46075

Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения

Доклад

Медицина и ветеринария

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи фонем при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию что приводит к замене звуков.

Русский

2013-11-19

25 KB

45 чел.

В 9. Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных) говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения: биологические и социальные: физическая ослабленность ребенка, зпр, запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия, неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. В этих случаях ребенком оказывается не усвоен какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

  В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения фонем.

 Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

 Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические дефекты (Р.Е.Левина), при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические дефекты, при которых нарушена произвольная норма речи.

  Выделяют три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене  механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Например, ребенок не различает звуки по твердости и мягкости. При данной дислалии нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что ребенок не различает некоторые фонемы на слух.

Артикуляторно-фонематическая дислалия.  К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных вида нарушений.

При первом  - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий ему по набору артикуляционных признаков. Отмечаются замены одного звука другим, боле простым по артикуляции звуком.

При втором варианте артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для произнесения звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Это приводит к смешениям звуков в силу их неправильной дифференциации. Замены и смешения осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, и как в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими – шипящими, между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными( т –к, д –г), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с- сь),  между сонорами (р – л).

 При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в т.ч. и слова-паронимы.

 Ребенок различает все фонемы, осознает свой дефект и пытается сам преодолеть его.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно.   Фонетическая система языка у ребенка при данной форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук близок по своему акустическому эффекту близок к правильному.

 Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске звуков.

 Чаще всего искажения наблюдаются при произношении переднеязычных не взрывных согласных. Это сложные по артикуляции звуки, овладение которыми требует тонких дифференцированных движений. Эти звуки формируются у ребенка позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

 Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины: ротацизм – дефект произношения звука р и рь, ламбдацизим  - л и ль,  сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотацизм – йот (j), каппацизм – к и кь, гаммацизм – г и гь, хитизм – х и хь. В тех случаях, когода отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку –пара: параротацизм, парасигматизм.

  Дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относятся нарушения при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. К сложным (полиморфным) относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

  Механическая (органическая)  дислалия – нарушенное произношение, обусловленное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Часто причиной механической дислалии является короткая уздечка языка (подъязычная связка). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык слишком большой или слишком маленький. Также к дислалии приводят дефекты строения челюстей, которые ведут к аномалии прикуса. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов:

- прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

- прогения – нижняя челюсть выступает вперед;

- открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток (передний открытый прикус, боковой открытый прикус);

- неправильное строение зубов;

- неправильное строение неба (узкое, высокое, или низкое);

- толстые губы.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация хирурга и ортодонта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31217. Группирование сейсмоприемников и источников 43 KB
  При кажущейся скорости поверхностной волны Vпов разность времен прихода этой волны на кый элемент группы по сравнению с первым элементом будет составлять к1 x Vпов. Для этих волн временной сдвиг между кым и первым элементом группы будет равен к1x Vотр. Учитывая то что элементы интерференционной группы одинаковы и выбирая начало отсчета в центре базы группы амплитудночастотную характеристику группы можно записать в виде: . Для изучения свойств амплитудночастотной характеристики линейной группы строится и анализируется график...
31218. Источники упругих волн 30 KB
  Все источники упругих волн применяемые в сейсморазведке подразделяются на два вида: взрывные и невзрывные. Невзрывные источники колебаний в свою очередь делятся на импульсные и вибрационные. Импульсные невзрывные источники могут быть построены на различных физических принципах. При работе на суше используются преимущественно источники либо механического принципа работы удар по грунту падающего груза либо газодинамического типа.
31219. Классификация методов сейсморазведки 30 KB
  Классификация методов сейсморазведки. Внутри нее сформировалось много различных направлений и модификаций которые в силу сложившейся в геофизической литературе терминологической практики получили название методов. Общее число методов сейсморазведки весьма велико. Однако на производстве фактически широко используется лишь ограниченное число методов.
31220. Классификация технических средств 31 KB
  Классификация технических средств К первой группе технических средств принято относить различные системы записи и предварительной обработки сейсмической информации. Технический уровень этой группы средств решающим образом определяет состояние и возможности сейсмической разведки. Эти средства используются преимущественно для проведения полевых работ. Источники упругих волн различного типа составляют третью специфическую группу технических средств сейсморазведки.
31221. Метод отраженных волн 33 KB
  Метод отраженных волн. Метод отраженных волн MOB наиболее эффективный и развитый метод сейсморазведки применяемый в наибольших объемах при поисках и детальной разведке месторождений нефти газа и ряда других полезных ископаемых на суше и на море. Упругие волны в MOB возбуждают с помощью проведения взрывов в неглубоких скважинах или действием специальных невзрывных источников на поверхности земли. На поверхности земли регистрируются отраженные волны от достаточно протяженных геологических границ на которых заметно меняется волновое...
31222. Метод преломленных волн 29.5 KB
  В методе преломленных волн МПВ обычно регистрируются и анализируются головные рефрагированные и преломленнорефрагированные волны. Главными достоинствами МПВ являются: большой диапазон доступных для исследования глубин от первых метров до 10 15 и более километров возможность определения граничной скорости в слоях малая зависимость от помех со стороны кратно отраженных и поверхностных волн. Усовершенствованная модификация МПВ корреляционный метод преломленных волн КМПВ был предложен в СССР в конце 30х годов группой геофизиков под...
31223. Метод проходящих волн (скважинная сейсморазведка) 33 KB
  Позднее в СССР была разработана аппаратура и технология проведения вертикального сейсмического профилирования ВСП СССР Е.Основой для анализа волнового поля по материалам ВСП являются сводные сейсмограммы по стволу скважины для каждого пункта взрыва. По принципу анализа зарегистрированного волнового поля выделяют две основные модификации ВСП скалярную и векторную поляризационную модификацию ПМ ВСП. По технике записи различают однокомпонентную модификацию ВСП регистрируется только вертикальная компонента поля и трехкомпонентную ПМ ВСП.
31224. Источники упругих колебаний 30 KB
  Основным типом источников сейсмических колебаний при морских работах в настоящее время являются пневматические излучатели которые чаще всего называют воздушными пушками. Поэтому для таких источников очень важно чтобы второй импульс был как можно менее интенсивным в сравнении с первым. Комплекс мер который обычно применяют для исключения влияния повторных ударов схлопывающихся воздушных пузырей является группирование источников различной емкости и выбор оптимальной глубины и буксирования. Получающийся в результате короткий импульс создает...
31225. Анализ потенциально опасных и вредных факторов, воздействующих на пользователя ЭВМ 2.48 MB
  Возможности применения компьютера в учебном процессе, весьма многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, для редактирования текстов, в качестве различного рода тренажеров.