46073

Логопедическое воздействие как педагогический процесс. Принципы и методы логопедического воздействия

Доклад

Медицина и ветеринария

Логопедическое воздействие как педагогический процесс. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. Логопедическое воздействие опирается на общедидактические принципы: научности; воспитывающего характера обучения;систематичности и последовательности; доступности; сознательности; активности; индивидуального подхода и др. Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: этиопатогенетический ;системности и учета структуры речевого...

Русский

2013-11-19

28.5 KB

34 чел.

В 7. Логопедическое воздействие как педагогический процесс. Принципы и методы логопедического воздействия.

 Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. Логопедическое воздействие опирается на общедидактические принципы:

- научности; воспитывающего характера обучения;систематичности и последовательности; доступности; сознательности; активности; индивидуального подхода и др.

  Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

- этиопатогенетический ;системности и учета структуры речевого нарушения;комплексности

дифференцированного подхода;поэтапности;онтогенетический;развития;учета личностных особенностей;деятельностного подхода ;использования обходного пути .

Логопедическое воздействие сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозное, психотерапевтическое).

 Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции речи.

 Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже ее отдельных звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

 Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

  Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложноорганизованный  процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими, целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

 Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Например, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р).     Формирование  правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к абстрактным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых единиц).

  Большое место в логопедической работе имеет учет личностных особенностей ребенка. Например, у заикающихся детей наблюдается дисгармоническое развитие личности, неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.

  Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущего вида деятельности. У детей дошкольного возраста коррекционная работа осуществляется в игровой форме. В школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, которая становится основой коррекционно –логопедической работы.

   При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

  Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.

Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей , направленный на освоение детьми знаний, умений, навыков.

  Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются наглядные, словесные и практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуальными особенностями ребенка.

  К практическим методам логопедического воздействия относятся игры, упражнения, моделирование.

 Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

*Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. На начальных этапах усвоения используется показ действия, а по мере усвоения действия, показ постепенно «сворачивается», заменяясь словесным обозначением.

*Конструирование применяется  например, при устранении оптической дисграфии, где детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы в другую.

*Творческие упражнения предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Выполнение любых упражнений эффективно лишь при соблюдении следующих условий:

- осознание ребенком цели;

- систематичности;

- постепенного усложнения условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

- осознанное выполнение ребенком практических действий;

- самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции;

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуками при коррекции нарушений звукопроизношения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, объяснением, указаниями, вопросами. В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с целями и задачами коррекционной работы. С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, драматизации, творческие.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Эффективность их использования зависит от следующих условий:

- модель должна отражать основные свойства объекта и быть аналогичной ему по своей структуре;

- быть доступной для восприятия ребенком данного возраста

- должна облегчать процесс овладения знаниями, умениями, навыками.

Наглядные методы. К ним относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия и т.д.

Наглядные средства должны:

-быть хорошо видны всем;

- подобраны с учетом возрастных особенностей детей;

- соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

- сопровождаться точной и конкретной речью;

Словесные методы.

В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. В школьном возрасте можно использовать только словесные методы.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

*Рассказ – форма обучения при которой изложение носит описательный характер. Используется для создания у детей представлений о том или ином явлении, для вызова положительных эмоций, для создания образца правильной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе. Рассказ оказывает воздействие на мышление, воображение, чувства. Рассказ желательно сопровождать серией сюжетных картин.

*Беседы ( предварительные, итоговые, обобщающие). Предварительная беседа дается для выявления знаний детей, дает установку на усвоение новой темы. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков. Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

- опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

- соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка;

- активизировать мыслительную деятельность детей;

- вопросы должны быть ясными, четкими;

При проведении беседы ставятся разные задачи:

- развитие познавательной деятельности;

- закрепление правильного произношения;

- уточнение грамматической структуры предложений;

В процессе логопедического воздействия также используются словесные приемы:

показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие, урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4856. Объектно-ориентированное программирование на языке С++ 343.5 KB
  Объектно-ориентированное программирование на языке С++. Объектно-ориентированное программирование как методология проектирования программных средств. Что такое объектно-ориентированное программирование? Объектно-ориентированное программирование...
4857. Программирование на языке ассемблера 337.5 KB
  Введение Язык ассемблера — это символическое представление машинного языка. Все процессы в персональном компьютере (ПК) на самом низком, аппаратном уровне приводятся в действие только командами (инструкциями) машинного языка. По-настоящему реши...
4858. Основы микропрограммирования на языке Ассемблера. Лабораторные работы 322.5 KB
  Создание первой программы на языке Ассемблера Программирование арифметических операций Работа со строками Написание собственного обработчика прерывания Связь подпрограмм на Ассемблере с программами на языке высокого уровня Лабораторная работа №1 Со...
4859. Спектральный анализ кусочно-линейных функций с разрывами 183.5 KB
  Спектральный анализ кусочно-линейных функций с разрывами Цель работы Разработать приложение Спектральный анализ кусочно-линейных функций с разрывами. Разработать собственный компонент и использовать его в разработанном приложении. Задание к ла...
4860. Развитие языков программирования. Роль С++ в контексте современного программирования 49.5 KB
  Развитие языков программирования. Роль С++ в контексте современного программирования. Под программой будем понимать набор данных и инструкций, выполняемых вычислительным устройством с целью преобразования данных в рамках некоторой задачи, решае...
4861. Общая схема работы компилятора С++. Назначение и функционирование редактора связей. Загрузчик 52 KB
  Общая схема работы компилятора С++. Назначение и функционирование редактора связей. Загрузчик. Для оптимизации процесса перевода программы с С++ на машинный язык процесс трансляции разбивают на два этапа: промежуточная трансляция в набор объектных м...
4862. Среда разработки. Работа с проектами. Компиляция программы. Запуск программы 719 KB
  Среда разработки. Работа с проектами. Компиляция программы. Запуск программы. В принципе, для создания работающей программы на языке С++ достаточно написать исходный код в любом текстовом редакторе, передать все модули с исходным кодом программы ком...
4863. Структура программы C++. Служебные слова. Комментарии. Базовые типы данных и операции над ними 75.5 KB
  Структура программы C++. Служебные слова. Комментарии. Базовые типы данных и операции над ними. Логические операции. Побитовые операции. Преобразование типов. Базовый ввод, вывод. Служебные слова. Язык С++ имеет набор зарезервированных служебных сло...
4864. Условные операторы и операторы цикла 40.5 KB
  Условные операторы и операторы цикла. Условные операторы. Язык С++ располагает несколькими условными операторами, позволяющими организовать ветвление в программе. Оператор if реализует простое ветвление, относительно выполнения условия: if ( условие...