46076

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65)

Доклад

Педагогика и дидактика

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Ребенок должен научиться: узнавать звуки речи отличать один от другого по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука; принимать необходимые артикуляционные позиции обеспечивающие нормированный звук; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в...

Русский

2013-11-19

25 KB

24 чел.

В 11, 10. Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65).

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

  •  степени сложности дефекта;
  •  индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
  •  регулярности занятий;
  •  помощи со стороны родителей.

             Простая дислалия  - занятия длятся 1 -3 месяца; сложная – 3 – 6.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю.

Ребенок должен научиться:

- узнавать звуки речи, отличать один от другого по акустическим признакам;

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука;

- принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный звук;

- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в звуковом потоке речи;

- безошибочно использовать звуки во всех видах речи;

Коррекционная работа осуществляется на основе следующих принципов:

-поэтапность и последовательность в работе;

- учет возрастных особенностей;

- опора на базовые звуки при их постановке;

- учет уровня нарушенного  произношения;

Логопедическое воздействие  осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели

Этапы коррекционной работы:  

  1.  Подготовительный этап или постановка звука.
  2.  Этап автоматизации звука.
  3.  Этап дифференциации звуков.
  4.  Подготовительный этап. Цель – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать, сформировать осознанное отношение. На этом этапе решаются общепедагогические задачи: установить контакт, вызвать интерес к занятиям, развитие внимания, памяти, мыслительных операций.

Логопедические задачи:

  1.  Сформировать умение отличать нормированный звук от ненормированного;
  2.  Работа над восприятием звуков речи;
  3.  Формирование артикуляционной базы;
  4.  Развитие дыхания, голоса, мелкой моторики.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих  - формирование слухового контроля как осознанного действия. При этом нужно учитывать следующее:

- опознавать и различать звуки речи как осознанные;

- ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа;

- исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе.

Всю систему логопедической работы по формированию по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

  1.  Узнавание неречевых звуков;
  2.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3.  Различение слов, близких по звуковому составу;
  4.  Дифференциация слогов;
  5.  Дифференциация фонем;
  6.  Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Формирование артикуляционной базы осуществляется в форме артикуляционной гимнастики. Цель –выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормального произношения. Упражнения должны быть таким, которые позволяют сформировать нужный уклад. Артикуляционная гимнастика должна проводится ежедневно, 2-3 раза в день, для закрепления артикуляционных укладов. По форме занятия проводятся индивидуально, подгруппой, группой. Гимнастика проводится в игровой форме, с использованием наглядности. Критериями качества являются:

- координация движений

- точность и правильность выполнения движений

- объем движений

- плавность

- темп выполнения

- устойчивость

- переключаемость

- симметричность

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

  1.  Рассказ педагога о предстоящем упражнении (сказка о Веселом язычке)
  2.  Показ упражнений педагогом
  3.  Выполнение упражнений детьми перед зеркалом
  4.  Проверка правильности выполнения упражнений
  5.  Выполнение упражнений без зеркала

Требования к проведению артикуляционных упражнений:

  1.  Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной позы на другую.
  2.  Система упражнений должна включать как статические, так и динамические упражнения;
  3.  Включение упражнений на сочетание движений языка и губ.
  4.  Занятия проводятся кратковременно, но многократно
  5.  Формирование кинестетических ощущений, анализа и представлений
  6.  По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, необходимых для других звуков.

Виды артикуляционных упражнений:

1.Упражнения для губ.                                              *статические

2. Упражнения для языка.                                         *динамические

  1.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Конкретные задачи:

  •  постановка звука;
  •  формирование навыка правильного их использования в речи;
  •  умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.

Ф.Ф.Рау выделяет три способа:

- по подражанию

- с механической помощью

- смешанный

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24156. Преобразования Петра I. Северная война 31.8 KB
  2011 Рубрика: История России 08 Петр I После смерти Федора на престол должен был взойти его брат Иван однако он был слаб здоровьем и патриарх с боярами предложили объявить царем Петра. По их требованию Софья была назначена регентом при малолетних Иване и Петре. Детство Петра прошло в селе Преображенском и в Немецкой слободе среди иностранных авантюристов ученых военных.
24157. Эпоха дворцовых переворотов 28.27 KB
  В первые годы прошедшие со смерти Петра Великого судьбу русского престола нельзя назвать благополучной: с 1725 г. Причинами дворцовых переворотов по мнению большинства историков стали: ü указ Петра 1 от 1722 года о наследии престола; ü большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых; ü противоречия между самодержавной властью правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу правления Петра I напряженность отношений в этом треугольнике достигла критической отметки что было вызвано крайне невыгодным для...
24159. Основные задачи внешней политики России во второй половине XVIII в 30.7 KB
  Однако нерешенным оставались две внешнеполитические задачи: 1 овладение выходом в Азовское и Черное моря; 2 воссоединение Правобережной Украины с Левобережной и включение Белоруссии в состав России. Крым был включен в состав России. Георгиевске по которому Грузия переходила под покровительство России.
24160. Культура России XVIII веке 27.48 KB
  В центре общественнополитической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества А. Русская литература XVIII века представлена именами М. В первой половине века господствующим стилем был барокко от итальянского вычурный крупнейшим мастером которого был Б.
24161. Россия в I четверти XIX века 34.9 KB
  Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Промышленное развитие России несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз было невысоким. В центре России существовали крупные промышленные села на прим. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного.
24162. Отечественная Война 1812 29.87 KB
  Война Франции и России была неизбежна и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России. Война 1812 года поистине была Отечественной. Отечественная Война 1812 года закончилась а вот кампания Наполеоновских войн была только в самом разгаре.
24163. Восстание декабристов 1825 г. 24.24 KB
  Особенностью движения декабристов было то что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы: 1816 г.
24164. Общественное движение в России в первой половине XIX в. 26.96 KB
  Чаадаев дал весьма мрачную оценку исторического прошлого России и ее роли в мировой истории он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии рабства православия. В России наступила реакция.