46064

Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов

Доклад

Медицина и ветеринария

Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в –з – жА потом квзрывным б – д – г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.

Русский

2013-11-19

32 KB

59 чел.

В 73. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов.

         Наблюдаются три вида нарушений:

полное отсутствие звонких согласных (бабушка – папушка)

недостаточное озвончение(у меня заполела колова).

недостаточное оглушение (в волозах савязана банда и лента)

Всё это отражается на письме. Оглушение наблюдается чаще, чем озвончение. Дефекты озвончения наблюдаются при дизартрии, ринолалии, при нарушении голоса, у слабослышащих.

   Исправление данного недостатка  следует начинать со щелевых звуков в –з – ж,А потом  квзрывным б – д – г.

Подготовительные упражнения:

- поочерёдное воспроизведение беззвучног  вдоха и выдоха, затем стона на вдохе и выдохе. Сначала делает логопед, затем совместно, затем ребёнок.

- громкое ишёпотное произнесение гласных звуков (отрывисто и длительно). При тактильно-вибрационном контроле.

 Используется вибрационный  массаж. озвончения можно добиться  благодаря переходу от одного сонора  к другому м-м-м-на, м-м-м-ба или применяя сочетания звонкого звука между гласными адма, адна. Озвончение щелевых звуков  не всегда удаётся вызвать сразу, это связано с тем, что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. Используются особые способы постановки зука Б. В. Сначала в: просто дуем, включаем голос, пальчиком сиыкаем и размыаем нижнюю губу. Дифференцируем этот звук в слогах ба-па. Затем д,г. Автоматизируем – дифференцируем. Работа под контролем, утрируя произнесение звонких согласных. Ребёнку школьного возраста  можно использовать подчёркивания звука, письмо, вставление букв.

  Звуки з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф_ в_). При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать её вибрацию.

  В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.

   Затем таким же образом произносится звук с, который при включении голоса преобразуется в фонему з _з_).

   Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш_ж_).

  За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

  Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке тонких взрывных б, д, г.

  Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трёхкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

   Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п- б, т-д, к-г и др.).

    Дефекты смягчения и их исправление

  Специфический дефект произношения мягких согласных заключается  в замене их парными твёрдыми («дада», «тота», «утук», фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь).

    Мягкие согласные отличаются дополнительным подъёмом  средней части спинки языка к твёрдому нёбу. А при к, г – заметным перемещением языка вперёд.чем дальше отодвигаем язык вглубь. Тем твёрже фонема.

 Дефект смягчения вызван нарушением мышечного тонуса. Характер этого нарушения зависит прежде всего от локализации поражения головного мозга. Смягчённость встречается у детей с несфомированой речью, а если ребёнку 4-5 лет, то это нарушение. Спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, это приводит к тому, что  язык напряжён, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Е.М. Мастюкова в своих работах подчёркивает, что напряжённая спинка языка, приподнятая к твёрдому нёбу способствует смягчению согласных звуков, следовательно может быть фонематическое недоразвитие.

  Для преодоления  этих дефектов надо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. В р. яз. мягкость зависит от комбинаторных условий:

если с гласными первого ряда, то  согласный твёрдый, а если  с гласным  2-го ряда, то согласный мягкий. (кроме ж, ш, ц – всегда  твёрдых)

несмотря на гласные 2-го ряда (жи-ши).

когда 2 ж (дрожжи) – 2 твёрдые длительно произносятся, то слышится мягко.

мягкость может обозначаться Ь (конь).

Среди дефектов  варианты:

постоянное смягчение – замена твё1рдыми фонемами (вместо тётя – тота).

излишнее смягчение(собака – сябякя)

нарушение дифференциации  твёрдых и мягких согласных, может произносить и твёрдо и мягко.

 Все случаи смягчения фонем сказываются на письме.  

 Для коррекции дефекта смягчения  используются подготовительные упражнения для языка. Их цель – обеспечить  выгибание и опускание спинки языка («горка», «киска сердится», «катушка»).

Следует учитывать:

1). Произношение каких звуков у ребёнка наиболее совершенно, чтобы опираясь на готовый артикуляционный уклад получить правильное звучание.

2). Уклад каких звуков позволяет более наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных (т-д-н) они чаще всего не нарушены. Опираясь на эти фонемы можно перейти к постановке других фонем. В трудных случаях предлагают использовать тактильные ощущения:  положить средний и указательный пальцы на язык. Это позволяет при произнесении твёрдой и мягкой фонемы ощутить напряжение языка  при переходе от твёрдой фонемы в мягкую.

Коррекцию дефекта смягчения рекомендуется располагать по степени сложности:

- сначала переднеязычные ть, дь, нь.

- губно-зубные вь, фь.

- губные пь, бь, мь.

Сь, рь, ль можно варьировать.

После автоматизации  твёрдых и мягких фонем  переходят к дифференциации.  Надо учитывать особенности русского языка (позицию звука в слова). Дифференциацию начинают с таблиц типа  «скажи наоборот» та – тя. Работа над мягкими согласными  начинается с гласного И, отрабатывается напряжение языка па0пи, по0пи, пу-пи. ( при мягком согласном напряжение меньше).

  Прием исправления данною дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, на-ня, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет  плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твёрдому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далee следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребеком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

  Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п' с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п', можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'_а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими  согласными (м', ф', в').

  Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема снимки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п', б', м', с', з', р', л'.

     Что касается звуков к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

   Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз,
необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов.

  Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7852. Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества 26.45 KB
  Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества Любой коллектив в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три стадии развития коллектива: ...
7853. Характеристика учреждений социально-культурной сферы 31.98 KB
  Характеристика учреждений социально-культурной сферы В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со стр...
7854. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях 18.29 KB
  Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях До 1953 года сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Нар...
7855. Технология проведения фестивалей народного художественного творчества 22.54 KB
  Технология проведения фестивалей народного художественного творчества В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность...
7856. Сутність, принципи і роль страхування 81 KB
  Тема 1. Сутність, принципи і роль страхування План. Необхідність страхового захисту від ризикових обставин. Історія виникнення і розвитку страхування. Місце страхування в системі економічних категорій та його функції. Принципи страхування...
7857. Класифікація страхування 53.5 KB
  Тема 2. Класифікація страхування План. Призначення та основні критерії класифікації у страхуванні. Класифікація за формами проведення. Рекомендована література: Міні - лексикон: Класифікація ...
7858. Страхові ризики та їх оцінка 106 KB
  Тема 3. Страхові ризики та їх оцінка План. Поняття ризику та його основні характеристики. Види ризиків та їх оцінка. Управління ризиком. Тарифна ставка: структура та методи розрахунку. Рекомендована література Основна...
7859. Страховий ринок 130.5 KB
  Тема 4. Страховий ринок План 1. Страховий ринок і його структура. 2. Роль посередників на страховому ринку. 3. Стан та перспективи розвитку страхового ринку України. 4. Страховий маркетинг. 5. Договори страхування. Рекомендована література Основна: ...
7860. Страхова організація 70 KB
  Організаційні форми страховиків. Структура страхових компаній. Товариства взаємного страхування. Обєднання страховиків та їх функції