46068

Основные положения учения об этиологии речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

Основные положения учения об этиологии речевых нарушений. Еще в древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.

Русский

2013-11-19

19.5 KB

3 чел.

В 2. Основные положения учения об этиологии речевых нарушений.

  Термин этиология греческий и обозначает учение о причинах (этио –причина, логос – наука, учение). Еще в  древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств, в частности заикания, в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель, связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом, уже  в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.Подлинно научное подтверждение роли поражения головного мозга  в этиологии речевых нарушений было дано в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, относящегося к речи и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. Аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга.

   Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений стали разрабатываться с 20 – х годов XX столетия.  М.Е.Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражение органа слуха, расщепление неба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины М.Е.Хватцев объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях процессов возбуждения и торможения  в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

  Важную роль М.Е.Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Также важное значение в возникновении речевых нарушений имеют экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние факторы).

 Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

  При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

  Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

  Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока.

  Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития.

  Третий критический период (6-7 лет ) начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

  Основные причины патологии детской речи:

1.Внутриутробная патология

- вирусные и эндокринные заболевания; прием лекарственных препаратов; алкоголизм, курение; несовместимость по резус-фактору

2. Поражение мозга во время родов

- асфиксия; гипоксия (кислородное голодание); родовая травма

3. Заболевания в первые годы жизни

- частые вирусные заболевания; ранние желудочно-кишечные расстройства; травмы черепа; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия; педагогическая запущенность

Т.о. при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении  речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер, локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребёнка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85885. Механика электроприводов 77 KB
  Место выполнения работы – лаборатория «Электрооборудование сельскохозяйственного производства» Дидактическое и методическое обеспечение: лабораторный стенд №4, инструкционно-технологическая карта; литература: Л. С. Герасимович Электрооборудование и автоматизация...
85887. Практические задачи теории автоматов 1.08 MB
  Логические переменные и функции от них могут быть либо истинными равными 1 либо ложными равными 0. Логические переменные принято обозначать строчными латинскими буквами а логические функции прописными латинскими буквами.
85888. Визначення складу і кількості вторинної сировини в твердих побутових відходах 63 KB
  Проблема твердих побутових відходів ТПВ є для України однією з найважливіших екологічних економічних і соціальних проблем. м3 ТПВ що знаходяться на 750 полігонах велика кількість яких заповнена на 6090 а деякі переповнені і давно мають бути закриті.
85889. Указатели. Одномерные массивы и в языке программирования Си++ 169 KB
  Цель работы: Освоить работу с указателями и операциями над указателями ознакомиться с основными принципами работы с одномерными массивами 1. Существует следующие способы инициализации указателя: Присваивание указателю адреса существующего объекта: С помощью операции получения адреса например...
85890. Системы программирования в С++. Структура программы. Описание переменных. Ввод и вывод данных 115.5 KB
  Программы представляют собой файлы, содержащие последовательность инструкций, которые компьютер будет выполнять. Вы создаете программы на C++, используя текстовый редактор. Вы сохраняете свои программы на C++ в исходных файлах, для которых используется расширение СРР.
85891. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СООРУЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ БАЛКИ 576 KB
  Определение параметров для железобетонной балки неразрушающими методами контроля необходимые и достаточные для оценки несущей способности конструкции. Выполнение поверочного расчета железобетонной балки для установления фактической предельной нагрузки для оценки несущей способности с учетом...
85892. ТЕНЗОРЕЗИСТОРНЫЙ МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ 266.5 KB
  С помощью данного прибора реализованы и успешно работают измерительные комплексы: для контроля развития деформаций и трещин зданий сооружений; для измерения теплозащитных свойств конструкций сопротивления теплопередаче; регистраторы температуры прогрева бетона монолитном домостроении...
85893. ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ МОДЕЛИ СТАЛЬНОЙ БАЛКИ 231.5 KB
  Цели и задачи работы Ознакомиться с методикой обследования перерасчета испытания обработки и анализом результатов испытания модели стальной балки. Оборудование: Лабораторная установка с моделью стальной балки индикатор часового типа клинометр гири тензорезисторы мост постоянного тока электронный тензометрический...