46064

Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов

Доклад

Медицина и ветеринария

Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в –з – жА потом квзрывным б – д – г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.

Русский

2013-11-19

32 KB

59 чел.

В 73. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов.

         Наблюдаются три вида нарушений:

полное отсутствие звонких согласных (бабушка – папушка)

недостаточное озвончение(у меня заполела колова).

недостаточное оглушение (в волозах савязана банда и лента)

Всё это отражается на письме. Оглушение наблюдается чаще, чем озвончение. Дефекты озвончения наблюдаются при дизартрии, ринолалии, при нарушении голоса, у слабослышащих.

   Исправление данного недостатка  следует начинать со щелевых звуков в –з – ж,А потом  квзрывным б – д – г.

Подготовительные упражнения:

- поочерёдное воспроизведение беззвучног  вдоха и выдоха, затем стона на вдохе и выдохе. Сначала делает логопед, затем совместно, затем ребёнок.

- громкое ишёпотное произнесение гласных звуков (отрывисто и длительно). При тактильно-вибрационном контроле.

 Используется вибрационный  массаж. озвончения можно добиться  благодаря переходу от одного сонора  к другому м-м-м-на, м-м-м-ба или применяя сочетания звонкого звука между гласными адма, адна. Озвончение щелевых звуков  не всегда удаётся вызвать сразу, это связано с тем, что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. Используются особые способы постановки зука Б. В. Сначала в: просто дуем, включаем голос, пальчиком сиыкаем и размыаем нижнюю губу. Дифференцируем этот звук в слогах ба-па. Затем д,г. Автоматизируем – дифференцируем. Работа под контролем, утрируя произнесение звонких согласных. Ребёнку школьного возраста  можно использовать подчёркивания звука, письмо, вставление букв.

  Звуки з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф_ в_). При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать её вибрацию.

  В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.

   Затем таким же образом произносится звук с, который при включении голоса преобразуется в фонему з _з_).

   Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш_ж_).

  За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

  Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке тонких взрывных б, д, г.

  Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трёхкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

   Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п- б, т-д, к-г и др.).

    Дефекты смягчения и их исправление

  Специфический дефект произношения мягких согласных заключается  в замене их парными твёрдыми («дада», «тота», «утук», фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь).

    Мягкие согласные отличаются дополнительным подъёмом  средней части спинки языка к твёрдому нёбу. А при к, г – заметным перемещением языка вперёд.чем дальше отодвигаем язык вглубь. Тем твёрже фонема.

 Дефект смягчения вызван нарушением мышечного тонуса. Характер этого нарушения зависит прежде всего от локализации поражения головного мозга. Смягчённость встречается у детей с несфомированой речью, а если ребёнку 4-5 лет, то это нарушение. Спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, это приводит к тому, что  язык напряжён, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Е.М. Мастюкова в своих работах подчёркивает, что напряжённая спинка языка, приподнятая к твёрдому нёбу способствует смягчению согласных звуков, следовательно может быть фонематическое недоразвитие.

  Для преодоления  этих дефектов надо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. В р. яз. мягкость зависит от комбинаторных условий:

если с гласными первого ряда, то  согласный твёрдый, а если  с гласным  2-го ряда, то согласный мягкий. (кроме ж, ш, ц – всегда  твёрдых)

несмотря на гласные 2-го ряда (жи-ши).

когда 2 ж (дрожжи) – 2 твёрдые длительно произносятся, то слышится мягко.

мягкость может обозначаться Ь (конь).

Среди дефектов  варианты:

постоянное смягчение – замена твё1рдыми фонемами (вместо тётя – тота).

излишнее смягчение(собака – сябякя)

нарушение дифференциации  твёрдых и мягких согласных, может произносить и твёрдо и мягко.

 Все случаи смягчения фонем сказываются на письме.  

 Для коррекции дефекта смягчения  используются подготовительные упражнения для языка. Их цель – обеспечить  выгибание и опускание спинки языка («горка», «киска сердится», «катушка»).

Следует учитывать:

1). Произношение каких звуков у ребёнка наиболее совершенно, чтобы опираясь на готовый артикуляционный уклад получить правильное звучание.

2). Уклад каких звуков позволяет более наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных (т-д-н) они чаще всего не нарушены. Опираясь на эти фонемы можно перейти к постановке других фонем. В трудных случаях предлагают использовать тактильные ощущения:  положить средний и указательный пальцы на язык. Это позволяет при произнесении твёрдой и мягкой фонемы ощутить напряжение языка  при переходе от твёрдой фонемы в мягкую.

Коррекцию дефекта смягчения рекомендуется располагать по степени сложности:

- сначала переднеязычные ть, дь, нь.

- губно-зубные вь, фь.

- губные пь, бь, мь.

Сь, рь, ль можно варьировать.

После автоматизации  твёрдых и мягких фонем  переходят к дифференциации.  Надо учитывать особенности русского языка (позицию звука в слова). Дифференциацию начинают с таблиц типа  «скажи наоборот» та – тя. Работа над мягкими согласными  начинается с гласного И, отрабатывается напряжение языка па0пи, по0пи, пу-пи. ( при мягком согласном напряжение меньше).

  Прием исправления данною дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, на-ня, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет  плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твёрдому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далee следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребеком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

  Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п' с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п', можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'_а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими  согласными (м', ф', в').

  Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема снимки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п', б', м', с', з', р', л'.

     Что касается звуков к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

   Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз,
необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов.

  Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76740. Анатомия и медицина 183.07 KB
  Систематическая анатомия описывает строение нормального здорового человека по системам: костной суставной мышечной и т. она изучает методом системного подхода строение здорового нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы. Здоровье полное физическое психическое и социальное благополучие человека находящееся в равновесии с окружающей средой определение Всемирной организации здравоохранения ВОЗ.
76741. Основные методологические принципы анатомии 182.27 KB
  Из одной клетки создавать ткань орган системы органов и в целом весь организм пересаживать клетки и ткани человеку и животным. У человека различают следующие основные ткани: Эпителиальная покровная ткань т. Соединительная ткань собственная хрящевая костная состоящая из клеток коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань рыхлая и плотная имеет много разновидностей ретикулярная жировая пигментная волокнистая кровь и лимфа.
76742. Анатомия и медицина древней Греции и Рима 183.8 KB
  были обобщены все достижения современной ему анатомии. Гиппократ свел в единое руководство достижения современной ему анатомии используя первые рукописи в виде Анатомии Диоклесса трудов Алкмеона и своих собственных. Древнегреческая Александрийская медицинская школа в изучении анатомии стояла на передовых позициях.
76743. Анатомия эпохи Возрождения 183.2 KB
  В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей распилы костей консервация органов и тканей новые химические методы бальзамирования измерения и зарисовки органов с подробным описанием. Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи вскрывая трупы производил подробное и тщательное описание анатомических структур сразу же все зарисовывал дополнял измерениями; производил инъекции сосудов желудочков мозга; создавал модели органов чтобы понять их функцию. Позиции европейских университетов в...
76744. Первые русские анатомы XVIII века 183.81 KB
  В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Протасов ставший тоже академиком читавшим университетский курс анатомии. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии.
76745. Отечественная анатомия Древней Руси 183.52 KB
  Анатомические знания получали при вскрытиях трупов животных и людей оказании помощи раненым и больным. С развитием иконографии анатомические знания о пропорциях тела его пластике потребовались художникам иконописцам. Некоторые анатомические сведения излагались в Люцидарии Вepтограде переводных рекомендациях древнегреческих и древнеримских ученых и врачей.
76746. Н.И Пирогов и его вклад в анатомию человека 181.28 KB
  И Пирогов и его вклад в анатомию человека Николай Иванович Пирогов 1810–1881 обучался медицине в Московском и Дерптском университетах выезжал в научные командировки в германские французские университеты и клиники работал руководителем хирургической клиники в СанктПетербургской медикохирургической академии где основал Анатомический институт. Пирогова которое хранится в настоящее время в музее г. Пирогов предложил новый способ по изучению взаимного расположения синтопии органов сосудов нервов; проекции их на кости скелетотопии и...
76747. П.Ф. Лесгафт - представитель функциональной анатомии 183.2 KB
  Лесгафт представитель функциональной анатомии П. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания. П Петр Францевич Лесгафт 1837-1909 гг. Лесгафт считал что в жизнедеятельности всех органов и систем эффективная работа функция соотносится с рациональным устройством т.
76748. Отечественные анатомы XX века 185.74 KB
  Открылись новые кафедры анатомии человека лаборатории и институты морфологии. Большую роль в обмене опытом и консолидации морфологов сыграл журнал Архив анатомии гистологии эмбриологии основанный в 1916 г. Целая плеяда выдающихся российских ученыханатомов заняла лидерские позиции и сделала огромный вклад в развитие анатомии советского периода.