46070

История развития учения о классификации речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

История развития учения о классификации речевых нарушений.Куссмауля который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений систематизировал их упорядочил терминологию. В этой классификации было много общего: клинический подход связь выделенных нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний а также язык описания в котором применялись термины составленные из латинских и греческих словообразований. Между классификациями прослеживаются и несовпадения обусловленные разными принципами...

Русский

2013-11-19

17.5 KB

18 чел.

В 4. История развития учения о классификации речевых нарушений.

 Одной из первых была классификация А.Куссмауля, который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию. Она легла в основание ряда модификаций в работах зарубежных и отечественных исследователей первой четверти 20 века. В этой классификации было много общего: клинический подход, связь выделенных нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний, а также язык описания, в котором применялись термины, составленные из латинских и греческих словообразований. Между классификациями прослеживаются и несовпадения, обусловленные разными принципами группировки нарушений, а также некоторыми расхождениями во взглядах на степень существенности для классификации того или иного критерия.

  М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау, а в дальнейшем О.В.Правдина, С.С.Ляпидевский и др. в клиническую классификацию стали вносить коррективы, в результате которых были значительно изменены представления об отдельных видах нарушений, относимых к одной форме. Значительно пополнилась при этом характеристика речевого расстройства. Однако внесенные коррективы не  изменили существа клинической классификации, ее терминологический аппарат не претерпел существенных изменений. Внесенные логопедами коррективы в клиническую классификацию породили расхождения в понимании одних и тех же терминов в рамках этой области знаний.

 В ходе последующего становления логопедии и формирования ее теоретической базы, к речевым нарушениям с позиций развития и системных представлений о речевой деятельности все более стала осознаваться неприемлемость прямого переноса в теорию логопедии клинических построений, основанных на симптоматической трактовке речевых нарушений. Опора на принцип развития и углубленный анализ речевых расстройств у детей, проведенный с позиции системного подхода, убедительно показали, что нарушения речи, возникающие в процессе развития, нельзя отождествлять с нарушениями в уже сформировавшейся системе. Квалификация и типология речевых нарушений у детей должны опираться на другие принципы анализа и на более содержательные критерии, чем те, которые положены в основание клинической классификации, в которой нарушения речи у детей и взрослых небыли разграничены.  

  Эти новые принципы анализа речевых нарушений у детей были сформулированы Р.Е.Левиной, работы которой легли в основание нового раздела логопедии детской логопедии. Детская логопедия превратилась в самостоятельный раздел в педагогической науке с собственным предметом исследования.

  В связи с выделением детской логопедии в самостоятельный раздел были внесены и определенные ограничения в трактовку речевых нарушений у детей на основе критерия первичности-вторичности дефекта. Из всего многообразия дефектов речевого развития у разных типов детей объектом своего исследования Р.Е.Левина избрала тех, у которых нарушения речи обусловлены несформированностью или разладкой на разных этапах онтогенеза речевых, психологических и физиологических механизмов при первично сохраненных слухе, зрении и интеллекте. В терминах Р.Е.Левиной такие нарушения были отнесены к категории первичного недоразвития речи.

  Нарушения речи у детей с различными (другими) аномалиями развития стали изучаться в тесной связи с ведущим дефектом.

   Т.о, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна клинико – педагогическая, другая психолого-педагогическая (по Р.Е.Левиной). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии ) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. В основе психолого-педагогической классификации лежит выделение всех тех признаков речевой недостаточности, которые важны для единого педагогического подхода. С точки зрения психолого-педагогической квалификации наиболее значимым является вопрос о том, какие компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь такого подхода, логопед имеет возможность  четко представить направление коррекционного обучения при каждой категории дефектов. Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6103. Предмет, метод і система адміністративного права 24.66 KB
  Предмет, метод і система адміністративного права 1. Адміністративне право України як галузь права Адміністративне право - це галузь права (сукупність правових норм), що регулює з метою реалізації завдань і функцій держави суспільні відносини управлі...
6104. Еволюція світової валютної системи 25.58 KB
  Еволюція світової валютної системи 1 Світова валютна система. Золотий та золотодевізний стандарт 2. Бреттон-Вудська валютна система 3. Ямайська валютна система Конкретною формою організації валютних відносин є світова валютна система (СВС). Вона явл...
6105. Становление и развитие оториноларингологии 27.5 KB
  Становление и развитие оториноларингологии Оториноларингология - это наука, занимающаяся изучением заболеваний органов: уха (otos), горла (laringos), носа (rhinos). Накоплением знаний о строении и функциях, методах исследования и заболеваниях у...
6106. Самоанализ внеклассного мероприятия 26.09 KB
  Самоанализ внеклассного мероприятия 18 апреля 2012 года нами было проведено внеклассное мероприятие в 6 А и Б классах Гимназии №76. Тема внеклассного мероприятия Welcome to the Knowledge Land является очень актуальной, так как все темы, св...
6107. Технологія гостинності 28.7 KB
  Технологія гостинності План Поняття технології гостинності. Терміни та визначення. Модель гостинності. Чинники, що впливають на середовище гостинності. Уніфіковані технології готельних послуг.(С.Р.) Поняття технології гости...
6108. Відповідальність працівників за порушення норм і правил з охорони праці 29.5 KB
  Відповідальність працівників за порушення норм і правил з охорони праці Види відповідальності: Дисциплінарна відповідальність включає догану або звільнення з роботи. Притягнути до відповідальності має право особа...
6109. Различные варианты определений уроков 29 KB
  Различные варианты определений уроков. Урок - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и система...
6110. Правові основи функціонування транспорту 27.13 KB
  Правове регулювання безпеки руху та експлуатації транспорту. Правове становище рухомого складу галузей транспорту. Правове становище земель транспорту. Приватизація об'єктів транспортного комплексу України
6111. Взаємозвязки економічних процесів та явищ 34.44 KB
  Взаємозв'язки економічних процесів та явищ Завдання уроку: з'ясувати, що таке економіка предмет та методи дослідження економічної наукиоб’єкти та суб'єкти економічних відносин. Обладнання: крейда, дошка, робочі зошити учн...