46062

Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей

Доклад

Медицина и ветеринария

Причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка уздечка ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.Звук р согласныйвоздушная струя встречает преграду;язычный переднеязычный передненебный передняя часть языка направляется к передней части неба;смычный дрожащий вибрант образуется путем вибрации кончика языка смыкании и размыкании его около альвеол;сонорный...

Русский

2013-11-19

36.5 KB

29 чел.

В 71. Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей. причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха. Характеристика звуков р и рь.Звук р - согласный(воздушная струя встречает преграду);-язычный, переднеязычный, передненебный (передняя часть языка направляется к передней части неба);-смычный, дрожащий (вибрант) (образуется путем вибрации кончика языка, смыкании и размыкании его около альвеол);-сонорный (образуется голосом, почти при полном отсутствии шума);-твердый- парный.Правильная артикуляция звука р заключается в следующем: губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного); зубы - разомкнуты; язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;голосовые связки - вибрируют, давая голос; воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его. Звук рь - согласный (воздушная струя встречает преграду);-язычный, переднеязычный, передненебный (передняя часть языка направляется к передней части неба);-смычный, дрожащий (вибрант) (образуется путем вибрации кончика языка, смыкании и размыкании его около альвеол);-сонорный (образуется голосом, почти при полном отсутствии шума);-мягкий-парный.Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед. Виды нарушений звука Р и коррекционная работа.Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Р.Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка). Подготовительный этап. упражнения для выработки правильного произношения звука P .Чьи зубы чище? Маляр. Кто дальше загонит мяч.
Вкусное варенье. Индюк.
Постановка звука. Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим слог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным. Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р. Выработка раскатистого звука Р(с вибрацией кончика языка).Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный. Подготовительный этап. Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка. Постановка звука. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то среднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым  указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук.Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью. Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др - др). Звук Pь. После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д. Горловое произношение звука P и его коррекция.Горловое произношение звука р. Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов. Подготовительный этап. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка. Постановка звука. Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш и ж, нужно сразу приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука).

P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом. Автоматизация звука. Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого. Боковое произношение звука P и его коррекция. Подготовительный этап Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука. Постановка звука. Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка. Носовое произношение звука P и его коррекция.Подготовительный этап. Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же. Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос. Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец. Постановка звука и автоматизация проводится в обычном порядкеЗамена звуков Р, Рь другими звуками и коррекционная работа.Подготовительный этап.Работа ведется одновременно по нескольким направлениям: различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и буквой его заменяющей, если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы - наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одного слога, чтобы данные звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пусть поднимает карточку с тем звуком, который он услышал. Далее, попросите его назвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из набора картинок слова сначала с одним звуком, затем с другим.Постановка звука и автоматизация.Проводится в обычном порядке. Дифференциация


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72935. Античная цивилизация. Древняя Греция 33.96 KB
  Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Создание греческой цивилизации относится к эпохе культурного переворота VII V вв.
72936. Біосфера. Роль В.І.Вернадського у вивченні біосфери. Ноосфера 33.73 KB
  Жива речовина. Що принципово відрізняє нашу планету від будь-якої іншої планети Сонячної системи? Наявність життя. «Якби на Землі не було життя, — писав академік В. І. Вернадський, — обличчя її було б так само незмінним і хімічно інертним, як нерухоме обличчя Місяця, як інертні уламки небесних світил».
72938. Радіація в біосфері. Наслідки Чорнобильської катастрофи 27.4 KB
  Внаслідок міграції разом з атмосферним повітрям водою їжею радіонукліди потрапляють в організм людини накопичуються там і спричинюють його внутрішнє опромінення. Щоб запобігти наслідкам опромінення вживають заходів щодо обмеження зовнішнього і внутрішнього опромінення персоналу...
72939. Сучасна наука про довкілля 21.65 KB
  Вагомим внеском у становленні екології були праці К. Мебіуса (1877), який запропонував поняття «біоценоз» і Ф.Даля (1890),який ввів у наукове використання термін «екотоп». На початку ХХ ст. американські дослідники Ф.Клементс,Р. Адамс,В.Шелфорд розробили основи і методи дослідження угрупувань живих організмів.
72940. Планування аудиту 60.5 KB
  Планування аудиту означає розробку загальної стратегії виконання завдання та плану аудиту для зменшення аудиторського ризику до прийнятно низького рівня. В плануванні беруть участь партнер з завдання та ключовий персонал групи з завдання, що дозволяє отримати користь...
72941. Мета і загальні принципи аудиту 276 KB
  Цілі та основні принципи стандартів аудиту. Основні вимоги до аудиту. Розвиток в Україні ринкових відносин тісно пов’язаний з розвитком і вдосконаленням фінансово-економічного контролю та аудиту як одного з основоположних елементів ринкової інфраструктури.
72942. Аудиторський ризик і оцінювання системи внутрішнього контролю 260 KB
  Підприємницький ризик, пов’язаний з відповідальністю стосовно клієнта, полягає в тому, що аудитор (або аудиторська фірма) може зазнати невдачі унаслідок взаємостосунків з клієнтом, навіть якщо аудиторський висновок, представлений аудитором цьому клієнту...
72943. Рынки факторов производства и распределения факторных доходов 62.78 KB
  Теория факторов производства буржуазная теория утверждающая что в процессе производства взаимодействуют три основных фактора: труд капитал и земля. Заработная плата представляется ценой труда и единственным результатом деятельности рабочего в процессе производства тем самым маскируется эксплуатация рабочих.