46081

Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика

Доклад

Медицина и ветеринария

Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних экзогенных факторов воздействующих во внутриутробном периоде развития в момент родов и после рождения. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных так и гласных звуков. В зависимости от нарушений все дефекты...

Русский

2013-11-19

19.5 KB

26 чел.

16. Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика.

Дизартрия -  нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения  и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных , так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по по рядам и подъемам, нарушения согласных по их четырем признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию и отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу.

   В зависимости от нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:

- антропофонические (искажение звука)

- фонологические (отсутствие звука, замена звука, смешение).

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит от локализации поражения мозга. Выделяют следующие нарушения мышечного тонуса:

- спастичность артикуляционных мышц  - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, и т. д., которое приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены.

- гипотония мышц, при которой губы вялые, язык распластанный, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда струя воздуха уходит через нос. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, пь, б, бь, переднеязычных т, ть, д, дь. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, часто межзубный и боковой.

- дистония ( меняющийся характер мышечного тонуса), которая приводит к искажениям, заменам и пропускам звуков.

 Ограничение движения языка вниз связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц.  Ограничение движений языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-глоточной, шило-подъязычной и др. мышц.

При парезах мышц мягкого неба затруднен подъем небной занавески и воздух утекает через нос, речь приобретает носовой оттенок. Иннервация мышц мягкого неба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нерва. При парезах мышц лицевой мускулатуры (височной, жевательной) ограничиваются движения нижней челюсти, в результате чего нарушается тембр голоса.  

Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики являются дискоординированные расстройства, которые проявляются в нарушениях точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений, часто с гиперметрией ( чрезмерной двигательной амплитудой) или с тремором ( мелким дрожанием кончика языка). Также признаком дизартрии являются синкенезии, непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях. Например, при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, обычно усиливаются при волнении или эмоциональном напряжении. Характерны для дизартрии и насильственные движения, которые наблюдаются и в покое и в статистических артикуляционных позах.

  Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного аппарата (диспраксия). А.Р. Лурия выделяет два вида диспраксических расстройств:  кинестетической и кинетической. При кинестетическом наблюдаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. При кинетическом типе нарушается  отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. Нарушается произношение как гласных так и согласных звуков.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох приводит к тому, что ребенок говорит на выдохе. Также характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани.

 Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности  проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60846. Почему идёт дождь и дует ветер? 53.5 KB
  Тип урока: Изучение нового материала. дождь Тучи нагоняет Воет задувает. ветер Итак сегодня на уроке мы узнаем почему идёт дождь и дует ветер. Скажите что такое дождь и ветер это явления природы...
60847. Омоніми. Антоніми. Синоніми 52.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про групи слів за значенням; формувати вміння учнів правильно застосовувати омоніми синоніми та антоніми в текстах знаходити їх у реченнях; виховувати кращі людські якості на основі моралі яка міститься у прислівях та приказках....
60850. Описание типологии MBTI 88.5 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам совокупности инстинктов. Отличия между людьми можно в очень обобщенном виде свести к следующим противопоставлениям: экстраверты интроверты: первые черпают энергию в общении с людьми могут поддержать любую беседу воспринимают информацию по мере поступления контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации хотя чисто внешне они могут не иметь видимых проблем в общении;...
60851. Быт и традиции древних греков 34.5 KB
  Для решения учебных задач урока для усвоения новой темы применяется метод опережающего обучения и работа в группах. Метод применяемый на данном этапе объяснительно иллюстративный. Для закрепления теоретического материала учащиеся получают творческое задание: Считаете ли Вы спартанское воспитание образцовым Используется модельный метод обучения в группах что позволяет трансформировать полученные теоретические знания на получение практических навыков.
60852. Описания типов по Тайгеру 173.5 KB
  Первое место среди их приоритетов занимают взаимоотношения с людьми забота о других. Их интересуют не только очевидные явления но и их возможные последствия а также то в какой мере эти последствия могут отразиться на других людях. Чрезвычайно организованные по натуре ENFJ предпочитают жить в упорядоченном мире и ожидают того же от других. Они хорошо разбираются в людях отличаются чувством ответственности и заботы о других.