46079

Система коррекционного воздействия при ринолалии в послеоперационный период

Доклад

Медицина и ветеринария

Постановка гласных звуков. Занятия снова начинают с проговаривания гласных звуков а и э. Как только небо станет удерживаться в подъеме 1 2 секунды следует приступать к нормализации резонанса гласных звуков. Ребенок упражняется в начале в проговаривании изолированных гласных звуков а затем в сочетаниях по 23 звука.

Русский

2013-11-19

28.5 KB

33 чел.

В 14. Система коррекционного воздействия при ринолалии в послеоперационный период.

Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного небно-глоточного смыкания. К коррекционной работе приступают на 15-20 сутки после операции. В этот период речь больных ухудшается: мягкое небо отечно, движения причиняют боль, поэтому дети избегают артикуляции. Носовой оттенок усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной небной занавески и развитие ее подвижности.

 Занятия снова начинают с проговаривания  гласных звуков а и э. Гласные произносят спокойно, голосом средней громкости, чуть протяжно.

 С 3-4 занятия гласные звуки произносят попарно, слитно аэ-эа. Гораздо активнее небная занавеска поднимается при пении, также для растяжения свежих рубцов можно применять сухое проглатывание. Упражнения заключаются в проглатывании детьми своей слюны.

 С целью компенсации укорочения небной занавески вследствие операции проводят упражнения на развитие подвижности мускулатуры глотки. С этой целью рекомендуется возобновить имитацию глоточного рефлекса, позевывание и полоскание горла.

Чувствительность неба после операции помогает восстановить массаж. Массаж делает сам ребенок, поглаживая небо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого неба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1 – 5 минут один раз в день, и доводят до 10 раз в день по 3 минуты.

 Как только небо станет удерживаться в подъеме 1 -2 секунды следует приступать к нормализации резонанса гласных звуков. Ребенок упражняется в начале в проговаривании изолированных гласных звуков, а затем в сочетаниях по 2-3 звука. Гласные вводятся в порядке а,э,о,и,ы,у.

Все звуки ребенок произносит растянуто слитно, с утрированно открытыми артикуляциями. Язык продвинут к нижним зубам. Рот широко открыт.

 С детьми, впервые обратившимися к логопеду после операции, приходится работать одновременно над постановкой костно-абдоминального дыхания и подачей направленной воздушной струи. Очень важно сразу приступить к перемещению языка в передний отдел полости рта, так как спонтанно это после уранопластики не происходит.

 После разработки доступного небно-глоточного смыкания, овладения направленной воздушной струей, произнесением гласных без носового резонанса и постановки дыхания приступают к упражнениям следующего этапа.  

  Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации, артикуляции.

   Основной целью его является коррекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных.

  Введение новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит между двумя гласными. Наиболее легко удается повторение упражнений с сонорами л, ль и фрикативными в, вь, ф, фь, поставить которые после операции удается легче и проще других.

Взрывные согласные фонемы вводятся в упражнение после фрикативных. Ребенок, проговаривая звукосочетания глубоко сидит на стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяются на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает медленную вибрацию.

 Затем отрабатывают произнесение с уменьшением силы голоса на первом гласном звуке и увеличением на втором.

Этап полной автоматизации новых навыков.

Для достижения главной цели этого этапа -  полной автоматизации новых навыков необходимо ввести в спонтанную речь звуки, поставленные на предыдущем этапе и снять остаточную ринофонию вокальными упражнениями. Для младших дошкольников появление новых фонем  - процесс тесно связанный с развитием речи. Поэтому целесообразно на занятиях с малышами приближать  их к живой ситуативной обстановке – это игры типа лото, отгадывание загадок, добавление слов в предложения, сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. При этом логопед должен подготовить занятие так, чтобы весь лексический материал состоял только из вызванных звуков.

 Избегая скандированного послогового проговаривания нужно как можно скорее переходить от слов к фразе.

  Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже критически относятся к своему недостатку. Довольно легко овладевая речевыми упражнениями, они иногда отказываются правильно произносить вызванные звуки в спонтанной речи. Здесь особое значение приобретает психотерапевтический аспект работы.

  После того как ребенок научится правильно произносить новые звуки в словах и коротких предложениях, их включают в спонтанную речь, применяя игры в вопросно-ответной форме и короткие беседы по заданной теме.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75304. Отечественная историография о происхождении средневекового города 42.5 KB
  Отечественная историография о происхождении средневекового города. Впервые проблема происхождения городского строя в Западной Европе была поставлена в отечественной медиевистике в начале XX в.Впервые в России обращение к городской истории произошло именно в историографическом аспекте. Интересуясь прежде всего проблемами аграрного развития Европы эпохи Средневековья и формируя общую концепцию генезиса феодализма Петрушевский не мог пройти мимо такого интересного сюжета европейской истории как возникновение городов.
75305. Характер, формы и основные этапы социальной борьбы в средневековом городе 35.5 KB
  Средневековые города возникали на земле королей а также светских и духовных феодалов. Они начали борьбу за свое освобождение добиваясь превращения сеньориального города в вольный а его жителей в свободных горожан. Позднее города стали бороться за политические привилегии: право на самоуправление и собственную юрисдикцию. Но это было по силам только очень богатым городам французским английским.
75306. Средневековое цеховое ремесло и его характер 39 KB
  Средневековое цеховое ремесло и его характер. Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. хотя окончательное оформление цехов получение специальных хартий от королей запись цеховых уставов и т.
75307. Производительные силы Западной Европы в V-XV веков 43.5 KB
  Производительные силы средневекового общества это люди с присущими им особенностями сознания трудовыми навыками природная среда их обитания и созданные ими в процессе жизнедеятельности орудия технологии и формы организации труда. Его характеризовали ручные орудия и низкая производительность труда отсутствие скольконибудь значительных материальных ресурсов простое нерасширенное воспроизводство. Даже крупные владения феодалов чаще всего представляли собой конгломерат более или менее значительных усадеб деревень или их групп...
75308. Культура Западной Европы в V-XI веках 43 KB
  Культура Западной Европы в VXI вв. Искусство Западной Европы в средние века. Книга представляет собой очерки истории искусства стран Западной Европы в средние века. Сюда были приглашены наиболее образованные люди тогдашней Европы.
75309. Международные связи в Западной Европе в XI-XV веков 40.5 KB
  Однако международные отношения этого периода не приняли еще достаточно регулярного характера: не было постоянных послов и дипломатических представительств не сложилось еще и международное право; само это понятие в целом едва ли применимо к этому времени развивались лишь отдельные его элементы и прежде всего право войны и морское право например Барселонское морское право оформившееся в XII в. Однако неожиданно монголотатары основательно истощенные к этому времени героическим сопротивлением Руси повернули в степи Причерноморья и...
75310. Возникновение, сущность и эволюция средневекового государства 34.5 KB
  Возникновение сущность и эволюция средневекового государства. Процесс образования централизованного феодального государства в России имел в своей основе те же общие закономерности исторического развития что и процесс образования централизованных феодальных государств в странах Западной Европы. Формы феодального государства были различными но классовая его сущность оставалась одна и та же. Характеризуя основные черты государства в средние века В.
75311. Происхождение термина «средние века» 28 KB
  Происхождение термина средние века. Термин средние века перевод с латинского выражения medium evum средний век 1 был впервые введен итальянскими гуманистами. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира как время испорченной кухонной латыни. Келлер ввел термин средние века в общую периодизацию всемирной истории разделив ее на античность средневековье и новое время.