46081

Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика

Доклад

Медицина и ветеринария

Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних экзогенных факторов воздействующих во внутриутробном периоде развития в момент родов и после рождения. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных так и гласных звуков. В зависимости от нарушений все дефекты...

Русский

2013-11-19

19.5 KB

24 чел.

16. Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика.

Дизартрия -  нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения  и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных , так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по по рядам и подъемам, нарушения согласных по их четырем признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию и отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу.

   В зависимости от нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:

- антропофонические (искажение звука)

- фонологические (отсутствие звука, замена звука, смешение).

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит от локализации поражения мозга. Выделяют следующие нарушения мышечного тонуса:

- спастичность артикуляционных мышц  - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, и т. д., которое приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены.

- гипотония мышц, при которой губы вялые, язык распластанный, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда струя воздуха уходит через нос. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, пь, б, бь, переднеязычных т, ть, д, дь. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, часто межзубный и боковой.

- дистония ( меняющийся характер мышечного тонуса), которая приводит к искажениям, заменам и пропускам звуков.

 Ограничение движения языка вниз связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц.  Ограничение движений языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-глоточной, шило-подъязычной и др. мышц.

При парезах мышц мягкого неба затруднен подъем небной занавески и воздух утекает через нос, речь приобретает носовой оттенок. Иннервация мышц мягкого неба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нерва. При парезах мышц лицевой мускулатуры (височной, жевательной) ограничиваются движения нижней челюсти, в результате чего нарушается тембр голоса.  

Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики являются дискоординированные расстройства, которые проявляются в нарушениях точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений, часто с гиперметрией ( чрезмерной двигательной амплитудой) или с тремором ( мелким дрожанием кончика языка). Также признаком дизартрии являются синкенезии, непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях. Например, при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, обычно усиливаются при волнении или эмоциональном напряжении. Характерны для дизартрии и насильственные движения, которые наблюдаются и в покое и в статистических артикуляционных позах.

  Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного аппарата (диспраксия). А.Р. Лурия выделяет два вида диспраксических расстройств:  кинестетической и кинетической. При кинестетическом наблюдаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. При кинетическом типе нарушается  отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. Нарушается произношение как гласных так и согласных звуков.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох приводит к тому, что ребенок говорит на выдохе. Также характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани.

 Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности  проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79449. Сущность и специфика педагогики сотворчества 27.9 KB
  В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества. Педагогика сотворчества совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника периодически меняющихся ролями и ведущая к их взаимному обогащению и развитию; вопервых возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов норм и правил межличностного общения без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Вторым условием педагогики сотворчества является индивидуальный...
79450. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере 26.64 KB
  Менеджмент совокупность методов принципов средства и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы. С точки зрения привлекаемых ресурсов менеджмент делится на: финансовый менеджмент; менеджмент в сфере управления материальнотехническими ресурсами; менеджмент персонала; информационный менеджмент управление в сфере высоких информационных технологий; менеджмент во временной сфере построение сетевых графиков исполнения работ составление расписаний движений ресурсов оптимизационные задачи...
79451. Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал 29.79 KB
  Педагогическая сущность культурнодосуговой деятельности учащихся в процессе социального воспитания определяется тем что досуг – это прежде всего необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения учащимися потребностей в творческом самовыражении духовнокультурном росте интеллектуальном и физическом самосовершенствовании выполнении широкого круга социальных ролей тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле. В досуговой сфере заключены широкие воспитательные...
79452. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере 26.96 KB
  Коммуникация лат. Коммуникация это общение передача информации в процессе деятельности. Социальная коммуникация обмен информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы речь язык жестов. Философская трактовка: социальная коммуникация это движение смыслов во времени и пространстве.
79453. Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества 24.54 KB
  Существует множество концепций рассматривающих досуг в современном обществе. В то время как феномен досуга продолжает претерпевать изменения крупнейшие теоретики разработали много определений и концепций которые содержат целый ряд закономерностей. Определения досуга распадаются на 4 основных группы Досуг как созерцание связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души в этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности с какой человек делает чтолибо.
79454. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга 27.78 KB
  Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Естественно чем выше культура общества тем выше культура семьи. Режим внутри семьи в квартире занимаемой семьей находится в почти полной власти родителей. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта которое наиболее соответствует особенностям его семьи.
79455. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I 27.52 KB
  В XVIII веке самостоятельное значение в русской культуре начинают обретать наука и искусство образование и техническое творчество философия и богословская мысль образование и техническое творчество т. А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. Интерес к театру пробудившиеся при Петре в разных слоях городского населения приведет во второй четверти XVIII века к созданию театральных организаций как в столицах так и в провинции.
79456. Нормативно-правовое, экономическое и организационное обеспечение деятельности общественных объединений 25.96 KB
  Виды деятельности ОО направлены на создание и развитие: социальных целей благотворительных культурных образовательных научных управленческих охрана здоровья развитие физической кры и спорта удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Основные направления деятельности ОО: представление интересов и защиты прав детей. самодеятельности о.
79457. Роль социально-культурной деятельности в процессе формирования культуры личности 30.96 KB
  По существу возникло новое направление высшей школы обусловленное нынешней социальнокультурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образование в сфере социальнокультурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать что у каждой Современная социальнокультурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном...