46068

Основные положения учения об этиологии речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

Основные положения учения об этиологии речевых нарушений. Еще в древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.

Русский

2013-11-19

19.5 KB

3 чел.

В 2. Основные положения учения об этиологии речевых нарушений.

  Термин этиология греческий и обозначает учение о причинах (этио –причина, логос – наука, учение). Еще в  древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств, в частности заикания, в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель, связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом, уже  в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.Подлинно научное подтверждение роли поражения головного мозга  в этиологии речевых нарушений было дано в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, относящегося к речи и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. Аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга.

   Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений стали разрабатываться с 20 – х годов XX столетия.  М.Е.Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражение органа слуха, расщепление неба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины М.Е.Хватцев объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях процессов возбуждения и торможения  в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

  Важную роль М.Е.Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Также важное значение в возникновении речевых нарушений имеют экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние факторы).

 Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

  При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

  Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

  Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока.

  Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития.

  Третий критический период (6-7 лет ) начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

  Основные причины патологии детской речи:

1.Внутриутробная патология

- вирусные и эндокринные заболевания; прием лекарственных препаратов; алкоголизм, курение; несовместимость по резус-фактору

2. Поражение мозга во время родов

- асфиксия; гипоксия (кислородное голодание); родовая травма

3. Заболевания в первые годы жизни

- частые вирусные заболевания; ранние желудочно-кишечные расстройства; травмы черепа; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия; педагогическая запущенность

Т.о. при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении  речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер, локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребёнка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84829. The Components of the Phonetic System of a Language 39.5 KB
  The air stream released by the lungs goes through the windpipe and comes to the larynx, which contains the vocal cords. The vocal cords are two elastic folds which may be kept apart or brought together. The opening between them is called the glottis.
84830. The subject of Phonetics. Phonetics in the System of linguistics 41.5 KB
  Neither linguistic theory nor linguistic practice can do without Phonetics. Phonetics is connected with linguistic and non-linguistic sciences: acoustics, physiology, psychology, logic and others. When we look at the parts of the body which are used in speaking, we make use of information from anatomy...
84832. Некоторые методы возведения зданий 114.6 KB
  Место сопряжения оползневого тела с надоползневым коренным уступом называется тыловым швом оползня а место выхода поверхности скольжения в низовой части склона подошвой оползня. Схема оползневого склона: 1 первоначальное положение склона 2 ненарушенный склон 3 оползневое тело 4 поверхность скольжения...
84833. Соціологія особистості. Структурні елементи особистості 27.88 KB
  Особистість — це цілісна сукупність соціальних властивостей людини, що формуються та видозмінюються протягом усього життя людини у результаті складної взаємодії внутрішніх та зовнішніх чинників її розвитку та активної взаємодії з соціальним середовищем.
84834. Философия как разновидность мировоззрения 135.48 KB
  Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов идей привлекательных для массового сознания но не имеющих реальной ни онтологической ни гносеологической ценности и достоверности...
84835. Міжнародні відносини у структурі суспільних відносин 220.5 KB
  Місце міжнародної проблематики в історії суспільно-політичної думки вирішальною мірою пов’язане з тенденціями та закономірностями розвитку міжнародних відносин, відбиваючи та суттєво впливаючи на них.
84836. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения 372.96 KB
  В рассматриваемой теме рассматриваются понятия, которые описывают механизм функционирования рынков экономических благ: спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем производства, эластичность спроса, эластичность предложения.
84837. Теория поведения потребителя 61.25 KB
  Рынок – это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим обстоятельством объясняется интерес экономической науки к тому, как ведет себя потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор благ, каковы закономерности, управляющие его поведением на рынке.