46071

Характеристика основных форм речевых нарушений в соответствии с клинико-педагогической классификацией

Доклад

Медицина и ветеринария

Рассматриваемых в данной классификации можно подразделить на две большие группы в зависимости от того какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи могут быть разделены на 2 типа: фонационного внешнего оформления высказывания которые называют нарушениями произносительной стороны речи; структурносемантического внутреннего оформления высказывания которые называют системными или полиморфными нарушениями речи. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. Брадилалия патологически...

Русский

2013-11-19

34.5 KB

8 чел.

В 5. Характеристика основных форм речевых нарушений в соответствии с клинико-педагогической классификацией.

Все виды нарушений. Рассматриваемых в данной классификации можно подразделить на две большие группы в зависимости от того какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи могут быть разделены на 2 типа:

- фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;

- структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными или полиморфными нарушениями речи.

1.Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

- голосообразования

- темпо-ритмической организации высказывания

- интонационно-мелодической организации

- звукопроизносительной организации

Эти расстройства могут наблюдаться  изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяют следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют следующие термины:

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы:  нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации(афония), либо в нарушении высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально-обусловленной, может быть органической или функциональной. Речь больного тягуче растянута, вялая, монотонная.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации речевой программы, является центрально-обусловленной, органической или функциональной. Речь больного торопливая, стремительная, напористая. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием – нарушение темпа речи.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мыщц речевого аппарата.

Является центрально-обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Дислалия -  нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, заменах звуков или их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база  (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

  При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный.

  Нарушения возникают обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата – в любом возрасте.

Ринолалия  - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

   Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается   избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. При этом дефекте часто встречаются просодические нарушения, речь невнятная, малоразборчивая. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами неба, то есть грубыми анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

  Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические, и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. Иногда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

  Дизартрия является органическим нарушением центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. Часто дизартрия возникает вследствие рано приобретенного ДЦП, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции или других мозговых заболеваний.

2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

  Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно- побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько видов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из этих этапов (уровней) преимущественно страдает.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Распад речи происходит в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций, кровоизлияний в мозг, опухолей мозга после того, как речь была сформирована.

Нарушения письменной речи.

Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднении слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.  

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложения. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47163. Загальна характеристика судової системи України. Місцеві державні адміністрації, їх повноваження 66 KB
  Конституційний Суд України є єдиним органом конституційної юрисдикції в Україні. Система судів загальної юрисдикції відповідно до Конституції України будується за принципами територіальності і спеціалізації. Систему судів загальної юрисдикції складають:1 місцеві суди;2 апеляційні суди Апеляційний суд України;3 Касаційний суд України був визнаний неконституційним за рішенням Конституційного Суду України;4 вищі спеціалізовані суди;5 Верховний Суд України.
47164. Предпринимательские функции государства. Особенности функционирования государственных предприятий и их виды 71.9 KB
  Теория безработицы. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы закон Оукена. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
47166. Региональный уровень организации управления 72 KB
  Многозначность понятия региона отражена в нормативных актах Российской Федерации например в утвержденных 3 июня 1996 года Основных положениях региональной политики в РФ. В данном документе регион трактуется как часть территории Российской Федерации обладающая общностью природных социальноэкономических национальнокультурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. Регионы как субъекты федерации в федеративном государстве...
47168. Предложение, его закон, факторы и эластичность 73.5 KB
  Предприятие представляет собой первичное звено народного хозяйства в системе общественного разделения труда. разделения труда. Общее разделение труда. Частное разделение труда.
47169. Понятие труда. Трудовой процесс и его элементы 72.5 KB
  Понятие труда. Труд: Рассмотрение труда как экономической категории труд как экономический ресурс впервые это затронул Маршалл. Характерные черты труда: Целесообразная деятельность Осознанная деятельность Общественнозначимая деятельность; удовлетворение личных и общественных потребностей Трудовой процесс совокупность действий исполнителей по преобразованию предмета труда в продукт труда выполняемых на рабочем месте. Основные составляющие: Предмет труда Орудие труда Средства труда Работник.
47170. Сестринское дело в педиатрии 72.5 KB
  Заполнение палат новорожденных происходит 1 хаотично 2 по половому признаку 3 циклично 2.При лечение рахита применяют лечебные ванны 1 крахмальные 2 ванны с чередой 3 соленые хвойные 4 ванны с корой дуба 15. Симптомами бронхоспазма при бронхиальной астме являются 1 затрудненный вдох 2 затрудненный выдох 3 урежение дыхания 4 дыхание Куссмауля...