46070

История развития учения о классификации речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

История развития учения о классификации речевых нарушений.Куссмауля который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений систематизировал их упорядочил терминологию. В этой классификации было много общего: клинический подход связь выделенных нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний а также язык описания в котором применялись термины составленные из латинских и греческих словообразований. Между классификациями прослеживаются и несовпадения обусловленные разными принципами...

Русский

2013-11-19

17.5 KB

24 чел.

В 4. История развития учения о классификации речевых нарушений.

 Одной из первых была классификация А.Куссмауля, который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию. Она легла в основание ряда модификаций в работах зарубежных и отечественных исследователей первой четверти 20 века. В этой классификации было много общего: клинический подход, связь выделенных нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний, а также язык описания, в котором применялись термины, составленные из латинских и греческих словообразований. Между классификациями прослеживаются и несовпадения, обусловленные разными принципами группировки нарушений, а также некоторыми расхождениями во взглядах на степень существенности для классификации того или иного критерия.

  М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау, а в дальнейшем О.В.Правдина, С.С.Ляпидевский и др. в клиническую классификацию стали вносить коррективы, в результате которых были значительно изменены представления об отдельных видах нарушений, относимых к одной форме. Значительно пополнилась при этом характеристика речевого расстройства. Однако внесенные коррективы не  изменили существа клинической классификации, ее терминологический аппарат не претерпел существенных изменений. Внесенные логопедами коррективы в клиническую классификацию породили расхождения в понимании одних и тех же терминов в рамках этой области знаний.

 В ходе последующего становления логопедии и формирования ее теоретической базы, к речевым нарушениям с позиций развития и системных представлений о речевой деятельности все более стала осознаваться неприемлемость прямого переноса в теорию логопедии клинических построений, основанных на симптоматической трактовке речевых нарушений. Опора на принцип развития и углубленный анализ речевых расстройств у детей, проведенный с позиции системного подхода, убедительно показали, что нарушения речи, возникающие в процессе развития, нельзя отождествлять с нарушениями в уже сформировавшейся системе. Квалификация и типология речевых нарушений у детей должны опираться на другие принципы анализа и на более содержательные критерии, чем те, которые положены в основание клинической классификации, в которой нарушения речи у детей и взрослых небыли разграничены.  

  Эти новые принципы анализа речевых нарушений у детей были сформулированы Р.Е.Левиной, работы которой легли в основание нового раздела логопедии детской логопедии. Детская логопедия превратилась в самостоятельный раздел в педагогической науке с собственным предметом исследования.

  В связи с выделением детской логопедии в самостоятельный раздел были внесены и определенные ограничения в трактовку речевых нарушений у детей на основе критерия первичности-вторичности дефекта. Из всего многообразия дефектов речевого развития у разных типов детей объектом своего исследования Р.Е.Левина избрала тех, у которых нарушения речи обусловлены несформированностью или разладкой на разных этапах онтогенеза речевых, психологических и физиологических механизмов при первично сохраненных слухе, зрении и интеллекте. В терминах Р.Е.Левиной такие нарушения были отнесены к категории первичного недоразвития речи.

  Нарушения речи у детей с различными (другими) аномалиями развития стали изучаться в тесной связи с ведущим дефектом.

   Т.о, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна клинико – педагогическая, другая психолого-педагогическая (по Р.Е.Левиной). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии ) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. В основе психолого-педагогической классификации лежит выделение всех тех признаков речевой недостаточности, которые важны для единого педагогического подхода. С точки зрения психолого-педагогической квалификации наиболее значимым является вопрос о том, какие компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь такого подхода, логопед имеет возможность  четко представить направление коррекционного обучения при каждой категории дефектов. Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38887. Современное состояние и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 51 KB
  1 НАЗВАНИЕ ПЕРВОГО ПАРАГРАФА Далее идет основной текст с абзацного отступа. Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст.2 НАЗВАНИЕ ВТОРОГО ПАРАГРАФА Далее идет основной текст с абзацного отступа. Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст.
38888. Средства моделирования беспроводных сенсорных сетей на базе протокола ZigBee с выбором наилучшего 3.33 MB
  Моделирование сети проводилось в программном пакете OMNET с использованием симулятора Cstli. В разделе Технологическая часть изложена полная установка и настройка программного пакета OMNET и симулятора Cstli на операционной системе Ubuntu 10.5 Структура каталогов OMNET и Cstli 60 2.1 построен симулятор различных протоколов беспроводных сенсорных сетей Cstli текущая версия 3.
38890. Створення презентації в програмі PowerPoint 2003 1.58 MB
  Можна вставити до презентації: малюнки графіку різне написання тексту надати колір тексту змінити фон презентації надати вашій презентації різних ефектних анімацій та інше.2 Основні елементи програми PowerPoint Після загрузки PowerPoint на екрані монітору відобразиться вікно Microsoft PowerPoint мал.3 Створення нової презентації PowerPoint В підрозділі Создание розділ вікна задач Создание презентации перераховані способи створення презентації мал. Клацнувши по пункті Из шаблона оформления відкриється вікно Дизайн слайда із колекції...
38893. Система вознаграждения за труд, применяемая на предприятии 129.5 KB
  Тарифная система оплаты труда: сущность элементы область применения. Место оплаты труда в системе вознаграждения денежная форма вознаграждения персонала связь вознаграждения и мотивации. Через оплату труда осуществляется контроль за мерой труда и потребления. Правильная организация труда и его оплаты составляет важное условие повышения эффективности труда трудовой дисциплины и точного определения заработка работника.
38895. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 469 KB
  Присяжнюк В методических рекомендациях раскрываются цели и задачи дипломной работы определяются обязанности студентов и научных руководителей определяется порядок ее выполнения описываются требования к содержанию и оформлению. Методические указания предназначены в помощь студентам специальности при выполнении дипломной работы а также преподавателям техникума. Цели и задачи выпускной квалификационной дипломной работы. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной дипломной работы.