46078

Система коррекционного воздействия при ринолалии в дооперационный период

Доклад

Медицина и ветеринария

Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Начинают с протяжного произнесения гласных ааа эээ на мягком выдохе в грудном регистре. Постановка гласных начинается с а и э которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Это обусловлено на изменении силы необходимой для удержания сегментов неба в горизонтальном положении и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных из которых у и обладают наиболее...

Русский

2013-11-19

29.5 KB

21 чел.

В 13. Система коррекционного воздействия при ринолалии в дооперационный период.

Коррекционно-педагогическая работа при ринолалии предусматривает строгую физиологически  обоснованную последовательность. Она не зависит от возраста ребенка, степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния.  

   Все коррекционное воздействие осуществляется по 3 направлениям: медицинское, психологическое, логопедическое.

Основная цель дооперационных занятий с детьми  - не допустить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе необходимо:

1.Подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предупредить дистрофию мышц глотки.

2.Выработать направленную воздушную струю и затормозить ключичный тип дыхания.

3.Укрепить мускулатуру гортани.

4.Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед.

5.Дифференцировать слуховое восприятие фонем.

 Согласно указанной выше последовательности мероприятий в первую очередь проводится работа по активизации небно-глоточного затвора: сегментов неба и мышц глотки. Применяются физиологические акты покашливания, жевания, сосания, дутья для усиления небно-глоточного смыкания.

 Коррекция дыхания проводится следующим образом. Ребенок,  лежа на кушетке учится вдыхать через нос «полный живот» воздуха и плавно, долго выдыхать его через рот холодной струей. Точность выполнения движения контролируется ладонями: одна лежит на груди, вторая  - на животе. Упражнение повторяют 3 раза в день, начиная с 3 дыхательных циклов и увеличивая нагрузку до 10 – 15 циклов в один прием. Затем переходят к дыханию полулежа, затем сидя, стоя, на ходу.

  Голосовые упражнения до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произнесению звука м на основном тоне голоса. Ребенок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс. Позднее эта манера фонации вводится в закрытые слоги с редуцированными гласными: мам, мом, мум, мым мэм. Тренировки проводят по 3 раза подряд 6 раз в день в течение всего этапа.

  Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Начинают с протяжного произнесения гласных а-а-а, э-э-э на мягком выдохе в грудном регистре. Постановка гласных начинается с а и э, которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Далее переходят к гласным о, и, у, ы. Это обусловлено на изменении силы, необходимой для удержания сегментов неба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым  резонансом как при изолированном произнесении, так и в потоке речи.

 Когда ребенок научится протяжно произносить в грудном регистре изолированные гласные, можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных в начале из двух, затем из трех звуков.

По мере овладения фонацией гласных в грудном регистре их включают в вокальные упражнения.

  Еще до операции необходимо готовить голосовой аппарат к правильному звукообразованию. Процесс активизации артикуляционного аппарата занимает длительное время. Приходится тренировать подвижность губ и щек, смещать вперед язык.

 Начинают с обычной артикуляционной гимнастики.

Ребенок учится высовывать язык, убирать его, поднимать, опускать, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком», напрягать «жалом». Для расслабления языка его покусывают по всей поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая. Полезно также слизывание капель с вогнутой поверхности. Также необходимо проводить упражнения для кончика языка. Все упражнения связанные с высовыванием языка помогают опустить его корень.

 При рубцовой деформации верхней губы приходится развивать ее подвижность. Начинают с поднимания и опускания верхней губы. Ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз. Упражнения выполняют перед зеркалом. Затем переходят к втягиванию обеих губ в рот.

 

Следующим шагом в подготовке к исправлению звукопроизношения является воспитание фонематического слуха. Трудности возникают в том, что дети с ринолалией говорят плохо, но считают себя нормальноговорящими. Целые группы фонем они образуют одной  и той же патологической артикуляцией. Поэтому приходится решать две задачи: научить различать звуки речи окружающих и дифференцированно воспринимать собственное произношение.

  На 1 этапе дети учатся:

- выделять звуки из рядя изолированных

- определять наличие изучаемого звука в слове

- определять место звука в слове

- отличать правильный звук от искаженного.

Знакомя детей с изолированными звуками используют конкретные образы: поезд гудит у-у-у, комар поет з-з-з и т.д.

Для определения звука в слове детей знакомят со словами, начинающимися или оканчивающимися на заданный звук.

Отличать правильное произношение от искаженного дети могут только слушая речь логопеда или других взрослых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53118. Правильні многогранники конспект уроку 288 KB
  Мета уроку: формування поняття правильні многогранники; знайомство з видами правильних многогранників: правильний тетраедр куб октаедр додекаедр ікосаедр. Відкрити гіперпосилання другого пункту плану Многокутники Застосувавши малюнки виконані за допомогою Програмного засобу Динамічна геометрія потрібно повторити : ▪ многогранний кут 360; ▪ кожен кут правильного трикутника дорівнює 60 тому з правильних трикутників можнаутворити 3 види правильних многогранників 3 60 360; 4 60 360; 5 60 360: аправильний...
53119. Інформаційно-дослідницькі проекти з геометрії 2.04 MB
  Метод координат велике відкриття Декарта. Метод координат велике відкриття Декарта. Тему Декартові координати і вектори у просторі вивчаємо 8 годин. Протягом 4х тижнів 2 команди однієї групи працювали над складанням 2х інформаційно – дослідницьких проектів: Метод координат – велике відкриття Декарта.
53120. Розв’язування прикладних задач по темі «Об’єми та площі поверхонь геометричних тіл» 7.5 MB
  Які властивості має паралелепіпед Які види паралелепіпедів ви знаєте Які властивості має прямокутний паралелепіпед Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та об’єм призми Знайти площу повної поверхні та об’єми фігур. Що називається віссю та апофемою правильної піраміди Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та об’єм піраміди Знайти площу повної поверхні та об’єми фігури. Чому дорівнює площа бічної площа повної поверхні та об’єм циліндра Знайдіть площу повної поверхні та об’єм...
53121. Чотирикутники 174 KB
  Чотирикутник у якого протилежні сторони паралельні Паралелограм 4. Паралелограм у якого всі сторони рівні Ромб 6. Паралелограм у якого всі кути прямі Прямокутник . Інших чотирикутників не знали пізніше їх класифікували на паралелограми ромби прямокутники.
53122. Трапеція та її властивості. Геометрія (8 клас) 365.5 KB
  Мета: Сформувати в учнів поняття трапеції її елементів розглянути означення рівнобічної та прямокутної трапеції зміст властивостей кутів трапеції прилеглих до бічної сторони та кутів та діагоналей рівнобічної трапеції. Формувати вміння: відтворювати вивчені твердження; за готовими рисунками знаходити елементи трапеції; розв’язувати найпростіші задачі на обчислення. План вивчення нового матеріалу Означення трапеції її елементи Властивості кутів трапеції прилеглих до бічних сторін; висот...
53123. Розв’язування трикутників 214.5 KB
  Мета: формувати вміння і навички розв’язування трикутника за трьома його основними елементами; повторити теореми синусів косинусів та наслідки з них; повторити основні типи задач на обчислення елементів довільних трикутників; розвивати пошукову пізнавальну активність учнів логічне мислення уяву зв’язне мовлення; виховувати самостійність наполегливість впевненість у собі інтерес до предмету. Сторону трикутника пропорційні до синусів протилежних кутів теорема синусів. Квадрат сторони трикутника дорівнює сумі...
53125. Збірник завдань для тематичної атестації з геометрії для класів з поглибленим вивченням математики. Геометрія 8 клас 1.3 MB
  Збірник є дидактичним матеріалом з геометрії для 8 класу з поглибленим вивченням математики. Він містить 8 контрольних робіт в двох варіантах, за структурою наближених до атестаційної роботи в 9 класі.
53126. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 173 KB
  Карточки-задания при изучении темы Экономические районы Украины 9 класс Карточка №1 1. Карточка №2 1. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района: а Северо-Восточного; б Приднепровского; в Донецкого Карточка №3 1 Проведите примерную границу между областями. Каковы...