46068

Основные положения учения об этиологии речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

Основные положения учения об этиологии речевых нарушений. Еще в древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.

Русский

2013-11-19

19.5 KB

3 чел.

В 2. Основные положения учения об этиологии речевых нарушений.

  Термин этиология греческий и обозначает учение о причинах (этио –причина, логос – наука, учение). Еще в  древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств, в частности заикания, в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель, связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом, уже  в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.Подлинно научное подтверждение роли поражения головного мозга  в этиологии речевых нарушений было дано в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, относящегося к речи и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. Аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга.

   Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений стали разрабатываться с 20 – х годов XX столетия.  М.Е.Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражение органа слуха, расщепление неба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины М.Е.Хватцев объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях процессов возбуждения и торможения  в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

  Важную роль М.Е.Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Также важное значение в возникновении речевых нарушений имеют экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние факторы).

 Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

  При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

  Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

  Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока.

  Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития.

  Третий критический период (6-7 лет ) начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

  Основные причины патологии детской речи:

1.Внутриутробная патология

- вирусные и эндокринные заболевания; прием лекарственных препаратов; алкоголизм, курение; несовместимость по резус-фактору

2. Поражение мозга во время родов

- асфиксия; гипоксия (кислородное голодание); родовая травма

3. Заболевания в первые годы жизни

- частые вирусные заболевания; ранние желудочно-кишечные расстройства; травмы черепа; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия; педагогическая запущенность

Т.о. при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении  речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер, локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребёнка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28658. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в. 15.01 KB
  Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.
28659. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая и военная 15.05 KB
  Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распоряди-х органов вып-ли губернские и уездные земские собрания, члены кот-х избирались по 3м избирательным куриям: к 1й относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники
28661. Революционная ситуация 1879-1881 гг. Крепостническая реакция и контрреформы 80-90-х гг. XIX в. 14.17 KB
  Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. все наиболее важные дела по политим преступлениям стали рассмся Особым присутствием сената с участием сословных представителей. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати в 1874 г. из ведения общих судов дела о противозаконных сообществах и участии в них в 1878 г.
28662. Предмет и метод истории и права России 12.37 KB
  История государства и права России изучает политические и правовые институты существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления прежде всего фактический материал для установления закономерностей общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России и с теорией государства и права. Отличия состоят в том что история изучает более...
28663. Возникновение государственности у восточных славян в VII-IX вв. Причины образования Древнерусского государства. Процесс складывания государственных органов и правовых институтов. Сущность «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства 14.58 KB
  Стали образовывать союзы племенных союзов которые по отношению к внеш. племенам выглядели единым целым но в некот. Появляются первые датируемые славянские летописи из котх следовало что поляне платят дань хазарам коте создали Хазарский Каганат а словены зависели от полян. группа лиц аппарат котые занимались только управлением.
28664. Киевское государство – раннефеодальное государство 13.46 KB
  признаки: 1 юридическая безответственности носителя власти; 2 нет постоянных институтов власти получающих плату за свою деятельность; 3 первоначально не был установлен механизм передачи власти по старшинству т. от отца к старшему сыну; 4 существовала наследственность власти; 5 существовал совет при князе но без юридического статуса; 6 в особых случаях могло собираться вече являвшееся чрезвычайным органом и т. Однако полного единства в ней не было органов власти кроме местного князя или его наместника находившегося в родственной...
28665. Происхождение «Русской Правды». Ее редакция и состав. Содержание Краткой и Пространной Правды 12.92 KB
  Ее редакция и состав.Условно делятся на 3 основные редакции: 1 Краткая редакция первая по времени создания; 2 Пространная ред.; 3 Сокращенная ред. Краткая редакция состоит из 2 частей в объеме 43 ст.
28666. Привилегии феодалов по «Русской Правде». Положение смердов, закупов, холопов по «Русской Правде» 12.83 KB
  Если он отказывался работать или плохо работал хозяин имел право бить. Если хозяин пытался выдать закупа за холопа то закуп освобождался а сам хозяин мог быть наказан.