46064

Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов

Доклад

Медицина и ветеринария

Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в –з – жА потом квзрывным б – д – г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.

Русский

2013-11-19

32 KB

60 чел.

В 73. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов.

         Наблюдаются три вида нарушений:

полное отсутствие звонких согласных (бабушка – папушка)

недостаточное озвончение(у меня заполела колова).

недостаточное оглушение (в волозах савязана банда и лента)

Всё это отражается на письме. Оглушение наблюдается чаще, чем озвончение. Дефекты озвончения наблюдаются при дизартрии, ринолалии, при нарушении голоса, у слабослышащих.

   Исправление данного недостатка  следует начинать со щелевых звуков в –з – ж,А потом  квзрывным б – д – г.

Подготовительные упражнения:

- поочерёдное воспроизведение беззвучног  вдоха и выдоха, затем стона на вдохе и выдохе. Сначала делает логопед, затем совместно, затем ребёнок.

- громкое ишёпотное произнесение гласных звуков (отрывисто и длительно). При тактильно-вибрационном контроле.

 Используется вибрационный  массаж. озвончения можно добиться  благодаря переходу от одного сонора  к другому м-м-м-на, м-м-м-ба или применяя сочетания звонкого звука между гласными адма, адна. Озвончение щелевых звуков  не всегда удаётся вызвать сразу, это связано с тем, что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. Используются особые способы постановки зука Б. В. Сначала в: просто дуем, включаем голос, пальчиком сиыкаем и размыаем нижнюю губу. Дифференцируем этот звук в слогах ба-па. Затем д,г. Автоматизируем – дифференцируем. Работа под контролем, утрируя произнесение звонких согласных. Ребёнку школьного возраста  можно использовать подчёркивания звука, письмо, вставление букв.

  Звуки з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф_ в_). При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать её вибрацию.

  В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.

   Затем таким же образом произносится звук с, который при включении голоса преобразуется в фонему з _з_).

   Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш_ж_).

  За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

  Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке тонких взрывных б, д, г.

  Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трёхкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

   Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п- б, т-д, к-г и др.).

    Дефекты смягчения и их исправление

  Специфический дефект произношения мягких согласных заключается  в замене их парными твёрдыми («дада», «тота», «утук», фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь).

    Мягкие согласные отличаются дополнительным подъёмом  средней части спинки языка к твёрдому нёбу. А при к, г – заметным перемещением языка вперёд.чем дальше отодвигаем язык вглубь. Тем твёрже фонема.

 Дефект смягчения вызван нарушением мышечного тонуса. Характер этого нарушения зависит прежде всего от локализации поражения головного мозга. Смягчённость встречается у детей с несфомированой речью, а если ребёнку 4-5 лет, то это нарушение. Спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, это приводит к тому, что  язык напряжён, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Е.М. Мастюкова в своих работах подчёркивает, что напряжённая спинка языка, приподнятая к твёрдому нёбу способствует смягчению согласных звуков, следовательно может быть фонематическое недоразвитие.

  Для преодоления  этих дефектов надо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. В р. яз. мягкость зависит от комбинаторных условий:

если с гласными первого ряда, то  согласный твёрдый, а если  с гласным  2-го ряда, то согласный мягкий. (кроме ж, ш, ц – всегда  твёрдых)

несмотря на гласные 2-го ряда (жи-ши).

когда 2 ж (дрожжи) – 2 твёрдые длительно произносятся, то слышится мягко.

мягкость может обозначаться Ь (конь).

Среди дефектов  варианты:

постоянное смягчение – замена твё1рдыми фонемами (вместо тётя – тота).

излишнее смягчение(собака – сябякя)

нарушение дифференциации  твёрдых и мягких согласных, может произносить и твёрдо и мягко.

 Все случаи смягчения фонем сказываются на письме.  

 Для коррекции дефекта смягчения  используются подготовительные упражнения для языка. Их цель – обеспечить  выгибание и опускание спинки языка («горка», «киска сердится», «катушка»).

Следует учитывать:

1). Произношение каких звуков у ребёнка наиболее совершенно, чтобы опираясь на готовый артикуляционный уклад получить правильное звучание.

2). Уклад каких звуков позволяет более наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных (т-д-н) они чаще всего не нарушены. Опираясь на эти фонемы можно перейти к постановке других фонем. В трудных случаях предлагают использовать тактильные ощущения:  положить средний и указательный пальцы на язык. Это позволяет при произнесении твёрдой и мягкой фонемы ощутить напряжение языка  при переходе от твёрдой фонемы в мягкую.

Коррекцию дефекта смягчения рекомендуется располагать по степени сложности:

- сначала переднеязычные ть, дь, нь.

- губно-зубные вь, фь.

- губные пь, бь, мь.

Сь, рь, ль можно варьировать.

После автоматизации  твёрдых и мягких фонем  переходят к дифференциации.  Надо учитывать особенности русского языка (позицию звука в слова). Дифференциацию начинают с таблиц типа  «скажи наоборот» та – тя. Работа над мягкими согласными  начинается с гласного И, отрабатывается напряжение языка па0пи, по0пи, пу-пи. ( при мягком согласном напряжение меньше).

  Прием исправления данною дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, на-ня, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет  плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твёрдому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далee следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребеком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

  Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п' с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п', можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'_а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими  согласными (м', ф', в').

  Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема снимки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п', б', м', с', з', р', л'.

     Что касается звуков к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

   Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз,
необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов.

  Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12355. Изучение вынужденных колебаний в колебательном контуре 343.5 KB
  Лабораторная работа № 22 Изучение вынужденных колебаний в колебательном контуре 1. Цель работы: изучение зависимости тока в колебательном контуре от частоты источника включенного в контур измерение резонансной частоты контура. 2. Вынужденные колебания в RLCконтур
12356. Скин-эффект в металле 182.5 KB
  Лабораторная работа № 21 Скинэффект в металле 1. Цель работы: Изучение скинэффекта в металле. 2. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Явление электромагнитной индукции состоит в том что в проводящем контуре находящемся в переменном магнитном
12357. Изучение магнитного поля соленоида с помощью датчика Холла 198.5 KB
  Лабораторная работа № 20 Изучение магнитного поля соленоида с помощью датчика Холла 1. Цель работы: исследование магнитного поля на оси соленоида с использованием датчика Холла. 2. Методика измерений. Сначала получим выражение для расчета индукции магнитного пол
12358. Определение отношения заряда электрона к его массе методом магнетрона 245 KB
  Лабораторная работа № 19 Определение отношения заряда электрона к его массе методом магнетрона 1. Цель работы: измерение удельного заряда |e|/m электрона. 2. Методика измерений Существуют различные методы определения отношения |e|/m в основе которых лежат результа...
12359. Исследование распределения термоэлектронов по скоростям 146 KB
  Лабораторная работа № 18 Исследование распределения термоэлектронов по скоростям 1. Цель работы: экспериментальное исследование распределения Максвелла. 2. Обоснование метода исследования. В замкнутом сосуде наполненном газом при температуре Т устанавливается...
12360. Ремонт стартера 427 KB
  Стартер является основным прибором системы пуска двигателя и представляет собой четырехнолюсный электродвигатель для преобразования электрической энергии аккумуляторной батареи в механическую и передачи ее на маховик с целью прокрутки коленчатого вала двигателя.
12361. Определение характеристик постоянного магнита по измерениям с датчиком Холла 249.5 KB
  Лабораторная работа № 16 Определение характеристик постоянного магнита по измерениям с датчиком Холла 1. Цель работы: Определение характеристик постоянного магнита по измерениям с датчиком Холла. 2. Эффект Холла. Эффект Холла заключается в том что если пропустит...
12362. Исследование характеристик поперечного датчика Холла 266.5 KB
  Лабораторная работа № 15 Исследование характеристик поперечного датчика Холла 1. Цель работы: Исследование характеристик поперечного датчика Холла 2. Эффект Холла. Эффект Холла заключается в том что если пропустить через металлическую или полупроводниковую пла
12363. Исследование характеристик продольного датчика Холла 266.5 KB
  Лабораторная работа № 14 Исследование характеристик продольного датчика Холла. 1. Цель работы: Изучение эффекта Холла. 2. Эффект Холла. Эффект Холла заключается в том что если пропустить через металлическую или полупроводниковую пластину рис.14.1. электрический то