – это одно и то же. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR же относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями и внешними сотрудниками, осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить мониторинг деятельность органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т.д.

Ключевыми субъектами, использующими GR-технологии и имеющие соответствующие подразделения в своей структуре, являются деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдельные территориальные единицы.

Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ею группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относится координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных вопросов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерческими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т.д.

В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России большего всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют местные подразделения по GR. Они были преобразованы из бывших благотворительных фондов компании СИДАНКО, которая была практически полностью поглощена ТНК в 2001 году.

Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ.

Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний, так же организуют GR-департаменты в своем филиале. Зачастую GR-специалисты привлекает к продвижению частных интересов посла своей страны

Дэвид Врэгг, глава корпоративной службы коммуникаций «Royal Bank of Scotland», рекомендует при осуществлении PR-взаимодействия с органами власти и лоббировании (GR)  придерживаться следующих правил:

  1.  Насколько возможно, действуйте не как индивидуальная компания, а как часть крупного объединения, ассоциации (в России существуют федеральные и региональные отраслевые ассоциации, профессиональные союзы и пр; на федеральном уровне наибольшим влиянием пользуются Российский союз промышленников и предпринимателей, Общественная палата РФ; наиболее организованно свои интересы представляют нефтегазовая, аграрная и оборонная отрасли).
  2.  Ищите тех, кто может быть заинтересован в вашем бизнесе. Члены парламента могут представлять округа, чьи жители заняты в вашей компании.
  3.  Установите хорошие контакты с гос ведомствами в соответствующей сфере, разработайте эффективную систему коммуникаций, сделайте руководителя и топ-менеджмент доступными для них.
  4.  Делайте материалы для политиков максимально короткими, так как у них всегда не хватает времени. Соблюдайте при этом фактичность и точность – если ваши материалы дезориентируют, вам больше не поверят.
  5.  Приглашайте политиков и должностных лиц на мероприятия, действительно заслуживающие внимания – открытие фабрики, презентация уникального товара, презентацию новой социальной программы. Эти мероприятия должны позволить политикам укрепит свою репутацию среди избирателей.
  6.  Осуществляйте мониторинг материалов парламента. Вы не только сможете быть в курсе всех дел, но и заранее узнаете и приближающихся дебатах по интересующим вопросам.
  7.  Будьте упорны, практичны и честны. Практические рекомендации, которые можно представить и защитить перед избирателями, очень ценятся политиками. Политики и пресса всегда сумеют распознать «липу».

В процесс взаимодействия PR-служб с органами власти включен не один инструмент PR. Особое место в нем занимают социальная ответственность бизнеса в целом и спонсорство в частности. Помимо этого, как и в работе с любой другой группой общественности, PR призван формировать эффективную систему коммуникаций между руководством организации и органами власти. Этому служит с одной стороны обеспечение участия руководства в дебатах/конференциях/круглых столах по интересующим вопросам, вступление в комиссии, организованные властью, вступление в профессиональные и отраслевые ассоциации, с другой – приглашение политиков и должностных лиц на особо важные мероприятия. Для любого политика спокойствие и доверие электората значат очень многое, и помощь организации в этом вопросе будет оценена по достоинству.

Однако есть один весьма любопытный аспект, который отмечает, например, А.Н. Чумиков: что делать, когда гос учреждения запрашивают спонсорские деньги в добровольно-принудительном порядке. Начиная помогать государству, компании может наладить хорошие контакты с местной администрацией, но одновременно попасть в ситуацию, когда от нее будут ждать «вливаний» ко всем знаменательным датам, на все массовые мероприятия. Понятно, что крупные фирмы любого региона не могут избежать фанд-райзеров в лице администрации региона. Чумиков дает несколько советов, которые могут помочь управлять этим процессом:

  1.  по возможности изначально выделяйте деньги только на проекты, которые соответствуют основной деятельности компании и корпоративной концепции;
  2.  цель пожертвования гос учреждению должна документально оговариваться, и деньги должны идти на счет самого учреждения (гос учреждения – организации в конечном итоге подневольные, и если были сделаны пожертвования на закупку лекарственных средств в больницы, местный орган власти вправе пустить их на выплату зарплат сотрудникам, что не соответствует цели организации-спонсора);

уделяйте особое внимание вопросу согласования спонсорских приоритетов (так, администрацию детских домов может волновать внешний вид воспитанников, а спонсора, исходя из его деятельности, больше волнует их образование и устремления


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24476. Стратегия и этапы индивидуальной психологической помощи клиентам с проблемами нарко/алко-зависимости 55.5 KB
  Важнейшими мотивами воздержания являются: стремление быть социально полезным способствовать изменениям в обществе самореализация поиск единомышленников из чувства долга за полученную в прошлом помощь интересно провести досуг решить собственные проблемы. Предлагается поэтапное продвижение к открытому рассмотрению проблемы а затем к намерению изменить ситуацию. Потенциальные ресурсы преодоления проблемы. В качестве потенциальных ресурсов преодоления проблемы важно оценить следующие области: 1.
24477. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи 43 KB
  Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными – с другой социальными – с третьей.
24478. Классификация методов психологического исследования 36.5 KB
  Классификация методов психологического исследования. Метод – путь познания опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний принципов. Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.
24479. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики 28.5 KB
  Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.
24480. Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма 47 KB
  Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии – поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...
24481. Психоаналитическое направление в психологии 42.5 KB
  Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов – Ид Оно Эго Я и Суперэго СверхЯ. Задача Эго – адаптация к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Суперэго включает моральные запреты нормы традиционные ценности и идеалы общества. Инстинкты содержащиеся в Ид диктуют человеку желания которые входят в противоречия с содержанием Суперэго вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги.
24482. Гештальтпсихология. Описание эмпирических методов 38.5 KB
  Gestalt – целостная форма образ структура является основным в гештальтпсихологии и выступает в качестве единицы анализа сознания и психики которое обозначает целостные несводимые к сумме своих частей образования сознания. Непосредственное начало гештальтпсихологии положено проведёнными М. Согласно гештальтпсихологии в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта озарения и возникшая задача оказывается решенной. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов гештальтпсихологии и резко подчеркнуло...
24483. Культурно-историческая психология. Индивидуальность 35 KB
  Культурноисторическая психология. Культурноисторическая концепция разрабатывалась Выготским и его школой Леонтьев Лурия Эльконин Запорожец и др. Согласно культурноисторической концепции в психическом развитии существует как бы две переплетенных линии. Для проверки основных положений культурноисторической теории Выготским с сотрудниками была разработана €œметодика двойной стимуляции€ с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования прослеживался механизм €œвращивания€ знаков в структуру психических функций –...
24484. Гуманистическая психология 45.5 KB
  Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека: Целостный подход к личности которую нельзя разложить на отдельные элементы рефлексы когнитивные процессы фиксации и проекции и т. внимание к индивидуальным особенностям каждой личности. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений самостоятельность и опора на себя независимость от внешних факторов –...