46074

Дислалия. Сведения из истории изучения нарушений звукопроизношения. Характеристика распространенности и симптоматики

Доклад

Медицина и ветеринария

Дислалия. Дислалия от греческого дис приставка означающая частичное расстройство и лалио говорю нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Впервые в научное обращение термин дислалия ввел профессор Вильнюсского университета врач И.20 века понятие дислалия претерпело существенные изменения.

Русский

2013-11-19

14.5 KB

12 чел.

В 8. Дислалия. Сведения из истории изучения нарушений звукопроизношения. Характеристика распространенности и симптоматики.

Дислалия (от греческого «дис» - приставка, означающая частичное расстройство, и «лалио» - говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Впервые в научное обращение термин «дислалия» ввел профессор Вильнюсского университета врач И.Франк. В 1927 г. Он применил его для всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Позже в 30-х годах 19 в. швейцарский врач И. Шультесс применил этот термин в более узком значении: он причислил к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. Такой же точки зрения придерживались Куссмауль, Гутцман. В отличие от них, польский исследователь В.Олтушевский относил к дислалии случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическим дефектом речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха. Отдельно он выделил дефекты, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате и обозначил их термином «дисглоссия» и выделил 4 вида этого дефекта в зависимости от того какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную, язычную, небную, зубную. В 30г.20 века понятие «дислалия» претерпело существенные изменения. М.Е.Хватцев выделил 3 формы дислалии:

- анатомическую, обусловленную анатомическими дефектами органов речи;

- органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка, неба;

- функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха.

В начале 50-х годов О.В.Правдина в отличие от М.Е.Хватцева выделяет только 2 формы: механическую и функциональную дислалию. В 60-х годах в работах С.С.Ляпидевского и О.В.Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дислалию и дизартрию. С.С.Ляпидевский и Б.М.Гриншпун из понятия «механическая дислалия» выделяют ринолалию в отдельное речевое нарушение.

 Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% школьников (1-2 классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51715. Краса і багатство української мови 57 KB
  Мета уроку: поглибити знання про багатство української мови звернути увагу на її милозвучність і мелодійність розвивати спостережливість логічне й образне мислення память удосконалювати культуру усного й писемного мовлення; виховувати повагу й любов до рідної мови. Обладнання: кілька видань тлумачного словника української мови мультимедійний проектор або кодоскоп підручник. Вступна бесіда: У чому може на вашу думку виявлятися багатство мови Яким чином фіксується мовний запас Які тлумачні словники вам відомі Скільки...
51717. Первая медицинская помощь при попадании в дыхательные пути инородных тел 66 KB
  Инородные тела в полости носа чаще всего засовывают дети. Признаком попадания инородного тела в нос являются чихание затруднение дыхания через соответствующую половину носа а позднее кровянистогнойные выделения. Инородные тела кости куски пищи пуговицы монеты иногда попадают в глотку и пищевод и застревают там. Запрещается давать ему хлебные корки и другую пищу для проталкивания инородного тела.
51718. Защита населения от аварийных химически опасных веществ 2.73 MB
  Сокращения в тексте: АХОВ аварийные химическиопасные вещества. Основные способы защиты населения от АХОВ это: Оповещение населения; Использование средств индивидуальной защиты; Использование защитных сооружений убежищ; Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях помещениях; Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ. Оповещение населения осуществляется путем включения на территории города населенного пункта электросирен и далее передачи...
51719. Рассмотрим движение тела брошенного под углом к горизонту 121.5 KB
  Запишем уравнения зависимости скорости от времени в проекции на оси ox и oy: В верхней точке траектории тогда время полёта тела до верхней точки. В связи с тем что падение тела продолжается в течение того же времени что и подъём то полное время полёта определяется формулой: Запишем уравнения зависимости координат тела от времени для данного движения: Подставив в уравнение время полета найдём дальность полёта тела. Подставив в уравнение время полёта тела до верхней точки найдём максимальную высоту подъёма тела.
51721. Психолого-педагогические методики диагностики, проектирования, изучения и накопления передового опыта 78 KB
  Психологопедагогические методики диагностики проектирования изучения и накопления передового опыта. Понятие педагогического опыта его разновидности : ошибочный отстающий передовой массовый. Критерии передового педагогического опыта. Методы изучения передового педагогического опыта.