46069

Принципы анализа речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. У детей у которых этот вид деятельности развивается слабо например длительная болезнь предпосылки речевого развития...

Русский

2013-11-19

17.5 KB

8 чел.

В 3.  Принципы анализа речевых нарушений.

Целью анализа речевых нарушений  является выяснение структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследования речевой патологии в детском возрасте.

Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно-обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции. Эти принципы были разработаны Р.Е. Левиной. Эти принципы остаются ведущими при анализе речевых нарушений.

Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет важное значение при диагностике речевых расстройств. Например, у ребенка первого года жизни ведущая форма деятельности эмоционально-положительное общение со взрослыми. Только на его основе у ребёнка формируется потребность в общении со взрослым, развиваются его предпосылки в виде голосовых реакций, их интонационной окрашенности сенсорных функций, т.е. развивается коммуникационно-позновательный комплекс, который имеет решающее значение в дальнейшем психическом развитии ребёнка. У детей, у которых этот вид деятельности развивается слабо, например, длительная болезнь, предпосылки речевого развития формируются недостаточно, и такой ребенок в первые годы жизни отстает в развитии. У ребёнка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослым. Только в процессе выполнения совместно со взрослым простейших предметных действий ребёнок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем, пассивный и активный словарь и начинает использовать формы речевого общения. С трёх лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. В школьном возрасте ведущая учебная деятельность составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребёнка.

Принцип деятельностного подхода предусматривает учет ведущего вида деятельности и важен для определения путей преодоления речевого нарушения.

Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Взаимосвязь различных компонентов речи может быть представлена на примере взаимосвязи звуковой стороны слова, его лексического и грамматического значений. Так, например,  изменение характера, количества и расположения звуков в слове меняет его лексическое, а часто грамматическое значение. Взаимосвязь различных компонентов речи отчетливо выражена в процессе ее развития. Фонетическое развитие способствует накоплению словаря и расширению грамматических средств.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, мышление и др. развиваются с прямым участием речи.(Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец и др.) Связь речи с другим сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого компонента речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.

При анализе речевых нарушений логопеду нужно учитывать и особенности общего состояния здоровья ребёнка, его двигательной сферы, зрения, слуха и интеллекта, темперамента, его конституцию. Необходимо учитывать  возраст ребёнка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств.

Т.о. для анализа речевых нарушений на основе взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка необходим комплексный подход в изучении детей.

Вывод. Анализ речевых нарушений строится с учетом: принципа развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73269. Разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнего приложения к ней 1.4 MB
  Понятие АИС, освещение этапов (сбор требований к АИС, концептуальное проектирование, логическое проектирование, физическое проектирование), применяемого подхода к разработке АИС и др. Также должна быть изложена разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования с помощью СУБД MicrosoftAccess
73270. ОЧЕРКИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ 29.5 KB
  Рассмотрев две самые важные сенсорные системы опишем вкратце проприоцепцию т. сенсорную систему которая доставляет информацию о положении и движениях тела и его различных частей. Как всем известно о положении и движениях головы конечностей и всего тела мы обычно узнаём без помощи зрения. Эти рецепторы получили название проприоцепторов; это значит что они информируют нас о состоянии нашего собственного тела от лат.
73271. ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ: КОЖНЫЕ И ХИМИЧЕСКИЕ РЕЦЕПТОРЫ 33.5 KB
  Мы знали что волокна зрительного нерва образуют синапсы с клетками наружного коленчатого тела НКТ и что аксоны клеток НКТ оканчиваются в первичной зрительной коре. Было также ясно что эти связи от сетчатки к НКТ и от НКТ к коре имеют топографическую организацию. Говоря о топографическом отображении мы имеем в виду что предшествующая структура проецируется на последующую упорядоченным образом: если идти вдоль какойлибо линии на сетчатке то проекции последовательных точек этой линии в НКТ и в коре также образуют одну непрерывную...