46067

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении воспитании лиц с нарушениями речи. Логопедия – это наука о нарушениях речи методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин логопедия происходит от греческих корней логос слово и пайдео воспитываю обучаю – и в переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.

Русский

2013-11-19

19 KB

10 чел.

В 1. Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает причины, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней «логос» (слово) и «пайдео» (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает «воспитание правильной речи).

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.

Объект изучения – человек (индивидуум) страдающий нарушением речи.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи логопедии как науки.

  1.  Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
  2.  Изучение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
  3.  Систематизация речевых расстройств.
  4.  Классификация речевых расстройств.
  5.  Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых расстройств.
  6.  Разработка и совершенствование методов диагностики речевых расстройств.
  7.  Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
  8.  Совершенствование методов профилактики.
  9.  Выявление влияния речевых расстройств на формирование личности, на психическое развитие личности, на осуществление различных видов деятельности поведения.
  10.  Разработка вопросов организации логопедической помощи.

  Для решения поставленных задач необходимо:

- использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения;

- обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

- осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

- распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

  Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию речевой деятельности.

  В целях активных проблем в логопедии используются разнообразные принципы:

1. Онтогенетический принцип. Осуществляет учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

2. Этиопатологический принцип. Предполагает учет причин, механизмов и структуры нарушения.

3. Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

4. Принцип комплексного подхода. Этот принцип включает в себя корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данные медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи.

5. Принцип обходного пути. Используется для формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

6. Принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта.

7. Принцип деятельности. Учет ведущего вида деятельности ребенка.

8. Принцип индивидуального подхода.

 Важное место при изучении и коррекции  речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

  Методы логопедии как науки можно разделить на несколько групп:

  1.  Организационные методы: сравнительный,сравнение в динамике, комплексный.
  2.  Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальные, психодиагностические ( тесты, анкеты, беседы, интервью).
  3.  Метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
  4.  Интерпретационные методы, способы теоретического исследование связей между изучаемыми явлениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38579. Удосконалення механізму конкурентоспроможності послуг на транспортному підприємстві на прикладі служби перевезень Південної залізниці 964.5 KB
  Масивність перевезень їх відносно низька собівартість мала енергоємність висока регулярність і швидкість доставки вантажів та пасажирів забезпечення своєчасного зв’язку між регіонами і СНД та інші фактори вимагають ретельної уваги до роботи транспорту особливо в сучасних умовах господарювання. Досягнення цієї мети вимагає рішення наступних завдань: розглянути узагальнену характеристику механізму конкурентоспроможності транспортних підприємств; розглянути сутність конкурентоспроможності послуг; провести узагальнений аналіз...
38580. Анализ стилей ресторанов г. Твери. Организация собственного ресторана тематической кухни 1.68 MB
  Организация собственного ресторана тематической кухни 2. Фасад здания вывеска крыльцо сад стоянка для автомобилей все это элементы которые создают внешний облик ресторана. Такое несоответствие не дает посетителям представления об уровне и стиле ресторана. Стоянка для автомобилей неотъемлемая часть ресторана или кафе и ее желательно иметь.
38581. Процеси відтворення та амортизації основних засобів 1.18 MB
  Відсутність виваженої державної амортизаційної політики в Україні в період становлення ринкових відносин призвела до порушення механізму відтворення основних засобів на підприємствах наслідком якого виявилася невідповідність амортизаційних відрахувань фінансовим потребам в оновленні необоротних активів. Причинами тому стали неадекватність індексації основних засобів занижені норми амортизації через тривалі нормативні терміни експлуатації основних засобів недостатнє використання прискореної амортизації активів. В умовах формування на...
38582. Организационно-экономическая оценка способа укоренения микропобегов земляники сорта Трибьют в нестерильных условиях 310 KB
  Плоды и ягоды – питательные продукты, являющиеся источником витаминов, минеральных веществ, органических кислот и микроэлементов. Они являются неотъемлемой частью рациона человека (по медицинским нормам человеку в год требуется минимум 100 кг плодов и ягод). Стоимость их мирового валового продукта превышает стоимость картофеля и уступает только зерновым культурам.
38583. Проектирование усилителя выходных устройств (УВУ-И) прибора ДИСК-250И 230.5 KB
  Составить спецификацию элементной базы и обосновать выбор комплектующих элементов и материалов конструкции расчёт площади печатной платы диаметра монтажных отверстий расчёт надёжности. К первому уровню относятся печатные платы и большие гибридные интегральные схемы; – второй уровень – данный уровень включает в себя конструктивные единицы предназначены для механического и электрического объединения элементов первого и второго уровней блоки субблоки панели; Существуют электронные устройства которые имеют 3 и 4 уровни: – третий уровень –...
38584. Рассмотрение основныхе понятий и институтов патентного права 217.5 KB
  Объектом данной работы выступают общественные отношения складывающиеся, в процессе осуществления имущественных и лично не имущественных прав, объектами которых являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
38585. Анализ и экспертная оценка ассортимента платёжных терминаловц 785.5 KB
  Поэтому в данной работе, будет проведена не только товароведно–торговая оценка продукции ООО «Платёжные системы», но и экспертный анализ ассортимента платёжных терминалов. Актуальность темы данной работы налицо, такой объём работы не уйдёт в архив, а сможет послужить поводом дальнейшей реорганизации компании и устранению некоторых недостатков в работе, благодаря приведённым в итоге рекомендациям. Ведь за упрощение работы и оптимизацию свободного времени любой готов заплатить целое состояние.
38586. Разработка мероприятия по совершенствованию стратегии сбыта и мероприятия по повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия ООО «Механо–литейный завод» 191.34 KB
  Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов сбытовой стратегии и анализа деятельности ООО «МЛЗ» разработать мероприятия по совершенствованию стратегии сбыта и мероприятия по повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия.
38587. Учет и анализ реализации продукции растениеводства на ООО «Ярево-агро» Поставского района Витебской области 813.5 KB
  АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА. Общие принципы организации реализации продукции растениеводства и задачи ее учета. Вопросы учета и анализа реализации продукции растениеводства в экономической литературе. Договорные основы и направления реализации продукции растениеводства.