46075

Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения

Доклад

Медицина и ветеринария

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи фонем при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию что приводит к замене звуков.

Русский

2013-11-19

25 KB

48 чел.

В 9. Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных) говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения: биологические и социальные: физическая ослабленность ребенка, зпр, запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия, неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. В этих случаях ребенком оказывается не усвоен какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

  В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения фонем.

 Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

 Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические дефекты (Р.Е.Левина), при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические дефекты, при которых нарушена произвольная норма речи.

  Выделяют три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене  механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Например, ребенок не различает звуки по твердости и мягкости. При данной дислалии нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что ребенок не различает некоторые фонемы на слух.

Артикуляторно-фонематическая дислалия.  К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных вида нарушений.

При первом  - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий ему по набору артикуляционных признаков. Отмечаются замены одного звука другим, боле простым по артикуляции звуком.

При втором варианте артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для произнесения звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Это приводит к смешениям звуков в силу их неправильной дифференциации. Замены и смешения осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, и как в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими – шипящими, между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными( т –к, д –г), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с- сь),  между сонорами (р – л).

 При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в т.ч. и слова-паронимы.

 Ребенок различает все фонемы, осознает свой дефект и пытается сам преодолеть его.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно.   Фонетическая система языка у ребенка при данной форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук близок по своему акустическому эффекту близок к правильному.

 Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске звуков.

 Чаще всего искажения наблюдаются при произношении переднеязычных не взрывных согласных. Это сложные по артикуляции звуки, овладение которыми требует тонких дифференцированных движений. Эти звуки формируются у ребенка позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

 Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины: ротацизм – дефект произношения звука р и рь, ламбдацизим  - л и ль,  сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотацизм – йот (j), каппацизм – к и кь, гаммацизм – г и гь, хитизм – х и хь. В тех случаях, когода отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку –пара: параротацизм, парасигматизм.

  Дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относятся нарушения при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. К сложным (полиморфным) относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

  Механическая (органическая)  дислалия – нарушенное произношение, обусловленное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Часто причиной механической дислалии является короткая уздечка языка (подъязычная связка). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык слишком большой или слишком маленький. Также к дислалии приводят дефекты строения челюстей, которые ведут к аномалии прикуса. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов:

- прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

- прогения – нижняя челюсть выступает вперед;

- открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток (передний открытый прикус, боковой открытый прикус);

- неправильное строение зубов;

- неправильное строение неба (узкое, высокое, или низкое);

- толстые губы.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация хирурга и ортодонта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36664. Термореактивные полимеры и материалы на их основе 59.5 KB
  Термореактивные полимеры (смолы) применяются в качестве связующих веществ, в которые вводят обычно отвердители, наполнители, пластификаторы и другие модифицирующие добавки. Основными требованиями к связующим веществам являются: высокая клеящая способность (адгезия)
36665. Фінансова звітність, її зміст та інтерпретація 250 KB
  Методика аналізу фінансового стану підприємства на базі звітності. Фінансова звітність це система взаємоповязаних узагальнюючих показників що відображають фінансовий стан підприємства установи організації та результати діяльності за звітний період. Таблиця 1 Призначення компонентів фінансової звітності Компонент Призначення Баланс Інформація про фінансове становище підприємства на певну дату. Звіт про прибутки та збитки Інформація про доходи витрати та фінансові результати діяльності підприємства за звітний період Звіт про зміни у...
36666. Загальноприйняті принципи і системи обліку 255.5 KB
  Загальноприйняті принципи і системи обліку. ПЛАН Роль обліку в системі управління користувачі облікової інформації. Загальноприйняті принципи бухгалтерського обліку. Міжнародні організації зі стандартизації бухгалтерського обліку і звітності Склад та загальна характеристика міжнародних стандартів бухгалтерського обліку.
36667. Педагогіка вищої школи. Тексти лекцій 179.46 KB
  Структура методів навчання за джерелами знань ПЕДАГОГІЧНА МАЙСТЕРНІСТЬ Моральнодуховні якості гуманістична спрямованість; національна гідність; інтелігентність; життєві ідеали; совісність; чесність; правдивість; обєктивність; толерантність. Професійні знання навчального предмета; анатомії і фізіології людини; психології; педагогіки; методики навчання. pais дитя ago веду керую наука про навчання та виховання дітей.
36668. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 773.5 KB
  Стоимость зданий и сооружений по подгруппам производственные здания административнобытовые помещения складские помещения закрытая стоянка трансформаторная компрессорная склад газовых баллонов прочие отапливаемые помещения открытая стоянка определяется по формуле: Цз=цзi Vзi 1 где Цз общая стоимость зданий и сооружений руб м3; цзi стоимость одного м3 iой группы зданий или сооружений руб м3; Vзi объем iой подгруппы зданий м3; N количество всех оцениваемых зданий и сооружений ед. Стоимость открытой стоянки и затраты...
36669. Термодинамика и тепломассообмен 2.83 MB
  Первоначально же в середине XIX века она возникла как техническая термодинамика изучающая закономерности взаимного превращения теплоты в механическую работу и являющаяся теоретическим 4ундаментом теплотехники. На ее основе производится расчет и проектирование технологического оборудования для осуществления процессов деформации сушки термообработки и других формируются методы прямого преобразования теплоты в электрическую энергию проводится анализ эффективности термодинамических циклов процессов теплообмена изучаются...
36670. ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Линейные системы управления 5.19 MB
  В учебном пособии излагаются методы анализа и синтеза линейных линеаризованных систем автоматического управления САУ базирующиеся на применении принципа обратной связи по выходной управляемой координате или по вектору координат состояния объекта управления. Продемонстрированы современные методы математического описания линейных объектов и систем во временной и частотной области показана взаимосвязь различных методов описания приведены наиболее распространенные в инженерной практике методы анализа и синтеза непрерывных и дискретных...
36671. СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2.13 MB
  Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Проблема воспитания в семье ребенка с нарушением зрения182 6. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрасте .
36672. Лекции и исследования по древней истории русского права 7.31 MB
  Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы в данном случае самый закон; это на том основании что судья берет норму для решения известного случая прямо из закона который является для него источником права отдельных лиц. Начичность обычая проявлятся в том что известные юридические действия совершаются постоянно по единообразной норме. Чтобы доказать что в данное время действует известный обычай нужно привести ряд единообразных действий определяемых одним какимлибо юридическим началом. Если нет повода думать что...