46067

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении воспитании лиц с нарушениями речи. Логопедия это наука о нарушениях речи методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин логопедия происходит от греческих корней логос слово и пайдео воспитываю обучаю и в переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.

Русский

2013-11-19

19 KB

10 чел.

В 1. Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает причины, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней «логос» (слово) и «пайдео» (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает «воспитание правильной речи).

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.

Объект изучения – человек (индивидуум) страдающий нарушением речи.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи логопедии как науки.

  1.  Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
  2.  Изучение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
  3.  Систематизация речевых расстройств.
  4.  Классификация речевых расстройств.
  5.  Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых расстройств.
  6.  Разработка и совершенствование методов диагностики речевых расстройств.
  7.  Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
  8.  Совершенствование методов профилактики.
  9.  Выявление влияния речевых расстройств на формирование личности, на психическое развитие личности, на осуществление различных видов деятельности поведения.
  10.  Разработка вопросов организации логопедической помощи.

  Для решения поставленных задач необходимо:

- использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения;

- обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

- осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

- распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

  Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию речевой деятельности.

  В целях активных проблем в логопедии используются разнообразные принципы:

1. Онтогенетический принцип. Осуществляет учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

2. Этиопатологический принцип. Предполагает учет причин, механизмов и структуры нарушения.

3. Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

4. Принцип комплексного подхода. Этот принцип включает в себя корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данные медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи.

5. Принцип обходного пути. Используется для формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

6. Принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта.

7. Принцип деятельности. Учет ведущего вида деятельности ребенка.

8. Принцип индивидуального подхода.

 Важное место при изучении и коррекции  речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

  Методы логопедии как науки можно разделить на несколько групп:

  1.  Организационные методы: сравнительный,сравнение в динамике, комплексный.
  2.  Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальные, психодиагностические ( тесты, анкеты, беседы, интервью).
  3.  Метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
  4.  Интерпретационные методы, способы теоретического исследование связей между изучаемыми явлениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13759. Импрессионизм. Клод Моне 1.06 MB
  Импрессионизм. Клод Моне. Имрессионизм зародился в 1860 годах во французской живописи. Э. Мане О. Ренуар Эдгард Дега внесли в искусство свежестьизображение мгновенныхкак бы случай ных движений и ситуацийфрагментарность композиций ракурсы срезы фигур.В 18701880го
13760. Массовые, общедоступные искусства. Фотография 760.5 KB
  Массовые общедоступные искусства. Фотография. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства связанные с техническим прогрессом. Фотография кино телевидение продукция полиграфической промышленности книги журналы газеты стали символами времени.
13761. Портрет в искусстве России 123 KB
  Портрет в искусстве России. 18 век в России называют веком портрета. Портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы именно благодаря чему русская живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рок...
13762. Особенности киномузыки 609.5 KB
  Особенности киномузыки Итак фильма без музыки не существовало никогда. Даже во времена немого кино под сменяющиеся друг друга экранные картины импровизировал музыканттапёр. Одним из таких тапёров в студенческие годы был Д. Шостакович. В кино музыка не требует отдель...
13763. Государственная (итоговая) аттестация по ФИЗИКЕ 215.25 KB
  Государственная итоговая аттестация по ФИЗИКЕ Тренировочный вариант № 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа 180 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 27 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий 119. К к
13764. Проблемы развития малых и средних гостиниц на примере гостиницы Park Hotel г.Ставрополя 97.5 KB
  Выявить требования к организации деятельности малых гостиниц; Описать особенности организации и специфику деятельности малых гостиниц как наиболее перспективных в развитии малого бизнеса; Провести анализ работы малых гостиниц на базе гостиницы «Park Hotel» города Ставрополя
13765. Связь грамматики и лексики в русском языке 95.09 KB
  Сочинение рассуждение на основе прочитанного текста С2. Первый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке Возможные цитаты которые могут быть в этом разделе Грамматика может показать как люди пользуются яз
13766. Пишем сочинение на лингвистическую тему 175.5 KB
  1. Как сформулировано задание С2. Напишите сочинениерассуждение приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: Словарь языка свидетельствует о чём думают люди а грамматика как они думают. Аргументируя свой ответ приведите по 1 примеру из проч...