46078

Система коррекционного воздействия при ринолалии в дооперационный период

Доклад

Медицина и ветеринария

Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Начинают с протяжного произнесения гласных ааа эээ на мягком выдохе в грудном регистре. Постановка гласных начинается с а и э которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Это обусловлено на изменении силы необходимой для удержания сегментов неба в горизонтальном положении и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных из которых у и обладают наиболее...

Русский

2013-11-19

29.5 KB

23 чел.

В 13. Система коррекционного воздействия при ринолалии в дооперационный период.

Коррекционно-педагогическая работа при ринолалии предусматривает строгую физиологически  обоснованную последовательность. Она не зависит от возраста ребенка, степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния.  

   Все коррекционное воздействие осуществляется по 3 направлениям: медицинское, психологическое, логопедическое.

Основная цель дооперационных занятий с детьми  - не допустить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе необходимо:

1.Подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предупредить дистрофию мышц глотки.

2.Выработать направленную воздушную струю и затормозить ключичный тип дыхания.

3.Укрепить мускулатуру гортани.

4.Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед.

5.Дифференцировать слуховое восприятие фонем.

 Согласно указанной выше последовательности мероприятий в первую очередь проводится работа по активизации небно-глоточного затвора: сегментов неба и мышц глотки. Применяются физиологические акты покашливания, жевания, сосания, дутья для усиления небно-глоточного смыкания.

 Коррекция дыхания проводится следующим образом. Ребенок,  лежа на кушетке учится вдыхать через нос «полный живот» воздуха и плавно, долго выдыхать его через рот холодной струей. Точность выполнения движения контролируется ладонями: одна лежит на груди, вторая  - на животе. Упражнение повторяют 3 раза в день, начиная с 3 дыхательных циклов и увеличивая нагрузку до 10 – 15 циклов в один прием. Затем переходят к дыханию полулежа, затем сидя, стоя, на ходу.

  Голосовые упражнения до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произнесению звука м на основном тоне голоса. Ребенок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс. Позднее эта манера фонации вводится в закрытые слоги с редуцированными гласными: мам, мом, мум, мым мэм. Тренировки проводят по 3 раза подряд 6 раз в день в течение всего этапа.

  Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Начинают с протяжного произнесения гласных а-а-а, э-э-э на мягком выдохе в грудном регистре. Постановка гласных начинается с а и э, которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Далее переходят к гласным о, и, у, ы. Это обусловлено на изменении силы, необходимой для удержания сегментов неба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым  резонансом как при изолированном произнесении, так и в потоке речи.

 Когда ребенок научится протяжно произносить в грудном регистре изолированные гласные, можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных в начале из двух, затем из трех звуков.

По мере овладения фонацией гласных в грудном регистре их включают в вокальные упражнения.

  Еще до операции необходимо готовить голосовой аппарат к правильному звукообразованию. Процесс активизации артикуляционного аппарата занимает длительное время. Приходится тренировать подвижность губ и щек, смещать вперед язык.

 Начинают с обычной артикуляционной гимнастики.

Ребенок учится высовывать язык, убирать его, поднимать, опускать, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком», напрягать «жалом». Для расслабления языка его покусывают по всей поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая. Полезно также слизывание капель с вогнутой поверхности. Также необходимо проводить упражнения для кончика языка. Все упражнения связанные с высовыванием языка помогают опустить его корень.

 При рубцовой деформации верхней губы приходится развивать ее подвижность. Начинают с поднимания и опускания верхней губы. Ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз. Упражнения выполняют перед зеркалом. Затем переходят к втягиванию обеих губ в рот.

 

Следующим шагом в подготовке к исправлению звукопроизношения является воспитание фонематического слуха. Трудности возникают в том, что дети с ринолалией говорят плохо, но считают себя нормальноговорящими. Целые группы фонем они образуют одной  и той же патологической артикуляцией. Поэтому приходится решать две задачи: научить различать звуки речи окружающих и дифференцированно воспринимать собственное произношение.

  На 1 этапе дети учатся:

- выделять звуки из рядя изолированных

- определять наличие изучаемого звука в слове

- определять место звука в слове

- отличать правильный звук от искаженного.

Знакомя детей с изолированными звуками используют конкретные образы: поезд гудит у-у-у, комар поет з-з-з и т.д.

Для определения звука в слове детей знакомят со словами, начинающимися или оканчивающимися на заданный звук.

Отличать правильное произношение от искаженного дети могут только слушая речь логопеда или других взрослых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68069. Краса українського слова 51.5 KB
  Ведучий 2: Так писав відомий український письменник Тарас Шевченко. Ведучий 1: О місячне сяйво і спів соловя Півонії мальви жоржини Моря брилі антів це мова моя Це мова моєї Вкраїни. Ведучий 2: Мова це неоціненне духовне багатство в якому народ живе передає з покоління в покоління мудрість...
68070. І гукає в віки вічна слава твоя, Краснодоне 149.5 KB
  Це свято духа Вияв сил таких Які плекати може серце чисте Це сталь і ніжність почуттів людських І величі ознака урочиста Учень 2 Це втілення краси людської. Це усе чим людство на землі пишалось Це вміння смерті глянути в лице Та так щоби цього і смерть сама злякалась Учень 3 Це спалах світлий...
68071. ВІКТОРИНА «ЧИ ЗНАЕШ ТИ СВІЙ РІДНИЙ КРАЙ?!» 26 KB
  Приймає участь 2 команди по 5 чоловік. 1/. Конкурс "Адреса" рідного краю". Звучить запитання, яка команда першою відповідає вірно, отримує -1- бал. /за кожне запитання/. 1. В якій частині України знаходиться Вінницька область? /в Правобережній/. Хмельницькою, Житомирською/.
68072. Природні багатства. Корисні копалини. Охтирка – нафтова столиця 34.5 KB
  Корисні копалини. Передбачувані результати: Учні повинні знати: природні багатства рідного краю; Вміти: розрізняти корисні копалини розповідати про них. Що вони означають Так це корисні копалини. На сьогоднішньому уроці ми знову погоримо про корисні копалини саме про ті які є в нашій місцевості.
68073. Крымские горы 59.5 KB
  Продолжать формировать представление о природных зонах Украины о горах. Сформировать понятие Крымские горы. Необходимо назвать горные системы название которых начинается с этой буквы и рассказать какие интересные факты об этой горной системе они знают.
68074. Кримські гори 185.5 KB
  Обладнання: Фізична карта України слайди з виглядом гір тварин і рослин кримських гір картки для опитування тестові завдання картки із словами спостережливі ерудовані старанні дружні уважні матеріали проекту Тваринний світ Кримських гір оформлені у вигляді папки і газети. Як називається карпатська...
68075. «Крок до зірок» Позакласний захід для учнів 5 – 6 класів 73 KB
  Ведучий. Доброго дня, дорогі гості, шановні вболівальники та учасники змагань. Сьогодні ми будемо свідками цікавої боротьби юних математиків. У змаганнях беруть участь дві команди — «Пропорція» та «Діаметр», які матимуть можливість показати свої знання, ерудицію, кмітливість і вміння мислити.
68076. Бій під Крутами (вшанування пам’яті юнаків, які героїчно загинули у бою під Крутами 29 січня 1918 року) 124.5 KB
  Мета заходу: формування в учнів почуття патріотизму, любові до свого народу, його історії та героїчного минулого; формування й розвиток мотивації, спрямованої на підготовку до захисту Вітчизни, на прикладі подвигу однолітків; формування інтересу до літератури про бій під Крутами.