46075

Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения

Доклад

Медицина и ветеринария

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи фонем при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию что приводит к замене звуков.

Русский

2013-11-19

25 KB

46 чел.

В 9. Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных) говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения: биологические и социальные: физическая ослабленность ребенка, зпр, запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия, неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. В этих случаях ребенком оказывается не усвоен какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

  В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения фонем.

 Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

 Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические дефекты (Р.Е.Левина), при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические дефекты, при которых нарушена произвольная норма речи.

  Выделяют три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене  механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Например, ребенок не различает звуки по твердости и мягкости. При данной дислалии нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что ребенок не различает некоторые фонемы на слух.

Артикуляторно-фонематическая дислалия.  К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных вида нарушений.

При первом  - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий ему по набору артикуляционных признаков. Отмечаются замены одного звука другим, боле простым по артикуляции звуком.

При втором варианте артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для произнесения звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Это приводит к смешениям звуков в силу их неправильной дифференциации. Замены и смешения осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, и как в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими – шипящими, между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными( т –к, д –г), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с- сь),  между сонорами (р – л).

 При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в т.ч. и слова-паронимы.

 Ребенок различает все фонемы, осознает свой дефект и пытается сам преодолеть его.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно.   Фонетическая система языка у ребенка при данной форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук близок по своему акустическому эффекту близок к правильному.

 Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске звуков.

 Чаще всего искажения наблюдаются при произношении переднеязычных не взрывных согласных. Это сложные по артикуляции звуки, овладение которыми требует тонких дифференцированных движений. Эти звуки формируются у ребенка позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

 Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины: ротацизм – дефект произношения звука р и рь, ламбдацизим  - л и ль,  сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотацизм – йот (j), каппацизм – к и кь, гаммацизм – г и гь, хитизм – х и хь. В тех случаях, когода отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку –пара: параротацизм, парасигматизм.

  Дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относятся нарушения при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. К сложным (полиморфным) относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

  Механическая (органическая)  дислалия – нарушенное произношение, обусловленное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Часто причиной механической дислалии является короткая уздечка языка (подъязычная связка). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык слишком большой или слишком маленький. Также к дислалии приводят дефекты строения челюстей, которые ведут к аномалии прикуса. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов:

- прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

- прогения – нижняя челюсть выступает вперед;

- открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток (передний открытый прикус, боковой открытый прикус);

- неправильное строение зубов;

- неправильное строение неба (узкое, высокое, или низкое);

- толстые губы.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация хирурга и ортодонта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80268. ВІРТУАЛЬНИЙ ПРИЛАД ДОСЛІДЖЕННЯ ВТРАТИ ТИСКУ НА ДІЛЯНЦІ ТРУБОПРОВОДУ 75.5 KB
  Склад та принцип дії насосної установки УНБ1 – 400х40 Установка змонтована на автомобілі КрАЗ–250 складається із силового агрегату карданного і проміжного валів коробки передач плунжерного насоса з навісним редуктором маніфольда допоміжного трубопроводу водоподавального блока цементного бачка поста керування з фарою для освітлення зубчастої муфти та випускної труби двигуна автомобіля. Технічна характеристика установки УНБ1400х40 Двигун Чотирикратний...
80269. АЛГОРИТМ СТВОРЕННЯ ВІРТУАЛЬНОГО ПРИЛАДУ ВИМІРЮВАННЯ ТИСКУ НА ДІЛЯНЦІ ТРУБОПРОВОДУ 1.99 MB
  Для вибору і розміщення необхідних на лицьовій панелі приладу елементів слід у верхній горизонтальній лінійці піктограм (ВГ-ЛП) обрати передостанню зліва закладку Вікно – Window і натиснути ЛКМ.
80270. ПРОГНОЗУВАННЯ ВАРТОСТІ ДОСЛІДНОГО ЗРАЗКА ВИРОБУ 423.5 KB
  Створення програми та методики експерименту. Планування експерименту. Використання елементів теорії математичної статистики для визначення результатів експерименту. Вибір ключових слів і рубрик УДК У ході підготовки даної роботи використовувалися такі ключові слова: планування експерименту.
80272. ВИМІРЮВАННЯ ЧАСТОТИ ВЛАСНИХ КОЛИВАНЬ П’ЄЗОКЕРАМІЧНОГО МЕМБРАННОГО ГЕНЕРАТОРА КОЛИВАНЬ 2.71 MB
  Відкривається спадаюче меню. На екрані виникає меню Інструменти – Tools у вигляді матриці елементів. – Меню Палітра інструментів – Tools Plette. У меню Палітра інструментів – Tools Plette обрати піктограму у вигляді стрілки Позиціонування Розмір Вибір 12 – Position Size Select 12.
80274. ДОСЛІДЖЕННЯ СПЕКТРУ КОЛИВАНЬ МЕХАНІЧНОЇ СИСТЕМИ 489 KB
  Об’єкт дослідження процес визначення частотної характеристики коливань і відповіді імпульсу системи Мета – за допомогою функції Coherence визначити Частотну характеристику і Відповідь Імпульсу механічної системи що коливається. Тут ми вимірюємо відповідь системи смугового фільтра Фільтр Баттерворта VI передаючи білий шум Однорідний Білий шум VI як стимул системи і збираючи висновок фільтра як відповідь системи. Збільшуючи кількість кадрів фреймів даних введення і виведення збільшення становить...
80276. ОБОЛОНКА LabVIEW 82 KB
  ВСТУП LbVIEW Lbortory Virtul Instrument Engineering Workbench – Середовище розробки лабораторних віртуальних приладів додаток розробки програми дуже схожий на C або Бейсик або NI LbWindows. Однак LbVIEW відрізняється від тих додатків в одному важливому відношенні. Інші системи програмування використовують: текстово засновані мови щоб створити рядок програми програмний код у той час як LbVIEW використовує графічну мову програмування GДжей щоб створювати програми у формі блоксхеми алгоритм створюється в графічній іконній...