46064

Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов

Доклад

Медицина и ветеринария

Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в з жА потом квзрывным б д г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.

Русский

2013-11-19

32 KB

63 чел.

В 73. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов.

         Наблюдаются три вида нарушений:

полное отсутствие звонких согласных (бабушка – папушка)

недостаточное озвончение(у меня заполела колова).

недостаточное оглушение (в волозах савязана банда и лента)

Всё это отражается на письме. Оглушение наблюдается чаще, чем озвончение. Дефекты озвончения наблюдаются при дизартрии, ринолалии, при нарушении голоса, у слабослышащих.

   Исправление данного недостатка  следует начинать со щелевых звуков в –з – ж,А потом  квзрывным б – д – г.

Подготовительные упражнения:

- поочерёдное воспроизведение беззвучног  вдоха и выдоха, затем стона на вдохе и выдохе. Сначала делает логопед, затем совместно, затем ребёнок.

- громкое ишёпотное произнесение гласных звуков (отрывисто и длительно). При тактильно-вибрационном контроле.

 Используется вибрационный  массаж. озвончения можно добиться  благодаря переходу от одного сонора  к другому м-м-м-на, м-м-м-ба или применяя сочетания звонкого звука между гласными адма, адна. Озвончение щелевых звуков  не всегда удаётся вызвать сразу, это связано с тем, что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. Используются особые способы постановки зука Б. В. Сначала в: просто дуем, включаем голос, пальчиком сиыкаем и размыаем нижнюю губу. Дифференцируем этот звук в слогах ба-па. Затем д,г. Автоматизируем – дифференцируем. Работа под контролем, утрируя произнесение звонких согласных. Ребёнку школьного возраста  можно использовать подчёркивания звука, письмо, вставление букв.

  Звуки з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф_ в_). При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать её вибрацию.

  В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.

   Затем таким же образом произносится звук с, который при включении голоса преобразуется в фонему з _з_).

   Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш_ж_).

  За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

  Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке тонких взрывных б, д, г.

  Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трёхкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

   Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п- б, т-д, к-г и др.).

    Дефекты смягчения и их исправление

  Специфический дефект произношения мягких согласных заключается  в замене их парными твёрдыми («дада», «тота», «утук», фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь).

    Мягкие согласные отличаются дополнительным подъёмом  средней части спинки языка к твёрдому нёбу. А при к, г – заметным перемещением языка вперёд.чем дальше отодвигаем язык вглубь. Тем твёрже фонема.

 Дефект смягчения вызван нарушением мышечного тонуса. Характер этого нарушения зависит прежде всего от локализации поражения головного мозга. Смягчённость встречается у детей с несфомированой речью, а если ребёнку 4-5 лет, то это нарушение. Спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, это приводит к тому, что  язык напряжён, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Е.М. Мастюкова в своих работах подчёркивает, что напряжённая спинка языка, приподнятая к твёрдому нёбу способствует смягчению согласных звуков, следовательно может быть фонематическое недоразвитие.

  Для преодоления  этих дефектов надо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. В р. яз. мягкость зависит от комбинаторных условий:

если с гласными первого ряда, то  согласный твёрдый, а если  с гласным  2-го ряда, то согласный мягкий. (кроме ж, ш, ц – всегда  твёрдых)

несмотря на гласные 2-го ряда (жи-ши).

когда 2 ж (дрожжи) – 2 твёрдые длительно произносятся, то слышится мягко.

мягкость может обозначаться Ь (конь).

Среди дефектов  варианты:

постоянное смягчение – замена твё1рдыми фонемами (вместо тётя – тота).

излишнее смягчение(собака – сябякя)

нарушение дифференциации  твёрдых и мягких согласных, может произносить и твёрдо и мягко.

 Все случаи смягчения фонем сказываются на письме.  

 Для коррекции дефекта смягчения  используются подготовительные упражнения для языка. Их цель – обеспечить  выгибание и опускание спинки языка («горка», «киска сердится», «катушка»).

Следует учитывать:

1). Произношение каких звуков у ребёнка наиболее совершенно, чтобы опираясь на готовый артикуляционный уклад получить правильное звучание.

2). Уклад каких звуков позволяет более наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных (т-д-н) они чаще всего не нарушены. Опираясь на эти фонемы можно перейти к постановке других фонем. В трудных случаях предлагают использовать тактильные ощущения:  положить средний и указательный пальцы на язык. Это позволяет при произнесении твёрдой и мягкой фонемы ощутить напряжение языка  при переходе от твёрдой фонемы в мягкую.

Коррекцию дефекта смягчения рекомендуется располагать по степени сложности:

- сначала переднеязычные ть, дь, нь.

- губно-зубные вь, фь.

- губные пь, бь, мь.

Сь, рь, ль можно варьировать.

После автоматизации  твёрдых и мягких фонем  переходят к дифференциации.  Надо учитывать особенности русского языка (позицию звука в слова). Дифференциацию начинают с таблиц типа  «скажи наоборот» та – тя. Работа над мягкими согласными  начинается с гласного И, отрабатывается напряжение языка па0пи, по0пи, пу-пи. ( при мягком согласном напряжение меньше).

  Прием исправления данною дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, на-ня, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет  плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твёрдому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далee следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребеком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

  Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п' с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п', можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'_а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими  согласными (м', ф', в').

  Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема снимки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п', б', м', с', з', р', л'.

     Что касается звуков к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

   Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз,
необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов.

  Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22179. Нечеткие запросы к реляционным базам данных 81 KB
  К усиливающим относится модификатор Очень Very к ослабляющим Болееилименее или Приблизительно Почти moreorless нечеткие множества которых описываются функциями принадлежности вида: Для примера формализуем нечеткое понятие Возраст сотрудника компании . Последнее что осталось сделать построить функции принадлежности для каждого лингвистического терма. Выберем трапецеидальные функции принадлежности со следующими координатами: Молодой = [18 18 28 34] Средний = [28 35 45 50] Выше среднего = [42 53 60 60]. Теперь можно...
22180. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМАХ 224 KB
  Наконец наиболее цитируемым определением третьего типа является следующее: ИИ это область знаний которая находит применение при решении задач связанных с обработкой информации на естественном языке автоматизацией программирования управлением роботами машинным зрением автоматическим доказательством теорем разумными машинами извлечения и т. Способы получения и представления знаний в интересах проектирования СИИ в настоящее время составляют предмет сравнительно нового научного направления инженерии знаний. Форма представления знаний...
22181. Структуры и стратегии поиска в пространстве состояний 360 KB
  Решение задачи методом поиска 2. Структуры и стратегии поиска в пространстве состояний 3. Решение задачи методом поиска От выбранного метода поиска то есть стратегии вывода будет зависеть порядок применения и срабатывания правил.
22182. Аппарат нечетких нейронных или гибридных сетей 450.5 KB
  Например нейронные сети хороши для задач распознавания образов но весьма неудобны для выяснения вопроса как они такое распознавание осуществляют. Они могут автоматически приобретать знания но процесс их обучения зачастую происходит достаточно медленно а анализ обученной сети весьма сложен обученная сеть обычно черный ящик для пользователя. Теоретически системы с нечеткой логикой и искусственные нейронные сети эквивалентны друг другу однако в соответствии с изложенным выше на практике у них имеются свои собственные достоинства и...
22183. Генетические алгоритмы 248.5 KB
  Это приводит к тому что приспособленность популяции возрастает позволяя ей лучше выживать в изменяющихся условиях. 1 Основные понятия генетических алгоритмов При описании генетических алгоритмов используются определения заимствованные из генетики например речь идет о популяции особей а в качестве понятий применяются ген хромосома генотип фенотип аллель. Следовательно особями популяции могут быть генотипы либо единичные хромосомы в довольно распространенном случае когда генотип состоит из одной хромосомы. Она представляет меру...
22184. Знания и их свойства. Структура и этапы разработки ЭС 193.5 KB
  Классификация знаний 3. Методология разработки интеллектуальных систем на примере СОЗ ЭС Знания и их свойства Тематика представления знаний Knowledge Representation KR уже давно считается одними из основных направлений работ в области искусственного интеллекта поскольку выбор правильного способа представления знаний является не менее значимым фактором от которого зависит успешное создание системы чем разработка самого программного обеспечения в котором используются эти знания. С тематикой представления знаний тесно связана не...
22185. Модели представления знаний 655.5 KB
  Классификация моделей представления знаний. Модели на основе теоретического подхода Классификация моделей представления знаний Одним из основных элементов в архитектуре экспертной системы является база знаний БЗ. Фейгенбаумом мощность экспертной системы зависит в первую очередь от мощности базы знаний и возможности ее пополнения.
22186. Выявление знаний от экспертов 667.5 KB
  Экспертное оценивание представляет собой процесс измерения который можно определить как процедуру сравнения объектов по выбранным показателям признакам. В качестве показателей сравнения могут использоваться пространственновременные физические психические и другие свойства и характеристики объектов. Процедура сравнения включает в себя: определение причинноследственной связи между объектами; установление степени влияния одних объектов на другие.
22187. ОБРАБОТКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 310 KB
  Групповая экспертная оценка объектов при непосредственном оценивании. В зависимости от целей экспертного оценивания и метода учета экспертных оценок возникают следующие основные задачи: построение обобщенной оценки понятий и объектов на основе индивидуальных оценок экспертов; построение обобщенной оценки на основе парного сравнения объектов каждым из экспертов; определение относительных весов взаимосвязи объектов; определение зависимостей между ранжировками; определение согласованности мнений экспертов; оценка надежности обработки...