46061

Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей

Доклад

Медицина и ветеринария

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны средняя часть языка опущена боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель через которую выходит воздушная струя.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль поэтому нарушение его произношения...

Русский

2013-11-19

30.5 KB

47 чел.

В 70. Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей.  Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

  •  губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
  •  зубы незначительно разомкнуты;
  •  язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
  •  между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
  •  голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:

  •  губы растянуты в стороны, как при улыбке;
  •  язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы ("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Отсутствие в речи звуков Л, Ль и коррекционная работа.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль, поэтому нарушение его произношения встречается чаще.

Отсутствие звуков Л, Ль.Подготовительный этап.
Для правильного произношения звука л надо выработать:

  •  подъем кончика языка вверх;
  •  подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки o, у, ы;
  •  умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Постановка звука.
Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка. Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении. Предложите ребенку произносить звук a в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 - 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука a. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем - ла, ла, ла.В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука a, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла. Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает бОльшую четкость.
Автоматизация
Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т. п. ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу. Далее переходят к словам, к фразам, к текстам и, наконец, к свободной речи.
Звук Ль.После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю.   Искажения звука Л и коррекционная работа.Межзубное произношение звука Л. При этом слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным произношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л. Поэтому исправление данного варианта искажения звука осуществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие (т, д, н, с, з, ц). Носовое произношение звука Л. Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг.При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот. Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так же, как и при его отсутствии. Замена звуков Л, Ль другими звуками и коррекционная работа.Исправление замен л другими звуками на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука л. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности. Замена звука Л звуком Й. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться.При замене л на й ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы. Замена звука Л звуком У. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить движения его губ.При замене л на у, нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога ла. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз. Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а взрослый следит, чтобы он не загибал кончик языка внутрь. Замена звука Л звуком Ы. Задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. Замена звука Л звуком В. Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л. При замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее. Замена звука Л звуком Г. Кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься.При замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84499. Загальна характеристика системи крові. Склад і функції крові. Поняття про гомеостаз 56.9 KB
  Склад і функції крові. СИСТЕМА КРОВІ ВИКОНАВЧІ ОРГАНИ ТКАНИНИ МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЯЦІЇ Кров циркулююча Нервові Гуморальні Кров депонована Органи кровотворення 1. Забезпечення оптимальної кількості складових частин крові як одиниць транспорту в одиниці обєму крові.
84500. Електроліти плазми крові. Осмотичний тиск крові і його регуляція 44.63 KB
  Осмотичний тиск Росм. Загальний осмотичний тиск плазми крові повязаний в основному з розчиненими в ній йонами 80 Росм. Певну роль в утворені Росм. Осмотичний тиск є силою що змушує розчинник рухатись через напівпроникну мембрану з розчину де концентрація осмотично активних речовин Росм.
84501. Білки плазми крові, їх функціональне значення ШОЕ 43.84 KB
  Вміст білків в плазмі крові складає близько 70г л. Більша частина білків плазми крові представлена низькомолекулярними альбумінами близько 40г л менша високомолекулярними глобулінами близько 30г л. Джерелом білків плазми крові є перш за все печінка.
84502. Онкотичний тиск плазми крові і його значення 43.64 KB
  Напівпроникною мембраною для онкотичного тиску є стінка капілярів вона вільно пропускає розчинник вода але не пропускає білки що створюють онкотичний тиск Білки є осмотично активними речовинами вони гідрофільні та утримують при собі достатньо велику кількість води. Оскільки стінка капілярів не пропускає білки в міжклітинну рідину то це сприятиме затримці води в капілярах. Впливає на обмін води між кровю та інтерстеціальною рідиною. На обмін води між кровю та тканинами за механізмом фільтраціїрезорбції впливають: Ронк.
84503. Кислотно-основний стан крові роль буферних систем крові та його забезпечення 50.37 KB
  К Механізми підтримки сталості рН в організмі: ислотноосновний стан КОС крові залежить від співвідношення концентрацій іонів Н та ОНˉ у плазмі крові. Його нормальна величина 74 в артеріальній крові та 736 у венозній. Величина рН крові відображає величину рН інтерстиційної рідини та рідини в клітинах.
84504. ЕРИТРОН 44.13 KB
  Механізми регуляції Виконавчі органи Гуморальні Еритроцити що циркулюють в крові Нервові Депоновані еритроцити Забезпечення оптимальної кількості еритроцитів в ОЦК як засобу транспорту Органи кровотворення червоний кістковий мозкта руйнування макрофагальна система Механізми регуляції кількості еритроцитів в крові: 1. Нервові механізми регуляції забезпечують швидку зміну кількості еритроцитів в одиниці обєму крові за рахунок їх перерозподілу між депо та активною циркуляцією. Головним механізмом є активація симпатичного відділу...
84505. Види гемоглобіну та його сполук, їх фізіологічна роль 45.61 KB
  Особливості будови глобіну впливають на спорідненість Hb до кисню. HbF має більшу спорідненість до кисню ніж Hb кров плоду звязує кисень сильніше ніж кров матері в плаценті кров плода відбирає кисень у крові матері і перетягує його собі. Сполуки гемоглобіну: ВідновленийHb не містить кисню; 2. В залежності від умов рівновага зміщується або в бік утворення оксигемоглобіну в крові легень яка має високу напругу кисню або в бік дисоціації оксигемоглобіну в крові тканин де напруга кисню низька.
84506. Лейкоцити, їх функції. Регуляція лейкопоезу. Фізіологічні лейкоцитози 51.34 KB
  При оцінці змін кількості лейкоцитів в клініці вирішального значення має показник зміни співвідношень між окремими групами та формами лейкоцитів в меншій мірі їх кількості. Відсоткове співвідношення окремих форм лейкоцитів називають лейкоцитарною формулою або лейкограмою.
84507. Тромбоцити, їх фізіологічна роль 38.42 KB
  Тромбоцити або кровяні пластинки безколірні двояковпуклі утворення які за своїми розмірами в 2 8р. В крові тромбоцити перебувають в неактивному стані. Активовані тромбоцити виділяють ряд речовин які необхідні для гемостазу тромбоцитарні фактори згортання тромбоцитарний тромбопластин антигепариновий фактор фібриноген тромбостенін судиннозвужуючий фактор фактор аґреґації. Окрім участі в гемостазі тромбоцити здійснюють транспорт креаторних речовин що є важливим для збереження структури судинної стінки.