46077

Ринолалия. Причины, механизмы, основные формы нарушения

Доклад

Медицина и ветеринария

Такое нарушения резонанса происходит в результате неправильного направления голосовой или дыхательной струи вследствие механического дефекта носовой полости носоглотки мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого неба. Назальный носовой оттенок речи связан с наличием широкого сообщения между ротовой и носовой полостью и недостаточным смыканием носоглоточного прохода изза укороченного мягкого неба. Расстройство звукообразования зависит : от нарушения деятельности мышечного аппарата мягкого неба глотки и языка; от...

Русский

2013-11-19

29 KB

60 чел.

В 12. Ринолалия. Причины, механизмы, основные формы нарушения.

Ринолалиянарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. (Г.В.Волкова).

Ринолалия – от греческого «ринос» - «нос», «лалио» - «речь» - это патологическое изменение тембра голоса и звукообразования, образующееся в измененного или недостаточного в процессе речеообразования  резонирования в носовой полости. Такое нарушения резонанса происходит  в результате неправильного направления голосовой или дыхательной струи вследствие механического дефекта носовой полости, носоглотки, мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого неба. (Н.В.Новоторцева)

При ринолалии артикуляция звуков существенно отличается от нормы. Назальный (носовой) оттенок речи связан с наличием широкого сообщения между ротовой и носовой полостью и недостаточным смыканием носоглоточного прохода из-за укороченного мягкого неба. Вследствие этого выдыхаемая струя почти полностью проходит через нос. Этому способствует разобщение комплекса небно-глоточного затвора и пониженная подвижность мышц глотки, в особенности верхнего сжимателя глотки и небных дужек.

Расстройство звукообразования зависит :

- от нарушения деятельности мышечного аппарата мягкого неба, глотки и языка;

- от деформации твердого неба;

- от деформации альвеолярного отростка;

- от неправильного расположения зубов;

- от наличия расщелины губы;

- от недостаточности подвижности губы после хейлопластики;

- от нарушения формы крыла носа;

В зависимости от характера нарушения функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии:

- открытая

- закрытая

- смешанная

Открытая ринолалия. При этой форме ротовые звуки приобретают назальность.

Функциональная открытая ринолалия обусловлена следующими причинами:

- частые простудные заболевания;

- наличие аденоидов;

Одна из функциональных форм - «привычная» открытая ринолалия, которая возникает после удаления аденоидов. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. Прогноз при функциональной открытой ринолалии благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.Органическая открытая ринолалия. Может быть приобретенной или врожденной. Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого неба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого неба.Причиной могут быть повреждения языкоголоточного и блуждающего  нервов, ранения, опухоли. Эта проблема является предметом исследования изучения врачей стоматологов, хирургов, ортодонтов, психоневрологов, логопедов. Наличие расщелин относится к наиболее частым порокам развития. Эти дети считаются инвалидами. В возникновении расщелин играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие на раннем этапе развития эмбриона. Различают биологические факторы (грипп, краснуха, токсоплазмоз идр.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты); эндокринные заболевания матери, психические травмы, профессиональные вредности.

В настоящее время принята следующая классификация:

Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина ( с деформацией кожно-хрящевоо отдела носа, без деформации кожно-хрящевого отдела носа), полная расщелина.

Врожденные расщелины неба:

- расщелина мягкого неба: скрытые (субмукозные); неполные, полные.

- расщелины мягкого и твердого неба: скрытая, неполная, полная.

- полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба: односторонняя,  двусторонняя.

- полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба: односторонняя, двусторонняя.

Нарушения неба могут сочетаться с нарушениями губы. Расщелины обычно сочетаются с различными зубно-челюстными деформациями. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии.

Закрытая ринолалия. Образуется при  пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, мь, н, нь.

Причина закрытой ринолалии – чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания.

М.Зееман различает 2 вида закрытой ринолалии:

- передняя закрытая – при непроходимости носовых полостей

- заднюю закрытую – при уменьшении носоглоточной полости

Смешанная ринолалия. М.Зееман, А.Митронович-Моджеевска выделяют смешанную ринолалию – состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра.  Причиной  является сочетание непроходимости носа и недостаточность небно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55059. Посвята в старшокласники 87 KB
  Шановні радіослухачі У звязку з проведенням традиційного свята Посвята в старшокласники до нас прибув почесний гість сам Папа Римський Бенедикт Шістнадцятий. На сцені зявляються Папа Римський і перекладач. Папа Римський. Доброго дня шановні пані та панове Папа римський.
55060. Природно – ресурсний потенціал Полтавської області 55 KB
  Анотація: Розробка уроку для 9 класу, мета якого – визначити особливості географічного положення Полтавської області; розвивати знання про природно – ресурсний потенціал регіону; закріпити вміння і навички працювати з картою і розв’язувати задачі; розвивати аналітичне мислення і творчий підхід до засвоєння матеріалу.
55061. Bасиль Королів-Старий «Потороча хрипка». Що значить бути доброю людиною? 82.5 KB
  Подивилася на нього ще зблизька побачила який вiн наскрiзь мокрий як вiн увесь тремтить iз холоду й нарештi наскiльки вистачило у неї голосу ласкаво промовила: Любий хлопчику Не бiйся мене й скажи чого ти тут шукаєш. Й вiн заридав. Давно вже вiн не чув щоб хтось озвався до нього ласкавим словом. Вiн ще трохи похлипав й почав розповiдати.
55062. Совершенствование техники выполнения ранее изученных элементов баскетбола 63.5 KB
  Задачи урока: Образовательная ведение мяча по кругу; ведение мяча с изменением направления; передача мяча в парах в движении; ведение мяча два шага бросок в кольцо;...
55063. Як досягти поваги в колективі 44 KB
  3 група філологи добирають вислови видатних людей про дружбу і колективізм. Повідомлення теми уроку Тема нашого уроку: Як досягти поваги в колективі. Культурна людина бажана в будь якому колективі.
55064. Поведінка учня. Безпека школяра. Правила поведінки учня під час шкільних масових заходів 81 KB
  Що таке звичка ввічливої поведінки Яка це звичка Які інші корисні звички для зміцнення здоровя вам відомі Чому ви самі поважаєте себе якщо можете самостійно виховати в собі корисні риси Згадайте свої маленькі перемоги над собою. Як ви допомагаєте виробити корисні звички друзям Як ви спілкуєтесь зі своїми...
55065. Програма Power Point на уроках української мови та літератури як засіб формування інноваційної особистості 6.61 MB
  І тут на допомогу приходить візуалізація за допомогою компютерної презентації. Застосування цієї програми дає можливість учителеві та учням складати презентації для організації інформаційної підтримки під час підготовки й проведення уроківє унікальною можливістю демонстрації пропонованого матеріалу...
55066. Щастя. Як ми його розуміємо? 45 KB
  Тема: Щастя. Практична: Поглибити знання учнів про диспут та його проведення розширити розуміння поняття щастя виховувати людяність працьовитість любов до людей чесність. Щастя не слава не гроші Все це минає. Щастя це друзі хороші Шана людськая Олександр Підсуха.
55067. Грай, трембіто, дзвеніть, цимбали 533.5 KB
  Обладнання: кабінет образотворчого мистецтва зразки народних інструментів: трембіти роги цимбали; відеоматеріали. Тут грали і на скрипці і на сопілці особливо любили цимбали. У цій хаті жив і учився робити цимбали В.