45819

Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование

Доклад

Маркетинг и реклама

Помимо финансовой и законодательной поддержки тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации так и ее руководителя. Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном так и на региональном и местном уровнях причем местные...

Русский

2013-11-18

22.98 KB

17 чел.

Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование.

В контексте своей деятельности PR-отдел любой организации взаимодействует с рядом внешних аудиторий. Одной из главных задач службы по связям с общественностью является своевременное установление эффективных коммуникаций с представителями властных структур.

Коммерческие организации связаны с органами гос. власти на всех основных этапах формирования – от планирования и организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Это в первую очередь касается оформления лицензий, акцизов, сертификатов соответствия, растаможивания грузов, получения дотаций и льготных кредитов. Помимо финансовой и законодательной поддержки, тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти, их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации, так и ее руководителя.

Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, причем местные органы власти более тесно и плодотворно взаимодействуют с компаниями своих регионов. Взаимодействие PR-служб коммерческих организаций с гос. органами носят различный характер, но конечной целью, как правило, является лоббирование интересов организации.

  1.  Вообще в российской PR-литературе этому вопросу уделяется немного внимания. Если соответствующая глава и существует, то зачастую она представляет собой анализ зарубежного опыта. Одной из причин может стать тот факт, что в западных странах под процесс лоббирования подведена развитая законодательная база, отечественные же связи с органами власти носят несколько коррумпированный характер (причем даже если не в действительности, то в сознании избирателей/потребителей точно). Этот факт отмечают многие российские авторы (Чумиков, Синяева)

Увеличение количества фирм и компаний, формирование класса предпринимателей естественным образом создали группы давления и соответственно механизмы реализации интересов на уровнях исполнительной и законодательной власти. Лоббирование – это механизм воздействия социальных институтов на процесс принятия решений законодательными органами власти. Иными словами, лоббирование представляет собой процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Однако оно мало изучено как процесс защиты интересов граждан, и многими в обществе воспринимается как отрицательное явление (Синяева). В идеале же процесс лоббирования сдерживает деятельность властных структур, помогает выявить действительные потребности в поддержке отдельных производств, сфер общественной жизни, социальных групп населения.

Синяева выделяет три пути влияния на правительственные круги:

  1.  криминальный, связанный с коррупцией и в последнее время нередко приводящий к печальным последствиям для вовлеченных в этот процесс
  2.  лидеры коммерческих структур сами идут в политику. Этот путь популярен, но не всегда оправдан и эффективен. Не каждый руководитель предприятия реально сможет совмещать две весьма ответственные должности.
  3.  влияние на политические решения с соблюдением закона, которое обеспечивается продолжительной и кропотливой работой с властными структурами. Это включает подготовку кампаний в СМИ, участие в семинарах и конференциях, организацию встреч, спонсорство, поддержку определенных кандидатов, участие в различных проектах, участие в подготовке законодательных проектов.

Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т.д. Все эти изменения часто приводят к необходимости институционального выделения новой категории управленца – менеджера по связям с органами государственной власти или GR-менеджера.

В западной научной литературе наряду с понятием «лоббизм» существуют термины Government Relations, Public Affairs, Advocacy и Government and Public Affairs.  Все они, по большому счету, являются составными частями общей предпринимательской коммуникационной стратегии, которая направлена, в первую очередь, на максимизацию прибыли при минимизации издержек. В первую очередь отметим, что использование термина Government Relations (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия лоббирование, которое зачастую перегружено отрицательными характеристиками. Однако это не означает, что лоббизм и GR – это одно и то же. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR же относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями и внешними сотрудниками, осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить мониторинг деятельность органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т.д.

Ключевыми субъектами, использующими GR-технологии и имеющие соответствующие подразделения в своей структуре, являются деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдельные территориальные единицы.

Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ею группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относится координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных вопросов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерческими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т.д.

В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России большего всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют местные подразделения по GR. Они были преобразованы из бывших благотворительных фондов компании СИДАНКО, которая была практически полностью поглощена ТНК в 2001 году.

Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ.

Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний, так же организуют GR-департаменты в своем филиале. Зачастую GR-специалисты привлекает к продвижению частных интересов посла своей страны

Дэвид Врэгг, глава корпоративной службы коммуникаций «Royal Bank of Scotland», рекомендует при осуществлении PR-взаимодействия с органами власти и лоббировании (GR)  придерживаться следующих правил:

  1.  Насколько возможно, действуйте не как индивидуальная компания, а как часть крупного объединения, ассоциации (в России существуют федеральные и региональные отраслевые ассоциации, профессиональные союзы и пр; на федеральном уровне наибольшим влиянием пользуются Российский союз промышленников и предпринимателей, Общественная палата РФ; наиболее организованно свои интересы представляют нефтегазовая, аграрная и оборонная отрасли).
  2.  Ищите тех, кто может быть заинтересован в вашем бизнесе. Члены парламента могут представлять округа, чьи жители заняты в вашей компании.
  3.  Установите хорошие контакты с гос ведомствами в соответствующей сфере, разработайте эффективную систему коммуникаций, сделайте руководителя и топ-менеджмент доступными для них.
  4.  Делайте материалы для политиков максимально короткими, так как у них всегда не хватает времени. Соблюдайте при этом фактичность и точность – если ваши материалы дезориентируют, вам больше не поверят.
  5.  Приглашайте политиков и должностных лиц на мероприятия, действительно заслуживающие внимания – открытие фабрики, презентация уникального товара, презентацию новой социальной программы. Эти мероприятия должны позволить политикам укрепит свою репутацию среди избирателей.
  6.  Осуществляйте мониторинг материалов парламента. Вы не только сможете быть в курсе всех дел, но и заранее узнаете и приближающихся дебатах по интересующим вопросам.
  7.  Будьте упорны, практичны и честны. Практические рекомендации, которые можно представить и защитить перед избирателями, очень ценятся политиками. Политики и пресса всегда сумеют распознать «липу».

В процесс взаимодействия PR-служб с органами власти включен не один инструмент PR. Особое место в нем занимают социальная ответственность бизнеса в целом и спонсорство в частности. Помимо этого, как и в работе с любой другой группой общественности, PR призван формировать эффективную систему коммуникаций между руководством организации и органами власти. Этому служит с одной стороны обеспечение участия руководства в дебатах/конференциях/круглых столах по интересующим вопросам, вступление в комиссии, организованные властью, вступление в профессиональные и отраслевые ассоциации, с другой – приглашение политиков и должностных лиц на особо важные мероприятия. Для любого политика спокойствие и доверие электората значат очень многое, и помощь организации в этом вопросе будет оценена по достоинству.

Однако есть один весьма любопытный аспект, который отмечает, например, А.Н. Чумиков: что делать, когда гос учреждения запрашивают спонсорские деньги в добровольно-принудительном порядке. Начиная помогать государству, компании может наладить хорошие контакты с местной администрацией, но одновременно попасть в ситуацию, когда от нее будут ждать «вливаний» ко всем знаменательным датам, на все массовые мероприятия. Понятно, что крупные фирмы любого региона не могут избежать фанд-райзеров в лице администрации региона. Чумиков дает несколько советов, которые могут помочь управлять этим процессом:

  1.  по возможности изначально выделяйте деньги только на проекты, которые соответствуют основной деятельности компании и корпоративной концепции;
  2.  цель пожертвования гос учреждению должна документально оговариваться, и деньги должны идти на счет самого учреждения (гос учреждения – организации в конечном итоге подневольные, и если были сделаны пожертвования на закупку лекарственных средств в больницы, местный орган власти вправе пустить их на выплату зарплат сотрудникам, что не соответствует цели организации-спонсора);

уделяйте особое внимание вопросу согласования спонсорских приоритетов (так, администрацию детских домов может волновать внешний вид воспитанников, а спонсора, исходя из его деятельности, больше волнует их образование и устремления


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33124. Основные критерии отбора детей в коллектив 21.5 KB
  При отборе детей в хореографический коллектив обращают внимание на внешние сценические данные поступающего проводят проверку его профессиональных физических данных выворотность ног состояние стоп подъема танцевальный шаг гибкость тела прыжок. Правильный отбор детей возможен при тщательном изучении их анатомофизиологических и психических особенностей.
33125. Основные методы и приемы работы в детском коллективе 23 KB
  Основные методы: Словесный метод имеет универсальный характер. Нагляднослуховой метод является ведущим так как без него неосуществимо восприятие танца и музыки. Исполнение танца и использование живой музыки или ТСО – основное содержание этого метода.
33126. Основы классического танца 41 KB
  1 позиция ступни ног соприкасаясь с пятками развернуты носками наружу образуя прямую линию. 2 позиция сохраняется прямая линия 1 позиции но пятки выворотных ног стоят одна от другой примерно на расстоянии одной стопы. 3 позиция в этом же выворотном положении ног ступни плотно прилегая закрывают друг друга на половину. 4 позиция ступни закрывают друг друга на расстоянии стопы.
33127. Первое занятие 22.5 KB
  Руководитель проверяет умеют ли они поворачиваться вправо влево затем выстраиваются друг за другом в большой круг и двигаются против часовой стрелки по ходу танца исполняя маршевый шаг. После руководитель подводит детей к станку объясняет как нужно стоять у него причем каждому ребенку отводится определенное место. Дети поворачиваются к станку спиной и руководитель показывает позиции ног: 123 позднее 5 и 6 и еще позже 4 она встречается редко. Руководитель напоминает дату следующего занятия и дети под марш выходят из зала.
33128. Планирование работы как творчества 24 KB
  Существует 2 вида планов: перспективный текущий Перспективный относительно тематические планы ритмики и готовые планы работы. Тематические планы составляются согласно программе утвержденной Министерством образования и зависят от направленности работы школы. Перспективные планы включают 3 раздела: организационная работа.
33129. Учет и оценка музыкально-ритмического воспитания 26 KB
  Проблема учета и оценки муз. Сложность учета обусловлена тем что любая муз. Учет может быть текущим и итоговым.
33130. Элементы белорусского народного танца 22 KB
  Затакт: и подскочить на низких полупальцах левой ноги сгибая в коленях правую ногу и поднимая ее ступней до середины икроножной мышцы опорной ноги. Такт 1 раз небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед. и небольшой шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед. два небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед.
33131. Элементы классического тренажа 32.5 KB
  При выполнении плие необходимо соблюдать следующие требования: распределять тяжесть тела не только на обе ноги но и на обе ступни. При гран и деми плие нужно усиленно открывать колени нужна выворотность всей ноги. Тяжесть тела на обе ноги медленно и плавно сохраняя выворотность. Означает в танцевальной терминологии – отведение и приведение ноги.
33132. Элементы русского танца 23.5 KB
  Русские танцы бывают быстрые и медленные хороводные смысловую нагрузку передают перестроениями поэтому все элементы простые. В быстрых русских танцах используются следующие элементы: веревочки исполняются на демиплие колени в стороны: простая синкопированная сложная двойная моталочка простая и сложная. Элементы мужского танца: присядки хлопушки.