46059

Уравнения движения механизма

Лекция

Физика

Выполнив приведение сил и масс, любой механизм с одной степенью свободы (рычажный, зубчатый, кулачковый и др.), сколь бы сложным он ни был, можно заменить его динамической моделью...

Русский

2014-06-10

479.5 KB

8 чел.

Лекция N7

Уравнения движения механизма

Выполнив приведение сил и масс, любой механизм с одной степенью свободы (рычажный, зубчатый, кулачковый и др.), сколь бы сложным он ни был, можно заменить его динамической моделью (рис. 7.1). Эта модель в общем случае имеет переменный приведенный момент инерции  и к ней приложен суммарный приведенный момент . Закон движения модели такой же, как и закон движения начального звена механизма (см. уравнение 7.1).

Основой для составления уравнения движения механизма с одной степенью свободы служит теорема об изменении кинетической энергии:

 (7.1)

Работу совершают все активные силы и моменты и силы трения во всех кинематических парах механизма.

Уравнение движения в энергетической форме. Запишем формулу для кинетической энергии модели, учитывая уравнение (7.1):

. (7.2)

Так как вся нагрузка, приложенная к модели, выражается суммарным приведенным моментом , то сумма работ равна

 (7.3)

Здесь переменная интегрирования  заменена координатой  начального звена, так как

Учитывая (5.16) и подставив выражения (7.2) и (7.3) в основное уравнение (7.1), получим уравнение движения в энергетической форме:

 (7.4)

где искомой величиной является угловая скорость  начального звена механизма. В общем случае верхний предел  интегрирования в уравнении (7.4) считается переменным.

Если вся нагрузка, приложенная к механизму, зависит только от его положения, то и суммарный приведенный момент  есть функция только координаты . В этом случае уравнение (7.4) решается непосредственно относительно искомой величины :

 (7.5)

Укажем, что интеграл под корнем имеет знак, который надо учитывать.

Уравнение движения в дифференциальной форме. Продифференцируем уравнение (7.4 по координате :

Определим производную, стоящую в левой части уравнения, помня, что в общем случае переменой величиной является не только угловая скорость , но и . Поэтому:

откуда

 (7.6)

Это и есть уравнение движения в дифференциальной форме, поскольку искомая переменная величина — угловая скорость  начального звена механизма - стоит под знаком производной. При пользовании уравнением (7.6) надо помнить, что суммарный приведенный момент , а также производная  суть величины алгебраические и подставляются со своими знаками.

В том случае, когда исследуется механизм, имеющий  (например, зубчатый механизм с круглыми колесами), уравнение его движения упрощается и приобретает такой вид:

 (7.7)

Уравнение движения в дифференциальной форме (7.6) может быть получено также и из уравнений Лагранжа II рода [2], [4].

Для определения углового ускорения  начального звена используем уравнение (7.6), решим его относительно :

 (7.8)

Величины  и  подставляются в уравнение (7.8) со своими знаками. Если угловое ускорение  получится со знаком, противоположным знаку угловой скорости , то это значит, что начальное звено механизма движется замедленно.

Производная  подсчитывается или численным дифференцированием на ЭВМ, или графическим дифференцированием (см. § 4.2). Другой значительно более точный (но и более трудоемкий) способ определения производной  можно найти в литературе

(см.: Минут С. Б. Об определении производной приведенного момента инерции массы звеньев механизма// Науч. тр. МВТУ им. Н. Э. Баумана, 1970; Зиновьев В. А., Бессонов А. П. Основы динамики машинных агрегатов. М., 1964).

Основные режимы движения машины.

Процесс движения машины в общем случае состоит из трех фаз: разбега, установившегося режима и выбега (рис. 7.2). Разбег (режим I и II) и выбег (режимы IV и V) относятся к неустановившемуся режиму, который характеризуется непериодическими, т. е. неповторяющимися, изменениями скорости главного вала машины (начального звена). Такой процесс движения называют переходным.

Рис. 7.2

При установившемся режиме III скорость главного вала изменяется периодически. В частном случае скорость может быть постоянной. В установившемся режиме работает большинство энергетических и технологических машин. Часто установившееся движение чередуется с разгонами (при повышениях скоростного режима II) и торможениями (при понижениях скоростного режима IV). Так работают, например, автомобильный двигатель и различные другие транспортные машины. Многие механизмы в установившемся режиме вообще не работают. Это особенно характерно для целого ряда приборов (реле, контакторы и т. п.). Их механизм во время срабатывания (режим VI) переходит из одного положения в другое, не совершая замкнутого повторяющегося кинематического цикла.

Неустановившийся режим движения машины имеет место тогда, когда ее пускают в ход и она, набирая скорость, выходит на установившийся режим, а также тогда, когда для остановки машины ее двигатель выключают и она продолжает двигаться за счет накопленного запаса кинетической энергии; при этом машина постепенно теряет скорость из-за действия сил трения или каких-либо других сил сопротивления, в том числе и специальных тормозных сил. В этих случаях необходимо знать, насколько быстро происходят переход из неподвижного состояния в рабочее и обратный переход до полной остановки. Применительно к транспортным машинам изучение обратного перехода особенно важно для надежного расчета длины тормозного пути. Исследование неустановившегося режима движения дает возможность определить время срабатывания механизма, что абсолютно необходимо для проектирования многих приборов, таких, как фотозатворы, средства автоматической защиты и др.

Разгоны (разбеги) и торможения могут происходить с большим ускорением. Это вызывает значительное динамическое нагружение механизма, что, в свою очередь, может привести к перенапряжениям и даже к поломкам.

Во время разбега и выбега угловая скорость многих машин проходит через критическую (резонансную) зону. Во избежание динамической перегрузки механизма и возможной аварии проход этой зоны должен быть достаточно быстрым, что надо обеспечить при проектировании, сделав расчет обеих фаз неустановившегося режима. Решение многих других динамических задач также связано с исследованием этого режима.

Таким образом, изучение неустановившихся (переходных) процессов весьма существенно для грамотного динамического проектирования механизма, машины или прибора.

Для определения закона движения механизма при неустановившемся режиме должны быть известны следующие исходные данные: кинематическая схема механизма; характеристики геометрии масс всех подвижных звеньев; механические характеристики сил и моментов; начальные условия движения. Последнее важно для исследования именно неустановившегося режима.

Рассмотрим механизм, нагруженный силами и моментами, которые являются функциями только перемещения своих точек приложения. Пусть приведенный момент инерции рассматриваемого механизма имеет переменную величину . Требуется определить зависимость скорости начального звена от его угла поворота, т. е. . Подобная задача является весьма распространенной. В качестве примеров можно привести механизмы дизель-компрессоров, буровых станков и подъемных кранов с приводом от двигателей внутреннего сгорания, различных устройств с пневмоприводом, приборов с пружинными двигателями и др.

Неустановившееся движение механизма

(переходные режимы работы)

Способами, изложенными в предыдущих лекциях строим диаграммы  и , таким образом динамическая задача сводится к следующей: известны зависимости  и , требуется определить закон изменения угловой скорости и углового ускорения звена приведения (модели). 

Для решения данной задачи нужно взять уравнение движения, составленное в энергетической форме:

 (7.9)

Порядок определения искомой угловой скорости таков:

  1.  Выполняют приведение масс и строят суммарную диаграмму приведенного момента инерции ;
  2.  По механическим характеристикам строят диаграммы приведенного движущего момента, затем диаграмму суммарного приведенного момента  

Если силы тяжести и силы трения значительны, то их приведенные моменты должны войти слагаемыми в величину  , т.е.

  1.  Графическим интегрированием строим диаграмму работы суммарного приведенного момента.

По уравнению (7.9) c учетом начальных условий определяют угловую скорость начального звена (модели) и строят зависимость

Если , то       (7.10)

Если , то

Для определения углового ускорения начального звена (модели) используем уравнение движения, составленное в дифференциальной форме и  решим его относительно   

  (7.11)

из уравнения видно, что для подсчета величины  необходимо знать   и   в том положении начального звена, для которого определяется  , а также нужно знать зависимость , по которой находят

Производную определяют графическим дифференцированием

,

где  и  масштабы по осям  и

Рис. 7.3

Следует напомнить что величины  и подставляют в уравнение (7.11) со своими знаками. Заметим, что графическое дифференцирование зависимости  вносит некоторую ошибку во второй член уравнения.

Для тихоходных машин второй член уравнения (7.11) мал по сравнению с первым, поэтому ошибка существенного значения не имеет.

Для быстроходных машин второе слагаемое, зависящее от квадрата угловой скорости, может быть весьма значительным. В этом случае следует точно определить производную  путем использования передаточных функций скоростей и ускорений (предложенных Минутом С.Б.), угловое ускорение величина алгебраическая.

Существует другой менее точный, но более простой способ определения , основанный на применении диаграммы  =  - метод поднормалей.

Известно, что

 (7.12)

где - масштаб углового ускорения,  =   (по построению)

Величина и знак производной определяются по диаграмме  аналогично определению производной

- угол наклона касательной, проведенной к кривой , с положительным направлением оси x.

 (7.13)

Определение продолжительности переходного процесса

Известно, что

Рассмотрим построение кривой времени (рис. 7.5) по заданной диаграмме  . При интегрировании обратной функции применяем метод трапеций. В пределах выбранных участков 01, 12,… кривую  заменяем ступенчатым графиком с ординатами . Величины указанных ординат  определяются из условия равенства площадей криволинейных трапеций и соответствующих прямоугольников. Ординаты  и т.д. переносим на ось ординат, затем и на отрицательную полуось абцисс и получаем точки 1’, 2’,… i’. Отложив на оси ординат отрезок интегрирования К, соединяем точки 1’, 2’,… i’ с концом отрезка интегрирования. На диаграмме  в пределах каждого участка проводим линии, параллельные линиям 1K, 2K,… iK и т.д. Через точки 0, 1”, 2”…i” проводим кривую, которая является кривой времени , в масштабе  мм/с. Масштаб  вычисляем из равенства  углов на кривой  и .

 (7.14)

Рис. 7.5


Контрольные вопросы к лекции
N7

  1.  Какие факторы вызывают периодические и непериодические колебания угловой скорости динамической модели?
  2.  Какие основные режимы движения машин Вы знаете?
  3.  Чем характеризуются переходные режимы движения машины?
  4.  Запишите уравнения движения машины в дифференциальной форме и покажите как им можно пользоваться?
  5.  Как определяются продолжительность переходного процесса?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71917. Судебная система Российской Федерации, раскрытие понятия и ее основных признаков 100.5 KB
  К гражданским судам относятся верховные суды республик краевые областные городов федерального значения суды автономных округов и областей районные городские суды. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные флотские и гарнизонные.
71918. Управление трафиком в сетях MPLS 55 KB
  Традиционно главными требованиями предъявляемыми к технологии магистральной сети были высокая пропускная способность малое значение задержки и хорошая масштабируемость. Для решения возникающих задач и разрабатывается архитектура MPLS которая обеспечивает построение магистральных сетей...
71919. Система лицензирования услуг связи 137.02 KB
  Согласно последним провайдерам необходимо обеспечить возможность начинать хозяйственную деятельность после сообщения о намерении работать в сфере телекоммуникаций а получать индивидуальные лицензии следует лишь при распределении ограниченного радиочастного или номерного ресурса.
71920. Освіта в Іспанії та Італії 123 KB
  Чималі мовні і культурні відмінності між регіонами країни, мовою якої став кастільський діалект (літературна іспанська). Кілька регіонів (Каталанія, Валенсія, баскська провінція тощо) мають свої мови за другу офіційну мову. Майже 85% населення — католики, представників інших релігій мало.
71921. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДОЖДЕВЫХ И ПАВОДКОВЫХ ВОД 2.55 MB
  Для защиты земляного полотна от воздействия атмосферных в том числе паводковых вод от его размыва ими и инфильтрации воды в грунт в первую очередь осуществляют планировку всех поверхностей земляного полотна полосы отвода берм, резервов кавальеров водосборно-водоотводных устройств и пр.
71922. Методы очистки вод от нитратов и нитритов 115 KB
  Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.
71923. Екологічный туризм 26.96 KB
  У більшості країн світу туризм відіграє значну роль в економіці, стимулювання соціального розвитку регіонів, надходження коштів до державної скарбниці. На частку туризму припадає близько 10 відсотків світового валового національного продукту, світових інвестицій...
71924. Зоны генерации отражательного клистрона 314 KB
  Зависимость от частоты называется фазочастотной характеристикой резонатора рис. Вблизи собственной частоты резонатора зависимость от очень сильная и тем сильнее чем выше добротность резонатора.
71925. Артеріальна гіпотензія 21.87 KB
  Артеріальна гіпотонія або гіпотонія зниження систолічного та діастолічного артеріального тиску нижче нормального рівня. Артеріальна гіпотонія за механізмом розвитку тривалістю клінічними проявами симптом вкрай неоднорідний.