46069

Принципы анализа речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. У детей у которых этот вид деятельности развивается слабо например длительная болезнь предпосылки речевого развития...

Русский

2013-11-19

17.5 KB

9 чел.

В 3.  Принципы анализа речевых нарушений.

Целью анализа речевых нарушений  является выяснение структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследования речевой патологии в детском возрасте.

Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно-обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции. Эти принципы были разработаны Р.Е. Левиной. Эти принципы остаются ведущими при анализе речевых нарушений.

Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет важное значение при диагностике речевых расстройств. Например, у ребенка первого года жизни ведущая форма деятельности эмоционально-положительное общение со взрослыми. Только на его основе у ребёнка формируется потребность в общении со взрослым, развиваются его предпосылки в виде голосовых реакций, их интонационной окрашенности сенсорных функций, т.е. развивается коммуникационно-позновательный комплекс, который имеет решающее значение в дальнейшем психическом развитии ребёнка. У детей, у которых этот вид деятельности развивается слабо, например, длительная болезнь, предпосылки речевого развития формируются недостаточно, и такой ребенок в первые годы жизни отстает в развитии. У ребёнка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослым. Только в процессе выполнения совместно со взрослым простейших предметных действий ребёнок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем, пассивный и активный словарь и начинает использовать формы речевого общения. С трёх лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. В школьном возрасте ведущая учебная деятельность составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребёнка.

Принцип деятельностного подхода предусматривает учет ведущего вида деятельности и важен для определения путей преодоления речевого нарушения.

Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Взаимосвязь различных компонентов речи может быть представлена на примере взаимосвязи звуковой стороны слова, его лексического и грамматического значений. Так, например,  изменение характера, количества и расположения звуков в слове меняет его лексическое, а часто грамматическое значение. Взаимосвязь различных компонентов речи отчетливо выражена в процессе ее развития. Фонетическое развитие способствует накоплению словаря и расширению грамматических средств.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, мышление и др. развиваются с прямым участием речи.(Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец и др.) Связь речи с другим сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого компонента речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.

При анализе речевых нарушений логопеду нужно учитывать и особенности общего состояния здоровья ребёнка, его двигательной сферы, зрения, слуха и интеллекта, темперамента, его конституцию. Необходимо учитывать  возраст ребёнка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств.

Т.о. для анализа речевых нарушений на основе взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка необходим комплексный подход в изучении детей.

Вывод. Анализ речевых нарушений строится с учетом: принципа развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67788. Создание программы, которая заключает в тэги все слова и словосочетания, в которых встречаются 5 согласных букв подряд 51 KB
  Служебный символ. (точка) означает «любой символ». Например, выражение р.р совпадает с символом р, за которым следует произвольный символ, после чего опять следует символ р. Объединение служебных символов приводит к появлению более сложных выражений. Рассмотрим несколько примеров...
67789. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ШИНЫ. ШИНЫ ISA, EISA 82.5 KB
  Системная шина ISA (Industry Standard Architecture) применяется начиная с процессора i80286. Гнездо для плат расширения включает основной 64-контактный и дополнительный 36-контактный разъемы. Шина 16-разрядная, имеет 24 адресные линии, обеспечивает прямое обращение к 16 Мбайт оперативной памяти.
67791. Дослідження електричних кіл з послідовним, паралельним та змішаним з’єднанням опорів 279.5 KB
  Вивчити експериментальні методи дослідження електричних кіл з послідовним, паралельним і змішаним з’єднанням опорів. Навчитись визначати еквівалентні опори при різних способах їх з’єднання та потужності, що споживають окремі опори та електричні кола.
67792. Дослідження складних кіл постійного струму 275 KB
  Вивчити методи розрахунку складних електричних кіл і експериментально перевірити метод еквівалентного генератора. Використовувати описані вище методи у цьому випадку недоцільно бо розроблено метод еквівалентного генератора метод холостого ходу і короткого...
67793. Дослідження впливу навантаження на режими роботи джерела постійного струму. Нелінійні електричні кола 278.5 KB
  Дослідити вплив навантаження на основні характеристики передачі енергії джерелом постійного струму. Навчитися досліджувати нелінійні електричні кола. Короткі теоретичні відомості Будь-яке електричне коло складається з джерела електричної енергії, споживача та лінії передачі і його можна представити електричною схемою...
67794. Дослідження магнітного кола постійних струмів 576.5 KB
  Вивчити методи та прилади вимірювання магнітної індукції і магнітного потоку та дослідити веберамперні характеристики магнітних кіл постійного струму. Короткі теоретичні відомості Частину електротехнічного пристрою призначеного для створення в його робочому обємі магнітного поля заданої...