46076

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65)

Доклад

Педагогика и дидактика

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Ребенок должен научиться: узнавать звуки речи отличать один от другого по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука; принимать необходимые артикуляционные позиции обеспечивающие нормированный звук; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в...

Русский

2013-11-19

25 KB

26 чел.

В 11, 10. Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65).

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

  •  степени сложности дефекта;
  •  индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
  •  регулярности занятий;
  •  помощи со стороны родителей.

             Простая дислалия  - занятия длятся 1 -3 месяца; сложная – 3 – 6.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю.

Ребенок должен научиться:

- узнавать звуки речи, отличать один от другого по акустическим признакам;

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука;

- принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный звук;

- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в звуковом потоке речи;

- безошибочно использовать звуки во всех видах речи;

Коррекционная работа осуществляется на основе следующих принципов:

-поэтапность и последовательность в работе;

- учет возрастных особенностей;

- опора на базовые звуки при их постановке;

- учет уровня нарушенного  произношения;

Логопедическое воздействие  осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели

Этапы коррекционной работы:  

  1.  Подготовительный этап или постановка звука.
  2.  Этап автоматизации звука.
  3.  Этап дифференциации звуков.
  4.  Подготовительный этап. Цель – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать, сформировать осознанное отношение. На этом этапе решаются общепедагогические задачи: установить контакт, вызвать интерес к занятиям, развитие внимания, памяти, мыслительных операций.

Логопедические задачи:

  1.  Сформировать умение отличать нормированный звук от ненормированного;
  2.  Работа над восприятием звуков речи;
  3.  Формирование артикуляционной базы;
  4.  Развитие дыхания, голоса, мелкой моторики.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих  - формирование слухового контроля как осознанного действия. При этом нужно учитывать следующее:

- опознавать и различать звуки речи как осознанные;

- ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа;

- исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе.

Всю систему логопедической работы по формированию по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

  1.  Узнавание неречевых звуков;
  2.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3.  Различение слов, близких по звуковому составу;
  4.  Дифференциация слогов;
  5.  Дифференциация фонем;
  6.  Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Формирование артикуляционной базы осуществляется в форме артикуляционной гимнастики. Цель –выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормального произношения. Упражнения должны быть таким, которые позволяют сформировать нужный уклад. Артикуляционная гимнастика должна проводится ежедневно, 2-3 раза в день, для закрепления артикуляционных укладов. По форме занятия проводятся индивидуально, подгруппой, группой. Гимнастика проводится в игровой форме, с использованием наглядности. Критериями качества являются:

- координация движений

- точность и правильность выполнения движений

- объем движений

- плавность

- темп выполнения

- устойчивость

- переключаемость

- симметричность

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

  1.  Рассказ педагога о предстоящем упражнении (сказка о Веселом язычке)
  2.  Показ упражнений педагогом
  3.  Выполнение упражнений детьми перед зеркалом
  4.  Проверка правильности выполнения упражнений
  5.  Выполнение упражнений без зеркала

Требования к проведению артикуляционных упражнений:

  1.  Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной позы на другую.
  2.  Система упражнений должна включать как статические, так и динамические упражнения;
  3.  Включение упражнений на сочетание движений языка и губ.
  4.  Занятия проводятся кратковременно, но многократно
  5.  Формирование кинестетических ощущений, анализа и представлений
  6.  По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, необходимых для других звуков.

Виды артикуляционных упражнений:

1.Упражнения для губ.                                              *статические

2. Упражнения для языка.                                         *динамические

  1.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Конкретные задачи:

  •  постановка звука;
  •  формирование навыка правильного их использования в речи;
  •  умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.

Ф.Ф.Рау выделяет три способа:

- по подражанию

- с механической помощью

- смешанный

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30371. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения 50 KB
  К понятию осложненного предложения относится: предложения с однородными членами предложения с обособленными членами предложения с вводными и вставными конструкциями предложения с обращением Степень осложнения разная нужно основание для их объединения. Осложнение в семантической структуре предложения диктум и модус Осложнение диктума Я смотрю на звезды; монопредикативное монопропозитивное Я слушаю пенье соловья – монопредикативное 2 пропозиции осложнение семантики которое не влечет за собой синтаксическое осложнения Соловей...
30372. Языковой статус сложного предложения. Основные типы СП. ССП 80.5 KB
  Языковой статус сложного предложения. Понятие сложного предложения является основополагающим в синтаксисе. В теории сложного предложения существует множество дискуссионных вопросов в частности вопрос об объёме СП о границах между простым и сложным предложением о понятиях сочинения и подчинения в СП и др. На основе анализов частей сложного предложения можно сделать вывод что поскольку очень часто материальные элементы простых предложений совпадают с материальными элементами сложного предложения СП это сумма нескольких простых предложений.
30373. Технические средства САПР и их развитие 139.5 KB
  Рассматриваются архитектуры ЭВМ в зависимости от последовательности обработки данных. Представляются классы ЭВМ в зависимости от множественности одиночности потоков команд и данных ОКОД ОКМД МКМД. Основное назначение лекции дать более глубокие знания по техническому обеспечению САПР: архитектуры ЭВМ в зависимости от последовательности обработки данных и классы ЭВМ в зависимости от множественности одиночности потоков команд и данных 6. Усложнение решаемых задач и вычислительных алгоритмов САПР привело к внедрению в эту область более...
30374. Технические средства САПР и их развитие. Периферийное оборудование САПР 159 KB
  Каждый метод и устройства реализующие его имеют свои достоинства и недостатки. По программному обслуживанию периферийные устройства САПР делятся на два класса: растровые и координатные векторные. В растровых устройствах выводится мозаичный рисунок из отдельных точек пикселей или ПЭЛов от англ. Все периферийные устройства делятся на три основные группы: средства ввода вывода с машинных носителей; средства ввода вывода с документов; средства непосредственного взаимодействия с ЭВМ.
30375. Методическое обеспечение САПР. Математический и лингвистический виды обеспечений 167.5 KB
  Лекция: Методическое обеспечение САПР. Математический и лингвистический виды обеспечений Рассматривается состав методического обеспечения САПР его сущность состав. Приводятся его компоненты методический и лингвистический виды обеспечения САПР для случая когда последний не является самостоятельным. Изучение одного из важнейших видов обеспечения САПР методического обеспечения 8.
30376. Программное обеспечение САПР 111.5 KB
  Лекция: Программное обеспечение САПР Рассматривается сущность программного обеспечения систем автоматизированного проектирования ПО САПР документы в составе ПО САПР. Даются структура общесистемного ПО и основные характеристики прикладного ПО САПР. Основное назначение лекции усвоение сущности программного обеспечения САПР ПО САПР его функций состава а также роли операционных систем ОС 9. Программное обеспечение САПР.
30377. Информационное обеспечение САПР 220.5 KB
  Рассмотрены принципы построения базы данных и способы согласования программ при формировании базы данных. Назначение сущность и составные части информационного обеспечения ИО САПР Основное назначение ИО САПР уменьшение объемов информации требуемой в процессе проектирования от разработчика РЭС и исключение дублирования данных в прикладном программном и техническом обеспечении САПР [7 51]. ИО САПР состоит из описания стандартных проектных процедур типовых проектных решений типовых элементов РЭС комплектующих изделий и их моделей...
30378. Информационное обеспечение САПР. Реляционная модель баз данных 320 KB
  Лекция: Информационное обеспечение САПР окончание Рассматриваются реляционная сетевая и иерархическая модели баз данных о которых в общем излагалось в предыдущей лекции. Реляционная модель баз данных Реляционная база данных разработанная Э. Тем самым теория реляционных баз данных становится областью приложения математической логики и современной алгебры и опирается на точный математический формализм. В реляционных базах данных основные операции – включение удаление модификация и запрос данных – применяются к кортежам и доменам.
30379. Методы автоматизированного проектирования конструкции и технологического процесса различного уровня иерархии 136 KB
  В САПР для каждого иерархического уровня сформулированы основные положения математического моделирования выбран и развит соответствующий математический аппарат получены типовые ММ элементов проектируемых объектов формализованы методы получения и анализа математических моделей систем. Это обстоятельство приводит к расширению множества используемых моделей и развитию алгоритмов адаптивного моделирования. В САПР для каждого иерархического уровня сформулированы основные положения математического моделирования выбран и развит соответствующий...