46081

Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика

Доклад

Медицина и ветеринария

Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних экзогенных факторов воздействующих во внутриутробном периоде развития в момент родов и после рождения. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных так и гласных звуков. В зависимости от нарушений все дефекты...

Русский

2013-11-19

19.5 KB

23 чел.

16. Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика.

Дизартрия -  нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения  и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных , так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по по рядам и подъемам, нарушения согласных по их четырем признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию и отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу.

   В зависимости от нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:

- антропофонические (искажение звука)

- фонологические (отсутствие звука, замена звука, смешение).

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит от локализации поражения мозга. Выделяют следующие нарушения мышечного тонуса:

- спастичность артикуляционных мышц  - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, и т. д., которое приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены.

- гипотония мышц, при которой губы вялые, язык распластанный, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда струя воздуха уходит через нос. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, пь, б, бь, переднеязычных т, ть, д, дь. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, часто межзубный и боковой.

- дистония ( меняющийся характер мышечного тонуса), которая приводит к искажениям, заменам и пропускам звуков.

 Ограничение движения языка вниз связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц.  Ограничение движений языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-глоточной, шило-подъязычной и др. мышц.

При парезах мышц мягкого неба затруднен подъем небной занавески и воздух утекает через нос, речь приобретает носовой оттенок. Иннервация мышц мягкого неба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нерва. При парезах мышц лицевой мускулатуры (височной, жевательной) ограничиваются движения нижней челюсти, в результате чего нарушается тембр голоса.  

Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики являются дискоординированные расстройства, которые проявляются в нарушениях точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений, часто с гиперметрией ( чрезмерной двигательной амплитудой) или с тремором ( мелким дрожанием кончика языка). Также признаком дизартрии являются синкенезии, непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях. Например, при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, обычно усиливаются при волнении или эмоциональном напряжении. Характерны для дизартрии и насильственные движения, которые наблюдаются и в покое и в статистических артикуляционных позах.

  Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного аппарата (диспраксия). А.Р. Лурия выделяет два вида диспраксических расстройств:  кинестетической и кинетической. При кинестетическом наблюдаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. При кинетическом типе нарушается  отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. Нарушается произношение как гласных так и согласных звуков.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох приводит к тому, что ребенок говорит на выдохе. Также характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани.

 Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности  проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81125. Лялька мотанка «Дзвіночок» 39 KB
  Обладнання: Шматки тканини круглої форми і різного розміру (одна менше другої), резинки для скручування, газета,шматок тканини білого кольору прямокутної форми, шматок тканини трикутної форми різного кольору. Ляльки для демонстрації: обрядові – 3 штуки, інші – 4 штуки.
81126. Шов «вперед голку», його призначення, прийоми виконання. Оброблення швом серветки 43 KB
  Мета: навчити виконувати шов вперед голку та оздоблювати ним виріб з тканини розвивати увагу мислення виховувати естетичні смаки культуру праці любов до матері націлювати шанобливе ставлення до професії вишивальниці та швачки. Чи хочете ви так навчитись шити і вишивати?
81127. Українська хата. Обереги 73 KB
  Мета: навчити розрізняти давню українську хату від будинків сьогодення; розширити і поглибити знання дітей про особливості українського інтер’єру значення оберегів; розвивати мовленнєві уміння збагачувати словниковий запас засвоїти назви предметів українського побуту...
81128. Безопасное поведение дома. Пользование бытовой техникой. Причины возникновения пожаров, аварий. Осторожное отношение к лекарствам 61 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания детей о поведении в чрезвычайных ситуациях; научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях; работать с памятками безопасного обращения с огнем, электроприборами, лекарствами, газом, поведения в ситуации «Один дома»...
81129. Человеческие добродетели. Добро начинается с тебя 43 KB
  Цель: продолжить знакомить учащихся с человеческими добродетелями; учить характеризовать действия и явления как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; воспитывать чувство доброты сопереживания щедрости.
81130. Зима щедра святами 49 KB
  Бесіда Які свята ми святкуємо взимку Якого свята чекаєте з нетерпінням Чому Вірш учень 1 Хоч рік Новий іще не близько Хоч холодно надворі й слизько Та до нас вже скоро Миколай прийде до школиІ принесе усім гостинці Та подарунки у торбинці. Бесіда Яке свято приходить у кожен дім разом з ялинкою?
81131. Надзвичайні ситуації. Дитина та аварійна ситуація 44.5 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про аварії, їх негативний вплив на життя людини; навчити правил поведінки під час аварій на підприємствах; виховувати самодисципліну, рішучість, милосердя. Обладнання: зошит, підручник, картки, мультімідійна дошка.
81132. Узагальнення знань з теми «Усна народна творчість». Опрацювання казки А. Дімарова «Для чого людині серце». Добір спільнокореневих слів та зміна форми слова для перевірки слів з ненаголошеними (е, и) в корені слова 94.5 KB
  Розвивати увагу, спостережливість, уміння аналізувати, робити висновки. Виховувати почуття доброти. Таблиці, роздатковий матеріал для роботи в парах, групах, малюнок до казки, музика для проведення фізкульт-хвилинки, зірочки жовтого, помаранчевого і червоного кольорів, малюнки з різними виразами облич...
81133. Буква Єє на позначення звукосполучення «йе» 36.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з буквами Єє та їх звукоим значенням; формувати навички швидкого, правильного, свідомого читання; удосконалювати навички звукового аналізу слів; розвивати зв’язне мовлення учнів; виховувати в учнів бажання бачити красу рідної природи.