46076

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65)

Доклад

Педагогика и дидактика

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Ребенок должен научиться: узнавать звуки речи отличать один от другого по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука; принимать необходимые артикуляционные позиции обеспечивающие нормированный звук; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в...

Русский

2013-11-19

25 KB

26 чел.

В 11, 10. Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65).

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

  •  степени сложности дефекта;
  •  индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
  •  регулярности занятий;
  •  помощи со стороны родителей.

             Простая дислалия  - занятия длятся 1 -3 месяца; сложная – 3 – 6.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю.

Ребенок должен научиться:

- узнавать звуки речи, отличать один от другого по акустическим признакам;

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука;

- принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный звук;

- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в звуковом потоке речи;

- безошибочно использовать звуки во всех видах речи;

Коррекционная работа осуществляется на основе следующих принципов:

-поэтапность и последовательность в работе;

- учет возрастных особенностей;

- опора на базовые звуки при их постановке;

- учет уровня нарушенного  произношения;

Логопедическое воздействие  осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели

Этапы коррекционной работы:  

  1.  Подготовительный этап или постановка звука.
  2.  Этап автоматизации звука.
  3.  Этап дифференциации звуков.
  4.  Подготовительный этап. Цель – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать, сформировать осознанное отношение. На этом этапе решаются общепедагогические задачи: установить контакт, вызвать интерес к занятиям, развитие внимания, памяти, мыслительных операций.

Логопедические задачи:

  1.  Сформировать умение отличать нормированный звук от ненормированного;
  2.  Работа над восприятием звуков речи;
  3.  Формирование артикуляционной базы;
  4.  Развитие дыхания, голоса, мелкой моторики.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих  - формирование слухового контроля как осознанного действия. При этом нужно учитывать следующее:

- опознавать и различать звуки речи как осознанные;

- ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа;

- исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе.

Всю систему логопедической работы по формированию по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

  1.  Узнавание неречевых звуков;
  2.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3.  Различение слов, близких по звуковому составу;
  4.  Дифференциация слогов;
  5.  Дифференциация фонем;
  6.  Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Формирование артикуляционной базы осуществляется в форме артикуляционной гимнастики. Цель –выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормального произношения. Упражнения должны быть таким, которые позволяют сформировать нужный уклад. Артикуляционная гимнастика должна проводится ежедневно, 2-3 раза в день, для закрепления артикуляционных укладов. По форме занятия проводятся индивидуально, подгруппой, группой. Гимнастика проводится в игровой форме, с использованием наглядности. Критериями качества являются:

- координация движений

- точность и правильность выполнения движений

- объем движений

- плавность

- темп выполнения

- устойчивость

- переключаемость

- симметричность

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

  1.  Рассказ педагога о предстоящем упражнении (сказка о Веселом язычке)
  2.  Показ упражнений педагогом
  3.  Выполнение упражнений детьми перед зеркалом
  4.  Проверка правильности выполнения упражнений
  5.  Выполнение упражнений без зеркала

Требования к проведению артикуляционных упражнений:

  1.  Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной позы на другую.
  2.  Система упражнений должна включать как статические, так и динамические упражнения;
  3.  Включение упражнений на сочетание движений языка и губ.
  4.  Занятия проводятся кратковременно, но многократно
  5.  Формирование кинестетических ощущений, анализа и представлений
  6.  По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, необходимых для других звуков.

Виды артикуляционных упражнений:

1.Упражнения для губ.                                              *статические

2. Упражнения для языка.                                         *динамические

  1.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Конкретные задачи:

  •  постановка звука;
  •  формирование навыка правильного их использования в речи;
  •  умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.

Ф.Ф.Рау выделяет три способа:

- по подражанию

- с механической помощью

- смешанный

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15140. Антонио Гауди-и-Корнет 226.5 KB
  Реферат по истории искусств на тему: Антонио ГаудииКорнет архитектор. Анто́нио Пла́сид Гильем Гауди́иКорне́т исп. Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet; кат. Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet; 25 июня 1852 Реус Каталония 10 июня 1926 Барселона выдающийся каталонский архитектор бо...
15141. Брестский мир 22.81 KB
  Брестский мир 1918 г. Брестский мир 1918 мирный договор между Россией с одной стороны и Германией АвстроВенгрией Болгарией и Турцией с другой заключён в БрестЛитовск
15142. Василий Иванович Чапаев 19.31 KB
  Василий Иванович Чапаев Василий Иванович Чапаев легендарный полководец начдив командир Красной Армии. Всем нам он хорошо известен по замечательному произведению Дмитрия Фурманова Чапаев дававшему молодому поколению 20х годов боевую зарядку и стра...
15143. Иван александрович Хлестаков в комедии Ревизор 29.41 KB
  Иван Александрович Хлестаков в комедии Ревизор И.А.Хлестаков появляется в городке в тот момент когда там все ждут появления ревизора. Чиновники испуганы городничему от страха видятся во сне крысы. Степень боязни и страха чиновников пря...
15144. Иван Сергеевич Шмелёв 71.83 KB
  Иван Сергеевич Шмелёв Иван Сергеевич Шмелев родился в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября 1873 года. Дед Ивана Сергеевича государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии поселился в Москве после пожара 1812 г. Отец писателя прин
15145. Наполеон Бонапарт 24.62 KB
  Наполеон Бонапарт Свою профессиональную военную службу начал в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции достигнув при Директории чина бригадного после взятия Тулона 17 декабря 1793...
15146. Никита Сергевич Хрущёв 16.63 KB
  Никита Сергевич Хрущёв Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии. Краткая биография Никита Сергеевич Хрущёв родился в ...
15147. Тургенев Иван Сергеевич 22.47 KB
  Иван Сергеевич Тургенев Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец Сергей Николаевич отставной полковн
15148. Сергей Юльевич Витте 181.49 KB
  Сергей Юльевич Витте Происходит из голландской семьи переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный. Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте 1814 1867 член совета к