46076

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65)

Доклад

Педагогика и дидактика

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Ребенок должен научиться: узнавать звуки речи отличать один от другого по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука; принимать необходимые артикуляционные позиции обеспечивающие нормированный звук; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в...

Русский

2013-11-19

25 KB

26 чел.

В 11, 10. Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65).

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

  •  степени сложности дефекта;
  •  индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
  •  регулярности занятий;
  •  помощи со стороны родителей.

             Простая дислалия  - занятия длятся 1 -3 месяца; сложная – 3 – 6.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю.

Ребенок должен научиться:

- узнавать звуки речи, отличать один от другого по акустическим признакам;

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука;

- принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный звук;

- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в звуковом потоке речи;

- безошибочно использовать звуки во всех видах речи;

Коррекционная работа осуществляется на основе следующих принципов:

-поэтапность и последовательность в работе;

- учет возрастных особенностей;

- опора на базовые звуки при их постановке;

- учет уровня нарушенного  произношения;

Логопедическое воздействие  осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели

Этапы коррекционной работы:  

  1.  Подготовительный этап или постановка звука.
  2.  Этап автоматизации звука.
  3.  Этап дифференциации звуков.
  4.  Подготовительный этап. Цель – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать, сформировать осознанное отношение. На этом этапе решаются общепедагогические задачи: установить контакт, вызвать интерес к занятиям, развитие внимания, памяти, мыслительных операций.

Логопедические задачи:

  1.  Сформировать умение отличать нормированный звук от ненормированного;
  2.  Работа над восприятием звуков речи;
  3.  Формирование артикуляционной базы;
  4.  Развитие дыхания, голоса, мелкой моторики.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих  - формирование слухового контроля как осознанного действия. При этом нужно учитывать следующее:

- опознавать и различать звуки речи как осознанные;

- ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа;

- исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе.

Всю систему логопедической работы по формированию по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

  1.  Узнавание неречевых звуков;
  2.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3.  Различение слов, близких по звуковому составу;
  4.  Дифференциация слогов;
  5.  Дифференциация фонем;
  6.  Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Формирование артикуляционной базы осуществляется в форме артикуляционной гимнастики. Цель –выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормального произношения. Упражнения должны быть таким, которые позволяют сформировать нужный уклад. Артикуляционная гимнастика должна проводится ежедневно, 2-3 раза в день, для закрепления артикуляционных укладов. По форме занятия проводятся индивидуально, подгруппой, группой. Гимнастика проводится в игровой форме, с использованием наглядности. Критериями качества являются:

- координация движений

- точность и правильность выполнения движений

- объем движений

- плавность

- темп выполнения

- устойчивость

- переключаемость

- симметричность

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

  1.  Рассказ педагога о предстоящем упражнении (сказка о Веселом язычке)
  2.  Показ упражнений педагогом
  3.  Выполнение упражнений детьми перед зеркалом
  4.  Проверка правильности выполнения упражнений
  5.  Выполнение упражнений без зеркала

Требования к проведению артикуляционных упражнений:

  1.  Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной позы на другую.
  2.  Система упражнений должна включать как статические, так и динамические упражнения;
  3.  Включение упражнений на сочетание движений языка и губ.
  4.  Занятия проводятся кратковременно, но многократно
  5.  Формирование кинестетических ощущений, анализа и представлений
  6.  По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, необходимых для других звуков.

Виды артикуляционных упражнений:

1.Упражнения для губ.                                              *статические

2. Упражнения для языка.                                         *динамические

  1.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Конкретные задачи:

  •  постановка звука;
  •  формирование навыка правильного их использования в речи;
  •  умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.

Ф.Ф.Рау выделяет три способа:

- по подражанию

- с механической помощью

- смешанный

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34532. Модернизм, его философские и эстетические основы 18 KB
  Термин модернизм присущ только отечественной искусствоведческой школе в западных источниках это термин modern. Так как в русской эстетике модерн означает художественный стиль предшествующий модернизму необходимо различать эти два понятия дабы избежать путаницы. Модернизм как идеологическое явление противопоставляется идеологии традиционного общества основанной вопервых на доминировании традиции над инновацией а вовторых опирающейся на религиозное или мифологическое оправдание этой традиции.
34533. Социалистический реализм 16.34 KB
  Интеллигенция была к ним восприимчива этим и было обусловлено влияние политика на искусство это вело к художественным потерям. Искусство для искусства требования безответственности ибо искусство не может отстаивать роскошь в мире безмерных страданий не рискуя стать ложью. Искусство соцреализма искусство пропаганды. Розовая библиотека искусство не отражает действительность а искажает ее.
34534. Тема ясности в Творчестве А. Барбюса 17 KB
  Герой романа автобиографичен: на пути прощания с ложными иллюзиями он проходит сквозь очищающий огонь к ясности что в лексиконе писателя означает истину и правду. Многие участники войны до того считавшие что ими двигал патриотизм и жажда справедливости теперь увидели в героях романа свою собственную судьбу. Главный замысел романа прозрение солдатской массы реализуется преимущественно в публицистическом ключе подзаголовок романа дневник взвода. Персонажи романа называют себя палачами и не хотят чтобы о них говорили как о...
34535. Жанровое и стилевое своеобразие Прозы М. Пруста. Повествовательная организация романа В сторону Свана 16.84 KB
  цикл В поисках утраченного времени т. Герой испытывает подлинный интерес к литературе и искусству но его собственные творческие попытки в течение долгого времени безрезультатны. Лишь в последнем романе цикла Обретённое время герой начинает писать роман о своей жизни ибо убеждается в том что только художественное творчество основанное на интуиции сообщает смысл человеческому существованию утраченному времени . привлекают внимание к явлениям субъективного восприятия пространства и времени и особенно непроизвольной памяти; внутренняя...
34536. Традиция семейного романа во франц. л-ре 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен) 15.92 KB
  Приступая к рассмотрению многотомных семейных циклов которые продолжают появляться во французской литературе послевоенного периода следует поставить вопрос о характере этого жанра как такового.Прежде всего надо отметить что то обстоятельство что сюжеты этих циклов связаны рамками одного или нескольких семейств отнюдь не означает их асоциальности. Во Франции например начиная с РугонМаккаров вплоть до Семьи Тибо и до нынешних послевоенных семейных циклов все это подчеркнуто социальные произведения которые выходят далеко за пределы...
34537. Проблема гуманизма в произведениях А. Де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как сказка-притча 18.04 KB
  Маленький принц как сказкапритча. Маленький принц был написан в 1943 году и трагедия Европы во второй мировой войне воспоминания писателя о разгромленной оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. То что Маленький принц сказка мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя сказочные персонажи Лис Змея Роза. Прообразом литературной сказки Маленький принц можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц изза несчастной любви...
34538. От Сюрреализма к соцреализму. Арагон и Элюар 18.91 KB
  Арагон и Элюар СЮРРЕАЛИЗМ Мировой центр Париж но среди участников движения были и немцы и чехи и американцы. Участники необычайно имениты: Арагон Ренуар Дали и т. Арагон поэт и романист которому принадлежит видное место во французской литературе социалистического реализма крупный общественный деятель. стала для Арагона первой школой жизни.
34539. Своеобразие мифотворчества Ф. Кафки 18.94 KB
  Странность Грегоранасекомого в том что он начинает превращаться и превращается не в насекомое а в Человека. Звучит абсурдно но мизансцена свидетельствует о том что Грегор трутень на нем паразитирует вся семья. Грегор Замза просыпаясь утром понимает кто он есть на самом деле и образ жука здесь служит символом очищения души ее возрождении и освобождении от гнета. Грегор человек в обличии насекомого; его родичи насекомые в человеческом облике.
34540. Теория эпического театра и Конфликт и его худ. воплощение в пьесах Брехта 17.5 KB
  Среди наиболее знаменитых пьес эмиграции Матушка Кураж и ее дети 1939. В условиях 30х годов Матушка Кураж звучала конечно как протест против демагогической пропаганды войны фашистами и адресовалась той части немецкого населения которая поддалась этой демагогии. Сущность эпического театра становится особенно ясной в связи с Матушкой Кураж . Поэтому в Матушке Кураж столь последовательный и выдержанный даже в мелких деталях подлинный лик жизни.