46067

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении воспитании лиц с нарушениями речи. Логопедия – это наука о нарушениях речи методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин логопедия происходит от греческих корней логос слово и пайдео воспитываю обучаю – и в переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.

Русский

2013-11-19

19 KB

9 чел.

В 1. Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает причины, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней «логос» (слово) и «пайдео» (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает «воспитание правильной речи).

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.

Объект изучения – человек (индивидуум) страдающий нарушением речи.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи логопедии как науки.

  1.  Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
  2.  Изучение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
  3.  Систематизация речевых расстройств.
  4.  Классификация речевых расстройств.
  5.  Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых расстройств.
  6.  Разработка и совершенствование методов диагностики речевых расстройств.
  7.  Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
  8.  Совершенствование методов профилактики.
  9.  Выявление влияния речевых расстройств на формирование личности, на психическое развитие личности, на осуществление различных видов деятельности поведения.
  10.  Разработка вопросов организации логопедической помощи.

  Для решения поставленных задач необходимо:

- использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения;

- обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

- осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

- распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

  Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию речевой деятельности.

  В целях активных проблем в логопедии используются разнообразные принципы:

1. Онтогенетический принцип. Осуществляет учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

2. Этиопатологический принцип. Предполагает учет причин, механизмов и структуры нарушения.

3. Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

4. Принцип комплексного подхода. Этот принцип включает в себя корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данные медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи.

5. Принцип обходного пути. Используется для формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

6. Принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта.

7. Принцип деятельности. Учет ведущего вида деятельности ребенка.

8. Принцип индивидуального подхода.

 Важное место при изучении и коррекции  речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

  Методы логопедии как науки можно разделить на несколько групп:

  1.  Организационные методы: сравнительный,сравнение в динамике, комплексный.
  2.  Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальные, психодиагностические ( тесты, анкеты, беседы, интервью).
  3.  Метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
  4.  Интерпретационные методы, способы теоретического исследование связей между изучаемыми явлениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20321. Основные этапы развития сцены 40.5 KB
  Читай Базанова Основные этапы развития сцены и ее техники Базанов В.Между тем в мире происходят интересные процессы поиска современной сценической архитектуры техники и технологии сцены. А поскольку театр является заказчиком проекта то его специалистам необходимо знать не только основы построения сцены и ее оборудования но и современные тенденции развития и обогащения театрального пространства.
20322. Русский театр второй половины XIX века 314.5 KB
  в истории русского театра наступает новая эпоха на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Драматургия Островского это целый театр и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров прославивших русское театральное искусство. на сцене Малого театра когда была сыграна комедия Не в свои сани не садись. После первой постановки комедии Не в свои сани не садись Островский все свои пьесы отдает на сцену Малого театра.
20323. Театрально-декорационное искусство на современном этапе 97 KB
  Сценография как синоним декорационного искусства. Поэтому как считают некоторые исследователи он не отвечая сути современного искусства лишь характеризует определенный период развития сценического оформления базирующийся на чисто живописных приемах станковой живописи. Вот почему в настоящее время синонимом декорационного искусства стал термин сценография. К тому же если история декорационного искусства создается в основном на изучении эскизного материала художников то история сценической графики должна ориентироваться на всю...
20324. Культура эпохи Просвещения в Западной Европе и России 469.5 KB
  Западноевропейская культура эпохи Просвещения 3 2. Главные ценности эпохи Просвещения 4 3. Особенности Просвещения в странах Европы 8 3.
20325. Русский театр конца XX века 203 KB
  Началом того театра который нам привычен и знаком следует считать времена оттепели. Знаменитый двадцатый съезд КПСС перевернувший всю страну своим осуждением культа личности перевернул и театр. Появление театра ориентированного на современную драматургию и пытающего осмыслить происходящее сегодня было только делом времени.
20326. Костюм сценический и бытовой 307.5 KB
  В понятие одежды входят платье то что покрывает непосредственно тело человека обувь головные уборы. Основная функция одежды защитная физическая и моральная защита и утилитарнопрактическая так как одежда всегда связана с какойлибо практической деятельностью человека имеет определенное назначение помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды это вещь которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Ношение одежды это процесс потребления данного продукта.
20327. Романтизм в европейской и русской культуре. Философско-эстетические принципы и художественная практика 7.05 MB
  Для Аристотеля эстетика это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика аспект богословия решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до обширного царства прекрасного строже говоря до искусства и притом не всякого а именно изящного искусства. А свое назначение эстетика видит в определении...
20328. Основные тенденции развития русского театра 60-70-х годов XX века 62.5 KB
  Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям это вело к мелочной опеке над авторами вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 23 новых пьес.
20329. Освещение современного спектакля 59 KB
  Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения которое создается осветительными приборами общего света софиты рампа переносные приборы. Спектакли оформленные объемными декорациями требуют местного прожекторного освещения создающего световые контрасты подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения.