46075

Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения

Доклад

Медицина и ветеринария

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи фонем при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию что приводит к замене звуков.

Русский

2013-11-19

25 KB

47 чел.

В 9. Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных) говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения: биологические и социальные: физическая ослабленность ребенка, зпр, запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия, неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. В этих случаях ребенком оказывается не усвоен какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

  В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения фонем.

 Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

 Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические дефекты (Р.Е.Левина), при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические дефекты, при которых нарушена произвольная норма речи.

  Выделяют три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене  механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Например, ребенок не различает звуки по твердости и мягкости. При данной дислалии нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что ребенок не различает некоторые фонемы на слух.

Артикуляторно-фонематическая дислалия.  К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных вида нарушений.

При первом  - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий ему по набору артикуляционных признаков. Отмечаются замены одного звука другим, боле простым по артикуляции звуком.

При втором варианте артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для произнесения звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Это приводит к смешениям звуков в силу их неправильной дифференциации. Замены и смешения осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, и как в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими – шипящими, между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными( т –к, д –г), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с- сь),  между сонорами (р – л).

 При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в т.ч. и слова-паронимы.

 Ребенок различает все фонемы, осознает свой дефект и пытается сам преодолеть его.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно.   Фонетическая система языка у ребенка при данной форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук близок по своему акустическому эффекту близок к правильному.

 Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске звуков.

 Чаще всего искажения наблюдаются при произношении переднеязычных не взрывных согласных. Это сложные по артикуляции звуки, овладение которыми требует тонких дифференцированных движений. Эти звуки формируются у ребенка позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

 Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины: ротацизм – дефект произношения звука р и рь, ламбдацизим  - л и ль,  сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотацизм – йот (j), каппацизм – к и кь, гаммацизм – г и гь, хитизм – х и хь. В тех случаях, когода отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку –пара: параротацизм, парасигматизм.

  Дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относятся нарушения при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. К сложным (полиморфным) относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

  Механическая (органическая)  дислалия – нарушенное произношение, обусловленное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Часто причиной механической дислалии является короткая уздечка языка (подъязычная связка). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык слишком большой или слишком маленький. Также к дислалии приводят дефекты строения челюстей, которые ведут к аномалии прикуса. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов:

- прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

- прогения – нижняя челюсть выступает вперед;

- открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток (передний открытый прикус, боковой открытый прикус);

- неправильное строение зубов;

- неправильное строение неба (узкое, высокое, или низкое);

- толстые губы.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация хирурга и ортодонта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56430. ПІДГОТОВКА ВЧИТЕЛЯ ДО РЕАЛІЗАЦІЇ ОЗДОРОВЧОЇ ФУНКЦІЇ ОСВІТИ 114 KB
  Актуальність статті передбачає пропаганду здорового способу життя дітей та молоді через проведення батьківських лекторіїв конференцій тренінгів круглих столів лекцій практичних занять для батьків та учнівської молоді.
56431. КРЕВСЬКА УНІЯ ТА СПРОБИ ЇЇ РЕАЛІЗАЦІЇ НА УКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЛЯХ 311.5 KB
  Колишня київська Русь могла сплачувати щедру данину, мала розгалужені торговельні шляхи була спроможна надати Литві матеріальні ресурси і поповнення до війська. Не останню роль відігравав і династичний чинник - правляча литовська династія мала численних нащадків, що потребували власних уділів.
56432. Hörtexte und Aufgaben 138.5 KB
  Diese von mir gebildeten Aufgaben werden nach dem Hören des Textes gemacht. Sie haben nur eine Kontrollfunktion: Was haben die Schüler verstanden? Solche Aufgaben helfen dem Deutschlehrer bei der Arbeit an der Entwicklung der Sprechfertigkeit Hören.
56433. London. Known and Unknown 644.5 KB
  Objectives: to revise vocabulary and grammar of the topic; to summarize knowledge on the topic; to develop listening, reading, writing and speaking skills; to practice pair and group work.
56434. Перспективні напрямки розвитку санаторно-курортної діяльності 902 KB
  Система санаторно-курортних закладів розвивалась в межах державної системи охорони здоров`я, її послуги були соціально орієнтованими і достатньо дешевими для громадян (за рахунок фонду соціального страхування та інших джерел фінансування)
56438. The Beatles Party 124.5 KB
  Objectives: to involve students in extra-curriculum activities to improve students’ speaking skills and pronunciation to practice listening comprehension to develop students’ knowledge of the world musical culture