46070

История развития учения о классификации речевых нарушений

Доклад

Медицина и ветеринария

История развития учения о классификации речевых нарушений.Куссмауля который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений систематизировал их упорядочил терминологию. В этой классификации было много общего: клинический подход связь выделенных нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний а также язык описания в котором применялись термины составленные из латинских и греческих словообразований. Между классификациями прослеживаются и несовпадения обусловленные разными принципами...

Русский

2013-11-19

17.5 KB

21 чел.

В 4. История развития учения о классификации речевых нарушений.

 Одной из первых была классификация А.Куссмауля, который подверг критическому анализу сложившиеся ранее представления о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию. Она легла в основание ряда модификаций в работах зарубежных и отечественных исследователей первой четверти 20 века. В этой классификации было много общего: клинический подход, связь выделенных нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний, а также язык описания, в котором применялись термины, составленные из латинских и греческих словообразований. Между классификациями прослеживаются и несовпадения, обусловленные разными принципами группировки нарушений, а также некоторыми расхождениями во взглядах на степень существенности для классификации того или иного критерия.

  М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау, а в дальнейшем О.В.Правдина, С.С.Ляпидевский и др. в клиническую классификацию стали вносить коррективы, в результате которых были значительно изменены представления об отдельных видах нарушений, относимых к одной форме. Значительно пополнилась при этом характеристика речевого расстройства. Однако внесенные коррективы не  изменили существа клинической классификации, ее терминологический аппарат не претерпел существенных изменений. Внесенные логопедами коррективы в клиническую классификацию породили расхождения в понимании одних и тех же терминов в рамках этой области знаний.

 В ходе последующего становления логопедии и формирования ее теоретической базы, к речевым нарушениям с позиций развития и системных представлений о речевой деятельности все более стала осознаваться неприемлемость прямого переноса в теорию логопедии клинических построений, основанных на симптоматической трактовке речевых нарушений. Опора на принцип развития и углубленный анализ речевых расстройств у детей, проведенный с позиции системного подхода, убедительно показали, что нарушения речи, возникающие в процессе развития, нельзя отождествлять с нарушениями в уже сформировавшейся системе. Квалификация и типология речевых нарушений у детей должны опираться на другие принципы анализа и на более содержательные критерии, чем те, которые положены в основание клинической классификации, в которой нарушения речи у детей и взрослых небыли разграничены.  

  Эти новые принципы анализа речевых нарушений у детей были сформулированы Р.Е.Левиной, работы которой легли в основание нового раздела логопедии детской логопедии. Детская логопедия превратилась в самостоятельный раздел в педагогической науке с собственным предметом исследования.

  В связи с выделением детской логопедии в самостоятельный раздел были внесены и определенные ограничения в трактовку речевых нарушений у детей на основе критерия первичности-вторичности дефекта. Из всего многообразия дефектов речевого развития у разных типов детей объектом своего исследования Р.Е.Левина избрала тех, у которых нарушения речи обусловлены несформированностью или разладкой на разных этапах онтогенеза речевых, психологических и физиологических механизмов при первично сохраненных слухе, зрении и интеллекте. В терминах Р.Е.Левиной такие нарушения были отнесены к категории первичного недоразвития речи.

  Нарушения речи у детей с различными (другими) аномалиями развития стали изучаться в тесной связи с ведущим дефектом.

   Т.о, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна клинико – педагогическая, другая психолого-педагогическая (по Р.Е.Левиной). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии ) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. В основе психолого-педагогической классификации лежит выделение всех тех признаков речевой недостаточности, которые важны для единого педагогического подхода. С точки зрения психолого-педагогической квалификации наиболее значимым является вопрос о том, какие компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь такого подхода, логопед имеет возможность  четко представить направление коррекционного обучения при каждой категории дефектов. Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19188. Моделирование процессов производства твэлов и ТВС по методу IDEF3 в среде Bpwin 20.05 MB
  ЛЕКЦИЯ 23 Моделирование процессов производства твэлов и ТВС по методу IDEF3 в среде Bpwin Для оптимизации последовательности и времени выполнения технологических операций широко применяются методы сетевого планирования. В настоящее время известны программные продукты...
19189. Элементный и структурный анализ в развитии современных технологий 112 KB
  электронный конспект лекций Лекция 1 Элементный и структурный анализ в развитии современных технологий. Основные определения используемые в последующем изложении. Упругое рассеяние в лабораторной системе координат. Широкое внедрение тонкопленочных технологий ис...
19190. Упругое рассеяние в системе центра масс. Связь между сечением рассеяния и прицельным параметром 171 KB
  Лекция 2 Упругое рассеяние в системе центра масс. Связь между сечением рассеяния и прицельным параметром. Вычисление сечения рассеяния в лабораторной системе координат по известному сечению рассеяния в системе центра масс. Рассмотрим процесс упругого рассеяния в сис
19191. Сечение рассеяния в кулоновском и обратноквадратичном потенциале 136.5 KB
  Лекция 3 Сечение рассеяния в кулоновском и обратноквадратичном потенциале. Кулоновский потенциал взаимодействия имеющий вид Ur = /r где  = q1q2 – один из немногих потенциалов для которого можно вычислить аналитически дифференциальное сечение рассеяния. На его приме
19192. Упругое рассеяние иона на атоме при экранированном кулоновском потенциале взаимодействия 206 KB
  Лекция 4 Упругое рассеяние иона на атоме при экранированном кулоновском потенциале взаимодействия. Функция экранирования. Линдхардовское сечение рассеяния для экранированного кулоновского потенциала. Аппроксимация аналитическими выражениями. Рассмотрим процессы
19193. Ядерная и электронная тормозная способность и их связь с удельными потерями энергии при движении ионов в твердом теле 250 KB
  Лекция 5 Ядерная и электронная тормозная способность и их связь с удельными потерями энергии при движении ионов в твердом теле. Расчет тормозных способностей ионов для кулоновского и экранированного кулоновского потенциалов взаимодействия. Расчет тормозных способнос
19194. Расчет траекторных пробегов ионов в твердом теле и распределение внедренных ионов по глубине образца 285 KB
  Лекция 6 Расчет траекторных пробегов ионов в твердом теле и распределение внедренных ионов по глубине образца. Коэффициент отражения и зарядовый состав отраженных ионов. Под пробегом будем понимать путь который проходит ион в твердом теле до полной остановки. Перед в
19195. Расчет коэффициента распыления в модели Зигмунда. Эмпирические формулы расчета коэффициента распыления 167 KB
  Лекция 7 Расчет коэффициента распыления в модели Зигмунда. Эмпирические формулы расчета коэффициента распыления. Энергетическое и угловое распределение распыленных частиц. Ионное травление. Расчет скорости ионного травления. Профиль ионной имплантации при учете расп
19196. Отраженные и вторичные электроны электрон-электронной эмиссии. Энергетический спектр и угловые характеристики 154 KB
  Лекция 8 Отраженные и вторичные электроны электронэлектронной эмиссии. Энергетический спектр и угловые характеристики. Расчет удельных потерь энергии и траекторного пробега. В методах элементного и структурного анализа обычно используются электронные пучки с энерг...